Чувства формируемые у обучаемого

Формирование и развитие у ребенка умения понимать эмоциональные состояния людей

Виктория
Формирование и развитие у ребенка умения понимать эмоциональные состояния людей

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства, поведение. так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.

Однако, ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.

Для преодоления этих трудностей в воспитательно — образовательной работе с дошкольниками необходимо уделить внимание развитию межличностного общения ребёнка со сверстниками, взрослыми людьми. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, сферы общения, очень актуальна и важна.

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, представляющих собой отношения человека к окружающему и к тому, что с ним происходит. Основой возникновения эмоций являются потребности и мотивы человека.

Эмоциональность составляет одну из сторон темперамента человека, т. е. в значительной степени определяется наследственными и врожденными предпосылками. В то же время эмоциональная сфера динамична. Она развивается, созревает, а затем может претерпевать значительные изменения в течение жизни. При этом огромное значение для формирования эмоциональной индивидуальности человека имеет ранний эмоциональный опыт и семейное воспитание.

Эмоции сами могут являться мощными регуляторами нашего поведения и деятельности. Поэтому так важна для человека способность владеть ими. Старший дошкольный возраст – период активного созревания произвольности. Это сензитивный период для развития саморегуляции эмоционального состояния ребенка.

Для детей в данном случае важна наработка полезных и приемлемых способов поведения в различных эмоциональных состояниях.

Для того чтобы осознавать свои эмоциональные состояния, ребенку, прежде всего, необходимы знания о различных эмоциональных переживаниях и о причинах, их вызывающих. Таким образом, через знакомство с основными эмоциями и эмоциональными состояниями, такими как радость, печаль, грусть, гнев, страх, удивление, чувство стыда, чувство обиды, чувство гордости, смущение, спокойное состояние, я формирую у ребенка когнитивную составляющую эмоционально-волевой саморегуляции. В процессе такого знакомства у старших дошкольников расширяются знания об эмоциональной сфере человека, обогащается эмоциональный словарь, расширяются и закрепляются умения узнавать эмоции по их внешним невербальным проявлениям, продолжает развиваться способность понимать причины поведения людей, предвидеть социальные последствия тех или иных событий, т. е. развивается социальный интеллект. Это происходит, например, за счет рассказа или показа с помощью кукол историй и сказок, а затем обсуждения с детьми эмоциональных переживаний и поведения героев.

Также я развиваю рефлексивные способности детей, помогаю в осознании ими своего эмоционального опыта. Это может происходить как в беседах с детьми (например, за счет поиска ими в своем опыте переживаний аналогичных описанным в какой-либо истории, так и в процессе арт-терапевтических процедур, выполнения различных заданий и упражнений. Причем, принятие любых эмоциональных переживаний детей, является обязательным условием для развития рефлексивных способностей и способностей самоконтроля у детей. Однако, при этом важно формирование и закрепление у детей адекватных, полезных и социально приемлемых способов выражения своих эмоциональных переживаний, расширение арсенала приемлемых способов поведения, повышение поведенческой гибкости.

Овладение своими эмоциональными переживаниями на занятиях происходит в процессе ролевых игр, игр с правилами, арт-терапевтических процедур и бесед. Это осуществляю за счет трансляции и демонстрации позитивных способов поведения; за счет подкрепления, поощрения приемлемых форм поведения детей; закрепления у них полезных поведенческих проявлений в специально подобранных играх, введения определенных правил, ограничений на занятии и в игровом взаимодействии детей.

Читайте также:  Может ли человек чувствовать мысли другого человека

Нужно понимать, что совершенствование регуляции своего поведения – это процесс, требующий от детей значительных усилий. Поэтому они должны быть, прежде всего, замотивированы. Привлекательным для детей мотивом я считаю участие в совместных играх. Причем имеют значение, используемые мной, способы регулирования поведения детей, т. к. мой стиль поведения – образец для подражания детей. Предъявляемые мною требования соответствуют индивидуальным возможностям детей, т. е. они выполнимы.

Важным представляется также стимулирование в процессе проявления детьми позитивных социальных чувств (интереса друг к другу, сопереживания, сочувствия, радости за другого) и позитивных поведенческих реакций (оказание поддержки, помощи, желание защитить, уступить). Развитие богатства мимики, пантомимики, раскованности, выразительности эмоциональных проявлений детей является сопутствующим процессом.

Структура занятия обычно включает:

— вводную или разминочную часть (здесь, как и в конце занятия, могут часто использоваться игры-ритуалы);

— основную часть, раскрывающую тему занятия;

Один из принципов обучения – разнообразие форм деятельности, чередование спокойных и подвижных игр и процедур на занятии.

На занятия-тренинги я приглашаю родителей. На занятиях они не зрители, а активные участники. После каждого занятия предлагаю родителям вместе с детьми выполнить домашнее задание по теме.

— наличие позитивной динамики в умении детей узнавать, точно называть и графически изображать основные эмоциональные состояния;

— рост продуктивной активности, инициативности ребенка, рост проявления им позитивных чувств;

— снижение негативных переживаний и деструктивных проявлений детей в контактах;

— позитивная динамика способности называть свои эмоциональные состояния и выражать их социально приемлемыми способами.

Ожидаемый результат: позитивная динамика в развитии произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей.

— наличие позитивной динамики в умении детей узнавать, точно называть и графически изображать основные эмоциональные состояния;

— рост продуктивной активности, инициативности ребенка, рост проявления им позитивных чувств;

— снижение негативных переживаний и деструктивных проявлений детей в контактах;

— позитивная динамика способности называть свои эмоциональные состояния и выражать их социально приемлемыми способами.

Дидактическое пособие «Эмоциональные кубики» Цель: Учить детей выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику лица, развивать внимание, логику, речь и мелкую.

Игры на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.

Формирование умения чистки зубов. Дидактическая игра «Кроко чистит зубки» и пособие к игре Формирование умения чистки зубов В период формирования умений чистки зубов используется в большей степени практический прием – упражнение,.

Консультация для родителей «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу» Консультация для родителей: «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу». Данная консультация для родителей о том, как научить.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка» Значение семьи в жизни ребенка очень большое: семья выступает, как институт социализации ребенка. В связи с этим родителям необходимо правильно.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Влияние арт-терапии на развитие ребенка Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду.

Влияние семьи на развитие ребенка Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что.

Читайте также:  Древнее неосознанное животное чувство 8 букв

Источник

Методическая разработка. Программа «Формирование адекватного эмоционального восприятия у старших дошкольников»

Венера Кузнецова
Методическая разработка. Программа «Формирование адекватного эмоционального восприятия у старших дошкольников»

Целью программы является формирование адекватного эмоционального восприятия у старших дошкольников, а именно умение понимать эмоциональное состояние другого человека, адекватно поступать в эмоциональных ситуациях и снимать собственные негативные эмоции социально приемлемыми методами.

Программа рассчитана на 1,5 месяца.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Взрослому необходимо способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка.

Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольников — это появление способности управлять эмоциями, то есть произвольность поведения. Поведение постепенно превращается из побуждаемого спонтанными чувствами и впечатлениями («полевого поведения») в поведение «волевое», что означает переход от внешней к внутренней его регуляции, к возможности выбора собственного поведения (Леонтьев А. И., 1995). Наблюдая за внешними эмоциональными проявлениями, ребенок учится понимать поведение других людей и правильно реагировать в соответствии с ним.

Отсутствие нормальных взаимоотношений в семье, чувства любви к ребенку приводит к невозможности формирования ощущения собственной значимости.

Данная программа позволяет ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и научить адекватно на него реагировать.

Цель программы – формирование адекватного эмоционального восприятия у детей 5 — 7 лет.

1. Развитие умения различать эмоциональные состояния и связанные с ним физические ощущения.

2. Обучить словесной передаче своего эмоционального состояния.

3. Развитие способности делиться своими переживаниями.

4. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

5. Обучить навыкам саморегуляции и адекватного отреагирования эмоций.

6. Научить снимать собственные негативные эмоции социально приемлемыми методами.

6. Формировать у детей доброжелательное поведение.

7. Развивать чувство собственной значимости.

Занятия проводятся с подгруппой детей, 1-2 раза в неделю. Длительность занятия 25-30 минут. Предполагается, что занятия проводятся с группой детей, которые рассаживаются в кружок на ковре или на стульчиках. Психолог располагается вместе с детьми в круге.

В качестве основных методови приемов на занятии используются: психогимнастика, обыгрывание эмоционального состояния, обыгрывание конфликтных ситуаций и обучение детей выходам из них, элементы групповой дискуссии, психологические этюды. В работе с детьми используется также метод арт-терапии. В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психологическая энергия, которая тратится ребенком на неэффективное напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется.

Таким образом, в программе используются разнообразные формы и методы организации работы детей, которые позволяют раскрыть содержание их личного опыта относительно предложенной темы.

Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным.

Занятие 1. «Наказание».

Цель: снять напряжение, которое формируется у ребенка при неадекватной системе наказания дома и научить его вести себя так, чтобы оно вновь не возникало.

1. Игра «Снежный ком».

Цель: создание положительного эмоционального состояния.

Цель: выработка умения распознавать и описывать свои эмоции и чувства других людей.

Цель: релаксация, поддержание благоприятной атмосферы.

4. Игра «Угадай эмоцию».

Цель: ознакомление детей с эмоциями, учить выразить заданное эмоциональное состояние через мимику и пантомимику.

5. Упражнение «Понимаем друг друга».

Цель: развивать умение учитывать в своём поведении состояния, желания и интересы другого человека.

Закончить занятие можно, предложив детям, спросить друг у друга, что они чувствуют в данный момент.

Цель: научить опознавать страх, снимать напряжение социально приемлемым способом.

Цель: создание положительного эмоционального состояния.

2. Беседа с детьми.

Цель: научить ребенка опознавать чувство страха, адекватно реагировать на него.

3. Прослушивание музыки.

Цель: релаксация, поддержание благоприятной атмосферы.

Цель: развитие умения справляться со своими страхами.

5. Упражнение «Коробка переживаний».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Цель: научить опознавать боль, снимать напряжение социально приемлемым способом.

Цель: развитие экспрессии, создание положительного эмоционального состояния.

Читайте также:  Психогимнастика для эмоционального развития дошкольников

Цель: научить опознавать боль и вести себя в соответствующей ситуации.

3. Упражнение «Сюжетные картинки».

Цель: умение определять эмоциональные состояния других людей, развитие эмпатии.

4. Игра «Дождь в лесу».

Цель: релаксация, снятие психоэмоционального напряжения.

5. Упражнение «Вкусные конфеты».

Цель: развитие стремления к восприятию, пониманию и принятию эмоций чувств другого, построения своего поведения в соответствии с ними (на примере сочувствия).

Занятие № 4. «Обида».

Цель: научить опознавать обиду и вести себя в соответствующей ситуации.

Цель: развитие экспрессии, создание положительного эмоционального состояния.

Цель: научить опознавать обиду.

3. Упражнение «Дарю цветок».

Цель: релаксация, снятие психоэмоционального напряжения.

4. Упражнение «Что делать, если тебя кто-то обидел?».

Цель: умение детей адекватно реагировать в случае обиды.

5. Упражнение «Я рисую обиду».

Цель: развитие стремления к восприятию, пониманию и принятию эмоций чувств другого, построения своего поведения в соответствии с ними.

Занятие № 5. «Злость».

Цель: научить опознавать злость, адекватно реагировать на чужую агрессию, снимать напряжение социально приемлемым способом.

1. «Давайте поздороваемся».

Цель: снятие мышечного напряжения, создание положительного эмоционального состояния.

2. Беседа с детьми.

Цель: научить опознавать злость.

3. Упражнение «Ветерок».

Цель: релаксация, снятие психоэмоционального напряжения.

4. Продолжение беседы «Примеры ситуаций»

Цель: научить опознавать злость и вести себя в соответствующей ситуации.

5. Упражнение «Справимся со злостью».

Цель: научить ребенка владеть своими эмоциями и адекватно реагировать на чужую агрессию, снимать напряжение социально приемлемым способом.

Занятие № 6. «Грусть».

Цель: научить опознавать грусть и вести себя в соответствующей ситуации.

1. Упражнение «Назови себя ласково».

Цель: создание положительного эмоционального состояния.

Цель: научить опознавать грусть.

3. Упражнение «Самоуважение».

Цель: релаксация, снятие психоэмоционального напряжения.

4. Этюд «Гадкий утенок».

Цель: учить выразить заданное эмоциональное состояние через мимику и пантомимику.

5. Упражнение «Как следует поступать, если кому-то грустно».

Цель: научить опознавать грусть и вести себя в соответствующей ситуации.

Цель: научить опознавать чувство стыда и вести себя в соответствующей ситуации.

1. Упражнение «Прогноз погоды».

Цель: выявление эмоционального состояния каждого ребёнка вначале занятия.

Цель: научить опознавать стыд.

3. Упражнение «Полный покой души».

Цель: релаксация, снятие психоэмоционального напряжения.

4. Этюды «Кто съел варенье?», «Кот Васька».

Цель: учить выразить заданное эмоциональное состояние через мимику и пантомимику.

5. Упражнение «Как избежать неприятных чувств».

Цель: научить опознавать чувство стыда и вести себя в соответствующей ситуации.

Цель: научить опознавать чувство вины и вести себя в соответствующей ситуации.

Цель: снятие мышечного напряжения, создание положительного эмоционального состояния.

Цель: научить опознавать вину.

3. Упражнение «Цветок».

Цель: релаксация, снятие психоэмоционального напряжения.

4. Игра «Что было бы, если бы…».

Цель: обучить словесной передаче эмоционального состояния.

5. Упражнение «Как избежать чувства вины».

Цель: научить опознавать чувство вины и вести себя в соответствующей ситуации.

Занятие № 9. «Месть».

Цель: показать неэффективность мести и научить защищаться, не переходя на месть.

1. Упражнение «Волшебная подушка».

Цель: снятие мышечного напряжения, создание положительного эмоционального состояния

Цель: обогащение знаний детей о «мести».

3. Упражнение «Прекрасный сад».

Цель: релаксация, снятие психоэмоционального напряжения.

4. Продолжение беседы «Примеры ситуаций».

Цель: показать неэффективность мести и научить защищаться, не переходя на месть.

5. «Рисуем настроение».

Цель: выявление эмоционального состояния каждого ребёнка по окончанию занятия.

Занятие № 10. «Наши чувства».

Цель: Выработка умения распознавать и описывать свои эмоции и чувства других людей.

1. Упражнение «Волшебный ящик».

Цель: через мимику и пантомимику выразить заданное эмоциональное состояние.

2. Игра «Лото настроений».

Цель: умение определять эмоциональные состояния.

3. Прослушивание музыки.

Цель: релаксация, поддержание благоприятной атмосферы.

Цель: учить выразить заданное эмоциональное состояние через мимику и пантомимику.

5. «Рисуем настроение».

Цель: умение ребенка передавать эмоцию в рисунке.

Проект эмоционального развития «Радость» Проект эмоционального развития «Радость» был разработан педагогом-психологом Закауловой Н. А. Он был внедрен в практику ДОУ в сентябре 2013г.

Работа группы «Смородинка» по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей старшего возраста. Одним из способов оказания помощи детям старшего возраста по обеспечению адекватного реагирования в коммуникативной сфере, развитию навыков.

Источник

Оцените статью