Чтобы не обидеть чувства верующих

Оскорбляются ли чувства верующих?

Чуть более недели назад в Санкт-Петербурге состоялся пикет против закона об оскорблении чувств верующих (статья 148 УК РФ). Некоторые пикетчики назвали себя священниками «Апостольской православной церкви». В руках они держали плакаты с надписями типа: «Чувства верующего оскорбить невозможно», «Бог поругаем не бывает» и проч. Людей собралось совсем немного, можно было и не заметить подобный микропикет, но алчные до всяких протестных акций СМИ тут же распространили новость по всевозможным каналам. Дескать, вот продвинутые питерские священники ничем таким не оскорбляются, а кондовые православные все продолжают выдумывать какую-то ерунду об «оскорблении» их чувств.

Тему активно обсудили на некоторых блогах, со всеми обычными «за» и «против». Инцидент в очередной раз показал, что данный вопрос продолжает быть актуальным, вызывает разные мнения, и требует серьезного обсуждения в церковной среде. К сожалению, тезис «Бог Сам постоит за Себя» приходится слышать не только от неканонических священников Петербурга, но и от многих наших церковных людей.

Итак – можно ли оскорбить чувства верующего? Когда я слышу этот вопрос, приходит на ум следующая ситуация. Если при мне будут поносить моего земного отца, какова должна быть моя реакция? Допустим даже, что отец еще в силах, и сам может покарать обидчика – буду ли я хладнокровно молчать, никак не реагируя на оскорбления моего родителя? Вряд ли нормальный человек в таком случае останется безучастным. А что же говорить о хуле на Отца Небесного, Которого мне заповедано любить больше отца земного? Неужели моим ответом станет равнодушное молчание? Конечно, далеко не всякий случай богохульства требует привлечения именно к уголовной ответственности. Есть очень разные ситуации. Но сам принцип «невозможности оскорбления чувств верующего» ошибочен даже в такой, простейшей нравственной оценке.

На тезис «невозможности оскорбления чувств» можно взглянуть и с антропологической точки зрения. Оставим сейчас чувства верующего и спросим про обычные чувства любого человека – можно ли их оскорбить? Конечно можно! Вообще, значение глагола «оскорбить» словарь Ушакова определяет как «крайне унизить, обидеть, причинить моральный ущерб, боль кому-чему-нибудь». Относится ли данный глагол к чувствам вообще? Несомненно. Вряд ли стоит доказывать, что чувствам можно причинить боль. А теперь вновь соединим словосочетание «оскорбить чувства» с личностью верующего человека. Неужели у верующего, кроме духовного чувства, нет и обычных, душевных чувств по отношению к своей вере? Есть, и они могут быть унижены, оскорблены. Верующему любой религии естественно испытывать боль, когда у него на глазах попирается самое святое в его жизни.

Если говорить конкретно о христианстве, то Священное Писание уж точно нигде не говорит, что издевательство над святыней надо молчаливо попускать под видом «любви» и «неосуждения». В Ветхом Завете богохульника побивали камнями (см.Лев.24,10-16). В Новом Завете апостол Павел пишет, что противящихся здравому христианскому учению необходимо обличать, а упорным противникам веры заграждать уста (см.Тит.1,9-11). Да, о заявлениях в милицию в новозаветных текстах ничего не сказано, но в то же время, равнодушие христианина к хуле на христианское учение также исключается. Какая-то реакция, с оглядкой на ситуацию, должна иметь место. Как пример можно вспомнить поступок Священного Синода в отношении богохульника Льва Толстого.

Очень важный для нашей темы эпизод дает книга «Апокалипсис». В 13й главе описывается зверь с семью головами и десятью рогами, выходящий из моря. Церковные экзегеты традиционно видят в нем личность антихриста. Тайнозритель указывает, что на головах зверя были имена богохульные… и даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно… и отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе (Отк.13:1, 5, 6). Антихрист, которому с удовольствием поклонятся все, живущие на земле (см.Отк.13,8), будет великим богохульником. Он похулит не только Самого Бога, но и жилище Его (Церковь и святых), а также живущих на небе (ангелов). Самое поразительное, что подобное кощунство уже никого не оскорбит – ведь сказано, что большая часть людей добровольно поклонится антихристу, говоря: кто подобен зверю сему? (Отк.13,4).

Очевидно, тогда уже всех все устроит, ибо люди будут к этому подготовлены. Хула станет обычным делом, к ней вполне привыкнут. Вначале по фальшивому снисхождению к грешнику, «по любви». Дескать, Бог ему судья, пусть говорит что хочет, а мы должны терпеть и «молиться за него». Возможно, впоследствии право на кощунство получит юридический статус, а потом закрепится как некий параллельный вид религиозности. «Можно хвалить Бога, а можно и хулить Его. Какая разница? Я свободен в своих желаниях, а верующие пусть не обижаются. Они вот и сами признают, что их чувства оскорбить невозможно». Подобный образ мыслей будет в тренде, и богохульство станет нормой.

Жутко? Еще как. А ведь мы сами приближаем это страшное время своей легкомысленностью и… теплохладностью. Потому что кто сильно любит, тот сильно и ревнует. Отстаивание права на хулу и всякого рода сюсюканье с кощунниками обличает нас в отсутствии подлинной любви к Богу и святости. Уверен, что убиенный священник Даниил Сысоев никогда не потерпел бы рядом с собой богохульство. Также, никто из современных нам старцев и опытных духовников не предложил «попить чаек и поговорить» со скандально известными девицами, плясавшими в главном храме страны. Кто любит Господа, не может быть снисходителен к поношению Его. Да, понятно, что жесткая риторика Иосифа Волоцкого или Феодора Студита в отношении еретиков и богохульников сегодня уже не всегда уместна – но как тысячу лет назад, так и сейчас грех разлагает общество изнутри. А самый страшный из них – открытое издевательство над святыней, глумление над Богом и верой в Него.

Конечно, в разговоре на эту тему можно открыть Писание и на других страницах, и подойти к вопросу с иных сторон. Здесь еще не все понятно – что именно расценивать как нарушение статьи, и какие меры вообще могут быть уместны или неуместны. Дискуссия допустима и необходима. Но равнодушие – недопустимо. А слова о «невозможности оскорбления чувств» — это и есть маска равнодушия, да еще и одеваемая сразу на всех верующих без разбора. Я, по крайней мере, носить эту маску не согласен. Надеюсь, что и вы тоже.

Источник

Чтобы не обижать чувства верующих

Открытое письмо Православным верующим России

Много разных эмоций вызвал мой бизнес проект «Бергус» по открытию производства медицинских и гигиенических изделий, в том числе средств контрацепции во Владимирской области в посёлке Боголюбово.

Со своей стороны хочу всех Православных заверить, у меня не было какого-то умысла задеть ваши глубокие религиозные чувства.

Так сложилось, что единственной подходящей промышленной площадкой, которую мы смогли приобрести во Владимире и его окрестностях, оказалась площадка в промышленной зоне, расположенная в границах муниципального поселения Боголюбово.

Как глубоко верующий человек , такое стечение обстоятельств я воспринимаю как волю Свыше! Именно моя вера побуждает меня создавать производства, заниматься реальным делом, которое несет Благо моей семье, моему народу и моей Родине.

В голове даже не было мысли, что юридический адрес, написанный мелкими буквами на обороте упаковок медицинских изделий, в том числе контрацептивов, может как-то какого-то задеть. Тем более не было планов использовать в рекламных и маркетинговых целях название поселка, ассоциирующиеся со святым местом, а именно с находящимся на территории поселка Свято-Боголюбовским монастырём.

Со своей стороны выражаю искреннее сожаление, что мои действия затронули религиозные чувства части верующих Страны!

Прошу меня простить!

Обращаюсь к Администрации Владимирской области и к администрациям Боголюбовского сельского поселения и города Владимира с просьбой о включении территории нашего предприятия (или в целом промышленной зоны, в которой оно находится) в состав территории областного центра.

С юридической стороны этот процесс возможен. По времени он может занять до года.

Таким образом, будет изменён юридический адрес ООО «Бергус» и на продукции в качестве места производства будет указываться город Владимир.

Прошу всех поддержать!

Управляющий партнёр ООО «Бергус», ООО «КИТ».

Председатель Союза Малых Промышленников.

Член Совета ВО «ОПОРА РОССИИ»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Источник

Инструкция по общению: как не обидеть верующих

Ты живешь в многоконфессиональной стране, где существует закон о защите чувств верующих. Помножив это на несовершенство судебной системы, получим рискованную обстановку во время бесед о религии. Зачастую неверно сказанная фраза приводит к тому, что тобой интересуются органы правопорядка. Поговорим о том, как с точки зрения закона избегать неприятных ситуаций, и рассмотрим мнение верующих.

Как тебя накажут за длинный язык?

Итак, ты родился в России, поздравляю! Первым делом для безопасного пребывания здесь нужно выучить Конституцию (однако это не гарантирует тебе полную защиту). Мы уже говорили о том, как обезопасить себя при разговоре с полицией. Сейчас учимся вести беседы о боге, чтобы не нарваться на стражей. Нас волнует статья 148 УК РФ, которая предусматривает наказания от штрафа до реального срока. Однако где та тонкая грань, что отделяет хулигана от преступника? Разбираемся в многочисленных пунктах.

Пункт 1

Итак, если ты сказал пренебрежительно и громко «Бога нет!», то тебя могут провести по первому пункту этой замечательной статьи. Согласно закону, человек, публично выражающий неуважение к религии, карается штрафом до 300 тысяч рублей. Чем ярче твоя ненависть — тем выше мера пресечения.

Пункт 2

Идем дальше и перемещаемся непосредственно в церковь. Если ты зачем-то решишь разбить икону или любую другую святыню, то понесешь уже более серьезное наказание. Штраф в таком случае достигает 500 тысяч. К тому же есть шанс схватить реальный срок до трех лет лишения свободы. Вдобавок могут накинуть год различных ограничений: подписка о невыезде, запрет на перемещения за границу и так далее. Так что будь аккуратнее, задеть иконостас дорогого стоит.

Пункт 3

Допустим, у тебя под окнами собралась толпа. Они шумят и дымят, что явно мешает окружающим. Нет, это не сходка вейперов, а крестный ход, где священники машут кадилами и громко читают молитвы. Если тебе не нравится, что церемония проходит у твоего дома, то будь аккуратнее с замечаниями. Требование переместиться в другое место вполне можно воспринять не так, опираясь при этом на закон. «Воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений» — так звучит формулировка третьего пункта, которая не позволит решить проблему. Иными словами, ты мешаешь им, а не они. Если на тебя решат пожаловаться, то будь готов к штрафу до 300 тысяч или исправительными работам на 360 часов. Также могут дать арест на три месяца (если совсем агрессивно разгонял).

Пункт 4

Четвертый пункт дополняет третий. Скажем, если ты воспрепятствовал крестному ходу с битой, то тебя пустят как раз по нему. Или если ты при разгоне пользовался служебным положением. Санкции следующие: штраф до 200 тысяч, различного рода работы по исправлению тебя как гражданина (исправительные, обязательные, принудительные). Высшая мера пресечения — лишение свободы на срок до двух лет, а также запрет на ведение общественно-политической деятельности.

Учимся говорить с верующими

Теперь ты знаешь, за что и как тебя могут наказать. Как избежать подобных ситуаций? Для начала пойми, что человек способен обидеться на все что угодно, а дальше дело за доказательствами. Поэтому нет универсальной формулы: как выйти сухим из воды. Яркий пример — недавний случай с работой художника Покраса Лампаса в Екатеринбурге. Огромную картину на асфальте закрасили из-за того, что на ней изображен крест. Верующие возмутились из-за того, что христианская святыня будет затоптана ногами. В данном случае художнику повезло, что на его стороне оказалась общественность и мэрия города, иначе полиция взяла бы во внимание его «оскорбление». Один из православных активистов крайне радикально высказывался по поводу инсталляции:

«Я измажу [площадь] кровищей вот этих вот индейцев-сатанистов. Здесь такой будет арт-объект, прозвенит на всю Россию!»

Если не хочешь, чтобы тебя расчленили, соблюдай следующие простые правила:

  • Будь аккуратнее с высказываниями и публикациями в интернете. Да, у нас свобода слова и все дела, но никто не запрещает верующим обижаться. До тех пор, пока закон сформулирован так, что любой имеет право оскорбиться, тебе стоит следовать неписанным правилам. Мало ли что увидят во время экспертизы в словах об РПЦ.
  • Не стоит также вести себя вызывающе в храме, синагоге и мечети. Выступление Pussy Riot в 2012 году не подвели под 148 статью только потому, что в сегодняшнем виде ее не существовало. Случись это в 2019 году, все участницы давно бы сидели за решеткой.
  • Не нужно провоцировать верующего, даже если не ты инициатор диалога. Увы, ты не защищен законом, поэтому веди разгоряченные споры о существовании бога с умом. Конечно, вряд ли твоя бабушка пойдет катать на тебя заяву, однако с незнакомцами и активистами лучше избегать подобных разговоров. Не зря говорят, что в приличном обществе религию и политику не обсуждают.
  • Напоследок: никогда не подкуривай от свечек, не лови покемонов, не проводи акции в церкви — это опасно.

Конечно, следовать советам или нет — дело твое, не в каждой ситуации стоит опасаться преследования. Тем более что атеисты, агностики и другие не являются угнетаемым меньшинством в России. Все зависит от аудитории, которой ты транслируешь мысли. Однако если ты каким-то боком оказался в обществе Чаплина и Милонова, то лучше включить инстинкт самосохранения.

Что об этом думают сами верующие?

Закон направлен на защиту чувств верующих. Однако не все религиозные люди согласны с методами его работы. Основная претензия заключается в том, что в любых религиозных догматах в основе лежит любовь. Преследования, следующие за жалобой, априори не проявление высшей православной идеи. Поэтому ты мог видеть священников, которые выступали с просьбой ослабить статью 148 УК РФ. Официальный представитель РПЦ Вахтанг Кипшидзе заявил, что если обвиняемый раскаивается в содеянном, то любой христианин обязан отозвать заявление из органов. Конечно, звучит так, будто тебе подают милостыню, однако это уже лучше, чем ничего. Также известен случай, когда священники выходили с транспарантами и просили отменить 148 статью. Это проходило под предлогом того, что бог не поругаем.

Однако положительные возгласы сменяются отрицательными. В 2019 году в Государственной Думе обсуждали возможность исключения из закона предметов искусства. Чтобы художники, режиссеры и прочие деятели творчества спокойно работали, не боясь того, что их работы попадут в немилость. Однако РПЦ высказались категорически против такого сценария:

«Это все-таки публичные действия, предназначенные для публичного просмотра, и они однозначно относятся к тем публичным действиям, которые могут оскорбить религиозные чувства верующих», — игуменья Ксения Чернега.

Выходит, что оскорбление чувств верующих — спорная тема не только в светском обществе, но и внутри церковной системы. До тех пор, пока баталии не утихают, двустороннего диалога с равно защищенными правами обеих сторон не достигнуть. Остается только ждать, аминь.

Источник

Оцените статью