Радость творчества
Елена Стрижакова
Радость творчества
Радость творчества
«Нация, которая научит своих детей
рисовать в той же мере, как и читать, считать
и писать, превзойдёт все другие в
области наук, искусств и ремёсел»
Кто из вас задумывался над значением слова «творить» в русском языке?
С одной стороны – это слово раскрывает процесс созидания того, чего раньше никогда не было, с другой – напротив, разрушение того, что было создано другими.
И если задуматься, то в этих двух аспектах и заключено многообразие детского творчества. Чтобы понять мир и создать своё новое, уникальное, малышу надо разобрать на части игрушку, поняв механизмы её устройства.
Взрослый и ребёнок смотрят на многие вещи разными глазами: для взрослого творчество имеет реальную ценность, являющейся целью его труда, а для ребёнка – это созидание собственной личности, в процессе которого он познаёт мир и приспосабливает себя к своему окружению.
Я – личность, индивидуальность, не такой как все! И наша ценность принять его таким, какой он есть, дав ему право на самовыражение, корректируя и направляя его художественные взгляды и предпочтения в ходе развития личности.
Наиболее эффективное взаимодействие ребенка с окружающим миром, его успешная социализация становятся возможными благодаря активному включению в деятельность, творческому присвоению действительности.
Активность – условие, фактор формирования умственных и нравственных качеств личности, её воли, самостоятельности и инициативности.
Таким образом, дошкольный период онтогенеза – этап интенсивного становления личности и деятельности, когда в активности ребенка постепенно устанавливается доминанта либо привычного стереотипного исполнительства, либо – инициативы, стремления к достижению, к проявлению своего Я, притязания на признание своих успехов взрослыми.
В основе творческой активности ребёнка лежит его личная заинтересованность и переживание.
Вхождение в мир произведений происходит через эмоцию: чувство, художественное настроение.
Чем больше ребёнок видел и знает, чем ярче его эмоции, тем больше возможностей для появления в детском художественном творчестве интересных образов и тем.
Искусство является целостным способом познания мира, а для ребёнка-дошкольника – средством самореализации, определения своего места в окружающей действительности и познания самой действительности.
Анализируя виды детского творчества: художественное, музыкальное, словесное, игровое, понимаешь, что творчество в дошкольном детстве является механизмом адаптации ребёнка к миру, в котором ему предстоит жить. Особое внимание уделяется совместному творчеству взрослого и ребёнка, в котором «возможно соединение достоинств каждого возраста для получения наибольшего результата – формирование целостной личности».
Формирование творческих способностей ребёнка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Музыка, пение, рисование, лепка, игра, художественная деятельность – всё это является благоприятными условиями для развития творческих способностей.
В дошкольных образовательных учреждениях отводится большое место интегрированным занятиям, в процессе которых развитие творческих способностей реализуется на основе синтеза искусств: музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, открываются широкие возможности в плане развития детской художественной культуры.
Познавательная потребность ребёнка является главным приоритетом в развитии творческой активности дошкольника: быстрого развития мышления, речи и накопления знаний, а также сопровождается проявлением положительных эмоций – чувством радости, удовольствия, восторга, успеха и побуждает к непрерывному поиску новой информации.
Хочется обратиться к родителям, коллегам развивайте, направляйте, поощряйте творческий процесс детей, занимайтесь совместным творчеством но так, чтобы не сломать его способность. Укрепляйте личность ребёнка, повышайте его самооценку, чтобы во взрослый мир он вошёл самостоятельным, развитым человеком, имеющим опыт самовыражения, построенного на позитивных примерах мира искусства.
Уважаемые администраторы сайта, дорогие друзья, коллеги, гости, я несказанно соскучилась без нашего тесного общения, по уютным, тёплым постам. Буду рада, если данный материал поможет в нашей непростой работе)
Фотовыставка «Радость творчества» «Творчеству научить нельзя, зато научить людей позволять себе творить — можно вполне». Джеймс Камерон Истинное предназначение творчества.
Изостудия «Капитошка». Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать, превзойдет все другие в области наук, искусства.
Источник
Радость творчества-прямой путь к здоровью
Александра Львова
Радость творчества-прямой путь к здоровью
Изучение проблемы творчества – одно из центральных направлений научных исследований психологов, педагогов, социологов в нашей стране и за рубежом.
Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что формирование детского творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развития способностей ребенка, его потребностей и мотивов поведения.
Психологическое здоровье также одна из важнейших характеристик человека, отражающая особенности психологического развития на всем протяжении его жизненного пути.
Особое место в развитии личности занимают периоды детства – время наиболее активного обогащения эмоций, формирование эмоциональной памяти, интереса к разным сторонам жизни.
Основным критерием здоровьяявляется гармония человека с самим собой и окружающей средой: другими людьми, природой, космосом.
Такая постановка проблемы детского развития делает чрезвычайно актуальной задачу изучения тех педагогических условий, которые благоприятствуют превращению деятельности ребенка, первоначально складывающейся под влиянием взрослого, в подлинно детскую самодеятельность, являющуюся источником творчества и психологического здоровья.
В поисках новых методов и технологий я обратилась к программе Лыковой И. А. «Цветные ладошки», по которой работаю на протяжении полутора лет.
Считаю, что эта программа является самой актуальной и развивающей, в которой сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное.
Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов.
Так как традиционные виды детской художественной деятельности — рисование, лепка, аппликация и другие – в предметном их выражении не дают возможности в полной мере реализовать задачи творческого развития ребенка, Лыкова И. А. предлагает интеграцию разных видов изобразительных искусств в художественной деятельности детей дошкольного возраста.
Интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы.
На занятиях по рисованию, лепке, аппликации простейшие линии и формы превращаются в настоящие маленькие произведения искусства.
Детям предоставляется возможность отступить от стандартов в поиске замыслов, самим выбрать материалы, техники и способы выполнения работы.
Дети с огромным удовольствием экспериментируют с материалом, создают эмоционально – выразительные образы.
Выполненные работы мы используем для украшения интерьера помещений детского сада.
Интеграция видов деятельности дает простор для дальнейшего творчества и безграничной фантазии.
Изучив и проанализировав, пришла к выводу, что творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может «выговориться».
Выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем расска-зать о них.
Открывается путь к выражению бессознательных идей и фантазий, проявляющихся в значимой для ребенка и необычной для всех остальных форме.
Поэтому моя цель – помочь ребенку научиться владеть языком искусства как средством эмоционального развития, являющимся фундаментом, на котором реконструируется здание гармоничной личности.
Существует много приемов изобразительной деятельности, используемых мною, с помощью которых можно создать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков, создать атмосферу психологического комфорта.
На занятиях по программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И. А. мною используются как традиционные техники рисования, лепки, так и нетрадиционные, о которых я расскажу более подробно.
Техника «Марания». В буквальном понимании «марать» значит – «пачкать, грязнить». В нашем случае речь идёт о спонтанных рисунках, выполненных в абстрактной манере, имеющих схожесть с рисунками доизобразительного периода.
Марания могут проходить не только в виде непосредственных раскрашиваний и размазываний, они могут стать частью изобразительных техник (например, монотипии или акватуши).
При помощи акватуши дети с дефицитом внимания приобретают воз-можность получить радость от поэтапной деятельности с отодвинутым ре-зультатом, а испытывающие негативизм получают побудительный мотив для включения в творческую деятельность.
Известная всем работникам детских садов «кляксография» — это ва-риант монотипии.
Во время занятий монотипией происходит естественная концентрация внимания, включение воображения и ассоциативного мышления, высвобождение образов сознания и подсознания.
Штриховка – это графика. Изображение создаётся без красок с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимают ритмичное и хаотичное нанесение тонких линий на поверхности бумаги, пола, стены, мольберта.
Чиркать можно, используя технику «фроттаж», когда заштриховывается поверхность листа, под которую подложен плоский предмет или заготовленный силуэт. Штриховки и каракули помогают расшевелить ребёнка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием.
Ценность рисования пальцами с точки зрения диагностики индиви-дуальности описывается психологом Асей И. Кэйдис.В качестве сильных сторон метода перечисляются:
— свобода от двигательных ограничений;
— свобода от культурного влияния;
— свобода от социального давления;
— отсутствие проблем эквивалентных форм.
Техника «Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами) подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения.Ребят захватывает сам процесс рисо-вания: гуашь скользит мягко, её можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.
Описанный приём используется для профилактики и коррекции тре-вожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности. Подходит зажатым детям.
Дети рисуют мятой бумагой, резиновыми игрушками, кубиками, губ-ками, зубными щётками, палочками, нитками, ластиками и т. д.
Привлечение окружающих предметов по инициативе ребёнка служат знаком вовлечённости в творческую деятельность, успешности адаптацион-ного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.
Во время творческих действий с газетами и скотчем создаётся образ, вызывающий положительный отклик у ребёнка. даже деструктивные акты разрывания, комканья, стискивания бумаги нацеливаются именно на созидание Нового. Можно сказать, что из «мусора» возрождается «ценность», а из Ничего создаётся Что-то. Из неуверенного, робкого, пугливого, затюканного постоянными придирками и нападками ребёнка возрождается Личность.
Надо сказать, что изобразительная деятельность очень интересна и полезна для ребенка дошкольника.
Все перечисленные техники рисования относятся к изотерапии, лечебному воздействию, коррекции посредством изобразительной деятельности.
Которая, в свою очередь являются одним из видов арт-терапии, метода психологической работы, использующего возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
Это забота о душе с помощью искусства, забота об эмоциональном самочувствии и психологическом комфорте личности.
Перед тем как приступить к решению задач, стоящих перед детьми по программе «Цветные ладошки» Лыковой И. А., совместно с педагогом – психологом был проведен ряд диагностических обследований для выявления уровня развития детей.
Результаты представлены на диаграмме:
Возможности детей оценивала по следующим критериям:
1. Выявить уровень художественных способностей;
2. Умение самостоятельно реализовать творческую задачу;
3. Способность к интеграции;
4. Готовность к художественному отображению своих впечатлений;
5. Выявление эмоционального благополучия.
Еще Аристотель писал: «Занятие рисованием способствует разносто-роннему развитию личности ребенка».
Так как через творчество происходит осознание ребенком собственных желаний, потребностей и планов, развивается их внимание, усиливается ощущение собственной личной ценности, повышается художественная компетентность.
Изобразительная деятельность способствует снятию психоэмоционального напряжения, поднимает жизненный тонус, улучшая и сохраняя психологическое и физическое здоровье ребенка.
Итоги конкурса «Мастерская деда Мороза» МБДОУ ДС II категории №5 «Солнышко» Номинация проекта «Мастерская Деда Мороза» В данном проекте участвовали дети, родители, педагоги. Проект.
Рабочая программа дополнительного образования по художественно творческому развитию «Цветной мир» (для детей 4–7 лет) Пояснительная записка Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства.
Источник