Что значит отреагировать эмоции

Отреагирование чувств, эмоциональное отреагирование

Когда ярость переполняет, очень хочется кого-то пнуть. Если сделать это души, немного становится легче.
скачать видео

Битье подушек — хороший спорт%3A быстро устаешь и сердиться уже не хочется.
скачать видео

Отреагирование чувств, эмоциональное отреагирование — действия и процедуры, снижающие эмоциональное напряжение, дающие внутреннее облегчение за счет освобождения от всей или части негативной энергии.

Понятие «эмоциональное отреагирование» популярно в рамках гештальт-терапии, в других направлениях практической психологии говорится более конкретно о работе с негативными переживаниями, работе с обидой, гневом, расстроенностью и страхами↑.

Эмоциональное отреагирование может происходить в разных формах: в форме выплеска эмоций, вентиляции эмоций и собственно эмоционального отреагирования.

Выплеск эмоций — это сброс избытка эмоциональной энергии в речи, экспрессии и действиях без проживания и без глубинной проработки проблемы.

Проорать свою злость, выплеснуть вал рыданий, ударить или пнуть обидчика, от души ругнуться матом — много ума не требуется, на душе легчает, и в жизни весьма распространено.

В отличие от энергичного и тем не менее достаточно поверхностного выплеска эмоций, эмоциональное проживание проблемы (так называемая вентиляция эмоций) — вещь более внутренняя и интимная. Например, если грустно, то можно выговориться, выплакаться — и иногда станет легче.

Как правило, это помогает женщинам. А вот мужчинам — сильно по-разному, и чаще именно у мужчин в результате рассказа о проблемах, обидах и неприятностях происходит не облегчение, а накрутка. От чего это зависит, см.→

Однако настоящее освобождение от эмоционального негатива, согласно представлениям гештальт-терапии, возможно через проживание, осознание и глубинную проработку внутренней проблемы. Этот процесс, который клиент обычно проходит вместе с гештальт-терапевтом, и носит название отреагирования чувств или эмоционального отреагирования.

В отличие от гештальт-терапии, синтон-подход видит решение эмоциональных проблем не в их проживании и не в работе с прошлым (поскольку именно это обычно считается глубинной проработкой), а нахождении неадекватных верований, наработке более уместных привычек реагирования, освоению управления эмоциями и приобретению более адекватных стратегий решения жизненных затруднений.

Источник

Пять самых эффективных способов отреагирования эмоций

Хроническое подавление эмоций часто становится причиной психосоматических расстройств.

Эмоции — это отражение нашего отношения к значимым объектам окружающего мира. Эмоции связаны с определенными ситуациями.
Они сигнализируют нам о психологическом состоянии, потребностях.

Чувства — это более устойчивое отношение. Чувства и эмоции могут не совпадать. Например, можно любить человека, но в каких-то ситуациях испытывать к нему самый разный спектр эмоций.

О каких наших потребностях могут сообщать эмоции?

Например, эмоция печали — это часто реакция на утрату чего-то значимого для человека: утрату важных отношений, утрату смысла; гнев может сигнализировать о препятствии на пути к цели, об ограничении свободы и т.д.

Приведу 5 способов наиболее эффективного отреагирования эмоций.

1. Осознание и решение проблемы. Поскольку эмоции являются индикатором наших потребностей, то важно научиться с их помощью распознавать, какая неудовлетворенная потребность вызвала негативные переживания. Если мы осознали проблему, мы можем попробовать её решить тем или иным образом. Когда мы решаем проблему, наступает избавление от неприятных эмоциональных состояний.

2. Катарсис — процесс высвобождения эмоций, возникающий в ходе самовыражения или сопереживания каким-то ситуациям, при восприятии произведений искусства.

Для тренировки навыка распознавания эмоций можете посетить художественную галерею. Рассмотрите понравившиеся картины, прислушайтесь к себе и попробуйте понять, какую эмоцию они вызывают, почему. То же самое можно делать при просмотре театральной постановки, фильма.

Важное условие — быть вовлеченным в процесс. Если вы поверхностно отнесетесь к этому занятию, то отследить эмоции будет трудно, не говоря уже об испытании катарсиса.

Катарсис — переживания, способствующие душевному очищению, перерождению, которые чаще выражаются через плач или состояние радости, умиротворения, оргазма. Это даже может быть эмоция ужаса, приведшая к переосмыслению.

Бывает, что человек сознательно избегает проявления эмоций, воспринимаемых как нежелательные: проявления нежности, сочувствия, грусти. Не нужно убегать от этих эмоций. Эффективнее их проживать. При качественном проживании эмоции её интенсивность снижается.

3. Проговаривание своих эмоциональных состояний, озвучивание потребностей.

4. Письменные практики, когда в письме вы обращаетесь к человеку, с которым связаны сильные эмоции. Письма рекомендуется писать до тех пор, пока не пройдут острые переживания.

5. Эмоциональное переструктурирование. Нередко наши переживания носят субъективный характер, зависят от искаженной интерпретации вследствие психотравмы. Переосмысление ситуации тоже может принести облегчение и избавление от неприятных состояний.

Эффективнее всего отреагировать эмоции в процессе психотерапии.

Из-за страха встречаться с болезненными переживаниями или показать свою слабость человек прибегает к психологическим защитам (вместо концентрации на эмоциях начинает рационализировать, уходить в философствование, избегать разговоров на определенные темы, отрицать наличие у себя определенных эмоций и т.д.), в результате процесс отреагирования может затянуться.

Необходимо отметить, что различные эмоциональные состояния не всегда связаны с объективными условиями. Иногда на эмоциональный фон влияют органические причины.

Источник

Как отреагировать свои эмоции?

Задумывались ли Вы когда-нибудь над этим вопросом: как отреагировать свои эмоции? Когда накопились недовольство, гнев, обиды…? Что делать?

Конечно, можно взрываться, посылать и даже бить по морде! Иногда эти неконструктивные меры, возможно, даже необходимы, особенно в мужской среде.

Но как выразить негативные чувства конструктивно, не разрушив отношений, и оставшись в ладу с самим собой?!

Это задача, которую приходится решать ежедневно!

Свои чувства можно подавить, не осознавая этого, и так большинство людей поступают чаще всего, всё больше раздражаясь от непонимания происходящего, копя обиды на окружающих. Нарастает ежедневно подавленная агрессия, с которой каждый справляется, как может: уход в работу, алкоголь, телевизор, обжорство, компьютерные игры, другие зависимости, тер.акты и т.д.

А если это агрессия ребёнка в адрес учителя, или ещё хуже родителей, которую совсем никак нельзя выражать? Что тогда делать? А процесс этот неизбежен всегда, в каждой семье. и это хорошо прослеживается на детских тренингах!

И есть конструктивные методы выражения агрессии!
Конечно, можно выразить её словами. На практике это не совсем просто, поскольку сначала чувство нужно осознать, затем понять почему оно возникло, а потом ещё и сказать о нём. Этот алгоритм кажется очень долгим и непонятными, и уже сам по себе может сначала вызывать сопротивление. Т.е. этому приходится учиться и тренироваться.

Есть другие, более простые способы выражения чувств, возможно, они вас удивят:

— выписывание чувств (можно в виде писем, СМС-ок…),
— рисование их,
— лепка,
— сочинение и/или проигрывание сказок,
— взаимодействие с образами (представление образа эмоции, например, в виде природной стихии)
— взаимодействие с картинками, игрушками,
— игры (групповые, настольные, с предметами и т.д.) и некоторые другие способы.

И тогда процесс происходит через контакт с телом, а тело, как известно, храм Души!

Все эти методы можно освоить в работе с психологом и с удовольствием их использовать и для детей, и для взрослых!

Однако, этому не учат в школах, и большинство родителей считают рисование, лепку, игры, и уж тем более контакт со сказкой абсолютно бесполезными занятиями, предпочитая этому тщательное корпение над уроками, посещение дополнительных занятий, репетиторов и т.д.

А накопившиеся усталость, агрессия, чувство неудовлетворённости собой, страхи сильно мешают процессам обучения в школе, общению, достижению целей!

Например на тренингах можно отдохнуть, побыть в контакте с телом, полечить страхи, приобрести новые знания и умения в простых играх и упражнениях, а детям особенно важно взаимодействие со сверстниками!

Почти всегда и в личной терапии, и во время тренингов, я использую рисунок! И провожу 5-7-мидневные рисуночные интенсивы, потому что рисуночные техники очень просты, диагностичны, оказывают неприлично мощное воздействие на внутренние процессы и удобны, в том числе для самостоятельного отреагирования эмоций.

Например, известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит».

…И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует… (В. Берестов, поэт)

Рисование – это тип невербального общения, когда посредством картинки можно сказать больше и проще, чем при помощи слов.

Из своей многолетней практики знаю, что можно час обсуждать и искать причины проблемы (болезни), заходя с разных сторон, а рисунок проявляет её за несколько минут!

Рисунокзеркало чувств и зрелости личности. Ведь от взрослого человека никто не ждёт рисунка 3-х летнего малыша?! Также как и поведения!

А ещё это показатель насколько здорова наша детская часть? Почему некоторые не могут или не хотят (часто за этим стоит страх) рисовать? Многие не умеют. А ведь рисование – это отражение действительности?! Почему многим трудно её отражать?

Есть свободное рисование. И есть работа с определёнными символами через рисунок. Символ имеет определённое значение. Например, медведь, тигр и др.хищники символизируют отцовскую защиту. Научаясь рисовать этих животных, улучшается контакт с отцом (сначала с его внутренним отражением в личности), со своей защищённостью и тогда уходят страхи.
А в рисунке можно увидеть степень истинного контакта со своими внутренними защищающими механизмами: например, на рисунке медведь может быть маленьким, раненым, спящим, ненастоящим, или же, наоборот, зрелым, в паре с медведицей и потомством.

К тому же рисование – процесс творческий, позволяет рассуждать, сравнивать, принимать самостоятельные решения! Тема творчества всегда связана с темой денег! В смысле не тех денег, которые возможно приходят ценой невероятных усилий, а тех денег, которые приходят быстро, легко и с удовольствием. И которых хватает на всё!

Тема разукрашивания тоже актуальна, особенно на этапах формирования границ. Ещё большой плюс разукрашивания в том, что здесь вы не рисуете собственный рисунок, а красите шаблон. В этом случае вы не корите себя за то, что “не умеете рисовать”. Просто рисуете. И используете положительную сторону процесса рисования — ресурсы!

Знаете ли Вы, что терапевтическая сказка, которая легко сочиняется клиентами любого возраста, позволяет быстро и бессознательно примирить между собой конфликтующие части личности и «сказочно» разрешать актуальные для человека проблемы? Ситуация легко «зашифровывается» в сказку, а герои конфликта – в сказочных героев. Сказка начинается со слов «Жили-были…» и пишется до счастливого конца!

Я сказки видела разные: от 3-х предложений до нескольких десятков листов с иллюстрациями! И всегда восхищаюсь результатом!

Проигрывание сказочных эпизодов ведёт к пониманию сути сказки, как идеальной матрицы поведения (если это русская народная сказка), и, соответственно, присвоению тех чувств, ресурсов и силы, которыми обладают выбранные сказочные герои.

Можно и важно проигрывать и свои сочинённые терапевтические сказки! Можно их рисовать, проигрывать с игрушками, или в группе. Можно придумывать одну актуальную групповую сказку и проигрывать её с помощью игрушек, пластилиновых героев, метафорических карт, картинок и т.д.
Эта работа очень интересна, эффективна и ресурсна!

Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах.

Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Можно не только видеть то, что создано, но и потрогать, взять в руки и по мере необходимости изменить.

Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находя новые варианты, легко меняя форму, цвет. размер.

Также не последним положительным свойством лепки является массаж биологически активных точек, важных в любом возрасте! И также пластилин является отличным материалом при работе с агрессией, особенно у детей и подростков.

Взаимодействие с образами – лёгкий и быстрый способ отреагирования эмоций, правда требующий определённых знаний и навыка. Например, можно представить себе свою эмоцию в виде какой-либо стихии или природного явления, это может быть любой образ, понаблюдайте этот образ какое-то время, попробуйте стать этой стихией и следовать за ней: например, это может быть извегающийся вулкан, ураган, шторм и т.д. Попробуйте понять, что чувствует эта стихия и что хочет! И ни в чём себе не отказывайте в этом образе стихии: извергайтесь, сносите деревья, бейтесь о берег, разрушайте. до тех пор, пока всё не успокоится, и сюжет преобразуется в позитивный пейзаж. Это один из самых быстрых и эффективных способов отреагировать негативные эмоции и наполниться ресурсами!

Можно также использовать метафорические карты, картинки, игрушки и просто окружающие предметы. Это быстрая и глубокая работа, многим знакомая и любимая.

Настольные игры – это всегда коллективная игра, где включаются законы группы, законы взаимодействия. Это всегда про правила, границы, выбор, стратегию, тактику, выражение чувств… Сейчас большой выбор психологических настольных игр для детей и взрослых и я с удовольствием и с большой эффективностью использую их в своей работе!

Часто вижу, что участие в настольной игре заменяет месяцы личной терапии, позволяя обнаружить то, что глубоко спрятано и не осознаётся. При участии группы есть возможность довольно легко отработать поднявшиеся эмоции или проблемы.

Искусство — это «язык», с помощью которого можно выражать свои мысли, эмоции, чувства и мечты!

Можно освоить один или несколько методов, они все разные и по-своему интересные! Дети и подростки с удовольствием занимаются в группах.

Взрослые могут осваивать эти методы при работе с психологом в личной терапии, на тренингах и самостоятельно! Есть то, чего невозможно достичь в личной терапии, т.к. требует взаимодействия в группе, и наоборот!

Будьте бережны к себе и внутреннему миру своего ребёнка! Выражайте свои эмоции вовремя и конструктивно!

Другие новости по теме:

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Источник

Оцените статью