План анализа стихотворения по литературе
Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.
Создание исследовательского текста о стихотворении можно начинать с любого пункта плана:
подсказку нужно искать в самом стихотворении
План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.
- Автор и название стихотворения.
- История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
- Жанр стихотворения.
- Тема, идея, основная мысль стихотворения.
- Композиция стихотворения, его деление на строфы.
- Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
- С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
- Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
- Моё восприятие стихотворения.
- Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
Пример анализа стихотворения по плану
1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».
2. История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.
Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.
Относительно сюжетной основы стихотворения — поэта вдохновили сразу два источника, а именно: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал в них о якобы растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени. А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в соответствии со своим замыслом.
3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.
4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.
Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.
Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево.
Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.
5. Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.
Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.
Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему беспрекословно.
6. Образ лирического героя. Мысли и чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале он рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его рассказе.
Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.
7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:
- метафоры – «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь чёрный на древо смерти набежит», «послушно в путь потёк»;
- эпитеты – «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою»;
- сравнения – «Анчар, как грозный часовой»;
- инверсии – «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь чёрный».
В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».
8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.
Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.
9. Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.
10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.
Источник
Анализ поэтического текста
Рассмотрим анализ поэтического текста (стихотворения) на начальном этапе работы.
В последнее время часто звучат споры о приоритетности определённых предметов в курсе средней школы. Естественно, литературе необходимо уделять особое внимание.
Преподавание лирики чрезвычайно актуально в наше время. «Простота» лирических текстов, включённых в разделы учебников литературы 5-8 классов, не даёт возможности видеть «настоящую» поэзию. Такое ощущение возникает потому, что вопросы, предлагаемые авторами учебников, не помогают углубить первичное восприятие стихотворения, почувствовать текст. А ведь именно серьёзная, вдумчивая работа с конструктивными элементами текста может стать основанием для размышления о смысле стихотворения, многое открыть в нём.
Я считаю, что наиболее важными являются самые первые уроки по лирике, проводимые в пятом классе. Ведь именно в этот момент закладывается отношение к тексту не как к сухому и скучному, а к тексту, который таит в себе загадку, некий потаённый смысл.
Но сначала должен пройти подготовительный этап к первичному восприятию стихотворения. И в течение первого месяца я провожу подготовительные упражнения (иногда на уроках русского языка, когда среди упражнений встречаются стихотворения; иногда на уроках литературы).
Упражнение 1. Рисуем стихотворение.
Возьмите карандаши тех цветов, которые будут необходимы для изображения картины, написанной поэтом.
Конечно, дети сначала приносят только те цвета, обозначение которых есть в стихотворении. Но разбирая поэтические строчки, они узнают, что есть ещё другие цвета: серый-скука, голубой-надежда, розовый-мечта, синий-глубина, жёлтый- тепло и др. Это упражнение учит детей думать, воспринимать, ассоциировать.
Упражнение 2. Нарисуйте настроение стихотворения.
Интересной и плодотворной является работа над определением настроения стихотворения. Можно предложить с помощью карандашей или красок выразить настроение, которое есть в данном поэтическом тесте. Самая важная часть работы – это обсуждение того, что получилось в процессе рисования. Так как все рисунки будут разными.
Упражнение 3. Подберите картины художников, отражающие тему стихотворения.
Упражнение 4. Поиск метафоры. Поиск связи между разнородными предметами.
Что общего в словах жизнь-судьба-семья-счастье, лампочка- туфли- компьютер?
Например, дружба и цветок. Дружба расцветает как цветок и вянет.
Статуя и душа. Статуя — образ человека, душа тоже. И то и другое легко разбить.
Зайчонок и ученик. Ученики и зайчата маленькие. Оба любознательные. Ученик не выучил уроки и боится идти в школу. Ученик перед учителем, как зайчонок перед волком.
Иногда я задаю слова, которые, кажется, ничего общего не имеют. Но дети очень быстро находят метафору. Чем меньше связаны значения слов, тем интереснее.
Упражнение 5. Подберите к существительным глаголы – олицетворения или эпитеты.
Выполнение этих упражнений позволит, во-первых, объяснить значение многих тропов, во-вторых, раскрепостит, сделает свободным воображение ученика, в-третьих создаст эмоциональный настрой, особенно необходимый для уроков по лирике.
Ученики привыкают к необычности явлений, выразительности, учатся смотреть на предметы и явления с непривычной точки зрения.
Главным на уроках литературы становится совместный поиск двух читателей: ученика и учителя, поиск ответов на вопросы, совместное решение задачи, неизвестное порой не только первому, но и второму. И роль учителя здесь значительна. Во-первых, необходимо помогать в формулировках, когда трудно выразить мысль; во-вторых, давать высказаться всякому желающему сказать; в-третьих, отсекать те ходы в поисках ответов, которые не ведут никуда.
На таких уроках делается много наблюдений, кажущиеся иногда незначительными детали могут оказаться ключом к пониманию сложного текста. В процессе работы над стихами разных поэтов свои наблюдения, находки записываем в тетрадь. Очень удобно записывать все наблюдения в следующую таблицу:
Фонетика | Выводы |
Лексика (тропы) | Выводы |
Морфология | Выводы |
Синтаксис | Выводы |
Или начать знакомство с разными уровнями анализа стихотворения.
Уровни анализа стихотворения
Фонетический | Лексический | Синтаксический |
Слова одной тематической группы, синонимы, антонимы, слова определённой части речи, тропы | Предложения простые, осложнённые, сложные |
Эта работа основана на методике М.Л. Гаспарова. Она позволяет интегрировать уроки русского языка и литературы, проводить научное исследование текста, глубоко вникать в каждое слово.
Такая подготовительная совместная работа учеников позволяет собрать богатейший материал, который впоследствии каждый из них использует индивидуально.
Как начинать работать над анализом стихотворения.
Но настаёт момент, когда необходимо собрать всё воедино. К письменной работе по анализу лирического стихотворения надо серьёзно готовиться. Особенно трудно справиться ней начинающим литературоведам. Поэтому составляется план в виде вопросов, представляющий своеобразный алгоритм действий.
- Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема?
- Настроение стихотворения.
- Как выражается настроение стихотворения? Докажите, приводя примеры тематических групп слов.
- Как оно построено? Насколько частей можно разделить стихотворение.
- Как звучит стихотворение (размер, ритм, рифма)?
- Какие художественные приёмы использует автор (тропы, звукопись, цветопись, повторы, слова одной и той же части речи, использование предложений определенной конструкции).
- Каким представляется мне лирический герой этого стихотворения?
- Какие мысли и чувства хотел донести автор до читателей?
- Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.
- Личное впечатление от стихотворения.
Также пятиклассникам, пока не искушённым оформлять свои наблюдения над текстом, можно подсказать такие конструкции, речевые клише:
«В стихотворении (автор, название) говорится о… . В стихотворении (название) (фамилия поэта) описывает (что?). В стихотворении царит… настроение. Стихотворение пронизано… настроением. Настроение меняется на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на… части, так как… . Композиционно стихотворение делится на… части, потому что… . Звучание стихотворения создаёт… ритм. Короткие (длинные) строки подчеркивают… В стихотворении мы словно слышим звуки… . Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют услышать… . Используя… , поэт создаёт образ… . Лирический герой этого стихотворения представляется мне… . …ассоциируется с… . Образ… вызывает ассоциации с…».
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
Составим таблицу, которую мы будем заполнять по мере наших наблюдений.
Фонетика | Лексика (тропы) | Морфология | Синтаксис |
Фонетика | Лексика (тропы) | Морфология | Синтаксис |