Что значит гипертрофированное чувство вины
Чувство вины знакомо каждому. Но как жить, когда оно становится деструктивным и приобретает патологические формы? Люди с синдромом вины рассказали «Снобу», кто в детстве навязал им это ощущение и как оно осложнило их взрослую жизнь
Мне лет пять, сестре около трех. Мы балуемся. У мамы не получается нас успокоить, поэтому она ложится на диван, закатывает глаза и просит позвать соседку: «Я умираю!» Мы верим ей (мама сильно болела, мучилась астматическими приступами удушья и все мое раннее детство лежала в больницах), плача, обещаем слушаться, и просим: «Только, пожалуйста, мамочка, не умирай!» С тех пор я очень боюсь смерти и часто о ней думаю.
Я поздний ребенок. Моя мама выросла в консервативной семье. Она с детства внушала нам с сестрой, что добрачный секс — плохо, девушки, потерявшие невинность до свадьбы, — проститутки, а сам секс — грязь и мерзость и нужен только для рождения детей. Думаю, эти взгляды объясняются еще и тем, что она вышла замуж за нелюбимого человека, который был сильно старше ее. Это был своеобразный брак по расчету: матери нужно было зацепиться в большом городе, а отцу, для которого это был второй брак, была нужна бесплатная домработница. Когда, будучи подростком, я делилась с мамой своими любовными переживаниями и неудачами, она могла назвать меня идиоткой и сказать, что я сама виновата, потому что приличные девочки за мальчиками не бегают. Вместо поддержки и слов утешения я слышала только обвинения и упреки. При этом я не могу сказать, что чувствовала себя нелюбимой или недооцененной во всем остальном.
До 18 лет матери удавалось держать меня в ежовых рукавицах. Потом я начала «бунтовать»: перекрасила волосы в черный и сделала пирсинг. Отношений у меня по-прежнему не было. Мама постоянно контролировала, где я и с кем. Невинности я лишилась за два месяца до своего двадцатилетия. Мама уехала отдыхать к сестре, и я могла гулять допоздна с кем хочу. Отец относился к этому спокойно. Это был секс ради секса. Природа начала брать свое в 16 лет, но как-то возможности не было. А тут я просто переспала с парнем, которого знала пару недель. Помню, первой моей мыслью было: «Теперь меня никто не возьмет замуж».
С тех пор каждый раз, вступая в отношения или занимаясь сексом с новым партнером, я чувствую себя виноватой. Меня беспокоит, что они подумают обо мне плохо, хотя они и не думают. Я не хочу, чтобы они считали меня шлюхой. Эта установка, вбитая мне в голову еще в детстве, не дает мне спокойно жить, хотя мозгом я понимаю, что все это глупости. Я извиняюсь перед партнером, если я была настолько зажатой, что он не смог в меня войти: «Извини, у меня год не было секса. Мне сложно расслабиться». Я вообще много извиняюсь и оправдываюсь. Один из моих партнеров заметил это: «Прекрати постоянно извиняться! Все нормально».
Когда мать узнала, что я не «девочка», она сказала, что разочарована, что я ее опозорила: «Ты совершила “ошибку”, надеюсь, “ошибаться” (читай: заниматься с кем-то сексом до брака) снова не будешь». До сих пор, когда мы ссоримся, она иногда может назвать меня проституткой только за то, что у меня было больше одного партнера, да еще и до брака. При этом секс в моей жизни случался нечасто, и я никогда не изменяла постоянному партнеру, даже если спала с ним пару раз в год, до полного разрыва отношений. Ну вот, я опять начинаю оправдываться.
Сильное чувство вины повлияло не только на мою сексуальную жизнь. Мама, привыкшая жить нашей с сестрой жизнью, так и не смирилась с тем, что мы выросли. Когда в 25 лет моя сестра решила жить отдельно и съехала, мать со слезами на глазах обвиняла ее в неблагодарности, в том, что она «бросила на произвол судьбы пожилых родителей» и т. п. Отец, надо сказать, воспринял переезд дочери как само собой разумеющееся и не делал из этого трагедии. Я съехать так и не смогла. Чувство вины, любовь к родителям и ощущение того, что семья важнее всего, взяли надо мной верх, хотя я и понимаю, что съехать — не значит бросить. Ну и родители у меня действительно пожилые, я немного помогаю им финансово (что также не дает мне снимать жилье) и выполняю разную мелкую работу по дому: от хождения за продуктами в магазин и записи в поликлинику до прибивания полочек и починки ноутбука.
Все было бы нормально, но мать до сих пор пытается меня контролировать и лезть в мою личную жизнь («Хорошие девочки так себя не ведут!» — «Мама, я взрослая женщина! Хватит разговаривать со мной как с маленькой!»). Я пытаюсь отстаивать свои границы и учусь говорить «нет». Часто это заканчивается ссорой. Я срываюсь и ору матом, что меня все *** [достало], что я так больше не могу. Если мама проезжается по больному, могу ее послать. Раньше я всегда молчала, терпела ее оскорбления, но потом мне надоело. В ответ слышу, что я не имею права ее оскорблять, а она может это делать, потому что это она меня родила, а не наоборот. За эти срывы я потом очень себя виню. А мама начинает рассказывать подругам, что дети неблагодарные и не нужно им посвящать свою жизнь.
В последнее время я много плачу и думаю, что лучше бы я переехала. «Ну и съезжай! — говорит она, а потом почти сразу: — И ты туда же! Да я на вас всю жизнь положила, ночами не спала!» К слову, мать до сих пор безуспешно пытается вернуть мою сестру в отчий дом, пробуя повлиять на нее через родителей подруги, с которой сестра снимает квартиру. Мои разговоры на тему, что сестра давно уже взрослая, самостоятельная, независимая и не нужно вмешиваться в ее жизнь, приводят только к одной реакции: «Я не вмешиваюсь! И вообще, я мать, я знаю, как лучше. Она должна жить дома. Вот когда замуж выйдет, пусть делает что хочет».
Мама, в силу обстоятельств, так и не подала «стакан воды» своей матери. За лежачей бабушкой, которая жила в другой стране, много лет ухаживала моя тетя. Она так и не устроила свою жизнь. Иногда мне кажется, что со мной будет так же и что я освобожусь, только когда мамы не станет. Я ненавижу себя за эту мысль. И очень боюсь этого момента: я люблю родителей и не хочу их терять.
Все эти выяснения отношений и грызущее чувство вины отнимают очень много энергии, поэтому я стараюсь не выходить из комнаты и свести общение с мамой к минимуму, а это сложно — мы же живем в одном доме. Ну и, конечно, потом мать начинает обижаться, что я с ней мало общаюсь, а я опять начинаю терзаться чувством вины. И так по кругу.
Источник
От гипертрофированного чувства вины к себе зрелому
Бывает так, что у человека по жизни присутствует болезненное чувство вины и стыда. Другими словами, часто, при общении с людьми (и в отношениях), у него неизменно подымается чувство неловкости, ощущения себя глупым, стыд , вина перед кем- либо за себя, свои слова, поступки.
Если обратится к его детству , то можно обнаружить, что родители и близкое окружение, часто, в воспитательных целях , выдавали реакцию в форме пристыживания, подчеркивая вину ребёнка, если он что-то сделал не так, упрекая: как тебе не стыдно/ не совестно так поступать? Так, в педагогике, есть рекомендация, не давать оценок поведению маленьких детей, но лишь реагировать действием. Например, если ребёнок запачкал одежду, то , даже , в достаточно раннем возрасте, ребёнок под сопровождающем руководством родителя идёт стирать или исправлять содеянное, без лишних обвинений и ярлыков о том как он так мог, — как свинья запачкаться. Потому как ребёнок, после серии таких коммуникаций, запечатлевает внутри себя своё беспомощное ощущение вины и автоматически начинает чувствовать себя свиньей, (поскольку он еще не знает как можно исправить свой поступок).
Так, у ребёнка, начинает формироваться восприятие себя через призму взглядов и мнений людей, которые оказывают воздействие на его воспитание и дают ему обратную связь о нём самом в виде оценочных понятий. То есть, ребёнок начинает оценивать себя глазами значимых для него людей , всё чаще внутренне задавая себе вопрос: достаточно ли я сейчас хороший, когда делаю это и говорю то-то.
Потом, позже, когда, вдруг, окружение проявляет недовольство чем-либо, часто даже не связанное с поведением данного индивида, то, последний, уверен , что данная реакция произошло именно из-за него. Он очень переживает , мучает себя самоедством и угрызением совести , что он явился причиной чужих реакций. Он, может начинать стараться быть удобным, социально ожидаемым или «хорошим», формируя в себе «комплекс отличника».
И , проходя свои стадии развития, взрослея , такая личность может застревать, фиксироваться на переживаниях своей «правильности». Однако, человеку свойственно выбирать себе форму психологической самозащиты в виде обратных, взаимных обвинений к оппоненту. Потому что ему становится настолько невыносимо,каждый раз проживать эти тягостные чувства, что , как только ей кто-то высказывает неприятную информацию, он сразу начинает защищаться , по-детски оправдываясь или , даже, в ответ, но , с ещё большим нажимом, нападать, обвиняя обидчика, что тот сам во всём виноват, или причина в чём-то или ком-то ещё. Тем самым,конечно, он еще больше подчеркивает свою причинность в том, что, в действительности, возможно, и правда произошло не по его вине или, не в полной мере.
Также, такие люди, предвидя и опасаясь обвинений, осуждений, могут прибегать к своей защите через избегание или обман. Поскольку они понимают, что их истинные желания и побуждения могут вызвать не одобрительную реакцию окружения, то, чтоб избежать таких тягостных душевных терзаний в «потере своего лица», они вынуждены скрыть что-то или обмануть. Однако, всё равно , это не может освободить их от угрызений совести за свой поступок и, возникает новый страх, что от него «отвернуться», отвергнут, если вдруг вся правда о нём вскроется. Но, он всё же , скорее предпочтет не пустить в свой внутренний мир и скрыть о себе не желательную информацию, нежели рискнуть обнажиться перед другими, что означало бы подвергнуть себя прямой опасности (что является ещё более страшным.)
«Плохие» чувства Многие люди уверены в том, что испытывать негативные чувства плохо, вредно и разрушительно. Что если ты испытываешь этот негатив, то он остается в твоей жизни, отравляет ее.
Как отличить рациональную вину от иррациональной (невротической) Стыдящиеся индивиды боятся быть покинутыми. Виноватые больше боятся остракизма — того, что их отвергнут те, кого они любят и в ком нуждаются. Чувство иррациональной (невротической) вины развивается в детстве. Это время, когда ответственность легко
Иногда, такой индивид , может взрастить и развить у себя такое качество, как перфекционизм, гиперответственность или, позже гиперопеку, что является следствием большой тревоги о том ,что подумают о нём близкие/окружение, если он покажет не самые высокие свои показатели в чём-либо. Это, также , чрезмерно изматывает и истощает его, потому как , он нещадно расходует свою жизненную энергию и силы на то , чтоб доказать себе и окружающим , что он достойный одобрения и любви, потому как всё сделал на 5+.. Но, даже «заслужив» любовь, в глубине души, у него таится неуверенность и сомнение в собственной ценности и «хорошести». И, поэтому ему нельзя расслабляться, ведь любовь окружающих зависит только от показателей его успеха. Он находится все время в напряжении, и из-за этого ему тяжело получать удовольствие от любых процессов и жизни в целом.
Но, душа , так сильно хочет избавиться от навязчивого чувства вины/стыда, что, порой, не намерено, но бессознательно, стремится и попадает в такие ситуации и такие отношения, в которых Другие , чуть ли не с транспарантом кричат ему в виде антисообщений: “ как тебе не совестно, ты такой бесстыжий, что ты так-то и так-то поступил?”
Однако, Необходимо помнить, что наше ближайшее окружение — это всегда подсказка, поле для проработки тех внутренних проблем, которые в нас есть и которые мешают полному и яркому раскрытию нашей сути. И , Если вы часто ловите себя на чувствах: как мне стыдно , я очень остро чувствую себя виновным за что-то в отношениях с кем-либо или в жизни, то рекомендую пройти по следующим ступеням :
- Осознание и признание того, кто он — я, какой он — я, и чего, действительно , я по-настоящему хочу; что приносит мне истинное удовольствие, а не моим родным, членам семьи, друзьям, начальнику.
- Позволить, разрешить себе жить таким образом и такой жизнью, какой желаешь ( мечтаешь), даже если это кому-то из близких/ окружения крайне не понравится, вызовет недовольство/ агрессию или осуждение. Потому, как, не стоит забывать, что, часто мы сами приписываем другим людям их реакции на наши слова и поведение ( а, вдруг, повезёт 😊).
- Понимание необходимости проживания разъединения ( сепарации) между собой, своими истинными желаниями и их реализацией и оценочной реакцией на них близких и окружающих. И это , пожалуй, самое, адски сложное, потому как, приходиться после того, как ты рискнул «обнажиться», но столкнувшись всё же с резкой, болезненной реакцией других на свои изменения, — выдыхать и напоминать себе как молитву, что : да, это я , это моя жизнь и я осознанно принял такое своё решение, поэтому мне не может и не должно быть стыдно за себя, и за свой вкус счастья , как бы это не нравилось и было бы неприятно другим. Вначале, когда человек только начинает предъявлять себя «нового» миру, он встречается с ожидаемыми, привычными реакциями людей, которые его окружают, которые шокированы внезапными нежелательными для них переменами в нем. И, только , глубоко проживая все свои внутренние трансформации, каждый раз, необходимо напоминать себе о том , что это есть мой выбор и он имеет право и место быть . А другие имеют полное право думать , чувствовать и понимать иначе, не так как мы, мы ведь все разные.
- Дать себе и своим ближним время на то, чтобы привыкнуть к новым переменам в нас; Ведь по- настоящему близкие нам люди, если вы им дороги, всегда останутся с вами, а остальные — отпадут сами. Помнить и быть готовым к тому, что, неизменно, когда мы меняем себя, очень часто меняется и наше окружение. Если уж мы набрались духу и признались себе и миру, что мы — именно такие и присвоили себе право быть собой. Тогда Наше поле, как бы, вытесняет тех, кто стал «дальше» от нас, и притягивая к нам более близких нам по духу людей.Конечно, очень скорбно «терять» людей, с которыми , порой, мы прошли большой участок своей жизни. Нужно позволить себе прожить это грусть потери, поблагодарив от всего сердца своих «бывших попутчиков».
- Отогревать и попрощаться с собой «вчерашним», прожив эту внутреннюю боль , помня, что для рождения или возвращения ( прихода) нового настоящего, необходимо пройти преодоления и испытания.
- Полюбить и уважать себя за эту смелость и дерзновение быть самим собой в этом не простом мире.
- Поблагодарить, похвалить себя что вы позволили себе проявить себя настоящего. Такого, как Вы больше нет второго на этой планете. Поэтому, не зарывайте свою уникальность!Я желаю всем внутренней отваги и твердости духа на пути к встрече себя Истинного. Помните, что , каждый шаг, особенно, сложный, делает вас ближе к самому себе, а значит, по-настоящему счастливым!Будьте искренними и чутким с самым близким человеком, с самим собой.
Источник