21.2. Критерии, структура и формы проявления темперамента
Опорные слова к вопросу №21 — здесь
Критерии темперамента, на основе которых можно отличить темперамент от других свойств психики(по В.М. Русалову).
- Не зависит от содержания деятельности и поведения, т. е. отражает формальный аспект деятельности и поведения (является независимым от смысла, мотива, цели и т. д.)
- Характеризует меру динамического (энергетического) напряжения отношения человека к миру, людям, себе, деятельности.
- Универсален и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности.
- Рано проявляется в детстве.
- Устойчив в течение длительного периода жизни человека.
- Высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т. д.).
- Является наследуемым.
В структуре темперамента выделяют три основных компонента:
а) общая активность индивида, которая может колебаться от вялости, инертности, пассивной невключенности в деятельность до стремительности осуществления действий, их высокой энергичности и продуктивности;
б) эмоциональность, особенности возникновения, протекания и угасания аффектов, чувств, настроений;
в) особенности двигательной или моторной сферы, специфические характеристики мышечной и речевой моторики.
Следующая схема дана лишь для ознакомления, чтобы Вы знали, что возможен принципиально иной подход к проблеме темперамента.
(Джой Пол Гилфорд — американский психолог. Разработал методы факторного анализа интеллекта, широко использовавшиеся в США в 1950-60-х гг. для диагностики творческих возможностей инженеров и научных работников.)
Источник
Критерии свойств темперамента
Генетика темперамента
Темперамент – формально-динамическая характеристика поведения (стиль поведения), связанная с биологическими структурами, проявляющаяся с раннего детства в широком спектре ситуаций, стабильная в онтогенезе.
Анализируя темперамент, современные исследователи предпочитают описывать и исследовать его отдельные свойства. Выделение различных типов темперамента, характерное для психологических работ конца XIX и начала XX вв., сменилось анализом черт — поиском таких психологических особенностей, которые присущи всем людям, но выражены у них в разной степени. От изучения крайних групп, каковыми являются дискретные типы, описываемые в ранних работах, исследователи перешли к анализу психологических характеристик, имеющих в популяции непрерывное распределение.
Выбор этих характеристик, то есть отнесение тех или иных психологических особенностей к числу свойств темперамента, осуществляется на основании ряда критериев, в которых суммируются теоретические представления о темпераменте, сформулированные за долгую историю его изучения. Эти критерии не полностью совпадают у разных авторов, занимающихся исследованием темперамента, однако они называют близкие по содержанию и не противоречащие друг другу признаки темперамента.
Основные критерии (или признаки) темперамента следующие:
1. Формально-динамический характер, или стиль поведения.
2. Связь с биологическими подструктурами.
3. Генетическая обусловленность.
4. Проявление в раннем детстве.
5. Онтогенетическая стабильность.
6. Проявление в широком классе ситуаций.
7. Проявление в максимально трудных для человека условиях.
В исследованиях темперамента, проводящихся в нашей стране, основным критерием для отнесения той или иной психологической характеристики к свойствам темперамента является ее формально-динамический характер. Свойства темперамента “формальны”, поскольку они не связаны с содержанием деятельности, с целями и мотивами человека, осуществляющего эту деятельность. Свойства темперамента являются “динамическими”, поскольку они определяют динамику деятельности — интенсивность, темп, ритмичность тех психологических особенностей, которые включены в осуществление этой деятельности.
Формальный характер свойств темперамента подчеркивается и зарубежными исследователями, хотя называют они этот признак темперамента иначе — стиль поведения. В отличие от способностей, которые показывают, что получается у человека лучше всего, каков уровень его достижений, и в отличие от мотивации, свидетельствующей о том, почему человеком совершается то или иное действие, свойства темперамента определяют, как человек действует в самых разных ситуациях (каков темп его деятельности, насколько легко и быстро он адаптируется в разных условиях, свойственна ли ему резкая смена эмоциональных состояний и т.д.).
Свойства темперамента в значительной степени зависят от биологической организации человека. Поиск природных (физиологических, эндокринных, биохимических) детерминант психологических характеристик человека уходит корнями в далекое прошлое: попытки связать свойства организма и особенности поведения делались уже при создании античных типологий темперамента. Теоретические представления о темпераменте во все времена исходили из предположения о том, что различия между людьми в свойствах темперамента связаны с индивидуальными различиями в их биологических подсистемах (анатомических, морфологических, физиологических).
В настоящее время можно с уверенностью говорить о том, что индивидуальные особенности темперамента тесносвязаны с психофизиологическими и нейродинамическими свойствами человека. Однако было бы ошибкой сводить свойства темперамента к лежащим в его основе биологическим закономерностям. Темперамент и физиологические механизмы, которые его обусловливают, не тождественны друг другу.Любое свойство темперамента связано с разными физиологическими и нейродинамическими свойствами, то есть любое свойство темперамента нельзя рассматривать как просто поведенческое проявление какого-то конкретного физиологического свойства. Более того, любые физиологические и нейродинамические свойства влияют на особенности проявления разных психологических характеристик, в число которыхвходят не только свойства темперамента.
Обсуждая биологические основания темперамента, многие исследователи считают, что свойства темперамента являются генетически обусловленнымиили, по крайней мере, связаны с теми физиологическими и нейродинамическими особенностями, которые в значительной степени детерминированы генотипом.
Свойства темперамента проявляются в самом раннем детстве. Индивидуальные различия в двигательных реакциях детей, в порогах реактивности, в интенсивности реакций обнаруживаются с первых днейжизни. В первые месяцы можно определить преобладающий эмоциональный тон в настроении ребенка, легкость его адаптации к новым ситуациям, особенности реакций на новые стимулы, например настороженность и стремление избежать контакта с новым предметом или же, наоборот, интерес к нему и желание поближе с ним познакомиться. Одни дети с готовностью пробуют новую пищу, тянутся к новой игрушке, с интересом разглядывают незнакомого человека, другие — с опасением рассматривают непривычную игрушку и долго боятся взять ее в руки, выплевывают пищу, которую никогда не ели раньше, плачут и прижимаются к матери, увидев незнакомого человека.
Все эти особенности представляют собой ранние проявления темперамента. Они определяют существенные особенности поведения ребенка и очевидны для того, кто за ним наблюдает. Благодаря этим характеристикам темперамента — важности для понимания поведения ребенка и легкости диагностики — свойства темперамента часто используются для описания ранних психологических особенностей детей. Но внимание и интерес психологов к темпераменту связаны не только с тем, что его проявления отчетливо демонстрируют индивидуальные особенности детей первых лет жизни. Исключительно важно то, что свойства темперамента являются онтогенетически стабильными, то есть описывают особенности поведения, характерные для человека в течение длительных отрезков времени. И данные непосредственного наблюдения за детьми, и оценки поведенческих особенностей детей, полученные в интервью с их родителями, обнаруживают возрастную стабильность эмоциональных реакций, двигательной активности, легкости в переключении с одной деятельности на другую, способности и готовности вступать в контакт и общаться с другими детьми и взрослыми.
Непосредственное влияние свойств темперамента на особенности поведения человека меняется с возрастом. Изменение роли темперамента с возрастом и причины этого изменения отчетливо показаны в лонгитюдных исследованиях. Одно из них — Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента, проведенное Александром Томасом и Стеллой Чесс, — является наиболее длительным на сегодняшний день. Возрастные изменения темперамента прослеживаются в этом исследовании от первых месяцев жизни до 30 лет.
Было показано, что свойства темперамента в значительной степени определяют психологический статус ребенка на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста, непосредственно влияя и на уровень адаптации ребенка к постоянным условиям его существования, и на скорость адаптации в новых для ребенка условиях, прежде всего на первых этапах школьного обучения. Начиная с 10—12 лет, основную роль начинают играть не столько свойства темперамента как таковые, сколько так называемые вторичные свойства, то есть свойства, сформированные на основании тех или иных особенностей темперамента. Например, низкая общительность ребенка и застенчивость, заставляющая его избегать ситуаций, в которых необходимы контакты с другими людьми, могут привести к несформированности навыков общения, что и будет в более старшем возрасте основной причиной неудач при общении с другими людьми.
Однако влияние темперамента на особенности поведения не пропадает полностью, и, как было показано в одном из исследований, даже во взрослом возрасте обнаруживаются связи с теми особенностями темперамента, которые были определены в дошкольном возрасте. Так, в этом исследовании показано, что оценки темперамента ребенка, полученные, когда ребенку было 3 года, оказались значимо связаны с некоторыми аналогичными формально-динамическими особенностями поведения во взрослом возрасте и с успешностью адаптации (удовлетворенностью работой, отношениями в семье и т.д.). Было сделано заключение, что свойства темперамента сохраняются на протяжении длительных периодов жизни и, появившись в раннем детстве, продолжают оказывать влияние на поведение человека и во взрослом возрасте.
Однако сохранность свойств темперамента не означает неизменности их проявлений.
Во-первых, свойства темперамента изменяются с возрастом. Так, может снижаться чувствительность к эмоциогенным ситуациям, повышаться или понижаться порог реактивности, изменяться величина общей активности. Однако при изменении абсолютной величины того или иного свойства темперамента его относительная величина может оставаться неизменной: например, дети, которые были наиболее эмоциональными в дошкольном возрасте, будут более эмоциональны, чем их сверстники, и в подростковом, и во взрослом возрасте.
Во-вторых, одни и те же свойства темперамента по-разному обнаруживают себя в разных возрастах. Низкая общительность у взрослого человека будет проявляться не в испуге, возникающем при появлении незнакомого человека, как у двухлетнего ребенка, а в стремлении к уединению, в нежелании посещать шумные и многолюдные компании, в скованности, появляющейся при общении с незнакомыми людьми. Вместе с тем, и страх незнакомца, и стремление сократить число контактов с другими людьми являются проявлениями одного и того же свойства темперамента.
В-третьих, чем старше становится человек, тем больший отпечаток на его поведение накладывают нормы общества. Они маскируют те особенности темперамента, проявление которых может вызвать неодобрение окружающих. Так, бурное проявление отрицательных эмоций, простительное маленькому ребенку, у взрослого человека будет воспринято как неумение владеть собой, неуважение к окружающим или просто как невоспитанность. В процессе социализации ребенок обучается тому, как надо реагировать на разные ситуации, каких реакций от него ждут окружающие, и это приводит к тому, что внешнее проявление одних особенностей темперамента усиливается, а других — уменьшается. Вследствие этого, чем старше становится человек, тем труднее наблюдателю определить особенности его темперамента.
Тем не менее диагностика темперамента у взрослого человека не является неразрешимой задачей. Дело в том, что свойства темперамента определяют динамику психической деятельности в самых разных ситуациях, то есть являются кросс-ситуативными. В одних случаях проявление свойств темперамента будет маскироваться больше, в других — нивелирующее воздействие социальных условий на свойства темперамента будет меньше. Предполагается, что те динамические особенности психической жизни человека, которые наиболее для него характерны, обнаруживаются наиболее часто и свойственны ему в разных (хотя и не во всех) ситуациях, и являются проявлениями его темперамента.
Кроме того, свойства темперамента отчетливо проявляются в тех случаях, когда человек попадает в новую, непривычную для него или трудную ситуацию. Например, такая сторона темперамента, как общительность, более определенно проявится при необходимости вступить в контакт с незнакомыми людьми, чем при общении со своими близкими. Общаясь с друзьями, даже самые застенчивые и некоммуникабельные люди чувствуют себя свободно и мало отличаются от тех, кто никогда не испытывал сложностей в общении. При необходимости быстро принять решение, справиться с проблемой в условиях дефицита времени уровень эмоциональности человека значительно заметнее, чем в обычной для него ситуации. Например, сдавая экзамены, некоторые люди так волнуются, что не могут ответить на вопросы, которые в спокойной ситуации не вызвали бы у них ни малейшего затруднения. Обычно же их высокая эмоциональность может быть не заметна для окружающих.
На основании описанных критериев можно выделить свойства темперамента среди других психологических особенностей человека. Итак, к свойствам темперамента относятся те индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его деятельности, имеют тесные связи с биологическими подструктурами организма и обусловлены генотипом. Они обнаруживаются в раннем детстве, являются относительно стабильными, сохраняются на протяжении длительного периода времени и проявляются в разных ситуациях.
Источник
ТЕМПЕРАМЕНТ
Выберите и подчеркните из следующего списка слова, относящиеся к темпераменту.
Трудолюбие, настойчивость, сознание, неуравновешенность, музы-
кальность, сообразительность, сензитивность, реактивность, экст-
раверсия, вспыльчивость, агрессивность, эмоциональность , педан-
тичность, требовательность, принципиальность, быстрое переклю-
чение внимания , острота зрения, леность, высокие умственные
способности, медлительность, гениальность, сила эмоциональной реакции, богатство мимики, глубина чувств.
Прокомментируйте приведенные высказывания. Укажите наиболее верное, с вашей точки зрения.
1. Особенности темперамента зависят от химизма крови и гормо-
Ответ: ВЕРНО отчасти. Гуморальная теория объясняет осо-
бенности темпераментов химизмом крови, а также наличием
в крови гормонов, выделяемых железами внутренней секреции.
Особенности темпераментов в известной степени находят-
ся в связи с деятельностью желез внутренней секреции. Од-
нако последняя не может рассматриваться как исходное на-
чало, определяющее особенности темперамента. Эндокрин-
ная система сама находится в зависимости от деятельности центральной нервной системы.
2. В основе темперамента лежит тип нервной системы.
Ответ: ВЕРНО. Наиболее обоснованной является выдвинутая И. П. Павловым неврологическая теория темпераментов, вы-
водящая особенности темперамента из физиологических свойств нервной системы человека. И.П. Павлов определяет темперамент как самую общую характеристику нервной сис-
темы отдельного человека: «темперамент, есть. основная характеристика нервной системы, придающая определенный облик всей деятельности каждого индивидуума». По учению
И.П. Павлова, физиологической основой темпераментов явля-
ются устойчивые функциональные особенности нервной сис-
темы, позволяющие выделить несколько характерных типов нервной системы. Физиологическую основу темперамента со-
ставляет нейродинамика мозга, т.е. нейродинамическое со-
отношение коры и подкорки. Характерные для различных темпераментов особенности вегетативных процессов связа-
ны с деятельностью подкорковых центров; характер же воз-
будимости последних обусловлен в конечном итоге нервными процессами, совершающимися в коре больших полушарий го-
3. Недостатки темперамента могут компенсироваться за счет увле-
ченности, подготовки, волевых усилий.
Ответ: ВЕРНО отчасти. Жизненный опыт и воспитание чело-
века маскируют проявление типа высшей нервной деятельно-
сти и темперамента человека. Однако отдельные сильные психические потрясения, сложные конфликтные ситуации мо-
гут внезапно демаскировать, обострить ту или иную природ-
ную динамическую особенность психики человека. Темпера-
мент, влияя на динамику деятельности, может влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности роль темпе-
рамента неодинакова. В учебной деятельности и в массовых профессиях (токарь, слесарь, ткачиха, продавец, врач, учи-
тель, инженер) одни свойства темперамента, которые необ-
ходимы для успешной деятельности и слабо выражаются у данного человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов работы. В таких
профессиях, как летчик-испытатель, диспетчер большой энергосистемы, космонавт, горноспасатель, спортсмен меж-
дународного класса и т. п., чья деятельность связана с регу-
лярным экстренным напряжением, риском, опасностью, боль-
шой ответственностью, уровень требований к психике очень высок. Свойства темперамента – высокая тревожность, ма-
лая помехоустойчивость – не могут компенсироваться дру-
гими свойствами. В таких профессиях свойства темпера-
мента определяют профессиональную пригодность человека.
4. Темперамент не существует до деятельности или вне.
Ответ: ВЕРНО. Формирование темперамента происходит не вне деятельности или до деятельности, а в процессе са-
мой деятельности от простейших ее видов до сложных соци-
ально-организованных форм. Формирование темперамента происходит под влиянием двух причин: общей конституции и тех конкретных видов деятельности, в которые включен че-
ловек с самого раннего детства. В результате биологическо-
го развития у него формируется индивидуальный уровень об-
мена, мышечного развития, определенные свойства нервной системы и т.д. Эти индивидуально-устойчивые биологические компоненты с самого раннего детства включаются в выпол-
нение различных видов деятельности – от сосательного и хватательного рефлексов до игры, учебы и труда.
5. Темперамент определяется количеством общей энергии в орга-
Ответ: НЕ ВЕРНО. От темперамента человека зависят:
скорость возникновения психических процессов (например,
скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т.п.);
пластичность и устойчивость психических явлений, лег-
кость их смены и переключения;
темп и ритм деятельности;
интенсивность психических процессов (например, сила эмо-
ций, активность воли);
направленность психической деятельности на определен-
ные объекты (экстраверсия или интроверсия).
6. Темперамент определяется конституцией человека.
Ответ: ВЕРНО отчасти. Если под «конституцией» мы подра-
зумеваем совокупность функциональных и морфологических особенностей организма, отражающих особенности не толь-
ко телосложения, но также психической деятельности, мета-
болизма и функционирования вегетативных систем, адапта-
ционных, компенсаторных и патологических реакций человека,
то темперамент формируется преимущественно под влия-
нием общей конституции, причем свойства биологических подсистем более высокого порядка (например, свойства нерв-
ной системы) вносят более существенный вклад в детерми-
нацию темперамента по сравнению с биологическими подсис-
темами более низкого порядка (например, свойства телес-
ной или гуморальной подсистем). Если же мы будем рассмат-
ривать конституциональную теорию немецкого психиатра Э. Кречмера и американского ученого У. Шелдона, согласно которой существует прямая связь между свойствами темпе-
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник