- ГОРДОСТЬ — что это. Положительные и отрицательные стороны
- Что такое гордость на самом деле
- Отличие гордости от зависти
- Гордыня
- Видео: Что значит быть гордым
- Потребность людей в гордости
- «Здоровая» гордость
- Противоречия гордости
- Понятие гордости из разных источников
- Советы как развить здоровое чувство гордости
- Способ отследить гордость и гордыню у себя
- Положительные стороны гордости
- Как научиться гордости
- Заключение
- Московская Сретенская Духовная Академия
- Портрет гордого человека, или проявления страсти гордости
ГОРДОСТЬ — что это. Положительные и отрицательные стороны
Потребность в самоуважении и чувство собственного достоинства — это качества, которыми можно описать гордость. Человеку необходимо гордиться собой и своими достижениями. В противном случае он станет неуверенным и не сможет ставить цели в жизни. Важно вовремя отслеживать состояние, когда не хватает этого качества и восстанавливать гордое самоощущение при помощи несложных техник.
Что такое гордость на самом деле
Конкретное определение этому чувству дать сложно потому, что оно обозначает несколько разных эмоциональных состояний. Все люди уникальны по-своему. Каждый по-разному чувствует гордость за себя. Способность испытывать и переживать гордое чувство у каждого провоцируется через достижения: материальные или эмоциональные. Для одних — это важная эмоция по жизни, для других неуловимая эмоция.
Гордость – это положительно окрашенная эмоция, которая отражает высокую самооценку, наличие достоинства, самоуважения.
Иногда в переносном смысле обозначают под «гордостью» причину возникновения гордой самооценки. Например «этот ученик – гордость всей школы». К понятию гордость близки термины: гордыня, тщеславие и честь.
На этом поприще психологами проделана колоссальная работа, выявлены определенные закономерности. Удалось узнать, что чувствуют отдельные социальные группы. Как каждый из членов группы описывает, что такое гордость.
Исследователям психологического явления удалось узнать, что люди в этом состоянии чувствуют превосходство, статусность, возвышенность. Это близкое чувство к удовлетворению, когда ты преуспел в учебе, работе, увлечениях. Возникает данное ощущение, если удается чего-либо достичь или выйти на новую ступень развития.
В один момент личность понимает, что достигает цели. После этого она чувствует себя иначе, чем до этого — значимым, удовлетворенным, уверенным. Чувство уважения за собственные успехи заставляет начать гордиться собой. В животном мире аналогично проявляются эмоции, отвечающие за гордое поведение. Их признаки:
- спокойствие;
- уравновешенность;
- радость;
- оптимизм.
Психологи отмечают, что личность, которая горда, всегда пребывает в хорошем расположении духа, стрессоустойчива и обладает хорошим потенциалом энергии. Осанка у гордого человека прямая, голова приподнята. Глаза смотрят в упор и излучают уверенность.
По клиническим исследованиям врачи отмечают, что это чувство благоприятно влияет на физическое здоровье. В крови повышается гормон серотонин. Также гордость может появляться из-за внутренних догм. Человек может просто жить и гордиться этим. Ему просто не нужно постоянно совершать поступки и самосовершенствоваться, чтобы активировать данное чувство.
Отличие гордости от зависти
Гордый человек в своем подсознании желает достигать новых целей, чтобы выше себя ценить. Он осознает, что в чем-то он преуспел, нежели остальные. Зависть и гордость стоят близко и считаются похожими качествами. В обоих состояния личность сравнивает свои качества с характерами других. Однако отличий между гордостью и завистью больше:
- Гордость – положительное чувство. Личность испытывает позитивные приятные эмоции. Зависть заставляет ощущать сравнение, как ущербность, неуверенность.
- Гордое состояние заключается в сравнении себя с худшими, а зависть заставляет сравнивать с тем, кто лучше.
- Благоприятное самочувствие и улучшение здоровья испытывает гордый человек. В момент зависти обостряются заболевания, психосоматика и комплексы.
Зависть можно обозначить как обратную сторону гордости – ее полную противоположность. Негативное чувство можно осознанно заменить на позитивное. Если есть зависть к коллеге в том, что его повысили по карьерной лестнице, то можно за него испытать радость. Выбор можно сделать самостоятельно, главное вовремя отследить проявление зависти.
Интроверт в силу того, что сосредоточен на своем внутреннем мире, больше склонен к гордыне. Экстраверт, имея открытый характер, проявляет гордость благородно. Но среди этих психологических категорий присутствует множество исключений и комбинаций характеров.
Гордыня
Главные признаки гордецов заключены во внешних проявлениях. Простыми словами человек старается казаться умнее, успешнее, богаче и симпатичнее, чем остальные. Такая личность любит хвастаться и выпрашивать комплименты. Гордыню постоянно требуется поддерживать хвалебными оценками, вниманием, хорошими словами.
Гордыня – это отрицательное качество, свидетельствующее о нелюбви к себе. Корень гордыни – эгоизм, порожденный тревогой от недовольства собой. Эгоист тратит все силы не на развитие истинной гордости, а ищет доказательства, что он не хуже остальных. Во всех религиях гордыня –грех порождающий другие пороки.
Видео: Что значит быть гордым
Потребность людей в гордости
В результате проведенных тестирований и исследований были выявлены три мнения личностей разного склада ума и характера о потребности в гордости. Первое предубеждение обозначил врач, второе психолог, а третье простой человек без образования в этих сферах. Вот что они думают:
- Медики считают, что данное качество влияет отлично на общее самочувствие.
- Простой человек утверждает, что эта часть характера нужна.
- Психологи утверждают, что не все виды гордости полезны для психики. Важно выявлять здоровые и негативные стороны проявления гордости.
Обоснованная гордость, когда личность чувствует самосовершенство в достижении. Искренне можно гордиться успехами друзей и родных. При таких ощущениях человек испытывает положительные эмоции и находится в гармонии. Можно чувствовать гордое чувство за то, что еще не достигнуто. Женщины гордятся, что сели на диету, еще не успев похудеть.
«Здоровая» гордость
У гордости также есть чувство меры. Означает этот баланс одно – должна быть соизмерима достигнутому гордая составляющая характера. Простыми словами это объясняется так: за маленькое дело небольшая порция гордости и наоборот.
На каждое событие нужно правильно реагировать и определять, сколько гордости испытывать. Если человек сильно гордиться за выполненное малое дело, то он не сможет адекватно оценивать большие успехи. В таком случае эмоциональный конфликт неизбежен. Ум будет диктовать, сколько радости должно быть, но сердце не будет испытывать этих эмоций.
Противоречия гордости
Если человек гордится, то он чувствует самоутверждение. Если он перестанет чувствовать эту уверенность за достигнутое или потеряет данное чувство, то станет считать себя ничтожным. Возникнет острое чувство самопрезрения за свои несовершенства. От этого личность будет сильно страдать, пока не сможет перекрыть эти негативные ощущения самоуверенностью.
- Гордость за смирение порождает сильное недовольство и презрение за то, что не удается сдержаться в страстях, желаниях и порывах.
- Когда человек гордится свободой, то появляются страдания при любом признаке подчинения и зависимости.
- Гордый за независимость начинает страдать, если привязывается к кому-то.
Чем бы ни гордился человек, он ощущает «чувство собственной важности». При этом автоматически активируется маятник от гордости к страданию от обладания противоположных качеств своих достижений. Не каждый умеет правильно балансировать между черным и белым, поэтому гордая личность должна понимать, что она не идеальна.
Понятие гордости из разных источников
Крайняя степень, когда личность «раздувается» от собственного эго, описана в исторической литературе и сочинениях. Называется данное состояние гордыня. У этого понятия существуют религиозные истоки.
- По традиции в Христианстве гордыня является смертным грехом. Поэтому религиозные с осторожностью относятся к этой эмоции. Не позволяют развивать его себе и своим близким.
- Религия гласит, что гордость это грех. Но неужели мать не может гордиться за ребенка, когда его фото висит на доске почета. В религиозные рамки это не вписывается. Простые прихожане могут испытывать страх, стыд и смирение.
- Существует Христианская традиция омовения ног. Папа Римский моет ноги заключенным в качестве профилактики от чрезмерного проявления гордой черты характера.
В психологии слово «гордость» практически не используют, так как на смену ему существуют более узкие понятия. От психологов можно услышать слова «завышенная самооценка». Повышенной оценке себя соответствует «нарциссизм». Между гордостью и нарциссическими наклонностями не много общего. Гордый не склонен к самолюбованию.
Советы как развить здоровое чувство гордости
Человек незаметно может превратиться в высокомерного, а не в гордого, если это качество неправильно внедрять в характер. Чтобы удерживать баланс, стоит помнить несколько простых правил:
- Гордость бывает защитной реакцией на неуверенность. При малейшем успехе личность начинает гордиться. В такой ситуации нужно зарождать любовь к себе. Принятие с достоинствами и недостатками – это лучше, чем гордыня.
- Стараться не сравнивать себя с другими. Сравнение в чью-то пользу будет усугублять неуверенность. Лучше сравнивать себя настоящего с собой вчерашним. Такое упражнение поможет развить правильное чувство гордости.
- Общаться с теми людьми, которые достигли чего-то своим умом и могут поделиться знаниями. Учение чему-то конкретному и улучшение навыков не позволит зазнаться.
- Находить в людях плюсы, а не минусы. В каждом есть что-то хорошее и если человек не силен в кулинарии, то возможно он специалист в бухучете.
Способ отследить гордость и гордыню у себя
Самый простой метод выявить горделивое чувство – попросить окружающих выразить критику о себе. Если было сделано справедливое замечание, а в ответ на него хочется обидеться и разозлиться, то червоточина уже есть.
Для тех, кто, не знает, справедливо ли в его сторону выражают критику, то это означает что человек не слепой гордец. Слишком гордый человек не смог бы так подумать. Важно отслеживать собственные мысли и чувства, чтобы не перегнуть палку. Гордиться нужно за конкретные достижения, а не взращивать чувство необоснованно.
Примеры негативного проявления гордыни в общении:
- Невозможно будет идти на компромисс. Личность не будет идти на уступки.
- Любая критика принимается за личное оскорбление и строго пресекается.
- Загордившиеся люди показывают собственное превосходство над остальными, поэтому с ними почти никто не желает общаться.
- Препятствует построению общения, установлению контактов, налаживанию связей в обществе.
- Горделивые постоянно отстаивают свои права, предъявляя аргументы и сталкиваются в спорах. Затем они страдают от собственной обиды, поскольку не умеют разрешать споры.
- Гордец никогда не попросит прощения, даже если обидчиком был он.
Положительные стороны гордости
При благополучном исходе гордое качество переходит в чувство собственного достоинства. У человека появляется внутренний стержень, сформированный на духовно-нравственных ценностях и ощущении собственной ценности. Это дает человеку:
- Адекватное восприятие людей, с которыми получается вести диалоги на равных. Правильно гордая личность не обманывает и старается не предавать из-за высоких морально-духовных принципов.
- Внешнюю уверенность, ровную осанку и прямой взгляд. Данные качества вызывают доверие у окружающих.
- Не унижать себя и окружающих. Уважение к подчиненным, соперникам, более слабым. Такой человек не станет «опускаться» и не позволит это сделать с другими.
- Чувство собственного достоинства способствует избегать общения с теми, кто не уважает.
- Умение строить качественные отношения с разными иерархиями (в семейном кругу, на работе).
- Не позволять обесценивать свои желания и интересы.
- Вовремя говорить «нет». Также важно адекватно воспринимать отказы от других.
Как научиться гордости
Принять себя полностью и простить за совершенные ошибки. Прийти к этому не так просто. Но увидеть себя в позитивном ключе и развить благородную черту характера можно за счет следующих принципов:
- Формируйте мнение о себе независимо от оценок со стороны. Если не начать оценивать себя адекватно с любовью, принятием, то со временем выработается зависимость от мнения окружающих.
- Не позволяйте другим указывать, что вам думать и делать. Не старайтесь измениться ради кого-то. Важно не потакать чьим-то желаниям в укор своим.
- Имейте личные моральные принципы. Никогда их не нарушайте.
- Учитесь управлять эмоциями, а также старайтесь не разрушать отношения с окружающими, открыто проявляя гнев, обиду и злость.
- Не говорите о себе плохо, особенно в компании.
- Старайтесь узнать что-то новое, открывайте возможности и расширяйте кругозор. Малейшие достижения положительно скажутся на чувстве гордости за полученные знания.
- Возьмите полную ответственность за свою жизнь, здоровье и построение отношений с окружением.
Заключение
Гордость является отличным источником мотивации и воплощения амбиций. Следовательно, гордому человеку постоянно хочется достигать целей, повышая при этом свою креативность, творческий подход и мышление. Конечно, стоит понимать, что главное отличие благородной гордости – то, что идя к своим целям, нужно стараться не навредить остальным людям.
Источник
Московская Сретенская Духовная Академия
ГлавнаяНовостиОбразование Портрет гордого человека, или проявления.
Портрет гордого человека, или проявления страсти гордости
В чем проявляет себя гордость? Это можно сравнить с ростом сорной травы: всё начинается с малого, с семени, но какое именно вредное растение из него появится и как оно навредит доброй земле, станет ясно лишь со временем. И хорошо, если удастся вовремя остановить его рост, отличить сорняк от посевов, не дождавшись наиболее вредных проявлений его сущности.
Гордыня в человеке многоаспектна и имеет множество проявлений. Условно можно выделить скрытые (латентные) и ярко выраженные признаки гордости в человеке.
Определение проявлений страсти гордости может быть построено на основе тех принципов, которые были отмечены святителем Феофаном Затворником. Он указывает, как гордость проявляется в отношении возносящегося к самому себе, к ближним и к Богу[1].
1. Обращенность на себя
Первые проявления гордости начинаются излишней попечительности человека о самом себе. Чрезмерная любовь к себе, исполнение своих прихотей, настаивание на исполнении своей воли свидетельствуют о том, что человека отличает неразумная и всепоглощающая любовь к своей персоне. В нем постоянно преобладает «желание есть и отдыхать больше необходимого» [2] , он делает себе поблажки и льготы. Ему свойственно расположение к удобству и комфорту, стремление к тому, что может его развлечь или развеселить: «Хочу пить, хочу встать, хочу читать газету» [3] . Все эти поступки говорят о своеволии в человеке. Он сам определяет для себя, что ему есть, сколько ему спать и др. Нередко, нуждаясь в чем-то, такой человек теряет умеренность в своих желаниях: утоляя голод или жажду, не может ограничить себя в количестве пищи или питья, «проявляет особые вкусы, капризен в еде» [4] . Он любит говорить о себе: как он спал, что ему снилось и что с ним случилось, каковы его нужды и дела [5] ; этим же обусловлено его стремление посвятить других в обстоятельства своей духовной жизни [6] .
Первые проявления гордости начинаются излишней попечительности человека о самом себе.
Кроме того, поведение гордого человека проявляется в болтливости, любопытстве, суетливости — во всем этом он стремится показать себя, стать заметным. Священник Александр Ельчанинов отмечает, что такой человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить[8]. Он с наслаждением говорит о своих успехах, делах, своих внутренних переживаниях, трудностях, даже когда в этом нет необходимости.
Посвящая время самому себе, он ждет подобного же интереса и от других. Например, «собирает свои фотографии из газет, хотя знает, что в газетах публикуются и фотографии преступников, и всем читает письма, в которых кто-то хвалит его. Он досаждает всем, и все его избегают. Он утверждает свою славу на самом ненадежном фундаменте — на людской молве» [9] .
Такой человек оказывается чрезвычайно зависим от чужого мнения
- Признаки гордости в человеке в отношениях с ближними:
Зависимость от чужого мнения
Гордый человек стремится быть заметным, совершая дела напоказ, тем самым он хочет добиться от других расположения, желает услышать похвалу в свой адрес. Потому такой человек, и это отмечают святые и подвижники благочестия, оказывается чрезвычайно зависим от чужого мнения. Так, священник Александр Ельчанинов о таком человеке говорит, что он от чужого одобрения «то внезапно расцветает, то вянет и “скисает”». О болезненном переживании чужого неодобрения и замечаний и радости от похвалы говорит и схиигумен Савва (Остапенко): «От одного неодобрительного слова настроение его быстро меняется, и он делается вялым, а от похвалы снова расцветает как “майская роза” и начинает порхать как мотылек» [11] . Подобное же рассуждение можно найти у преподобного Паисия Святогорца: «У кого широкое сердце, тот все может понести, а тот, у кого узкое сердце, малодушный, из-за одного замечания, одного неприятного события впадает в уныние, не может его понести»[12]. Узким же сердце становится от того, что там помещается теперь только собственное «я» гордеца: «В сердце гордого человека это собственное “я” занимает все пространство, и там больше нет места ни для Бога, ни для ближнего»[13].
Подозрительность и мнительность в отношении других
Постепенно в человеке возрастает все большая уверенность в собственных силах, способностях, неготовность услышать несогласное с собственным представлением о себе мнение ближних. Поэтому гордый человек боится быть осмеянным, ведь он не видит в себе недостатков, считает себя эталоном во всех отношениях. «Больше всего в нашем поиске Бога нам мешает боязнь быть осмеянными. Наша гордость, упрямство, стремление к самоутверждению выстоят против резкой критики и прямых нападок, выдержат неприязнь и отвержение. Но перенести насмешку чрезвычайно трудно»[14], — пишет митрополит Антоний Сурожский. От ошибочного представления об окружающих людях в горделивом человеке зарождается подозрительность в отношении ближних, порою приобретающая бредовый характер ожидания зла либо вообще, либо по конкретному поводу. Ожидание зла исходит от окружения. Обо мне говорят, они что-то замышляют, против меня готовится заговор[15]. Священнослужитель Александр Ельчанинов пишет, что если человек мнителен… то это — несомненно признак гордости[16]. Человеку кажется, что окружающее общество думает о нем неодобрительно, осуждает, говорит за его спиной.
Священнослужитель Александр Ельчанинов пишет, что если человек мнителен… то это — несомненно признак гордости
Священник Александр Ельчанинов Отмеченная святителем Феофаном черта гордого человека — то, что он «гневлив, задорен и не дает себе покоя»[17] — сходна с описанием внутреннего мира гордеца, как о нем говорит священник Александр Ельчанинов: «Охотно дает советы и по-дружески вмешивается в чужие дела, невольно обнаруживает исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): “нет, что я вам расскажу”, или “нет, я знаю лучше случай”, или “у меня обыкновение”, или “я придерживаюсь правила”, “я имею привычку предпочитать”; делает разные приемы, чтобы обратить на себя внимание присутствующих; любит много говорить, и в его разговоре слышится бесконечное “Я”»[18]. «Человек посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Свое дело — важно, чужое — пустяки. Он берется за все, во все вмешивается»[19]. За исключением тех случаев, когда требуют обстоятельства, заповеди, совесть и прочее.
Сравнение себя с другими
На следующем этапе такой человек начинает сравнивать себя с другими людьми. Гордость здесь этапе по-прежнему незаметна. Святитель Феофан Затворник отмечает, что «при таком положении дел в голове человека держится… мысль, что он лучше других, скрашивает свои недостатки и кажется себе самому всегда хорошим»[20]. При этом горделивого человека отличает его несправедливое (как правило, невысокое) мнение о других. Во время молитвы в церкви гордец любит смотреть на других, наблюдать за ними и осуждать их. Он охотно сравнивает себя с другими, находя в них одни недостатки и не признавая за ними никаких достоинств, приписывая им неблаговидные стремления и намерения и даже желая им зла.
Когда человек начинает выделять свою персону из общества, тогда он начинает проявлять равнодушие к ближним. Любовь к себе уничтожает любовь к ближнему, как говорит преподобный Паисий Святогорец [21] . Он приводит прекрасный пример человеческого равнодушия: «Недавно в больнице я был свидетелем такой ситуации: потребовалось поднять лежачего больного, чтобы перенести в другую палату, медбрат не двинулся с места, хотя это была его работа. “Не могу у меня болит поясница”, — сказал он равнодушно! Да, видишь, человек бесчеловечный! А беременная медсестра вместе с другой взяли и перенесли его. О себе они не думали.
Обольщаясь своей праведностью, гордец возвышается над другими, и их видит менее праведными или даже великими грешниками
Требовательность к другим
Искренняя уверенность гордого в своем превосходстве над другими дает стимул командовать ими. Схиигумен Иоанн Валаамский указывает на эту отличительную особенность: «Сами не исполняем ни одной заповеди, а от других требуем исполнения. Господи, “даждь ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего”»[24]. От гордеца можно услышать: «“Мне так хочется”, — говорит один, “А мне по-другому”, — говорит другой. Каждый стремится к тому, что нравится ему» [25] .
На этом этапе гордость начинает проявлять себя открыто в ненависти к ближнему, в гневе, раздражительности, досадливости, злобе, зависти, мстительности, обидчивости, вражде. В своей агрессивности и неуважении к ближнему, человек начинает встречать отпор.Он очень внимательно следит за другими, и дает им не очень хорошую оценку. Это происходит потому, что, обольщаясь своей праведностью, гордец возвышается над другими, и их видит менее праведными или даже великими грешниками. Он ненавидит ближнего, презирает его, не нисходит к немощи. Святитель Василий Великий говорит о том, что гордыня выражается в ненависти и презрении к ближним. [26] Она не терпит противоречия, потому что оно задевает гордого человека и в нем начинает действовать гнев и раздражительность. В своем послании к монаху Николаю преподобный Марк Подвижник говорит о том, что «гнев и раздражительность бывают напояемы злою водою гордости»[27]. Оптинские старцы также указывают на эту особенность: так, преподобный Макарий Оптинский, говорит, что такие проявления, как гнев, есть порождение богоненавистной страсти гордости [28] .
Горделивый постоянно ропщет. Ропот проявляется в том, что человек перекладывает всю ответственность за свои страдания на других, а в конечном итоге — на Бога. При этом себя он считает безвинно страдающим и все время жалуется, ругает тех, кто, по его мнению, виноват в его страданиях — а «виноватых» становится все больше по мере того, как человек все глубже погрязает в ропоте и озлобляется. Преподобный Амвросий Оптинский пишет: «От самолюбия гневливость, от самолюбия осуждение и порицание других, от него негодование, и ропот, и самооправдание, и нехотение ничего потерпеть»[29].
Самооправдание и самоуверенность
В отношениях с ближним человек хочет отстоять собственную правоту; или хочет, чтобы о нем думали лучше, чем он есть; или, по крайней мере, думали именно то, что он собой представляет на самом деле.[30] Слушаясь… советов, человек сначала обличается совестью, но вместе с тем в нем постепенно развивается самооправдание и попытка найти смягчающие для себя обстоятельства[31], для того чтобы представить себя в лучшем свете. Священник Александр Ельчанинов дает совет пастырям, как распознать признак скрывающегося самолюбия в человеке на исповеди. Если человек на исповеди ищет самооправдания, попыток объяснить духовнику «смягчающие обстоятельства, ссылается на третьих лиц, введших в грех, отсутствие глубокого покаяния (без слез), продолжающееся пребывание в грехе, все это говорит о самолюбии» [32] .
Зависть есть скорбь о благополучии ближнего
Обидчивость и месть
Св. прав. Иоанн Кроншдатский Там, где самооценка личности чрезмерно высока, всегда возникает обида. Такой человек во всем видит несправедливое отношение к своей персоне. Его обидчивость — это желание лучшего отношения к себе, чем то, которое он видит. Разумеется, что человек обижается тогда, когда считает себя заслуживающим лучшего отношения, когда к нему относятся не так хорошо, как он ему видится справедливым и правильным. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Кто, будучи бесчестим или досаждаем, сильно болеет от этого сердцем, о том человеке ведомо да будет, что он носит древнего змия (гордость) в недрах своих. Если он станет молча переносить обиды, то сделает змия этого немощным и расслабленным…»[33] Святой праведный Иоанн Кронштадский, задавая вопрос: как узнать что ты горд? — сам отвечает, «что это можно узнать, если кто-нибудь из моих знакомых сухо и небрежно обойдется со мною, и я обижусь этим: это значит, что я горд и самолюбив. Если негладкое слово оскорбит меня, значит тоже, что я горд. Если кто против возразит мне, и я тем обижаюсь и раздражаюсь — тоже я горд» [34] . Задетое самолюбие порождает месть. Самолюбивый человек ищет различные способы для того, чтобы отомстить своему обидчику. Святитель Тихон пишет: «Самолюбивый нанесенных обид не терпит, но мстит или хочет мщения»[35].
Видя успех и преуспеяние окружающих людей, гордый начинает завидовать. Зависть есть, по сути, скрытая ненависть к другому человеку, который кажется успешнее. Из-за этого гордецу трудно терпеть рядом с собой равных и тем более тех, кто лучше его. Святитель Василий Великий говорит, что «зависть есть скорбь о благополучии ближнего»[36].
Споры и ссоры, нежелание уступить
Преп. Макарий Оптинский Так как самоуверенность связана с ощущением своей правоты, она рождает чрезвычайное недовольство при встрече с несогласием и выражается в спорах, ссорах[37]. Так преподобный Макарий Оптинский пишет: «Ссоры и споры, верно, за пустое бывают и происходят не от чего другого, как от гордости»[38]. Преподобный Амвросий Оптинский так же выделяет спорливость как симптом гордого человека: « Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: “Кага! каго!” Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может кусать, кусает…» [39] .
На последней стадии проявления гордец разрывает связь с Богом.
3. Видимое проявление гордыни в отношениях с Богом.
В духовной жизни гордый человек хочет показать свое преуспеяние, превосходство. Свои добрые дела он не выставляет на обозрение. Но не просто так, а для того, чтобы получить одобрение и признательность. Такой человек видит себя великим чудотворцем, прозорливцем, экзорцистом. Во время усердной молитвы желает, чтобы видели, как молится.[41]
Другие принимают духовные подвиги как цель своей жизни. Отсюда происходит неправильное понимание аскетики. В одном из писем святитель Феофан говорит о человеке, который возгордился тем, что он сподобился плача на молитве. «И чем вздумали тщеславиться?! Слезами! Слезы — плач о грехах. Когда придет тщеславие из-за слез, вы перенесите взор на грехи, и скажите душе своей: вишь, что нагородила! Есть тут, чем тщеславиться. Это чувство самое опасное».[42]
Наконец, на последней стадии проявления гордец разрывает связь с Богом. Священник Александр Ельчанинов пишет, что на этом этапе человек «разрешает себе все: грех его не мучит, он входит в привычку… Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности»[43]. Человек, который надмевается над людьми, будет надмеваться и пред Богом. «Тот, кто презирает себе подобных, тот постепенно дойдет и до презрения Самого Бога»[44]. Такой человек полагается исключительно на свой ум и на свои способности.
Не признавая никаких авторитетов, кроме своего собственного, гордец начинает хулить Бога. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что от надменности — хуление (нечестиворечие, неправые к Богу чувства, восстание против Бога)[45]. Ибо естественно, что, «когда зло из самолюбия разрастается прогрессивно, то доходит и до восстания против Бога», — говорит блаженный Феофилакт[46].
Последним проявлением гордости является ее способность приводить ум человека в исступление, помрачая его и затмевая рассудительность.
Свт. Игнатий (Брянчанинов) В итоге гордец говорит: в это я верю, а в это нет, или начинает придумывать какие-то свои теории и отклонения. Отсюда вывод: гордыня зарождает в человеке ложные понятия о Боге, Церкви, вероучительных догматах. Так как гордец не признает Учение Церкви, святых отцов, он полагается исключительно на свой разум и впадает в различные заблуждения — уходит в секты, создает расколы. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о единственном пути, охраняющем от ересей, обозначая и причины уклонения в ересь — гордость, самоугодие, самонадеянность, своечиние, своеволие, непослушание: «…единственный непогрешительный путь ко спасению — неуклонное следование учению святых Отцов при решительном уклонении от всякого учения постороннего, от самых своих разумений, доколе разум не исцелится от недуга своего и не сделается из плотского и душевного — духовным» [47] .
Подводя итог, следует отметить, что все вышеназванные возможные проявления страсти гордости в человеке не исчерпываются исключительно обозначенными признаками. Важно заметить, что ориентированная направленность в понимании существенных признаков гордости, скрывающихся в человеке, поможет священнику в его пастырской деятельности. Пастырь должен следить за своими духовными чадами и исповедовать их в таком смысле, чтобы выявить проявления гордости и предложить способ борьбы не с конкретными проявлениями, а с самой страстью.
монах Кирилл (Попов)
Ключевые слова: гордость, взаимодействие со страстями, блуд, сребролюбие, чревоугодие, уныние, печаль, гнев.
[1]Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Вып. 3. — М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898. — С. 346-347.
[2]Паисий Святогорец, прп. Слова. Страсти и добродетели. — М.: Святая Гора, 2005. — С. 114.
[3]Коллиандер Т. Узкий путь. Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992. — С. 25.
[4]Ельчанинов Александр свящ. Демонская твердыня // Его же. Записи. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. — С. 167-173.
[5]Коллиандер Т. Узкий путь. — Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992. — С. 12.
[7]Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. 2-е изд. — М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1895. — С. 288.
[8]Ельчанинов Александр свящ. Демонская твердыня // Его же. Записи. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. — С. 167-173.
[9] Николай Сербский, свт. Миссионерские письма. — М.: Троице-Сергиевой Лавры, 2013. — С.68.
[10]Петр (Екатериновский), еп. Указание пути ко спасению. Опыт аскетики. — М.: Сибирская Благозвонница, 2011. — С. 143.
[11]Савва (Остапенко), схиигум. Семена сатаны и любовь Христова. О главных христианских добродетелях и гордости. — М.: Неугасимая лампада, 2014. — С. 80.
[12]Паисий Святогорец, прп. Слова. Том V. Страсти и добродетели. — М.: Святая гора, 2008. — С. 204-205.
[13]Паисий Святогорец, прп. Афонский старец Хаджи-Георгий. 1809-1886. — М.: Святая Гора, 2010. — С. 65.
[14]Антоний Сурожский, митр. Духовное путешествие (Размышления перед Великим постом). — М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2012. — С. 55.
[15]Владислав Свешников, прот. Очерки Христианской этики. — М.: Лепта книга, 2010. — С. 102.
[16]Ельчанинов Александр свящ. Демонская твердыня // Его же. Записи. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. — С. 167-173.
[17]Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. 2-е изд. — М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1895. — С. 288.
[18]Ельчанинов Александр свящ. Демонская твердыня // Его же. Записи. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. — С. 169-173.
[20]Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. 2-е изд. — М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1895. — С. 293.
[21]Паисий Святогорец, прп. Слова. Страсти и добродетели. — М.: Святая Гора, 2008. — С. 38.
[23]Савва (Остапенко), схиигум. Семена сатаны и любовь Христова. О главных христианских добродетелях и гордости. — М.: Неугасимая лампада, 2014. — С. 236.
[24]Письма Валаамского старца схиигумена Иоанна. — М.: Сестричество во имя преподномученицы великой княгини Елизаветы, 1996. — С. 80.
[25]Паисий Святогорец, прп. Слова. Том V. Страсти и добродетели. — М.: Святая гора, 2008. — С. 41.
[26]Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. 4-е изд. Сергиев Посад. 1900. — Ч. 2. — С. 94.
[27]Марк Подвижник, прп. Послание к иноку Николаю // Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. — М., 1895. — С. 478.
[28]Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. Т. 4. — М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1862. — С. 139. (См. так же: прп. Анатолий Оптинский пишет: «Если у тебя так сильно проявляются гнев, ропот, то это верный признак души гордой»).
[29] Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирянам. Ч. 2. — М.: Сергиев Посад, 1908. — С.97.
[30]Филимонов С., прот. Серия из 8-ми брошюр «Борьба со страстями». Борьба со страстями на основе учения Св. Отцов. Проповеди протоиерея Сергия Филимонова. — Санкт-Петербург, 2010. — С.13.
[31]Паисий Святогорец, прп. Слова. Страсти и добродетели. — М.: Святая гора, 2008. — С.49.
[32]Александр Ельчанинов, свящ. Православие для многих. Отрывки из дневника и другие записи. — М.: Дар, 2013. — С. 248.
[33]Ельчанинов Александр свящ. Демонская твердыня // Его же. Записи. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. — С. 169-173.
[34]Иоанн Кронштадский, прав. Моя жизнь во Христе. — М.: Сибирская Благозвонница, 2010. — С. 53.
[35]Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Приложение к магистерской диссертации: «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» доцента архимандрита Иоанна Маслова. — Загорск, 1981. Т. 1-5. — С. 1618.
[36]Святитель Василий Великий. Беседы. — М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. — С.73.
[37]Ельчанинов Александр свящ. Демонская твердыня // Его же. Записи. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. — С. 169-173.
[38]Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. Т. 3. — М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1862. — С. 148.
[39] Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Приложение к магистерской диссертации: «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» доцента архимандрита Иоанна Маслова. — Загорск, 1981. Т. 1-5. — С. 137–138.
[40]Антоний Сурожский, митр. Радость покаяния. — М., 2003. — С. 10.
[41]Житие иеросхимонаха Иосифа. — М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1993. — С. 76.
[42]Собрание писем святителя Феофана. Выпуск третий. Издание Афонского Русскаго Пантелеимонова монастыря. — Москва. Типо-Литография И. Ефимова, 1898. — C. 170-171.
[43]Ельчанинов Александр свящ. Демонская твердыня // Его же. Записи. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. — С. 167-173.
[44]Творения святаго отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 11. — СПб.: Санкт-Петербургской духовной академии, 1905. — С. 804.
[45]Феофан Затворник, свт. Толкование на пастырские послания. — М.: Правило Веры, 2005. — С.756-757.
[47]Существуют и отдельные классификации некоторых святые отцов, подвижников благочестия, церковных писателей, которые выделяют собственные критерии, по которым можно рассмотреть в себе гордость. Достаточно полную диагностику на выявление гордости предлагает подвижник благочестия Нижегородский архиепископ Иаков: «Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя люди сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, так что и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко» (Цит. приводится по книге: Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами / Шеховцева Л.Ф. и колл. авторов. — М.: Подворье Троице-Сергиевой Лавры, 2014. — С. 314.)
Существует также классификация проявления гордости, составленная аввой Серапионом, где страсть делится на следующие признаки: презрение, зависть, неповиновение, хула, ропот, поношении. (См.: Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана Римлянина. 2-е изд. — М., 1892. — С. 54.)
Подробную классификацию проявления гордости в человеке выделяет свт. Тихон Задонский. Признаки гордости таковы: высшим не покоряется; равным и низшим не уступает; гордость велеречива, высокоречива и многоречива; славы, чести и похвалы всяким образом ищет; высоко превозносит себя и дела свои; других презирает и уничижает; ищет, как бы себя показать; бесстыдно себя хвалит; какое добро ни имеет, себе приписывает, а не Богу; хвалится и тем добром, которого не имеет; весьма старается скрывать недостатки и пороки свои; не терпит быть в презрении и унижении; не принимает увещания, обличения, совета; самовольно вмешивается в чужие дела; лишившись сана или чести, и в прочем несчастье ропщет, негодует, а часто и ругается; следовательно, гордость гневлива, гордость завистлива: не хочет, чтобы кто равен ей и выше ее был, равную или большую честь имел, а чтобы она всех во всем превышала. Гордость не склонна к любви, ненавистлива. (См.: Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского. Плоть и Дух. Том 1. — М., 2003. — С.217-218.)
Церковный исследователь протоиерей Сергий Филимонов выделяет следующие существенные признаки гордости: мерить другой своей меркой, самоублажение, саможаление, самолюбие, самоволие, своеволие, своечиние, потребительское отношение к Богу, Церкви и людям, обидчивость, правдоискательство, самооправдание, ропот, гордый упорно отстаивает свое мнение, не терпит превосходства над собой, непослушен, завистлив. (См.: Сергий Филимонов, прот. Серия из 8-ми брошюр «Борьба со страстями». Борьба со страстями на основе учения Св. Отцов. Проповеди протоиерея Сергия Филимонова. — Санкт-Петербург, 2010.)
Епископ Варнава (Беляев) в своей книге «Основы искусства святости», основываясь на учении преподобного Иоанна Кассиана, выделяет признаки гордости в человеке: в разговоре проскальзывает крикливость, в молчании — досада, в веселии — громкий разливающийся смех, в печальных обстоятельствах — неразумная скорбь, при ответах — строптивость, в речах — легкомысленность, слова вырываются без всякого участия сердца, безрассудно. (См.: Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. Т. 1. — Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1995.)
Священник Сергий Дергалев считает, что два ярких проявления можно выделить: первый — презрение ближних; второй — приписывание себе добрых дел. (См.: Сергий Дергалев, свящ. Введение в православную аскетику. — Белгород.: Издание Православного молодежного миссионерского центра Православной гимназии, 2005.)
Источник