- Язык нашей души
- Главная книга практик и упражнений для женщин
- Эмоции: модель Роберта Плутчика
- Что такое эмоции?
- Список эмоции Пола Экмана
- QUIZ от Пола Экмана: эмоции
- Психоэволюционная теория эмоций Роберта Плутчика
- Шесть фундаментальных постулатов
- Пять постулатов модели защиты
- Четыре группы психологических защит
Язык нашей души
Наши желания – инструмент, с помощью которого душа себя понимает и растет.
Эти желания можно научиться хорошо понимать, то есть слышать язык нашей души.
И тогда вам не придется больше сомневаться, действительно ли вы это хотите, действительно ли это важно.
И вот какие у нас три шага к тому, чтобы наши желания сбывались:
1. Осознавать себя.
2. Слышать свои желания, слышать язык нашей души.
3. Уметь реализовывать желания.
То есть, по сути, наша задача в реальном мире – реализовать желания нашей души.
Ведущая эмоция души
Давайте узнаем, что за эмоция так важна для нас, какое состояние питает нашу душу. Когда мы настраиваемся на эту эмоцию, мы чувствуем, что обрели сами себя. Ведущая эмоция души – это самое важное, самое нужное нам состояние, ради которого мы живем, которое мы все время ищем. Если есть это, то остальное становится не важным. То, чего нам не хватает. Это может быть красота, вдохновение, умиротворение…
Важно отличать процессы от состояний. Например, если вам ценна дружба, посмотрите, какое состояние в ней ценно для вас – сопричастность, близость, единство? Давайте же найдем ту ведущую эмоцию, с которой живет именно ваша душа.
В этой практике нам снова понадобится помощь. Попросите вашу подругу поучаствовать.
Практика «Главная эмоция моей души»
Вы начинаете рассказывать вашей подруге о нескольких ситуациях в вашей жизни, в которых вы были абсолютно счастливы. Говорите, что с вами в этих ситуациях происходило и какие чувства и эмоции вы там испытали. Ваша задача – просто увлечься рассказом и говорить. Задача вашей помощницы – слушать и записывать все ваши фразы, которые говорят о тех или иных эмоциональных и чувственных переживаниях этих ситуаций. И фиксировать их все. У каждой души они разные, хотя могут быть души с похожими эмоциями. У кого-то это восторг, у кого-то близость, у кого-то полет, у кого-то свобода, у кого-то легкость.
Если вы несколько раз говорите о близости – значит, она записывает это слово несколько раз. Если звучит какое-то другое слово, отражающее ваши чувства и эмоции, – ваша подруга их тоже записывает. Дайте ей подробную инструкцию.
А после того как вы расскажете про все ваши моменты счастья, она посмотрит и вычленит главный лейтмотив, который звучит во всех этих ситуациях и разных счастливых историях. Ей нужно найти то, что их объединяет. И вы вместе с ней подбираете то слово, которое описывает самую главную, ведущую эмоцию. Обычно это такое состояние, в котором вы счастливы и без которого жизнь не имеет смысла. И часто это состояние у вас бывает в дефиците. Для вас это самое главное, а мы ведь самое главное чаще всего себе и не разрешаем в силу выше обозначенных запретов наших родителей. Примеры ведущих эмоций – близость, легкость, полет, красота, восторг, восхищение, наслаждение, защищенность, спокойствие, творчество.
Если вам некого в ближайшее время попросить вас слушать, вы можете записать себя на диктофон. Или даже записать ваши счастливые истории на бумагу, чтобы потом вычленить основную эмоцию вашей души. Хотя по моему опыту, когда вы делаете это в паре с живым человеком, ваша ведущая эмоция находится гораздо быстрее и проще.
Если вы были на моих тренингах или читали другие мои книги и уже делали эту практику, я вас приглашаю сделать ее снова и посмотреть, совпадают ли ваши ведущие эмоции тогда и сейчас. Иногда мы берем как ведущую какую-то эмоцию, которая у нас дефицитарная. Это тоже правильно, она важна на какой-то момент нашей жизни.
Но она не главная для нашей души. Просто у нас ее мало, и нам кажется, что без нее жизнь никак не может продолжаться. А потом проходит время, у нас насыщается дефицит, и эмоция может поменяться, вернее, из-под утоленной дефицитарной потребности проявится ведущая эмоция. Ее можно назвать базовым состоянием, корневой ценностью – как угодно. Главное, ее найти. Когда вы ее обнаружите, ваша помощница точно это увидит: у вас заблестят глаза, вам сразу станет очень многое понятно в вашей жизни. Найдите же ту ноту, которая делает вас счастливой!
В поисках ведущей эмоции нашей души нам нужны не те фразы, которые мы любим произносить. Не то, что мы считаем нашим кредо. Нам нужны слова, которые описывают самое важное для вас переживание, самую волнующую вас эмоцию. Ниже я прилагаю списки различных эмоций, можно вашим помощницам предложить эти списки, и пусть они почитают и выберут несколько наиболее подходящих слов. Ну а если вы не можете придумать слово для вашей эмоции и вам не подошло ничего в списке, поищите в Интернете.
Позитивные эмоции
Впечатлительность, Энтузиазм, Страсть, Эйфория, Решимость, Уверенность в себе, Дерзость, Готовность, Оптимизм, Удовлетворенность , Сентиментальность, Счастье, Радость, Блаженство, Исключительность, Искренность, Забавность, Восхищение, Триумф, Красота, Легкость, Любопытство, Удачливость, Удовольствие, Вдохновение, Веселье, Юмор, Сексуальность, Приветливость, Спокойствие, Удовлетворенность, Облегчение, Мирность, Расслабленность Дружелюбность, Доверие, Защищенность, Мечтательность, Очарование, Оцененность, Полет души, Признательность, Надежда, Бодрость, Заинтересованность Увлеченность, Интерес, Живость, Наслаждение, Нужность Общительность, Полнота жизни, Озарение, Понятость, Справедливость, ,Принятие Уважение Довольство Беззаботность, Бережность, Комфорт ,Восприимчивость ,Прощение ,Любовь, Безмятежность, Расположение, Обожаниe. ,Благоговение Привязанность Безопасность Уважение, Дружелюбие, Симпатия ,Сочувствие ,Нежность ,Великодушие,Азарт ,Активность, Благодарность, Благополучие.
Во время рассказа о счастливых событиях могут обнаружиться несколько таких состояний. Тогда вы берете три самых часто встречающихся чувства или эмоции. Потом из этих трех выбираете одно, или они сами у вас объединятся в какое-то слово, одна эмоция останется, а две другие в нее интегрируются, как, например, «легкость» – такая эмоция, которая легко может в себя включать и «беззаботность» и «веселье».
И у меня для вас есть подарок, который вам поможет нырнуть еще глубже в пространство ведущих эмоций вашей души. Если вы все еще сомневаетесь или затрудняетесь с определением главной эмоции, то обязательно сделайте эту медитацию. По отзывам тех, кто ее делал, они открыли для себя нечто очень важное. Это потрясающее чувство, и оно все в мире расставляет по своим местам. Становится понятно, куда мы, зачем мы, кто мы.
Вам для практики понадобятся бумага и ручка.
Мы ее будем делать сидя, чтобы не «улететь» и сохранить свой фокус внимания.
Медитацию «Ведущая эмоция души» и Практику «Мир моей души»
вы можете прочесть в книге:
Главная книга практик и упражнений для женщин
Источник
Эмоции: модель Роберта Плутчика
Содержание
Что такое эмоции?
Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от аффектов, чувств и настроений и переживаний.
В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этого человека» — это чувство. В связи с этим эмоции, в отличие от чувств, не могут быть амбивалентными: как только отношение к чему-то становится одновременно и плохим и хорошим, это что-то можно назвать объектом, а эмоциональные процессы по отношению к нему — чувствами.
В отличие от аффектов, эмоции могут практически не иметь внешних проявлений, значительно продолжительнее по времени и слабее по силе. Кроме того, аффекты воспринимаются субъектом как состояния его «я», а эмоции — как состояния, происходящие «в нём». Это особенно заметно, когда эмоции являются реакцией на аффект, например когда человек чувствует страх за своё будущее, как реакцию на только что испытанную вспышку гнева (аффект).
В отличие от настроений, эмоции могут меняться достаточно быстро и протекать довольно интенсивно.
Под переживаниями же обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.
Список эмоции Пола Экмана
Оригинальный список эмоций, т.н. «Большая шестерка»:
В дальнейшем, Экман расширил свой список следующими эмоциями:
QUIZ от Пола Экмана: эмоции
Психоэволюционная теория эмоций Роберта Плутчика
Психоэволюционная теория Р. Плутчика разработана в виде монографического исследования в 1962 г . Получив международное признание, она использовалась для раскрытия инфраструктуры групповых процессов и интеракций личности.
Шесть фундаментальных постулатов
1. Эмоции — это механизмы коммуникации и выживания, основанные на эволюционной адаптации. Они сохраняются в функционально эквивалентных формах через все филогенетические уровни. Коммуникация происходит за счет восьми базисных адаптивных реакций, являющихся прототипами восьми базисных эмоций:
Инкорпорация. Поедание пищи или принятие благоприятных раздражителей вовнутрь организма.
Отвержение. Избавление организма от чего-либо непригодного, что было воспринято ранее.
Протекция. Поведение, призванное обеспечить избегание опасности или вреда. Сюда включается бегство или любое другое действие, которое увеличивает расстояние между организмом и источником опасности.
Разрушение. Поведение, призванное разрушить барьер, который препятствует удовлетворению важной потребности.
Воспроизводство. Репродуктивное поведение, которое может быть определено в терминах приближения, тенденции к сохранению контакта и смешивания генетических материалов.
Реинтеграция. Поведенческая реакция на потерю чего-либо важного, чем обладали или наслаждались. Его функция в обретении вновь опеки.
Ориентация. Поведенческая реакция на контакт с неизвестным, новым или неопределенным объектом.
Исследование. Поведение, обеспечивающее индивиду схематичное представление о данной окружающей среде.
2. Эмоции имеют генетическую основу.
3. Эмоции — это гипотетические построения, основанные на очевидных явлениях различных классов. Гипотетические модели приведены в (таблице 1).
Таблица 1. Стимул — эффект
4. Эмоции — это цепи событий со стабилизирующими обратными связями, которые поддерживают поведенческий гомеостаз. Происходящие в среде события когнитивно оцениваются, в результате оценки возникают переживания (эмоции) и физиологические изменения. В ответ на это организм осуществляет поведение призванное оказать эффект на стимул. (Таблица 1).
5. Отношения между эмоциями могут быть представлены в виде трехмерной структурной модели. Вертикальный вектор отражает интенсивность эмоций, с лева на право вектор сходства, а ось спереди на зад характеризует полярность противоположных эмоций. Этот же постулат включает положение о том, что некоторые эмоции являются первичными, а другие — производными или смешанными.
6. Эмоции соотносятся с определенными чертами характера. Диагностические термины, например, «депрессия», «маниакальность», «паранойя» рассматриваются как крайние выражения таких эмоций, как печаль, радость и отвержение (Таблица 2).
Таблица 2. Эмоции и их производные
Структурная модель эмоций является основой построения теоретической модели защиты. Теоретическая модель механизмов защиты была разработана Р.Плутчиком в соавторстве с Г.Келлерманом и Х.Контом в 1979 году.
Пять постулатов модели защиты
Специфические защиты образуются для совладания со специфическими эмоциями.
Существует восемь основных механизмов защиты, которые развиваются для совладания с восемью основными эмоциями.
Восемь основных защитных механизмов обладают свойствами как сходства так и полярности.
Определенные типы личностных диагнозов имеют в своей основе характерные защитные стили.
Индивид может использовать любую комбинацию механизмов защиты.
Искажение реальности по средствам защит может происходить трояким образом. Нежелательная информация может:
игнорироваться или не восприниматься, будучи воспринятой, забываться, в случае допуска в сознание и запоминания, интерпретироваться удобным для индивида образом.
Проявления механизмов защиты зависит от возрастного развития и особенностей когнитивных процессов, в целом они образуют шкалу примитивности-зрелости.
Первыми возникают механизмы, в основе которых перцептивные процессы (ощущения, восприятия и внимания). Имен¬но перцепция несет ответственность за защиты, связанные с неведением, непониманием информации. К ним относят отрицание и регрессию, являются наиболее примитивными и характеризуют «злоупотребляющую» ими личность как эмоционально незрелую.
Далее возникают защиты, связанные с памятью, а именно с забыванием информации, это вытеснение и подавление.
По мере развития процессов мышления и воображения, формируются наиболее сложные и зрелые виды защит, связанные с переработкой и переоценкой информации, это рационализация.
Четыре группы психологических защит
– защиты с отсутствием переработки содержания: отрицание, вытеснение, подавление.
– защиты с преобразованием или искажением содержания мыслей, чувств, поведения: рационализация, проекция, отчуждение, замещение, реактивное образование, компенсация.
– защиты с разрядкой отрицательного эмоционального напряжения: реализация в действии, соматизация тревоги, сублимация.
– защиты манипулятивного типа: регрессия, фантазия, уход в болезнь или образования симптомов.
Результатом психоэволюционной теории эмоций Роберта Плутчика и структурной теории личности Генри Келлермана стала «Психодиагностическая система Келлермана-Плутчика» которая легла в основу психодиагностической методики «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index).
Система основывается на теории, что в каждой личности существует диспозиция (наследственная предрасположенность) к определенному психическому расстройству. Механизм психологической защиты, играет роль регулятора внутриличностного баланса, за счет гашения доминирующей эмоции (схема 3).
Схема. 3. Система диспозиций по Келлерману и Плутчику.
Согласно психодиагностической системы анализ ведущих диспозиций характеризует личностные особенности испытуемого.
При взаимодействии со стимулом, возникают характерные для определенной диспозиции переживания в виде эмоций. Ведущая эмоция формирует потребность, которая не всегда вкладывается в рамки приемлемого функционирования. Для поддержания адаптации, срабатывает защитный механизм призванный погасить недопустимую эмоцию, индивид испытывает неосознаваемый импульс, заставляющий переоценить стимул. Личностный баланс достигается за счет формирования защитного поведения.
Источник