- Технологии эмоциональной поддержки детей в период адаптации к условиям детского сада
- EQ-технология № 8. Как правильно оказывать эмоциональную ПОДДЕРЖКУ другому?
- Читайте также
- Как оказывать влияние на людей
- 7. Получайте поддержку
- Признанные теории в поддержку преимуществ первопроходцев
- Как оказывать влияние на людей
- EQ-технология № 3. Эффективная КРИТИКА. Как ее безболезненно принимать и правильно подавать?
- EQ-технология № 4. Как побороть ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ЗАВИСИМОСТЬ от партнера?
- Принимать поддержку других
- Дети должны чувствовать вашу поддержку
- Семьи: превращаем сопротивление в поддержку
Технологии эмоциональной поддержки детей в период адаптации к условиям детского сада
Галина Осокина
Технологии эмоциональной поддержки детей в период адаптации к условиям детского сада
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
В настоящее время проблема адаптации детей является одной из актуальных. Что же характерно для адаптации детей раннего возраста? Этот вопрос освещался в исследованиях Н. М. Аксариной, Р. В. Ямпольской, Л. Г. Голубевой, Н. Г. Ватутиной и др. Проблема стала объектом многочисленных исследований, особенно там, где совершенствуются формы общественного воспитания. В периоде адаптации происходит переделка раннее сформированных стереотипов, помимо иммунной, физиологической ломки происходит преодоление психологических преград, вызывающих стресс. Причины этого часто лежат в неправильном поведении взрослых. Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Бесспорно, родители лучше всех знают и любят своего ребенка, но иногда они, не имея опыта воспитания детей, могут принести вред. У молодых родителей нет достаточно глубокого представления о жизни ребенка в ДОУ, о созданных, там условиях воспитания и обучения, им жалко «отрывать» свое чадо от себя, им кажется, что только они и самые близкие люди могут дать ребенку все то необходимое, что ему пригодится в дальнейшей жизни.
В проведении любого процесса в ДОУ главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение по всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно – образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
С детьми раннего возраста я работаю уже тридцать с лишним лет.Выстроила свою работу по нескольким направлениям:
1. Консультирование родителей по организации подготовки ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. Приглашение родителей к участию в интерактивных формах работы.
При подготовке ребенка к посещению дошкольного учреждения родителям необходимо поощрять совместные игры с другими детьми и расширять круг общения со взрослыми, поощрять проявления любопытства и самостоятельности, продолжать активно формировать навыки самообслуживания. Понимание родителями важности подготовки ребенка именно таким образом позволит в дальнейшем сократить период адаптационного периода.
Важно также сформировать у ребенка положительную установку на посещение дошкольного учреждения. И на первом этапе именно родители и определяют желание ребенка посещать дошкольное учреждение. Если родители способны продемонстрировать детям свою уверенность в том, что в дошкольном учреждении ребенку будет интересно, он будет все время занят важными делами, то и эмоциональное состояние ребенка изменится. Способность мамы «отпустить» ребенка, принять на эмоциональном и когнитивном уровнях необходимость расставания также во многом определяет последующее привыкание ребенка к дошкольному учреждению.
Использование интерактивных форм работы позволяет родителям еще до начала адаптационного процесса проговорить свои опасения, связанные с помещением ребенка в дошкольное учреждение, выработать алгоритм того, как и каким образом будет строиться процесс адаптации, выбрать из предложенных рекомендаций наиболее подходящие с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
2. Консультирование родителей в процессе адаптации детей к дошкольному учреждению.
Родители вновь поступающих детей, как правило, трепетно, и в некоторой степени тревожно относятся ко всему происходящему с ребенком в дошкольном учреждении. Поэтому важно в беседах с родителями быть внимательными и обязательно в полной мере удовлетворять их информационные запросы.
3. Создание предметно-развивающей среды.
Основные характеристики предметно-развивающей среды: доступность, эмоциогенность, оптимальная насыщенность. Предметно-развивающая среда должна быть красочной, привлекающей внимание ребенка и в то же время важно сохранить баланс в количестве игрушек и игровых пособий, поскольку излишек, как и недостаток оборудования, не полезен для ребенка. Важно оформить группу так,чтобы она в некоторой мере напоминала ребенку дом: красивые занавески на окнах, удобное размещение мебели, оригинальные украшения стен, проемов, выполненные с учетом интересов детей. При создании предметно-развивающей среды обязательным условием является использование игр с песком и водой. Песочница используется как посредник для установления контактов с ребенком, как психопрофилактическое средство.
4. Осуществление индивидуального подхода к ребенку.
Первичную информацию об индивидуальных особенностях ребенка получаем с помощью анкетирования. Желательно провести анкетирование до начала посещения ребенком детского сада.Предлагаются родителям две анкеты: «Готовность к поступлению в дошкольное учреждение», где рассматриваются вопросы привычек ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками, аппетит, режим сна и бодрствования, наличия психоэмоционального напряжения преимущественно в домашних условиях, и «Социальный паспорт семьи», содержащая вопросы о составе и виде семьи. Таким образом, охватывается широкий круг вопросов, касающихся как индивидуальных особенностей ребенка, так и особенностей воспитания.
При организации посещений ДОУ используется гибкий режим приема. Первое посещение проводится во время второй прогулки в присутствии мамы. Первое совместное посещение детского сада важно не только для ребенка, но и для мамы. Видя профессиональную работу педагога, его внимание и заботу по отношению к другим детям, мама оставляет и своего ребенка через несколько дней на 3-4 часа.
Наиболее значимым для ребенка показателем положительного отношения взрослого оказался тактильный контакт. По мере успокоения на руках у взрослого и исчезновения страха перед новым помещением ребенок постепенно начинал проявлять интерес к игрушкам. Невозможно переоценить значение игры в этот период. Основная задача игр, проводимых с детьми в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия ребенка к воспитателю.
5. Контроль за психическим состояние ребенка – заполнение карт адаптации. Регулярное ведение карт адаптации позволяет четко определить динамику привыкания ребенка к дошкольному учреждению и, соответственно, оптимизировать прохождение ребенком адаптации.
Проводимая работа по адаптации детей к условиям дошкольного учреждения имеет комплексный характер.В решении данной задачи задействованы все службы дошкольного учреждения: заведующая, педагог-психолог, воспитатели, медицинская служба, музыкальные руководители. Именно совместная работа позволяет достичь необходимой цели – сохранения и укрепления физического и психического здоровья, эмоционального благополучия.
Анализ работы ДОУ за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно третьего года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.
Консультация для родителей. Адаптация детей 2–3 лет к условиям детского сада Тема: Адаптация детей 2-3 лет к условиям детского сада Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к.
Презентация «Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения» Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения. Адаптация (от лат. аdaptatio — приспособление) — способность организма.
Источник
EQ-технология № 8. Как правильно оказывать эмоциональную ПОДДЕРЖКУ другому?
EQ-технология № 8. Как правильно оказывать эмоциональную ПОДДЕРЖКУ другому?
Те, кто поддержал меня, когда я падал, – теперь ДЕРЖИТЕСЬ – мы взлетаем!
Современное общество диктует сценарий, при котором человек должен рассчитывать только на себя. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. В своем исследовании современной культуры Запада психолог Пол Экман писал: «Если мне хорошо, то почему я должен заботиться о других, – ведь я не нуждаюсь в них для того, чтобы обезопасить себя. Я не нуждаюсь в них для того, чтобы справиться с имеющимися угрозами».
Несмотря на это, у каждого из нас в жизни случаются кризисы, изменения и временные спады жизненных сил. Не получив понимания и поддержки в нужный момент, мы можем замыкаться в себе, вынашивать обиду, которая со временем может трансформироваться в гнев на себя и весь мир. Последствия этого могут быть самые разрушительные.
• По данным специалистов из Эдинбурга, на сегодняшний день наиболее суицидальным возрастом для мужчин является возраст от 30 до 50 лет.
• Цифры показывают, что у 30–50-летних мужчин, столкнувшихся с безработицей, риск самоубийств повышается сразу в 10 раз.
• Особенно высок риск самоубийств среди мужчин рабочих специальностей – они в десять раз чаще добровольно уходят из жизни, чем богатые люди.
Мой опыт. Одна женщина постоянно ходила на мои тренинги, какая бы тема ни была. Я называю таких людей профессиональными студентами. Они постоянно ходят по тренингам от одного тренера к другому и при этом ничего особенно не меняют в своей жизни. На одном тренинге я задал ей вопрос о цели посещения мероприятия, на что услышал ожидаемый ответ о личностном росте и о проблемах, которые она хочет решить на тренинге. Однако в ходе самого тренинга в одном из упражнений у нее случилось самораскрытие, и она поделилась с группой своим осознанием. Оказывается, тренинги служат для нее не столько способом, что-то изменить, а формой эмоциональной поддержки. Атмосфера, которая царит на тренинге, заряжает ее энергией, а участники проявляют искреннее внимание и интерес к ее проблемам, чего она не может получить в своей обычной жизни. После такого объяснения я также изменил свое отношение к участникам тренинга, которые приходят за эмоциональной поддержкой.
Первая психологическая помощь
Способность оказывать эмоциональную поддержку можно сравнить с первой медицинской помощью. В случае острого рецидива мы обычно звоним 03. Если бы не было скорой помощи, уровень смертности увеличился бы в несколько раз. А если нет эмоциональной поддержки, чем это может быть опасно?
Слава богу, есть друзья и близкие, которые приходят в трудную минуту и интуитивно оказывают первую эмоциональную помощь. Это хорошо, но вместе с тем друзья и близкие не всегда обладают необходимыми знаниями, чтобы делать это качественно… Фраза: «Да забей ты!», которую я часто слышал в разных компаниях в ответ на чью-то жалобу, вызывает у меня лишь внутреннюю улыбку. Представьте, если у вас болит зуб, а вам кто-то говорит: «Да забей ты!» Вам это очень поможет?
Когда особо необходима поддержка? Поддержку можно и нужно оказывать человеку, который находится во взрослой и проактивной позиции, но имеет недостаточно эмоциональных (энергетических) ресурсов, чтобы самостоятельно справиться с ситуацией. Но особо важна она
• в период принятия важных жизненных решений;
• в период кризисов и спадов;
• в период критических нагрузок на работе (учебе);
• в период адаптации к новой должности и коллективу;
• в период выздоровления или реабилитации;
• в период обучения и получения новых знаний;
• в период, когда человек допустил ошибку;
• в период, когда человека осуждают или в чем-то обвиняют;
• в период, когда человек пережил утрату;
• в период, когда человек ставит большие цели;
• в период, когда человек берет на себя дополнительную ответственность.
Как видите, спектр ситуаций, требующих оказания поддержки, велик. Но это не означает, что при возникновении одной из этих ситуаций, мы должны сломя голову бросаться на помощь и «причинять пользу». Это означает, что в эти периоды мы должны быть внимательны к запросам и потребностям человека, чтобы выступить с точечной поддержкой именно в тот момент, когда это действительно необходимо.
Жалость к Жертве. Кому нельзя оказывать поддержку?
Поддержка противопоказана людям, которые постоянно находятся в позиции жертвы. Для таких людей все вокруг виноваты в их бедах и несчастьях. Оказывая им поддержку, мы можем подтвердить их картину мира и лишь навредить человеку. Для таких людей необходима не поддержка, а волшебный пендель. Наверняка в кругу ваших знакомых есть такие люди. Они есть везде.
Чувство жалости, которое вызывает жертва, ослабляет ее желание бороться и добиваться желаемого. Испытывая жалость, вы психологически ставите себя выше, чем другой человек. Жалость сразу вызывает желание спасать.
Вы подаете нищим или калекам милостыню? Если подаете, то, возможно, из-за жалости. Исследуйте свое чувство жалости. Наверняка за ним стоит чувство вины! Вина за то, что у вас все в порядке. Жалость, не лучший помощник в отношениях и тем более в эмоциональной поддержке.
Альтернатива жалости – чувство сострадания, сопереживания. Сострадание не ставит вас выше другого. Сострадание ставит вас вровень с другим человеком и формирует искреннюю эмоциональную связь. Вы равны, но другой человек в данный момент нуждается в вашей помощи. Это не эмоциональная подачка с вашей стороны, а жест доброй воли. Это проявление единства и сопричастия по отношению к другому человеку. В какой-то момент вы можете оказаться на его месте.
Выгоды от поддержки
Выгода № 1. Человек, который оказывает поддержку, получает внутреннее удовлетворение от того, что помогает другим людям.
Выгода № 2. Люди, которые умеют оказывать поддержку, имеют широкую сеть контактов и друзей. Люди всегда тянутся к тем, кто умеет поддержать и похвалить.
Выгода № 3. Дающий поддержку сам ее получает в необходимый момент по закону «притяжения». Этот закон гласит: «Что мы отдаем, то и получаем». Распространяя вокруг себя поле поддержки, мы программируем пространство на подобное отношение к нам.
Выгода № 4. Поддержка дает более высокие результаты в бизнесе и спорте. Тренер или руководитель, который умеет оказывать качественную поддержку, повышает результативность своих подопечных. Люди, получившие поддержку, хотят получить ее еще больше. И наоборот, тренер или руководитель, который переусердствовал с кнутом, подрывает боевой дух и энтузиазм своей команды.
Выгода № 5. Поддержка помогает строить гармоничные отношения в паре. Намного легче обвинить, раскритиковать человека, который споткнулся, и сделать ему больно. Самоутверждение в отношениях за счет другого – это бомба с замедленным действием. Эмоциональная поддержка является залогом эмоционального благополучия пары.
Что не является поддержкой?
Мой опыт. Прежде чем научиться оказывать поддержку, давайте определим, что не является таковой. Один мой знакомый тренер личностного роста, когда к нему обращались за поддержкой, повышал осознанность и ответственность человека за ситуацию. Причем он делал это с элементами эмоционального садизма. Его не пугали ни слезы, ни оправдания человека. Вот основной месседж, который он передавал просящему: «Если тебе нужна рука помощи, помни что у тебя уже есть две своих». Он специально усиливал боль человека, опуская его на самое «дно» проблемы, чтобы достигнув его, он мог оттолкнуться от дна и всплыть. Что интересно, вокруг него сформировалось определенное сообщество Клиентов, которым он постоянно раздавал «волшебные пендели». Более того, к нему именно за этим и приходили.
Бабушкина терапия. «Да это еще не проблема. Вот у меня была проблема…» И дальше по своему сценарию. Рассказывая о своих проблемах, человек надеется, что это поможет другому.
Сапогом по больному месту. Копание с помощью вопросов в проблемной ситуации. Обострение этой ситуации, просьба описать какие-либо красочные подробности дополнительно погружает человека в проблемную ситуацию и ранит его.
Обвинение. «Ты сам виноват в этой ситуации. Не нужно было так поступать!» По сути, это позиция критикующего родителя. Она никак не помогает, а лишь обостряет негативные чувства. Может вызвать отрицание и отторжение!
Это все фигня! Забей! Приуменьшение значимости проблемы может вызвать обратный эффект. Неприятно, когда проблема, которая является важной для тебя, обесценивается другим человеком. Хотя, как ни парадоксально, бывают ситуации, когда такой подход бывает полезен. Например, если проблема действительно несущественна, а человек чересчур преувеличивает ее значимость.
Способы эмоциональной поддержки
Это просто здорово: иметь в своей жизни человека, которому звонишь в глубокой депрессии… А кладешь трубку с сумасшедшим желанием жить!
Способ № 1. Эмоциональное включение. Быть рядом и оставаться эмоционально включенным в проблему человека – это само по себе несет терапевтический эффект.
Способ № 2. Эмоциональное поглаживание – комплимент, похвала. Способность найти, за что похвалить человека, является еще одной формой эмоциональной поддержки.
Способ № 3. Продвигающие вопросы. Вопросы помогают человеку озвучить свои чувства, мысли и решения. Отвечая вопросы, человек открывает в себе дополнительные ресурсы, обретает смысл в происходящем, а также находит на необходимые решения, которые он может принять в данной ситуации.
Способ № 4. Опора на чужой опыт. Позитивный опыт преодоления подобных ситуаций полезен по трем причинам. Во-первых, он развеивает иллюзию относительно уникальности сложной ситуации, в которую попал человек. Во-вторых, помогает увидеть возможные варианты выхода из ситуации. И в-третьих, добавляет уверенности, что ситуация преодолима.
Способ № 5. Волшебный пендель. Он хорошо работает тогда, когда у вас с человеком есть история отношений, он вам доверяет, и вы являетесь для него авторитетом. Волшебный пендель, или конфронтация, стимулирует сильную (ресурсную) сторону человека, высвобождая энергию для позитивных изменений. Конфронтация бодрит, пробуждает, мотивирует, но она же может и ранить, если применить ее не к месту и в большем объеме, чем нужно.
Подведем итоги
1. Какую форму эмоциональной поддержки вы чаще всего выбираете для оказания помощи другим людям?
2. Какую форму поддержки чаще всего выбирают, оказывая помощь вам?
3. Какой триггер запускает ваше желание оказать эмоциональную поддержку?
4. Какую выгоду от эмоциональной поддержки вы считаете самой существенной?
5. Какой способ эмоциональной поддержки вы хотели бы освоить в ближайшее время?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Как оказывать влияние на людей
Как оказывать влияние на людей Помните рекламный клип Coca-Cola, в котором герои хотели научить весь мир петь и жить дружно? Или трогательные ролики Kodak про незабываемые мгновения жизни, от которых щемило сердце? Теперь сравните их с рекламой Fuji, в которой говорится о
7. Получайте поддержку
7. Получайте поддержку Практиковать в вакууме может быть довольно сложно. Ваши обязательства по практике становятся более значимыми, когда они не могут просто незаметно ускользнуть от вас. Когда вы говорите кому-то ещё, практикуете вы или нет, у вас появляется базовая
Признанные теории в поддержку преимуществ первопроходцев
Признанные теории в поддержку преимуществ первопроходцев Эмпирические данные обладают научной ценностью только если существуют одна или несколько умозрительных теорий на этот счёт. Обильные свидетельства преимуществ первопроходцев – следствие поверхностных
Как оказывать влияние на людей
Как оказывать влияние на людей 1. Будьте верны своим ценностямЛюди уважают прямоту, потому обдумайте, какие ценности определяют вашу жизнь. Всегда плодотворны: честность, справедливость, сочувствие, смиренность, лояльность, благоразумие, сдержанность, учтивость.
EQ-технология № 3. Эффективная КРИТИКА. Как ее безболезненно принимать и правильно подавать?
EQ-технология № 3. Эффективная КРИТИКА. Как ее безболезненно принимать и правильно подавать? За мужеством критики должно следовать мужество похвалы. Оноре де Бальзак Критика является обычной частью процесса общения между людьми. Мы критикуем, когда что-то не
EQ-технология № 4. Как побороть ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ЗАВИСИМОСТЬ от партнера?
EQ-технология № 4. Как побороть ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ЗАВИСИМОСТЬ от партнера? Страдающий эмоциональной зависимостью беспомощно клянчит немного ласки, как алкоголик – деньги на выпивку. На этом этапе душевная жизнь человека уже значительно обеднена, так как все, что наполняло
Принимать поддержку других
Принимать поддержку других Если вы собираетесь изменить старые многолетние привычки, то вам нужна поддержка семьи и друзей. Если вы планируете делать зарядку, то вам нужна поддержка супруга и друзей, чтобы не поддаться искушению отступить и вернуться к старому.
Дети должны чувствовать вашу поддержку
Дети должны чувствовать вашу поддержку Детей надо хвалить и поддерживать всегда, даже если они потерпели неудачу. Тогда они спокойнее относятся к неизбежным проигрышам.Не критикуйте ребенка за то, что он изменить уже не может, не ругайте за ошибки.Попробуйте разобраться
Семьи: превращаем сопротивление в поддержку
Семьи: превращаем сопротивление в поддержку Для женщин, у которых есть семья, муж и дети очень важны и дороги. Неважно, сколько эмоциональной подпитки мы получаем от других женщин, нам все равно нужны наши родные и любимые. Уходить от них грустно, но и жить в состоянии
Источник