- Стресс: как его распознать и что с ним делать
- Что такое стресс и чем он опасен
- Стресс лучше распознать в самом начале
- Когнитивные симптомы:
- Эмоциональные симптомы:
- Физические (соматические) симптомы:
- Поведенческие симптомы:
- Как люди реагируют на состояние стресса
- Как справиться со стрессом
- Гродненская университетская клиника
- Учреждение здравоохранения
- Психогигиена
- Психопрофилактика
- Психогигиена
Стресс: как его распознать и что с ним делать
Что такое стресс и чем он опасен
Стресс — это состояние повышенного напряжения организма как защитная реакция на воздействие неблагоприятных факторов (физических, психосоциальных).
Почти все люди сталкивались в своей жизни со стрессом. Значительная часть регулярно испытывает соматические симптомы, связанные со стрессом, даже не догадываясь об этом.
Стресс подстерегает нас везде — начиная от собеседования у работодателя или первого свидания и заканчивая грудой нестиранного белья или болезнью ребенка. Сам стресс не всегда плох, потому что позволяет нам изобретать индивидуальные способы борьбы с жизненными трудностями, делает нас взрослее, закаленнее, умнее.
Однако, если стресс чрезмерен или чрезвычайно длителен, он может привести к прямо противоположному результату, и превратить нашу жизнь в настоящий кошмар. Стресс, превышающий по силе адаптационные возможности организма, называется дистрессом. Дистресс приводит к срыву защитных механизмов и возникновению физических заболеваний.
Часто мы не задумываемся над тем, все ли из того, что мы делаем, действительно нужно делать, — или лучше сказать себе: «Стоп». Мы обычно считаем, что просто выполняем то, что должен был бы на нашем месте делать любой нормальный человек. Как раз это и может вывести нас на путь хронического стресса, свернутый в постепенно закручивающуюся тугую спираль.
Стресс лучше распознать в самом начале
иначе его уровень внутри может вырасти до такой степени, что ни работа, ни отдых станут попросту невозможны. И это состояние очень быстро приведет вас к мысли о том, что, кажется, вы неизлечимо больны.
Вот симптомы стресса, по которым его можно опознать еще в самом начале.
Когнитивные симптомы:
- Неспособность сосредоточиться и сконцентрировать внимание;
- Восприятие преимущественно негативных сторон бытия;
- Тревога или скачка мыслей;
- Затруднения в принятии решений;
- Трудности в освоении новой информации;
- Постоянное беспокойство;
- Кошмарные сны;
- Постоянное чувство вины;
- Неспособность к планированию своей жизни;
- Забывчивость, неорганизованность
Эмоциональные симптомы:
- Депрессия или ощущение отсутствия счастья;
- Низкая самооценка: «Я одинок, ничтожен»;
- Ощущение перегрузки, потери контроля над своей жизнью;
- Частые слезы, мысли о самоубийстве как возможном отдыхе;
- Удручение;
- Апатия;
- Раздражительность, вспыльчивость;
- Ажитация, неспособность расслабиться
Физические (соматические) симптомы:
- Нервозность, «трясучка»;
- Слабость, утомляемость;
- Мышечные подергивания, тремор;
- Боли, гипертонус мышц, спазмы;
- Диарея или запор;
- Тошнота, головокружение;
- Боли в груди, тахикардия, брадикардия;
- Частые простуды и прочие инфекции;
- Снижение полового влечения, потенции или способности к сексу;
- Частые отрыжка, метеоризм;
- Необъяснимые приступы «аллергии»;
- Набор или потеря веса при отсутствии изменений в питании;
- Звон, жужжание, щелчки в ушах;
- Холодные или потные ладони или ступни;
- Сухость во рту, затруднения глотания;
- Сжатие челюстей, скрежет зубов;
- Выпадение волос
- Акне (гнойнички на коже);
- Сыпь на коже, зуд;
- Онемение частей тела;
- Приливы жара/холода;
- Потливость; контроля
- Покалывания в различных частях тела;
- Снижения общего уровня энергии;
- Головные боли;
- Бессонница;
- Изжога;
- Панические атаки;
- Чувство тошноты;
- Учащенное мочеиспускание;
- Затруднение дыхания
Поведенческие симптомы:
- Изменение аппетита;
- Чрезмерный или недостаточный сон;
- Социальная изоляция, отгороженность;
- Агрессивность, враждебность;
- Острые реакции даже на обычные стимулы;
- Оборонительное поведение или подозрительность;
- Обсессивное или компульсивное поведение;
- Нервное поведение (обгрызание ногтей, неусидчивость, постоянное движение);
- Потеря потребности следить за своей внешностью, быть пунктуальным;
- Заикание, быстрая или бормочущая речь;
- Прокрастинация, пренебрежительное отношение к обязательствам, безответственное поведение;
- Употребление алкоголя, сигарет, наркотиков для того, чтобы расслабиться;
- Ложь или постоянные оправдания с целью объяснения недочетов и провалов в работе;
- Увеличение количества мелких аварий или несчастных случаев, происходящих с человеком;
- Чрезмерное увлечение азартными играми, импульсивные и необдуманные покупки;
Присутствие у вас одного или двух симптомов из этого списка еще не означает, что вы находитесь в состоянии стресса, но список ясно дает понять, что может наделать стресс, оставаясь нераспознанным.
Как люди реагируют на состояние стресса
Люди реагируют на состояние стресса тремя различными способами.
1. «Бей». Реакция на стресс в виде возбуждения, готовности к схватке, в виде агрессии с целью устранения источника стресса.
2. «Беги». Замкнутость, депрессия, уход в себя или в свой мир, диссоциация как реакция на стресс.
3. «Двойной» ответ. Человек застывает в напряжении и не имеет способа его выразить. Способность к действию парализована, а внутри человек крайне напряжен.
Как справиться со стрессом
1. Самый главный способ — избегать ненужных стрессов. Для чего вам вступать в перепалку в социальной сети или в очереди? Для чего лететь на отдых в далекую страну, где, по слухам, происходит смена власти? Дважды думайте, планируя свои действия и особенно когда вами руководят эмоции.
2. Попытайтесь изменить ситуацию. Получите совет, позовите на помощь, возьмите в руки палку — все, что изменит ситуацию в вашу пользу.
3. Если ситуацию изменить невозможно, пробуйте приспособиться к стрессовому фактору. Если стрессор — человек — посмотрите на ситуацию его глазами и поймите причины его поведения. Если стресс вызывает слишком сильная загруженность — старайтесь найти дополнительные ресурсы для обретения сил. В любом случае, для адаптации к стрессору, лучше рассказать о вашей ситуации кому-то, кто умеет слушать. Проговаривая ситуацию еще и еще раз, вы сможете увидеть то, что раньше оставалось в тени. И, может быть, изменить отношение к ситуации стресса. Хорошим ресурсом является выход из ситуации с полной сменой обстановки, деятельности, круга общения. При отсутствии возможностей для такого выхода — попробуйте прямо в вашей ситуации сделать что-то безумное, то, чего раньше вы никогда не делали. Зачастую это позволяет получить новый ресурс для адаптации.
4. Примите те вещи, которые вы не можете изменить. Муж пьет и не собирается бросать, несмотря на все ваши совместные разговоры и планы по этому поводу? Посмотрите уже на это открытыми глазами и скажите себе: «Стоп. Этого никогда не случится». «Да, я не красавец, но это не повод быть несчастным». «Да, у меня теперь нет (кого-то или чего-то), и, скорее всего, никогда не будет. Зато есть моя жизнь, друзья, работа, ит.д.» «Этот мир несправедлив со мной. Но он точно так же несправедлив со сногими. Тем не менее, он дал мне (то-то и то-то)». Это примеры принимающих утверждений, которые, несмотря на всю болезненность процессов осознания и принятия ситуации, обладают чрезвычайной целительной силой, высвобождая большое количество ресурсов и восстанавливая границы личности для дальнейшей полноценной жизни.
Есть еще несколько способов справиться со стрессом, — на первый взгляд выглядящих второстепенными, но на самом деле весьма действенных:
- Смех. Когда мозг уже не может думать, просто отвлекитесь от ситуации посредством просмотра какой-нибудь хорошей комедии.
- Массаж. В ситуации стресса тело находится в напряжении и массаж спины или ступней хорошо помогает справится с этим напряжением.
- Немного побыть в одиночестве. Часто лучший способ, чтобы собраться с мыслями ипосмотреть на ситуацию по-новому. Примите душ, совершите прогулку, посидите в кафе, вздремните или просто поработайте в одиночестве. Передайте детей мужу (жене, бабушке, дедушке, няне), и побудьте несколько часов одни. Это мощнейший ресурс для восстановления внутреннего баланса.
- Сделать что-то полезное для себя. Часто стресс усиливается от того, что вы чувствуете, что ситуация в вашем бизнесе, у вас дома, или ваша болезнь — вышли из-под контроля. Иногда парадоксальным образом в подобной ситуации может помочь приготовить обед, сходить в прачечную, навести порядок в доме или сделать маникюр, прическу или макияж.
Итак, главное, что нужно усвоить — не пускайте стресс на самотек. Нераспознанные стрессовые реакции в организме со временем приводят к значительным сложностям в жизни и на работе, а позже — к соматическим заболеваниям.
И в заключение — тест на уровень стресса, разработанный американскими психологами.
Все материалы на сайте представлены в ознакомительном порядке, одобрены дипломированным врачом Васильевым Михаилом диплом серия 064834, согласно лицензии № ЛО-77-005297 от 17 сентября 2012 г., сертифицированным специалистом в сфере психиатрия номер сертификата 0177241425770.
Источник
Гродненская университетская клиника
Учреждение здравоохранения
Психогигиена
Важными проблемами и направлениями исследований являются:
- экология человека — изучение факторов и условий среды, влияющих на психическое развитие и психическое состояние человека,
- забота об укреплении соматического здоровья, о гармоническом всестороннем развитии личности,
- забота о правильном воспитании детей и подростков,
- рационализация процесса обучения в школе с целью предотвращения нервно-психических перегрузок;
- психологический климат в больших и малых социальных группах;
- разработка методов повышения психической стойкости работников, профессиональные обязанности которых требуют значительного эмоционального напряжения;
- система отношений больного человека к себе, своей болезни, медперсоналу и др.
- эпидемиологические транскультурные исследования заболеваемости, микросоциологических,
Основной целью психогигиены является сохранение психического здоровья, душевного равновесия. Она призвана помогать человеку —
- избегать неблагоприятных воздействий, опасных для его психического здоровья,
- обучать его справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для этого естественные, природные ресурсы или изменяя свое отношение к ним.
На практике достижения психогигиены могут реализовываться путем:
- создания для государственных и общественных учреждений научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентирующих условия различных видов социального функционирования человека;
- передачи психогигиенических знаний и обучения психогигиеническим навыкам медицинских работников, педагогов, родителей и др. групп населения, которые могут существенно влиять на психогигиеническую ситуацию в целом;
- санитарно-просветительной психогигиенической работы среди широких слоев населения, привлечения к пропаганде психогигиенических знаний различных общественных организаций.
Существует разнообразная систематика разделов психогигиены. В психогигиене обычно выделяют:
- личную (индивидуальную) и
- общественную (социальную) психогигиену.
- психогигиена труда, или производственная психогигиена, изучающая влияние видов и условий труда на психическое здоровье,
- психогигиена детей и подростков
- школьная психогигиена, предмет которой — влияние условий обучения на психическое здоровье детей школьного возраста.
- психогигиена пожилого старческого возраста,
- психогигиена умственного труда,
- психогигиена семьи,
- психогигиена быта и др.
Это комплексная образовательная и воспитательная деятельность, направленная на формирование сознательного и ответственного поведения человека в целях развития, сохранения и восстановления здоровья и трудоспособности. Она формирует знания, взгляды, убеждения, мотивы и поведение человека в отношении здоровья и болезни, является составной частью как общего образования и воспитания, так и системы охраны здоровья.
Передача медико-гигиенической информации обеспечивается с помощью различных методов, форм и средств.
- Информационно — рецептивный метод основан на предъявлении готовой информации и обеспечивает усвоение знаний на уровне восприятия и запоминания
- репродуктивный метод — объяснение выводов медицинской науки, освещение вариантов решения проблемы;
- проблемный метод — обсуждение различных вариантов решения проблемы, которое нацелено на творческий подход к выполнению норм и правил здорового образа жизни.
Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания .
- Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения психолога с пациентом (беседа, инструктаж, консультация — очная или по телефону, личная корреспонденция).
- Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения. Радио- и телепередачи, публикации в прессе используются с целью формирования общественного мнения и ответственного отношения к здоровью и оздоровительным мероприятиям, широкого информирования общественности о состоянии здоровья народа и его отдельных групп.
Психопрофилактика
Психопрофилактика — раздел общей профилактики, включающий комплекс мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье и предупреждение возникновения и распространения психических заболеваний.
Для осуществления этих мероприятий психопрофилактика использует ряд методов:
- медицинского обследования психического состояния различных групп населения — учащихся, военнослужащих и т. д.;
- анализ данных статистического изучения заболеваемости психическими болезнями и условий их возникновения;
- ранняя диагностика психических заболеваний;
- санитарно-просветительная работа:
- организация специальных видов медпомощи — в первую очередь психоневрологических диспансеров, дневных и ночных стационаров, санаториев.
Задачами психопрофилактики являются:
- предотвращение действия на организм и личность болезнетворной причины;
- предупреждение развития заболевания путем его ранней диагностики и лечения;
- предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.
В нашей стране принята международная классификация этапов психопрофилактики. По терминологии Всемирной Организации Здравоохранения, профилактика делится на — первичную, вторичную и третичную .
Выполнение психопрофилактических мероприятий требует специальных знаний в области клинической (медицинской) психологии, психиатрии и психотерапии. Это особенно важно, если учитывать тесную взаимосвязь физического и душевного здоровья человека. Психическое состояние оказывает влияние на соматическое здоровье человека, а соматические проблемы могут вызвать серьезное эмоциональное расстройство.
Первичная психопрофилактика — это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику и предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения.
На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний.
Первичная психопрофилактика тесно связана с профилактикой общей и предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей.
По сути, это диспансеризация здорового населения с осуществлением широкого комплекса психогигиенических мероприятий, поскольку способствовать возникновению нервно-психических нарушений могут –
- неблагоприятные социально-психологические условия существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.п.),
- факторы биологического характера (соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вредностей в период внутриутробного развития мозга, неблагоприятной наследственности и т.п.).
Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики отводится психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам, которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности.
Вторичная психопрофилактика — это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение .
Она состоит в контроле за неутяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевания или психологического кризиса.
Согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, под вторичной профилактикой подразумевается именно лечение . Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжному, хроническому течению.
Успехи активных методов лечения, особенно достижения психофармакологии, заметно отразились на исходах психических заболеваний: повысилось число случаев практического выздоровления, увеличилась выписка больных из психиатрических больниц. Однако следует помнить, что вторичная профилактика направлена не только на биологическую основу болезни, она требует применения психотерапии и социотерапии в широком смысле этих понятий.
Третичная психопрофилактика — это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание.
Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания.
Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза с успехом применяются с профилактической целью соли лития. При неврозах главное место в поддерживающей терапии принадлежит психотерапии и т.д.
Для предупреждения утраты работоспособности при нервно-психических заболеваниях или профессиональных и личностных кризисах, речь идет обычно
- о профессиональной реабилитации (поиск новых ресурсов в профессиональной деятельности, возможностей профессионального роста или в ряде случаев — возможной смене профессии);
- о социальной адаптации (создание максимально благоприятных условий для больного человека при его возвращении в привычную окружающую среду),
- о поиске путей для самоактуализации личности (осознание личностью собственных возможностей для пополнения ресурсов роста и развития).
Психогигиена
Психогигиена — это наука об обеспечении и сохранении психического здоровья. Она всегда была непосредственно связана с психопрофилактикой . Но если последняя больше нацелена на предупреждение психических заболеваний или психических нарушений, то цель психогигиены разработка системы мероприятий, направленных на формuрованuе, поддержание и укрепление психического здоровья . Психогигиена связана также с психокоррекцией и психотерапией, использующими приемы и методы, которые позволяют устранять отклонения в психической деятельности и способствуют гармонизации личности.
возрастная психогигиена, психогигиена физического и умственного труда, психогигиена обучения, психогигиена быта, психогигиена семьи и половой жизни, психогигиена больного человека. Выделяются специальные разделы психогигиены: военная, космическая, инженерная и др.
Условия для поддержанию психи¬ческого здоровья:
- наличия чувства защищенности;
- наличия смысла жизни;
- уважения и самоуважения;
- соответствия психических нагрузок уровню индивидуальной переносимости;
- необходимости и возможности устранения эмоциональной на¬пряженности.
Факторов социальной среды, оказывающих влияние на психику человека:
- неблагоприятную экологическую обстановку;
- высокий темп жизни и урбанизацию;
- усложнение профессиональной деятельности;
- сильную загруженность (перегруженность) работой; потерю или риск потери работы;
- большое расстояние между работой и домом (транспортный стресс);
- недостаточный уровень зарплаты и экономического стимулирования.
Здоровый образ жизни — это поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на достижение физического и психического комфорта, укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил, обеспечение высокого уровня трудоспособности, активное долголетие.
Здоровый образ жизни предполагает:
- сознательную организацию условий труда, позволяющую, по возможности, избегать психических и физических перегрузок;
- чередование труда и отдыха с обязательным использование выходных дней и отпуска по назначению;
- рациональное сбалансированное питание, достаточный сон;
- достаточную двигательную активность, отказ от пассивных форм отдыха;
- регулярную сексуальную жизнь;
- наличие увлечений;
- отказ от вредных привычек;
- соблюдение правил личной гигиены;
- бережное отношение к окружающей среде;
- создание гармоничных условий в семье;
- нормальные межличностные отношения в трудовом коллективе, с ближайшим окружением;
- активное участие в культурных мероприятиях, занятия физкультурой;
- избегание чрезмерно напряженных, приводящих к утомлению мероприятий и занятий;
- создание, по возможности, комфортных условий для труда и отдыха.
Не менее значимы и личностные характеристики, позволяющие сохранять психологическое равновесие и избегать дезадаптивных форм реагирования, среди которых выделяются:
- способность принимать реальность во всем ее многообразии;
- позитивное отношение к самому себе, другим людям и миру в целом;
- адекватная устойчивая самооценка, мотивация на успех;
- принятие личной ответственности за свою жизнь, способность делать осознанный выбор и нести ответственность за его последствия;
- способность устанавливать конструктивные отношения с другими людьми;
- осознание проблемы зависимости и проблемы вины;
- осознание проблемы личных ценностей, смысла жизни «для меня», смысла труда «для меня», проблемы счастья;
- приведение притязаний и ожиданий в соответствие с реальностью;
- формирование навыков планирования, построения жизненной перспективы, преодоление страха перед будущим;
- знания о проблемах стресса, выработка индивидуальной тактики управления стрессом, навыков саморегуляции.
Псuxогuгuена детского и подросткового возраста
- Главная особенность деятельности, ребенка дошкольного возрас¬та состоит в том, что она всегда проявляется в играх. Ни в каком дру¬гом возрасте игра не имеет такого важного значения для психического развития, как в детском. Именно поэтому правильная, последовательно усложняемая организация игровой деятельности ребенказалог наиболее полноценного формирования его психики.
- В детстве происходит последовательное развитие и усложнение впечатлительности.Растущее значение впечатлений особенно наглядно прослеживается до 12-14-летнего возраста. В этот период ребенок живет главным образом впечатлениями от объектов и явлений непосредственной действительности, на основе которых формируется, в первую очередь, его психическая деятельность. Известно, что в своих играх дети часто воспроизводят ситуации из жизни взрослых. Поэтому так важна психологическая атмосфера, в которой воспитывается ребенок.
- Воспитание представляет собой непрерывный процесс, который уже на ранних этапах жизни ребенка включает элементы обучения. Поэтому пси¬хогигиена обучения — один из ведущих и существенных разделов психогигиены, обеспечивающий у особенно ранимых 11 подверженных разнообразным влияниям подростков формирова¬ние гармоничной, здоровой психики.
- Представители сравнительно-возрастного направления в психогигиене важную роль в полноценном психическом развитии подростков отводят психогигиене полового чувства и собственно психогигиене половой жизни.
- В течение последних 10 лет на государственном уровне предпринимаются попытки улучшить подготовку педагогов в области психогигиены и, соответственно, реализовать необходимые психогигиенические требования в школах и других учебных заведениях. Вводятся такие предметы, как половое воспитание, валеология (наука об индивидуальном здоровье человека), которые должны способ¬ствовать формированию начиная с детского возраста жизненных приоритетов, ценностных установок на здоровье, здоровый образ жизни, овладению методами саморегуляции и самокоррекции. Однако несовершенство предлагаемых методик вызывает многочисленные нарекания специалистов, и поэтому требуется дальнейшая работа по их усовершенствованию .
- Одной из задач психогигиены является формирование правильного отношения ребенка к своему здоровью и оказанию медицинской помощи.
Психогигиена юношеского возраста
- Первое отличие юношеского возраста (17-21 год) от подросткового заключается в том, что юношество — это прежде всего период формирования самосознания и общественного сознания, понимания, что любой элемент деятельности индивидуума, любое его качество не является только уделом жизни и деятельности самого индивидуумa, а во многом зависят от общественной принадлежности, коллективной деятельности.
- Именно в этот период складываются жизненные навыки, среди которых важнейшими являются:
- умение критически мыслить, самостоятельно решать проблемы;
- способность принимать ответственные решения;
- уверенность в себе, эффективное взаимодействие с окружающими;
- способность управлять своими эмоциями;
- способность избегать неоправданного риска;
- выбор друзей и построение позитивных отношений с людьми;
- осознание негативных влияний и давления со стороны других людей и способность сопротивляться им;
- укрепление связей с семьей и другими значимыми взрослыми.
Источник