Что такое средство передачи мыслей знаний чувств

Что такое средство передачи мыслей знаний чувств

Роль языка как орудия мышления проявляется, прежде всего, в формировании и выражении мыслей — результатов мышления, познавательной деятельности. «Самые высшие достижения человеческой мысли, — говорил М.И. Калинин, — самые глубокие знания и самые пламенные чувства останутся неизвестными для людей, если они не будут ясно и точно оформлены в словах. Язык — это орудие для выражения мысли. И мысль только тогда становится мыслью, когда она высказана в речи, когда она вышла наружу посредством языка, когда она — как сказали бы философы — опосредствована и объективировалась для других».

Язык выражает и передаёт не только интеллектуальные сообщения, но и чувства — эмоции и волеизъявления. По целям высказывания различают функциональные (модальные) разновидности предложений, которые, как известно, бывают повествовательными, восклицательными, побудительными и вопросительными. На этом основании выделятся виды когнитивной функции, а именно — информативная (функция передачи сообщения), волюнтативная (функция передачи волеизъявления) и интеррогативная (вопросительная).

ПСИХОЛИНГВИСТИКА — область лингвистики, изучающая язык прежде всего как феномен психики. С точки зрения психолингвистики, язык существует в той мере, в какой существует внутренний мир говорящего и слушающего, пишущего и читающего. Поэтому психолингвистика не занимается изучением «мертвых» языков – таких, как старославянский или греческий, где нам доступны лишь тексты, но не психические миры их создателей.

Психолингвистику не следует рассматривать как отчасти лингвистику и отчасти – психологию. Это комплексная наука, которая относится к дисциплинам лингвистическим, поскольку изучает язык, и к дисциплинам психологическим, поскольку изучает его в определенном аспекте – как психический феномен. А поскольку язык – это знаковая система, обслуживающая социум, то психолингвистика входит и в круг дисциплин, изучающих социальные коммуникации, в том числе оформление и передачу знаний.

Человек рождается, наделенный возможностью полного овладения языком. Однако этой возможности еще предстоит реализоваться. Чтобы понять, как именно это происходит, психолингвистика изучает развитие речи ребенка. Психолингвистика исследует также причины, по которым процесс развития речи и ее функционирование отклоняются от нормы. Следуя принципу «что скрыто в норме, то явно в патологии», психолингвистика изучает речевые дефекты детей и взрослых. Это дефекты, возникшие на ранних этапах жизни – в процессе овладения речью, а также дефекты, явившиеся следствием позднейших аномалий – таких, как мозговые травмы, потеря слуха, психические заболевания.

Вот вопросы, которые традиционно занимают умы психолингвистов:
1. Симметрично ли устроен процесс распознавания звучащей речи и процесс ее порождения?
2. Чем отличаются механизмы овладения родным языком от механизмов овладения языком иностранным?
3. Какие механизмы обеспечивают процесс чтения?
4. Почему при определенных поражениях мозга возникают те или иные дефекты речи?
5. Какую информацию о личности говорящего можно получить, изучая определенные аспекты его речевого поведения?

Принято считать, что психолингвистика возникла около 40 лет назад в США. Действительно, сам термин «психолингвистика» был предложен американскими психологами в конце 1950-х годов с целью придания формального статуса уже сложившемуся именно в США научному направлению. Тем не менее наукой с четко очерченными границами психолингвистика не стала и к настоящему времени, так что со всей определенностью указать, какие аспекты языка и речи эта наука изучает и какими методами с этой целью пользуется, едва ли возможно. Подтверждение сказанному – содержание любого учебника по психолингвистике. В отличие от учебника по лингвистике, где обязательно будет говориться о фонетике, лексике, грамматике и т.п., или учебника по психологии, где непременно будут освещаться проблемы восприятия, памяти и эмоций, содержание учебного пособия по психолингвистике в решающей степени определяется тем, в какой научной и культурной традиции написан данный учебник.

Для большинства американских и англоязычных психолингвистов (по образованию, как правило, психологов) в качестве эталонной науки о языке обычно выступает наиболее влиятельная в США лингвистическая теория – генеративная грамматика Н.Хомского в разных ее вариантах. Соответственно, психолингвистика в американской традиции сосредоточена на попытках проверить, в какой мере психологические гипотезы, основанные на идеях Хомского, соответствуют наблюдаемому речевому поведению. С этих позиций одни авторы рассматривают речь ребенка, другие – роль языка в социальных взаимодействиях, третьи – взаимосвязь языка и познавательных процессов. Французские психолингвисты, как правило, являются последователями швейцарского психолога Жана Пиаже (1896–1980). Поэтому преимущественной областью их интересов является процесс формирования речи у ребенка и роль языка в развитии интеллекта и познавательных процессов.

С позиций европейской (в том числе отечественной) гуманитарной традиции можно охарактеризовать сферу интересов психолингвистики, описав сначала подход, который заведомо чужд изучению психики. Это понимание языка как «системы чистых отношений» (langue в терминах основоположника структурной лингвистики швейцарского лингвиста начала 20 в. Ф. де Соссюра), где язык выступает как конструкт, в исследовательских целях отчужденный от психики носителя. Психолингвистика же изначально ориентирована на изучение реальных процессов говорения и понимания, на «человека в языке» (выражение французского лингвиста Э.Бенвениста, 1902–1976).

Представляется продуктивным рассматривать психолингвистику не как науку со своим предметом и методами, а как особый ракурс, в котором изучается язык, речь, коммуникация и познавательные процессы. Этот ракурс вызвал к жизни множество исследовательских программ, разнородных по целям, теоретическим предпосылкам и методам. Общими для этих программ являются три группы факторов.

1. Неудовлетворенность чисто кибернетическими, функциональными моделями речевой деятельности. Функциональные модели позволяют изучать речь «методом черного ящика», когда исследователь строит умозаключения только путем сопоставления данных на «входе» и данных «на выходе», тем самым отказываясь ставить вопрос о том, что же происходит «на самом деле».
2. Порожденная этой неудовлетворенностью смена ценностных ориентаций. В соответствии с новыми ценностными ориентациями исследовательский интерес направлен прежде всего на понимание реальных (хотя непосредственно и не наблюдаемых) процессов, происходящих в психике говорящего и слушающего.
3. Внимание к методикам исследования, среди которых безусловное предпочтение отдается эксперименту, а также тщательно спланированному наблюдению над процессами порождения и воспитания речи в режиме реального времени.

Можно считать, что психолингвистический ракурс изучения языка и речи фактически существовал задолго до того, как группа американских ученых ввела в обиход термин «психолингвистика». Так, еще в 19 в. немецкий философ и лингвист В. фон Гумбольдт приписывал языку важнейшую роль в «мировидении», или, как мы выразились бы сегодня, в структурировании субъектом поступающей из внешней среды информации. Аналогичный подход обнаруживается в работах русского филолога 19 в. А.А.Потебни, в том числе – в его учении о «внутренней форме» слова. Само это понятие обретает содержание только при условии его психологической интерпретации. Ощущение внутренней формы слова предполагает, что индивид способен осознать связь между звучанием слова и его смыслом: если носитель языка не усматривает за словом портной слово порты, то внутренняя форма слова портной утеряна.

Отечественная традиция психолингвистического подхода к феномену языка восходит к И.А.Бодуэну-де-Куртенэ (1845–1929), русскому и польскому лингвисту, основателю Казанской школы языкознания. Именно Бодуэн говорил о языке как о «психо-социальной сущности», а лингвистику предлагал числить среди наук «психолого-социологических». Изучая звуковую организацию языка, Бодуэн называл минимальную единицу языка – фонему – «представлением звука», поскольку смыслоразличительная функция фонемы осуществляется в процессе определенных психических актов. Ученики Бодуэна – В.А.Богородицкий (1857–1941) и Л.В.Щерба (1880–1944) регулярно использовали экспериментальные методы для изучения речевой деятельности. Разумеется, Щерба не говорил о психолингвистике, тем более что этот термин в отечественной лингвистике закрепился лишь после появления монографии А.А.Леонтьева с таким названием (1967). Однако именно в известной статье Щербы О трояком языковом аспекте языковых явлении в эксперименте в языкознании (доложенной устно еще в 1927) уже содержатся центральные для современной психолингвистики идеи: это акцент на изучении реальных процессов говорения и слушания; понимание живой разговорной речи как особой системы; изучение «отрицательного языкового материала» (термин, введенный Щербой для высказываний с пометкой «так не говорят») и, наконец, особое место, отведенное Щербой лингвистическому эксперименту.

Любые, в том числе обыденные, знания (в отличие от умений) требуют языкового оформления. На этом пути интересы психолингвистики переплетаются с задачами когнитивной психологии и психологии развития.

Язык является важнейшим инструментом социализации индивида. Именно полноценное владение языком обеспечивает включенность индивида в тот или иной пласт социокультурного пространства. Так, если в процессе развития ребенка овладение родным языком оказывается по каким-либо причинам заторможенным (ранний детский аутизм, глухота, органические поражения мозга), это неизбежно сказывается не только на развитии интеллекта, но и ограничивает возможность построения нормальных отношений «Я – другие».

Источник

Урок риторики. 1-й класс. Тема: «Речь — средство передачи мыслей и чувств. Наука риторика»

Класс: 1

Цель:

  1. В доступной форме раскрыть значение речи как важнейшего средства общения: дает возможность людям поделиться друг с другом своими переживаниями: радостью, восторгом, печалью.
  2. Познакомить с понятием “риторика”.

Оборудование. Книга “Детская риторика в рассказах и рисунках”, цветные карандаши, сборник стихов А. Барто.

Ход урока

— Ребята! На уроке курса “Риторики” мы будем учиться общению с товарищами, со взрослыми, будем говорить так, чтобы окружающие всегда нас понимали.

Вывод. Речь — это способность говорить. При помощи слов мы передаем свои мысли. Народная мысль гласит: “Слово дано человеку, животным — немота”

— Прослушайте стихотворение “Е. Тарковской “Где овечка без хвоста?”

У пастушка Вани пропала овечка без хвоста, и он пошел ее искать.

Повстречалась с ним корова
У зеленого куста.
Эй, Буренка, здорова!
Не видала ль ты, корова.
Где овечка без хвоста?
Но корова эти речи
Не понятны человечьи,
И она в ответ ему
Промычала кратко: “Му!”
Повстречался пес зубастый
Возле речки у моста.
— Эй, послушай, псина, здравствуй!
Не видал ли, пес зубастый,
Ты, овечку без хвоста?
Но собаке эти речи
Не понятны человечьи.
Ничего не разобрав,
Пес пролаял громко: “Гав!”
Повстречался с ним козленок
У кленового куста.
Эй, рогатый! Эй, миленок!
Не видал ли ты, козленок.
Где овечку без хвоста?
Но козлу такие речи
Непонятны человечьи.
Лист кленовый теребя,
Он поблеял нежно: “Бя!”

Затем Ваня повстречал коня, усатого кота, за котом — потом попугая и, наконец, мальчика, который и помог найти овечку:

— Мы с тобой такие речи
понимаем человечьи.
Я в ответ могу:
-“Вон овечка — на лугу!”

— Почему животные не могли помочь Ване?

— Что это за слова: “гав”, “му”, “бя”?

— Кто помог Ване? Почему?

— Что же такое речь?

— Какими словами, близкими по значению, можно заменить слово РЕЧЬ? (Слово, речь).

— Для чего людям нужна речь?

Прослушайте удивительную историю, которая произошла с одним мальчиком. Она называется “Пали один на свете”

— Заинтересовала вас эта история?

— Почему вначале Пали был очень недоволен, что остался один?

— Отчего же потом ему стало так плохо на свете?

— Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить. Поделиться своими горестями и радостями.

Работа по учебнику.

Дети находят на с.2-3 рисунки, которые соответствуют настроению мальчика — радостному и грустному. Раскрашивают их определенными красками, т.е. цветом передают настроение, эмоциональное состояние героями услышанной истории.

Очень давно, 2500 лет назад, в школе изучали такую науку, которая называется РИТОРИКА. Это не просто древняя, а древнейшая наука. На уроках риторики учили говорить: сообщать, убеждать, объяснять, спорить, договариваться, хвалить, призывать, воспевать, воодушевлять, приветствовать.

Учить говорить (как): отчетливо, свободно, разумно, складно, понятно, увлекательно, ярко, убедительно, ясно, точно, умело, искусно.

— Итак, риторика учит искусно говорить. Слово “риторика” происходит от греческого слова “говорю” (лью, теку), а слово “ритор” на греческом языке означает красноречивого человека.

Послушайте, как об этом писал М.В.Ломоносов:

“Риторика есть наука…красно говорить и писать… Кто сей науке искусен, тот называется ритор”.

Дети встают в круг и, перекидывая друг другу мяч, говорят вежливые слова.

Анализ речевых ситуаций.

Я хочу рассказать вам об одном мальчике, который ведет удивительные разговоры. Послушайте и подумайте, о чем он говорит? Почему?

Хорошо говорить по субботам
В зоопарке — с бегемотом.
А еще хорошо вечерами
Заводить разговор — с комарами.
И болтаю со спящей кошкой…
Нарешаюсь задач — и нередко
Разговор завожу….с табуреткой,
Или, скажем со шкафом в прихожей —
Не всегда, но беседую тоже…

— Наверное, у мальчика нет друзей, ему очень скучно, тоскливо одному. Поэтому он пытается разговаривать с такими странными собеседниками. Но ответ от них не получает. Грустно! Но однажды произошло вот что:

Наш сосед по квартире — Антонов-
Позвал меня вежливым тоном:
-У меня к тебе просьба по дружбе…
Отношения выяснить нужно
С глупой вещью… .В прихожей есть ящик.
Сколько будет он гвозди таращить,
Раздирать мне штаны и рубашки?!
…Взял я в руки железные клещи
И пошел разговаривать с вещью.
Преспокойно — без крика и злости —
Взял и вынул из ящика гвозди.
Ящик крякнул… и вдруг — развалился.
А довольный сосед — веселился!

Как вы думаете, изменилось ли настроение у мальчика после разговора и общения с соседом? А теперь послушайте, как об этом говорит сам мальчик.

…Было очень приятно с соседом
провести деловую беседу.
Пусть Антонов чуть-чуть улыбался —
Все равно разговор состоялся.
Пусть не очень серьезный, понятно,
Говорить с человеком — приятно!
Не с диваном, не с креслом тяжелым —
С человеком — живым и веселым.

— Конечно, каждому человеку обязательно нужно общение себе подобным — с человеком.

А.Барто. “Я люблю ходить вдвоем”

Я люблю ходить вдвоем
В поле, в лес, на водоем,
Я люблю пускаться в путь
Не один, а с кем- нибудь.
Я люблю кричать: “Гляди!
Посмотри! Постой-ка!
Видишь, речка впереди!
Лодок, лодок сколько. ”
И с обрыва, с высоты
Я зову: “Ау! Где ты?
Погляди с обрыва.
Как вокруг красиво!”
Я один брожу в лесу..
(Так бывает редко.)
Задрожала на весу,
Закачалась ветка.
Белка в зелени густой
Скачет в перелеске.
Я один….
Мне красотой
Поделиться не с кем.

— Почему стихотворение так называется?

— Когда не с кем поговорить о том, что видел, не с кем “поделиться красотой”, не с кем разделить свое чувство восхищения, человеку плохо, одиноко. Человеку нужно общение.

— Всегда ли вам удается поделиться своими чувствами (радостью, огорчением, грустью) с кем-нибудь (мамой, папой, другом)? А были ли случаи, когда вас не стали слушать? Хорошо ли вам было?

— Речь нам нужна, чтобы делиться своими мыслями и чувсвами с другими людьми. Это и значит общаться друг с другом. Без общения человеку трудно жить на свете, а может быть, даже невозможно.

По картине учебника на с.4-5 дети определяют, от кого пришло письмо.

— “Напишите” письмо Федору и его друзьям в рисунках. Нарисуйте, как вы проводите время после занятий в школе, каким интересным делом занимаетесь, расскажите о каком-нибудь забавном случае.

— Чему обучают на уроке риторика?

— Закончите определение: “Риторика — это наука….”

— Какие синонимы можно подобрать к слову риторика? (Красноречие)

Источник

Оцените статью