Что такое радость учения

Родительское собрание «Чтобы учение было в радость»
консультация (3 класс) на тему

На собрании родители получают практические советы о том, как стимулировать мотивацию ребенка к повышению успеваемости.

Скачать:

Вложение Размер
Родительское собрание «Чтобы учение было в радость» 44 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 3 классе

на тему «Чтобы учение было в радость»

(собрание — информационно-практическая беседа)

Цель: научить родителей стимулировать мотивацию ребёнка к повышению успеваемости.

Подготовительный этап: приготовить рабочие места родителей по 5-7 человек; выписать на отдельные листы по 20 последних отметок каждого ученика по всем предметам; приготовить бумагу, карандаши, ручки.

I.Вступительное слово учителя

Учитель: Уважаемые родители! Каждому из нас хочется, чтобы наши дети были самостоятельны и успешны в их основной деятельности – учёбе.

Из аксиомы: «Любое педагогическое воздействие имеет успех, если оно учитывает потребности ребёнка». Поэтому следует исходить именно из этого при поисках путей к хорошей успеваемости наших детей.

Почему вообще занимается ученик? Почему ежедневно он прилагает для этого весьма существенные усилия? Если понаблюдать за поведением некоторых родителей, можно прийти к выводу, что ребёнка часто заставляет учиться только страх перед наказанием. Конечно, иногда следует проявить строгость, но принуждение к хорошей успеваемости как постоянно действующее средство нельзя считать сколько-нибудь надёжным и эффективным способом её достижения. Оно только усиливает отвращение к школе, учёбе или отдельным предметам.

Детям вовсе не присуще нежелание учиться. У них имеется большое число потребностей, которые вполне способны побуждать к настойчивой и прилежной учёбе. Рассмотрим самые важные из этих потребностей.

Ученик хочет приобретать в школе новые знания. Особенно это заметно у первоклассников. Овладение чтением сразу же приближает ребят на целый шаг к взрослым. Теперь больше не нужно, например, просить прочитать сказку. Ребёнок воочию убеждается в пользе приобретения новой способности.

Ученик стремится к самоутверждению, признанию со стороны взрослых. Только в действии ему становится ясно, что он уже может, а что ещё нет, растёт ли он в духовном отношении или остаётся на прежнем уровне.

Мы живём в обществе и, как все люди, хотим получить признание со стороны наших ближних. Наиболее естественный путь к такому признанию – это наша работа в коллективе и для коллектива. Давайте же будем радоваться вместе с нашими детьми их успехам и признанию, которые они заслужили.

Вы полагаете, что это и так само собой разумеется? К сожалению, нет! Опросы показали, что родители отстающих учеников почти не проявляют никакой радости, даже если их дети приносят домой отличные отметки, родители же успевающих детей радуются, если их ребёнок получает просто хорошие отметки. Парадокс, не правда ли?

С возрастом наши дети начинают всё больше понимать, что школа готовит их к взрослой жизни и что они тем лучше смогут решать задачи, которые поставит перед ними общество, чем более основательные знания они приобретут сейчас.

Всегда ли учитываем мы в нашей воспитательной работе эти потребности детей? А ведь мы должны помнить, что «каждое педагогическое воздействие будет успешным только в том случае, если оно учитывает потребности детей».

Многие, но только не сам ученик, ломает себе голову над тем, как повысить успеваемость. Он же остаётся при всём этом совершенно безучастным и даже входит во вкус своей роли пассивного наблюдателя. Часто приходится видеть, как такие ученики рассматривают свой приход на дополнительные занятия как большую «милость» с их стороны.

Нужно ли помогать ребёнку учиться? Разумеется, да. Но намного важнее сначала подумать об использовании имеющихся у него самого сильно и постоянно действующих мотивов к учению, с тем, чтобы он сам захотел учиться, сам просил друзей и близких о помощи.

Попробуйте использовать в работе с ребёнком следующее.

Как обычно происходит процесс журения ребёнка за плохие оценки? «Ты посмотри, как учится Маша (Ваня, Таня и др.)! А у тебя. А ты что в дневнике принёс?!» Ничего, кроме неприязни к родителям, горячего желания, чтобы они скорее отстали, ненависти к Маше (Мане, Тане и др.), это у ребёнка не вызывает. И было бы странно, если бы была другая реакция.

Но нами же движет другое намерение – побудить ребёнка к соревнованию с другими детьми, призвать его честолюбие к активным действиям! Так что же делать?

Создайте приятную, уютную атмосферу. Возьмите блокнот, линейку, ручку, калькулятор. Захватите дневник или рабочие тетради по всем предметам. Постарайтесь не испортить настроение замечаниями о незаполненном дневнике и неаккуратных тетрадях. Разговор сейчас не об этом!

Вместе с ребёнком подсчитайте сумму 10 последних полученных отметок по всем предметам, не забывая о физкультуре, рисовании и труде. Это жизнь вашего ребёнка, и в ней важно всё.

Максимально сумма может составлять 50 баллов. Это 10 оценок по «5» («отлично»). Минимально – 10 баллов. Это 10 оценок по «1». Все остальные успехи вашего ребёнка поместятся в пределах между этими двумя числами.

Приведём пример. Дитя получило подряд 3, 4, 2, 5, 5, 4, 3, 4, 5, 3. Сумма этих оценок составит 38 баллов.

Объясняем ребёнку, что это начало его соревнования с самим собой. Это начальные его успехи.

Далее открываем блокнот и чертим самую обыкновенную систему координат. По оси Х откладываем произвольной величины отрезки, которые будут означать номер подсчёта. По оси Y обозначаем деления от 10 до 50, соответствующие количеству набранной суммы баллов.

Обязательно проговариваем ребёнку все наши действия, объясняем ему, что после каждых полученных 10 оценок мы будем повторять эту процедуру для того, чтобы посмотреть, как ребёнок растёт и кто победит в этом соревновании: или он – немного выросший, новый, или он – бывший.

Предположим, что новая порция отметок такова, что выше всего на 1 или 2 балла. Ваш ребёнок стал учить лучше на целый балл или даже два! Это очень важно! Проведите линию, ведущую вверх в вашем графике, и пожелайте ребёнку в следующий раз поставить точку ещё выше!

Эта постоянная процедура очень нравится детям. И первоклассникам и старшеклассникам. Это помогает им стремиться превзойти самих себя, а не кого-то там ещё!

И ещё один нюанс. Предположим, вас волнует не общая успеваемость, а успехи по какому-нибудь предмету. Тогда считаем сумму оценок только по данному предмету. И лучше перейти на подсчёт пяти последних оценок. Тогда максимальная оценка на оси Y будет равняться 25, а минимальная – 5. В графике можно использовать цвет: отмечать восходящие линии красным, а падающие – чёрным.

Подсчёт поможет вам увидеть даже небольшое падение успеваемости, которое пока незаметно в общей массе оценок. Не надо за это ругать! График сам скажет вашему ребёнку, что он начинает проигрывать сам себе. Он скажет это убедительнее нас!

Закрепление нового навыка требует 50-200 повторений, с обязательными промежутками между ними для закрепления. Поэтому не требуйте от ребёнка невозможного! Пусть почитает, сделает что-нибудь другое, затем вернётся к прочитанному и т.д.

Научите ребёнка слушать. И в уме «рисовать себе картину» того, о чём говорит учитель, при этом совсем-совсем не отвлекаясь. Поиграйте, пробуя и тренируясь дома. Расскажите ему что-нибудь, а он опишет возникшую у него картину или даже зарисует её. Научившись этому, на домашние задания ваш отпрыск будет тратить меньше времени, поскольку многое он поймёт на уроке.

Трудно то, что непонятно. Поэтому объясните ребёнку каждое непонятное слово. Учите его пользоваться словарями, энциклопедиями, которые соответствуют его возрасту.

Надо думать при ребёнке вслух, анализировать, рассуждать. Надо думать с ребёнком вместе, планировать, обсуждать. Решать жизненные ситуации. Научить собственного ребёнка думать – главная обязанность родителя!

II. Работа в микрогруппах

  1. Каждый родитель, получив листы с оценками своего ребёнка, пробует нарисовать два графика успеваемости по последним десяткам оценок.
  2. Проанализировав полученные результаты, родители обмениваются мнениями о возможности применения полученного опыта на практике.

Классный руководитель: Родионова Наталья Геннадьевна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети так быстро растут! Кажется, еще вчера Ваш малыш только начал ползать, а сегодня его уже пора отдавать в школу… Давно миновали те времена, когда ребено.

Презентация к родительскому собранию.

Каждому из нас хочется, чтобы наши дети были самостоятельны и успешны в их основной деятельности – учебе. Из аксиомы: «Любое педагогическое воздействие .

Советы родителям младших школьников.Любящие, заботливые и мудрые родители — залог того, что ребенок будет не только хорошо учиться, но и вырастет думающим, образованным человеком, настоящей Личн.

Родительское собрание по теме: Чтобы учение было в радость.

Источник

Радость учения

Радость учения – это состояние, которое образуется у ребенка вследствие того, что он успешен в процессе обучения. Данное состояние формируется по большей части учителем, который может грамотно простимулировать ученика поощрением за любой малейший успех. Похвала не должна расслаблять ученика, а наоборот, должна сформировать у него повышенную требовательность к себе, т.к. учитель не хвалит просто так, а ученик эту похвалу заслуживает своими, пусть даже скромными, успехами. Отсюда мы можем увидеть состояние ученика: он доволен, когда его хвалят, позитивное внимание учителя его воодушевляет, соответственно, процесс обучения приносит ему радость и стимулирует интерес к дальнейшей деятельности.

Факторы, определяющие радостное настроение в процессе учения, таковы:

1. Обучение должно быть посильным и постепенным. Школьная программа едина для всех. Но дети имеют неодинаковый уровень способности усвоения знаний разных предметов. Посредством индивидуального подхода к каждому ученику необходимо выявить отстающих и уделить им повышенное внимание. Это необходимо сделать для того, чтобы ученики не отстали навсегда. При этом сильные дети получают заслуженное поощрение и тоже не обделены вниманием педагога.

2. Принцип последовательности: следующее вытекает из предыдущего. Программа обучения должна быть составлена таким образом, чтобы переход от раздела к разделу, от темы к теме был последовательным. Невозможно начать изучение сложных синтаксических конструкций, не познав азов синтаксиса. Нельзя проанализировать стихотворение, не зная историко-литературного контекста, особенностей биографии поэта, его стиля. Идем от простого к сложному. В этом и заключается принцип последовательности. Ребенку гораздо легче быть успешным, если у него сформирована база для каждого следующего знания.

3. Обучение должно быть интересным. Л. Н. Толстой, с мнением которого я соглашаюсь и принципы которого использую в своей работе, предполагал, что процесс обучения будет представлять собой некую единую историю, которая ребенку будет интересна и он будет хотеть узнать ее продолжение. Но живя в 21 веке, я четко сознаю, что современная программа далека от представлений Толстого. Тем не менее, интерес — это необходимое условие для восприятия знаний ребенком. Так как в наших реалиях невозможно программу предмета объединить в единую интересную историю, я нашла своеобразный выход: применение игровых форм обучения независимо от возрастной категории учеников. Например, вместо обычной привычной контрольной работы по литературе проводим турнир знатоков литературы. Групповая форма работы, элемент соревновательности, возможность получить поддержку от товарищей по команде — все это вызывает неподдельный интерес, исключает страх получения плохой отметки, что положительно сказывается на психологическом состоянии ребенка; и даже если ученик в группе слабее остальных, успех команды он примеряет на себя.

Все перечисленные принципы при правильном применении способствуют формированию радостного отношения учеников к процессу учения.

Безусловно, умение учителя вызвать у детей интерес к учению и радость учения — важнейшие элементы профессионального мастерства педагога.

Для доказательства этой мысли возьмем три уровня ответственности педагога за процесс обучения.

1. Безответственность — «я ни за что не отвечаю», следую регламенту, выдала программу, результат целиком и полностью на совести учеников. «Я сделала все, что могла». Ни учитель, ни ученик не проявляют особого интереса к процессу и результату обучения. Формально урок проведен, но результативность нулевая.

2. Обоюдная ответственность — «я хочу и могу дать знания, но ученик должен быть готов их принять». Педагог заинтересован, делает все возможное, чтобы ребенок усвоил материал, но ученику не интересно. Учитель делает все зависящее от него, но если ученик не отвечает взаимностью, то ответственность за качество знаний возлагается на него.

3. Полная ответственность — «я даю знания и если ребенок по каким-либо причинам их не усвоил, — это моя ответственность». Учитель не снимает с себя ответственности даже в том случае, если ребенку не интересно. Учитель понимает, что без заинтересованности материал не будет усвоен: сначала привлекаем внимание ученика, вызываем интерес, а уже потом продолжаем интересно объяснять материал.

Из этого следует, что если у учителя нет способности вызывать интерес учеников к себе и предмету, то он может обучить лишь малую часть класса: детей, которые и без него замотивированы на обучение. Большая часть учеников не воспримет знания от такого учителя.

В результате рассуждений приходим к выводу: умение вызывать интерес учеников является ключевым, обязательным навыком любого педагога. Без этого навыка учителя процесс обучения малоэффективен, доступен лишь малой части обучающихся.

Сильным ученикам, тем, у кого изначально высок интерес к обучению, предлагается участие в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, кружковой работе. Суть работы в том, что вызывать интерес нет надобности, его нужно только подогревать и развивать.

Ко всем остальным применяется индивидуальный подход. Он заключается в выявлении других способностей ученика и попытке привязать эти способности к моему предмету. Например, есть ученики со средними знаниями по предмету, но при этом одарены творческими способностями. Их привлекаю к участию в творческих конкурсах, например, актерского чтения.

Если ученик откровенно слаб, не успешен, и я наблюдаю полное отсутствие интереса к учебе в целом и моему предмету в частности, то направлением работы является углубленное изучение жизни ребенка, т.к. отсутствие интереса — это, как правило, следствие проблем в семье. Такому ученику оказывается поддержка, проявляется снисходительность, создается максимально благополучная ситуация для достижения успеха.

Источник

Оцените статью