Что такое понятие эмоциональной саморегуляции

Содержание
  1. Что такое эмоциональная саморегуляция?
  2. Характеристики эмоциональной саморегуляции
  3. Модели эмоциональной саморегуляции
  4. Модель Рассела Баркли (1998)
  5. Саморегулируемая модель эмоциональных переживаний Хиггинса, Гранта и Шаха (1999)
  6. Последовательная модель эмоциональной саморегуляции Бонано (2001)
  7. Кибернетическая модель Ларсена (2000)
  8. Модель регулирования настроения, основанная на социальной адаптации Erber, Wegner & Therriault (1996)
  9. Модель саморегулируемых процессов Баррета и Гросса (2001)
  10. Гомеостатическая модель Forgas (2000)
  11. Эмоциональная регуляция и психопатология
  12. Эмоциональная регуляция и аффективная неврология
  13. Лимбическая система
  14. Префронтальная кора
  15. Саморегуляция — её виды и функции, эффективные методы
  16. Что такое саморегуляция
  17. В психологии
  18. В педагогике
  19. Теории психической саморегуляции
  20. Системно-деятельностная теория
  21. Системно-функциональная теория
  22. Функции
  23. Популярные методы саморегуляции
  24. Релаксация
  25. Медитация
  26. Десенсибилизация
  27. Аутогенная тренировка
  28. Механизм естественной саморегуляции

Что такое эмоциональная саморегуляция?

эмоциональная саморегуляция или эмоциональная регуляция представляет собой сложную способность, которая основана на способности людей управлять своими собственными эмоциями.

Именно способность позволяет нам реагировать на требования нашего контекста на эмоциональном уровне таким образом, который является социально приемлемым. Он также должен быть гибким, чтобы иметь возможность адаптироваться к каждой конкретной ситуации, испытывать спонтанные реакции и откладывать эти реакции, когда это также необходимо.

Это процесс, отвечающий за оценку, наблюдение, преобразование и изменение эмоций и чувств, как наших, так и других, формируя таким образом очень важную и необходимую функцию для людей..

Эта способность, которая у нас есть, позволяет нам адаптироваться к требованиям окружающей среды и адаптироваться к конкретным требованиям, изменяя наше поведение при необходимости.

Многие исследования были сосредоточены на изучении этой саморегуляции путем ее вмешательства в социальное функционирование..

Характеристики эмоциональной саморегуляции

Эмоциональная регуляция относится к способности, которую мы привносим практически как серию, чтобы изменять наши эмоции в соответствии с событиями, которые разворачиваются вокруг нас, как позитивными, так и негативными..

Это форма контроля, управления эмоциями, которая позволяет нам адаптироваться к окружающей среде. Активируя стратегии регулирования, нам удается изменять эмоции, вызванные внешними причинами, которые изменяют наше привычное настроение..

Это регулирование необходимо как в условиях негативных, так и позитивных эмоций, что дает нам возможность адаптироваться в зависимости от ситуации..

Чтобы понять, что это такое, Гросс и Томпсон (2007) предложили модель для объяснения этого, основанную на процессе, состоящем из четырех факторов..

Первой была бы соответствующая ситуация, которая вызывает эмоции, которые могут быть внешними из-за событий, которые происходят в нашей среде, или внутренними из-за ментальных представлений, которые мы создаем. Второе — это внимание и важность, которые мы уделяем наиболее значимым аспектам мероприятия. Третий фактор — это оценка, которая проводится в каждой ситуации, а четвертый — эмоциональный отклик, возникающий из-за ситуации или события, происходящего в нашей среде..

Кроме того, для некоторой саморегуляции это когнитивное упражнение контроля, которое может быть достигнуто с помощью двух механизмов, связанных с различными аспектами эмоционального опыта..

С одной стороны, мы бы нашли механизм переоценки или когнитивной модификации, который отвечает за изменение негативного эмоционального опыта, делая его полезным для человека..

С другой стороны, мы находим второй механизм, называемый подавлением, который представляет собой механизм или стратегию контроля, которая отвечает за подавление эмоционального отклика..

Гросс и Томпсон объясняют, что саморегуляция может осуществляться на нескольких уровнях. То есть эти эмоции можно регулировать, изменяя ситуации, которые их вызывают, трансформируя или избегая их..

Они также регулируются путем изменения внимания и смещения фокуса на другое действие или выполнения поведения, чтобы отвлечь себя, путем переоценки ситуации, вызывающей определенный тип эмоциональных реакций, или путем подавления реакции, которая появляется перед этими ситуациями..

Они определяют саморегуляцию как процесс, который может быть как внешним, так и внутренним и который позволяет нам оценивать и изменять наше поведение, оказывая влияние на эмоции, на то, как и когда мы их испытываем.

Кроме того, саморегуляция будет элементом, который явно влияет на эффективность элементов, необходимых для обучения, а также внимание, память, планирование и решение проблем..

Несколько параметров были использованы для его оценки и измерения, такие как самоотчеты, физиологические показатели или поведенческие показатели, с акцентом на интерес к времени регулирования в течение всего эмоционального процесса..

Гросс также различает ранние или фоновые стратегии, такие как контекст и значение, приписываемые ситуации, и поздние стратегии, ориентированные на реакцию человека и его соматические изменения..

Модели эмоциональной саморегуляции

Модель Рассела Баркли (1998)

Баркли определяет саморегуляцию как ответы, которые изменяют вероятность ожидаемого ответа на данное событие.

Из этой модели предлагается дефицит в торможении ответов, затрагивающий определенные действия саморегуляции, называемые исполнительными функциями, которые включают невербальную и вербальную рабочую память, самоконтроль активации, мотивации и привязанности и восстановления. или представление элементов, характеристик и фактов окружающей среды.

Саморегулируемая модель эмоциональных переживаний Хиггинса, Гранта и Шаха (1999)

Основная идея этой модели заключается в том, что люди предпочитают одни состояния больше, чем другие, и что саморегуляция способствует их появлению. Кроме того, люди в зависимости от саморегуляции испытывают какое-то удовольствие или дискомфорт.

Они указывают на три основополагающих принципа, которые включают в себя: нормативное ожидание, основанное на предыдущем опыте, нормативное регулирование, основанное на положительной или отрицательной точке зрения в зависимости от момента, и нормативный подход, в случае окончательных состояний к те, которые вы хотите достичь, такие как стремления и самореализация.

Последовательная модель эмоциональной саморегуляции Бонано (2001)

Эта модель предполагает, что у всех нас есть эмоциональный интеллект, который для эффективного использования должен научиться саморегулированию, предлагая три общие категории..

Первым было бы регулирование контроля, то есть регулирование, представляемое посредством автоматического поведения, вторая категория была бы упреждающим регулированием будущих эмоциональных событий, выделяющих смех, письмо, поиск людей поблизости, избегание определенных ситуаций и т. Д. Третья категория — это поисковое регулирование для получения новых ресурсов в связи с появлением возможных изменений в будущем..

Кибернетическая модель Ларсена (2000)

Это поднимает применение общей модели контрольно-кибернетической регуляции, которая начинается с того состояния ума, которого вы хотите достичь, и того, где вы находитесь в данный момент..

Он активирует процессы, которые могут быть автоматическими, но также и управляемыми, чтобы уменьшить эти различия между обоими состояниями ума, с помощью механизмов, которые могут быть направлены внутрь, как отвлечение внимания, или направлены наружу, как решение проблем..

Модель регулирования настроения, основанная на социальной адаптации Erber, Wegner & Therriault (1996)

Он основан на адаптации настроения к конкретному событию, будь то позитивное или негативное. Кроме того, они утверждают, что наши желательные эмоциональные состояния варьируются в зависимости от социального контекста, в котором мы находимся.

Модель саморегулируемых процессов Баррета и Гросса (2001)

Из этой модели они понимают эмоции как результат взаимодействия, возникающего между явными и неявными процессами..

С одной стороны, они подчеркивают важность наших умственных представлений о наших собственных эмоциях и о том, в какие когнитивные ресурсы влияют эмоции, доступ к этим ресурсам и мотивация каждого из них. С другой стороны, мы находим, как и когда регулировать эти эмоции..

Кроме того, они создают пять стратегий саморегуляции, таких как выбор ситуации, изменение ситуации, распределение внимания, когнитивные изменения и модуляция реакции..

Гомеостатическая модель Forgas (2000)

Эта модель пытается объяснить влияние настроений на когнитивные и социальные процессы, предполагая, что состояние ума вращается вокруг чего-то конкретного, что активирует механизмы регулирования, когда мы отходим от этой точки.

Согласно этой эмоциональной саморегуляции это гомеостатический процесс, который регулируется автоматически.

Эмоциональная регуляция и психопатология

Исследования и исследования подтверждают, что многие из проблемных поведений, которые возникают у людей, связаны с проблемами в процессе регулирования их эмоций, что приводит к негативному влиянию на общее состояние здоровья человека..

Например, люди, чей стиль регулирования подавлен, чаще страдают от изменений из-за уменьшения их аффективной выразительности, что приводит к снижению коммуникации внутренних состояний человека и представляет активацию системы. дружелюбный. Кроме того, они оказывают негативное влияние на других людей, проявляя более ослабленное эмоциональное выражение, и воспринимаются как не очень стимулирующие, когда сталкиваются с конфликтными ситуациями..

Умение контролировать эмоции зависит от умения, умения различать внутренние состояния, лучше справляться со своими эмоциональными состояниями. Проблема возникает, когда этот навык недостаточен, так как эти люди не могут общаться о своих внутренних состояниях.

Многие из проблемных поведений, таких как потребление веществ или самоповреждения, могут быть следствием заметного недостатка в процессе эмоциональной регуляции.

Таким образом, усилия, которые мы прилагаем для изменения наших эмоциональных состояний, являются адаптивными и функциональными, но они также могут быть дисфункциональными и неблагоприятными для человека..

Многие авторы понимают эмоциональную саморегуляцию как континуум, который распространяется на два противоположных полюса, которые будут занимать крайности.

С одной стороны, люди с небольшой эмоциональной саморегуляцией или аффективной дерегуляцией окажутся на шесте, что приведет к чрезмерной эмоциональной лабильности. А на другом полюсе мы находим людей с чрезмерным эмоциональным самоконтролем, которые связаны с высоким уровнем тревоги, эмоциональной реактивности и депрессии..

Эмоциональная регуляция и аффективная неврология

Долгое время ядром или центром изучения эмоций была лимбическая система..

Впоследствии внимание было сосредоточено на корковых аспектах эмоциональной обработки, и исследования показали, что кора головного мозга, особенно префронтальная кора, играет роль и участвует в эмоциях..

Лимбическая система

Две основные части нервной системы участвуют в эмоциях. Одним из них будет вегетативная нервная система, а другой фундаментальной частью, лимбическая система.

Эта система состоит из сложных структур, таких как миндалина, гипоталамус, гиппокамп и другие близлежащие области, расположенные по обе стороны от таламуса. Все они играют ключевую роль в наших эмоциях, а также участвуют в формировании воспоминаний.

Миндалина играет ключевую роль в эмоциях, как у людей, так и у других животных. Эта структура мозга тесно связана с реакцией на удовольствие, а также реакцией на страх.

Гиппокамп играет ключевую роль в процессах памяти. Человек не может построить новые воспоминания, если он поврежден. Участвует в хранении информации в долговременной памяти, включая знания и прошлый опыт.

Гипоталамус отвечает за регулирование таких функций, как, например, голод, жажда, реакция на боль, удовольствие, сексуальное удовлетворение, гнев и агрессивное поведение. Он также регулирует функционирование вегетативной нервной системы, регулируя пульс, кровяное давление, дыхание и возбуждение в ответ на эмоциональные обстоятельства.

Другие области, связанные с этой системой и связанные с ней, — это извилистая извилина, которая обеспечивает путь, по которому соединяются таламус и гиппокамп. Это связано с тем, что воспоминания связаны с болью или запахом, а также с фокусом внимания на событиях с большим эмоциональным содержанием..

Другой областью может быть вентральная сегментарная область, чьи нейроны испускаются благодаря дофамину, нейромедиатору, который вызывает ощущения удовольствия в нашем организме, так что люди, которые страдают от повреждений в этой области, испытывают трудности в получении удовольствия..

Базальные ганглии отвечают за полезный опыт, фокус внимания и повторяющиеся действия..

Префронтальная кора

Это часть лобной доли, которая тесно связана с лимбической системой. Это область, вовлеченная в реализацию долгосрочных планов, планирование сложного когнитивного поведения, принятие решений, принятие мер, мышление о будущем, умеренность социального поведения и выражение личности ( связь между личностью и функциями префронтальной коры).

Основной деятельностью этого региона является реализация действий в соответствии с мыслями, в соответствии с внутренними целями..

Источник

Саморегуляция — её виды и функции, эффективные методы

Саморегуляция – это важная часть человеческой психики, и каждому человеку полезно ею владеть. Речь идет об управлении своим психическим и эмоциональным состоянием, и это, несомненно, очень полезное качество. Воздействуя на себя с помощью мыслительных образов, управляя дыханием или используя другие приемы, человек может довольно быстро «прийти в себя». Итак, как овладеть саморегуляцией?

Что такое саморегуляция

Рассмотрим подробнее понятие «саморегуляция» в психологии и педагогике.

В психологии

Под саморегуляцией подразумевается оценка ситуации и корректировка собственной активности непосредственно индивидом. Как следствие, происходит корректировка результатов действия. Существует произвольная и непроизвольная саморегуляция.

Произвольная форма характеризуется сознательным контролем поведения с целью достижения желаемого. С помощью осознанной саморегуляции человек развивает индивидуальность. Непроизвольная больше направлена на выживание и самосохранение – срабатывают подсознательные механизмы защиты.

Нормой считается положение, когда саморегуляция формируется и развивается параллельно с личностным взрослением. Если развитие личности отсутствует, человек не учится нести ответственность, то ситуация ухудшается. Развитие саморегуляции невозможно без личностного роста.

В зрелом возрасте саморегуляция помогает подчинять эмоции интеллекту, однако в пожилом возрасте баланс снова смещается в сторону эмоций.

Аспекты, влияющие на саморегуляцию:

  • внешние условия среды;
  • особенности личности;
  • особенности взаимоотношений между личностью и окружением;
  • цели деятельности.

Попросту говоря, саморегуляция – это социально приемлемые методы борьбы с чувствами и эмоциями, а также принятие норм поведения, уважение к окружающим, адекватные реакции.

В педагогике

Преподавателям нередко приходится пребывать в стрессовых ситуациях, связанными с детьми, их родителями, подачей нового материала и прочим. Для педагога особенно важно овладеть методами релаксации и психической саморегуляции. Одним из них можно назвать аутогенную тренировку – работа с самовнушением и самонастройкой психики, основанная на использовании процесса релаксации. Управлять эмоциями и восстанавливать работоспособность становится легче.

  • научитесь самовнушению: фокусируйте внимание на отдельном объекте (весь свой организм или его отдельные составляющие);
  • визуализируйте содержания формул самовнушения максимально четко («мои руки расслаблены, я спокоен» и т.д.);
  • периодически достигайте полного расслабления рук, ног, туловища. Расслабление скелетных мышц и невысокий уровень бодрствования головного мозга имеют прямую связь с успокоением нервной системы и понижением эмоциональной напряженности.

Педагогам рекомендуется уделить особое внимание саморегуляции, и оказывать на себя влияние действенными формулировками. Существует немало методик аутотренинга, помогающие вырабатывать в себе необходимые умения. Некоторые учебные заведения включают в себя кабинеты психологической разгрузки, где педагог имеет возможность снять напряжение, вызванное неким раздражителем. Популярные способы педагогической саморегуляции: библиотерапия, музыкотерапия, трудотерапия, воспитание в себе оптимизма и так далее.

Теории психической саморегуляции

Рассмотрим популярные теории саморегуляции в психологии.

Системно-деятельностная теория

Автором теории является Л. Г. Дикая. Концепция предполагает, что психологическая саморегуляция рассматривается как система и как деятельность, связанная с профессиональной средой индивида и адаптацией.

В качестве системы саморегуляцию можно рассматривать в контексте перехода индивида от бессознательности к осознанным и доведенным до автоматизма формам.

Автором было выделено несколько уровней:

  • Непроизвольный уровень. Основой регуляции являются процессы возбуждения и торможения, а также неспецифическая активность в психике. Эти реакции неподконтрольны, и их продолжительность коротка.
  • Произвольный уровень. Потребность в регуляции происходит при сложных жизненных ситуациях, подключаются эмоции. Реакцией становятся полуосознаваемые способы: повышение речевой и двигательной активности, задержка дыхания, напряжение мышц. Обычно человек пытается автоматически себя пробудить и многие изменения не берет во внимание.
  • Сознательная регуляция. Человеком осознается усталость, дискомфорт, напряжение. Также он может проанализировать уровень тяжести своего состояния. Он принимает решение изменить ситуацию, и здесь в дело вступают такие аспекты, как самоконтроль, воля, психофизические упражнения, аутотренинг.
  • Целенаправленный осознаваемый уровень. Ясно осознавая, что больше так продолжаться не может, и пришло время выбрать между психологической саморегуляцией, индивид, желая устранить дискомфорт, начинает заново расставлять приоритеты и оценивать собственные потребности и мотивы. В результате принимается решение временно отказаться от деятельности и взяться за свое состояние. Если такой возможности не предоставляется, то принимается решение продолжить деятельность в дискомфорте либо сбалансировать деятельность и саморегуляцию. Далее идет черед таких аспектов: самоубеждение, самоанализ, самовнушение, самопрограммирование. Изменения происходят не только на когнитивном, но и на личностном уровне.

Системно-функциональная теория

Автором теории стал А. О. Прохоров, рассматривавший психологическую саморегуляцию, как переход от одного психического состояния к иному, связанному с представлениями о желаемом настроении. Осознанный образ помогает активизировать самоконтроль и соответствующие мотивы.

Прибегнув к сознательным методам для достижения желаемого, человек обычно применяет разные методы и проходит не одно промежуточное состояние. Впоследствии образовывается функциональная структура саморегуляции личности – осознанная реакция на конфликтные ситуации.

А. О. Прохоров отмечал, что саморегуляция – это переход из одного состояния в иное, которое достигается посредством связи психических свойств и внутреннего переключения работы.

Чем осознаннее сознание, тем успешнее регуляция. Также важна четкость формирования желаемого образа и реалистичность восприятий и ощущений. Текущее положение анализируется с помощью телесных ощущений, дыхания, восприятия времени и пространства.

Современная практическая психология успешно использует разные виды психической саморегуляции для нормализации внутреннего состояния личности.

К популярным видам относят:

аутогенная тренировка, основанная на применении специальных формул самовнушения, позволяющих влиять на процессы организма;

самовоспитание с помощью определенных упражнений;

биологическая обратная связь;

Осознанное использование тех или иных видов саморегуляции начинается примерно в трехлетнем возрасте.

  • В 3-4 года преобладающими являются непроизвольные двигательные и речевые способы саморегуляции – на 7-8 непроизвольных приходится пока лишь одна произвольная.
  • Дети 4-5 лет учатся эмоциональному контролю через игры. Непроизвольные способы все еще преобладают: четыре к одному.
  • К 5-6 годам пропорции выравниваются один к одному, и теперь дети активно пользуются воображением, памятью, мышлением и речью.
  • С возраста 6-7 лет уже можно рассуждать о самокоррекции и самоконтроле. Пропорции резко изменились: на 3-4 произвольных метода саморегуляции выпадает лишь один непроизвольный.
  • С 8-ми лет и весь период взросления индивид совершенствует свои методы, перенимая их от окружающих.
  • В возрасте 20-40 лет вид выбранной саморегуляции имеет прямую зависимость от деятельности человека. В основном применяются сознательные волевые методы.
  • Человек 40-60 лет сохраняет манипуляции с вниманием, однако постепенно они вытесняются пассивным отдыхом, библиотерапией.
  • После 60 лет преобладающей является пассивная разрядка, общение, размышление-осмысление.

Функции

Важно понимать основные функции саморегуляции в психологии, для осознания ее ценности. Она меняет психическую активность, что позволяет личности достигать равновесия состояний и гармонии.

В свою очередь это обеспечивает нас такими существенным преимуществами:

  • Сдерживание первых негативных порывов в конфликтной ситуации. Человек, владеющий методами саморегуляции способен погасить конфликт в зародыше.
  • Рациональный анализ ситуации в момент кризиса или стресса. Очень важное качество, улучшающее жизнь любого человека и его окружения.
  • Накапливание сил. Впрочем, силы важно не только накопить, но и восстановить, и саморегуляция отлично справляется с этим.
  • Противостояние невзгодам. От того, как мы противостоим проблемам, зависит последующее качество нашей жизни и гармония в отношениях с окружающими.

Популярные методы саморегуляции

Рассмотрим распространенные методы саморегуляции.

Релаксация

Каждый сам определяет, какой способ релаксации ему наиболее подходит в рамках саморегуляции. Главная цель этого метода в достижении внутренней гармонии, снятии мышечных зажимов и напряжения, овладении мышечным контролем.

Медитация

Благодаря медитации мы учимся концентрации, расслабляем внимание и повышаем его. Главная цель медитации – снятие эмоционального напряжения, отвлечение от гнетущих мыслей. Если необходимо собраться и успокоиться, зачатую применяется дыхательная техника. Можно применять прием отвлечения – думается о чем угодно, кроме раздражающего обстоятельства.

Десенсибилизация

При десенсибилизации эффективно: намеренная пассивность, представление успешного поведения, нейтральное отношение к вредящим факторам с помощью самовнушения.

Аутогенная тренировка

Любой аутотренинг базируется на механизме релаксации. Осваиваются приемы расслабления мышц, развиваются навыки ощущения холода и тепла в теле, повышается волевая установка и концентрация внимания на отслеживание состояния организма. Основной задачей аутотренинга является снятие эмоционального и мышечного напряжения, достижение полностью расслабленного состояния для развития произвольности.

Механизм естественной саморегуляции

Одними из наиболее доступных методов саморегуляции являются естественные приемы регуляции.

Их довольно много, перечислим самые простые и распространенные:

  • классическая музыка;
  • прогулка на природе;
  • полноценный сон;
  • юмор, смех, улыбки;
  • вдыхание свежего воздуха;
  • размышления о позитивных вещах;
  • расслабленные мышцы;
  • созерцания красивого пейзажа;
  • созерцания фото с близким человеком, приятных памятных вещей;
  • солнечные ванны;
  • общение с приятной личностью.

Источник

Оцените статью