Что такое партитура чувств

Эхо последней строки,
или Что такое эмоциональная партитура

И вот когда Дениска решил, что двум смертям не бывать, и отважно кинул в бегущего медведя льдышкой, страшный зверь споткнулся, остановился и. снял голову. Свою. Медвежью голову снял и остался со своей человеческой лысоватой головой.

Второклассники перевели дух: медведь оказался артистом! Самое страшное (и увлекательное) позади. Дальше рассказ В.Драгунского “Мой знакомый медведь” слушался вполуха: как пожилой артист повел Дениску в свою сторожку пить чай, но прибежал клоун с требованием какого-то Гусажина срочно выступить перед ребятами на очередном новогоднем мероприятии; как Дениска решил идти с медведем-артистом, чтобы еще раз после выступления увидеть его добрые, усталые глаза.

Да, финал рассказа многие ровесники Дениски уже не слушали – ведь не герой на самом деле это говорил читателю, а взрослый автор, умудренный жизнью. Способны ли младшие школьники, которым адресованы “Денискины рассказы”, расслышать авторскую интонацию, посочувствовать размышлениям писателя? Специально разработанный нами тест “Эмоциональная партитура” должен был ответить на этот вопрос.

Дети разбили рассказ на отрывки-серии, дав каждой название (у кого-то получился многосерийный фильм, кто-то ограничился двумя-тремя сериями). Затем вооружились карандашами – красным, синим и черным. И возле каждого названия серии нарисовали один или несколько цветных квадратиков, выражающих смену настроения в данной серии или фильме в целом: красный цвет символизировал веселое, радостное настроение, черный – страх или гнев, синий – грусть, светлую печаль.

Цветные квадратики у второклассников не всегда совпадали со словесным обозначением серий: порой цветовой значок передавал то, что “режиссер” забыл отразить в названии отрывка, а иногда наоборот – словесное описание было более точным и полным (например, индикатор эмоциональных реакций заканчивался на кульминации или развязке, тогда как индикатор реакций вербальных продолжал следовать за автором рассказа до самого финала, содержащего основную идею и эмоцию). Таким образом, у одних ребят оказалась лучше развита эмоциональная ориентировка в художественном произведении, у других – интеллектуальная; но были и универсалы, у которых оба механизма переработки информации действовали одинаково хорошо, и аутсайдеры со слабо развитыми способами ориентировки в тексте.

Большинство младших школьников не смогли одновременно осознанно (вербально) и неосознанно (эмоционально) воспринять суть авторских размышлений и переживаний, уловить тихий голос писателя за остроприключенческой канвой.

Еще Н.Г.Чернышевский писал об этом этапе читательского развития, этом типе читателя: “романы. он перевертывал с пренебрежением, отыскивая дуэлей, драк с зверьми или с разбойниками, страшных приключений; для него существовал только. интерес драматических внешних происшествий, и чем шумнее они были, тем лучше казалась книга”.

Что ж, только приключениями жив этот возраст? Телеэкран и монитор компьютера подсовывают современному чаду динамичный видеоряд. Мелькают перестрелки, погони, смерти. Задумываться некогда. Глубоко сопереживать тоже. Чувства и мысли разорваны, мозаичны. Части произведения не собираются в целостную структуру. Тут не до восприятия подтекста, глубинного авторского замысла, не до сотворчества зрителя с режиссером. Манипуляция сознанием и подсознанием юного создания?

Противоядием против такого зомбирования может и должна выступить книга – золотой фонд детской литературы. Именно классические (в широком смысле слова) литературно-художественные тексты обладают сложноорганизованной структурой: сюжетообразующим стержнем и системой вех, организующих работу читательского воображения, активизирующих сопереживание и размышление.

Рассказ Ю.Коваля “Шатало” по структуре напоминает рассказ “Мой знакомый медведь” В.Драгунского: в самом конце автор тоже произносит тихую фразу, которую читатель должен расслышать, понять и пережить. (Важность финала, завершающей ударной фразы, собирающей смысл всего произведения, на примере жанра басни показал Л.С.Выготский в своей ранней работе “Психология искусства”.)

Тестирование по рассказу Ю.Коваля было похоже на предыдущее: сначала читался рассказ, потом “режиссеры” выстраивали эмоциональную партитуру “экранизируемого” произведения. Только количество серий было задано заранее (чтобы можно было прочитать детям короткий рассказ еще раз – по частям, и для того, чтобы по цветным индикаторам в конце каждой серии проследить, с кем идентифицировался слушатель – с неудачливым рассказчиком или героем-победителем – проказливым котом Шаталой).

Существенным для понимания слушателями авторского замысла оказалось, однако, не это, а восприятие финала, последней авторской ремарки. Ребенок либо выбирал черный или красный цвет, так или иначе оценивая заключительное событие (деревенского кота-проказника увезли рыбаки), либо выбирал цвет синий, отражающий авторскую грусть, переживание происшедшей потери, которые тонкий писатель, мастер слова Ю.Коваль выразил опосредованно: чай, видите, не такой вкусный стал – “не заваристый, что ли?”.

Для того чтобы оценить финальную фразу, нужно разобраться в отношениях между героем-котом и автором-рассказчиком, уловить подтекст, игру. Как это продиагностировать? Ребята (а в тестировании могли участвовать и дошкольники) рисовали стрелочки от фигурки человечка (автора-рассказчика) к фигурке кота Шаталы (героя). Стрелки были разных цветов: красная обозначала любовь, черная – страх. Какая из них длиннее, то чувство сильнее. Если стрелки одинаковые – чувства рассказчика выражены в равной степени. Нет стрелки – нет и данного чувства.

Разобрались в инструкции и нарисовали. Причем некоторые младшие школьники так увлеклись, что изобразили дополнительные стрелки – от кота к автору-рассказчику (словно кот тоже держал в голове историю про свои непростые отношения с Ю.Ковалем).

Идеальным, понятное дело, мог считаться ответ, когда в самом финале был синий кружок, а от рассказчика к коту шла большая красная стрелка – потаенная любовь к коту-разбойнику. “Цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и от этого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету”, – писал Лев Толстой. Интересно, что дети, правильно уловившие авторскую интонацию, то самое “самобытное нравственное отношение автора”, чаще других воспринимали поэтичный рассказ Коваля как гармоничное и живое единство, как ритмически организованный текст (об этом свидетельствовал сложный ритм чередования цвета их кружков).

Результаты подтвердили старую истину: возраст не определяет фатально читательскую квалификацию. В одном и том же классе могут оказаться дети, адекватно и личностно заинтересованно воспринимающие авторский замысел, и ребята, скользящие по поверхности сюжета или вообще не воспринимающие части литературного текста в их единстве.

Как же научить младшего школьника видеть глубинные пласты художественного текста, взаимосвязь отдельных частей произведения?

Прекрасный образец разбора стихотворения С.Есенина “Нивы сжаты. Рощи голы. ” дает поэт и педагог Вадим Левин в своей книге “Когда маленький школьник становится большим читателем: Введение в методику начального литературного образования” – замечательном методическом пособии для учителей начальной школы, библиотекарей и родителей. Этот блестящий литературно-педагогический анализ стихотворения по форме традиционен: вопросы – ответы. Думается, что использование элементов методик, подобных описанным выше (составление эмоциональной партитуры, моделирование отношений между героями произведения и автором-рассказчиком), также поможет библиотекарю открыть юному читателю глубинный смысл и красоту лучших произведений детской литературы.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

Источник

Партитура

Партиту́ра (итал. partitura , букв. — разделение, распределение) в музыке — нотная запись многоголосного музыкального произведения, предназначенного для исполнения ансамблем, хором или оркестром, в которой одна над другой даны в определённом порядке все партии (голоса).

История

Партитура появилась в середине XVI века в Италии. Изначально многоголосные сочинения записывались и (с XVI века) издавались только в виде набора отдельных голосов (поголосников). Со временем партитура стала основной формой записи таких сочинений.

Начиная с XIX века для исполнения издаются как партии отдельных исполнителей, так и партитура (оркестровая, хоровая, ансамблевая).

Порядок расположения голосов

В вокальной партитуре голоса располагаются сверху вниз по мере понижения тесситуры:

Для симфонического оркестра партии располагаются по следующим группам:

В каждой из групп партии располагаются по высоте звучания. Партии солирующих инструментов, вокальных голосов и хора помещаются между партиями арфы и смычковых инструментов.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Партитура» в других словарях:

ПАРТИТУРА — (ит., от лат. partire делить). Совокупное изображение голосов оркестрового или хорового сочинения так, чтобы на каждом листе нотной бумаги были выписаны все голоса один под другим, и каждый такт одного голоса приходился под тем же тактом в… … Словарь иностранных слов русского языка

ПАРТИТУРА — ПАРТИТУРА, партитуры, жен. (итал. partitura) (муз.). Совокупность всех партий многоголосного музыкального произведения. Сложная партитура (см. партия в 6 знач.). || Ноты всех партий такого произведения. Дирижировать по партитуре. Следить за… … Толковый словарь Ушакова

партитура — запись, дирекцион Словарь русских синонимов. партитура сущ., кол во синонимов: 3 • дирекцион (2) • за … Словарь синонимов

ПАРТИТУРА — (итал. partitura букв. разделение, распределение), нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов. В партитуре для симфонического оркестра следуют партии… … Большой Энциклопедический словарь

ПАРТИТУРА — ПАРТИТУРА, ы, жен. (спец.). Совокупность всех партий многоголосного музыкального произведения, а также запись этих партий. П. оперы. Вокальная (хоровая) п. | прил. партитурный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

Партитура — (sparte, partitura, partizione, spartizione, spartito итал., Partitur нем., Partition франц., score англ.) от итал.слова spartire разделять. П. в музыке называется запись оркестровогосочинения, с точным обозначением сопоставленных отдельных… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Партитура — (итал. partitura, букв. разделение, распределение, от лат. partio делю, распределяю; нем. Partitur, франц. partition, англ. score) нотная запись многоголосного муз. произведения (инструментального, хорового или вокально инструментального) … Музыкальная энциклопедия

партитура — ы; ж. [итал. partitura] Нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определённом порядке партии всех голосов. П. оперы. // Нотная книга, содержащая запись всех партий такого произведения. П. симфонии.… … Энциклопедический словарь

Партитура — (итал. partitura, буквально разделение, распределение, от лат. partio разделяю, распределяю) совместная нотная запись всех голосов вокального, инструментального или вокально инструментального сочинения, в которой партии голосов… … Большая советская энциклопедия

Партитура — (sparte, partitura, partizione, spartizione, spartito итал., Partitur нем., Partition франц., score англ.) от итал. слова spartire разделять. П. в музыке называется запись оркестрового сочинения, с точным обозначением сопоставленных отдельных… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Уроки-интерпретации лирических произведений по методике В.А. Лазаревой

Разделы: Литература

Целевая установка:

  • расширить представления учащихся о способах выражения чувств и переживаний автора;
  • продолжить формирование навыков лингвостилистического анализа поэтического текста;
  • изучить особенности поэтического мастерства Е.А. Баратынского;
  • развивать умение размышлять над философскими категориями в реалиях сегодняшнего дня;

Содержание урока:

Звучит музыка Вивальди

  • Закройте глаза, расслабитесь и попробуйте удержать в памяти те картины, которые будут возникать перед вашим мысленным взором.
  • Что вы представляли себе, когда слушали музыку? О чем вам мечталось?

– учащиеся делятся своими впечатлениями –

  • Ребята, сегодня мы испытали те же чувства, что и автор, слушавший эту удивительную музыку много лет назад, под впечатлением которой он написал стихотворение “Водопад”.

– выразительное чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником –

Водопад

Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединяй протяжный вой
С протяжным отзывом долины!

Я слышу: свищет аквилон,
Качает елию скрыпучей,
И с непогодою ревучей
Твой рев мятежный соглашен.

Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединяй протяжный вой
С протяжным отзывом долины

Зачем с безумным ожиданьем
К тебе прислушиваюсь я?
Зачем трепещет грудь моя
Каким-то вещим трепетаньем?

Как очарованный, стою
Над дымной бездною твоею,
И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою.

Выяснение восприятия.

  • О чем это стихотворение? Какие мысли и чувства вызвало оно у вас?

Что вы можете рассказать о его поэтике, только ли о природе оно? На этот вопрос мы постараемся ответить в ходе урока. (Сначала произведение разбивается как бы на мелкие кусочки (как в мозаике), и каждый пристально рассматривается, затем они складываются в одно целое – и перед нами возникает целостная картина мира.)

Объявление целей урока.

  • Сегодня в нашей лингвистической мастерской мы постигнем тайны поэтического мастерства Евгения Баратынского, рассмотрим секреты его лирики, и, отталкиваясь от построфного лингвостилистического анализ текста, попытаемся выйти на его эмоционально-чувственное восприятие.

Беседа по первичному эмоциональному восприятию произведения.

— Какие мысли и чувства вызвало у вас это стих отворение? Что вы можете рассказать о его поэтике?

Аналитическая беседа, практическая работа с текстом.

  • Перечитайте первую строфу. О чем она?
    (Лирический герой обращается к водопаду с призывом шуметь, не умолкая.)
  • Удивляет ли это вас?
    (Да, обычно человек ждет от общения с природой успокоен ия.)
  • Что вам больше нравится: тишина, покой или неумолчный рев?
    (Конечно, ребята выбирают тишину, рассказывают о счастье, которое дарит умиротворенная природа.)
  • Обратите внимание на частотность слов, значение которых – шум.
    (Их 6: “шум” (2 раза), “не умолкай”, “соединяй”, “вой”, “с отзывом”. 3 из них – повелительная форма глагола. Поток шумит сам по себе, но желание лирического героя как бы вне объективных обстоятельств. Просьба усилена риторическими восклицаниями с обращениями – олицетворениями.)
  • Устно нарисуйте картину, встающую перед вашим взором.
    (Лирический герой должен стоять недалеко от водопада, но не внизу: он видит и долину. Скорее всего, он на уступе горы, водопад высокий, если он так мощно шумит. Это картина первозданной, дикой, необузданной природы, как в первое время творения Вселенной.)
  • А теперь все сказанное систематизируем с помощью таблицы, в которую занесем тему каждой строфы, зрительные образы и возникающие в связи с ними ассоциации.

Тема I строфы: картины первозданной природы.

Картинный план:

Партитура чувств: восторг, радость.

  • Перечитайте вторую строфу. Куда теперь обращен взор героя?
    (В долину: он видит старые ели, внизу бушует непогода.)
  • Чем интересна лексика строфы?
    (Это обилие устаревшей лексики, архаизмов и устаревших форм слов: аквилон, елию, сркыпучей, соглашен.)
  • Какова роль устаревшей лексики в этом произведении?
    (Учащиеся знакомы с двумя функциями этой лексики; она рисует обстановку исторически далекого времени (опричники, стольники и т.п.) в “Песне про купца Калашникова” или поэтически возвышает (очи, уста, чело). Но в данном стихотворении эти функции “не работают”. Вдумываясь в текст первой и второй строфы, ученики предлагают правильное решение: устаревшая лексика называет вечное, то, что было до человека и будет после него.)
  • Какое звучание кажется вам более выразительным: устаревшее “скрып” или современное “скрип”?
    (Выразительнее – устаревшее, оно точнее звуко- и живописует, и это еще одна причина употребления его здесь.)
  • Продолжим работу с таблицей:

Вторая строфа продолжает ту же тему – “Картины первозданной природы”.

Картинный план: “Рев мятежный”.

Партитура чувств: Ожидание, надежды.

  • Перечитайте третью строфу. Что теперь является предметом размышления автора?
    (Это состояние его души. Лирический герой в странном состоянии: ожидание его “безумно”, в этом ожидании он “трепещет”, дрожит. Трепетание это необычно, оно “вещее”. Значение этого слова требует комментария. Оно однокоренное со словом “ведать” – знать. Лирический герой что-то страстно хочет узнать.)
  • Заносим в таблицу основные параметры третьей строфы:

Тема: Состояние души лирического героя.

Картинный план: “Безумное ожидание” лирического героя.

Партитура чувств: Трепет, дрожь.

  • Перечитайте четвертую строфу. Узнал ли герой, что хотел?
    (Да, причем узнал от водопада. Он с водопадом на “ты”: “твоею”, “твою”. Водопад, как Друг, поведал герою свою тайну.)
  • Объясним значение слова “очарованный”.
    (Объясним значение слова “очарованный”. В этом контексте слово употреблено не в значении “пораженный красотою”, а – “заколдованный”. Не смея шевельнуться и страстно трепеща, герой стоит над бездной. И природа подсказала ему свою тайну, не проговоренную в стихотворении.)
  • Занесем в таблицу основные параметры четвертой строфы:

Тема: Состояние души лирического героя.

Картинный план: “ Сердцем разумею речь безглагольную ”.

Партитура чувств: Очарование.

  • Как вы понимаете выражение “сердцем разумею”, “речь безглагольную”?
    (Первое выражение – оксюморон, сочетание несочетаемого. Сердцем чувствуют, разумеют сознанием. Зачастую разум и сердце не в ладу. Но этот лирический герой познал разгадку тайны чувствами, сердцем. На краю неумолкающей бездны перед ним открылись новые горизонты понимания тайны жизни.)
  • Какие? Открывает ли их читателю пятая строфа?
    (При первом прочтении – нет; она – буквальное повторение 1 строфы, А на уровне поэтического приема – открывает, проговаривает.)
  • Определите тип рифмы по способу рифмовки.
    (Во всех “строфах”- кольцевая.)
  • А композиция стихотворения какова?
    (Тоже кольцевая, раз I и IV строфы одинаковы.)
  • Изобразите схемой движение темы каждой строфы, движение взора автора.
  • Что надо сделать со схемой, чтобы она соответствовала композиции стихотворения? (Завернуть в цилиндр, склеить I и V строфы. Вот теперь тайна, открывшаяся лирическому герою, прочитывается: природа вечна и бесконечна, вновь и вновь будут познавать эту тайну смертные, а природа была и будет, и мы должны суметь найти свое место в ней.)
  • В чем же просматривается философский смысл лирики поэта? (Для него понятие человек, природа, Вселенная – в одном ряду. Лирический герой настолько очарован тайной природы, тайнами мироздания, что может быть в эти минуты ему открывается смысл его существования на этой земле.)

Домашнее задание.

I группа: Запечатлеть своё зрительное восприятие мира в художественных образах.

II группа: Представить свое поэтическое восприятие мира, которое они должны выразить в словесных образах.

III группа: Подобрать отрывки из лирических произведений, которые перекликаются с этой темой.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ

В.Я.БРЮСОВА “ПЕРВЫЙ СНЕГ”

Это стихотворение учитель предлагает для анализа в XI классе при изучении поэтической программы символистов. В современных программах по литературе произведение В.Я.Брюсова “Первый снег” из книги стихов “Будни” предлагается учащимся VII класса в теме “Стихи о природе”. Семиклассники справляются с полным анализом стихотворения, при этом учитель не знакомит учащихся с трудными для них понятиями символизма. Во вступительном слове учитель обращает внимание ребят на время создания произведения и рассказывает, что на рубеже XIX – XX веков появились поэты, которые видели цель своего творчества в том, чтобы напомнить людям о их высшем предназначении, о Боге, о высоких духовных заповедях Христа. Содержание вступительного слова – рассказ о творческом пути поэта, его разносторонних литературных дарованиях. В XI классе учащиеся уже знакомы с программой символистов и с фактами жизни и творчества В.Я. Брюсова.

1. Выразительное чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником.

Серебро, огни и блестки —
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.

Это – область чьей-то грезы,
Это – призраки и сны
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым,
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,
Всемогущего игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!

2. Беседа по первоначальным эмоциональным впечатлениям.

  • Какие чувства и мысли вызвало у вас стихотворение? Что вы можете рассказать о художественном мастерстве поэта?

Ребята обычно рассказывают, что мир, преображенный первым снегом, вызвал восторг у лирического героя, который рано утром вышел из дома и поразился этому преображению. А поэтику стихотворения они обычно анализируют неполно.

3. Аналитическая беседа, практическая работа с текстом, заполнение таблицы.

  • Перечитайте 1 строфу. Какое чувство и как надо выразить? Определите тему этой строфы (все стихотворение – о первом снеге, но у каждой строфы есть свой предмет описания, поэтического размышления).

Если учащиеся затрудняются, просим вчитаться и определить, что чаще всего поэт показывает, на что в поэтическом мире стихотворения обращен его взор. И тогда ученики определяют: тема строфы – цвет поэтического мира (заносим в таблицу). Докажем это, определив частотность. Сосчитаем все значимые слова, а среди них – обозначающие цвет. Всего слов 11, 7 – носители цвета (серебро, огни, блестки, из серебра, в жемчугах, горят, черно-голые). Определим цветовую гамму. 6 из 7 обозначают сияние, сверкание. Им противостоит слово “черно-голые” (прием контраста). Определим, какая часть речи чаще всего обозначает цвет. 5 из 7 слов – существительные. Цвет же обычно обозначают прилагательные. Глагол “горят” выполняет тоже нетипичную для него функцию: обозначает не действие, а цвет. Почему? Ответ найдем в конце анализа стихотворения.

Просим нарисовать устную картину: “черно-голые” березки, ведь березы обычно белые. Однако их тонкие веточки – темно-коричневые, темным вечером они кажутся черными. Наутро эти веточки “в жемчугах горят”. Кто видел такое явление? На тонких веточках березы, до этого мокрых от осеннего дождя, образовалась тонкая корочка льда или налип снег. Такое кружево березы кажется сказочным, оно действительно сияет и светится в лучах солнца, вызывая восторг. В графу “Картинный план” вносим строчку “в жемчугах горят березки” и определяем “партитуру чувств” I строфы как мажор, радость, восторг.

Итак, 1 строфа рассказывает о цвете поэтического мира стихотворения (7 из 11 слов – очень много, это, несомненно, художественный прием. А ведь можно говорить о приеме, когда какое-то явление наблюдается больше 1 раза, здесь же – 63%). Таким образом, тему первой строфы можно определить как “Цвет поэтического мира”.

  • Перечитаем 2-ю строфу. Тема меняется. Что теперь в сфере внимания автора?

Если учащиеся затрудняются, предлагаем применить прием анализа частотности. Тогда они легко вычленяют слова-синонимы: грезы, призраки, сны, волшебство. Их 4 из 11. это тоже очень много. Вдумаемся в смысл выделенных слов. Подберем еще синонимы. Подбирают: мечты. А чем отличаются по значению слова в стихотворении Брюсова от значения слова мечта? – Мечтают о том, что может осуществиться, а лексика стихотворения называет несбывающееся, недостижимое.

  • Какую роль играют эти слова в стихотворении? (Поможет повтор слова “это”).

Это авторская оценка картины, которую видит лирический герой. Она так красива, что не может быть реальностью, она слишком прекрасна, чтобы поверить в то, что видишь.

Итак, если в 1 строфе автор рисует поэтический мир через его цвет, во 2 – дает ему оценку. Таким образом, тема 2-ой строфы – Нереальность поэтического мира. И в графу “Картинный план” мы вносим строчку из стихотворения “Это – призраки и сны”, определяя партитуру чувств как “мечтательность”, “иллюзорность”.

  • Перечитайте 3 строфу. Авторская мысль развивается и доходит до кульминации. Как?

Учащиеся 11 класса справляются с самостоятельным комментированием этой строфы, семиклассникам следует показать “секрет” поэтики.

  • Очень значима 2 строчка. Нарисуйте эту картину. В чем ее особенность?

Нужны очень “чистые” краски. Слово “лазурь” в “Толковом словаре” (попросим найти) объясняется через полный синоним – голубой. Однако это не стилистические синонимы. Что может быть лазурным и что – голубым? Возможно ли сочетание “лазурные стены, парты, платья”? Нет, они вызывают только смех несовместимостью понятий. Лазурными мы называем лишь море или небо, когда они спокойны, особенно чисты. Следовательно, этот эпитет – поэтически возвышающий. А белое на лазури – это колорит иконописи.

  • Найдите в 3 строфе слово, подсказывающее нам, что мы правильно поняли поэта.

Это слово “святым”. Автор выделяет его, ставя в конец строфы, подчеркивает великолепно звучащей аллитерацией “о-ол-л-н” в слове “полным”. Потренируемся в произнесении этой строчки.

Вообще использование приема аллитерации в этом стихотворении необычно. Звуковой фон в произведении создают шипящие и свистящие звуки. Создается эффект звучания едва уловимого эха шагов, хруст снега; мы словно слышим все ночные шорохи и звуки. Лирический герой поднимается над землей, он лишь касается ее ногами – так трепетно хранит он тишину этого необыкновенного мира, словно боится, что резкий звук может разрушить его. Использование однородных членов предложения создает иллюзию все ускоряющихся шагов, сбившегося дыхания. Герой задыхается от нахлынувших на него чувств.

Итак, в 3 строфе автор называет картину мира, преображенного первым снегом, святой. И развивает эту оценку: не только жизнь природы, но и жизнь людей полна святым. Таким образом, тема 3 строфы – “святость” преображенной картины мира; картинный план – “На лазури белый дым”; партитура чувств – святость, преклонение.

  • Перечитайте 4 строфу; Какие мысли она у вас вызвала?

Ребята должны увидеть (и видят!) подтверждение, усиление 3 строфы. Поэт оценивает мир как игру Всемогущего, т. е- Бога. На рубеже веков главная мечта каждого христианина – мечта о рае. Вот Всемогущий и поиграл с людьми (недолго, ведь первый снег скоро растает), создал на Земле образ Рая: “Посмотрите на него, вспомните о нем, мечтайте и будьте достойны его – он слишком прекрасен”.

  • Обратите внимание на первое и последнее слово в стихотворении. Это одно слово – “серебро”. У стихотворения кольцевая композиция, здесь она – выражение гармонии.

Еще одну поразительную особенность стихотворения можно показать ребятам.

  • Правомерна ли такая тема сочинения: “Рай в 1998 году” или в любом другом? Такое выражение вызывает смех, и ребята рассказывают, что в сознании людей Рай совершенен, поэтому статичен, не требует динамики.
  • Как это выразил автор в стихотворении?

Если ученики затрудняются, просим определить, какая часть речи преобладает в произведении. Это существительное: 40 слов из 53 самостоятельных частей речи. Глагол же (он обычно передает действие, динамику),- но и он обозначает цвет. Дополнительная поэтическая функция имен существительных в этом стихотворении – передать статичность мира, мира, совершенного в своей красоте. Вот теперь тайна, открывшаяся лирическому герою, прочитывается: природа вечна и бесконечна, вновь и вновь будут познавать эту тайну смертные, а природа была и будет, и мы должны суметь найти свое место в ней.

Учащиеся определяют тему 4 строфы (Мир как игра Всемогущего), картинный план (“Всемогущего игра”), партитуру чувств (мечтательность, радость).

В XI классе напоминаем (или спрашиваем) основную функцию образа в поэтике символов: его задача – соединить земную реальность с божественной небесной ипостасью, напомнить читателю в его цели на земле. Стихотворение В.Я.Брюсова прекрасно справляется с этой задачей, его можно назвать программным.

4. Упражнения в выразительном чтении стихотворения (обычно ребята уже за урок его выучили и с удовольствием читают).

5. В заключении учащимся предлагается поразмышлять над вопросом: Как оба эпиграфа соотносятся с темой нашего урока?

I эпиграф: Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю.

II эпиграф: Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть
свобода,
В ней есть любовь, в ней есть
язык… (Ф.И. Тютчев)

Учащиеся рассуждают о том, что это стихотворение не только о природе, но и о человеке, о его высшем предназначении на Земле.

Таблица, которая заполняется на уроке:

На дом (на выбор).

  1. Выучить стихотворение и дать его интерпретацию.
  2. Найти произведения, созвучные с данным по построению, поэтической мысли.
  3. Создать картинку-пейзаж как иллюстрацию к стихотворению, подобрав материал и технику (правомернее остальных – аппликация из фольги). Это задание в VII классе можно выполнять на уроках ИЗО.
  4. Подобрать и исполнить (или сочинить) музыкальное произведение, соотносимое по настроению со стихотворением.
  5. Создать авторский текст на тему, созвучную теме стихотворения В. Я. Брюсова.

В заключение, чтобы доказать, что детям в процессе подобного изучения открываются глубины текста, приводится отрывок из творческой работы слабоуспевающей ученицы.

Пусть будет вечною земля
Среди планет близких и дальних.
Все человечество не зря
Стремится слиться с ее тайной,

Чтоб поколениям передать
Ее бескрайние просторы.
|Нас будут вечно вдохновлять
Ее леса, моря и горы.

Источник

Оцените статью