Что такое обогащение чувственного опыта

Обогащение сенсорного опыта детей перед пересказом художественного произведения

Шихова Ирина Викторовна
Обогащение сенсорного опыта детей перед пересказом художественного произведения

Сенсорноеразвитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т,д.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ОНР отличается качественным своеобразием. У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен — снижен его темп, сужен объём, нарушена точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно- двигательного). Затруднена ориентировочно- исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предмета.Например: ребенок называя основные цвета затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков, не использует слова обозначающие величины, а пользуется только словами «большой- маленький».

Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование образов представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных и составных частей предмета и определении его в пространстве. Это говорит о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с ОНР данная психическая функция отстает от нормы и характеризуется недостаточной сформированостью целостного образа предмета. Эти дети воспринимают образ предмета с определенными трудностями. Они не уверенны в правильности ответа, у них наблюдаются ошибки в узнавании предмета, долго вспоминают название предмета, т. к. развитие словаря значительно отстает от нормы.

Восприятие и речь взаимообусловлены: константность и обобщенность восприятия с одной стороны и подвижность зрительных образов с другой формируются и развиваются под влиянием слова, а слово возникает и уточняется на основе всей чувственной сферы.Например: если опираться только на слуховое восприятие, то зрительный образ предмета у ребенка не формируется. Поэтому перед обучением детей пересказу худ-го произведения целесообразно внести предметы и объекты, о которых идет речь в рассказе, для обследования их детьми, включая всю анализаторную систему с обязательной работой над обогащением и активизацией словаря.

Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие ребенка-это важный этап развития ребенка в целом. У детей с ОНР развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и протекает неравномерно, тем самым нарушается формирование представление о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина). Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию детей особенно с нарушениями речи.

Значение сенсорного опыта детей с ОНР

В раннем возрасте малышу нужно изучить предмет: трогать руками, сжимать, гладить, т. е. совершать какие-то действия с ним, чтобы получить как можно больше естественных знаний. У ребенка должна реализоваться одна из главных способностей этого возраста- эмпирическое, т,е чувственное познание мира.

У человека познание мира происходитпо следующему принципу: из зрительной области коры головного мозга импульсы поступают в центр узнавания предметов, а далее в речевой центр, человек не только узнает предмет, но называет его.

Воспринимаемую информацию, объединенную (интегрированную) на различных уровнях нервной системы, кора формирует в образ. Парциальное поступление информации способствует формированию целого образа. Если у человека недостаточно сенсорного опыта, то целостность восприятия нарушена.

Обогащение словаря детей с нарушением слуха на прогулке (из личного опыта) Роль знакомства детей с природой во всестороннем развитии и в особенности обогащении словаря очень велика. Перед воспитателем стоит важная.

«Пересказ художественного произведения, как осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи» Цель: совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах» Задачи: Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую.

Конспект занятия по чтению художественного произведения братьев Гримм «Король Дроздобород» для старших дошкольников Подготовительный этап: На прогулке: Предварительная беседа : на прогулке к ребятам приходит Незнайка и начинает всех дразнить (Машка-замарашка,.

Конспект занятия по чтению художественного произведения Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди» для старших дошкольников Подготовительный этап Ход занятия: ребята, послушайте стихотворение М. Садовского Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом.

Конспекты занятий по чтению художественного произведения Г.-Х. Андерсена «Русалочка» для детей старшего дошкольного возраста Подготовительный этап Подготовительная беседа: ребята, давайте вспомним из кого состоит семья? (мама, папа, дети). А кем еще являются наши.

Занятие-беседа по чтению художественного произведения К. И. Чуковского «Федорино горе» для старших дошкольников Беседа: ребята, как вы понимаете такую пословицу: «Горе тому, у кого беспорядки в дому»? А что такое беспорядок? Откуда он возникает? Как.

Обогащение чувственного опыта детей с нарушением зрения Вопросами обучения детей с отклонениями в психофизическом развитии занимается специальная дидактика, одним их принципов которой является.

Открытый урок «Роль штрихов в раскрытии художественного образа музыкального произведения» Роль штрихов в раскрытии художественного образа музыкального произведения. Формирование представлений учащегося о различных видах штрихов.

Пересказ художественного произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа» с использованием сюжетных картинок Цель: Развитие связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок. Задачи: Закрепить умение составления.

Предварительная работа перед пересказом Всем известно, что без полноценной предварительной работы процесс актуализации словаря, а тем более пересказа художественного произведения.

Источник

Обогащение чувственного опыта у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством комплексных коррекционно-развивающих занятий.
учебно-методический материал на тему

В статье описаны методы и приемы развития сенсомоторной сферы у детей с ОВЗ посредством комплексных занятий.

Скачать:

Вложение Размер
statya.doc 37.5 КБ

Предварительный просмотр:

“Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрения, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”

Сенсорное развитие направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности и служит основой познания мира. Первой его ступенью является чувственный опыт. Детям с выраженными нарушениями интеллекта присущи грубые нарушения всех сторон психической деятельности в целом, а особенно — в сенсорном развитии. Слабая активность, моторная недостаточность, обедненность чувственного опыта, почти полное отсутствие предметно-игровых действий у такого ребенка приводят к бедности восприятия поступающей информации.

Исследования таких учёных как Е. Ф. Войлокова, О. П. Гаврилушкина, А. А. Еремина, А. А. Катаева, Ю. Т. Матасов, И Г. Радышева, Е. А. Стребелева, Г. В. Цикото обнаружили у этих детей значительные отклонения в области чувственного познания. Хотя они чаще, чем нормально развивающиеся дети, страдают аномалиями органов чувств, большинство из них имеет сохранные анализаторы. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств — у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы и т. п. Но это лишь предпосылки для того, чтобы ребенок научился воспринимать все богатство окружающего мира. Но ведь для формирования у ребенка полноценной картины окружающей действительности необходимо не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать?

Характерной чертой недоразвития сенсорных функций у подавляющего большинства этих детей являются не органические повреждения анализаторов, а патологическое неумение пользоваться своими органами чувств, их неполноценное использование (Г. В. Цикото). Так как у умственно отсталых детей познавательная активность крайне снижена, следовательно, и чувственный опыт не может быть приобретен самостоятельно, как это часто происходит у нормально развивающихся детей. Для того чтобы развитие восприятия и наглядных представлений об окружающем мире проходило полноценно, необходимо вести целенаправленную коррекционно – развивающую работу по их формированию и развитию.

Объективно необходимой становится сенсорная стимуляция. Она осуществляется на основе обеспечения действия всех сенсорных систем. Педагог должен создать условия для того, чтобы были задействованы слух, зрение, обоняние, и другие анализаторы. Это может быть достигнуто, если ребенок будет побуждаться к ощупыванию, рассматриванию, прислушиванию и закреплению полученного результата в различных видах деятельности.

Специалисты нашего Красно-Дубравского детского дома-интерната уделяют большое внимание в своей работе комплексным занятиям, так как это наиболее эффективное и продуктивное направление в развитии и коррекции познавательных процессов и в формировании и обогащении чувственного опыта тяжело умственно отсталых детей.

Предметность мышления умственно отсталых детей, необходимость использовать все пять чувств, которые вбирают информацию извне, опора на наглядно – действенное мышление как на базу для дальнейшего перехода к наглядно – образному, обучение в игровой форме, частая смена различных видов деятельности, а также индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его особенности, легли в основу комплексных занятий.

Знакомя детей с окружающей действительностью, мы стараемся обогатить чувственный опыт ребенка — научить его быть внимательным к тому, что его окружает, и правильно воспринимать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания — ощущений, восприятий, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, мы можем создать чувственную основу для слова и подготовить ребенка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен). Закрепление образов восприятия в слове дает большие возможности и для развития памяти ребенка.

В структуре комплексных занятий широко используются объекты неживой природы. Игры с водой, песком, со снегом – это одна из форм естественной деятельности ребенка в природной среде. Такой подход к играм позволяет детям не просто определить цвет, форму, размер, упругость, запах, вес объектов, но и запечатлеть их на уровне чувственной памяти. Информация усваивается на основе межанализаторных связей, что делает опыт ребенка более полным, достоверным, прочным.

Подводя итоги, можно сказать, что:

1. Занятия на основе комплексного подхода способствуют формированию у детей целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

2. У детей формируется стойкий познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность;

3. Переход от одного вида деятельности к другому позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс;

4. Занятия на основе комплексного подхода способствуют снятию напряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

5. Комплексные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений и доброжелательности.

Список используемой литературы.

1.Боровская И.К. Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: пособие для педагогов / И. К. Боровская и др.; под ред. Т. В. Лисовской. — Мн.: НИО, 2007. — 216 с.

2.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 208 с.

3.Коррекционно – развивающие обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя – дефектолога / Е. А. Стребелева. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 256.: ил. – (Коррекционная педагогика).

4.Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.

5.Хомякова Е. Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 128 с., илл.

Источник

Обогащение сенсорного опыта у детей с нарушением зрения при ознакомлении с природой

Татьяна Погорелова
Обогащение сенсорного опыта у детей с нарушением зрения при ознакомлении с природой

В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные отклонения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением!

Нарушения зрения, такие как детская слепота или слабовидение являются весьма широко распространенными причинами инвалидности в детском возрасте. Несмотря на достигнутые в мире значительные успехи в борьбе с этим недугом, число детей, страдающих нарушениями зрения, практически не снижается. Более того, статистика последних лет свидетельствует об увеличении числа детей с врожденными дефектами зрения и малозаметном снижении числа детей с приобретенными нарушениями зрения.

Сенсорный опыт очень важен для любого человека, всю информацию из окружающего мира мы получаем через анализаторы, в первую очередь, через зрительный. Так через зрительный канал в мозг человека из внешней среды поступает более 80% всей информации. Это помогает нам жить и ориентироваться в окружающей нас действительности. А для ребенка с нарушением зрения сенсорный опыт необходим вдвойне, так как получить информацию через зрение ему удаётся не в полном объеме и требуется компенсация других органов чувств, неблагоприятно отражается на психосоматическом развитии детей полная врожденная слепота ребенка.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Все сенсорные процессы непрерывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз. С помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость, шероховатость и т. д. Звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущения и восприятия — непосредственное, чувственное познание действительности.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной мере зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Важно научить ребенка точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.). Исследования психологов и педагогов показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисование, конструирование, лепка и др., полноценного усвоения знаний и навыков.

В первые годы жизни (до 3лет) ребенок получает огромное количество разнообразных впечатлений из окружающего мира. Он различает цвета, формы, величины. Однако не все эти свойства и далеко не во всех случаях привлекают его внимание. Известно, что восприятие детей раннего возраста очень неустойчиво, чаще всего в предмете они выделяют какое-либо одно наиболее бросающееся в глаза свойство, вовсе не замечая других свойств. В этот период нет необходимости вырабатывать у детей представления о каких-либо отдельных разновидностях формы или цвета.

Переходя от раннего к дошкольному возрасту (3—7 лет, дети при соответствующем обучении начинают овладевать некоторыми видами специфически человеческой продуктивной деятельности, направленной не только на использование уже имеющихся, но и на создание новых объектов (простейшие виды ручного труда, конструирование, рисование, лепка и т. д.). Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия детей. При ознакомлении с цветами спектра и, особенно, с их оттенками большое значение имеет самостоятельное получение их детьми (при разведении красок). Обучение применению представлений о цветах при восприятии цвета предметов предполагает, прежде всего, выработку умений группировать предметы, различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет.

В ознакомлении с геометрическими формами и их разновидностями существенную роль играет обучение детей приему обведения контура с прослеживанием взглядом движения руки. Глубокое восприятие формы предполагает умение «раздробить» предмет на отдельные элементы и определить соотношение элементом между собой.

Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. Особенность представлений об отношениях предметов по величине состоит в определении на глаз тонких количественных различий между сопоставляемыми предметами и отношений между ними, т. е. развитие зрительной оценки пропорций.

Особенно остро сегодня стал вопрос о сохранении зрения. Увеличилось число детей с ранней близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом и косоглазием. Согласно данным – около 30% детей в России страдают патологией зрения (из них до 7 лет – 10%, после 7 лет – 30%).

Практика показывает, что снижение остроты зрения ограничивает процесс познания окружающего мира. Формирование целостного и полного восприятия окружающего мира является важной задачей в развитии познавательной деятельности детей с нарушением зрения, с одной стороны. С другой стороны, зная зрительные возможности детей, педагоги могут целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условии в процессе воспитания и обучения детей для закрепления результатов лечебно-восстановительной работы.

Знакомство с окружающим миром детей с нарушением зрения и речи имеет неоценимое коррекционное воздействие на развитие ребенка. Педагог учит детей сознательно использовать в восприятии предметов и явлений окружающего мира сохранные анализаторные системы и остаточные зрительные функции.

Необходимо изучать предметы окружающего мира с опорой на полисенсорную основу, которая обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи остаточного зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, в парке малыши учатся различать окраску листвы. Картина осеннего леса, парка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев; учит определять запахи грибов, зелени. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируется эстетические чувства. Таким образом, сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности. Сенсорная культура имеет большое значение для экологического воспитания слабовидящих детей. Умение различать цвета, формы, сочетания форм и цветов дает возможность увидеть и воспринять окружающий мир во всем его многообразии, красочности, объемности. Высота и тембр звуков дает возможность лучше воспринимать окружающий мир, получать удовольствие от слушания пения птиц, бушующего водопада, рычания льва, трели соловья или стрекотания кузнечика.

Экологическое воспитание является из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.

Таким образом, существует необходимость экологического воспитания. Но как познакомить слабовидящего ребенка с объектами природы, если известно, что большую часть информации человек получает посредством зрения? Ознакомление с природой слабовидящих дошкольников будет эффективнее, если воздействовать на сохранные анализаторные системы и остаточные зрительные функции.

У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о природе, природных явлениях. Чтобы занятия проходили интересно и продуктивно, в гости приходит Лесовичок, который знакомит с экологическими объектами и явлениями, рассказывает об экологических ситуациях и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуаций, птицы (звери, насекомые) приносят задания, письма, посылки с заданиями, помогающие закрепить знания и умения детей, а также просьбы о помощи (покормить птиц зимой или спасти насекомых, помочь растениям и т. д.).

В задачу педагога входит научить детей наблюдать за окружающими их объектами и явлениями, используя не только нарушенное зрение, но и все сохранные анализаторы. Как пример, приведу этапы работы над формированием представлений о птицах. Началом работы могут служить наблюдение за птицами на территории детского сада. Педагог обращает внимание детей на то, как различать крики птиц;наблюдать за поведением птиц: как летают, передвигаются по земле, клюют корм и т. п. На коррекционных занятиях используем игрушки, которые передают характерные признаки птиц. После тщательного обследования этих игрушек дети с ними играют, составляют описательные загадки, придумывают сказки, рассказы. Картинки к занятиям подбираются не только с учетом общих требований, предъявляемых к иллюстративному материалу для работы с дошкольниками, имеющими нарушение зрения, но и дифференцирование- с учетом степени выраженности зрительной патологии. Например, слабовидящим (без нарушения поля зрения) предлагаются крупные, яркие изображения, на контрастном фоне, с четко выраженными (наиболее характерными) деталями изображенной птицы; детям с амблиопией- изображения птиц, выполненные в определенной цветовой гамме, с деталями определенного размера, рассматривание которых способствует тренировке амблиопичного глаза.

Дети рассказывают о своих впечатлениях. Вопросы педагога помогают им составить связный,логичный рассказ: дети учатся внимательно слушать педагога и друг друга, дополнять рассказы своих товарищей. Удачным приемом было использование на занятиях игровых моментов, когда дети на основе своих наблюдений за птицами изображали их в различных ситуациях и позах. На подобных коррекционных занятиях не только решаются задачи развития познавательных возможностей детей и формирования у них компенсаторных способов восприятия окружающего, но и создается положительный эмоциональный настрой. Этому в значительной степени способствует то. что дети активно взаимодействуют друг с другом и с педагогом. Кроме того, они являются не только наблюдателями объектов и явлений, но и непосредственными участниками практических действий с ними, что дает им возможность чувствовать себя уверенно и комфортно.

Теоретические знания прикрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием, а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ОУ.

Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специального организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы,где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.

Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки эко-сказок, разыгрывание экологических ситуаций.

Знакомство с природой слабовидящих детей с помощью сенсорного развития проходит в интегрированных образовательных областях по музыкальному образованию, по физическому воспитанию, по развитию речи совместно с педагогами физической культуры, музыки, логопедом.

Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и плакатов на экологические темы.

Важное значение имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей – один из самых основных факторов успешного экологического воспитания у детей. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут подчеркнуть все воспитательные меры.

Работа с родителями слабовидящих детей по сенсорному взаимодействию в ознакомлении с природойвключает в следующие мероприятия:

– изготовление стендов и наглядной информации;

– заочные и очные консультации;– тематические родительские собрания;

– совместная детско-родительская досуговая деятельность.

Коррекционная работа, проводимая с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, с учетом их особенностей восприятия окружающего мира и потенциальных возможностей каждой категории детей, помогает достигнуть хороших результатов в их воспитании и обучении, создает основу социальной адаптации, подготовки детей к жизни в современном обществе.

Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх-занятиях со строительным материалом «Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом» «Тема обобщенного педагогического опыта».

Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы) Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 года жизни с природой» Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 года жизни с природой и изобразительно — прикладной деятельностью».

Фотоотчёт о проекте «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой» Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладной деятельностью».

Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и ИПИ» Часть 10. 17 марта – Герасим – грачевник. Март – наследник февраля; весну встречает, с зимой борется. Март неверен, капризен: то плачет,.

Фотоотчёт «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет с природой и изобразительно-прикладным искусством» Фотоотчёт о реализации проекта на тему: «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно – прикладным.

Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство — это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Источник

Читайте также:  Напишите какие у вас возникают чувства когда вы возвращаетесь домой после долгого отсутствия
Оцените статью