20.3. Коммуникативные эмоции
Веселье определяют как беззаботно-радостное настроение, которое выражается в склонности к забав, смеха. Однако не каждая забава вызывает эмоцию веселья. Забавой может быть и серьезная игра (например, в шахматы) и в целом будь-какое интересное занятие. Когда же говорят о веселье, то имеют в виду особый вид забавы, связанный с шутками, самодурством, глупыми выходками, несерьезной поведением. Такое поведение связано с юмором, то есть добродушно-насмешливым отношением к кому или чему.
Веселое настроение выражается, помимо упоминавшегося смеха, в общем волнении, которое предопределяет крики, хлопанье в ладоши, бесцельные движения.
Смущение. Смущение (состояние застенчивости) определяют как ощущение неудобства. У маленьких детей смущение возникает без видимой на то причины, при обращении к ним незнакомых людей. Дети отворачиваются, прячутся в юбку матери. Характерным для смущения считается наличие легкой улыбки, которая пробегает по лицу человека. У взрослых смущение может повлечь как неудача в каком-нибудь деле, так и успех.
Типы смущения. Исследователи смущения выделили различные ее проявления. К. Изард различает два типа смущения — социальную и личностную. Первая связана с обеспокоенностью человека тем, какое впечатление она производит на людей, насколько она сможет соответствовать их ожиданиям. При втором типе основной проблемой является субъективное чувство дискомфорта, непосредственное переживание смущения. Такое распределение является несколько искусственным: ведь первое не исключает второе.
Тревога может выражаться в смятении, в панической растерянности.
Стыд. Одним из проявлений смущения позор. Стыд — это сильное смущение от сознания осуществления нехорошего поступка или попадания в унизительную ситуацию, в результате чего человек чувствует себя опозоренным, обесчещенным. Стыд — это унизительное переживания или, как пишет С. Томкинс, внутренняя болезненность, болезнь души.
Феноменология стыда. При стыде вся сознание человека сфокусирована на этом чувстве или положении (ситуации), в которой она оказалась. Ей кажется, что все скрываемое от посторонних глаз, неожиданно оказалось выставленным на всеобщее обозрение, и она стала беззащитной, беспомощной. Человеку кажется, что она оказалась объектом презрения и насмешек. От этого человек, как писал Ч. Дарвин, теряет присутствие духа, говорит бессмысленные вещи, заикается, делает гримасы, становится неуклюжим.
Внешним выражением стыда может быть опускание головы и век (иногда глаза совсем закрыты, а иногда «бегают из стороны в сторону» или часто моргают).
Типичным выражением стыда Ч. Дарвин считал покраснение лица, однако многие из людей, испытывая стыд, не краснеют. Очевидно, имеет значение индивидуальная вегетативная реакция, преобладание симпатического и парасимпатического реагирования. Кроме того, показано, что у детей и подростков покраснение наблюдается чаще, чем у взрослых. Очевидно, это связано с тем, что с возрастом человек учится контролировать выражение своих эмоций.
Кроме покраснение лица, переживания стыда сопровождают и другие вегетативные изменения. Люди, которые пережили его, отмечают, что в них учащается пульс, происходят перебои дыхание, специфические ощущения в животе.
Порог эмоции стыда предопределяет то, насколько чувствительна человек в отношении к себе и к мысли о себе со стороны окружающих людей.
СТЫД может иметь следующие причины:
- осознание допущенной ошибки при встрече с незнакомым человеком: многим приходилось переживать ситуации, когда увидев на улице человека, мы узнаем в ней знакомого и здороваемся с ней, но потом неожиданно понимаем, что ошиблись;
- критика, презрение, насмешки со стороны других или себя самого;
- осознание того, что высказанное или сделанное является неуместным, неправильным или неприличным в данной ситуации;
- чрезмерная или неуместна похвала;
- обман раскрыт;
- грязные, безнравственные мысли;
- переживания за дорогу и любимого человека, которая попала в неудобную для нее ситуацию. Родители, например, могут испытывать стыд за поступок собственного ребенка;
- неспособность человека действовать в той или иной ситуации, невыполнении обещания и обязательства;
- негативное представление о некую свою особенность (полнота, длинный нос), что привлекает внимание других; при этом негативное представление об один недостаток легко генералізуються к представление о своей личности в целом.
Вина как отражение совести. Вина является сложным психологическим феноменом, тесно связанным с таким моральным качеством, как совесть.
Совести много страниц посвятили философы, поскольку она является категорией этики. Они характеризуют ее как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить оценку сделанных поступков. Итак, совесть в этике является выражением морального самосознания личности, как внутренний судья.
О.Г. Ковалев рассматривает как совесть эмоционально-оценочное отношение личности к собственным поступкам.
Причиной для переживания стыда могут стать поступки, которые не вступают в противоречие с моральными, этическими и религиозными нормами. Д. Осьюбел такой вид стыда назвал «неморальным стыдом». «Моральный стыд», за этим автором, возникает, когда другие люди осуждают вину с позиций нравственности. При этом совсем необязательно самому придерживаться такого же мнения о своем поступке. Осьюбел считает, что в основе стыда лежит осуждение, что идет извне, причем он может быть как реальным, так и воображаемым.
В противовес стыда, вина не зависит от реального или предполагаемого отношение окружающих к вины. Переживания вины вызвано самоосудом, его сопровождает раскаяние и снижение самооценки.
Д. Осьюбел выдвинул три предпосылки развития эмоции вины:
- принятие общих моральных ценностей;
- их интернализация;
- способность к самокритике, развита настолько, чтобы воспринимать противоречия между інтерналізованими ценностями и реальным поведением.
Презрение. Презрение является специфическим проявлением враждебности, когда один человек испытывает не просто сразу к другой, но выражает ее в действиях, полных сарказма (злой иронии) или ненависти.
На взгляд Є.П. Ильина, презрение — это социальная отвращение к человеку, который совершил недостойный поступок. Спецификой этой эмоции является то, что, возникнув ситуативно, она не исчезает при окончании ситуации, которая ее спровоцировала, а переходит в устойчивое негативное отношение к данному человеку, то есть в чувство.
Поскольку презрение является сложным по гамме переживанием, то мимика человека не сводится ни к экспрессии отвращения, ни к экспрессии гнева. Это комплексное пантомимическое выражение. Выражая презрение, человек выпрямляется, немного отбрасывает голову назад и смотрит на объект презрения вроде бы сверху вниз. Брови и верхняя губа немного подняты или уголки губ сжатые. Презрение может выражаться также «презрительной» улыбкой. Эмоцию презрения, по сравнению с гневом и отвращением, характеризует низкий уровень физиологического возбуждения. Это «холодная» эмоция, которую сопровождают крайне незначительные изменения вегетатики. Процесс общения с человеком, которого презирают, приобретает черты надменности, а не просто снисхождения.
Источник
Коммуникативные эмоции
Веселье
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова веселье определяется как беззаботно-радостное настроение, выражающееся в склонности к забавам, смеху. Однако не всякая забава вызывает эмоцию веселья. Забавой может быть и серьезная игра (например, в шахматы) и вообще любое интересное времяпрепровождение. Когда же говорят о веселье, то имеют в виду особый вид забавы, связанный с шутками, дурачеством, т. е. со странными, озорными, глупыми выходками, несерьезным поведением. Такое поведение связано с юмором, т. е. беззлобно-насмешливым отношением к кому- или чему-нибудь.
Часто веселье и смех возникают по пустяковым поводам, например когда ребенку показывают «козу» и он ожидает щекотку. Веселье и смех могут доходить до величины аффекта, проявляясь в гомерическом хохоте, получившим название от имени творца «Одиссеи» и «Иллиады», и означающим нечто необычайной силы, подобно героям Гомера Реакция веселья может появиться у человека в состоянии алкогольного опьянения и в начальной стадии наркоза.
Веселое настроение выражается, кроме упоминавшегося смеха, в общем возбуждении, приводящем к восклицаниям, хлопанью в ладоши, бесцельным движениям.
Смущение
Сущность понятия.Смущение (состояние застенчивости) определяют как замешательство, ощущение неловкости. У маленьких детей смущение возникает без видимой причины, при обращении к ним незнакомых людей. Дети отворачиваются, пря-
Источник
Коммуникативные эмоции. Веселье — беззаботно-радостное настроение, выражающееся в склонности к забавам, смеху, шутками, дурачеством
Веселье
Веселье — беззаботно-радостное настроение, выражающееся в склонности к забавам, смеху, шутками, дурачеством, т. е. со странными, озорными, глупыми выходками, несерьезным поведением Часто веселье и смех возникают по пустяковым поводам, например когда ребенку показывают «козу» и он ожидает щекотку. Веселье и смех могут доходить до величины аффекта, проявляясь в гомерическом хохоте, получившим название от имени творца «Одиссеи» и «Иллиады», и означающим нечто необычайной силы, подобно героям Гомера Реакция веселья может появиться у человека в состоянии алкогольного опьянения и в начальной стадии наркоза.
Веселое настроение выражается, кроме упоминавшегося смеха, в общем возбуждении, приводящем к восклицаниям, хлопанью в ладоши, бесцельным движениям.
Смущение
Смущение (состояние застенчивости) определяют как замешательство, ощущение неловкости. У маленьких детей смущение возникает, напр., при обращении к ним незнакомых людей. Дети отворачиваются, прячутся в юбке матери. При этом некоторые из них украдкой посматривают на смутившего их человека. Характерным для смущения считается наличие легкой улыбки, пробегающей по лицу человека. В обыденной речи говорят «человек сконфузился».
Смущение стало предметом систематических исследований сравнительно недавно. Показано, что самая большая степень смущения наблюдается тогда, когда человек терпит неудачу в группе. При неуспехе в одиночной ситуации смущение бывает выражено слабо вследствие предполагаемого отсутствия других (Modigliani, 1971). Хотя смущение является эмоцией общения, связи между застенчивостью и общительностью либо не существует, либо она очень слабая (Crozier, 1986).
Переживание смущения часто протекает на фоне, с одной стороны, интереса к людям, а с другой стороны, страха перед социальным взаимодействием. Поэтому Э. Шостром называет стеснительность странной эмоцией, которая обозначает одновременно тенденцию к созданию контакта и избеганию его.
Легкость возникновения смущения характеризует эмоциональное свойство личности, называемое застенчивостью (об эмоциональных свойствах личности — — — — позже).
— смятение — высокой интенсивности называют смущения, паническая растерянность;
Стыд
Аристотель: стыд, ощущаемый нами в присутствии других людей, соразмеряется с тем уважением, которое мы имеем к их мнению. Спиноза понимал стыд как печаль, сопровождаемую представлением о своем действии, которое подлежит осуждению со стороны других. Но и Аристотель, и Спиноза, как отмечает К. Д. Ушинский (1974), не отличали стыд от раскаяния, а между тем, считает он, различия между ними весьма существенные. По этому поводу он пишет: «Раскаиваться мы можем и тогда, когда уверены, что никто не узнает о нашем поступке, и не имея в виду мнения других людей; стыд же при таком условии невозможен. Чувство стыда побуждает человека скрывать свой поступок, а чувство раскаяния побуждает открыть его» (с. 409).
К. Изард (2000) пишет, что стыд — это осознание собственной неумелости, непригодности или неадекватности в некой ситуации или при исполнении некоего задания, сопровождаемое негативным переживанием — огорчением, беспокойством или тревогой. Это определение стыда скорее неправильно. Осознание собственной неумелости — это лишь повод для возникновения эмоции стыда, а не сам стыд, а основное негативное переживание при стыде — не огорчение и не беспокойство, а смущение. Не забив гол из трудного положения, футболист не испытывает стыда, но огорчается. Стыд у него может появиться в том случае, если он не попадет в пустые ворота с близкого расстояния, что сумел бы сделать и новичок в футболе.
Стыд — это сильное смущение от сознания совершения предосудительного поступка или попадания в унизительную ситуацию, в результате чего человек чувствует себя опозоренным, обесчещенным.
Феноменология стыда.При стыде все сознание человека сфокусировано на этом чувстве или положении (ситуации), в котором он оказался. Ему кажется, что все то, что он скрывал от посторонних глаз, неожиданно оказалось выставленным на всеобщее обозрение, и он оказался нагим, беззащитным, беспомощным. Человеку кажется, что он стал объектом презрения и насмешек. От этого человек теряет присутствие духа, говорит нелепые вещи, заикается, теряет самоконтроль, а это вызывает отчаяние или гнев, которые иногда сопровождаются слезами.
Внешним выражением стыда может быть:
— опускание головы и век (иногда глаза совсем закрыты, а иногда «бегают из стороны в сторону» или часто мигают;
— отведение взгляда (а если человек этого не делает, то в народе говорят «бесстыжие глаза»);
— отворачивание лица в сторону.
— покраснение лица, но многие люди, испытывая стыд, не краснеют, т.к. имеет значение особенности вегетативной системы
— учащается пульс, перебои дыхания, специфические ощущения в животе.
1. Критика, презрение, насмешка со стороны других или себя самого.
2. Осознание того, что высказанное или совершенное неуместно, неправильно или неприлично в данной ситуации.
3. Раскрытый обман.
4. Грязные, аморальные мысли.
5. Переживание за дорогого и любимого человека, попавшего в неловкую для него ситуацию или совершившего проступок. Родители, например, могут испытывать стыд за поступок своего ребенка.
6. Несостоятельность человека в той или иной ситуации, невыполненные обещания и обязательства.
7. Негативное представление о какой-то своей особенности (полноте, длинном носе, оттопыренных ушах), привлекшей внимание других; при этом негативное представление об одной черте легко генерализуется до представления о своей личности в целом.
Появление стыда в онтогенезе. Вопрос об онтогенезе стыда остается белым пятном. Переживание стыда не может появиться раньше, чем начнет формироваться образ «я» и представления о морали. Взять хотя бы такой факт в познании друг друга мальчиками и девочками как исследование половых органов у представителей противоположного пола: четырех-пятилетние дети охотно демонстрируют их друг другу, не испытывая при этом никакого стыда. Да и поведение взрослых нудистов тоже свидетельствует, что порог стыда устанавливается конкретным сообществом людей, т. е. социальными нормами поведения.
Роль стыда.Стыд выполняет некоторые жизненно важные функции:
— делает человека восприимчивым к эмоциям и оценкам окружающих
— убеждает членов коллектива, что данный человек восприимчив к критике
— способствует развитию и поддержанию конформности по отношению к групповым нормам
— действует как ограничитель эгоцентризма и эгоизма человека.
— играет важную роль в половой жизни, напр., эмоция стыда заставляет искать уединения для сексуальных отношений, что способствует укреплению социального порядка и гармонии
— стыд усиливает самокритику, заставляет осознавать свои внутренние противоречия, что способствует формированию более адекватного образа «я».
Не следует злоупотреблять стыдом в процессе воспитания ребенка. Если ребенка часто стыдят или наказывают за проявление стыда, у него развивается недоверие и боязнь людей. Чрезмерные усилия ребенка, направленные на избегание стыда, могут привести к отгораживанию его от всех эмоций, что сделает его жестким и ограниченным. Последующие переживания стыда будут у него исключительно интенсивными и психотравмирующими.
Источник