Градуальная характеристика эмоционального переживания
Чувствам, подобно ощущениям, всегда присуща определенная интенсивность: не существует чувств, полностью лишенных интенсивности. Так называемое равнодушие, или индифферентность, которое, на первый взгляд, должно являться именно таким чувством с нулевой степенью интенсивности, на самом деле представляет собой определенно положительное, своеобразное переживание, а потому может быть более или менее сильным.
Интенсивность чувства в определенной мере зависит от интенсивности ощущения, под влиянием которого она возникает. Подобно ощущению, чувство также имеет свой порог. Нижний порог чувства — это уровень интенсивности ощущения, способный вызвать чувство. Разумеется, дальнейшее усиление ощущения усиливает и интенсивность чувства. Но примечательно, что однозначного соотношения между ощущением и чувством нет: то, какой уровень интенсивности чувства вызовет ощущение той или иной интенсивности, зависит не только от индивидуальных особенностей, но и от того общего состояния, которое испытывает субъект в данный момент. Это — бесспорный аргумент в пользу того, что между чувством и ощущением не существует непосредственной связи.
Рост интенсивности удовольствия и неудовольствия дает различный эффект. Неудовольствие, если можно так выразиться, не имеет верхнего порога, то есть оно почти бесконечно растет. Биологически это понятно: если бы неудовольствие, достигнув определенного уровня, переставало усиливаться дальше, то оно утратило бы значение сигнала, и субъект не смог бы принять меры против возросшей опасности.
Совершенно иной эффект имеет рост интенсивности удовольствия. Можно сказать, что удовольствие имеет не только нижний, но и верхний порог, но его верхний порог заметно отличается от верхнего порога ощущения. Дело в том, что в случае ощущения верхний порог представляет собой предел, после которого дальнейшее усиление раздражения не дает никакого эффекта, интенсивность ощущения перестает возрастать. В случае же удовольствия дело обстоит несколько иначе. Правда, в процессе роста интенсивности ощущения в конце концов наступает момент, когда интенсивность чувства удовольствия уже не растет — мы испытываем максимальное удовольствие. Но дело этим не заканчивается; дальнейшее усиление ощущения вскоре достигает критической точки, после которой происходит качественный перелом — возникает чувство неудовольствия, которое постепенно усиливается и вскоре полностью перекрывает чувство удовольствия.
Примечательно, что на интенсивность чувства оказывает влияние не только интенсивность ощущения, но и его повторное воздействие: при частом повторении одного и того же впечатления оно уже не вызывает столь же интенсивного чувства, как в начале, постепенно притупляясь. Но соотношение между удовольствием и неудовольствием и в этом случае остается неизменным, а именно: чувствительность к удовольствию снижается быстрее, чем к неудовольствию. Кроме этого, если в результате такого повторения удовольствие может перерасти в неудовольствие, то неудовольствие не только никогда не превращается в удовольствие, но и, более того, окончательно никогда не исчезает. Напротив, в результате повторного воздействия оно может даже ощутимо усилиться в зависимости от того, насколько вреден повторяющийся раздражитель.
Развитию интенсивности чувства присуща еще одна своеобразная особенность, на что особо обратил внимание Штерн. Дело в том, что чувство имеет порог в двух направлениях. Что это означает? Штерн приводит такой пример: допустим, мы идем куда-то и нам нужно преодолеть гору. Сначала идет приятная дорога, мы двигаемся совершенно свободно, а поэтому находимся в относительно индифферентном состоянии, не испытывая ни особого удовольствия, ни неудовольствия — во всяком случае пока что чувство неудовольствия полностью отсутствует. Но вскоре дорога постепенно усложняется, причем чем дальше, тем хуже. В результате этого у нас возникает определенное чувство неудовольствия, вначале слабое, но постепенно усиливающееся, так что в конечном счете может дойти до отчаяния: а вдруг не удастся ни преодолеть путь, ни вернуться назад! Тогда мы останавливаемся и начинаем думать, в каком направлении дорога может оказаться лучше или какие меры нужно принять, чтобы облегчить себе путь. После раздумий, что нас несколько успокаивает, мы продолжаем путь. Чувство отчаяния постепенно затеняется, и его место занимает твердо принятое решение. А в результате ослабевает и чувство неудовольствия.
Приведенный пример со всей очевидностью свидетельствует, что в случае беспрепятственных, целесообразных действий чувство не появляется, ведь сигнал не нужен. Но когда действие затрудняется, появляется необходимость сигнала, и тут-то впервые возникает чувство — налицо первый порог чувства, за которым следует активизация сознания. В дальнейшем, при прогрессирующем затруднении действия именно это чувство (отчаяние) превращается в главное содержание сознания. Но после осмысления положения вещей и появления в сознании соответствующих познавательных актов и содержаний возникшее чувство ослабевает и в конце концов совершенно исчезает: достигается второй порог, то есть необходимость сигнала отпадает. Благодаря познавательным актам обнаруживается единственно возможный путь действия, и чувство уступает дорогу его отражению в сознании.
Таким образом, чувство в процессе своего развития проходит через два порога: первый порог предшествует возникновению дифференцированных, отчетливых содержаний сознания, порождая неясное, диффузное чувство, которое постепенно усиливается и превращается в господствующее содержание сознания, что вынуждает субъекта прояснить ситуацию и принять меры для решения задачи. После этого чувство ослабевает, достигая второго порога, после которого оно становится незаметным и полностью исчезает.
Для изучения различных вопросов, связанных с интенсивностью чувства, часто использовался эксперимент, особенно — так называемый метод впечатления. На испытуемых воздействуют раздражители различной интенсивности и регистрируются либо данные самонаблюдения о протекании чувства (а), либо объективные данные, в частности, о непроизвольных мимических, пантомимических и других телесных изменениях, возникающих при изменении интенсивности впечатления (б). Этим же методом, помимо изучения вопроса о взаимосвязи ощущений и чувств, с которым мы ознакомились, исследуются и другие, более сложные вопросы.
Но в общем применение данного метода ограничено рамками сравнительно более элементарных чувств. Фехнер ввел этот метод для изучения элементарных эстетических чувств. На испытуемых воздействуют рядом раздражителей, среди которых он должен выбрать наиболее понравившийся. Таким путем Фехнер выяснил, что среди различных параллелограммов человек предпочитает параллелограмм с соотношением сторон, соответствующем так называемому золотому сечению, то есть если длинную сторону параллелограмма обозначить через б, а короткую — через а, то их отношение (а/б) должно равняться б/(а+б).
Этим же методом, между прочим, изучена и эстетическая ценность простых фигур; выяснилось, что детям, во всяком случае, больше нравятся маленькие и большие фигуры, нежели фигуры среднего размера.
Источник
Интенсивность чувств
Словарь синонимов русского языка. — М.: АСТ, Астрель . Под общ. ред. проф. Л.Г. Бабенко . 2011 .
Полезное
Смотреть что такое «Интенсивность чувств» в других словарях:
интенсивность — и, ж. intensité f. 1. Сила, напряженность. БАС 1. Капитан Дюперрей составли весьма любопытные карты линий равных напряжений (intensité ) магнитной стрелки. 1844. Симонов Зап. 153. Поздне всего подвергнута изследованию степень силы или… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Отражение чувств — (в психотерапии) психол. прием понимающего слушания, используется в гуманистической психотерапии с целью показать клиенту, что психотерапевт понимает его чувства, эмоции, переживания. О. ч. в клиент центрированной терапии это точное… … Психология общения. Энциклопедический словарь
ОРГАНЫ ЧУВСТВ — доставляют центральной нервной системе сигнализацию об изменениях, происходящих во внешней среде или в самом организме, развивающемся и действующем в этой среде. При этом только часть потока импульсов, посылаемого органами чувств, воспринимается… … Большая медицинская энциклопедия
накал — Интенсивность чувств … Словарь синонимов русского языка
напряжение — Интенсивность чувств … Словарь синонимов русского языка
напряжённность — Интенсивность чувств … Словарь синонимов русского языка
накалённый — Интенсивность чувств … Словарь синонимов русского языка
бурлить — Интенсивность чувств … Словарь синонимов русского языка
усиливать — Интенсивность чувств … Словарь синонимов русского языка
усилить — Интенсивность чувств … Словарь синонимов русского языка
Источник
Чувства, эмоции и ощущения: первый шаг к профайлингу
Каждый, кто интересуется психологией, изучает людей и хочет научиться на них влиять, наверняка осознает важность понимания чувств, эмоций и ощущений. Эти три психических процесса отображаются в мимике, жестах, позе и других элементах языка тела. Человек представляет собой открытую книгу, которую можно научиться читать.
После прочтения этой статьи и понимания того, что такое чувства, эмоции и ощущения, вы можете пройти наш курс по профайлингу, где научитесь анализировать людей, их мимику, жесты, поступки, чтобы лучше понимать их мотивы и чувства. Давайте по очереди изучим данные понятия и попытаемся понять, как эти знания помогут нам лучше разбираться в людях и влиять на них.
Чувства
Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.
В отличие от эмоций и настроений, эмоциональные процессы, описываемые понятием «чувство», привязаны к объектам: они возникают по отношению к кому или чему-либо, а не к ситуации в целом. «Я боюсь этого человека» – это чувство, а «Мне страшно» – это эмоция.
Вот небольшой список чувств, которые мы испытываем время от времени: любовь, ненависть, страх, благодарность, уважение, преданность, дружба.
Чувства различаются по характеристикам:
- Интенсивность: это сила чувств. Чем сильнее чувство, тем сильнее его физиологические проявления и влияние на поведение человека. Наблюдая за ним, вы можете понять, какие чувства захлестывают его больше всего, что для него важно и на что он обращает внимание.
- Валентность: это тон. Чувства могут быть приятными, неприятными и двойственными. Если с первыми двумя все понятно, то последнее может представлять для вас большой интерес. К чему у человека проявляются смешанные чувства? Почему? Какие глубинные причины имеются? На все эти вопросы вы должны будете ответить, если хотите составить правильный психологический портрет человека и научиться на него влиять.
- Содержание: чувства отражают различные аспекты, особенности значения вызывающих их объектов и ситуаций. Люди проявляют чувства, исходя из контекста, поэтому тщательно наблюдайте за ними.
- Стеничность: чувства делятся на стенические и астенические. Первые побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (ненависть, любовь и другие). Вторые же парализуют или расслабляют (к примеру, страх).
Чувства проявляются у людей по-разному, потому что у каждого человека есть свой собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств, которые оказывают влияние на чувства.
Одно и то же чувство может проживаться и проявляться по-разному в зависимости от того, в каком эмоциональном состоянии человек находится на данный момент. Например, чувству дружбы могут в разное время сопутствовать эмоции радости, интереса, обиды, стыда и раздражения.
Прежде чем делать вывод о человеке, вам нужно наблюдать за ним и пытаться выявить как чувство, которое он сейчас переживает, так и его глубинную подоплеку.
Эмоции
Эмоции – это психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Они, как правило, значительно менее продолжительны, чем чувства. Например, чувство преданности может длиться годами, а радость – десять секунд.
Эмоции, как и чувства, различаются по тем же характеристикам: валентность, интенсивность, стеничность и содержание.
С физиологической точки зрения эмоция – это активное состояние системы специализированных структур мозга, которое побуждает изменить поведение в сторону максимизации или минимизации этого состояния. Появление эмоций у человека идет рука об руку с физиологическими изменениями.
Как можно распознать некоторые эмоции? Давайте рассмотрим наиболее частые из них и выясним, как понять, когда они наступили у вашего собеседника.
Злость
Злость возникает, когда мы не можем по какой-то причине достичь своей цели. Признаки:
- покраснение шеи и лица;
- скрежетание зубами;
- рычание;
- сжатые кулаки;
- наклон вперед и вторжение в ваше личное пространство;
- сильные, властные позы;
- общий агрессивный язык тела.
Страх, беспокойство и нервозность
Страх возникает, когда основные потребности находятся под угрозой. Существует множество уровней страха, от легкой тревоги до слепого ужаса. Многие телесные изменения, вызванные страхом, позволяют легко его обнаружить.
Беспокойство – это тревожное состояние человека, вызванное нарушением покоя. При этом человеку может ничего не угрожать, то есть переживания будут бессмысленными и нерациональными, либо же иметь под собой серьезную основу.
Нервозность – это состояние сильной возбудимости нервной системы, приводящей к резким и острым реакциям на незначительные раздражители.
Несмотря на то, что эти три эмоции в некотором смысле различны, они имеют схожие проявления в физиологии и языке тела:
- холодный пот;
- бледное лицо;
- пересохшее горло (что приводит к облизыванию губ);
- дрожащие губы;
- изменение тона речи;
- ошибки в речи;
- дрожащий голос;
- видимый высокий пульс (заметный на шее);
- потоотделение;
- напряжение в мышцах: сжатые ладони, прерывистые движения;
- стремление задержать дыхание;
- суетливость.
Печаль
Печаль – это противоположность счастью и указывает на депрессивное состояние. Признаки:
- изнеможенное тело;
- дрожащие губы;
- «плоский» речевой тон;
- слезы.
Замешательство
Замешательство может быть вызвано виной или нарушением ценностей. Признаки:
- покраснение лица и шеи;
- желание отвести глаза (нежелание смотреть в глаза человеку);
- гримасничанье;
- поддельная, вынужденная улыбка;
- смена темы и попытка скрыть замешательство.
Удивление
Удивление возникает в тот момент, когда происходит то, чего не ожидалось. Признаки:
- поднятые брови;
- расширенные зрачки;
- открытый рот;
- внезапное движение назад.
Счастье
Счастье возникает, когда цели и потребности удовлетворяются. Признаки:
- общее расслабление мышц;
- улыбка (включая улыбающиеся глаза);
- открытый язык тела.
Вы также можете выявить обманщика, исходя из информации, представленной выше. У такого человека мимика и язык тела не совпадают во времени с его словами: они либо опережают их, либо опаздывают. Голова совершает механические движения, жесты противоречат смыслу произносимых слов. Поэтому, чтобы понять человека, наблюдайте и слушайте.
Ощущения
Ощущение – это психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектов внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.
Свойства ощущений бывают следующими:
- Интенсивность: классическая количественная характеристика ощущений.
- Модальность: качественная характеристика ощущений. Каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для слуховых ощущений таковыми могут быть высота тона, тембр, громкость; для зрительных – цветовой тон, яркость, насыщенность; для тактильных – твердость, шероховатость и т.д.
- Длительность: характеристика ощущения по времени.
- Локализация: пространственная характеристика ощущений, информация о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях (интероцептивные, болевые ощущения) локализация затруднена, неопределенна.
Ощущение – это мгновенная реакция тела на внешний раздражитель. Например, холодно, зябко, сыро, легко. Это тут же запускает связанную с ним эмоцию. Если вашему собеседнику стало холодно, в первую очередь он ощущает это своими органами чувств, а затем вырабатывает эмоцию: удивление, злость, беспокойство.
Что это значит для тех, кто изучает профайлинг? Вы сможете выявить отношение человека к изменениям внешней среды. Например, понять:
- Действительно ли ему нравится вкус этого супа?
- Раздражает ли его эта песня?
- Как он относится к тому или иному запаху?
Коммуникация – это сложнейший процесс, к которому примешивается язык тела, выражение лица и целый комплекс физиологических и психических проявлений. Для того, чтобы научиться читать человека и влиять на него, важно понять, что он испытывает внутри, а не что говорит.
Чувства, эмоции и ощущения, проявленные на лице и теле, скажут вам намного больше, чем слова. Поэтому уделите значительное количество времени, чтобы разобраться в хитросплетении внутренних ощущений человека, и это поможет понять не только его, но и самого себя, что также положительным образом повлияет на развитие взаимоотношений с окружающими.
Источник