Что такое интеграция эмоций

Об интеграции эмоциональных переживаний.

Сильные эмоциональные переживания возникают как результат неадекватных мыслей или действий человека. Для описания процесса возникновения сильных эмоций мы будем использовать термин «энергетический раскол» и, в частности, рассматривать это как раскол (распад) энергии ци на энергии инь и ян. Мы хотим прокомментировать этот процесс с точки зрения аналогичных явлений в материальном мире, где можно наблюдать материальный аналог энергии ци (свет), а также его распад на вещество и антивещество – аналоги янской и иньской энергии. Таким же образом мы будем рассматривать процесс интеграции эмоций, — т.е. рождение энергии ци. Этот процесс аналогичен аннигиляции материальных заряженных объектов, в результате которой рождается свет. Используя эту аналогию, мы хотим предложить технику интеграции сильных эмоциональных переживаний.

Все эмоции, так же как и ощущения, могут быть разделены на два класса — иньские и янские. Соответственно, можно ввести понятие эфирной энергии – энергии ощущений, и астральной энергии – энергии эмоций. Тогда эмоции, связанные со страхом и сокращением своей территории, относятся к иньскому типу, а эмоции, связанные с агрессией и захватом дополнительной территории — к янскому. Астральная энергия ци переживается как способность в каждое новое мгновение спонтанно проявлять любую из этих эмоций, не доводя себя до раскола. Если человек остается внутренне спокойным, и лишь демонстрирует актуальные в данный момент эмоции, осознанно пользуясь ими как языком коммуникации, то в этом случае можно говорить о виртуальных эмоциях, которые возникают как грани энергии ци.

Если же происходит реальный раскол, то человеком обычно владеют две эмоции одновременно: одна представлена в сознании, а другая в подсознании. Например, в сознании обида, в подсознании гнев — или наоборот, в сознании гнев, в подсознании обида. Одному из этих состояний – иньскому – мы припишем знак — , другому, янскому – знак +, подобно отрицательному и положительному зарядам (в материальном мире такими зарядами обладают электрон и позитрон – частица и античастица). Интеграция этих состояний представляет собой процесс взаимодействия двух этих энергий (в нашем примере — энергии обиды и энергии агрессии), и их взаимную аннигиляцию, в результате которой рождается энергия ци. Это явление мы будем рассматривать как схему обсуждаемой технологии.

Рассмотрим материальный аналог этого процесса более подробно. Аналогом энергии ци являются безмассовые поля в свободном пространстве, в частности, такие материальные объекты, как световые или гравитационные волны. Заметим, что световые или гравитационные волны всегда находятся в движении (распространяясь с постоянной скоростью 300000 км/сек). Движение есть единственная форма существования таких волн. Это относит их к той же категории, к которой относится энергия ци: она также всегда находится в движении. Во всех традиционных энергетических практиках энергия ци рассматривается как движущаяся субстанция, а все технические приемы, из которых состоят практики, представляют собой приемы осознанного управления движением энергии. Остановить энергию ци – значит подвергнуть ее распаду, т.к. она может покоиться только в виде распавшихся форм.

Если вернуться к материальным объектам, то в современной физике хорошо описан процесс распада фотона на две противоположно заряженные частицы (например, на электрон и позитрон, или протон и антипротон). Из нейтрального и постоянно движущегося кванта света появляются массивное вещество и массивное антивещество. Массивные частицы уже могут покоиться. Таким образом, после распада света может появиться скопление частиц вещества в одной части Вселенной, и антивещества в другой части Вселенной. Свет может распадаться на электрон и позитрон только при наличии сильного внешнего электрического поля и под его воздействием. Действие поля перемещает электрон в одну сторону, а позитрон в другую, т.к. они имеют разные заряды. Поэтому вещество и антивещество могут покоиться и быть пространственно разделенными. Они притягиваются друг к другу, но внешнее поле удерживает их.

Это похоже на то, как происходит энергетический распад ци под действием внешних факторов. Аналогом внешнего поля здесь является любое расхождение интеллектуальных позиций или давление третьих лиц и внешних обстоятельств, которые раскалывают отношения. Тревожные мысли, приходящие по следам каких-то внешних событий или сообщений и создающие внутренний раскол, также играют роль внешнего поля.

Перейдем теперь к обсуждению противоположного распаду процесса – интеграции эмоциональных расколов. В материальном мире этому соответствует аннигиляция вещества и антивещества. Как уже упоминалось, процесс аннигиляции вещества и антивещества ведет к их исчезновению и одновременному рождению квантов света. В эмоциональной сфере возможен аналогичный процесс, когда две полярных эмоции (например, обида-страх и ярость-протест-агрессия) приводятся во взаимодействие. Приведем некоторые шаги инструкции к данной технологии.

· Мысленно просматривая ситуацию конфликта, найти этапы переживания эмоции инь и эмоции ян (например, страх, обида и т.д. и протест, гнев и т.д.)

· Выбрать наиболее сильную эмоцию иньского типа и начать процесс ее усиления. Время от времени можно возвращаться к выбранному образу или его фрагментам, чтобы помочь процессу усиления.

  • Продолжая расслаблять тело, усиливать негативную эмоцию до возможных пределов (при этом возникает впечатление, что она выходит из тела и заполняет весь мир) и продолжать это усиление еще и еще, за пределы возможных границ.

Этот шаг обычно приводит к парадоксальному результату. Вначале эмоция усиливается, но раньше или позже наступает момент, когда она выходит из-под контроля и начинает резко уменьшаться либо мгновенно исчезает. Если в этот момент сохранять ясное осознание, то на месте исчезнувшей эмоции иньского типа возникает одна из найденных выше эмоций янского типа (обычно наиболее сильная из них). Как только это произойдет, выполняется следующий шаг.

  • Повторяя предыдущие шаги, начать процесс усиления новой эмоции до тех пор, когда вновь произойдет переворот.

Обычно после второго переворота возникает особое состояние покоя и ясности, которое можно было бы оценить как переживание энергии ци. В этом состоянии отсутствует внутренний диалог, возникает новое понимание своей позиции и позиции партнера и конструктивные идеи для продолжения переговоров (изменения на ментальном плане) и комфортные ощущения в теле (изменения на эфирном плане). Тем не менее, необходимо сделать проверочный шаг:

· Снова ассоциированно войти в проблемный эпизод. Сделать образ ярким, объемным и четким и попытаться вновь вызвать прежнюю эмоцию.

Технология выглядит несколько парадоксальной с точки зрения тех психологических концепций, которые обосновывают терапевтическую эффективность сознательного ослабления негативных эмоций, в том числе, за счет применения ресурсных техник. Однако в традиции она хорошо известна, и используется там в самых разнообразных вариантах. Например, на ней основывается идея карнавала, представляющего собой время, где ритуалом предписано усиленное проживание (с целью интеграции) особо шокирующего поведения, табуированного в обыденной жизни. В христианстве механизм усиления и интеграции эмоций зашифрован в идее «принять страдание» и формуле «если тебя ударили по одной щеке, подставь и другую». В русской традиции на механизме усиления и интеграции эмоций основаны некоторые ритуалы, связанные с переживанием горя; именно по этой технологии производится оплакивание, когда, усиливая свое горе, плакальщицы внезапно переходят в веселье, усиливают его до сверхъестественных размеров, снова оказываются в слезах – и так, через несколько переворотов, достигают состояния покоя. В некоторых современных психотерапевтических школах также используют элементы механизма раскола и интеграции астральной энергии – например, метод парадоксальной интенции В.Франкла, или провокативная терапия Ф.Фарелли. Подчеркнем, что при нашем подходе любой человек способен научиться использовать эту технику самостоятельно, не обращаясь к консультантам.

Одно из интересных применений этой техники – решение длящихся конфликтов, которые обычно сопровождаются явными или скрытыми эмоциональными расколами. Важная особенность любого эмоционального конфликта состоит в том, что в течение времени конфликта человек обязательно испытывает как данную эмоцию, так и прямо противоположную. Противоположная эмоция может занимать очень короткое время, м.б. даже долю секунды. Например, вспоминая конфликт, человек помнит, что был в ярости, испытывал сильную агрессию, но — что его привело в ярость? В долю секунды, предшествующую янской эмоции, всегда умещается эмоция иньская: растерянность, непонимание, как ответить, обида, тревога, замешательство, и именно после этого человек реагирует яростью. Или наоборот, человек помнит, что он долго переживал обиду или несправедливость, но он не замечает, что в какой-то момент он сам сделал активный или агрессивный жест, испытывая янскую эмоцию. Эта энергия была воспринята партнером, и спровоцировала его ответную агрессию, на которую первый участник снова отреагировал обидой…

Иньская и янская часть эмоций обязательно представлена в конфликте; это и есть результат раскола, который всегда сопровождается двумя компонентами; при этом компоненты меняются местами, переходя из сознания в бессознательное, как уже упоминалось. Тогда, если это длящийся конфликт, человек планомерно (следуя собственному стереотипу проживания конфликта) переходит из обиды в гнев, из гнева в тревогу, из тревоги в ярость, потом опять в обиду, и это может, чередуясь, продолжаться достаточно длительное время. Либо конфликтующие расходятся, хлопнув дверью, либо постепенно им удается интегрировать этот процесс.

В случае внутреннего конфликта разойтись нельзя. Тогда человек ведет бесконечные внутренние диалоги, и в конце концов находит подходящий вариант: либо все бросить, либо найти какие-то внутренние аргументы, которые как бы успокаивают; и то, и другое – способ вытеснить конфликт в подсознание. Реальная интеграция происходит только тогда, когда человек не пытается себя утешить и найти выход, т.е. ослабить переживание, а занимается интеграцией, т.е., наоборот, усиливает одну эмоцию, потом другую – и, наконец, достигает полного спокойствия по поводу возникшей проблемы. Следующий шаг – метальная медитация: поиски выхода или совместной позиции. Не компромисса, а такого шага, который удовлетворил бы обе стороны, такой шаг всегда существует.

Результатом этой техники, примененной к конфликту, могла бы быть последующая конструктивная дискуссия, либо конструктивное творческое обдумывание проблемы. Другой возможный результат – возникновение полной не вовлеченности, вплоть до нежелания возвращаться к этим мыслям. В такой момент лучше дать себе передышку, а потом, спустя некоторое время (м.б. несколько часов, или на следующий день), мысли обязательно привлекутся к этой проблеме снова. Если она все еще не решена, но эмоционального раскола уже нет, то человек, как правило, находит совершенно новое и творческое решение.

Источник

Что такое интеграция эмоций

Эмоции — это энергия в движении. Эмоции необходимы нам, мы нуждаемся в здоровых взаимоотношениях с ними. Однако всем нам в определенной степени довелось испытать эмоциональное насилие, в результате чего мы усвоили, что по крайней мере некоторые эмоции — нехороши.

Например, разве вам в детстве разрешали испытывать и выражать гнев в момент насилия над вашими потребностями? Скорее всего, вам говорили: «Никогда больше так не делай!», или «Никогда больше не смей говорить со мной в таком тоне! Что с тобой творится? Стыдись!» Так что вы, скорее всего, с детства уразумели, что сердиться нехорошо.

Неуверенные в себе родители, видя, что ребенок грустен, начинают думать, что они не могут создать для него атмосферу семейного счастья. Вам, возможно, говорили: «А ну, перестань плакать, рева-корова — что это с тобой случилось?», а то и «Прекрати ныть, не то я тебе сейчас задам хорошенько, чтобы не зря плакал!» Думаю, что после этого вы поняли: грустить нельзя.

Не исключено, что ваших родителей беспокоили ваши страхи. Вас могли за это высмеивать, или они пытались свести страх к минимуму уверениями, что бояться нечего. Так вы усвоили, что бояться тоже нехорошо (особенно это относится к мальчикам, которых называют «трусами, девчонками» и требуют от них «вести себя как подобает мужчинам»).

Вполне вероятно, что ваши проявления радости тоже не слишком одобрялись — большинство родителей интуитивно стремится не дать детям заиметь самоуважение больше родительского. Отсюда ваше осознание того, что у вас нет права быть счастливым или проявлять чрезмерный энтузиазм.

Итак, если вам по поводу испытываемых вами чувств говорили, что вы неправы, что вы плохой, глупый или ненормальный ребенок, то в результате у вас на достаточно глубинном уровне выработалось осознание собственной неправоты по поводу ваших эмоций. Иначе говоря, вы начали испытывать стыд из-за своих эмоций, но, как говорит писатель Джон Брэдшоу, стыдить кого-либо — значит совершать самое опасное нападение на самоуважение данного человека, поскольку стыд не имеет границ и поражает все его существо.

Брэдшоу написал великолепную книгу о стыде, она называется «Как исцелиться от связывающего вас стыда». Многие из моих сведений о стыде почерпнуты из пиратской аудиозаписи беседы Брэдшоу, которая состоялась в Хьюстоне, штат Техас, году где-то в 1985. Я не могу сказать вам, где можно добыть эту запись, но могу заявить, что она очень помогла мне войти в контакт с моим собственным подавленным стыдом. Как видите, я тоже родом из семьи, где культивировался стыд. Мне было очень непросто написать эту книгу, поскольку в ней я рассказываю о моем личном путешествии, о моих личных открытиях. То, что я пишу книги и вот уже семнадцать лет преподаю изложенный в них материал, еще не говорит о том, что я полностью овладел каждым его аспектом. Само действие написания книги инициировало очень мощный процесс — я стал обращать особое внимание на то, что во мне еще не дотягивает до описываемых мною же критериев. Мне нужно интегрировать все это. Я не могу писать о чем-либо, не приобщив это к моему собственному опыту, и потому я не могу писать быстрее, чем сейчас.

Стыд в моей семье в большинстве случаев проявлялся в виде эмоционального насилия. За последние недели я интегрировал очень многое, и это весьма способствует освобождению. Одно из моих сомнений по поводу данной темы звучало так: «что подумают мои родители?». Потом я снова понял, что стыд здесь ни при чем. Мои родители тоже выросли на стыде, так что они просто передали мне свой стыд. В этом и заключается природа «шаблона»: он передается из поколения в поколение.

Потом я понял, что, работая над этим разделом, я тем самым разрушаю сложившийся «шаблон» и одновременно даю родителям возможность проделать то же самое. В принципе, аналогичный шанс получает каждый, кто читает эти строки, а это уже больше моих личных переживаний — гораздо больше! Итак, если вы переживали эмоциональное насилие, значит, у вас в той или иной степени имеются эмоциональные проблемы, а сами эмоции связаны со стыдом. Через какое-то время вы перестаете ощущать стыд — но это значит, что вы лишь загнали его внутрь себя, вы стали им! Вы усвоили на глубинном уровне, что вы — никудышный человек, что вы не можете доверять своим чувствам или ощущениям, что вы всегда поступаете неверно просто потому, что не можете поступать верно — дело не в том, что вы совершаете ошибки, а в том, что вы сами и есть эта ошибка.

Возможно, вы уже заметили, что подобные неразрешенные эмоции не исчезают бесследно. Они живут в теле в виде застоявшейся энергии, удерживаясь на месте слабым и вялым дыханием. Больше того: они вызывают неприятные ощущения в теле, и вы создаете «телесную броню», удаляя осознание из собственного тела. Затем вы при помощи отрицания, избегания или самообвинения загоняете эмоции вовнутрь — либо выбрасываете их наружу, принимаясь обвинять других, но ни один способ не дает желанного разрешения эмоционального конфликта.

Интеграция возникает на основе осознания и принятия того, что вы ощущаете, с целью глубокого его переживания. Здесь мы имеем дело с применением третьего правила эст. Это правило срабатывает даже без реберсинга. Если же вы используете реберсинг, то тем самым ускоряете процесс и делаете его бесконечно более мощным. Естественная функция праны заключается в том, чтобы обратить ваше внимание на все, за что вы держитесь, — причем на все менее чистое, чем прана, т. е. на застоявшуюся энергию. Если вы будете продолжать дыхание, эта застоявшаяся энергия будет замещена новой.

А теперь давайте поговорим об эмоциях (начиная с печали) и о том, каким образом они интегрируются. Давайте дойдем до определенной крайности и предположим, что вы только что пережили утрату лучшего друга. Умер единственный человек, на которого вы могли положиться и которому могли довериться. Это значит, что вам придется пережить чувства горя и печали, причем пережить во всей их полноте. При глубоком переживании произойдет интеграция этих чувств, а в результате интеграции у вас останется ощущение благодарности за все, что вы пережили вместе с этим человеком, добрые воспоминания и т. д.

Страх интегрируется в возбуждение, восхищение и бдительность. Приведу несколько примеров: во время моего первого опыта реберсинга в горячей ванне все мое тело охватило оцепенение (я описал это выше). Однако, отдавшись на волю ощущения, я позволил себе глубоко прочувствовать этот страх, и это оказалось совершенно восхитительно. Еще один пример — «Американские горки». Для зациклившегося на своем страхе человека это будет кошмарным переживанием; для другого же аттракцион окажется потрясающим, восхитительным ощущением. Страх также интегрируется в повышенную готовность: интегрировав собственный страх перед вождением автомобиля, я стал очень внимательным водителем, всегда сознающим движение вокруг себя, дорожные условия, но одновременно спокойным и расслабленным.

Злость интегрируется в решимость, которая облегчает ваши усилия, направленные на достижение желаемой цели. Чувство вины или стыда интегрируется в невинность и в более полное осознание вашей природной божественности. Поскольку все ваши эмоции связаны со стыдом, интеграция стыда будет возникать всякий раз, когда вы интегрируете ту или иную эмоцию. Интеграция связанных со стыдом эмоций является одним из главных способов вернуть себе детскую невинность, совершенно необходимую в процессе восстановления контакта с вашим Высшим «Я» и вашей природной божественностью.

Стыд не дает вам ощутить вашу природную божественность. Если вы верите в то, что на самом деле являетесь ошибкой, то каким образом вы можете быть божественным? И даже позволив себе чувствовать вашу природную божественность, вы всегда найдете способ саботировать ее, ибо будете верить в то, что несовершенны по самой своей сути. Так и произойдет, не сомневайтесь.

Между прочим, вы уже знаете, каким образом интегрировать эмоции; вы сами проделывали это много раз (без этого вам просто не удалось бы выжить). Вы интегрируете нечто каждый раз, когда «снимаете лапшу с ушей» или сбрасываете груз с плеч. Все, что я пытаюсь сделать, — это растолковать вам, как это происходит.

Источник

Оцените статью