Что такое идентифицировать свои чувства

Шаг третий: Идентифицируйте свои чувства .

Шаг третий: Идентифицируйте свои чувства.

Теперь, имея в виду этот список, определите, что вы, в действительности, чувствуете.

Откройте себя, начните осознавать свои физические ощущения — чувствуете ли вы стеснённость в грудной клетке? Напряжение в желудке? Чувство тяжести? Сердцебиение?

Когда начнёте осознавать свои физические ощущения, используйте их, в качестве ключевых точек, для исследования своих чувств.

Какое слово приходит вам на ум?

Когда это слово всплыло в сознании, постарайтесь определить, к какой из этих девяти категорий относится ваше чувство.

Левинсон обнаружил, что процесс освобождения чувств — гораздо более эффективен, когда чувства высвобождаются в наиболее «чистой», или «дистиллированной» форме, — как одно из девяти обозначенных слов.

Например, исследуя свою проблемную зону, вы можете решить, что ваши чувства — это «колебания» или «тревога».

Затем, вы можете освободить свою нерешительность или тревогу и почувствовать некоторое облегчение.

Тем не менее, если вы проследите эти чувства до их источника, то обнаружите, что они относятся более к категории страха, чем к нерешительности и тревоге.

Освободив свой страх, вы обнаружите, что результаты — гораздо более драматичны и сильны. Это всё равно, как атаковать проблему в корне, или отщипнуть только часть верхних веток.

Читайте также

Шаг четвертый: Чувствуйте Свои Чувства .

Шаг четвертый: Чувствуйте Свои Чувства. Когда вы определили свои истинные чувства, по отношению к выбранной проблемной области, и проследили их до основания, начните чувствовать свои чувства. Пусть они заполнят всё ваше тело и ум. Если это горе, вы можете расплакаться или

Чувства и эйфо-чувства*

Чувства и эйфо-чувства* <*Эйфо-чувства (в оригинале—Eu-feelings)—термин, созданный Фрэнком Кинслоу.>Чем гнев, гордыня, беспокойство, грусть и другие чувства отличаются от таких эйфо-чувств, как безмятежность, радость и блаженство? Говоря просто, возникновение чувств

Чувства

Чувства Существует пять воспринимающих, познавательных органов чувств и пять деятельных органов чувств.Воспринимающие? способность слышать (осуществляется через орган слуха), объект восприятия — звук;? способность осязать (осуществляется через кожу), объект восприятия

Мои чувства – не твои чувства

Мои чувства – не твои чувства В одной из финальных сцен фильма «История любви» мы видим Дженни уже в больнице, на смертном одре, рядом с ней сидит ее супруг. Врачи и медсестры снуют туда-сюда, но по их лицам нельзя сказать, что они разделяют горе молодой пары, и никого

Источник

Идентификация чувств—и оценка их.

Попытки понять чувство иногда безуспешны. Мы сердимся и знаем это, кто-то сводит нас с ума, и это нам до боли ясно. Но в других случаях, особенно, когда у нас блокированы эмоции или наши чувства очень слабы, становится сложно понять, что происходит.

Иногда для идентификации чувств требуются секунды. Распознавая свои импульсы, мы пытаемся, чтобы они не отражались на происходящем в группе.

Например, мужчина в группе делает намкомплимент, и наши колени начинают дрожать. Как только мы спрашиваем себя, почему возникла дрожь. Первый ответ, который приходит в голову, «желание лягнуть ногой мужчину в пах». Очень может быть, что мы устыдимся этого импульса, и будем сознательно уверять себя, что его не было. Или спрячем его в заботливом отношении к этому мужчине. Действительно, этот стыд, без сомнения и был первоначальной причиной того, что мы почти прекратили анализировать свои чувства.

Однако, из-за того, что мы не позволили нашему стыду ослепить себя, мы можем быть спокойными. Наш импульс реален, как реальны и чувства, лежащие в его основе.

То, что такие импульсы говорят нам о нашем пациенте или обо всей нашей группе или о нас самих, может быть очень важным. Прежде всего, важно, что импульсы, даже быстро исчезающие, часто являются ключом к пониманию себя и своих чувств. Они могут быть, если не единственным индикатором скрытых от нас истин, то наверняка всем, чем мы располагаем в самом начале самоанализа. Поэтому они незаменимы.

Не обязательно наиболее информативные импульсы или чувства асоциальны. Как терапевты, мы можем быть одержимы стремлением заботиться о ком-либо из членов группы или стараться чем-либо помочь им. Мы можем ощутить импульс подарить свой туалет — как цветок, или книгу, или как помощь в понимании себя.

Также, если вместо того, чтобы уступить импульсу, мы сможем осознать его, а не поступать по его указке, то мы займем позицию поиска чувств, лежащих в основе импульса, и эти чувства станут вскоре помогать в качестве руководства к действию.

Часто имеет место наш собственный перенос. Даже до того, как пациент начнет говорить, мы можем ощутить волнение и потребность заботиться о нем или о ней.

Не зная этого, мы, возможно, бессознательно увидим в пациенте кого-либо из нашего собственного прошлого, того, кого мы любили. Это пример реакции контрпереноса. С течением времени мы бы вкладывали в общение с этим членом группы слишком много самих себя.

Ошибки в идентификации наших собственных чувств, имеющих важное значение в процессе терапии, очень разнообразны, и в некоторых случаях могут быть даже фатальными.

В следующем примере, не таком типичном, как это может показаться, неудача терапевта в мгновенной идентификации своих сильных чувств имела со временем ужасные последствия. Эта неудача привела не только к его унижению и к ухудшению функционирования группы; она привела также к немедленному и непростительному уходу из группы одного из его пациентов.

Этот терапевт, по своей природе и уровню развития, мог отразить фактически любые выпады и его адрес. Его трагическим недостатком была, однако, чрезмерная обидчивость в тех случаях, когда он чувствовал, что кто-то дерзит ему.

Он страдал от этой особенности не только при общении с пациентами, но и в своей личной жизни. Если врач не осматривал его столько времени, сколько сам терапевт считал нужным или если друг не сразу отвечал па его телефонный звонок, он чувствовал себя оскорбленным. Он был, особенно к тому времени, о котором идет речь, склонен обвинить других; и это привело к тому, что даже его добрые друзья старались вести себя с ним осторожно. Только в последние несколько месяцев он стал понимать свою особенность в результате приобретенного в качестве члена группы опыта.

Судьба распорядилась так, что в группе терапевта оказалась женщина, которая пропустила несколько занятий, позвонила и оставила сообщение на его магнитофоне за несколько часов до групповой встречи. С явной тревогой она говорила, что ее врач обнаружил у нее нарушения дыхания: «Пожалуйста, скажите группе, что я не смогу прийти. Я должна сделать рентгенографию в среду днем».

Наш терапевт сразу же почувствовал раздражение, но не обратил на него внимания. Не желая воспринимать себя несимпатичным, он скрывал свою обиду от самого себя. Телефонный звонок исчез из его сознания.

Когда в полдень группа собралась, стало заметно отсутствие женщины. Терапевт ничего не сказал и, естественно, члены группы высказывали свои предположения!

Она пришла на следующее занятие, ожидая особого отношения к себе. Она представляла, как будет рассказывать о прекрасных результатах медицинского обследования — и, конечно, ее рассказ принесет всем облегчение.

Придя в группу, вместо всего этого она почувствовала, что вся группа настроена к ней враждебно. «Где же вы пропадали?»—спросил один из членов группы. Только несколько человек казались заинтересованными, тогда как большинство считали, что она не заслуживает их внимания.

Женщина была поражена. Она спросила терапевта:«Вы ничего не сказали им?»

Конечно, ответ был отрицательный.

Она поймала его «на горячем». Он не дал удовлетворительного объяснения. Она обвинила его в равнодушии, и группа единогласно согласилась с ней.

Терапевт и его группа видели эту женщину в последний раз. И долгое время спустя после этого случая члены группы, хотя и посещали все занятия, оставались недоверчивыми. Не удивительно, что они стали менее спонтанно раскрывать свои чувства. Если в результате своих усилий они станут такими же бесчувственными, как их терапевт, то, считали они, не лучше ли продолжать жить как раньше со своими проблемами и оставаться человечными.

В данном случае проявилась вовсе не злоба терапевта на то, что им пренебрегают: в конечном счете, не это было причиной. В действительности имела место обостренная чувствительность, даже сверхчувствительность к оскорблению. Случай может научить нас обращаться с пациентами, мы можем продемонстрировать свое отношение, будучи убежденными, подобно Уолту Уитмену, что «тот, кто обижает других, обижает меня».

Таким образом, проблемой этого терапевта было неумение идентифицировать свою обиду, понять свои эксцессы контрпереноса, вместо того чтобы позволять чувствам руководить им, продолжать действовать «разумно» и «эффективно».

Источник

Почему трудно распознавать эмоции и как научиться управлять ими?

Наш организм не разделяет эмоции на «негативные» и «положительные», все эмоциональные реакции важны и нужны для чего-то. Поэтому нет смысла игнорировать или избегать своих проявлений, необходимо научиться распознавать скрытые эмоции и извлекать полезную информацию из них. Давайте рассмотрим эффективные способы по выявлению и управлению своими эмоциями.

Идентификация эмоций

Для распознавания своих эмоций нам необходимо их назвать. Всего существует 4 категории эмоций — радость, гнев, печаль и страх. Мы постоянно ощущаем какие-либо эмоции, иногда сильные, а иногда совсем слабые и незаметные. Чтобы осознать правильно свои чувства, необходимо составить таблицу слов, характеризующих уровень вашего гнева или радости. Это простая игра в синонимы, вам необходимо просто подобрать слова, например, обозначающие сильную радость. Это может быть восторг, кайф, эйфория. Затем необходимо придумать слова для обозначения эмоций средней интенсивности. Это задача будет сложнее, но все же выполнима. Например, для страха подойдут слова тревога или испуг.

Привычка обращать внимание на эмоции

После того, как вы составили словарь с категориями эмоций, необходимо периодически обращать внимание на свое эмоциональное состояние в разных моментах. Чтобы ввести это действие в привычку, выполните два задания:

  • Напоминание в телефоне. Поставьте себе будильник или напоминание в телефоне в разное время. Как только телефон зазвонит, определите, какие эмоции вы испытываете прямо сейчас.
  • Заведите дневник. Фиксируйте ежедневно в блокноте, какие эмоции вы ощущали. Отметьте время и сопровождающие ощущения во время эмоциональной реакции.

Теперь вы умеете распознавать свои эмоции и можете научиться управлять ими. Сохраняйте себе алгоритм управления.

  1. Осознайте свою эмоцию. Ваш коллега несколько раз делает вам замечание и вы понимаете, что сейчас сорветесь на него. Определите, как сильно вас разозлила эта ситуация, какие чувства вызвал у вас этот человек.
  2. Понять цель и определить желаемый результат. Давайте представим, как можно поступить в этой ситуации с коллегой:
  • Сохранить дружеские отношения. Тогда вам нужно ответить, что вы исправите ошибки в работе или же вежливо попросите не делать преждевременных выводов.
  • Ответить решительно и грубо, чтобы человек отстал от вас с претензиями.
  1. Подумайте, какие эмоции могут помочь в достижении поставленной цели.
  2. Определите способ, который поможет переключиться на нужные эмоции:

1 способ. Понизить уровень отрицательной эмоции или изменить на противоположную.

2 способ. Усилить положительную эмоцию, которая поможет прийти к цели.

Теперь вы готовы действовать, чтобы достигнуть нужного результата. Это был только один инструмент по распознаванию и управлению эмоциями. Еще больше полезных приемов вы можете узнать из бесплатного онлайн-курса «Эмоциональный интеллект».

Читайте нас в Telegram — stranavozmojnostey Поделиться в социальных сетях

Источник

7 занятие Эмоциональный блок «Распознавание эмоций и чувств»

Тема. Эмоциональная сфера человека. Распознавание эмоций и чувств.

Цель. Научиться определять свои эмоциональные состояния.

Обсуждение домашнего задания.

Мини — лекция. Идентификация эмоций и чувств

Упражнение 1. «Эмоциональная арифметика».

Упражнение 2. Таблица эмоций.

Упражнение 3. Оценка чувств.

Домашнее задание.

Процедура: Обратная связь (анкета).

Обсуждение домашнего задания.

Мини — лекция. Идентификация эмоций и чувств

Эмоции гарантировали выживание нашего вида. Они дают целостную оценку ситуации и ее развития.

Уметь опознавать (читать) свои эмоции, это шаг к познанию себя и своих потребностей.

Эмоции, «сигнализаторы» потребностей.

Идентификация эмоций и чувств — это способность распознавания, принятия и проявления своих эмоций и чувств. Формируется он в раннем детстве.

Эмоциональная идентификация — способность дифференцировать истинные и ложные выражения эмоций, а также отвечает за достоверное выражение эмоций.

Эмоциональная идентификация — способность понимать эмоции, связи между эмоциями, причины возникновения той или иной эмоции, переходы от одной эмоции к другой, анализ эмоций, способность интерпретировать и классифицировать эмоции.

Для осознания своих эмоций, вам надо взять в привычку, постоянно задавать себе вопрос «Что я сейчас чувствую?»

Этим вопросом вы направите своё внимание на ваши эмоциональные состояния. Тем самым разовьёте способность сразу оценивать его (идентифицировать). А значит опознавать и управлять им.

Упражнение 1. «Эмоциональная арифметика».

Цель. Научиться понимать, осознавать эмоциональные состояния.

Инструкция. Внимательно просмотрите таблицу эмоций и допишите в нее недостающие, на ваш взгляд, варианты или исправьте предложенные. Можно воспользоваться таблицей эмоций. В конце занятия см.приложение 1.

Комментарий. Процесс выполнения упражнения позволит вам лучше разобраться в эмоциональном мире. А значит, не только лучше понимать чужие эмоции, но и чувствовать собственные.

Эмоции, чувства = Эмоции, чувства, состояния Свой вариант
1 Гнев + Предвкушение = Запал
2 Предвкушение + Радость = Оптимизм
3 Отвращение + Гнев = Негодование
4 Страх + Удивление = Смятение
5 Радость + Доверие = Любовь
6 Печаль + Отвращение = Презрение
7 Удивление + Печаль = Досада
8 Доверие + Страх = Покорность
9 Гнев + Радость = Триумф
10 Предвкушение + Доверие = Надежда
11 Отвращение + Предвкушение = Цинизм
12 Страх + Печаль = Отчаяние
13 Радость + Страх = Риск
14 Печаль + Гнев = Зависть
15 Удивление + Отвращение = Шок
16 Доверие + Удивление = Любопытство
17 Гнев + Доверие = Доминирование
18 Предвкушение + Страх = Тревога
19 Отвращение + Радость = Нездоровая тяга
20 Страх + Отвращение = Вина
21 Удивление + Гнев = Возмущение
22 Доверие + Печаль = Сочувствие
23 Радость + Удивление = Восторг
24 Печаль + Предвкушение = Пессимизм
25 Эмоциональный ноль = Покой

Обсуждение.

  • Какие впечатления от проделанной работы?
  • Что вы чувствовали , когда выполняли работу?
  • С какими трудностями столкнулись, при выполнении упражнения?
  • Что дало вам это упражнение?
  • Какая польза от этого упражнения?

Упражнение 2. Подбери эмоцию.

Цель. Научиться понимать, осознавать эмоциональные состояния.

Инструкция. В таблице внесены чувства и эмоции. Ваша задача записать в пустую строку ту эмоцию или чувство, которое на ваш взгляд получится из соединения двух эмоций.

Примерные ответы см. в приложение 2., в конце занятия.

Бланки таблицы эмоций.

Радость

Страх

+ Отвращение

= Гнев Предвкушение Доверие Удивление Предвкушение Радость Удивление Печаль Отвращение Доверие

Печаль

+ Предвкушение

Гнев

= Доверие Удивление Гнев Печаль Страх Радость Отвращение Отвращение Удивление Предвкушение

Доверие

Отвращение

= Гнев Печаль Удивление Предвкушение Предвкушение Удивление Страх Радость Радость страх

Удивление

= Печаль Отвращение Доверие Гнев

Обсуждение.

  • Какие впечатления от проделанной работы?
  • Что вы чувствовали, когда выполняли работу?
  • С какими трудностями столкнулись, при выполнении упражнения?
  • Чем было полезно данное упражнение

Тестовое задание. Тест на распознавание выражений лица (Пол Экман)

Цель. Научиться определять эмоциональные состояния по выражению лица.

Оборудование. Карточки с различными выражениями лиц.

Инструкция. По предъявленным карточкам определить эмоцию.

Обсуждение.

  • Что было трудным, а что лёгким в выполнении задания?
  • Какие эмоции удалось опознать, а какие нет? Почему?
  • Что вы чувствовали , когда выполняли работу?
  • Что происходит, когда человек не может идентифицировать эмоции (определять эмоции)? Каковы последствия?

Тестовое задание. Самооценка эмоциональных состояний с помощью методики «Градусник»

Цель. Научиться выявлять эмоциональные состояния «здесь и сейчас».

Обсуждение.

  • Как вы сможете воспользоваться в жизни эмоциональным градусником?
  • Что вы чувствовали , когда выполняли работу?
  • Какую пользу он может вам оказать?

Упражнение 3. Оценка чувств.

Цель. Научиться определять интенсивность эмоциональных состояний.

Комментарий. Письменное задание позволит вам потренироваться в оценке силы своих чувств.

Инструкция. Запишите на свободных строках ситуацию и чувства. В отношении каждой ситуации оцените названные вами эмоции и чувства по соответствующим шкалам. Обведите чувство, которое вы оценили.

Задание на оценку чувств.

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Вообще

отсутствует

Незначительно Умеренно Сильно
1. Ситуация:
Эмоции, чувство:
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
2. Ситуация:
Эмоции, чувство:
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
3. Ситуация:
Эмоции, чувство:
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
4. Ситуация:
Эмоции, чувство:
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
5. Ситуация:
Эмоции, чувство:
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Обсуждение.

  • Какие впечатления от проделанной работы?
  • Что вы чувствовали , когда выполняли работу?
  • С какими трудностями столкнулись, при выполнении упражнения?
  • Что дало вам это упражнение?
  • Какая польза от этого упражнения?

Комментарий.

Сильные чувства сигнализируют о том, что в вашей жизни происходят нечто важное.

Идентификация конкретных чувств поможет вам поставить цели, отслеживать успехи в их достижении, а также выбрать приемы для ослабления этих чувств.

Упражнение 4. «Дневник эмоций»

Цель. Научиться различать эмоции. Определять связь эмоций с телом.

Люди, чаще всего испытывают сложности с пониманием своих эмоций. Дневник эмоций, как техника, даёт возможность опознавать, определять свои эмоции. Также определять связь эмоций с телом.

Инструкция.

  • Опишите ситуацию в таблице.
  • В столбце «эмоции» , запишите эмоции, которые связанны с описанной ситуацией. Подробно опишите все внутренние переживания, а не мысли и желания.
  • Прислушайтесь к телесным ощущениям, которые возникают при воспоминании ситуации и эмоционального состояния. Опишите их.
Ситуация Эмоции

Телесные ощущения

!. Руководитель отдела, высказал неудовлетворение моей работай. Высказал на повышенных тонах.

Ситуация может быть как приятные, так и нет, как с интенсивными эмоциями, так и ничем не примечательными повседневными. Грусть, тревога.

Отслеживайте свое внутреннее состояние.

Описывайте переживания, а не мысли. Сбой в дыхании. Напряжение в плечах.

Описывайте все телесные ощущения, которые вы испытывали в момент произошедшей ситуации.

Обсуждение.

  • Какие впечатления вы испытываете, после пройденного упражнения?
  • Что вы чувствовали , когда выполняли работу?
  • С какими трудностями вы столкнулись при выполнения данного упражнения?
  • Что сложнее было описать (эмоции, телесные ощущения), а что проще? Почему?
  • Как вам поможет в жизни способность определять свои эмоции и телесные ощущения?

Домашнее задание.

Задание 1.

Цель: развитие навыков самоанализа; отрефлексирование доминирующих и наиболее значимых эмоциональных переживаний. Выработать навык в оценке силы своих чувств.

Инструкция. В течении недели проанализируйте, какие эмоции и чувства вы испытывали чаще других, при этом оцените их силу в баллах.

Для более осознанности эмоций и чувств делайте записи в рабочей тетради или в предложенной ниже таблице.

Для удобства можно воспользоваться таблицей.

В таблице внесены базовые эмоции по К. Изарду. В таблицу можно добавлять и чувства.

Определение эмоций

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Вообще отсутствует Незначительно Умеренно Сильно
Чувства в балах

0 — 100

Места, где я обычно испытываю эти чувства.
Дома

На улице В учебном заведении. На работе. В новой компании Среди друзей В других местах. (Где?)
В течении дня
1. Интерес
2. Отвращение
3. Радость
4. Призрение
5. Удивление
6. Страх
7. Горе
8. Стыд
9. Гнев
10. Вина

Задание 2.

«Дневник эмоций»

Записи можно вести, как в произвольной форме, так и в таблице.

Цель. Научиться различать эмоции. Определять связь эмоций с телом.

В течении недели ведите запись ваших эмоциональных состояний и связанные с ними телесные ощущения по примеру упражнения 4. «Дневник эмоций».

Ситуация Эмоции

Телесные ощущения

!. Руководитель отдела, высказал неудовлетворение моей работай. Высказал на повышенных тонах.

Ситуация может быть как приятные, так и нет, как с интенсивными эмоциями, так и ничем не примечательными повседневными. Грусть, тревога.

Отслеживайте свое внутреннее состояние.

Описывайте переживания, а не мысли. Сбой в дыхании. Напряжение в плечах.

Описывайте все телесные ощущения, которые вы испытывали в момент произошедшей ситуации.

Обратная связь пройденного занятия.

Обратную связь можно провести в виде заполнения анкеты или обсудить по кругу, если это групповые занятия или самоанализ если занятие проходим самостоятельно.

Анкета

  1. Во время занятия я понял, что …
  2. Самым полезным для меня было …
  3. Своими основными ошибками на занятии я считаю …
  4. Мне не понравилось…
  5. На следующем занятии я хотел бы …
  6. На месте ведущего я (в случае групповых занятий)…

Приложение 1. К упражнению 1.

Таблица чувств и эмоций человека

Источник

Оцените статью