ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КОМПАНИИ
Современное лидерство в бизнесе — это не только ментальное и рациональное, но и эмоциональное лидерство. Руководитель должен в совершенстве владеть искусством управления людьми на основе эмоционального интеллекта. Это означает, что он использует ресурс эмоций, направляет эмоции в нужное русло, эффективно управляет энергией эмоций.
Эмоциональный интеллект в на порядок важнее для успеха в менеджменте, чем общий интеллект.
Эмоциональный интеллект — это способность воспринимать чужие и собственные эмоции как ценные сигналы, управлять эмоциональными потоками и собственной мотивацией с целью повышения индивидуальной и командной эффективности.
Эмоциональный интеллект позволяет принимать решения и эффективно управлять на основе рационального использования иррациональных, внешне неупорядоченных сигналов эмоциональной среды.
Эмоции и эмоциональные отношения в компании имеют энергетическое, ценностное, информационное и мотивирующее значение, поэтому их можно рассматривать как ресурсы.
Эмоции и эмоциональные отношения дают энергию, причем характеристика этой энергии различна в зависимости от характера эмоций. Мы продаем не услугу или товар, а качества, которые несет это с этим — от этого и нужно плясать. Например, настоящая радость дает приятное общение и полноценную энергию, но отнюдь не обязательно позыв к действию. Маска (улыбка), искусственная радость — ничего не дает, а только забирает энергию. Тревога и страх в различных случаях дает волнообразный эффект, который непредсказуем, но для многих — в начале является стимулом к действию с большим провалом после выполнения, как выработка резерва. Энергия одних эмоций может быть использована организацией, энергия других должна быть нейтрализована или преобразована.
Эмоциональные отношения представляют для людей определенную ценность, они обладают волнообразностью. Люди ценят некоторые свои эмоции, а от некоторых хотели бы избавиться, но мало кто из них знает — где свои, а где чужие, и как этим вообще пользоваться.
Парадокс состоит в том, что люди ценят организацию не только за положительные, но и за определенные отрицательные эмоции. Организация может повысить собственную ценность благодаря управлению положительными и отрицательными эмоциями.
Также общеизвестный факт, что любой или товар несет в себе определенную эмоциональность. При выборе различных товаров или услуг — люди выбирают, на самом деле, эмоцию, которую несет этот товар и с какой эмоцией приобретается. Поэтому очень важно уметь в этом разбираться.
Эмоции несут в себе определенную информацию. Например, тревога и неуверенность свидетельствуют о недостаточности коммуникаций, а обида и унижение — об ошибках управления. Взаимная неприязнь может быть признаком неправильной организации взаимодействия или обмена информацией.
Мотив и эмоции — имеют общее происхождение. Оба слова происходят от латинского motere, что означает «двигать». Эмоции дают направление, являются важнейшими мотивами деятельности или бездействия. Мотивационный ресурс эмоций также должен регулироваться и использоваться компанией.
Менеджмент может и должен регулировать использования энергии, ценность, информативность и мотивирующий потенциал эмоций для повышения эффективности продажи услуг и товаров, взаимодействия внутри коллектива. Это и называется эмоциональным менеджментом.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРАЗИТИЗМ
Вам приходилось не раз, наверное, слышать шекспировскую фразу «Что делать… Надо что-то делать …» из уст особо нервозных граждан во время обсуждения какой-нибудь проблемы, реальной или мнимой. А суть этой фразы, чаще всего — что «делать», предлагается вовсе не тому, кто предлагает действовать, не отдавая себе отчета в том, что прежде, чем «то-то» делать, надо бы сначала понять, что именно, возможно ли это сейчас, или стоит отложить на время до полной ясности, а если делать, то какими ресурсами, кем и т.д.
Произносящему эту сакраментальную бессмыслицу не до этого — его задача:
- для вида обозначить свою обеспокоенность проблемой.
- побудить того, кто может, начать эту проблему решать, предпринимая разнообразные действия.
В своей личной практике я никогда и ни при каких условиях эту замечательную фразу не произношу, мне не нравится демонстрация тревоги и обеспокоенности, не стимулирует причитание вроде этого, мне не требуется внешнего стимула для того, чтобы начать в верно выбранное время действительно «что-то делать» для решения задачи, иногда очень и очень непростой и не линейной. Всему свое время! Но это так в плане обмена опытом. Для меня фраза эта не более, чем форма кудахтанья, беспомощного и маловразумительного, а потому и крайне вредного, ибо к решению проблемы эти причитания не приближают ни на миллиметр, а лишь вызывают объяснимое раздражение позицией произносящего: «Надо что-то делать…».
Если вы понимаете, что надо что-то делать, совершенно непонятно: что же вас в конце концов останавливает? Если вы ищете солидарности взглядов, хотите предложить выход, способ решения, вариант действий — не тратьте время на пережевывания: предлагайте, предлагайте, предлагайте! Люди разные, и кому-то очень неплохо удается и предлагать, и решать, и организовывать оборону от кризиса, и при этом не терять самообладания. Им не нужно произносить фразу-паразит, план действий у них существует еще до того, как гром грянет, и кто-то впечатлительный перекрестится. Вам повезло, если вы относитесь к этой категории, хотя внутреннее напряжение и ощущение стресса переживают в сложных ситуациях все, и чего оно стоит, одному вам известно…
А на некоторых же проблемы и кризисы действуют сугубо устрашающе, как удав на лягушку, в ситуации подобного ментального ступора предпринимать ничего не стоит, ибо любое решение, скорее всего, будет неверным, истеричным, вызванным минутной слабостью. В таких ситуациях лучше вовсе ничего не делать или все-таки найти в себе силы, выслушать все советы, некоторые из них вполне могут оказаться и разумными и сбалансированными, и отдаться во власть простой здравой логике, которая включает режим выживания независимо от аналитических выкладок псевдонаучного характера.
Главное условие — не паниковать, избегать дополнительного давления, создавая атмосферу тревоги, неопределенности, нервозности, не реагируя на доброжелателей, которые искренне считают, что «надо наконец что-то делать» которые, при этом сами не ударят палец о палец для решения проблемы. Эмоциональный паразитизм удобен, он позволяет переложить решение проблем на кого-то, кто оказывается рядом и готов искать пути и действовать, но абсолютно разрушителен для того, кто сам ожидает помощи извне, кто завороженно следит за развитием кризиса, ожидая разумной подсказки.
Будьте всегда спокойны и не реагируйте на эмоциональные капканы…
Источник
Эмоции — ваши скрытые ресурсы
Эмоции — ваш скрытый ресурс, который вы можете активно использовать. Известно, что высокий градус эмоций быстро истощает, а низкий уровень дезорганизует. Однако вы можете настроить собственные оптимальные режимы эмоций, даже если законы этих настроек общие. Разные эмоции могут стать акселераторами практически любой вашей активности: интеллектуальной, деловой и пр. Рассмотрим особо те из них, которые помогут вам повысить эффективность свой деятельности.
При увеличении силы эмоционального возбуждения эффективность и качество выполняемых действий растут, достигают максимума (оптимальное эмоциональное состояние) и начинают снижаться при сильном эмоциональном возбуждении (закон Йеркса — Додсона). Согласно этому закону, существует оптимальный уровень возбуждения, желания, эмоционально-мотивационного обеспечения деятельности, к достижению которого следует стремиться. Поскольку высокий градус эмоций разрушает желание узнавать новое, смещает цели на результат, энергия уходит на представление результата, на страх его не получить и т. п. Другими словами, эмоции слишком высокой силы работают «против», они как бы организуют другую деятельность, которая отвлекает силы и внимание от основной, происходящей в тот же момент.
Он схож с законом силы И. П. Павлова: при очень сильных раздражителях возбуждение переходит в запредельное торможение.
При сильном волнении человеку бывает трудно сосредоточиться на задании. Он может позабыть, что ему надо делать. Так, курсант летного училища при первом самостоятельном полете может забыть, как сажать самолет, и совершить это действие только под диктовку с земли своего командира. В другом случае из-за сильной эмоции радости, близкой к восторгу предвкушения победы, гимнаст, выйдя к снаряду, позабыл начало упражнения и получил нулевую оценку.
У второго принципа есть несколько важных нюансов. При простых заданиях следует поддерживать относительно высокий уровень возбуждения — чтобы избегать вялости. Сложные задания, напротив, требуют невысокого уровня возбуждения, а средние по сложности — среднего уровня активации.
На практике это может выглядеть так. В состоянии повышенного возбуждения лучше заняться простыми, легкими видами деятельности: навести порядок в бумагах, передвинуть стол и стул и т. п. В состоянии же низкого возбуждения, когда вы спокойны, лучше заняться более сложными делами: заполнением декларации о доходах, составлением производственного или бухгалтерского отчета и т. п.
Если в ситуации повышенной ответственности в трудовой или учебной деятельности есть перевозбуждение, перемотивация — будьте осторожны, не перегните палку. Нагнетать напряжение и тревогу в таких ситуациях будет ошибкой. Наоборот, лучше попробовать сбавить эмоциональный градус легкой шуткой, переключением внимания или жестами поддержки.
Интенсивность эмоции мешает выбору правильного решения. По закону отрицательной индукции случайные очаги возбуждения, которые из-за сильных эмоций стали доминантными и начали действовать по законам доминанты, начинают гасить электропотенциалы следов памяти и правильных решений. В результате человек не воспринимает контраргументы. Ему кажется, что он безусловно прав.
Он напоминает правило движения по реверсивной полосе. Есть группа эмоций, которые работают по принципу одностороннего движения. В эту группу входят активные (или стенические) и пассивные (или астенические) эмоции. Стенические эмоции — радость, удивление, интерес, восхищение и пр. повышают жизнедеятельность организма. Астенические — грусть, горе, стыд, скука и пр. угнетают и подавляют жизненные процессы в организме.
Стенические эмоции работают в упрощенном представлении так. У человека, испытывающего радость, происходит значительное расширение мелких кровеносных сосудов, улучшается и усиливается питание всех жизненно важных органов, особенно мозга. Радующийся человек не чувствует утомления, наоборот, испытывает сильную потребность в действиях и движениях. В состоянии радости человек обычно много жестикулирует, прыгает, издает радостные крики, громко смеется, совершает другие быстрые энергичные движения. Повышенная двигательная активность связана у него с ощущением силы. Он чувствует себя легко и бодро. Приток крови к мозгу облегчает его умственную и физическую деятельность: он оживленно говорит, быстро думает, продуктивно работает, в его сознании возникают оригинальные мысли и яркие образы.
Астенические эмоции (например печаль) сужают мелкие кровеносные сосуды. Возникает анемия кожи, внутренних органов и мозга. Лицо человека становится бледным, вытягивается, приобретает резко выраженные заостренные черты, снижается температура кожи, появляется ощущение холода и даже озноба. В связи с замедлением кровообращения возникают затрудненное дыхание, одышка. Пониженное питание мозга уменьшает продуктивность работы, мышление становится вялым, заторможенным, человек испытывает сильное нерасположение к умственной деятельности. Голос становится слабым, беззвучным, появляется чувство сильной усталости, невозможности удержаться на ногах, стремление на что-нибудь опереться. Длительное, систематическое чувство печали приводит к снижению всех жизненных процессов в организме.
Это были примеры эмоций «одностороннего движения», или, как их называют специалисты, однозначного проявления. Однозначные эмоции в 90% случаев (за исключением отдельных отклонений) четко ведут к снижению или повышению эффективности деятельности человека.
Но на трассе нашего скрытого ресурса есть полосы с реверсивным движением — неоднозначные эмоции. Это те эмоции и их оттенки, которые могут привести как к положительному, так и к отрицательному результату в зависимости от вектора своего направления.
Разберемся в них на примере эмоции гнева. Если человек использует неконструктивный гнев для психического подавления окружающих, то тем самым он разрушает внутреннее эмоциональное равновесие группы и снижает ее эффективность. В данной ситуации гнев — эмоция, которая негативно влияет на эффективность деятельности группы и организации в целом. Но именно через здоровый гнев человек иногда обретает дремлющую в нем силу и резко повышает свою эффективность.
Гнев также может быть полезен, когда обостряет вялотекущий конфликт и выявляет разногласия, которые до этого невозможно было не только уладить, но и просто обговорить. Поэтому предлагаем использовать такую группировку:
- однозначные эмоции, негативно влияющие на эффективность деятельности;
- однозначные эмоции, позитивно влияющие на эффективность деятельности;
- неоднозначные эмоции, обладающие как негативным, так и позитивным эффектом в зависимости от вектора направленности.
Эмоция как акселератор
Разные эмоции могут стать акселераторами практически любой вашей деятельности: интеллектуальной, деловой и пр. В группу эмоций, способствующих увеличению эффективности деятельности, можно отнести:
- Принятие. Это начальная стадия проявления эмоции доверия, которую понимают как состояние защищенности, веры в искренность. Если мы доверяем, то полагаемся на чье-то мнение, отказываемся от самостоятельного исследования вопроса, ситуации или человека.
- Доверие. Оно способно порождать многие другие чувства — от любви до ненависти. Доверие также вызывает различные состояния — от комфорта до стресса, вырабатывает социальные установки — от принятия до отторжения. Доверие ни на что не мотивирует, но создает благоприятную атмосферу. Многие проекты и процессы начинаются именно в таком состоянии — принятия и доверия. Как только это состояние начинает исчезать, начинает снижаться и эффективность проекта. Доверие — это сильный маркер внутреннего мира любой компании.
- Ожидание. Оно трактуется как эмоциональное состояние предвосхищения. Это представление о результате процесса, возникающее у нас заранее. Ожидание — это состояние, когда человек готовится к чему-либо, что должно произойти. Это более интенсивная эмоция, чем принятие и доверие, которая сопровождается готовностью организма к действию в направлении предполагаемого события.
- Радость. Активная, положительная эмоция, выражающаяся в хорошем настроении и ощущении удовольствия. Быстро возникающая, она порой приближается к аффекту. Радость появляется как реакция на неожиданное получение чего-то приятного, желанного. Чем неожиданнее успех или чем дольше его ждали, тем больше радость. Радость, в сочетании с интересом, поддерживает конструктивное, творческое поведение. Хорошее настроение оказывает благотворное влияние на эффективность работы даже в том случае, если оно возникло по причине, к работе не относящейся (приятное известие, хорошая погода и т. п.) По влиянию на эффективность деятельности радость уступает только удивлению и интересу.
- Удивление. Это эмоция, вызванная сильным впечатлением от чего-либо, поражающего неожиданностью, необычайностью, странностью. Удивление освобождает проводящие нервные пути, подготавливает их к новой активности, за что его иногда называют эмоцией очищения каналов. Удивление — более интеллектуальная, направляющая активность эмоция. Оно придает вектор активности в направлении отмеченного объекта или явления. Удивление окрашивает и выделяет нечто новое, имеющее ценность для человека. Эта эмоция заостряет наше внимание на противоречие между старым и новым, дает возможность человеку осознать необычность ситуации, заставляет внимательно ее проанализировать. Именно удивление побуждает и направляет мыслительную деятельность, дает толчок для понимания и преодоления обнаруженного противоречия.
- Восхищение. Это кратковременное, но сильное чувство радостного удовлетворения, очарованности. В отличие от восторга, восхищение — это выражение отношения к чему-то или кому-то. Восхищение — самая сильная из представленных эмоций. Оно будоражит наш интеллект, активирует деятельность, мотивирует к достижению. Когда человек испытывает эмоцию восхищения, он признает наличие какого-то положительного качества. Например, эффективно проведенные руководителем переговоры вызывают чувство восхищения у подчиненного, а также мотивацию и желание стать таким же, обладать подобными качествами. Если проект (его значимость или социальная направленность, творческий замысел) вызывает восхищение у его участников, то повышаются лояльность и ответственность за результат. В таких ситуациях эмоция восхищения сопровождается еще и интересом. Это уже можно назвать одним из рецептов эффективности и успеха.
Лapиса Алекcaндpoвна Южaнинoва — старший пpeподаватель кафедры экономики труда и управления персоналом Роccийского экономического университета им. Г.В. Плеxaнова, эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»
Источник