- Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
- Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен
- Как работает эмоциональный интеллект
- Как развивать эмоциональный интеллект
- Инструменты развития эмоционального интеллекта
- Эмоциональный интеллект руководителя
- Эмоциональный интеллект руководителя
- Эмоции в бизнесе
- Для чего руководителю нужен высокий уровень эмоционального интеллекта?
- Развиваем эмоциональный интеллект руководителя
- Упражнения для развития эмоционального интеллекта
- Видео
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
Об эксперте: Виктория Шиманская — доктор психологии, преподаватель МГИМО, МИП, эксперт по развитию эмоционального интеллекта. Автор книги «Коммуникация» для подростков, сооснователь проекта развития гибких навыков SKILLFOLIO. Автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта.
Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен
Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.
Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.
Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.
Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.
Как работает эмоциональный интеллект
Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.
Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.
Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.
- Осознанность. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки.
- Самооценка. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звёзд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации.
- Мотивация. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы.
- Адаптивность. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам.
Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.
Все четыре профиля одинаково перспективны. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.
Как развивать эмоциональный интеллект
Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.
Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.
Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.
Инструменты развития эмоционального интеллекта
Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.
Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.
Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.
Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение».
Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.
Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.
Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.
Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:
Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.
Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.
- Социальная компетентность
Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.
В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:
Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.
Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.
Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.
Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.
- Управление отношениями
Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.
Источник
Эмоциональный интеллект руководителя
Эмоциональный интеллект руководителя
_________________________________________________________________________________________________________
Мероприятия для развития эмоционального интеллекта:
_________________________________________________________________________________________________________
После публикации в книге Дэниэла Гоулмана данных о том, что только 15% успеха руководителя объясняются его умственным развитием (IQ), а 85% приходятся на долю эмоционального интеллекта (EI), понятие «эмоционального интеллекта» стало набирать стремительную популярность. Но каким именно образом делает человека успешным эмоциональный интеллект? И значит ли это, что ум руководителю теперь ни к чему, потому что главное – эмоции?
Хотя сам термин «эмоциональный интеллект» и похож на оксюморон, определяется он достаточно просто: это способность понимать эмоции и управлять ими на основе интеллектуальных процессов 1 (то есть умение анализировать то, что происходит в эмоциональной сфере, и руководить им).
Важно понимать, что речь в данном случае идет не о главенствующей роли интеллекта, а скорее о взаимопроникновении и взаимовлиянии когнитивных и эмоциональных процессов, о «единстве аффекта и интеллекта», как писал выдающийся психолог Лев Выготский 2 .
К тому моменту, как появилась книга Гоулмана, целым рядом научных работ подтверждено, что эмоциональность влияет на интеллектуальную и логическую деятельность (а значит, и на эффективность работы). К числу наиболее важных из них можно отнести труды Антонио Дамасио 3 и Дэниэла Канемана 4 . Нейрофизиологические исследования Дамасио показали, что человек, из-за различных травм потерявший способность испытывать эмоции, перестает быть успешным, поскольку уже не может принимать решения. А в 2002 году психолог Канеман доказал, что на принятие экономических решений влияют нерациональные факторы, в частности, эмоции (например, испытывая страх, человек переоценивает величину возможных потерь).
Сегодня известны разные подходы к изучению влияния эмоционального интеллекта на бизнес. Так, Дэниэл Гоулман и Рувен Бар-Он изучают определенные компетенции руководителей, связанные с эмоциями (например, при управлении конфликтами), и личностные качества (скажем, оптимизм). А Джон Майер и Питер Саловей анализируют когнитивные способности человека применительно к эмоциям (умение понимать и определять, что выражает та или иная эмоция). Мы придерживаемся концепции этих ученых и считаем, что эмоциональная компетентность 5 руководителя предполагает владение четырьмя видами навыков:
- осознание своих эмоций;
- осознание эмоций других людей;
- управление своими эмоциями;
- управление эмоциями других людей.
Эмоции в бизнесе
Вопреки популярному мнению, что «эмоциям не место на работе», это (к сожалению или к счастью) не так. Человек в любой момент испытывает какую-то эмоцию. На работе люди не перестают быть людьми, следовательно, эмоциональная составляющая присутствует всегда, во всяком деле, решении или поступке. И у руководителя, кстати, тоже. Другое дело, какое влияние оказывают эмоции – положительное или отрицательное. Долгое время считалось, что отрицательное.
Человек теряет способность думать, испытывая страх, гнев и даже радость (вспомните себя влюбленными). Под воздействием сильных эмоций мы часто принимаем неверные решения. Не желая видеть обратную сторону медали, другими словами – отказываясь прислушиваться к эмоциям, мы лишаемся огромного объема информации. А информация в наши дни, как известно, – ценнейший из ресурсов.
Не стоит также думать, что эмоции всегда мешают работе. Испытывая позитивные эмоции, люди работают лучше. Это в общем и не удивительно. Люди в хорошем настроении внимательнее относятся к окружающим, что особенно важно, например, в работе продавцов, менеджеров по работе с клиентами, да и, собственно, во всех сферах, где первостепенную роль играет общение.
При этом понятно, что главный в создании эмоционального состояния команды или рабочего коллектива – руководитель. Потому что люди привыкли смотреть на первого «в стае», ориентироваться на его восприятие и настроение. Именно руководитель способен увлекать людей идеей, заражать своей эмоцией, творить ту атмосферу, которая поможет всем работать эффективнее.
Причем эмоционально компетентный руководитель совсем не обязательно создает вокруг себя атмосферу всеобщей любви и бесконечной радости. Он вполне способен подгонять подчиненных, если видит, что проект рискует не завершиться в срок, и пугая последствиями, и воодушевляя результатами, и раздувая злость на конкурентов. Разница между эмоционально компетентным и эмоционально некомпетентным руководителями в том, что первый использует свой эмоциональный репертуар осознанно. Он может наорать, стуча кулаком по столу, а может улыбнуться и похлопать по плечу – четко понимая, что он сейчас делает и зачем.
Большинство руководителей привыкают к тому или иному стилю управления и неосознанно пользуются только им одним: кто-то больше кричит, а кто-то – улыбается. И в том и в другом кроется немало неприятностей. Но самое грустное, если руководитель становится «toxic», как это называют в Америке. Такой «ядовитый» босс срывается на своих подчиненных, резко критикует их в присутствии коллег, высказываясь едко и саркастически, постоянно вмешивается в их работу, придирается по мелочам… Поразительно, но согласно исследованиям, проведенным в одной международной гостиничной сети, из десяти контактов, вызывающих у менеджеров негативные эмоции, девять приходилось на общение с руководством (. ). Оно становилось причиной душевного дискомфорта значительно чаще, чем столкновения с клиентами, постоянные перегрузки, сложности корпоративной политики и личные проблемы6. Так что развитие эмоциональной компетентности очень часто включает расширение поведенческого репертуара у лидера.
Для чего руководителю нужен высокий уровень эмоционального интеллекта?
Прежде всего – для себя самого. Руководитель – тоже человек (о чем часто забывают и окружающие, и он сам), и в течение рабочего дня он испытывает массу эмоций, в большей части «негативных» (в основном, страх и некоторую долю агрессии). Большинство руководителей привыкли не обращать на эти эмоции внимания, стараясь держать их «при себе». Многие руководители считают, что таким образом они управляют своими эмоциями. Однако в этом случае речь идет о подавлении, а не об управлении (подробнее об этом здесь: **). Разница заключается в том, что когда мы управляем эмоцией, она уходит, а когда подавляем – то продолжаем «держать» эмоцию внутри себя. «Внутри себя» — то есть в своем теле. Между тем, подавленные эмоции никуда не деваются, и дальше возможно только два пути развития событий. В первом случае рано или поздно они выплескиваются наружу, и руководитель срывается. Тогда страдают подчиненные или близкие и члены семьи. Во втором случае руководитель так и продолжает держать эмоции в себе. В итоге вечером мы имеем головную боль и повышенное давление, а через несколько лет – инфаркты, инсульты и прочие сердечно-сосудистые заболевания.
Кроме того, в повседневной жизни необходимость постоянно сдерживать эмоции приводит к снижению «эмоционального порога». Привыкая к негативу, человек действительно перестает раздражаться, перестает бояться… Его эмоции, причем и негативные (злость), и позитивные (радость), притупляются и как бы не ощущаются в полной мере. Марша Рейнольдс7 приводит такой пример. Один руководитель сообщил ей, что у него никаких проблем с эмоциями нет, он, дескать, научился с ними справляться: совершенно не злится на подчиненных и не раздражается на работе. Но на вопрос «А когда вы в последний раз радовались так, как в тот момент, когда ваш сын забил гол: прыгали на трибуне и орали во весь голос?» он, помолчав какое-то время, ответил: «Кажется, я вас понял».
Вынужденный постоянно скрывать свое настроение, руководитель теряет способность испытывать эмоции в общении не только с коллегами, но и с друзьями, и даже родными людьми. Тут и начинается увлечение экстремальными видами спорта, сумасшедшая езда на машине (потому что эмоции необходимы нам для нормальной жизнедеятельности), с одной стороны, или апатично-депрессивное состояние, когда ничего не хочется, – с другой. Такой ситуации можно избежать, умея управлять эмоциями, вместо того, чтобы просто их подавлять.
Однако, прежде чем усвоить навыки управления своими эмоциями, необходимо научиться их осознавать – иначе чем, спрашивается, управлять будем? Очень важный навык, с которого и начинается эмоциональный интеллект, – это осознание собственных эмоций. Это непростая способность, которую никто и никогда не помогал нам развивать. Что нас учили в детстве делать с эмоциями? Скрывать, подавлять, контролировать… «Веди себя прилично», «мальчики не плачут», «хорошие девочки не должны ругаться» и т.д. Практически никогда никто из взрослых не спрашивал: «А что ты сейчас чувствуешь? Как это проявляется в теле? Что тебе хочется сделать, когда ты испытываешь эту эмоцию?». Поэтому большинство из нас привыкли постоянно думать, но с трудом способы понять, что мы чувствуем в конкретный момент времени (подробнее об этом см. Глобальная Драма эмоционального интеллекта).
Осознать эмоцию – значит быть способным в любой момент назвать словом, что я сейчас
К осознанию эмоций имеет самое непосредственное отношение и такая компетенция руководителя, как принятие решений. Говоря об этом процессе, часто упоминают интуицию. Однако, по мнению Гоулмана, интуиция – не что иное, как эмоция, которая возникает в связи с каким-то фактом, еще не до конца осознанным мозгом. К примеру, вы читаете отчет. С цифрами вроде все в порядке. Все логично. И вдруг вы чувствуете легкое беспокойство. Еще раз просматриваете цифры… все вроде сходится… и вы отмахиваетесь от неприятного чувства, вот же они – цифры и факты. И принимаете решение… Впоследствии оказавшееся ошибочным. И тут же в памяти всплывает тот отчет. «Недаром он мне не понравился!» – восклицаете вы, и вы совершенно правы. Но уже поздно.
Такие эмоции, как правило, мимолетны, а источник их совершенно, казалось бы, непонятен. Чтобы их быстро отследить, важно обладать развитым навыком осознания эмоций – успевать в суматохе и спешке рабочего дня отслеживать такие сигналы и констатировать: «Нет, все-таки мне это не нравится». И просмотреть отчет еще раз. И еще. Появление эмоции можно ощутить по изменившемуся физическому состоянию: у кого-то начинает ныть спина или просто возникает какое-то непонятное внутреннее напряжение. Гоулман называет это «gut feeling» (gut – желудок), что в переводе на русский может означать «нутром чую». Так что в народе давно подмечена важность эмоционального интеллекта…
Руководитель с высоким уровнем эмоционального интеллекта чуток не только к себе, но и к своим сотрудникам: заметит, если кто-то из коллег расстроен или разозлен, а в некоторых случаях поймет и причину происходящего. По выражению лица, по интонациям, фразам или нетипичному поведению. И он учитывает эмоциональное состояние сотрудника. Например, помнит о том, что человек, испытывающий сильную эмоцию, не может в этот момент продуктивно думать. Бесполезно объяснять что-либо менеджеру, на которого только что накричал клиент. Бесполезно заставлять человека сосредоточиться на задании, если ребенок лежит дома с высокой температурой. В таком случае сотрудника стоит отправить домой – толку от него все равно будет немного. Напрасно требовать от сотрудников заполнить все документы после только что успешно завершенного крупного проекта – лучше отпустить их в ближайший бар…
Только разобравшись в собственных чувствах и состоянии окружающих вас людей, можно говорить об управлении эмоциями.
Следующая ступень развития эмоционального интеллекта – управление своими эмоциями. Не контроль. Не подавление. А именно управление. В чем разница? И контроль, и подавление загоняют эмоции внутрь, где они и копятся. Управление позволяет выпустить эмоции. Различные техники разбираются на тренингах, о многих можно прочитать в книгах по стрессменеджменту. Немало упражнений основаны на тренировке дыхания и направлены на изменение своего физического состояния. Иногда важно проанализировать и собственные мысли, которые часто бывают причинами эмоций…
Бывает, что внешнее событие служит лишь легким толчком, ниточкой, ухватившись за которую мы сами себя накручиваем. Легко вспомнить, как это происходило, когда ктото из ваших близких сильно задерживался с работы. И если вы лишены возможности позвонить, а его все нет, в голове начинают всплывать страшные картины. А вдруг маньяк в подворотне? А вдруг под машину попал? А вдруг… Между тем на работе всего лишь затянулось совещание. Но этот вариант мы не рассматривали, и к моменту возвращения любимого(ой) мы уже в панике. Что нас привело к этому состоянию? Исключительно собственные мысли! В этой ситуации крайне важно не упустить момент, когда накручивание только начинается. Часто осознание того, что вы идете на поводу у своих домыслов, поможет вам выдохнуть и расслабиться.
Руководитель с высоким уровнем эмоционального интеллекта может управлять и возникновением эмоций: разозлиться или «включить» радость, если она требуется, скажем, для вдохновенной речи. Один из наших знакомых управленцев приводил пример: «Мне предстояло публичное выступление на серьезном общегородском мероприятии. В какой-то момент я понял, что сильно боюсь. И я начал „накручивать” себя, что сделаю это классно – и в итоге выскочил с таким азартом! И выступил с настоящим удовольствием! Это было потрясающе».
Ну и наконец, управление эмоциями других. Именно этого, как правило, хотят руководители, желающие повысить уровень эмоционального интеллекта. Уметь подбирать правильные слова – и сотрудники будут готовы работать днем и ночью с максимальной отдачей. Руководитель с высоким уровнем эмоционального интеллекта – это лидер, за которым, что называется, люди идут. У него широкий лидерский репертуар, он умеет подобрать ключик к каждому. В общем, рассматривает эмоции каждого работающего рядом с ним человека как ресурсы, грамотно задействуя которые, можно значительно повысить его эффективность.
Развиваем эмоциональный интеллект руководителя
Есть три основных пути развития эмоционального интеллекта: самостоятельно, на тренингах или с помощью индивидуальных консультаций (коучинга).
Первый – это тренинги и коучинг. Важно понимать, что один двухдневный тренинг или семинар не повысит ваш эмоциональный интеллект. Наш обычный способ реагирования на окружающий мир, наши привычки, глубоко укоренившиеся установки очень сложно менять. Кроме того, новые навыки в этой области страшно и сложно пробовать применять сразу в реальной жизни, поэтому имеет смысл начинать в безопасном пространстве.
Вам понадобятся сильное желание и внутренняя готовность развиваться в этом направлении. Эффективная программа развития эмоционального интеллекта должна быть длительной (по мнению Д. Гоулмана и Р. БарОна – не менее шести месяцев), обязательно включать обширную практику и коучинг.
Для того чтобы развивать эмоциональный интеллект самостоятельно, нужна еще более сильная мотивация – вспомните, сколько книг вы прочитали и подумали: хорошее дело, надо попробовать… И, тем не менее, это вполне возможно.
Упражнения для развития эмоционального интеллекта
Осознание своих эмоций
1. Для развития навыка осознания собственных эмоций полезно спрашивать себя периодически «Что я сейчас чувствую?», начиная с самых простых для распознавания базовых состояний: радость, печаль, гнев или страх. Несложно научиться определять также источник эмоции и степень ее интенсивности. Представьте себе градусник, где отметка 36,6 означает интенсивность эмоции, которой вы можете управлять без особых усилий; 37,5 – момент, когда уже начинает лихорадить; 42 – когда вы прыгаете от восторга или взрываетесь от негодования. Прочувствуйте каждое состояние, вспомните, как вы себя ведете, ощущая эмоцию такой интенсивности.
2. Обращайте внимание на свое состояние, когда смотрите фильм или футбол, читаете книгу… Просто фиксируйте свое состояние. Тогда в любом состоянии вы будете способны определить, что с вами происходит.
Осознание эмоций других
1. Чтобы понимать, что испытывают другие, обращайте больше внимания на их движения и жесты: когда человек откидывается на стуле, складывает руки на груди, улыбается, как меняется его интонация… На самом деле в эмоциональной части мозга при каждом разговоре течет поток информации: кажется, он напрягается… ага, вот сейчас его порадовало то, что я сказал… а сейчас он наконец расслабился… Запустите этот процесс и в «думающем мозге» (неокортексе): кажется, он напрягается… что я могу ему сказать еще. ага, вот сейчас его порадовало то, что я сказал… значит, для него важно, что его целеустремленность замечена… а сейчас он наконец расслабился… все, можно говорить о сроках выполнения задания, он все понял!
2. Поставьте запись какогонибудь фильма, выключите звук и наблюдайте, какие эмоции испытывают собеседники. Предположите, почему. Включите звук и промотайте назад – правильно ли вы поняли?
3. Чтобы проверить себя, обращайте внимание на эмоции и состояние ваших близких. В каком настроении вернулась домой жена? Что случилось с сыном, какойто он мрачный? Говорите о вашем впечатлении. Даже если вы ошибетесь, близким будет приятно, что вы интересуетесь их эмоциональным состоянием. Главное в этом процессе – не формулировать свое мнение как факт: «Чтото ты злая сегодня как собака» (к этой же категории относятся фразы «Что ты нервный такой сегодня?», «Опять в депрессии?», «Прекрати злиться» и т.д.). Начинайте со слов: «мне кажется, ты сейчас чувствуешь…», выдерживая при этом вопросительную интонацию.
Управление своими эмоциями
1. Учитесь говорить о своих чувствах! Многие считают это слабостью. (О ужас, что подумают о руководителе, вдруг заявившем перед советом директоров: «Пожалуй, я немного нервничаю»!) Подчиненным нужно иногда вспоминать о том, что их начальник – тоже человек и ему не чужды простые человеческие эмоции. Это сближает. Из этого совсем не следует, что руководитель должен постоянно изливать душу перед подчиненными. Но иногда сказать вслух о какихто своих эмоциях, как негативных, так и позитивных, бывает полезно. Проговорить переживаемую эмоцию – один из самых простых и действенных способов управления ею. Говорите о своих чувствах хотя бы близким людям.
2. Следите за своим внутренним диалогом – не накручиваете ли вы сами себя?
3. Еще один способ управления эмоциями – управление телом, так как изменение физического состояния может влиять на эмоции. Совершайте простейшие действия. Медленно выдохните. Незаметно сожмите и разожмите кулаки. Если позволяют окружение и ситуация – потянитесь или попрыгайте. Полезно бывает корчить рожи. Дада, не смейтесь: часто гнев или страх в первую очередь сковывают мышцы лица. Состройте пару хороших рож перед публичным выступлением – и станет гораздо легче.
Все знают или во всяком случае догадываются об этих способах снятия стресса. Ну неужели никто не слышал о дыхании? Слышали? Кто-нибудь делал.
В этом сложность применения всех техник управления эмоциями. Пока мы не испытываем сильной эмоции, мы эти техники не используем. Когда мы испытываем сильную эмоцию… нам уже не до техник. Поэтому такие простые движения, занимающие долю секунды, стоит просто ввести в привычку: при мимолетной эмоции подышите, подвигайтесь. Тогда и в более напряженной ситуации вы об этом вспомните.
4. Что делать, если вы все же испытываете сильную эмоцию? В этой ситуации полезно… начать думать. Причем не о том, что буквально сейчас произошло – вот именно так мы себя и накручиваем, снова и снова вспоминая, как я… а он… Так вот, думать надо, напрягая свои аналитические и интеллектуальные способности. Возьмите доклад когонибудь из сотрудников, особенно если он содержит много цифр. Решите головоломку. Кроссворд. Испытывая сильную эмоцию, невозможно думать, но ведь, напряженно думая, нельзя испытывать сильную эмоцию.
Как научиться вызывать эмоцию в себе?
Можно использовать тот самый внутренний диалог, только намеренно, с целью себя накрутить. В первую очередь этот способ подходит для того, чтобы разозлиться. Вспоминайте пример за примером, когда ктото вас обидел и чтото сильно разозлило, оперируйте фразами вроде «ну теперьто я им покажу…». Таким же образом можно вызвать достаточно сильную печаль или страх. Вызвать аналогичным способом позитивные эмоции сложнее. Можно вспомнить какойто фрагмент из фильма, где герой воодушевляет когонибудь на свершения, восклицая: «Давай. Ты сможешь. Ты это сделаешь. » Или просто прокручивать в голове вдохновляющие фразы.
Попытайтесь развивать этот навык еще и таким способом. Учили вы когданибудь иностранные слова, написанные на карточках для лучшего запоминания? Вот точно так же возьмите карточки, напишите на них названия эмоций, сначала попроще (радость, гнев), потом посложнее (смущение, ревность). Вытаскивайте карточку наугад… и усилием воли вызывайте в себе эту эмоцию. На ваше усмотрение: или вспоминайте, как вы себя чувствовали, когда испытывали эту эмоцию в последний раз, или воображайте… В транспорте лучше не пробовать.
Управление эмоциями других
Вот любимый пункт руководителей! Поскольку руководители – это люди с высоким IQ, то вам не нужно объяснять, что без предыдущих трех навыков этим не овладеть.
1. Чтобы заразить других какойлибо эмоцией, важно прочувствовать ее самому. Если прочувствуете хорошо, больше вам ничего особо и не придется делать: чужими эмоциями мы все в большей или меньшей степени заражаемся.
Значительно сложнее стимулировать эмоции: то есть вызывать определенные состояния у когото, не испытывая их при этом самому. Для этого нужно очень хорошо знать эмоциональные «триггеры» ваших подчиненных: на какие «кнопки» нажимать, какими словами оперировать…
2. Расширяйте свой лидерский репертуар. Проанализируйте, какие эмоции присущи вашему стилю,
а каких недостает. Часто срываетесь? Сосредоточьтесь и объясните все сотруднику спокойно или даже с радостью (ведь теперь он наконец все поймет!). Не позволяете себе повышать голос на подчиненных? А надо ли? Если чувствуете, что на какогото из сотрудников давно пора хорошенько наорать – вперед!
Главное – четко обозначить цель, понять, зачем именно нужна вам эмоциональная компетентность и что вы хотели бы с ее помощью развивать. А пути достижения этой цели вы обязательно придумаете.
1 Определение американских ученых Питера Саловея и Джона Майера – авторов термина «эмоциональный интеллект»
2 Автор культурно-исторической концепции эволюции высших психических функций
3 Известный нейрофизиолог, автор книги «Ошибка Декарта. Чувства, мысли и человеческий мозг» (Мюнхен, 1995)
4 Израильско-американский психолог, один из основоположников психологической (поведенческой) экономической теории, лауреат Нобелевской премии по экономике (2002) «за применение психологической методики в экономической науке, в особенности – при исследовании формирования суждений и принятия решений в условиях неопределенности»
5 Мы предпочитаем пользоваться термином «эмоциональная компетентность», а не «эмоциональный интеллект», поскольку сам по себе эмоциональный интеллект может и не влиять на успешность в бизнесе. Важна не способность как таковая, а умение применить ее соответственно ситуации, то есть компетентность
6 Цитируем по книге Д. Гоулман, Р. Боятцис, Э. Макки «Эмоциональное лидерство»
7 Известный коуч-консультант и тренер, автор книги «Коучинг: эмоциональная компетентность»
Видео
Источник