Что такое эмоциональный интеллект ребенка дошкольного возраста

Особенности развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Татьяна Беликова
Особенности развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Что это такое? Как развивать эмоциональный интеллект? Для чего нужен эмоциональный интеллект? Несмотря на то, что эмоции имеют большое значение в развитии человека и в жизни в целом, многие не придают им особого значения. Фактически знания людей об эмоциях сводятся к тому, чтобы просто давать им соответствующие названия. Не говоря уже об эмоциональном интеллекте, который начинает формироваться в дошкольном возрасте, а у некоторых людей так и остается слабо развитым. Для того чтобы способствовать его развитию, нужно понимать, как и благодаря чему он формируется, какие дополнительные упражнения можно включить в деятельность ребенка. ЧТО ЭТО ТАКОЕ? Эмоциональный интеллект — это способность к распознаванию своих, а также чужих эмоциональных реакций и состояний и умение контролировать их. Эмпатия (способность сопереживать, понимать чувства других) тесно связана с эмоциональным интеллектом. Для многих эта способность малодоступна, и связано это как раз с тем, что в период развития эмоций им уделяется недостаточно внимания. Родители, неспособные справиться с собственными эмоциями и понять их, требуют этого от своего ребенка. Хотя учиться распознавать свои чувства и реакции дети начинают только в старшем дошкольном возрасте. Получается, что ребенок смотрит на родителей, которые то и дело говорят ему не плакать, не злиться, не обижаться, не кричать, а сами при этом позволяют себе лишнюю агрессию, а иногда даже физическое насилие. Малыш еще даже не может назвать ту эмоцию, которую он испытывают, а ему уже ставят на нее запрет, притом с ним обращаются как угодно. А когда ребенок взрослеет, родители удивляются, почему он такой толстокожий и безэмоциональный, почему так безразличен к чувствам окружающих? Кроме этого, слабо развитый эмоциональный интеллект еще и препятствует грамотному установлению межличностных контактов и сопровождается заниженной реакцией на проявление эмоций окружающих. Например, уже взрослою женщину не любит ее муж, она его раздражает, это будет очевидно для всех, кроме самой женщины, так как она просто не умеет фиксировать раздражение и не знает, как проявляется любовь. В учебе и карьере эмоциональный интеллект играет роль связующего звена. Человек может быть не очень умным или образованным, но если он умеет читать людей, их ожидания и чувства, то он сможет дать или сказать им то, что нужно. Это такая невидимая нить между личностью и людьми, ее окружающими. Прежде чем начать занятия по развитию эмоционального интеллекта у детей, родителям следует убедиться, что и у них он нормально развит. Либо они могут заниматься вместе со своим ребенком или детьми — это не повредит. КАК РАЗВИВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ? Следует помнить, что у дошкольников очень низкий уровень эмпатии и распознавания эмоций. Спросите у ребенка, что такое гнев, – скорее всего, ему будет трудно дать определение. Также бессмысленно говорить малышу нечто вроде «Ты что, не понимаешь, что мама устала?». Может, вас это удивит, но он действительно не понимает. Ваша задача как раз таки научить его понимать. Чтобы грамотно развивать эмоциональный интеллект ребенка, изучите практическое руководство. Предложенные игры и упражнения помогут вам постепенно обучить дошкольника распознаванию эмоций и управлению ими. Называние эмоций. Когда вы сами чувствуете что-то — счастье, радость, умиротворение — рассказывайте об этом ребенку. Говорите ему, как вы счастливы, и спрашивайте, знает ли он, что это такое? Малыш может вам ответить, что он счастлив или радуется, когда тепло или когда он играет в песочнице. Указывайте на эмоции. Если малыш вам что-то воодушевленно рассказывает,заметьте: «Ты такой радостный!» А также позволяйте ему самому обозначать эмоции.Кроха может заявить вам: «Я так злюсь!» – спросите, что же вызвало подобное чувство. Смайлики. Используйте картинки, на которых изображены эмоции. Показывайте их малышу, чтобы он пытался сам отгадать, что чувствует человек на картинке. Можете даже прикрепить к холодильнику его «настроение». Для этого попросите малыша выбрать картинку, которая похожа на его настроение сейчас. Рисуем. Вообще это один из приемов арт-терапии, но и для формирования эмоционального интеллекта у ребенка его также можно использовать. Вам понадобится чистый лист, краски (фломастеры, карандаши) или картон и пластилин. Попросите малыша представить, с чем у него связана злость, любовь или радость (он может назвать героев мультика или чей-то поступок). Когда он хорошо подумает и опишет это чувство, то попросите его нарисовать или слепить из пластилина. Почему он это чувствует? Чтобы малыш научился связывать эмоции с предшествующими событиями, ему необходимо проводить логическую цепочку.Ребенок может спрашивать вас: «Почему вон та девочка плачет?» – это хороший знак, поэтому вы должны обязательно объяснить причину. Если вы не знаете точно, то используйте слова «возможно», «наверное», чтобы ребенок учился предполагать. Что нужно делать, чтобы человек смеялся или радовался? Снова упражнение на развитие логики. Кроха начинает понимать, что он способен повлиять на эмоции другого человека.Спросите у малыша: «Как ты думаешь, если маме подарить цветочки, она будет радоваться? А что может обрадовать папу? А что доставляет радость тебе?». Подарок. Предложите малышу несколько карточек, на которых изображены различные эмоции. Попросите его сложить в конверт те, которые ему бы хотелось подарить кому-то – например, бабушке или маме. Он, скорее всего, выберет положительные. Спросите, почему он выбрал именно эти, а не другие. ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ? Развитие эмоционального интеллекта играет серьезную роль в дальнейшем взаимодействии ребенка с окружающими и формировании его эмпатии. Не стоит отводить эмоциям последнее место в вашей жизни. Если вы не начнете учить малыша справляться со своими чувствами сейчас, то в будущем у него могут возникнуть проблемы с самоконтролем. Чтобы ребенок вырос успешным и уравновешенным человеком, обязательно занимайтесь его эмоциональным развитием.

Читайте также:  Как чувствовать уверенность с девушкой

Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста» Такое понятие, как «Эмоциональный.

Дидактическое пособие «Чудо-книжка» как средство эмоционального развития детей раннего дошкольного возраста Первые эмоции связаны с биологическими потребностями младенца (в самосохранении, в свободе, в удовольствии). Дальнейшее обогащение поводов.

Консультация для воспитателей «Фольклор как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста» По словам Л. С. Выготского, эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются.

Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др. отмечают, что межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно.

Особенности развития мышления у детей с нарушением интеллекта посредством счетных палочек Категория детей с выраженной умственной отсталостью представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является тяжелый.

Консультация «Особенности развития детей с ЗПР дошкольного возраста» «Особенности развития детей с ЗПР дошкольного возраста» Половко Н. М., воспитатель ГБДОУ детский сад №96 компенсирующего вида Московского.

Особенности развития и методы коррекции детей дошкольного возраста с ЗПР Введение Важнейшая прикладная задача возрастной психологии состоит в осуществлении систематического контроля за ходом психического развития.

Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – первоначальный этап социализации ребенка. Это период приобщения к общечеловеческим ценностям, время установления первых.

Психологические особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью Психологические науки Архипова М. Г. студентка 2 курса магистратуры группы 580352 ТГПУ им. Л. Н. Толстого г. Тула, Российская Федерация.

Источник

Эмоциональный интеллект и важность его развития в дошкольном возрасте

Елена Николаевна Стома
Эмоциональный интеллект и важность его развития в дошкольном возрасте

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ — ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Понятие интеллекта было введено в науку французским психологом А. Бине, который в начале XX века изобрел так называемый «коэффициент интеллекта»(IQ). Согласно теории Бине, интеллект-это совокупность умственных способностей, которые позволяют предсказать будущий успех человека, т. е. чем выше коэффициент интеллекта, тем успешнее должен быть человек. Однако, «успех» человека в широком смысле этого слова (положение в обществе, карьера, заработок, наличие семьи и детей и т. п.) опирается не только на абстрактный «логический интеллект», существуют другие способности, определяющие успешность, к ним относится «эмоциональный интеллект».

Читайте также:  Детская площадка радость для детей

Термин «эмоциональный интеллект» был предложен П. Саловеем и Дж. Майером в 1990 году. Однако существует мнение, что впервые этот термин был предложен еще в 1966 году Б. Лейнером в публикации «Эмоциональный интеллект и эмансипация». Популярностью концепция обязана работам Д. Гоулмена. В 1995 году вышла его монография «Эмоциональный интеллект», задача которой – популяризация понятия, а также общий обзор проведенных к тому времени исследований в этой области.

П. Сэловей, Дж. Майер, предложили структуру эмоционального интеллекта, состоящую из трех компонентов. В дальнейшем она была доработана и в настоящее время включает уже четыре компонента, которые в совокупности описывают четыре сферы эмоциональных умственных способностей,а именно способности:

— безошибочно различать собственные эмоции и эмоции других людей;

— использовать эмоции для повышения эффективности мыслительной деятельности;

— понимать значение эмоций;

— управлять эмоциями

Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявлялся и сработал, он должен развиваться не путём тренингов и семинаров во взрослой жизни, а ещё в детском саду через осознание дошкольником роли и значимости окружающих его людей.

В дошкольном возрасте эмоциональное развитие опережает интеллектуальное. Поэтому одним из самых острых вопросов дошкольного воспитания является проблема нравственных представлений личности и развития гуманных чувств. Недостаточное развитие этой сферы психики, как показывают исследования влечёт за собой возникновение многих внутриличностных и межличностных проблем и конфликтов расизм, дискриминация, непринятие себя, непринятие других, неспособность управлять своими эмоциями, трудности и дефекты отношения, неумение работать в команде и другие. В основе развития личности дошкольника, на наш взгляд, лежит эмоциональный интеллект, который представляет собой готовность ребенка ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности.

Работа над развитием эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста очень важна, особенно в наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания. Но, как писал Дэвид Карузо, очень важно понимать, что «эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».

В настоящее время существует потребность в дальнейшем исследовании эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, его структуры, путей его развития, что откроет реальную возможность оптимизации взаимоотношений через более глубокое осознание эмоциональных процессов и состояний, возникающих между детьми в процессе межличностного взаимодействия. Развитие эмоционального интеллекта может рассматриваться как значимый фактор повышения психологической культуры общества в целом.

Специфика психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта ребенка в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, что весь коллектив сотрудников участвует в создании условий для его благоприятного развития, а также просвещает и привлекает к этому родителей воспитанников.

Современный родитель, к сожалению, немного внимания уделяет этой проблеме, ему важнее научить ребёнка читать, писать, считать, так как ему кажется этого достаточным для дальнейшего развития ребенка. Именно поэтому так важно объяснить родителям, что одно из важнейших мест в развитии личности занимает именно социально-эмоциональное развитие, и начинать его необходимо именно в дошкольном возрасте, так как именно в этом время мы закладываем первые и самые главные черты характера человека.

Читайте также:  Зацвела капуста у меня пропали половые чувства

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей в том числе их эмоционального благополучия. В разделе 2.6. ФГОС «Социально коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования (ФГОС, п 3.1) включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.

Указанные требования направлены на создание образовательной среды, которые гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивает их эмоциональное благополучие.А эти требования возможно выполнить при определенных условиях: через непосредственное общение с ребенком и через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

Таким образом, вопрос развития социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса.

1. Андреева И. Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект»// Вопросы психологии. -2008.-№5.-С. 83

2. Вайсбах X., Дакс У. Эмоциональный интеллект. Душа и тело. Пер. с нем. – М. :Лик Пресс, 1998. – 160с.

3. Загвоздкин В. Готовность к школе и эмоциональный интеллект//М. : Чистые пруды, 2008. – 32с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Дошкольное образование». Вып. 21).

4. Кравцов Г. Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей // Вопр. психол. 1996. № 6. С. 53-64.

5. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М. ,2004. С. 29—39.

6. Прусакова О. А., Сергиенко Е. А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопр. психол. 2006. № 4 С. 24-35

7. Ушаков Д. В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы// Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования/ Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М. ,2004. С. 28

Картотека «Ролевые игры в дошкольном возрасте» Игра «Семья» Цели и задачи: Продолжать обогащать содержание игры «Семья», учить детей самостоятельно организовывать игры, распределять роли,.

Использование фольклора в младшем дошкольном возрасте Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно.

Использование игр-экспериментов для развития умения составлять рассказы из опыта в старшем дошкольном возрасте Развитие умения составлять рассказы из опыта в старшем дошкольном возрасте необходимо для совершенствования речи и мышления, и облегчения.

Конспект НОД «Использование лепки из холодного фарфора для развития мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте» Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье», художественная литература.

Конструирование в старшем дошкольном возрасте Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта,.

Опыт работы «Особенности и условия развития общения детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте» Слайд № 1 Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется основное содержание выпускной квалификационной работы на тему: «Особенности.

Перспективный план развития творческой сюжетно-ролевой игры «Армия» в старшем дошкольном возрасте 1.1 Расширить, уточнить, конкретизировать знания детей об российской армии: -разнообразие войск (ВДВ, ВМФ, пограничные войска, строительные.

Проблема навязчивых действий в дошкольном возрасте «Почему медвежонку можно сосать свою лапку, а мне нельзя?» (Карина К., 4 года) Да, страхи — это ступеньки детства. А вредные патологические.

Словесные игры в дошкольном возрасте Ценность словесных игр заключается в том, что они помогают детям освоить наиболее сложный программный материал, закрепить его на занятиях.

Консультация для воспитателей «Уровни развития игры в дошкольном возрасте» Развитие игры в дошкольном возрасте — это изменение ролевого поведения. Центральным в игре является взятие на себя роли ребенком — это.

Источник

Оцените статью