- Исследование: Россияне отличаются большей «эмоциональной сложностью», чем жители западных стран
- Развитие эмоционального интеллекта: четыре ключевых сложности
- Эмоциональные расстройства: причины возникновения, симптомы и лечение
- Что это такое?
- Причины и провоцирующие факторы
- Характеристика
- Что относят к эмоциональным нарушениям
- Симптомы
- Диагностика
- Лечение
Исследование: Россияне отличаются большей «эмоциональной сложностью», чем жители западных стран
Явление, когда человек часто испытывает несколько чувств одновременно, называется эмоциональной сложностью (emotional complexity). Социальные психологи рассматривают два аспекта этого понятия – «эмоциональный диалектизм» (свойство ощущать одновременно негативные и позитивные эмоции) и «эмоциональную дифференциацию» (способность отделить переживаемые эмоции друг от друга и описать их отдельно).
Трое психологов из США и Канады под руководством Игоря Гроссмана задались целью определить, как эмоциональная сложность варьируется в разных странах. В первой части эксперимента они проанализировали случайную выборку в 1,3 млн веб-страниц из десяти стран на предмет того, сколько раз слово позитивной тональности соседствовало с двумя негативно окрашенными словами. Оказалось, что малазийцы, филиппинцы и сингапурцы значительно чаще проявляют смешанные эмоции, чем жители США, Канады, Великобритании, Ирландии, Австралии и Новой Зеландии. Южноафриканцы оказались посредине.
Во второй части опыта команда Гроссмана изучила сочинения студентов из США, России, Японии, Индии, Германии и Великобритании, в которых молодые люди описывали свои ощущения от различных событий – таких как ужин с другом или авария, результатом которой стала травма. Участники из России, Японии и Индии были гораздо сильнее подвержены эмоциональному диалектизму и более склонны к эмоциональной дифференциации.
Исследователи объяснили это тем, что в России, Индии и Японии люди живут в обществе повышенной взаимной зависимости, то есть они обращают больше внимания на желания и потребности окружающих, сосредотачиваются на социальном контексте и таким образом «считают, что их эмоции возникают из-за взаимодействия с другими», в то время как жители западных государств полагают, что корень эмоции – в их личном восприятии.
Объяснить проще это можно так: средний россиянин (воспитанный родителями, которые помнят коммунальный уклад СССР, и обладающий генной памятью десятков поколений общинного строя) читает новость «В Москве до смерти избили двух геев». Сначала он думает «какой кошмар, жалко парней», потом «но это же геи, по телевизору говорят, они наших детей совращают», затем «но у меня же нет детей, мне-то чего переживать», потом «а у сестры-то есть!», потом «в Москве какие-то звери живут, не поеду туда» и так далее. Средний немец, прочтя ту же новость, думает просто: «Ужас, так нельзя».
Источник
Развитие эмоционального интеллекта: четыре ключевых сложности
Сложность № 1. Мы подавляем, а не управляем.
Держи себя в руках. Прекрати реветь. Ничего страшного. Не больно. Что ты ржешь как лошадь. Не расстраивайся.
Мы приравниваем свою способность управлять эмоциями к умению их подавить. Нам кажется, что мы умеем управлять эмоциями, если мы смогли промолчать и не сказать партнеру по переговорам все, что ОЧЕНЬ хотелось.
Но в этом случае речь идет только о подавлении. Какая разница, спросите вы?
Разница очень простая. Если мы управляем эмоцией, она уходит. Если мы эмоцию подавляем, она остается.
И у нее есть только два выхода.
Наружу. Рявкнуть на жену. Шикнуть на ребенка. Стукнуть по столу. Долго материться вслед подрезавшему на вечерней дороге джипу.
Или внутрь. Болит голова. И спина. Вечером хочется лечь и молча лежать. Лучше с пивом. Выходные провести в кровати. А в понедельник с утра немой вопрос своему отражению: если я два дня отдыхал, почему у меня нет сил?
Что делать? Учиться осознавать эмоции. Только осознавая, что с нами происходит, мы можем управлять эмоциями (то есть поступать по-умному), а не просто подавлять.
И тут мы приходим к сложности № 2.
Сложность № 2. Мы не умеем осознавать, что чувствуем.
Хорошо. Нормально. Голова болит. Спать хочу. Устал. Да спокойный я!
Нас никогда не учили называть эмоции словами, мы не умеем обращать на них внимание и не умеем в нужный момент осознавать. На самом деле, в основе нашего неумения управлять эмоциями лежит неумение их вовремя осознать. Мы заняты обдумыванием собственных мыслей, аргументов, вариантами решений, выбором, что сейчас сделать.
Мы не привыкли обращать внимание на то, что при этом чувствуем.
И иногда только «задним числом» способны понять, что (судя по тому, что я шумел, стучал по столу и кулаком и вопрошал: «Откуда вы взялись на мою голову такие идиоты?!») кажется, я был немного зол.
Или рвем на себе волосы, вспоминая смутное беспокойство, когда я все-таки принял решение связать себя этим партнерство. Было это беспокойство, было! Только осознать его я не смог.
Что делать? Учиться осознавать свои эмоции. То есть осваивать способность в любой момент времени посмотреть внутрь себя и ответить на простой вопрос: «Какую эмоцию я сейчас чувствую?». Назвать ее словом.
Одна из причин, почему нам бывает так трудно это сделать, связана со сложностью № 3.
Сложность № 3. У нас очень много запретов на эмоции и ограничивающих установок, связанных с эмоциональной сферой.
Мальчики не боятся. Хорошие люди не злятся на своих близких. Сильный человек не показывает своих эмоций. Руководитель должен всегда держать себя в руках.
Нам кажется, что эти убеждения нам помогают. Возможно, когда-то так и было. Но если мы хотим научиться использовать эмоции как ресурс, научиться чему-то новому в этой области, пришло время критически взглянуть на эти утверждения.
Как может взрослый серьезный руководитель серьезной компании осознать страх, если он глубоко убежден, что настоящие мужчины не боятся? Как может осознать свое раздражение мать, которая уверена, что только плохая мать может злиться на своего ребенка? Как признать раздражение в себе, если злятся только очень плохие мальчики и девочки?
Что делать? Исследовать свои установки и запреты на эмоции. Дать себе разрешение испытывать любые эмоции.
И все это станет возможным, только если мы на минутку допустим, что в этом мире есть еще что-то значимое, кроме ума.
Сложность № 4. Мы слишком верим в логику и ум.
Логично. Нелогично. Чем ты вообще думал?! Думай головой, кому говорю. Женская логика. Что с нее взять – блондинка. Разумно. Неразумно. Ты хорошо подумал? Я тебе еще раз объясняю. Почему ты не понимаешь очевидных вещей?
Нам кажется, что если хорошо объяснить, другой человек поймет, что он не прав.
Мне встречались руководители, которые искренне считали, что есть способ убедить сотрудника, что он достоин лишения премии.
Мы верим, что наши умные намерения важнее эмоций другого человека. Жестко указываем на недостатки, отбрасываем негодные чужие идеи, критикуем чужие цели, топчем розовые очки, помогаем посмотреть на жизнь трезвым взглядом.
И говорим: «Ты, конечно, обидишься, но кто тебе скажет, кроме меня. ». Или «Мы взрослые люди, пусть сам разбирается со своими эмоциями». Или «Это же рабочий момент, какие тут эмоции».
А потом удивляемся, почему лучшие сотрудники перестали приходить с идеями по развитию бизнеса, дети отказываются разговаривать о важном, с женой стало не о чем говорить, разговоры за пивом не клеятся.
Многим бывает очень трудно признать, что другие будут готовы услышать наши умные мысли, только если я создаю соответствующий эмоциональный фон. Еще труднее бывает признать, что может быть важнее (в миллион раз важнее) оставить свои умные мысли при себе. Потому что это позволит сохранить и развить отношения, потому что другой человек будет чувствовать себя счастливее, потому что он сможет достичь той цели, которая мне казалась нереальной, потому что никакие умные мысли в мире не стоят слезы ребенка. Или как-то так.
Нет. Совершенно невозможно в это поверить.
Ум каждого из нас помог нам достичь тех успехов, которые мы имеем сейчас. Для того чтобы теперь выйти на новый уровень, пришло время почувствовать, что нужно и что-то еще. Чему мы в процессе своего взросления, становления и образования уделяли существенно меньше внимания. Чему большинство из нас не учили ни в школе, ни в семье.
Пришло время научиться грамотному обращению со своими эмоциями и эмоциями окружающих.
Источник
Эмоциональные расстройства: причины возникновения, симптомы и лечение
Есть люди, чье поведение злит или удивляет окружающих. Зачастую причиной такого явления считается не отсутствие хороших манер, а эмоциональные проблемы. Расстройства у взрослых людей требуют корректной диагностики и лечения. Чем раньше будет оказана помощь человеку, тем быстрее удастся избавиться от эмоциональных расстройств.
Что это такое?
Эмоциональные проблемы – это комплекс симптомов, к которым относят повышенную возбудимость, резкие смены настроения, отсутствие самоконтроля, раздражительность и беспричинную агрессию по отношению к окружающим. К эмоциональным проблемам также относят девиантное поведение, проявляющееся стремлением к аморальному образу жизни (проституция, воровство, злоупотребление алкоголем, наркотиками и прочее). Если человек не получает своевременную профессиональную помощь, личностные расстройства приводят к плачевным последствиям, объясняемым потерей самообладания.
Причины и провоцирующие факторы
Главной причиной эмоциональных проблем считается органическое поражение структур головного мозга.
А также:
- наследственность – если кто-то из близких кровных родственников человека страдал от поведенческих расстройств, риск возникновения аналогичных проблем повышается на 50%;
- инфекционное поражение головного мозга в анамнезе (энцефалит, менингит);
- перенесенные травмы головы;
- вредные привычки;
- эндокринные заболевания, к примеру, сахарный диабет;
- сложное детство, причиной которого стали психотравмирующие ситуации, спровоцированные родственниками;
- затяжной стресс;
- пережитое насилие.
Если есть влияние нескольких факторов одновременно, это значительно повышает вероятность развития эмоциональных проблем.
Характеристика
У эмоциональных проблем есть несколько ключевых характеристик. Каждый человек, имеющий подобные нарушения психики, испытывает негативные эмоции, проявляющиеся апатией, депрессией, беспричинной нервной возбудимостью и даже суицидальными мыслями. Враждебное отношение к окружающим людям – еще одна основная характеристика эмоциональных проблем. Человек неадекватно оценивает риски, и это объясняется его импульсивностью и неспособностью объективно оценивать окружающий мир. При затяжном расстройстве возникают суицидальные мысли и аутоагрессия – нанесение увечий самому себе.
К признакам относят:
- развитие во взрослом возрасте;
- человек не может контролировать свое поведение ни наедине с собой, ни в обществе;
- неадекватное поведение приводит к серьезным проблемам в отношениях с родственниками, коллегами, начальством и другими людьми из окружения.
Что относят к эмоциональным нарушениям
Эмоциональные проблемы с точки зрения психиатрии – это неадекватное восприятие человеком окружающих и ситуаций, происходящих в его жизни. Больной не может контролировать интенсивность выражения эмоций, из-за чего поведение оценивается окружающими как неадекватное и странное.
Нарушения эмоционального фона условно делят на 2 группы:
- Расстройства эмоций.
- Проблемы с адекватностью возникающих эмоций.
К расстройствам эмоционального восприятия относят:
- аффект – неконтролируемые эмоции, мешающие трезво оценивать окружающую обстановку;
- гипертимия – беспричинная радость, сопровождающаяся слишком выраженной мимикой;
- эйфория – возникает на фоне употребления алкоголя, наркотических веществ и проявляется нервной возбужденностью;
- гипотомия – проявляется упадком сил, депрессией, негативной оценкой окружающей обстановки;
- апатия – отсутствие интереса к чему-либо, игнорирование проблем;
- гнев – нервное возбуждение, перерастающее в неконтролируемую агрессию;
- отсутствие эмоций – эмоциональная холодность и отчужденность, провоцирующая сильным стрессом;
- фобии – навязчивый страх перед чем-либо;
- навязчивая идея – стремление любой ценой совершить какой-либо поступок;
- амбивалентность – одновременное переживание противоположных состояний (апатия+навязчивая идея, гипертимия+гипотомия).
- Нарушения адекватности эмоций проявляются следующими расстройствами:
- дисфория – сильный гнев, возникающий в ответ на незначительный раздражитель;
- амимия – отсутствие мимики («каменное» лицо);
- парамимия – мимика, несоответствующая переживаемым чувствами;
- гипермимия – быстро меняющаяся мимика.
Симптомы
Эмоциональные проблемы разнообразны. Но есть типичные для них симптомы, которые создают клиническую картину, необходимую для постановки пациенту диагноза. Так, поведением человека управляют только эмоции, на фоне чего теряется способность объективно оценивать жизненные ситуации. Все действия предпринимаются под влиянием сиюминутных желаний. Переменчивое настроение делает невозможным построение планов и выполнение обещаний, данных окружающим. Минимального раздражителя достаточно для того, чтобы спровоцировать у пациента бесконтрольную агрессию, нервное возбуждение и другие поведенческие расстройства. Человека часто посещают суицидальные и депрессивные мысли, что свидетельствует о затяжных эмоциональных проблемах.
На фоне симптоматики эмоциональных расстройств портится качество жизни. Это проявляется конфликтами с окружающими, невозможностью добросовестное выполнять служебные обязанности.
Диагностика
Диагностикой эмоциональных проблем занимается психиатр. Для постановки диагноза берется во внимание перечень типичных проявлений патологии:
- Неадекватность эмоций.
- Отсутствие самоконтроля.
- Поведенческие расстройства влияют на все сферы жизни.
- Возникли проблемы с социальной адаптацией.
- У пациента ранее были диагностированы органические поражения головного мозга.
- Человек пережил психологическую травму.
Если расстройства соответствуют минимум трем пунктам приведенного выше списка, психиатр диагностирует эмоциональные расстройства и разрабатывает индивидуальную схему терапии.
Лечение
Лечение эмоциональных расстройств включает:
- Прием медикаментов – назначается только врачом при органических поражениях мозга и выраженных психоэмоциональных отклонениях. Выбор медикаментов зависит от специфики расстройств. При апатии, депрессии и суицидальных наклонностях прописываются антидепрессанты. Прием транквилизаторов целесообразный при панических атаках, приступах неконтролируемой агрессии, навязчивых идеях. При повышенной возбудимости назначаются нейролептики.
- Психотерапия – базовый метод лечения. Программа коррекции психоэмоциональных проблем разрабатывается индивидуально с учетом причин поведенческих отклонений, состояния и анамнеза пациента.
Возможна госпитализация больного в стационар. К причинам такого решения относят заявление родственников пациента о необходимости его госпитализации в психиатрическую клинику. Подобная мера предусмотрена, если поведение больного угрожает здоровью и жизни окружающих.
Источник