Эмоциональная окраска стихотворений
Многообразие изобразительных средств
Сделаем анализ художественного образа березы в стихотворениях С.Есенина «Береза» и «Печальная береза» А. Фета: какими средствами он создается, какой эмоциональной окраской отличается, как выражена авторская позиция.
А.Фет
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
Г.
Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. | И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. 1913г. |
Для создания определенного настроения оба поэта используют все многообразие изобразительно-выразительных средств: сравнение, метафору, эпитеты, олицетворение.
Фет | Есенин | |
Эпитеты | печальная, траурный | белая, пушистые, снежная, сонная, золотой, новый |
Сравнение | как гроздья винограда | точно серебром, снежною каймой, белой бахромой |
Олицетворение | прихотью мороза разубрана | береза принакрылась, сонная тишина, заря лениво обходит |
Метафоры | траурный наряд, игра денницы | кисти веток распустились бахромой, горят снежинки в золотом огне |
Инверсия | прихотью мороза разубрана она, ветвей концы висят, люблю игру денницы я замечать | а заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки |
Архаизмы и возвышенная лексика | денница ветви |
Стихотворение Есенина более образное, в нем больше олицетворений, эпитетов. Оно красочнее. Называются цвета: белый, серебряный, золотой. Упоминание зари напоминает алый цвет. Эпитеты в стихотворении Фета не рисуют, а передают ощущения. В нем более сложное построение предложений – инверсия. Есенин использует в основном более простые предложения. Фет стремится к архаичному поэтическому слогу (ветви, денница[1]), у Есенина слова общеупотребительные, простые, естественные (ветки, заря). Слова «ветви», «денница», свойственные стилю XIX века и стилю самого Фета, придают звучанию стиха высокопарность, торжественность.
Эмоциональная окраска стихотворений
Рассмотрим, каким настроением проникнуто каждое стихотворение?
У Фета — это настроение грусти и радости (смена настроения).
• радостен для взгляда.
У Есенина — это спокойствие и умиротворение, завороженность зимним пейзажем.
• лениво обходя кругом.
Оба поэта начинают стихотворение с прилагательного, определяющего существительное береза. У Есенина – “белая” – цветовой эпитет. У Фета “печальная” – эпитет для субъективной оценки. Очень важно, что именно с этих эпитетов начинается раскрытие художественного образа зимней березы, потому что каждое слово у поэта несет определенную смысловую нагрузку.
Белый цвет в старину отождествлялся с божественным. В древних памятниках прилагательное белый обозначало причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых. Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни. Она предстает перед нами легкая, изящная, ослепляющая белизной.
Олицетворяющий эпитет «печальная» одновременно передает и настроение березы. Поэт называет ее снежное убранство: «траурный наряд» (название это поддерживает эмоциональный тон образа, заданный эпитетом «печальная»). Самое удивительное, наверное, для современного читателя, почему белый цвет является траурным, ведь привычней ассоциировать траур с черным цветом. Возможно, в середине XIX века (а стихотворение написано в 1842 году), традиционней было воспринимать покойника в саване — погребальном наряде, а он, как правило, белого цвета. И все-таки этот наряд «радостен для взгляда» поэта.
У Фета береза — просто красивое дерево. У Есенина создается как бы живой образ березы, во многом похожий на женщину. Береза Фета разубрана прихотью мороза, а есенинская береза сама принакрылась снегом, словно принарядилась. У фетовской березы ветвей концы висят, как гроздья винограда. Она неподвижна — в стихотворении передано лишь движение света («игра денницы») и птиц, которые вот-вот «стряхнут красу ветвей». Наверное, именно из-за скованности морозом прекрасная береза печальна. А у есенинской — на пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой (сравнение из деревенского быта: береза как будто платком принакрылась, как девушка). Это стихотворение было написано Есениным в 1913-ом году, когда ему было всего восемнадцать лет. В это время Есенин жил в Москве, родное село Константиново далеко позади. И, может быть, когда он рисует березку, он с грустью вспоминает свою родной деревню.
У Есенина береза — кокетливая красавица, легкая, изящная. У Фета — печальная, ее не радует зимний наряд.
Выражение авторской позиции
В каком стихотворении лирический герой более активен, его присутствие более заметно?
Фет | Есенин |
у моего окна | под моим окном |
радостен для взгляда | |
я люблю замечать | |
жаль |
Фет любуется красотой зимнего пейзажа: «И радостен для взгляда Весь траурный наряд»; «Люблю игру денницы я замечать на ней», и жаль, если «краса ветвей» — снег — осыпается с дерева. Получается, что настроение березы («печальная») и эмоции автора (радость, восхищение, сожаление, если облетит «траурный наряд») — не совпадают, находятся в динамическом взаимодействии. В этом стихотворении больше рассказывается о чувствах автора и меньше о самой березе.
Есенин, напрямую, не называет своих чувств. Но он очень подробно описывает березу, ее ветки, и мы понимаем, что он любуется и восхищается березой и всем, что видно из окна. Береза изображена в единстве со всем окружающим ее миром, в тесном взаимодействии с ним, и выражено это именно образно. Говорит ли Есенин о красоте этого мира? Прямо, буквально ни разу не говорит. Но весь образный строй стихотворения представляет березу и мир вокруг нее прекрасными, и автор, явно любуясь, рисует эту зимнюю красоту. Его чувства находятся в полной гармонии с образом, вызвавшим эти чувства. Собственно, тихое любование красотой зимней природы он и стремится передать своим маленьким стихотворением, внешне очень похожим на стихотворение Фета и в то же время совсем другим.
Источник
Что такое эмоциональное звучание стихотворения
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном произведении. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Для меня эта ночь вне закона.
Я пишу — по ночам больше тем.
Я хватаюсь за диск телефона
И набираю вечное ноль семь.
«Девушка, здравствуйте! Как вас звать?» — « Тома».
«Семьдесят вторая! Жду, дыханье затая…
Быть не может, повторите, я уверен — дома!
Вот уже ответили.
Ну, здравствуй, — это я!»
Эта ночь для меня вне закона.
Я не сплю, я кричу: «Поскорей!»
Почему мне в кредит, по талону
Предлагают любимых людей?
«Девушка! Слушайте! Семьдесят вторая!
Не могу дождаться, и часы мои стоят…
К дьяволу все линии — я завтра улетаю!
Вот уже ответили.
Ну, здравствуй, — это я!»
Телефон для меня, как икона,
Телефонная книга — триптих,
Стала телефонистка мадонной,
Расстоянья на миг сократив.
«Девушка, милая! Я прошу — продлите!
Вы теперь, как ангел, — не сходите ж с алтаря!
Самое главное — впереди, поймите…
Вот уже ответили.
Ну, здравствуй, — это я!»
Что, опять поврежденье на трассе?
Что, реле там с ячейкой шалят?
Всё равно — буду ждать — я согласен
Начинать каждый вечер с нуля!
«Ноль семь, здравствуйте! Снова я.» —«Да что вам?»
«Нет! Уже не нужно, — нужен город Магадан.
Не даю вам слова, что звонить не буду снова, —
Просто друг один — узнать, как он, бедняга, там…»
Эта ночь для меня вне закона.
Ночи все у меня не для сна.
А усну — мне приснится мадонна,
На кого-то похожа она.
«Девушка, милая! Снова я, Тома!
Не могу дождаться, жду, дыханье затая.
Да, меня. Конечно, я. Да, я! Конечно, дома!» —
«Здравствуй, это я!»
(В. С. Высоцкий, 1969)
* По номеру 07 в СССР заказывались междугородние и международные телефонные разговоры.
Укажите род литературы, к которому относится произведение В. С. Высоцкого «Ноль семь».
Предметом лирики являются личные переживания и настроения поэта, не требующие событийной мотивации, описания поступков и действий. В лирике рисуется определенное состояние человека в наиболее напряженный момент его переживаний.
Ответ: лирика ИЛИ лирический.
Чем объясняется особое эмоциональное звучание стихотворения В. С. Высоцкого?
В стихотворении В. Высоцкого «Ноль семь» звучит особое эмоциональное напряжение, обусловленное необходимостью связаться с любимым и родным человеком, с которым лирического героя разделило расстояние. Когда любишь, когда скучаешь и ждёшь встречи, кажется, что целого мира мало, а телефонистка может сотворить чудо — дать возможность услышать желанный голос:
«Девушка, милая! Я прошу — продлите!
Вы теперь, как ангел, — не сходите ж с алтаря!
Самое главное — впереди, поймите…
Вот уже ответили.
Ну, здравствуй, — это я!»
Вот она, сила любви, необузданность страсти — кажется, что мир рухнет, если прервётся разговор. Именно этим и объясняется особое эмоциональное звучание стихотворения.
В каких произведениях отечественной поэзии звучит тема любви и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением В. С. Высоцкого «Ноль семь»?
Тема любви занимает ведущее место в русской поэзии. Любовь как страдание мы видим у Лермонтова. Любовь как возвышающее чувство звучит у Пушкина. Любовь как смысл жизни — идея творчества В. Маяковского и В. Высоцкого.
В стихотворении В. Высоцкого «Ноль семь» звучит особое эмоциональное напряжение, обусловленное необходимостью связаться с любимым и родным человеком, с которым лирического героя разделило расстояние. Когда любишь, когда скучаешь и ждёшь встречи, кажется, что целого мира мало, а телефонистка может сотворить чудо — дать возможность услышать желанный голос:
«Девушка, милая! Я прошу — продлите!
Вы теперь, как ангел, — не сходите ж с алтаря!
Самое главное — впереди, поймите…
Вот уже ответили.
Ну, здравствуй, — это я!»
Вот она, сила любви, необузданность страсти — кажется, что мир рухнет, если прервётся разговор.
Похожее звучание темы любви находим у Маяковского.
В стихотворении «Лиличка», адресованном Лиле Брик, роковой любви поэта, герой рассказывает о своих чувствах к возлюбленной. Адресат для поэта — сама жизнь:
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
Без имени любимой нет смысла ни в чём — Маяковский любит, отдавая себя без остатка, и даже вслед уходящей возлюбленной готов «последней нежностью выстелить твой уходящий шаг».
Охваченный любовной страстью, лермонтовский Демон отрекается от самого себя и восклицает:
Я дам тебе все, все земное —
По накалу страстей эти слова созвучны строкам Маяковского: есть что-то демоническое в его поклонении возлюбленной:
Кроме любви твоей, мне
Любовь — попытка найти выход из пустыни одиночества, создать гармонию в душе и мире. Несмотря на разность стиля, эпох, в раскрытии темы любви у Лермонтова, Маяковского, Высоцкого можно найти немало общего.
Источник
Что такое эмоциональное звучание стихотворения
Чем объясняется особое эмоциональное звучание стихотворения В. С. Высоцкого?
Для меня эта ночь вне закона.
Я пишу — по ночам больше тем.
Я хватаюсь за диск телефона
И набираю вечное ноль семь.
«Девушка, здравствуйте! Как вас звать?» — « Тома».
«Семьдесят вторая! Жду, дыханье затая…
Быть не может, повторите, я уверен — дома!
Вот уже ответили.
Ну, здравствуй, — это я!»
Эта ночь для меня вне закона.
Я не сплю, я кричу: «Поскорей!»
Почему мне в кредит, по талону
Предлагают любимых людей?
«Девушка! Слушайте! Семьдесят вторая!
Не могу дождаться, и часы мои стоят…
К дьяволу все линии — я завтра улетаю!
Вот уже ответили.
Ну, здравствуй, — это я!»
Телефон для меня, как икона,
Телефонная книга — триптих,
Стала телефонистка мадонной,
Расстоянья на миг сократив.
«Девушка, милая! Я прошу — продлите!
Вы теперь, как ангел, — не сходите ж с алтаря!
Самое главное — впереди, поймите…
Вот уже ответили.
Ну, здравствуй, — это я!»
Что, опять поврежденье на трассе?
Что, реле там с ячейкой шалят?
Всё равно — буду ждать — я согласен
Начинать каждый вечер с нуля!
«Ноль семь, здравствуйте! Снова я.» —«Да что вам?»
«Нет! Уже не нужно, — нужен город Магадан.
Не даю вам слова, что звонить не буду снова, —
Просто друг один — узнать, как он, бедняга, там…»
Эта ночь для меня вне закона.
Ночи все у меня не для сна.
А усну — мне приснится мадонна,
На кого-то похожа она.
«Девушка, милая! Снова я, Тома!
Не могу дождаться, жду, дыханье затая.
Да, меня. Конечно, я. Да, я! Конечно, дома!» —
«Здравствуй, это я!»
(В. С. Высоцкий, 1969)
* По номеру 07 в СССР заказывались междугородние и международные телефонные разговоры.
Укажите род литературы, к которому относится произведение В. С. Высоцкого «Ноль семь».
Предметом лирики являются личные переживания и настроения поэта, не требующие событийной мотивации, описания поступков и действий. В лирике рисуется определенное состояние человека в наиболее напряженный момент его переживаний.
Ответ: лирика ИЛИ лирический.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном произведении. Запишите цифры, под которыми они указаны.
2) Сатира — приём изображения действительности, раскрывающий его внутреннюю несостоятельность, его несоответствие своей природе или предназначению, «идее»:
Почему мне в кредит, по талону
Предлагают любимых людей?
Что, опять поврежденье на трассе?
Что, реле там с ячейкой шалят?
4) Инверсия — необычный порядок слов в предложении:
«Семьдесят вторая! Жду, дыханье затая…
Быть не может, повторите, я уверен — дома!
Вот уже ответили.
Ну, здравствуй, — это я!»
5) сравнение — сопоставление предметов и явлений:
Телефон для меня, как икона.
Вы теперь, как ангел, — не сходите ж с алтаря!
В каких произведениях отечественной поэзии звучит тема любви и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением В. С. Высоцкого «Ноль семь»?
Тема любви занимает ведущее место в русской поэзии. Любовь как страдание мы видим у Лермонтова. Любовь как возвышающее чувство звучит у Пушкина. Любовь как смысл жизни — идея творчества В. Маяковского и В. Высоцкого.
В стихотворении В. Высоцкого «Ноль семь» звучит особое эмоциональное напряжение, обусловленное необходимостью связаться с любимым и родным человеком, с которым лирического героя разделило расстояние. Когда любишь, когда скучаешь и ждёшь встречи, кажется, что целого мира мало, а телефонистка может сотворить чудо — дать возможность услышать желанный голос:
«Девушка, милая! Я прошу — продлите!
Вы теперь, как ангел, — не сходите ж с алтаря!
Самое главное — впереди, поймите…
Вот уже ответили.
Ну, здравствуй, — это я!»
Вот она, сила любви, необузданность страсти — кажется, что мир рухнет, если прервётся разговор.
Похожее звучание темы любви находим у Маяковского.
В стихотворении «Лиличка», адресованном Лиле Брик, роковой любви поэта, герой рассказывает о своих чувствах к возлюбленной. Адресат для поэта — сама жизнь:
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
Без имени любимой нет смысла ни в чём — Маяковский любит, отдавая себя без остатка, и даже вслед уходящей возлюбленной готов «последней нежностью выстелить твой уходящий шаг».
Охваченный любовной страстью, лермонтовский Демон отрекается от самого себя и восклицает:
Я дам тебе все, все земное —
По накалу страстей эти слова созвучны строкам Маяковского: есть что-то демоническое в его поклонении возлюбленной:
Кроме любви твоей, мне
Любовь — попытка найти выход из пустыни одиночества, создать гармонию в душе и мире. Несмотря на разность стиля, эпох, в раскрытии темы любви у Лермонтова, Маяковского, Высоцкого можно найти немало общего.
В стихотворении В. Высоцкого «Ноль семь» звучит особое эмоциональное напряжение, обусловленное необходимостью связаться с любимым и родным человеком, с которым лирического героя разделило расстояние. Когда любишь, когда скучаешь и ждёшь встречи, кажется, что целого мира мало, а телефонистка может сотворить чудо — дать возможность услышать желанный голос:
«Девушка, милая! Я прошу — продлите!
Вы теперь, как ангел, — не сходите ж с алтаря!
Самое главное — впереди, поймите…
Вот уже ответили.
Ну, здравствуй, — это я!»
Вот она, сила любви, необузданность страсти — кажется, что мир рухнет, если прервётся разговор. Именно этим и объясняется особое эмоциональное звучание стихотворения.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие ответа заданию | |
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 2 |
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 1 |
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ авторская позиция искажена 1 , И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 6 |