- Эмоциональное выгорание сотрудников соцсферы: как восстановиться
- 1. Новичок в шоке от адаптации. Решение — наставничество
- 2. Негативные клиенты. Решение — релаксация
- 3. Неподходящий режим рабочего дня и образ жизни. Решение — планирование
- 4. Нездоровая атмосфера в коллективе. Решение — тренинги
- 5. Нет мотивации. Решение — поощрение
- 6. Личные особенности человека. Решение — тщательный отбор на должности и саморазвитие
- Опрос на определение причины выгорания
- «Невозможно помочь всем»: правозащитники о выгорании в социальной сфере
- Правозащитники — люди, которые пропускают через себя тяжелые истории подопечных, а их деятельность связана с постоянным стрессом. Такая работа без выходных часто приводит к эмоциональному выгоранию. «Афиша Daily» поговорила с адвокатом, священником и социальными работниками о стрессе и способах помочь себе.
- «Всегда есть ощущение, что нужно делать больше»
- Ольга Павлова
Эмоциональное выгорание сотрудников соцсферы: как восстановиться
Всемирная организация здравоохранения официально признала эмоциональное выгорание заболеванием. Как и у любой болезни, у выгорания есть симптомы, причины и меры профилактики. Причины кроются как в личных качествах человека, так и в неправильной организации работы коллектива в учреждении. В статье разберем 6 основных причин выгорания и способы их устранения.
Сотрудники социальной сферы сильно уязвимы перед эмоциональным выгоранием, потому что они постоянно взаимодействуют с людьми. Не зря говорят: “Эмоциональное выгорание — плата за сочувствие”. Руководителю социальной организации важно заниматься профилактикой выгорания, чтобы не потерять ценных сотрудников, сохранить их интерес к работе и эмоциональное здоровье.
Выгорание подкрадывается незаметно. Сначала у человека портится настроение на работе и побаливает голова, потом он перестает улыбаться коллегам и раздражается по любому поводу на работе и дома. На финальной стадии он теряет интерес ко всему, с отвращением думает о работе, которую любил месяц назад, и ищет утешение во вредных привычках.
1. Новичок в шоке от адаптации. Решение — наставничество
Когда сотрудник только приходит в социальную организацию, он с “горящими глазами” погружается в работу и старается выполнять задачи со всей ответственностью. Спустя какое-то время он расстраивается, что результаты работы не оправдывают его ожиданий. Например, психолог верил, что поможет клиенту добиться позитивных изменений в жизни и прикладывал все усилия для этого, а на деле клиент стоит на месте. Новый сотрудник еще не знает, что клиенты бывают разные и не всем можно помочь, и начинает накручивать себя и сомневаться, что эта работа вообще для него.
Как помочь сотрудникам?
Организуйте систему наставничества. Задачи наставника:
- Постепенно включить новичка в работу, и показать реальную картину, развеяв ложные ожидания;
- Ответить на все вопросы новичка и поддержать в случае трудностей, установить доверительное открытое общение;
- Обсудить с новым сотрудником причины и симптомы выгорания, чтобы пресечь его на первых этапах зарождения;
- Закрепить за новичком супервизора, который будет наблюдать за его работой, исправлять ошибки и обсуждать его сильные и слабые стороны.
Супервизия нужна не только новичкам, но и опытным специалистам, чтобы оценивать их работу и мотивировать к профессиональному росту.
2. Негативные клиенты. Решение — релаксация
Социальные сотрудники каждый день “варятся” в проблемах своих клиентов. Есть особенные клиенты, которые жадно выкачивают всю энергию из сотрудника и заполняют освободившееся место негативом. Тогда сотрудник приходит к новому клиенту в истощенном состоянии, его продуктивность падает, а стресс нарастает.
Как помочь сотрудникам?
Негативных клиентов не избежать, поэтому обучите сотрудников полезной технике, как отстраниться от негатива, который выплескивает клиент:
Представьте перед собой озеро. Тихая вода, вокруг ни души… Посередине озера стоит лодка. Мысленно посадите негативного клиента в лодку и отправьте его плавать. Наблюдайте, как лодка все дальше удаляется от вас вместе со всем негативом.
Любой клиент забирает у специалиста эмоциональные силы. Создайте условия, чтобы ваши сотрудники восстанавливались при необходимости. Для этого нужно предусмотреть индивидуальную и групповую релаксацию во время рабочего дня:
- Установите плановые тайм-ауты, чтобы можно было на время менять характер решаемых задач, получать передышку от общения с клиентами;
- Порекомендуйте сотрудникам использовать быстрые методы расслабления: сделать 10 вдохов выдохов, выпить стакан воды, сделать короткую медитацию, принять душ, включить успокаивающую музыку, сделать расслабляющую гимнастику, поочередно до максимума напрягать части тела и расслаблять их;
- Продумайте групповые тренинги для расслабления.
Все участники рисуют солнце. На каждом лучике сотрудник дополняет фразу: «В трудную минуту ресурсом для меня является…».
3. Неподходящий режим рабочего дня и образ жизни. Решение — планирование
Некоторые руководители забывают, что его сотрудники не роботы. В результате коллектив задерживается после 21.00, остается без полноценного обеда, в погоне за прибылью берет много клиентов или работает без выходных и отпуска.
Как помочь сотрудникам?
- В течение дня переключать сотрудников с одной задачи на другую;
- Равномерно распределять нагрузку;
- Следить, чтобы сотрудники отгуливали весь отпуск и все выходные;
- Установить гибкий график работы, чтобы сотрудники могли включаться в работу в свои личные часы продуктивности.
4. Нездоровая атмосфера в коллективе. Решение — тренинги
Специалисты развиваются и растут в коллективе, который дает им одобрение, поддержку и хорошее настроение. Каждый должен чувствовать себя частью сплоченной команды. Бывают организации, где сотрудники конкурируют друг с другом, поддерживают только формальные отношения или вообще изолируются от группы. Постоянные конфликты висят грузом между коллегами и мешают социальной поддержке.
Как помочь сотрудникам?
Руководителю нужно работать над позитивным климатом коллектива. Для этого важно проводить групповые тренинги, делать ежедневные неформальные планерки, формировать единую корпоративную культуру, давать совместные рабочие задачи.
Пример упражнения для сплочения коллектива:
Каждый участник по очереди отвечает на вопрос:
— Что я хочу подарить тому, кто сидит рядом?
Он называет подарок, который по его мнению порадует коллегу. “Обладатель” подарка благодарит и объясняет, понравился ли бы ему этот подарок и почему.
5. Нет мотивации. Решение — поощрение
Каждый сотрудник хочет чувствовать собственную значимость на работе и понимать, что руководство ценит его труд и мнение. Иначе он будет ощущать бесполезность и потеряет мотивацию.
Как помочь сотрудникам?
Руководителю следует показывать благодарность и ценность сотрудника не только выплачивая зарплату:
- Благодарить за работу лично словами и грамотами;
- Выплачивать премии за проявленную инициативу;
- Разработать карьерный план с каждым сотрудником;
- Отправлять сотрудников на обучение и повышение квалификации;
- Давать сотрудникам управленческие задачи.
6. Личные особенности человека. Решение — тщательный отбор на должности и саморазвитие
Есть люди, которые больше других подвержены выгоранию. Например, люди:
- с низкой самооценкой,
- с нездоровым поведением в стрессовых ситуациях,
- со слабой выносливостью,
- с проблемами в семье и деньгах,
- на неподходящей работе,
- без четких приоритетов и системы внутренних ценностей,
- интроверты и перфекционисты.
И в то же время устойчивы к выгоранию люди с высокой самооценкой и хорошим здоровьем, открытые и общительные, способные формировать в себе позитивные установки и ценности.
Как помочь сотрудникам?
Вакансии социальной сферы предъявляют завышенные требования к кандидатам. Принимая людей на работу, делайте отбор не только по профессиональным навыкам, но и проверяйте перечисленные выше личностные качества.
Текущих сотрудников отправляйте на тренинги по профилактике выгоранию и проводите упражнения для определения эмоционального состояния.
По моему сигналу начинайте отсчитывать в уме одну минуту. Я засекаю ее по секундомеру. В какой-то момент я подниму желтый шар, через некоторое время синий. Вы продолжайте отсчитывать, пока не досчитаете свою минуту.
Если вы остановились до желтого шара, значит ваша минута длилась меньше 45 секунд — это признак сильной тревожности.
Если вы остановились во время поднятия желтого шара, ваша минута длилась 45-55 секунд — это легкая тревожность.
Если вы закончили отсчет минуты с поднятием синего шара, ваша тревожность в норме.
Опрос на определение причины выгорания
Ответьте честно на вопросы и обсудите ответы с руководителем:
- Какие стрессы и кризисы я переживаю на данном этапе жизни?
- Что мне помогает справиться со стрессом?
- К какому контингенту относятся мои клиенты?
- Сколько клиентов в день я принимаю? А в неделю?
- Есть ли клиенты, с которыми мне больше нравится работать? Почему?
- Соответствует ли моя работа моим внутренним ценностям?
- Мне нравится моя работа? Она мне подходит и я чувствую себя компетентным в ней?
- Поддерживают ли меня коллеги и супервизоры?
- Что меня больше всего задевает?
- Как общество относится к работе, которой занимаюсь я и моя организация?
Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!
Источник
«Невозможно помочь всем»: правозащитники о выгорании в социальной сфере
Правозащитники — люди, которые пропускают через себя тяжелые истории подопечных, а их деятельность связана с постоянным стрессом. Такая работа без выходных часто приводит к эмоциональному выгоранию. «Афиша Daily» поговорила с адвокатом, священником и социальными работниками о стрессе и способах помочь себе.
«Всегда есть ощущение, что нужно делать больше»
Ольга Павлова
Координатор «Школы на коленке» в интеграционном центре для детей беженцев и мигрантов «Такие же дети»
Когда я была волонтером, то не ощущала выгорания — казалось, что это выдумка. Потом стала координатором и в полной мере ощутила его на себе. В первую очередь выгорание зависит от объема нагрузки и от того, как она соотносится с временем на восстановление . Другой сильный фактор — ситуации, вызывающие всплеск негативных эмоций, после которых чувствуешь усталость и опустошенность. Был случай, когда казалось, что все дети в коллективе друг друга поддерживают, и вдруг я узнавала о расколе. А наша главная идея — safe space (безопасная среда. — Прим. ред.), где всем комфортно и можно обратиться друг к другу за помощью. Тогда я почувствовала себя виноватой, что вовремя не разглядела и не поговорила с детьми: дошло до того, что кто‑то плакал и больше не хотел приходить.
Всегда есть ощущение, что нужно делать больше. Недавно я была на семинаре, где говорили, что фраза «ты делаешь достаточно» должна стать мантрой. Возможно, кто‑то приходит к этому и отключает телефон в нерабочие часы, но я таких людей не встречала. Все усложняется отсутствием стабильности и невозможностью предсказать завтрашний день. Иногда нам не хватало финансирования, волонтеров или просто негде было провести занятия. Сейчас ситуация выровнялась, но началась пандемия. Подсознательно ожидаешь неприятностей, что не способствует душевному спокойствию.
Важно, чтобы у людей из социальной сферы была возможность обращаться к психотерапевту. В такой работе ты всегда отдаешь, но для этого нужно восполнять силы. Мне кажется, это можно сделать только в личной жизни. Нужна поддержка от близких и пространство, в котором человек черпает силы и его никто не трогает. Сложно говорить про количество времени: если работаешь ежедневно, то должен быть нормальный отдых, когда никто не беспокоит рабочими вопросами. Но у меня не получается: чтобы оставаться в социальной сфере, я зарабатываю на жизнь на второй работе в выходные . В результате сильно выгораю в течение года, но восстанавливаюсь за два месяца отдыха летом. Но вообще, это совершенно неправильно.
Когда я начала проводить собеседования, то поняла, сколько у нас детей с тяжелым прошлым: травмы, связанные с арестами родителей, с пребыванием в зоне военных действий, с гибелью родственников. Не говоря о том, в каких зачастую чудовищных условиях они здесь живут. Отдельная история — задержания наших подопечных. Страшно, когда нужно ехать в полицию или в суд, где есть угроза депортации. Я до сих пор не научилась с этим справляться.
Конечно, большая погруженность в беды других людей не может не сказываться: граница между ответственностью и вовлеченностью — больной вопрос. Все знают, что не должны решать вопросы, не входящие в рамки их обязанностей и компетенции. И понимают, что не могут растратить себя и помочь каждому. Но рано или поздно возникает ситуация, в которой ты либо проявляешь человечность и делаешь то, что не входит в обязанности, либо потом не сможешь с этим жить. К сожалению, у социального работника нет безопасной зоны .
Например, мы не занимаемся медицинскими вопросами, но когда нам звонит ученица и говорит, что у мамы температура 41 градус, — это страшная ситуация, потому что решения, которые ты принимаешь, могут иметь серьезные, далеко идущие последствия. Из‑за специфики работы избежать таких моментов невозможно. Каждый раз очень высокий уровень стресса.
Наверное, все очень индивидуально, но мне помогает, когда я чувствую эмпатию со стороны других людей. Их эмоции, искреннее желание помочь лично меня очень сильно поддерживают. Есть такое глобальное ощущение одиночества, потому что люди в социальной работе у нас очень разрозненны . Когда ты замыкаешься в своей работе, то не ощущаешь, как она важна и ценна. Ты понимаешь это умом, но не чувствуешь эмоционально. А когда вокруг много тех, кто заинтересован в тебе, это сильно вдохновляет, и ты вдруг понимаешь, что у твоих действий есть более широкий контекст и масштаб. Сразу хочется жить, работать, развиваться, делать что‑то дальше.
Очень важно разговаривать о трудностях, связанных с работой. В том числе и с друзьями, потому что бывает нужно выговориться людям, которые не вовлечены в твою деятельность. И важно обсуждать проблемы с коллегами, потому что только люди из той же сферы в полной мере вас поймут.
С одной стороны, четко осознаешь, что то, что мы делаем, — капля даже не в море, а в океане. Но, с другой, все равно нужно что‑то делать и развивать. У меня не было желания все бросить даже в самые тяжелые моменты, потому что работа с детьми очень вдохновляет . Даже травмированные подопечные быстро раскрепощаются и начинают улыбаться, попадая к нам. Хотя все, что случилось, остается с ними. Мы видим, как они меняются. Начинают намного лучше говорить по-русски, учатся, а те, кому везет, потом идут в школу. Но главное — мы создаем среду, где они могут чувствовать себя в безопасности, среди друзей и доброжелательно настроенных людей, которые искренне им симпатизируют. Поведение тоже меняется: дети становятся свободнее, много улыбаются, общаются. Мне кажется, это самый важный результат.
Источник