Что такое эмоционально личностные особенности

Эмоциональность личности

Эмоциональность личности

У каждого человека система эмоциональной сферы являются индивидуальной. Индивидуально-психологическое проявление эмоций у каждой личности обозначается понятием «эмоциональность личности» – это способность отображать содержание переживаний, настроение и характер. Иначе, эмоциональность можно рассматривать как ответную реакцию на окружающий мир с помощью проявления чувств и их влияние на поведение человека. Эмоции помогают лучше понимать друг друга, люди могут настраиваться на совместную деятельность и общение, а также наблюдать за состоянием собеседника. Люди, относящиеся к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать друг у друга такие эмоциональные состояния, как восторг, раздражение, грусть, разочарование, гордость, восхищение и т.д.

По каким же признакам можно определить душевный порыв личности?

В психологии выделяют несколько уровней проявления эмоций:

  • субъективный план проявления эмоций (отражение эмоций происходит во внутренних переживаниях, тесно связанных с личным опытом индивида и основанных на нем);
  • проявление эмоций в поведении (эмоции чаще всего наблюдаются в мимике, жестах, движениях людей и т.д.);
  • проявление эмоций в речи (прослеживаются с помощью силы голоса его высоты и тембра);
  • вегетативный уровень проявления эмоций (наблюдается изменение пульса, учащение сердцебиения, дыхания, изменение диаметра зрачка, электрического сопротивления кожи).

Если Вас интересует собственный уровень проявления эмоциональности и в каких сферах она преобладает, то мы предлагаем Вам пройти тест «Уровень эмоциональности».

Управление эмоциями

В процессе взаимодействия многим людям преодолевать барьеры взаимопонимания, непросто. Чтобы избежать проблем непонимания с окружающими, необходимо знать основные психологические правила общения, и в первую очередь, научиться управлять своими собственными эмоциями, которые чаще всего становятся источником межличностных конфликтов. Особенностью наших чувств является то, что мы можем сознательно управлять ими. Это делает их мощным инструментом для успешного достижения любой цели. Для этого в первую очередь, нужно как можно раньше осознать свои эмоции, развить свою врожденную способность управлять ими, накопить чувственный опыт и начать сознательно использовать его в своей деятельности. Для того, чтобы узнать насколько Вы сознательно используете свои эмоции, предлагаем Вам тест Бондаренко В.В. «Умеете ли Вы управлять эмоциями?»

Эмоциональный интеллект что это?

Эмоциональный интеллект – это способность личности распознавать эмоции, понимать намерения и желания других людей, а так же способность управлять собственными эмоциями в процессе решения практических задач. Основной функцией данного феномена является распознавание своих и чужих эмоций. Бывали ли у Вас ситуации, когда в процессе взаимодействия с другим человеком Вы осознавали, что он не понимает Ваших чувств и переживаний? Или наоборот, причиной конфликта стало непонимание Вами чувств другого человека? В обоих случаях возникновение непонимания, определенную роль мог сыграть уровень эмоционального интеллекта. Чтобы узнать об особенностях собственного эмоционального интеллекта, на сайте представлен тест Люсина Д.В и тест Н. Холла, с помощью которых Вы узнаете об особенностях своей личности.

Эмоциональное выгорание

Для начала ознакомимся с определением эмоциональное выгорание – это определенная реакция организма индивида на длительное воздействие стрессов, проявляющаяся в умственном, физическом и психоэмоциональном истощении. Чтобы понять, как бороться с этим выгоранием и улучшить качество своей жизни, стоит разобраться в том, какие факторы провоцируют данное состояние.

Что провоцирует эмоциональное выгорание

В психологической науке выделяют ряд основных факторов данного понятия:

Факторы, связанные с профессиональной деятельностью:

  • отсутствие контроля над выполняемой работой;
  • низкая заработная плата;
  • повышенная ответственность;
  • монотонная и неинтересная работа;
  • высокое давление со стороны руководства;
  • и т.д.

Факторы, связанные с образом жизни личности:

  • трудоголики;
  • люди, не имеющие рядом близких людей и друзей;
  • недосыпающие;
  • возлагающие на свои плечи большие обязанности и не получающие помощи со стороны.

Для выявления личностного выгорания был разработан тест «Уровень эмоционального выгорания» Бойко В.В. Данный тест поможет определить симптомы профессионального выгорания, ведь это очень важно определить его первые признаки для дальнейшего эффективного общения с людьми. Эту методику Вы можете найти у нас на сайте и сразу же получить результаты.

Аффект как психологическое состояние

Бывают ситуации, когда индивид становится чрезмерно агрессивным, раздражительным, кричит при этом не контролирует себя. В данной ситуации человек выражает высокий уровень эмоций, такое поведение проявляется у людей в состоянии аффекта. Итак, аффект – это сильные эмоциональные переживания, которые возникают при невозможности найти выход из трудной ситуации, сопровождающиеся двигательной активностью. С помощью теста Куликовой В.Н. «Склонны ли Вы к аффектам?» Вы можете узнать о собственной предрасположенности к аффективному состоянию.

Источник

Материалы для родителей «Эмоционально — личностные особенности детей»
статья по теме

Родителям и учителям в своём общении с детьми необходимо учитывать эмоционально-личностные особенности детей.

Скачать:

Вложение Размер
emocionalno.doc 29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоционально-личностные особенности детей.

Родителям и учителям в своем общении с детьми необходимо учитывать эмоционально-личностные особенности детей.

Неуверенность в себе, постоянные опасения, страхи заставляют ребёнка заранее отказываться от решения задач, которые кажутся ему слишком сложными. Неуверенному в себе ребёнку сложно отвечать у доски. Любое ответственное задание (например, контрольная работа) вызывает у него волнение, ухудшающее результаты..

РЕКОМЕНДАЦИИ: по отношению к такому ребёнку важно строжайшее соблюдение правил «безболезненного» оценивания. Взрослые должны приложить максимум усилий к тому, чтобы повысить уверенность такого ребёнка в себе, внушить ему веру в свои силы и возможности. Ни в коем случае не следует подчёркивать для него значимость выполняемых заданий. Наоборот, надо объяснить, что любое задание можно переделать, что результат его выполнения не так уж важен. При таком настрое реальный результат работы ребёнка оказывается выше, чем если ученик придаёт этой работе особо большое значение. Ответ с места для такого ребёнка предпочтительнее вызова к доске.

Повышенная физическая и умственная утомляемость снижает работоспособность ребёнка, ухудшает память и внимание. Появляются плаксивость, капризность, раздражительность. Повышенная утомляемость возникает в результате перенесённых заболеваний, при недостатке витаминов, нарушениях режима жизни (недостатке сна, питания, прогулок).

РЕКОМЕНДАЦИИ: данная особенность требует от взрослых строжайшей дозировки нагрузок. В любых занятиях, а особенно в умственном труде, связанном с фиксированной позой, ребёнку с повышенной утомляемостью необходимы частые перерывы, заполненные либо активными движениями, либо релаксацией.

  1. Повышенная двигательная активность.

Повышенная двигательная активность проявляется в трудностях регуляции поведения. Для такого ребёнка характерны высокая импульсивность, подвижность, неусидчивость, отвлекаемость, снижение самоконтроля. Он плохо понимает задачу, поставленную взрослым, перескакивает с одного занятия на другое и т.д.

РЕКОМЕНДАЦИИ: ребёнок с повышенно двигательной активностью нередко оказывается в ситуации постоянного наказания, т.к. не проходит часа, чтобы он не совершил чего-либо недозволенного. Из этого следует только один вывод: все мелкие нарушения должны оставаться без внимания и уж, во всяком случае, не должны влечь за собой наказания. При подозрении на гиперактивность рекомендуется консультация невропатолога.

  1. Замедленность темпа деятельности.

В этих случаях ребёнок трудится совершенно добросовестно и целенаправленно, но слишком медленно. Замедленность темпа деятельности имеет физиологическую природу (медленное протекание нервных процессов) и ни в коем случае не может рассматриваться как «лень».

РЕКОМЕНДАЦИИ: эту особенность следует просто учитывать. Нельзя осуждать ребёнка за медлительность, над которой он не властен. Следует понимать, что при его темповых характеристиках нужно регулировать объём работы. Следовательно, объём домашнего задания можно и должно сокращать, стремясь к тому, чтобы выполненная часть задания была сделана хорошо, а не к тому, чтобы сделано всё, но скверно.

  1. Трудности в переключении с одной деятельности на другую.

Ребёнок с такой эмоциональной особенностью демонстрирует высокий уровень активности, стремление всё делать «так, как надо». Такому ребёнку свойственна пунктуальность, повышенная аккуратность, чувство ответственности, целенаправленность, стремление доводить начатое дело до конца. Такой ребёнок, как правило, стремится к лидерству, но недостаточно гибок, что мешает ему реализовать лидерские наклонности. При снижении настроения у детей с трудностями переключения легко возникают взрывчатые реакции, недовольно-раздражённое состояние.

РЕКОМЕНДАЦИИ: детям с таким складом личности надо давать достаточно времени для включения в работу, «не дёргать» и не торопить. Количество переключений следует по возможности уменьшить. В частности, не стоит делать слишком частых перерывов в занятиях, т.к. после каждого перерыва будет уходить много времени на возвращение к работе. Истощаемость у таких детей, как правило, не высока, что позволяет удлинить занятия.

Источник

Эмоциональные особенности и эмоциональные свойства личности

Формирующаяся в процессе жизни система чувств и типичные эмоциональные состояния составляют эмоциональную сторону лич­ности. Среди всего многообразия индивидуальных эмоциональных проявлений особо выделяются эмоциональные особенности и эмо­циональные свойства личности.

Основные различия в эмоциональной сфере личности связаны с различием в содержании человеческих чувств, в том, на что, на какие объекты они направляются и какое отношение к ним человека они выражают. В чувствах человека в форме непосредственного переживания выражаются все установки человека, включая и мировоззренческие, идеологические, все его отношение к миру и преж­де всего к другим людям. Если говорить о различном уровне чувств в смысле их ценности, о чувствах высших и низших, то исходить при этом надо из идео­логической ценности того содержания, которое то или иное чувство выражает. Гнев может быть благороден и любовь презренна в зависимости от того, на кого или на что они направляются.

Типичные различия эмоциональных особенностей личности могут вы­ражаться: 1) в сильной или слабой эмоциональной возбудимости; 2) в большей или меньшей эмоциональной устойчивости. Эти различия в эмоциональной возбудимости и устойчивости существенно характеризуют темперамент челове­ка. Есть люди, которые легко воспламеняются и быстро гаснут, как и люди, у которых не сразу можно разжечь чувство, но, воспламенившись, они не скоро охладеют. Далее можно различать: 3) силу, или интенсивность, чувства и 4) его глубину. Чувство, сильное в смысле интенсивности или стремительности, с кото­рой оно захватывает человека, может быть неглубоким. Этим увлечение отлича­ется от любви. Любовь отлична от увлечения в первую очередь не интенсивно­стью чувства, а его глубиной, т. е. не тем, как стремительно оно прорывается в действие, а тем, как глубоко оно проникает в личность. Глубина проникновения чувства определяется тем, настолько существенно для данной личности данное чувство и та сфера, с которой оно связано. Существенную роль играет, далее, и широта распространения чувства. Она определяется тем, как широки и много­образны те сферы личности, с которыми оно сплелось. От этого в значительной мере зависит прочность чувства.

Эмоциональные особенности обусловлены типом нервной дея­тельности. Именно они в первую очередь выступают в поведении и замечаются без особого труда. Если в отношениях и чувствах лю­дей разобраться нелегко, то эмоциональные особенности проявля­ются в поведении более или менее непосредственно и поэтому от­носительно легко фиксируются. Посредством наблюдения удается уловить силу, темп и ритм эмоциональных реакций. По мере фор­мирования навыков культурного поведения, сдержанности и дру­гих волевых свойств личности эмоциональные особенности начи­нают проявляться все менее и менее непосредственно.

Степень выраженности эмоциональных особенностей весьма вариативна и колеблется от легкой эмоциональной возбудимости у одних до эмоциональной инертности у других, от ярко выраженной импульсивности и аффективности до четко выраженной сдержан­ности. Сила, темп и ритм эмоциональных реакций также варьиру­ются и индивидуальны у каждого человека.

Эмоциональные особенности личности в совокупности образу­ют эмоционально-аффе-ктивную сферу, в которой выражается ди­намическая сторона эмоциональных процессов. Эта динамическая сторона эмоциональных процессов проявляется в характере их про­текания в том или ином внешнем, доступном глазу «колорите», ко­торый выступает в виде непроизвольных выразитель-ных движе­ний: мимики, пантомимики, жестикуляции и интонационо-выразительных средств речи.

Динамика эмоциональных процессов, ее внешние проявления, выразительные движения, в частности, не исчерпывают индиви­дуальных проявлений эмоциональной сферы личности. Они в кон­центрированной форме выступают в эмоциональных свойствах лич­ности.

К эмоциональным свойствам личности относятся впечатлитель­ность, отзывчивость, а также те эмоциональные качества и их со­вокупность, которые накладывают свой отпечаток на многие про­явления личности и даже на весь ее психический облик.

Отзывчивость одно из особо важных, социально значимых эмоциональных качеств человека. Отзывчив тот, кто откликается на радость и горе других людей, как на свое собственное. Отзыв­чивость предполагает понимание переживаний другого человека, так как сочувствовать другому можно, только понимая его пере­живания.

Качество, противоположное отзывчивости, — черствость. Чер­ствый человек глух и безразличен к людям. Он живет только своей собственной жизнью, тем самым духовно обедняя и себя. Высшая степень проявления черствости — бесчеловечность и жестокость.

Впечатлительность представляет собой своеобразное прояв­ление личности. Впечатлительность — эмоциональное качество, обусловленное всем складом личности, и прежде всего ее познава­тельным отношением к предметному миру и окружающим людям, ее интеллектуальным развитием.

Если эмоциональные черты личности положить в основу харак­теристики людей, то по этому признаку выделяются натуры эмо­циональные, сентиментальные, страстные и холодные.

Эмоциональные натуры возбудимы, очень легко «воспламеня­ются» под действием раздражителей. Для них типична порывис­тость, импульсивность, часто переходящая в аффект. Переживае­мое захватывает их, причем они не столько размышляют и рассуж­дают о содержании объекта, сколько анализируют свои пережива­ния. Впечатлительность — не менее характерное качество эмоциональных натур.

Сентиментальные натуры характеризуются склонностью к созерцательности. Мир отражается как бы через призму пережи­ваний и эмоциональных состояний, которые накладывают отпеча­ток не только на процесс восприятия, но определяют и характер представлений человека об окружающих людях, предметах, собы­тиях. Сентиментальные натуры чувствительны и пассивны: их чув­ства не вызывают активной деятельности, мир их переживаний как бы замкнут в самом себе и не сопряжен с деятельностью. Отмечает­ся направленность чувств на самого себя, т. е. стремление любовать­ся своими переживаниями.

Страстные натуры исключительно действенны, стремительны и преданы любимому делу, они живут богатой и напряженной, эмоци­онально насыщенной жизнью. У них всегда есть предмет страсти. Ки­пучая энергия, трата сил без остатка — их характерная особенность. Это люди больших, глубоких чувств, переживающих в страсти.

Сравнивая эти три эмоциональных типа С.Л.Рубинштейн пишет: «Собственно эмоциональные натуры переживают свои чувства, отдаваясь их вибрациям; сентиментальные натуры, скорее, созерцают свои чувства, любуясь их переливами; натуры страстные живут своим чувством, воплощая его напря­жение в действии. У первых господствует аффективность; они впечатлительны, возбудимы, но скорее порывисты, чем действенны; для них само чувство с его захватывающим волнением важнее его объекта. Вторые — созерцательны и чувствительны, но пассивны; любовь для них по преимуществу любование. Тре­тьи — действенны; ни переживание своего чувства, ни созерцательное любова­ние его объектом их не удовлетворяет. Для них чувство — это не упоительное волнение и не блаженное созерцание, а страстное стремление» [Рубинштейн, С. 584].

Есть также люди, в жизни и деятельности которых эмоции не имеют особого значения. Их называют холодными натурами, иногда — «людьми холодного расчета». У них чувства, эмоциональные состо­яния проявляются в такой минимальной степени, что практически почти не оказывают влияния на их поведение, поступки и действия. Они живут доводами разума. Для них типичны пониженная эмоци­ональная возбудимость, слаба впечатлительность и то, что называ­ют обычно деловитостью.

Данная типология не исчерпывает и не охватывает тех нюансов и вариаций, которые накладывает эмоциональная сфера на психи­ческий облик человека. Действительно, среди окружающих нас людей далеко не всякого можно отнести к той или иной категории натур, которые были охарактеризованы выше. Но у всех можно об­наружить присущее им своеобразие эмоциональной сферы. К та­ким особенностям могут быть отнесены добродушие (чувство сим­патии по отношению к людям), альтруизм, основой которого явля­ется любовь к людям, достигающая высокой степени своего разви­тия. Такое качество личности, как эгоизм, также эмоционально обусловлено. Ведь эгоист прежде всего любит себя и именно этим чувством руководствуется в своей жизни и деятельности.

Следует также отметить, что если, сравнивая у раз­ных людей эмоции, вызванные одним и тем же объектом, можно обнаружить определенную схожесть, то другие эмоциональные проявления у людей строго индивидуальны. Разнообразие эмоциональных про­явлений выражается прежде всего в преобладающем настроении людей. Под вли­янием жизненных условий и в зависимости от отношения к ним у одних людей преобладает повышенное, бодрое, веселое настроение; у других — пониженное, по­давленное, грустное; у третьих — капризное, раздражительное и т. д.

Следует отметить, что существующие различия в проявлении эмоций и чувств в значительной степени обусловливают неповторимость конкретного человека, т.е. определяют его индивидуальность.

Источник

Оцените статью