- Что такое эмоциональная схема
- Что такое эмоциональная схема
- Три основных понятия
- Виды схема-терапии
- 14 Эмоциональных Схем
- Валидация / Инвалидация эмоций
- Понятность/Непонятность
- Вина/стыд
- Дифференциация/ Упрощённый взгляд на эмоцию
- Бесчувственность
- Контролируемость
- Ценности/обесценивание
- Рациональность
- Длительность
- Консенсус
- Руминации
- Принятие/Неприятие чувств
- Выражение
- Обвинение
Что такое эмоциональная схема
Терапия эмоциональных схем
Дмитрий Викторович Ковпак, врач-психотерапевт, к.м.н., доцент кафедры общей медицинской психологии и педагогики СЗГМУ им. И. И. Мечникова, председатель Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психиатрии
© 2015 The Guilford Press
A Division of Guilford Publications, Inc.
© Перевод на русский язык ООО Издательство «Питер», 2019
© Издание на русском языке ООО Издательство «Питер», 2019
© Серия «Сам себе психолог», 2019
© Роберт Лихи, 2018
Мой дорогой друг и коллега профессор Роберт Лихи уже много лет возглавляет Американский институт когнитивной терапии, издал более двух десятков монографий, посвященных наиболее актуальным вопросам психотерапии. Три его книги мы уже представили нашим читателям в переводе на русский язык. Теперь наша Ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии совместно с издательством «Питер» предлагает вашему вниманию книгу, посвященную концепции терапии эмоциональных схем (это одна из современных форм когнитивно-поведенческой терапии новой генерации). Ее автор Роберт Лихи – один из наиболее опытных специалистов когнитивно-поведенческого направления психотерапии, ведущий мировой эксперт и методолог.
В отличие от схема-терапии, предложенной Дж. Янгом, фокус внимания терапии эмоциональных схем направлен на представления человека о своих эмоциях и стратегии его взаимодействия с ними. Терапия эмоциональных схем является метаэмоциональной (метакогнитивной), поскольку обращается к убеждениям об эмоциях и к тому, как они воздействуют на их носителя. Она использует наблюдающий и дескриптивный подход, чтобы замечать и принимать эмоцию как «событие» и фактическую данность, нежели пытаться ее избежать или подавить. Использование осознания и принятия подчеркивает важную связь между эмоциями и ценностями. Терапия эмоциональных схем поощряет клиентов использовать свои смыслы, ценности и достоинства, чтобы помогать принятию и проживанию трудных эмоциональных переживаний и возможности обогащать свою жизнь способностью восприятия, проживания и переносимости разных состояний и извлечению из них значимого опыта и расширению репертуара выбора.
Модель эмоциональных схем – это социальная когнитивная модель индивидуальной теории эмоций и эмоциональной регуляции (и в этом ее отличие от предшествующих моделей). Она старается описать содержание мышления и убеждений, схемы и модели, характеризующие интерпретацию эмоций человеком и его представления о том, как эти эмоции регулируются. Модель эмоциональных схем в некоторой степени схожа с общей моделью схем, предложенной Беком и его коллегами, но в ней схемы касаются природы эмоций. Как подчеркивает профессор Лихи, эмоции возникли, чтобы предупреждать нас об опасности и сообщать о наших потребностях.
Терапия эмоциональных схем рассматривает трудные эмоции – грусть, тревогу, ревность и зависть в качестве универсального опыта. Сложно представить человека, который прожил жизнь, не испытав их. Это предполагает, что трудные эмоции встречаются каждому и что неприятный опыт и болезненные ощущения являются частью наполненной и насыщенной жизни.
Если бы люди могли жить только в комфорте и благополучии, человечество бы уже вымерло. Наши предки, как пишет Роберт Лихи, ежедневно сталкивались со смертью и боролись за жизнь: хищники подстерегали их, соседи нападали и истребляли. Жизнестойкость была, вероятно, обычным человеческим качеством, иначе первобытные люди просто не выжили бы. Но этого не произошло. Они справлялись с трудностями и продолжали свой род.
Терапия эмоциональных схем основана на эволюционной модели, согласно которой эмоции и способы их выражения развивались, потому что помогали защищать живых существ, ими обладавших. Главная идея этой терапии и данной книги – это признание и принятие факта, что жизненные трудности ранят, лишают нас иллюзий и приводят к тому, что мы испытываем и проживаем весь спектр эмоций. Приняв, что это часть имеющей смысл жизни, человеку легче сделать следующий шаг – согласиться с той высокой ценой, которую порой приходится за нее платить.
Модель эмоциональных схем признает, что эмоции и рациональность часто борются друг с другом и состоят в диалектическом напряжении. Хотя важно и то и другое.
Кропотливая многолетняя работа профессора Роберта Лихи дала нам возможность осознанно работать в когнитивно-поведенческом подходе не только с рациональной, но и с эмоциональной сферой не менее продуктивно, конструктивно и деликатно, как это принято в традиционной когнитивно-поведенческой модели. Работа с эмоциональной сферой расширяет возможности когнитивно-поведенческой терапии и спектр выбора клиентов, помогая им принимать самих себя вместе со своими сложными, порой противоречивыми эмоциями. Научение тому, чтобы признавать и принимать болезненные эмоции и формировать их переносимость, толерантность к фрустрации, в терапии эмоциональных схем означает расширение возможностей человека, рост его самоэффективности и более глубокого осмысления себя и жизни. Терапия эмоциональных схем предполагает, что задача – не пытаться свести жизнь к попытке проживания только положительных эмоций, пресловутому рафинированному и сконцентрированному счастью, а развивать свою способность чувствовать все, проживая жизнь во всей ее полноте и разнообразии. Смена жесткой оценочности и догматики веры в «позитив» принятием разнообразия и мультиформатности опыта жизни, развитие своей возможности контакта и проживания всей гаммы эмоций становится более ценным и осознанным выбором. Эта модель способствует восприятию и принятию всех эмоций как части сложной человеческой природы, в том числе обычно гонимых и осуждаемых, таких как гнев, возмущение, ревность и зависть.
Мы предлагаем вам возможность расширить горизонты понимания психотерапии и самих себя. Эта книга станет надежным проводником в увлекательную теорию и практику самой современной модели работы с эмоциями и психикой человека. Мы благодарим нашего уважаемого коллегу профессора Роберта Лихи за эту книгу и возможность прочитать ее на русском языке.
Автор опирался на источники, которые считаются надежными, с целью дать информацию, которая была бы полной и в целом согласовывалась со стандартами практики, принятыми на момент публикации. Но в силу человеческого фактора и изменений, происходящих в бихевиоральной и медицинской областях, а также в сфере психического здоровья, ни автор, ни издательство, ни какая-либо другая сторона, участвовавшая в подготовке этой книги к изданию, не гарантируют, что содержащаяся в ней информация во всех отношениях точна и полна, и не несут ответственности за ошибочность или неполноту результатов, получаемых при ее использовании. Предлагаем читателям сверять приведенные в книге сведения с данными из других источников.
Роберт Л. Лихи – доктор философии, директор Американского института когнитивной терапии в Нью-Йорке, клинический профессор психологии отделения психиатрии в медицинском колледже Вейл Корнелл. Тема его исследований – индивидуальные различия в эмоциональной регуляции. Доктор Лихи – младший редактор «Международного журнала когнитивной терапии» и экс-президент Ассоциации поведенческой и когнитивной терапии, Международной ассоциации когнитивной психотерапии и Академии когнитивной психотерапии. В 2014 году Академия когнитивной терапии наградила его премией Аарона Бека.
Источник
Что такое эмоциональная схема
Это хорошо структурированный, высокоэффективный и динамично развивающийся метод психотерапии. Он основан американским психотерапевтом Джеффри Янгом в 90-х годах прошлого века.
Схема-терапия является интегративными подходом, выросшим из «семьи» когнитивно-поведенческой психотерапии, но включившим в себя идеи психоаналитической терапии, теории привязанности, теории объектных отношений, транзактного анализа и гештальт-терапии и других направлений.
Цель схема-терапии — уменьшить влияние ранних дезадаптивных схем на жизнь человека и помочь ему осознать и научиться удовлетворять свои базовые эмоциональные потребности эффективными способами.
Три основных понятия
Одно из центральных понятий схема- терапии. Системное неудовлетворение эмоциональных потребностей в детском возрасте приводит к формированию ранних дезадаптивных схем. На сегодняшний день в схема-терапии выделяют 5 групп эмоциональных потребностей:
- Потребность в надежной привязанности (включая безопасность, понимание, принятие, заботу, поддержку, руководство, стабильность)
- Потребность свободно выражать свои чувства, переживания и нужды
- Потребность в автономии, компетентности и чувстве идентичности
- Потребность в спонтанности и игре
- Потребность в реалистичных границах и обучении самоконтролю
Устойчивые структуры (наподобие черт характера), которые сформировалась в детстве в результате недостаточного удовлетворения важных эмоциональных потребностей ребенка и/или психотравматического опыта. Формируется в возрасте от 0 до 12 лет, но продолжают свое развитие в течение жизни, находя всё новые подтверждения в жизненном опыте.
Схема включает:
- Когниции (убеждения, мысли, жизненые правила);
- Эмоции;
- Телесные ощущения;
- Воспоминания.
В настоящее время выделе но 18 ранних дезадаптивных схем.
Отражают сиюминутное состояние, которое возникает в результате активации когнитивной схемы тем или иным триггером. Режимы могут быстро и часто сменять друг друга, что объясняет, быструю смену эмоций у пациентов с пограничным расстройством личности.
Существует четыре группы схема-режимов :
- Дисфункциональные детские режимы
- Дисфункциональные критикующие (родительские) режимы
- Дисфункциональные копинговые режимы
- Здоровые режимы (Young et al. 2003)
Подробнее о режимах
Виды схема-терапии
Наиболее распространенный подход среди существующих видов схема-терапии, когда терапевт работает один на один с пациентом. Как правило проводится с частотой 1 раз в неделю. Относится к долгосрочной терапии. Средний протокол лечения включает 40 сессий. В практическом применении при работе в индивидуальной схема-терапии выделяют 3 фазы:
Фаза 1. Диагностика, установления терапевтических отношений, построение концептуализации.
Фаза 2. Изменение схема-режимов с помощью экспериенциальных, когнитивных и поведенческих техник.
Фаза 3. Стимулирование автономии пациента.
Групповая схема-терапия (ГСТ) была разработана Джоан Фаррелл и Айдой Шоу (Farrell and Shaw, 1994), ее эффективность доказана на различных популяциях пациентов (амбулаторных, проходящих лечение в стационаре, находящихся на дневном стационаре).
В ГСТ используются терапевтические факторы экзистенциально-гуманистического подхода (Ялом) и расширяется понятие «ограниченного родительства», присутствующего в индивидуальной схема-терапии, до «семейного» родительства, способствующего коррекции эмоционального опыта замещающими родителями (терапевтами) и замещающими сиблингами (члены группы).
Групповая схема-терапия теоретически и концептуально соответствует модели индивидуальной схема-терапии. Основные различия находятся в адаптации стандартных схема-терапевтических интервенций (работа с воображением и ролевые игры с режимами) в работу группы. В этой модели 2 равных терапевта рассматриваются как необходимое условие установления адекватной привязанности с пациентами.
Схема-терапия пар позволяет партнерам получить доступ и переработать ключевые эмоции, связанные с ранними дезадаптивными схемами, и мешающими построению близких удовлетворяющих отношений. В ходе терапии партнеры учатся активировать здоровые режимы при коммуникации друг с другом. Схема-терапия пар может применяться как в парах, испытывающих сложности во взаимоотношениях, так и в дополнение к индивидуальной терапии, когда партнер объединяется с терапевтом, чтобы помочь исцелить ранние дезадаптивные схемы.
В индивидуальной схема-терапии терапевт практикует ограниченное родительство, чтобы стать «безопасной базой» для клиента, и терапевтические сессии становятся «безопасным убежищем». В терапии пар терапевт работает с парой, чтобы помочь каждому партнеру стать основной «безопасной базой» для другого, а отношения в паре становятся «безопасным убежищем» (Johnson, 2003).
Нередко в схема-терапии пар проводятся дополнительные индивидуальные сессии с каждым из партнеров для более глубокого понимания схем и режимов каждого партнера. На совместных сессиях присутствие партнера может мгновенно активировать ранние дезадаптивные схемы, вызывая быстрые и интенсивные эмоциональные реакции. Терапевт помогает каждому партнеру быстро идентифицировать схемы, копинг стратегии и режимы, возникающие при взаимодействии друг с другом, и создать корригирующий эмоциональный опыт для каждого партнера в паре.
Источник
14 Эмоциональных Схем
Эмоциональная схема — совокупность имплицитных интерпретаций, ожиданий, формирующихся у человека в отношении собственных эмоций и эмоций других людей, то, что человек думает о собственных эмоциях и об эмоциях других, то, какие поведенческие и межличностные стратегии он применяет в ответ на собственные эмоции и эмоции других. Эмоциональные схемы связаны с депрессией, тревогой, посттравматическим стрессовым расстройством, разногласиями в семьях и расстройствами личности.
Дезадаптированные эмоциональные схемы проявляются как потребность подавлять или контролировать негативные эмоции, когда они воспринимаются непонятными, слишком продолжительными, постыдными, опасными и не присущими другим людям
Процесс нормализации эмоций предполагает, что негативные эмоции могут быть приняты и адекватно выражены, они носят временный характер, отражают для человека связь с тем, что ценно
14 эмоциональных схем Лихи
ТЕСТЫ НА САЙТЕ:
Валидация / Инвалидация эмоций
Представления о том, что собственные чувства не признаются и не понимаются другими людьми
Инвалидация — относится к представлению о том, что другие не понимают чувства респондента и не заботятся о них. Это центральный компонент DBT и важный фактор того, как люди узнают, что их эмоции значимы, имеют смысл и ценятся другими.
Некоторые люди верят, что есть аудитория, принимающая их эмоции, то есть другие люди их ценят и проявляют эмпатию. Как показано в главе 6, валидация влияет на множество других измерений эмоциональной схемы. Оно нормализует эмоцию, уменьшает вину и стыд, помогает различить эмоции и выяснить, что эмоциональный опыт можно принять и вынести, а также показывает, что в эмоциях есть смысл. Примеры разной степени веры в валидацию: «Другие люди понимают и принимают мои чувства», «Я не хочу, чтобы о некоторых моих чувствах кто- то знал», «Мои чувства никому не нужны».
Понятность/Непонятность
Отношение к эмоциям как к беспричинным и бессмысленным
Непонятность — относится к представлению человека о том,что его эмоции не являются бессмысленными и хаотичными, не приходят из ниоткуда. На самом деле главная характеристика модели эмоциональных схем — психологическое просвещение пациента, помогающее ему увидеть, в чем смысл паники, депрессии, социальной тревоги и других проблем.
Люди часто думают, что в их эмоциях нет смысла. Они запутались в своих чувствах. Например, кто-то может сказать: «У меня есть чувства, которые я не понимаю», «Я не вижу смысла в своих чувствах», «Я думаю, что мои чувства странные или ненормальные», «Мои чувства будто появляются ниоткуда». Не видя в чувствах смысла, люди начинают ощущать себя запутавшимися в опыте, беспомощными, они не знают, что делать.
Вина/стыд
Склонность осуждать себя за нежелательные переживания
Я не должен этого чувствовать!
Вина и стыд — относится к представлению о том, что человек не должен чувствовать то, что он чувствует; чувства рассматриваются как недостаток характера, слабость или нежелательные качества личности. Например, человек может себя критиковать за то, что чувствует себя встревоженным или подавленным, и это лишь обостряет проблему.
В какой степени человек переживает стыд, вину или смущение по поводу своей эмоции? Это измерение относится к вере в то, что некоторых чувств у человека быть не должно, и отражается в комментариях типа: «Испытывать некоторые чувства неправильно», «Мне стыдно за мои чувства». Люди, которые ощущают стыд или вину, могут быть склонны критиковать себя за эмоции, прятать их от других, беспокоиться или грустить по поводу испытываемых эмоций.
Дифференциация/ Упрощённый взгляд на эмоцию
Непереносимость смешанных чувств и амбивалентности
Я должен точно понимать, как отношусь к этому человеку
Упрощенный взгляд на эмоцию — относится к непереносимости смешанных чувств или эмоциональной амбивалентности.
Некоторые люди верят, что по поводу тех или иных вещей они должны чувствовать что- то одно; им трудно испытывать смешанные чувства. В ряде случаев это принимает одну из форм раздельного мышления о самих себе («Я совсем плохой») или других («Он совсем плохой»). Дифференцированный, сбалансированный или комплексный взгляд на себя и других включает осознание того, что у одного и того же человека могут быть разные и конфликтующие качества — в зависимости от ситуации и времени. Потому что и конкретный человек, и другие люди изменчивы. Более дифференцированное мышление позволяет скоординировать явно конфликтующие чувства, которые порой неизбежны. Примеры упрощенных взглядов на себя и других: «Я не выношу, когда у меня возникают противоречивые чувства: например, когда один и тот же человек нравится и не нравится», «Испытывая к кому- то противоречивые чувства, я запутываюсь и расстраиваюсь», «Люблю чувствовать полную определенность насчет того, как я отношусь к самому себе». Упрощенный взгляд на эмоции отражает двойственный взгляд на опыт: все или ничего.
Бесчувственность
Убежденность в неспособности испытывать сильные чувства
Я ничего не чувствую. Всё притупленно
Бесчувственность — относится к тому, что человек верит, что не испытывает интенсивных или сильных (либо вообще любых) эмоций, его эмоциональный опыт слаб и не действует на него.
Некоторым людям трудно испытывать эмоции; они утверждают, что чувствуют себя оцепеневшими, ничего не чувствуют, оторваны от реальности. В модели эмоциональных схем бесчувственность рассматривается как следствие эмоционального избегания, которое сдерживает эмоциональную переработку опыта. Без доступа к прямому опыту эмоции такие люди не способны узнать, что эмоции переносимы, что они не захлестнут и не сделают беспомощным, что эмоции не длятся вечно. Пациенты, переживающие бесчувствие, часто говорят: «Я чувствую себя эмоционально тупым: у меня нет эмоций».
Контролируемость
Вера в то, что эмоции нужно контролировать и подавлять, иначе произойдёт ужасное
Если не буду сдерживать эмоции, то потеряю контроль
Потеря контроля — относится к вере в то, что эмоции нужно контролировать, а в некоторых случаях подавлять. Если позволить себе чувствовать тревогу или грусть, это приведет к тому, что эмоция выйдет из-под контроля.
Некоторые пациенты думают, что их эмоции неконтролируемые и что их нужно подчинять контролю: «Боюсь потерять контроль, если позволю себе некоторые из этих чувств», «Беспокоюсь, смогу ли я контролировать чувства; я просто могу сойти с ума». Для некоторых людей мысль об утрате контроля является пугающей, она заставляет верить, что необходимо сделать все, лишь бы осуществить контроль.
Ценности/обесценивание
Отношение к эмоциям как не связанным с ценностями
То, что я чувствую не имеет никакого смысла
Обесценивание — отражает веру в то. что эмоции не имеют отношения к ценностям человека. Например, человек, заявляющий, что он грустит, потому что скучает по своей партнерше, может не принимать чувство грусти как необходимый компонент того, что он ценит интимность и верность. Возможно, человек способен выдерживать и принимать трудные эмоции, если они часть жизни, имеющей ценность.
Есть люди, которые подчеркивают ценности и верят, что эмоции — их естественное следствие и что они направляют жизнь. Поэтому не обязательно чувствовать себя хорошо, лучше жить жизнью, имеющей смысл. Акцент на ценностях может родиться из экзистенциальной когнитивной модели переработки эмоций. Некоторые люди способны верить, что их тревога, депрессия и гнев помогают прояснить, что для них действительно важно, позволяя эмоциям перерабатываться. Терапия эмоциональных схем предполагает, что ценности помогают выявить значение действия и опыта, чтобы люди узнали, что по- настоящему имеет значение, придать глубину и содержание неизбежным трудностям. Утверждения, которые отражают данный подход: «Есть более высокие ценности, к которым я стремлюсь», «Когда я подавлен и грущу, то задаюсь вопросом, что для меня ценно».
Рациональность
Идеи о превосходстве рациональности, логичности, разума над эмоциями
Нельзя полагаться на чувства. Я должен следовать логике
Чрезмерная рациональность — отражает веру в то, что человек должен быть рациональным, а не эмоциональным; эмоциональности следует избегать, заменяя ее рациональностью и логическим мышлением.
Люди, которые больше склоняются к рациональности, чем к переживанию эмоционального опыта, верят, что быть логичным или рациональным — высший способ функционирования. Они думают, что их эмоции можно устранять или контролировать, чтобы они не мешали эффективному решению проблем и деятельности. Примеры акцента на рациональном: «Я должен быть рациональным и логичным во всем», «Вы не можете полагаться на чувства, определяя, что для вас хорошо».
Длительность
Оценка ожидаемой длительности эмоции как бесконечно долгой, а значит невыносимой
Это чувство никогда не пройдёт
Длительность — отражает веру в то, что эмоция будет длиться бесконечно и станет невыносимой. Например, женщина, которая грустит, может быть уверена, что ее грусть продлится очень долго, вероятно, останется навсегда и усугубит ее переживание безнадежности
Как долго длятся эмоции? Некоторые люди верят, что переживаемые ими эмоции будут длиться долго — до бесконечности. В клинической практике мы с коллегами часто слышим, как пациенты говорят: «Иногда я боюсь, что если позволю себе сильное чувство, оно не пройдет». Люди, которые верят в долгие эмоции, не воспринимают их как временные и ситуативные. Иногда эмоциональный опыт может рассматриваться как «черты личности» («Я грустный человек»). Вместо того чтобы помочь принять эмоции как временное явление, данный аспект приводит людей к вере в то, что болезненные эмоции могут сохраняться и приводить к страданиям.
Консенсус
Вера в то, что другие люди не переживают подобные эмоции
Другие люди так себя не чувствуют
Низкий консенсус — отражает веру в то, что у других людей не бывает аналогичных эмоций, что в эмоциональном опыте человека есть что-то уникальное; в результате он чувствует себя одиноким в мире и дефектным из-за того, что у него другой опыт.
Некоторые верят, что их эмоции уникальны и переживаются только ими; отсюда вера в то, что они ненормальные или дефектные. Такие люди говорят: «Я часто думаю, что реагирую чувствами, которые у других не возникают», «Я намного чувствительнее окружающих», «Ни у кого нет таких чувств, как у меня». Или они могут спросить: «У других людей бывают такие же эмоциональные реакции, такой же опыт, как у меня, или в моих эмоциях есть что-то необычное?» Нормализация чувств и опыта — важный компонент когнитивной терапии тревоги, ПТСР и ОКР. Если пациенту с ОКР помочь понять, что подобные фантазии и чувства свойственны многим людям, у него уменьшится склонность к негативному обозначению своих навязчивых мыслей (Salkovskis & Kirk, 1997). В модели эмоциональных схем признание факта, что у других бывают аналогичные чувства, — это форма подтверждения, то есть процесс, призванный ослабить депрессию и тревогу.
Руминации
Склонность к зацикленности на обдумывании негативного опыта в попытках разобраться
Почему я так себя чувствую? Что со мной не так!?
Руминации — отражает веру в то, что человек должен продолжать испытывать негативные чувства, сосредоточиться на их значении или отсутствии такового, снова и снова или без конца. Например, человек, которому грустно, сосредоточен на грусти и спрашивает себя: «Что со мной не так?», или: «Почему так происходит?» Постоянно! И ни один ответ его не удовлетворяет.
Иногда люди застревают на одной эмоции: прокручивают в голове один факт, что они испытывают неприятное чувство, задают себе вопросы без ответа («Что со мной не так?»), снова и снова обращаются к негативному опыту. Руминации могут рассматриваться как проблематичный стиль копинга, попытка совладания с нежелательными мыслями и эмоциями. Люди, которые без конца руминируют, уверены, что нельзя отпустить эмоцию или мысль, что им надо принять решение; они не могут принять, что мысль — это просто мысль, а эмоции носят временный характер (Wells, 1995). Согласно модели эмоциональных схем, руминации — это проблематичная стратегия совладания с неприятной или нежелательной эмоцией, которая заставляет человека буксовать на эмоциональном опыте или воспоминании, снова вызывая негативную эмоцию и не позволяя продуктивно функционировать. Примеры комментариев постоянно руминирующих пациентов: «Чувствуя себя подавленным, я сижу один и думаю о том, как мне плохо», «Я часто спрашиваю себя: “Что со мной не так?”», «Я вечно думаю о своих чувствах или физических ощущениях»
Принятие/Неприятие чувств
Вера в то, что некоторые эмоции недопустимы и их нужно избегать или устранять
Я не собираюсь это чувствовать
Неприятие чувств — отражает веру в то, что человек не может позволить себе некоторые виды эмоций, что их надо избегать или устранять.
Некоторые люди позволяют себе переживать чувства, тратят мало энергии на их сдерживание. Принятие — лишь признание того, что существующее действительно существует. Это позволяет проживать жизнь в этом мире, включая эмоции как часть реальности. Идеальное принятие предполагает отсутствие оценки, контроля или страха; можно отметить стартовый пункт, с которого начинать или не начинать действовать. Принятие подобно тому, чтобы позволить чему- то быть. Примеры комментариев, показывающие разные степени принятия: «Я принимаю свои чувства», «Я не хочу допускать у себя некоторые чувства, но знаю, что они у меня есть».
Выражение
Невозможность открыто выражать эмоции: говорить о них, делиться ими или демонстрировать их
Я не могу выразить свои чувства и поделиться ими.
Низкая степень выражения чувств — отражает веру в то, что человек не способен открыто выражать эмоции: говорить о них, делиться ими или демонстрировать их невербально (например, плакать). Это отличается от инвалидации, относящейся к уверенности в том, что другие не понимают ваши эмоции и не беспокоятся о них: человек может выражать эмоцию, но чувствует, что ее не одобрят.
Некоторые люди считают, что могут выражать свои эмоции, отпускать их, делиться ими с другими и сообщать о полном спектре испытываемых чувств. Готовность выразить чувства отражает принятие факта о важности эмоций, о том, что они способствуют изменениям и пониманию. Конечно, простое проживание эмоций не всегда отражает веру в то, что это полезно; это говорит лишь о том, что человек готов и способен выражать эмоции. Примеры такого выражения: «Я верю, что важно позволять себе плакать, чтобы мои чувства выходили», «Я чувствую, что могу открыто выразить свои эмоции».
Обвинение
Убежденность в том, что эмоции, которые есть у человека, возникают вследствие действия или бездействия других людей
Другие постоянно выводят меня из равновесия
Обвинение — вера в то, что эмоции, которые есть у человека, возникают вследствие действия или бездействия других людей. Например, человек скорее скажет, что его гнев возникает из-за поведения жены, чем начнет думать, что это происходит из-за его собственного взгляда на вещи.
Типичная реакция некоторых людей на свои негативные эмоции — обвинение в этих чувствах окружающих. Они могут чувствовать, что их провоцируют, поступают с ними нечестно, эксплуатируют, игнорируют, плохо относятся или просто не понимают. Однако в каждом случае причина того, что они чувствуют себя так, как чувствуют, в том, что кто-то заставил их испытывать эти чувства. Примеры, иллюстрирующие обвинение: «Если бы другие люди изменились, я бы чувствовал себя намного лучше», «Другие люди вызывают у меня неприятные чувства».
♦
Источник