Что такое эмоциональная петля

ППП, петля привычки и триггер поведения

Настроить шрифт
    РазмерСтиль
  • Режим чтения

У нас всегда есть выбор, но это не так очевидно, когда речь идет о пусковом механизме и нашей реакции на него.

Классическая схема последовательности действий (предпосылка — поведение — последствие)

Классическая схема последовательности действий для анализа проблемного поведения у детей известна как «ППП» — «Предпосылка», «Поведение», «Последствие». Предпосылка — стимул, который непосредственно вызывает поведение. Поведение создает последствия.

Типичный пример: ученик рисует картинки вместо того, чтобы работать над заданием. Учитель просит его закончить задание (просьба становится предпосылкой). Ребенок реагирует вспышкой гнева (поведение). Учитель отвечает — отправляет ученика к директору (последствие). Такова цепочка ППП: просьба учителя — гнев ребенка — «марш к директору!». Вооруженный этой схемой, после нескольких эпизодов такого рода учитель делает вывод, что ребенок идет на эту хитрость, чтобы не отвечать у доски.

Петля привычки (сигнал — шаблон — награда)

В своей чудесной книге «Сила привычки» Чарльз Дахигг применил схему ППП для разрушения и формирования привычек. Вместо «предпосылки», «поведения» и «последствия» он использовал термины «сигнал», «шаблон» и «награда», чтобы описать трехступенчатый процесс, известный как петля привычки.

Курение сигарет — петля привычки, в которую входят стресс (сигнал), никотиновая стимуляция (шаблон) и временное психическое благополучие (награда).

Люди часто набирают вес, когда пытаются бросить курить, потому что замещают сигареты едой. Так они следуют «золотому правилу смены привычки», описанному Дахиггом: сохраняя сигнал и награду, смените шаблон. Правда, это приводит не к лучшим результатам. Делать 30 отжиманий (или что-то сложное физически) может быть эффективнее, чем больше есть.

Дахигг приводит яркий и лаконичный пример действия петли «сигнал — шаблон — награда» и того, как мы можем использовать ее, чтобы избавиться от вредной привычки.

Пример действия петли «сигнал — шаблон — награда»

Студентка магистратуры Мэнди беспрестанно грызет ногти, пока они не начнут кровоточить. Она хочет избавиться от этой привычки. Терапевт установил, что она тянет пальцы в рот каждый раз, когда чувствует в них небольшое напряжение. Оно появляется, когда ей скучно. Это сигнал: напряжение в пальцах появляется от скуки. Грызть ногти — шаблон, который помогает ей справляться со скукой. Физическая стимуляция, особенно чувство законченности, когда она сгрызает все десять ногтей под корень, — награда для Мэнди. Она жаждет этого, что создает привычку.

Терапевт дает Мэнди инструкции: она должна ставить в блокнотике галочку каждый раз, когда чувствует напряжение в пальцах. Неделю спустя она возвращается к терапевту с 28 галочками в блокноте, но теперь знает о сигналах, которые отправляют ее пальцы в рот. Она готова заменить шаблон. Терапевт учит ее «конкурирующему ответу»: засунуть руки в карманы, взять карандаш или любой предмет, чтобы предотвратить попадание пальцев в рот. В конце концов Мэнди учится тереть руки или стучать костяшками пальцев по столу в качестве замены физическому удовольствию от обгрызания ногтей. Сигнал и награда остаются теми же. Шаблон поменялся. Месяц спустя Мэнди перестала грызть ногти. Она заменила вредную привычку безвредной.

Видоизменение цепочки ППП (импульс — осознание — выбор)

Я не собираюсь менять первый и третий сегменты петли привычек Дахигга, какие бы термины мы ни использовали: условия и последствия, сигнал и награда, стимул и ответ, причина и следствие, триггер и результат.

Я хочу модифицировать срединную часть — шаблон.

Петля привычки выглядит так, будто все, что нам нужно, — понять сигналы, воздействующие на нас. И тогда мы можем автоматически отвечать соответствующим поведением.

Это справедливо для привычек.

Но когда мы говорим о смене поведения в обществе, то добавляем сложную формацию в виде других людей. Наш ответ на триггер не всегда может быть автоматическим, бездумным или привычным.

Триггер поведения

Мы должны думать о том, как люди будут реагировать на наши действия. Ногтю безразлично, откусят его или оставят в покое. Стакан вина не думает о том, выпьют его или отставят в сторону. Сигарета равнодушна к нашему страстному желанию ее покурить. Но людям, окружающим нас, интересно, поддадимся ли мы первому нежелательному импульсу (например, грубости, жестокости, ярости) или задушим этот импульс и сделаем лучший выбор. Если добавить в схему людей, привычки не смогут направить наше поведение в нужную сторону. Мы должны приспосабливаться, а не пристращаться — потому что ставки высоки. Если я поддамся жажде и выкурю сигарету, то причиню себе вред. Если я выйду из себя в присутствии ребенка, то причиню вред ему.

Я хочу предложить видоизменение цепочки «предпосылка — поведение — последствие», добавив осознание и бесконечно малую остановку.

Я выделил три мгновения — сначала импульс, затем осознание, потом выбор. Они заполняют важнейшее место между триггером и нашим поведением. Эти моменты так мимолетны, что мы иногда не можем отделить их от того, что считаем «шаблоном поведения». Но опыт и здравый смысл говорят нам, что они реальны .

См. в Библиотеке: Маршалл Голдсмит. Триггеры.

Источник

Как работает петля обратной связи

У каждого человека индивидуальные фильтры восприятия. Что надо учитывать, чтобы формировать правильные установки к действию и положительные эмоциональные реакции?

Термин «установка» определяется как психологическая переменная, которая с одной стороны представляет собой направленность личности на определенные объекты, понятия и ситуации, а с другой – готовность к действиям одним из привычных для индивида способом. Как направленность, так и готовность к действиям имеют эмоциональный, мотивационный и интеллектуальный аспекты. Установка является одной из составляющих внутреннего мира индивида и скрыта от непосредственного внешнего наблюдения, отражая сложную совокупность потребностей, склонностей и взглядов человека, и часто самим индивидом не вполне осознается.

Если говорить понятным и доступным языком, установка – это некий устойчивый и привычный настрой каждого человека по отношению к различным явлениям внешнего мира, положительный или отрицательный, и проявляется этот настрой в поведении, имеющем определенные общие черты, которые обусловлены прошлым индивидуальным опытом каждого.

К примеру, у двух разных индивидов отношение к организации рабочего процесса может быть разным. Один имеет положительную установку – он воспринимает любые организационные изменения без сопротивления, у другого отрицательная установка и он воспринимает любые перемены в организации рабочего процесса с активным или пассивным протестом.

Конечно, было бы просто отлично, если бы каждый человек, имея какие-то собственные виды и намерения по отношению к другому человеку, подошел бы к нему и прямо сказал: «Мне нужно, чтобы ты сделал это, это, и это!», а другой бы немедленно согласился и сделал бы все, как хочет другой. Но нет! Этого не происходит! Когда один человек что-то сообщает другому, то другой начинает что-то делать с полученной информацией.

Он обрабатывает ее внутри себя, пропуская ее через фильтры восприятия, которые у каждого настроены индивидуально, учитывая личные критерии сортировки. Эти критерии вполне можно назвать нравственными понятиями, определяющими, что человек может себе позволить сделать, а что категорически не может. Пропустив полученную информацию через фильтр, человек отсеивает ту ее часть, которая не совпадает с его внутренними ценностями и установками.

Оставшуюся часть информации человек подвергает интерпретации, чтобы адаптировать ее под свою внутреннюю картину мира и определить – на каких условиях он может согласиться эту часть выполнить. Все эти процессы сопровождаются различными по силе и внешней выраженности эмоциональными реакциями.

И только после фильтрации и интерпретации полученной информации человек начинает действовать, в данном случае – вступает с другим человеком в общение, чтобы сообщить ему результаты своего выбора. Другой, получив это сообщение на свое предложение, тоже начинает процесс отбора и интерпретации полученного ответа.

Таким образом, формируется «петля обратной связи» – один человек что-то предлагает, второй реагирует на эту информацию и сообщает свое предложение в ответ, другой в свою очередь проделывает в процессе общения тот же самый путь.

Выглядит этот процесс довольно сложно, никому из собеседников не дано понять, что именно отфильтрует другой из его сообщения, как его интерпретирует, какие эмоции у него возникнут, и что он ответит на полученное предложение. Таким образом, общение идет не прямолинейно, оно передается от одного к другому в виде обратной связи уже со значительными изменениями, которые определяются способом интерпретации, индивидуальной у каждого. Эти изменения взаимно влияют на каждого участника, которым приходится реагировать на них. Системное мышление каждого идет не по прямой линии, оно протекает циклично, образуя петли и предполагая обратную связь со всеми остальными участниками процесса. Все части любой системы, будь-то семья или рабочее производство, связаны между собой, и изменения в одной части расходятся волнами ко всем остальным частям, вызывая в свою очередь их изменение.

Принцип обратной связи настолько прост и широко распространен, что все человечество буквально живет в петлях обратной связи, принимая их как нечто само собой разумеющееся. А между тем их значение трудно переоценить.

Знание о том, что существует петля обратной связи, от которой мы все находимся в зависимости, позволяет сделать несколько выводов:

  • Петля обратной связи взаимно влияет друг на друга.
  • Реакция человека происходит в ответ на действия другого.
  • Изменение поведения одного партнера может изменить поведение другого.

Перед тем как готовить любые перемены, необходимо представить себе с полной ясностью, как отреагирует на любое предложение другой человек. Какую эмоциональную реакцию вызовет у него это предложение, какую установку к действию оживит. Обратная связь важна в любом деле. И без предварительной оценки такого психологического феномена в общении как «петля обратной связи» достичь позитивного результата просто невозможно.

Последнее утверждение требует дополнительной расшифровки, и в первую очередь возникает вопрос об установках к действию, которые наиболее активно действуют на стадии фильтра любой информации. Насколько установка, определяемая социологами как психологическая переменная, может быть изменена в нужную сторону при помощи петли обратной связи?

В этом отношении важен правильный подход к проблеме. Обратная связь предполагает возможность каждого участника процесса донести свое мнение и свое видение возможных изменений до всех остальных. То есть предполагает общение на равных.

Но в рабочих коллективах равенство – понятие относительное. Есть определенная иерархия, действует приказ и необходимость соблюдения дисциплины, то есть подчинение приказу. Это прямые функциональные обязанности, которые не обсуждаются и четко выполняются.

Но когда речь идет о переменах в методах организации трудового процесса, то простым «приказом по цеху», к примеру – повысить продуктивность труда, вопрос не решить. Вот здесь-то и сталкивается руководство с необходимостью учитывать обратную связь со всеми участниками предполагаемого процесса необходимых для компании изменений.

При желании получить ожидаемый и запланированный результат, необходимо преподносить свое сообщение коллективу так, чтобы оно:

  • Было принято сотрудниками, то есть благополучно миновало фильтр восприятия.
  • Было правильно интерпретировано.
  • Не вызывало бы негативных эмоций.

И установка к действию каждого сотрудника в отдельности и всего коллектива взятого в целом, то есть настрой на перемены и нововведения, в этом процессе преобразований, необходимых владельцам бизнеса и руководству, выходит на первый план.

Источник

97. Как обуздать эмоции (петля эмоционального самовозбуждения)

Сегодня мы продолжим обсуждать метанавык Э2 . По сути, когда мы говорим про этот навык, мы говорим о способности различать уместность тех или иных эмоциональных проявлений и об их обуздании – способности скрывать неуместные в конкретном социальном окружении эмоциональные реакции. Задача эта совсем не простая и причиной тому является сама психофизиологическая основа эмоциональных реакций. В определенной степени они независимы от нашего сознания, и наши возможности в управлении некоторыми из этих реакций весьма ограничены. Причем чаще всего социально неприемлемыми оказываются именно самые сложно управляемые реакции – страх и гнев. Тому есть ряд причин.

Реакции страха и гнева играли важнейшую роль в обеспечении выживания бесчисленным поколениям наших биологических предков в различных ситуациях, связанных с угрозами жизни и благополучия рода. Они являются наиболее древними «эмоциями» и управляются наиболее древними и наименее контролируемыми сознанием структурами мозга. Стереотипы поведения, которые сопровождаются этими эмоциями, наблюдаются чуть ли не у насекомых, и уж точно у рептилий. И коренятся эти реакции в тех внутренних, наиболее древних разделах мозга, которые сформировались еще у этих достаточно примитивных животных, у которых кора головного мозга, управляющая осознанием, практически отсутствует.

Поведенческие паттерны, которые формируются этими эмоциональными реакциями в первой «неосознаваемой» фазе реакции на «стимул – угрозу», в психофизиологии принято называть реакцией «бей – беги», о которой мы уже говорили , или, более точно, реакцией пяти F – faint (обморок, потеря сознания), freezing (оцепенение), fidget (беспокойство), flight (бегство) и fight (драка). Эта реакция является комбинацией сильно выраженных эмоций страха и гнева. В зависимости от силы угрозы и степени способности активно сопротивляться этой угрозе будет в большей степени проявляться та или иная F реакция – от чистого концентрированного страха (faint, frizzing) до концентрированного гнева (fight).

Почему же так сложно бывает контролировать и обуздывать эту реакцию? Дело в том, что она поддерживается аж целыми тремя (. ) петлями положительной обратной связи на разных уровнях нашей нервной системы. То есть в нашем мозге происходит автоматическое само-усиление реакции.

Первая петля – это так называемый круг (петля) Пейпеца (Джеймс Пейпец – американский невропатолог, еще в прошлом веке создавший теорию циркуляции эмоционального возбуждения). Этот круг объединяет некоторые структуры промежуточного мозга и лимбической системы в петлю, по которой «вращается» эмоциональное возбуждение. В ней сигнал может достаточно долго циркулировать, практически независимо от сознания, и постепенно усиливаясь. Примером такого рода усиливающей реакции является поведение животного, которое впадает в оцепенение при сильном воздействии угрожающего стимула. Мой приятель, который живет в Австралии рассказывал, что очень часто наблюдает ситуации, в которых ночные животные, попадающие под свет фар, вместо бегства, которое вполне могло бы спасти им жизнь, впадают в полный ступор и становятся жертвами автомобиля. Эта особенность австралийской ночной фауны видимо связана с тем, что в большинстве своем она представлена не очень быстрыми и не очень агрессивными животными, для которых поведение замирания в опасности было более эволюционно выигрышным.

Но подобным образом может действовать и человек, например, впадая в ступор или неконтролируемую агрессию. При этом действия эти чаще всего абсолютно не адекватны ситуации. Вообще говоря, реакции из группы 5F являются следствием глубокого эволюционного развития и возможно были весьма адаптивными для животных, и даже для примитивного человека, но почти в 100% случаев абсолютно не эффективны в современном обществе. Отключиться имеет смысл разве что в случае, когда болезненная смерть или травма не минуемы, и еще реже будет полезна стратегия неконтролируемой агрессии. Но мозг, наш как мы не раз уже убеждались , действует, скорее, как мозг первобытного человека, чем как мозг подобающий современному человеку.

К счастью, эта первая петля не полностью изолирована от сознания – через поясную извилину сигнал о возбуждении проникает в кору головного мозга, и если мы хоть немного осознанны, то нужно совсем не много, чтобы разорвать эту петлю.

Но для этого необходимо не просто осознать факт возбуждения, но и задействовать вторую «петлю обратной связи», активно включить свое сознание для того, чтобы снизить мнимую возбуждающую силу стимула. Для этого достаточно переключиться с неосознанного на осознанное реагирование – прояснить незначимость стимула или предъявить какой-то другой отвлекающий стимул. Иногда достаточно просто сконцентрировать внимание на чем-то конкретном, например, на дыхании, или совершить любое активное действие.

В моем детстве был конкретный случай, который отлично иллюстрирует подобную ситуацию. Перебегая дорогу, я сначала не заметил и неожиданно увидел несущийся на меня по гололеду автобус. Было очевидно, что тормоза не помогают, и остановиться он не сможет, и если я не уберусь с его пути, мало мне не покажется. Но вместо того, чтобы продолжить бежать и спокойно миновать столкновения с этой горой металла, я буквально остолбенел. Мышцы у меня словно свело, и я буквально вышел из своего сознания, ничего кроме ужаса в моем мозгу не было, я буквально впал в ступор. Еще две-три секунды, и я бы точно не писал сегодня про этот поучительный случай. К счастью, у кого-то из зрителей не выдержали нервы, и я услышал душераздирающий женский крик, мой мозг получил другой стимул, петля положительной обратной связи на секунду разомкнулась, и я смог сделать несколько быстрых шагов, что избавило меня от неминуемой гибели.

Этот пример, конечно, демонстрирует очень яркое проявление этого механизма, чаще он проявляется не так предельно. Обычно мы просто начинаем возбуждаться все больше и больше и раздуваем скандал из-за несущественного повода, или теряемся и выпадаем в осадок, казалось бы, в совершенно не опасной ситуации, а надо-то всего включить элементарное осознание. И эта способность перехватывать эти спонтанные, самоусиливающиеся реакции – один из элементов навыка Э2. Тренировать этот навык можно, например, снижая чувствительность к определенным стимулам, что делает возбуждение в сходной ситуации не таким интенсивным. Так, по мере получения навыка сдачи экзаменов или публичных выступлений мы постепенно перестанем впадать в ступор и возможно даже начнем получать удовольствие от процесса. Но такой способ тренировки доступен далеко не для всех типов стимулов. Вторая стратегия развития навыка – повышение степени осознанности, которые являются универсальной методикой для работы с самыми различными мета-навыками.

Но дополнительная сложность заключается в том, что осознавая причину и характер возбуждения. мы часто не только не снижаем силу эмоциональной реакции, но делаем прямо противоположное – включаем две другие петли положительной обратной связи, о которых мы поговорим в следующем выпуске.

Ну а для тех, кто хочет помочь нам в нашем проекте, можете протестировать задания «Школы счастья», они тут .

Источник

Оцените статью