Что такое эмоциональная отсталостью

Как справиться с эмоциональной незрелостью?


Синдром маленького принца (или принцессы), возникающий в зрелом возрасте, еще называют синдромом Питера Пэна. Он не считается полноценным психическим расстройством, но может приносить немало неудобств как самому человеку, так и его окружению.

Чаще всего причины эмоциональной незрелости кроются в воспитании и окружении. Гиперопека, обесценивание опыта и помощи ребёнка могут привести к тому, что во взрослой жизни он не будет ощущать себя полноценной личностью.

Признаки эмоциональной незрелости

Ниже приведены 10 черт, типичных для людей с эмоциональной незрелостью:

  1. Чрезмерная эмоциональная связь с родителями, неумение принимать решения без родительского совета, постоянный контроль со стороны матери или отца.
  2. Детское поведение и стремление прижиться в компании людей на годы младше, привлечь к себе внимание, капризы и истерики, вспышки гнева, ничем не мотивированные эмоциональные всплески.
  3. Газлайтинг в отношениях, психологические манипуляции и унижения, эмоциональное насилие, приёмы, подавляющие партнёра.
  4. Зависимость от партнёра или, наоборот, неумение строить длительные серьёзные отношения.
  5. Страх ответственности и обязательств, будь то работа, образование или отношения с другими людьми.
  6. Неумение признать свою неправоту, извиняться и выражать другие эмоции, агрессивность в ответ на замечания и попытки указать на ошибку.
  7. Нездоровый эгоизм, мысли о том, что окружающие обязаны эмоционально и иным образом обслуживать его.
  8. Неумение слушать и слышать, воспринимать альтернативные точки зрения и советы даже от близких людей.
  9. Неумение распоряжаться деньгами и временем. Такие люди часто сталкиваются с проблемами в самостоятельной жизни, не умеют себя обеспечить или достичь карьерного роста.
  10. Пассивная агрессия и принципиальное упрямство. Сюда можно отнести часто угрюмое, подавленное настроение, грубость и колкость, шпильки, пускаемые по поводу и без.

Эмоционально незрелая личность редко обладает всеми чертами одновременно, более того, некоторые из них исключают друг друга. Есть определённые типы людей, практически наверняка страдающие от инфантилизма: домашние тираны и абьюзеры, использующие партнёра для удовлетворения своих потребностей, родители, эмоционально реагирующие на любые замечания со стороны ребёнка и не умеющие принять его точку зрения, женщины, концентрирующиеся только вокруг своих интересов и так далее.

Также отдельные черты не всегда свидетельствуют о том, что перед вами эмоционально незрелый человек.

Отметить синдром Питера Пэна у себя непросто, ещё сложнее признать, что вы действительно к этому склонны. Можно воспользоваться специальными психологическими тестами.

Как справиться с эмоциональной незрелостью?

Есть два способа справиться с этой психологической проблемой у близкого человека: работа над собой и здоровыми границами или со специалистом. В первом случае нужно осознавать наличие проблемы и необходимость с ней бороться. Вы выстраиваете личные границы: даёте понять, что вам неприятно, если вас обижают, рассказываете об уровне комфорта, придерживаетесь своих позиций. Это не всегда эффективно: человек может не замечать проблемы.

В таком случае (а также если вы заметили признаки эмоциональной незрелости у себя) можно обратиться к специалисту. Это эффективно: хороший психолог подберёт подходящую терапию, поможет выявить причины такого поведения и сгладить все негативные проявления. Кроме того, полезно пройти курс Викиум «Эмоциональный интеллект».

Источник

Что такое эмоциональная отсталостью

Психология занимается изучением своеобразия развития психики умственно отсталого ребёнка, путей формирования его личности, резко меняющегося хода его развития в зависимости от характера обучения и воспитания, сохранных возможностей, на которые можно опереться при обучении и воспитании тех или иных качеств, путей компенсации дефекта.

Одной из важных характеристик личности ребёнка-олигофрена является незрелость его эмоциональной сферы.

Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У ребёнка-олигофрена наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Вот почему изучение эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка, их формирование и воспитание имеют столь важное значение.

Как и все другие дети, умственно отсталые дети на протяжении всех лет своей жизни развиваются. С. Л. Рубинштейн подчёркивал, что «Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости. Развитие психики — это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма» [1, 42].

Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка, проявляющееся, прежде всего, в незрелости.

Незрелость эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта.

У олигофрена-школьника недоразвитие личности наиболее ярко проявляется в игровой деятельности.

Н. Л. Коломинский отмечает, что « Умственно отсталый ребёнок пассивен в игре, она для него не становится как для нормального школьника моделью приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости» [2, 9].

Это объясняется тем, что у ребёнка-олигофрена очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального школьника, у ребёнка-олигофрена не происходит формирование социальных чувств.

Незрелость в эмоциональной сфере в школьном возрасте ещё резче проявляется в школьный период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующей сложной и опосредованной формы деятельности.

Школьный возраст отличается рядом особенностей, которые не имеют места на равных этапах развития детей, и требуют от ребенка совершенно новых видов психической деятельности. Если в дошкольном возрасте ребёнок развивался в процессе игры и общения с окружающими, то в школе он попадает в условия обучения по твёрдой программе. Изменяется тип ведущей деятельности из игровой в учебную, перестраиваются мотивы. Основным мотивом становятся указания учителя.

Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны малодифференциированность, бедность переживаний. Как отмечает С. С. Ляпидевский и Б. И. Шостак, его «чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя» [3, 27].

То есть, переживания умственно отсталого ребенка примитивны и еще нет дифференцированных тонких оттенков переживаний.

Это объясняется тем, что у ребёнка есть наличие примитивных потребностей.

Вместе с тем отмечается живость эмоций у ребёнка — олигофрена (приветливость, доверчивость, оживленность), наряду с поверхностью и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми.

Кроме того, у детей-олигофренов часто бывают неадекватные воздействиям эмоции и чувства. У одних детей наблюдается чрезмерная лёгкость и поверхностная оценка серьёзных жизненных событий.

Типичны малая дифференцированность и однообразие эмоций, бедность либо отсутствие оттенков переживаний, слабость побуждений и борьбы мотивов, эмоциональные реакции в основном на непосредственно воздействующие раздражители. Недоразвитие эмоциональной сферы усугубляет общую косность психики, слабую психическую активность, недостаточность интереса к окружающему, отсутствие инициативы, самостоятельности. В то же время неспособность подавлять аффект либо влечения часто проявляется в склонности к импульсивности, интенсивной аффективной реакции (бурные вспышки гнева, агрессивные разряды) по незначительному поводу.

В эмоционально-волевой сфере выступает недоразвитие более сложных эмоций. Неадекватность эмоциональных реакций часто связана с неспособностью отделить главное от второстепенного, побочного. Отсутствуют либо очень слабы те переживания, которыми определяются интерес и побуждения к познавательной деятельности. Но в то же время даже при выраженных степенях слабоумия нередко сохранны эмоции, связанные с элементарными потребностями, конкретной ситуацией, а также “симпатические” эмоции: проявления сочувствия к конкретным лицам, способность к переживанию обиды, стыда.

Слабость мысли, интеллекта умственно отсталого ребёнка и незрелость, примитивность мотивационно-потребностной сферы тормозят у них формирование высших чувств.

Изучение эмоций и чувств такого ребёнка, правильное их формирование и воспитание, способствует формированию его характера, новых положительных свойств личности и в конечном итоге, коррекции основного психического дефекта.

При всем этом, личность аномального ребенка развивается. Специфически, своеобразно развивается и его эмоциональная сфера. Поэтому очень важно, опираясь, на имеющиеся сохранные функции и возможности умственно отсталого ребенка и зная специфику, особенности, своеобразие его эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере. Это будет играть важную роль в развитии личности умственно отсталого ребенка в целом и в решении актуального вопроса социально трудовой адаптации в его дальнейшем.

Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. -М.: Изд-во , 1957 г.

Психология и психопатия слабоумия. -Киев; Радянська школа, 19 81.

Ляпидевский С. С., Шостак Б. И. Клиника олигофрении. -М.: Просв. 1973г.

Источник

Эмоциональная неустойчивость

Под эмоциональной неустойчивостью подразумевают проблемы психологического плана или личностные расстройства, для которых характерны перепады настроения, импульсивные поступки и слова, ослабленный контроль над собой.

Любому человеку свойственно проявление эмоций. Только происходит это у всех по разному — кто-то склонен к бурному проявлению чувств, кто-то — к более спокойному. Некоторые люди, придя домой после трудного рабочего дня, срываются на членах своей семьи — так они эмоционально разряжаются. Однако существует масса других способов избавления от негативных эмоций, которые прекрасно работают, и при этом не наносят вред собственной нервной системе, и не портят отношения с другими людьми.

Когда стоит переживать

В основном об эмоциональной неустойчивости, как об отдельном заболевании, речь почти никогда не идет. Ей свойственны следующие признаки: повышенная раздражительность(человек может вывести из себя любая мелочь); спонтанные вспышки гнева, так называемое состояние аффекта; частые, порой абсолютно неосознанные, перепады настроения; неспособность себя контролировать и управлять своим поведением.

Причем эти проявления эмоциональной неустойчивости часто никак не связаны с погодными изменениями или стрессовыми ситуациями. Человек с эмоционально нестабильной психикой всегда ищет повод, за который можно зацепиться и дать волю своим эмоциям. Такие люди не любят, когда их критикуют, когда им возражают, и всегда пытаются отстоять свое мнение, даже не пытаясь услышать и принять другую точку зрения.

Типы и симптомы

Эмоциональная неустойчивость(нестабильность) подразделяется на два типа: импульсивный и пограничный. Для пограничного типа характерны следующие факторы: весьма развитое, местами даже бурное, воображение; излишняя впечатлительность; подвижность когнитивного восприятия; аффективная лабильность; неспособность адекватно относится к жизненным трудностям — любая преграда вставшая на пути, любая неудача и ошибка, воспринимаются мучительно и болезненно.

Такое состояние еще называют неустойчивой психопатией, и оно граничит с серьезным психическим отклонением — шизофренией. Психическая неустойчивость пограничного типа начинает зарождаться в период полового созревания. Именно в этом возрасте собственные желания берут верх над общепринятыми правилами и нормами поведения. Эмоциональная неустойчивость данного типа у подростков проявляется неусидчивостью, перепадами настроения, невнимательностью и фрустрацией.

Человек с эмоциональной неустойчивостью пограничного типа обычно не может нормально воспринимать все испытания, которые подбрасывает ему судьба. И совсем неудивительно, что такой характер приводит человека к алкоголизму, наркомании или преступлению. Иногда наблюдается развитие истерического или депрессивного состояния.

У людей с пограничным типом психической неустойчивости сильно развито чувство привязанности, поэтому самостоятельность у них практически отсутствует. Также им свойственно угрожать своим близким суицидом, вступать в частые конфликты, устраивать сцены ревности.

Для людей с эмоциональной неустойчивостью импульсивного типа характерна излишняя возбудимость. Многие раздражающие факторы оказывают на них сильное воздействие. Они твердо уверены в том, что весь мир на них ополчился, что злодейка-судьба подкидывает только одни испытания, а окружающие люди желают им только зла. Дети с данным типом психической неустойчивости обычно капризны, обидчивы, они склонны устраивать истерики, проявлять агрессию, как словесную, так и физическую.

В тех случаях, когда человеку с такими личностными качествами не удается стать лидером, он уходит в себя, замыкается, становится злым. Ему свойственно совершение демонстративных неадекватных поступков, приступы частого гнева.

Причины

Основные причины эмоциональной неустойчивости:

Постоянное эмоциональное напряжение, которое может возникнуть вследствие психологической травмы, постоянных жизненных неудач, стрессовых ситуаций, из-за нехватки или переизбытка внимания, слишком строгих табу или, наоборот, вседозволенности.

Эмоциональные расстройства соматического характера. Оно может возникнуть из-за нехватки в организме необходимых витаминов и микроэлементов(у детей это сказывается на учебе и внимательности); из-за гормонального дисбаланса(нервное расстройство, типичное для женщин); изменение гормонального баланса с возрастом(менопауза).

При эмоциональной неустойчивости по причинам, перечисленным в первой группе, необходима консультация психолога или психотерапевта. Во втором случае избавиться от нервной неустойчивости поможет изменение режима питания и прием необходимых витаминов.

Как лечить

Лечить эмоциональную неустойчивость можно и нужно. Для начала необходимо попытаться исключить все ситуации, которые являются спусковым крючком для эмоций человека. Это могут быть напряженные рабочие моменты, не очень приятные встречи, разговоры с людьми, вызывающими негативную реакцию. Также существуют различные БАДы, успокаивающие нервную систему, повышающие работоспособность, нормализующие гормональный баланс и обмен веществ. И лечащий врач вполне может назначить курс таких препаратов.

Смена обстановки, новые положительные впечатления, которые можно получить на отдыхе в санатории или на курорте, свежий воздух, поездка на природу — все это поможет снять нервное напряжение. Надо научиться любить себя, и обязательно находить время для таких вещей, как расслабляющий массаж, спа-процедуры, танцы, занятия йогой, плавание.

Хорошо помогают сеансы ароматерапии, которые, кстати, можно проводить и самому. Для этого используются эфирные масла различных лекарственных растений, и купить их можно в любой аптеке.

Существуют и природные витаминно-минеральные комплексы, помогающие при эмоциональной неустойчивости: реФлора, абиВит, иммуниТон и др. Какой именно подходит Вам — решит врач.

Эмоциональная неустойчивость у женщин

Эмоциональная неустойчивость часто проявляется у женщин в определенные периоды ее жизни — предменструальный синдром или климакс. Здесь необходим прием препаратов растительного происхождения(ФемиТон или ФемиНорм), которые нормализуют гормональный баланс.

Как обращаться с женщиной/девушкой при пмс

Женщина в преддверии критических дней становится особенно неуравновешенной и проявляет все признаки эмоциональной нестабильности. Но это временное состояние. Поэтому, если Вы хотите сберечь и нервы, и отношения, следует соблюдать несколько правил во время общения с женщиной в период ПМС. Самое главное — это терпение. Любой пустяк, любая мелочь сразу же вызывает у женщины просто бурю эмоций и слезы. В этой ситуации лучше промолчать — иначе грандиозный скандал Вам гарантирован. Терпеливо выслушивайте все, что ваша спутница говорит(пусть это и откровенный бред). Таким образом женщина просто избавляется от эмоций. Эта речь не несет в себе никакой информации — именно так на нее и нужно реагировать. Никогда не воспринимайте всерьез те слова, что женщина произносит в период ПМС. Из-за разбушевавшихся гормоном она, не задумываясь, вас обидит или оскорбит, а потом начнет об этом горько сожалеть. Поэтому постарайтесь не затевать спор или выяснение отношений. Проявите в эти дни женщине максимум сочувствия и сострадания, и ваши отношения будут длиться еще очень долго.

Источник

Оцените статью