- Что такое эмоциональная отгороженность
- Краткий перечень игровых задач коррекции расстройств поведения и эмоций у детей
- СПб ГБУЗ «Николаевская больница»
- Что такое «постабортный синдром».
- Тревожный ребенок. Что делать?
- Тревожный ребенок. Дошкольный возраст
- Школьная пора
- Тревожный ребенок. Советы детского психолога
Что такое эмоциональная отгороженность
Агрессия, агрессивность -это: агрессивность скрытая; агрессивность словесная; агрессивность физическая; безжалостность; властолюбие; враждебность; вредительство; гневливость; деструктивность; драчливость; жестокость; забиячистость; злобность; злодейство; злонравие; злопамятность; злость; конфликтность; мстительность; насилие; ненависть; неприязнь; отвращение и презрение в их единстве; притеснение; разрушительность; рукоприкладство; самоуничтожение; свирепость; сердитость; уничтожение
Оппозиционно-вызывающее поведение: беспардонность; бесцеремонность; грубость; заносчивость; нагловатость; невежливость; непочтительность; разнузданность; хамство; хулиганство
Негативизм — это: бессмысленная настойчивость; действия наперекор; делание наоборот; отказ; подчеркнутое выражение несогласия с чем-нибудь; твердолобость; упрямство из страха показать свою слабость; упрямство; частое использование слов «не хочу — не буду»
Демонстративность — это: бравирование; взбалмошность; выделывающийся; выпячивание себя; выскочка; вычурность; жеманность; зазнайство; кичливость; надутость; напыщенность; потребность красоваться; потребность рисоваться; притворство; публичность; стремление обратить на себя внимание; чрезмерная артистичность; щегольство
Эмоциональная отгороженность — это: безразличие; безучастность; молчаливость; необщительность; опустошенность; отрешенность; отчужденность; погруженность в себя; псевдоглухота; стремление уединиться; эмоциональная неотзывчивость; эмоциональная холодность
Вспыльчивость — это: бесноватость; взрывчатость; вскипающий; выплескивание эмоций; гневливость; горячность; запальчивость; неистовость; обидчивость; потребность возмущаться; раздражительность; привычка бушевать; способность внезапно рассердиться; привычка заводиться с полуборота; способность рассердиться из-за пустяков
Обидчивость — это: безутешность; вспыльчивость; заплаканность; капризность; ощущение себя оскорбленным; переживание из-за пустяков; плаксивость; привычка всхлипывать; привычка дуться; раздосадованность; ранимость; слезливость; способность часто огорчаться или обижаться; уязвимость; эмоциональная неустойчивость
Источник
Краткий перечень игровых задач коррекции расстройств поведения и эмоций у детей
Негативизм, демонстративность. Стратегия на стимуляцию чувства удивления (инсайта) через необычность и неожиданность игровых действий и поведения взрослого. Взрослый, в поле внимания ребенка, играет в любую игру (с другими детьми или взрослый играет сам с собой). При этом надо играть так, чтобы у ребенка-нега-тивиста интерес к игре не снижался. Когда упрямый ребенок (наблюдая со стороны) увлечется игрой, взрослый предлагает ребенку принять участие в совместной игре.
Агрессивность, вспыльчивость, конфликтность. 1) Стратегия на осознание особенностей агрессивного и вспыльчивого поведения ребенком. К обидчику подойду и письмо «о том, что случилось» обиженному диктовать предложу. А, потом к обиженному, вместе подойдем и зачитаем письмо. Обиженный конечно не согласится, тут и разговор о том, что было, может получиться. 2) Стратегия на отреагирование агрессивного поведения. Я дощечку в руки возьму, буду защищаться дощечкой, а ты попытайся мячами попасть в меня. Я буду от тебя увертываться, и даже, дразнить. 3) Стратегия на осознание, отреагирование конфликта ребенком через выражение собственных переживаний, агрессивного поведения словами (обида, обиженный; злой; добро, добрый и т. п.). Ребенка толкнули, ребенок обиделся, плачет; взрослый спрашивает ребенка: «1, 2, 3 — где зло прячется, покажи, а затем свой выбор объясни!» Ребенок показывает на обидчика, перестает плакать, а взрослый расспрашивает детей об особенностях конфликтной ситуации. Эмоциональная неустойчивость (обидчивость). Стратегия на осознание особенностей эмоционального состояния ребенком. К ребенку подойду и два-три цвета настроения загадать попрошу! Ты загадай, а мы с другими детьми отгадаем! В процессе игры взрослый задает ребенку наводящие вопросы: Почему выбрал этот цвет?; Когда ты такого цвета бываешь чаще (утром, вечером или когда идешь в школу)? и т. п. Эмоциональная отгороженность. Псевдоглухота. Стратегия на новизну, необычность и неожиданность игрового действия в сочетании со стимуляцией положительных эмоций у ребенка. Кубик (или любой подходящий предмет) на голову положу; затем голову наклоню и в ладоши предмет поймать, в поле внимания ребенка хочу! Если ребенок удивится, контакт с ребенком может дальше получиться! Дурашливость, многоречивость. Стратегия на отреагирование дурашливости с постепенным переключением ребенка на иное состояние. Ели я скажу слово «можно», то все смеемся, хлопаем в ладоши, кривляемся; Если скажу «нельзя», то делаем серьезное выражение лиц, молчим, не переговариваемся, стоим или сидим спокойно. Кто не успокоился, пропускает игровое действие.
Источник
СПб ГБУЗ «Николаевская больница»
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Николаевская больница»
Что такое «постабортный синдром».
03 августа 2019
СПб ГБУЗ «Николаевская больница»
Что такое «постабортный синдром».
Подготовила: Глебова Наталья Алексеевна, медицинский психолог женской консультации
«Постабортный синдром» (ПАС) — это психопатологические явления и состояния, возникающие после аборта. Его симптоматика в большинстве случаев проявляется не сразу, как правило, не ранее, чем через полгода, иногда через 3-5 лет. Однако симптомы сохраняются долго, иногда вплоть до глубокой старости. Большинство же женщин, не связывают имеющиеся у них симптомы с абортом.
Симптомы ПАС:
- чувство пустоты и утраты (на уровне ощущений: что-то было, теперь его нет).
- вина и депрессия ( самобичивание, тоска, потеря интереса к жизни)
- «флэшбеки» и «репереживания»(возвращение с ситуацию аборта, болезненное чувство утраты ребенка; мысли о том, что могло бы быть с ребенком, как сложилась бы его жизнь; мысли навязчиво крутятся вокруг травмирующей ситуации).
- кошмарные сновидения (ужасы о себе и нерожденном ребенке).
- эмоциональная отгороженность (закрытость, попытка женщины заглушить свои чувства, не давать им выходить наружу, быть спокойной, уверенной).
- саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, психоактивных веществ, лекарств, сексуальная расторможенность и т.д.);
- нарушение межличностных взаимоотношений с близкими и окружающими людьми.
Эмоциональная отгороженность женщин при ПАС проявляется в следующем:
- попытки избежать действий или ситуаций, которые могут вызвать воспоминания об аборте;
- прекращение взаимоотношений с противоположным полом, например, отстранение от мужчин, повлиявших на решение сделать аборт;
- стремление минимизировать контакт с детьми;
- снижение способности испытывать чувства любви или нежности;
- избегание или вытеснение мыслей или переживаний, связанных с прерыванием беременности;
- снижение интереса к занятиям, которые раньше приносили удовольствие;
Как всякая психологическая травма, ПАС имеет свои этапы:
Первая стадия – облегчение. В этом случае женщина чувствует, что ей удалось решить неразрешимую проблему, у нее с плеч упала гора. Это бывает не у всех, но характерно для тех женщин, которые шли на аборт осознано и добровольно. Это этап не продолжительный. Длится не более месяца
Вторая стадия – отрицание, которое сопровождается необъяснимой грустью и тоской, чувством пустоты и депрессией. Как правило, женщины начинают искать рациональные объяснения своим чувствам, но редко видят причины в аборте. Этот этап может длиться 3-4-5 лет. Многие женщины «застревают» на нем, принципиально отрицая связь своего плохого душевного состояния с абортом. Также характерно избегание обсуждения этой темы с близкими и друзьями.
Третья стадия – гнев, злоба. На этом этапе наступает осознание произошедшего. Для него также характерен поиск виновных в собственном поступке. Чаще женщины обвиняют в абортах родных, близких, мужей, подруг и врачей. Но рано или поздно начинают обвинять себя, что и приводит к затяжным депрессиями разной степени выраженности.
Четвертая стадия – депрессия. Каждая депрессия при этом имеет как минимум три проявления. Помимо плохого настроения, у женщины изменятся восприятие окружающего мира и себя самой. Женщине кажется, что никаких перспектив и ничего хорошего в ее будущем нет и не может быть.
На этой стадии женщина может находиться годами и ее психическое и физическое состояние только будет усугубляться.
Справляться с постабортным синдромом можно только с помощью психолога, который поможет распознать и устранить эмоциональные проблемы до того, как они перейдут в стадию клинической депрессии. Опытный психолог поможет справиться с чувством горя и ненависти, с той болью, которая есть внутри и частым результатом этой работы становиться прощение себя.
Общение с психологом перед предстоящим абортом позволяет значительно снизить последствия травмы, а, следовательно, и постабортного синдрома. Женщина должна открыто высказать все свои сомнения в личной беседе с психологом не чувствуя неловкости или смущения. Друзья и семья также могут внести свой вклад в решение проблемы. Важно, чтобы супружеская пара поддерживала друг друга, говорила о своих проблемах и переживаниях.
Лучший способ предотвращения постабортного синдрома – обращение за психологической помощью как можно раньше, не подавляя депрессивные эмоции и не ожидая, что они исчезнут сами собой.
Опросник Линды Кохрейн позволяет женщинам выявить у себя симптомы ПАС и своевременно обратиться за психотерапевтической помощью:
- Замечаете ли Вы, что Вы стараетесь «отключить» чувства, связанные с абортом, или возможно, повторяете себе, снова и снова, что надо забыть об этом?
- Когда об аборте упоминается в общественных местах, не замечаете ли Вы, что даже физически вы реагируете на это, например, что у Вас напрягаются мышцы живота, сжимаются челюсти или задерживается дыхание?
- Вы стараетесь избегать чтения книг, журналов и просмотра телевизионных программ, которые касаются темы аборта? Меняете ли Вы тему в беседах, которые касаются темы абортов?
- На Вас влияют материальные напоминания об аборте: младенцы, беременные женщины, одежда для новорожденных? Чувствуете ли Вы неприятные ощущения среди детей?
- Есть ли определенное время в году, когда Вы погружаетесь в депрессию или болеете, и которое совпадает с годовщиной аборта или месяцем предполагавшихся родов?
- Вы не можете простить или обижены на тех, кто имел отношение к аборту, например, родителей, гинеколога, друзей или мужа?
- Не замечаете ли Вы успокаивающих объяснений себе самой, почему Вам и так нормально жить без детей?
- Не стали ли Вы много пить или употреблять наркотики?
- Есть ли у Вас периоды длительной депрессии? Есть ли у Вас мысли о самоубийстве?
- Не было ли у Вас таких специфических реакций как кошмарные сновидения, наплыва воспоминаний или галлюцинаций на тему аборта?
- Вы ощущали смутное чувство пустоты, ведущий к глубокому чувству утраты?
- Вам приходится скрывать свой аборт от многих людей по жизни?
- Если у Вас есть дети сейчас, нет ли ощущения, что Вы чрезмерно заботитесь о них или очень боитесь за них?
- Если у Вас нет детей, нет ли страха, что Вы никогда не сможете их иметь?
- Нет ли такого ощущения, что была жизнь «до» и «после» аборта? Изменилась ли Ваша самооценка?
Большинство положительных ответов будут указывать на наличие постабортного синдрома.
Постабортный синдром пусть и редко, однако, имеет место и у мужчин. Как правило, это агрессия, также могут наблюдаться и депрессии, и апатия и даже возникать алкоголизм.
Если инициатива о прерывании беременности женщиной исходила от мужчины, то первые месяцы после аборта мужчина, видя страдания жены, пытается либо каким-то образом загладить вину, либо делает вид, что ничего не произошло. Второй случай является еще более сложным по причине своей деструктивности. Так, женщина, выплескивая свои эмоции, не находит поддержки мужа. Муж, в свою очередь, отрицает свою вину, становится агрессивным в разговорах с супругой , однако в этот период назревает внутриличностный конфликт мужчины. Избегая разговоров о прерванной беременности, не признавая в том числе и свою ответственность, мужчина не только обеспечивает себе серьезные психологические проблемы, но и физиологические.
Часто наблюдаются разводы супругов именно в первый год после аборта. Если же супруги остаются вместе, так и не проанализировав совместно или с психологом содеянное, то состояние мужчины будет ухудшаться. Не стоит полагать, что если мужчина не признает свою ответственность в случившейся трагедии, он не склонен думать о ней. Отнюдь. Именно внутриличностный конфликт, возникающий после аборта, и провоцирует глубинные переживания мужчины, ведущие к нарушениям половой сферы. В большинстве случаев, если брак сохраняется, то он носит лишь номинальный характер: чувства угасают; мужчина старается больше проводить времени на работе (при этом исключаются внебрачные связи, напротив, желание больше работать своего рода защитная реакция мужчины при внутреннем конфликте); нарушается сексуальная функция (мужчина подсознательно блокирует возможность повторения ситуации); взаимопонимание отсутствует.
Поэтому на начальном этапе развития постабортного синдрома семье необходимо как можно быстрее обратиться к психологу, если не получается услышать, понять и простить друг друга. Ключевым моментом здесь является признание своей вины и разделение ответственности за происшедшее. Важно не подавлять личность супруга или супруги, но взывать к осознанию случившейся драмы.
Записаться на постабортное консультирование можно к психологу женской консультации СПБ ГБУЗ «Николаевская больница» или в кризисные психологические центры города.
Источник
Тревожный ребенок. Что делать?
«Я точно не заболею? А качели не упадут? Мама, я за тебя и за бабушку очень беспокоюсь». Ежедневная череда «тревожащих» вопросов, которая утомляет окружающих. Нет никакой возможности оставить любимое чадо одного в квартире и спокойно отправиться по своим делам. Что такое случилось с ребенком, который некоторое время назад был спокойным и послушным?
Все дети разные! У некоторых с самого раннего детства отмечается боязливость и высокая чувствительность, робость и неуверенность. Такие дети могут беспокоиться по самому казалось бы незначительному поводу, испытывать тревогу и волнения. Поводом может служить: отношения в семье и школе; предстоящая встреча, свидание или сдача экзаменов, а также проблемы вселенского масштаба, которые по сути не имеют к ребенку никакого отношения.
Повышенная тревожность затрагивает привычную жизнь и напрямую влияет на её качество. Меняется внутренний мир человека, его поведение и, как следствие, отношения с окружающими. При высокой тревожности у ребенка может:
- нарушаться режим сна и бодрствования,
- снижаться или совсем пропадать аппетит,
- ухудшаться внимание и память,
- снижаться настроение,
- меняться поведение и поведенческие реакции.
Также при высокой тревожности часто начинают появляться вегетативные реакции (потливость, учащенное сердцебиение, покраснение или побледнение кожи, боль или неприятные ощущения в различных частях тела и т.д.).
Стабильный уклад жизни и привычная деятельность остается в прошлом. Тревожность занимает главенствующее место в жизни не только ребенка, но и всей семьи.
Тревожный ребенок. Дошкольный возраст
На детской площадке ваш малыш не отходит от вас, все время держится за руку, прячется за вашу спину, боится играть с другими детьми, сторонится шумных игр, не может попросить у других понравившуюся игрушку. Не подходит к детям, боится с ними играть. На предложение взрослых покататься на самокате или роликах, говорит, что боится упасть. Новая игра может вызвать волну страхов и опасений: «Я не справлюсь», «у меня не получится», «мне будет больно».
Когда дошколенок находится дома, то старается держать близких, а особенно маму в «поле зрения». Ее уход, даже на кроткое время, может вызвать бурю негативных эмоций. В ожидании ее возвращения, малыш стоит под дверью и прислушивается к шагам, каждые 10 минут звонит ей на телефон или спрашивает у домашних, когда она вернется.
Смена привычной одежды на новую у таких детей – процесс крайне трудный. То же самое с питанием, привыкнув к одному и тому же рациону, они с трудом соглашаются на уговоры попробовать новые блюда или продукты. Строгий распорядок дня и «стабильность» дают таким детям ощущение спокойствия и комфорта. Любые новшества или отход от привычного уклада жизни создают дискомфорт, повышают тревогу. Они не терпят изменения планов и с большим трудом адаптируются к быстроменяющейся ситуации.
Тревожные дети часто придумывают определенные ритуалы и заставляют домочадцев им следовать. Они могут долго помнить, «застревать» на негативных переживаниях или неприятных моментах. Любое неосторожное слово или действие оказывает на них сильное впечатление. Например, фраза, сказанная воспитателем в детском саду о том, что нельзя опаздывать к началу завтрака, может вызвать реальную тревогу у малыша. Еще с вечера он будет по нескольку раз напоминать об этом маме, а утром ее торопить, боясь опоздать.
Телевизионные передачи со сценами агрессии и насилия, фантастические фильмы и «ужастики» у ребенка с высокой тревожностью отложатся надолго в памяти и могут вызвать ночные кошмары, трудности с засыпанием.
Тревожных детей вы не увидите на детском утреннике или на сцене школьного спектакля. Даже выученное на 5 с плюсом стихотворение они постесняются рассказать перед публикой.
Как правило, такие ребята испытывают проблемы в общении со сверстниками, не любят и избегают шумные, подвижные игры. В ответ на значимое событие у них возникают невротические реакции: тики (повторяющиеся непроизвольные движения мышц); вокализмы («покашливания», «шмыганье» и т.д.); заикание и запинки в речи. В некоторых случаях появляются «неприятные» привычки такие как: обгрызание ногтей, сосание пальцев или предметов, накручивание (выдергивание) волос, энурез (недержание мочи).
Со временем, опасения могут трансформироваться в конкретные или беспричинные страхи. Ощущение опасности словно преследует ребенка: дома, в школе, на отдыхе. Ребенок может отказываться от походов в гости, посещения спортивных секций и творческих кружков. Посреди ночи прибегать к родителям, спать с включенным светом. Днем – невнимательный, рассеянный, напряженный. На этом фоне могут усиливаться вегетативные реакции: тошнота, рвота, боли неясного происхождения, скачки артериального давления. При медицинском обследовании, как правило, ничего серьезного не находят, а предложенная терапия дает лишь кратковременное снятие симптомов. Можно сказать, что тревожные дети имеют склонность к психосоматическим расстройствам.
Школьная пора
Подростковый возраст – пора серьезной перестройки всего организма. Гормональный «взрыв» сопровождается переоценкой ценностей и своего жизненного пути, социального статуса и места в обществе. Эмоциональные переживания усиливаются в разы, что может повлиять на настроение и стать причиной возникновения депрессии. Именно в это период родителям стоит обратить особое внимание на своего «малыша». Изменение привычек и режима дня-ночи; излишняя замкнутость, отгороженность, частая смена настроения; отказ от привычного круга общения и посещений школы; снижение успеваемости – первые «звоночки» на которые не стоит закрывать глаза, игнорировать, лучше вовремя обратиться за консультацией к специалисту.
В этот же период у подростка могут возникать панические атаки, которые сопровождаются чувством страха, вегетативными реакциями (учащенным сердцебиением, повышением артериального давления, спазмами и т.д.).
Заметили, что у вашего ребенка вышеуказанные признаки носят устойчивый характер на протяжении достаточно длительного времени (около месяца) и стали влиять на качество жизни? Не бойтесь обратиться за консультацией к врачу или медицинскому психологу.
Ответственность, старательность, трудолюбие и перфекционизм
Стоит отметить, что тревожные дети бывают часто успешны в социальной жизни и добиваются значительных успехов за счет своих личностных качеств. Они ответственные, старательные, трудолюбивые, добросовестно выполняют поручения, имеют склонность к перфекционизму. При своевременной коррекции и поддержке со стороны близких, они могут адаптироваться к повседневной реальности и не испытывать психологический дискомфорт.
Тревожный ребенок. Советы детского психолога
Постарайтесь создать ребенку стабильную среду, которая придаст ему уверенности и снизит излишнюю тревожность.
Стоит заранее его предупреждать о каких-либо изменениях в планах. Неожиданные сюрпризы не нужны!
Давайте ему достаточное количество времени, чтобы адаптироваться, подготовиться к предстоящему мероприятию. Не спешите и не торопите!
Как правило, не работают советы типа:
«Не надо беспокоиться, переживать, все будет хорошо!». Поверьте, от этих слов ваш ребенок не станет меньше волноваться и тревожиться.
Более полезными и действенными будут фразы:
- Я рядом с тобой, ты в безопасности.
- Давай поговорим, о чем ты сейчас думаешь.
- На сколько сильно ты тревожишься, например по 10-ти бальной шкале.
- Давай подумаем вместе, что может случиться дальше?
- Бывает, что я тоже боюсь и нервничаю…
- Подскажи мне, как я могу тебе помочь?
Источник