- Художественный анализ стихотворения. методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Эмоциональная окраска стихотворений
- Что такое эмоциональная окраска стиха
- Что такое эмоционально экспрессивная лексика
- Стилистические функции
- Виды эмоционально окрашенных слов
- По типу оценки
- По части речи
- Однозначные слова
- Многозначные слова
- С суффиксами эмоциональной оценки
- Примеры использования эмоционально экспрессивной лексики
- В разговорной лексике
- В литературе
- Обозначение в словарях
- Советы для писателей по употреблению эмоционально окрашенных слов
Художественный анализ стихотворения.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Предлагается алгоритм обучения художественному анализу стихотворения как раздаточный материал. Используется с 5 по 11 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
16-_hudozhestvennyy_analiz_stihotvoreniya.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественный анализ стихотворения
— В стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкин описывает (показывает, изображает) зимнее утро, смену вечера с пробуждением дня …
— Он воспевает его красоту, показывает необыкновенную прелесть зимнего пейзажа, выражает свою любовь к природе, родине. В каждой строчке стихотворения чувствуется восхищение автора простым русским пейзажем. Оно проникнуто весёлым, жизнерадостным настроением.
- Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении.
-Это стихотворение написано счастливым человеком, умеющим наслаждаться жизнью, красотой, видеть прекрасное в каждом прожитом дне.
- Композиционно стихотворение состоит из 1, 2, 3, 4… частей, каждая из которых представляет собой
— онегинскую строфу (16 строк).
Произведение написано ямбом, дактилем…
— хорей – двусложная стопа с ударением на 1 слоге.
— ямб – двусложная стопа с ударением на 2 слоге.
— дактиль – трёхсложная стопа с ударением на 1 слоге.
— амфибрахий – трёхсложная стопа с ударением на 2 слоге.
— анапест – трёхсложная стопа с ударением на 3 слоге.
5. Рифма точная, неточная (…), перекрёстная ( кольцевая, парная.)
Мороз и солнце – день чудесн ый !
Ещё ты дремлешь, друг прелестн ый ,
Пора, красавица, просни сь ,
Открой сомкнуты негой взор ы …
— перекрёстная – а б а б
— кольцевая – а б б а
— парная — а а б б
- Лексические средства языка.
В произведении А.С. Пушкин использует яркие ( красочные, разнообразные) выразительные средства языка.
Проанализируем лексические средства языка. Прежде всего, это красочные эпитеты …, интересные метафоры …, необычные сравнения …
Автор использует также синонимы …, антонимы … Мы видим и приём антитезы , который показывает противопоставление, контраст между вчерашней вьюгой и нынешним чудесным днем …
В стихотворении есть и лексический повтор …, который усиливает чувства автора, показывает его восхищение красотой природы.
-Преобладает прямой порядок слов …( инверсия …)
-А.С. Пушкин использует сочетание прямого порядка … слов с инверсией …
Богатое разнообразие лексических средств языка создаёт живую картину природы,
( точно передаёт переживания лирического героя).
6. Морфологическая структура произведения.
— Рассмотрим морфологическую структуру произведения. В нём можно отметить обилие существительных, создающих яркий образ зимнего утра (мороз, солнце ,небеса, снег лёд, ель, речка …) прилагательных ( великолепный, чудесный, прелестный, прозрачный …), а также глаголов (проснись, открой, лежит, чернеет, блестит…), которые передают смену действий, динамику.
7. Синтаксические средства языка.
Интересны также синтаксические средства языка. В стихотворении ( в начале стихотворения) преобладают повествовательные предложения… Они показывают спокойную интонацию произведения. Затем голос автора становится более взволнованным, и это ярко передают восклицательные предложения . имеются и вопросительные предложения …риторический вопрос…
В стихотворении нет восклицательных предложений, однако за внешним спокойствием интонации, сдержанностью лирического героя скрывается глубина и сила его чувств, скрывается столько любви, нежности, печали…
Произведение представляет из себя одно ( два) сложное предложение.
— В произведении преобладают простые ( сложные предложения)…
— Здесь можно увидеть сочетание простых и сложных предложений…
Обилие однородных членов предложения создают наиболее яркий и точный образ зимы ( любви, лирического героя) …
В стихотворении есть и обращение …, вводные слова …, прямая речь , которая создаёт ощущение присутствия читателя.
8. Фонетические средства языка.
Автор использует приём аллитерации ( нагнетение шипящих согласных – ж, з, ч, ш), а также звонких (б, в, р, л, н — …, а также ассонанса ( нагнетение гласных звуков – а, о, и, е — …Эти фонетические средства языка словно передают скрип снега, звон льда, топот коня.
9. Каким представляется мене лирический герой?
Лирический герой представляется мне поэтичным человеком с тонкой душой, глубокими чувствами. Он любит природу, родной край, умеет замечать вокруг себя красоту. Автор жизнерадостный человек.
Источник
Эмоциональная окраска стихотворений
Многообразие изобразительных средств
Сделаем анализ художественного образа березы в стихотворениях С.Есенина «Береза» и «Печальная береза» А. Фета: какими средствами он создается, какой эмоциональной окраской отличается, как выражена авторская позиция.
А.Фет
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
Г.
Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. | И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. 1913г. |
Для создания определенного настроения оба поэта используют все многообразие изобразительно-выразительных средств: сравнение, метафору, эпитеты, олицетворение.
Фет | Есенин | |
Эпитеты | печальная, траурный | белая, пушистые, снежная, сонная, золотой, новый |
Сравнение | как гроздья винограда | точно серебром, снежною каймой, белой бахромой |
Олицетворение | прихотью мороза разубрана | береза принакрылась, сонная тишина, заря лениво обходит |
Метафоры | траурный наряд, игра денницы | кисти веток распустились бахромой, горят снежинки в золотом огне |
Инверсия | прихотью мороза разубрана она, ветвей концы висят, люблю игру денницы я замечать | а заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки |
Архаизмы и возвышенная лексика | денница ветви |
Стихотворение Есенина более образное, в нем больше олицетворений, эпитетов. Оно красочнее. Называются цвета: белый, серебряный, золотой. Упоминание зари напоминает алый цвет. Эпитеты в стихотворении Фета не рисуют, а передают ощущения. В нем более сложное построение предложений – инверсия. Есенин использует в основном более простые предложения. Фет стремится к архаичному поэтическому слогу (ветви, денница[1]), у Есенина слова общеупотребительные, простые, естественные (ветки, заря). Слова «ветви», «денница», свойственные стилю XIX века и стилю самого Фета, придают звучанию стиха высокопарность, торжественность.
Эмоциональная окраска стихотворений
Рассмотрим, каким настроением проникнуто каждое стихотворение?
У Фета — это настроение грусти и радости (смена настроения).
• радостен для взгляда.
У Есенина — это спокойствие и умиротворение, завороженность зимним пейзажем.
• лениво обходя кругом.
Оба поэта начинают стихотворение с прилагательного, определяющего существительное береза. У Есенина – “белая” – цветовой эпитет. У Фета “печальная” – эпитет для субъективной оценки. Очень важно, что именно с этих эпитетов начинается раскрытие художественного образа зимней березы, потому что каждое слово у поэта несет определенную смысловую нагрузку.
Белый цвет в старину отождествлялся с божественным. В древних памятниках прилагательное белый обозначало причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых. Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни. Она предстает перед нами легкая, изящная, ослепляющая белизной.
Олицетворяющий эпитет «печальная» одновременно передает и настроение березы. Поэт называет ее снежное убранство: «траурный наряд» (название это поддерживает эмоциональный тон образа, заданный эпитетом «печальная»). Самое удивительное, наверное, для современного читателя, почему белый цвет является траурным, ведь привычней ассоциировать траур с черным цветом. Возможно, в середине XIX века (а стихотворение написано в 1842 году), традиционней было воспринимать покойника в саване — погребальном наряде, а он, как правило, белого цвета. И все-таки этот наряд «радостен для взгляда» поэта.
У Фета береза — просто красивое дерево. У Есенина создается как бы живой образ березы, во многом похожий на женщину. Береза Фета разубрана прихотью мороза, а есенинская береза сама принакрылась снегом, словно принарядилась. У фетовской березы ветвей концы висят, как гроздья винограда. Она неподвижна — в стихотворении передано лишь движение света («игра денницы») и птиц, которые вот-вот «стряхнут красу ветвей». Наверное, именно из-за скованности морозом прекрасная береза печальна. А у есенинской — на пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой (сравнение из деревенского быта: береза как будто платком принакрылась, как девушка). Это стихотворение было написано Есениным в 1913-ом году, когда ему было всего восемнадцать лет. В это время Есенин жил в Москве, родное село Константиново далеко позади. И, может быть, когда он рисует березку, он с грустью вспоминает свою родной деревню.
У Есенина береза — кокетливая красавица, легкая, изящная. У Фета — печальная, ее не радует зимний наряд.
Выражение авторской позиции
В каком стихотворении лирический герой более активен, его присутствие более заметно?
Фет | Есенин |
у моего окна | под моим окном |
радостен для взгляда | |
я люблю замечать | |
жаль |
Фет любуется красотой зимнего пейзажа: «И радостен для взгляда Весь траурный наряд»; «Люблю игру денницы я замечать на ней», и жаль, если «краса ветвей» — снег — осыпается с дерева. Получается, что настроение березы («печальная») и эмоции автора (радость, восхищение, сожаление, если облетит «траурный наряд») — не совпадают, находятся в динамическом взаимодействии. В этом стихотворении больше рассказывается о чувствах автора и меньше о самой березе.
Есенин, напрямую, не называет своих чувств. Но он очень подробно описывает березу, ее ветки, и мы понимаем, что он любуется и восхищается березой и всем, что видно из окна. Береза изображена в единстве со всем окружающим ее миром, в тесном взаимодействии с ним, и выражено это именно образно. Говорит ли Есенин о красоте этого мира? Прямо, буквально ни разу не говорит. Но весь образный строй стихотворения представляет березу и мир вокруг нее прекрасными, и автор, явно любуясь, рисует эту зимнюю красоту. Его чувства находятся в полной гармонии с образом, вызвавшим эти чувства. Собственно, тихое любование красотой зимней природы он и стремится передать своим маленьким стихотворением, внешне очень похожим на стихотворение Фета и в то же время совсем другим.
Источник
Что такое эмоциональная окраска стиха
Что такое эмоционально экспрессивная лексика
Стилистические функции
Существует большая пропасть между восприятием романа или повести, научно-популярной статьи, официальных бумаг. Это происходит не только за счёт наличия интересного, увлекательного сюжета. Язык литературного произведения близок к привычному нам разговорному стилю.
Использование метафор с экспрессивной окраской играет важную роль при написании монологов и диалогов литературных героев. Без применения этого обширного ресурса русского языка текст художественного произведения напоминал бы скорее стенографию бытового диалога персонажей.
Виды эмоционально окрашенных слов
пренебрежительные (крохобор, малевать);
По типу оценки
По части речи
Русский язык отличается богатством экспрессивной лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска свойственна словам разных частей речи.
К словам с эмоциональной окраской принадлежат междометья:
- ох;
- бис;
- браво;
- ах.
Особое эмоциональное наполнение фрагмента текста с междометьем продемонстрировано в примере ниже: «Спела на бис, потом она под неистовый шум и одобрительные крики зрительного зала вышла за кулисы».
Междометия называют самым эмоциональным пластом слов. Поэтому употребление экспрессивной лексики в жизни встречается повсеместно. Междометия не предусматривают какой-либо информационной нагрузки. Они предназначены для обозначения эмоционально сильного места в написанном в разговорном стиле произведении.
Однозначные слова
Многозначные слова
С суффиксами эмоциональной оценки
Слова с суффиксами субъективной оценки передают разные оттенки чувств. В большинстве случаев они выражают положительные эмоции. К ним относятся:
- солнышко;
- сыночек;
- бабулечка.
В отдельных ситуациях эмоциональная оценка заключает в себе негативные эмоции. Например, обращение «детина» выражает неприязненное отношение к подростку.
При использовании суффиксов -юшк- / -ушк- со значением оценки обращение звучит нежно и ласково. Это наглядно продемонстрировано на примере фрагмента стихотворения
А. Маршака:
Матушка-гусынюшка,
Нянюшка-графинюшка,
Не упало ли добро?
Для оценки разных оттенков чувств в русском языке используются суффиксы:
- уменьшительно-ласкательные. Такие суффиксы есть в словах «сыночек», «зимушка», «доченька»;
- с оттенком пренебрежения, осуждения. Эти суффиксы имеются в словах «мужлан», «грубиян».
Примеры использования эмоционально экспрессивной лексики
В разговорной лексике
Главные черты разговорной лексики – эмоционально экспрессивная окрашенность, непринуждённая манера общения. К ней относятся слова, разные по стилистической окраске, способу выражения.
В семантике некоторых выражений (например, баламут) уже заложена оценочность.
Оценочный оттенок других создаётся сложением основ, использованием суффиксов (домина, сынуля). Особая эмоциональная окраска может быть и у слов фамильярных (сыночек, дедуля и т. д.).
Границы между разговорной и просторечной лексикой подвижны и зыбки. К последней относятся слова, не встречающиеся в обыденном лексиконе большинства культурных людей (отродясь, авось, давеча). В эмоциональном плане просторечная лексика выглядит грубоватой.
Многим словам свойственна сильная экспрессия, резко отрицательное отношение к какому-либо явлению.
В литературе
В русском языке имеется немало синонимов, отличающихся друг от друга эмоциональной окраской:
- глаза – обычное нейтральное слово;
- гляделки – просторечное выражение с явным пренебрежительным оттенком;
- очи – поэтичное, устаревшее слово.
Употребление экспрессивной лексики может выражать восхищение привлекательностью, красотой героини. Именно так решил поступить автор романа «Молодая Гвардия» А. Фадеев. Вот небольшая цитата из этого литературного произведения: «У Ули глаза были большие, темно-карие, не глаза, а очи, с длинными ресницами, молочными белками, черными таинственными зрачками». Александр Фадеев противопоставляет слово «очи» с яркой эмоциональной окраской нейтральному «глаза».
Богатство русской эмоционально-оценочной лексики трудно переоценить. В произведении Максима Горького для обозначения глаз человека используется резкое, грубое слово: «Погоди, книгожора, лопнут зенки-то». Именно использование эмоционально окрашенной лексики позволило автору добиться желаемого эффекта. Слово «зенки» свидетельствует о неодобрительной оценке говорящего. Оно характеризуется как просторечное, грубое.
Обозначение в словарях
Советы для писателей по употреблению эмоционально окрашенных слов
В книжной лексике активно используются высокие слова, которые придают речи торжественность. Она богата и эмоционально-экспрессивными словами, способными выражать как отрицательную, так и одобрительную оценку тех или иных понятий.
При работе под текстом автор может менять его эмоциональный настрой, тем самым воздействуя на восприятие читателя. Экспрессивно оценочные слова – важный инструмент в руках писателя. Они помогают растрогать или рассмешить читателя, сформировать негативное отношение к какому-либо явлению, вызвать воодушевление. Грамотный подход предусматривает использование нескольких вариантов речи в рамках одного произведения – например, риторически-торжественной, шутливой лексики. В противовес им используются слова в нейтральном контексте (выражения, которые лишены яркой стилистической окраски).
Умелое употребление эмоционально-экспрессивной лексики важно для формирования индивидуального авторского стиля. Способность грамотно пользоваться такими приёмами отличает мастеров слова от начинающих авторов, в полной мере не чувствующих настроения героев, контекста. Редактура текста опытным специалистом поможет избежать ошибок на этом этапе. Услуги издательской платформы «ЛитРес: Самиздат» — оптимальное решение для воплощения самых смелых авторских замыслов.
Источник