Эмоциональные и психологические расстройства в детском и подростковом возрасте
Поведе́ние — способность человека изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, это любая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается к внешней среде. Поведение человека — совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру. Поведение –феномен свойственный не только человеку, а любому живому существу, однако и по сей день для психологической науки на первом месте стоит изучение феномена человеческого поведения. Поведение как предмет изучения психологии прошёл долгий путь: от исследований отечественных физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова до современных исследований в области психологической науки, и не только психологической. На данном этапе все чаще теории поведения фигурируют в маркетинговых исследованиях, в социологии, политике и пожалуй наверное в любой науке которая так или иначе касается человека и социума, от классических учений о рефлексах до изучения сложных форм группового взаимодействия, и психотерапии. Поведение не раз ставилось предметом изучения психологии, и не реже отодвигалось исследователями за кулисы психологической науки и практики, но на данном этапе очевидно, что нет такого направления в «науке о душе» (психологии) которое так или иначе не касалось феномена поведения. Изучение поведения не менее важно для решения фундаментальных вопросов возрастной психологии и педагогики. Возрастная психология (психология развития) как дисциплина изучающая психологические изменения человека по мере взросления, как ни одна другая психологическая дисциплина апеллирует к детскому возрасту, изучая психику ребёнка во все возрастные периоды и на всех стадиях, исследует поведение. На сегодняшний день одной из центральных проблем возрастной психологии, является проблема различных нарушений поведения в детском и подростковом возрасте и изучение факторов приводящих к данным расстройствам. Распространённость нарушений поведения различного происхождения, у детей на сегодняшний день довольно высока. По данным различных источников показатели колеблются в пределах от 12% до 25% от общего детского населения. Такой большой разброс количественных показателей в первую очередь обусловлен различиями в используемых методиках разных исследователей. Но достоверно установлено, что мальчиков нарушения поведения выявляются чаще, чем у девочек (85% и 15% соответственно, по мнению разных источников). Нарушения поведения могут выражаться по разному, например, как отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность, асоциальность, и социальную пассивность. Так же к нарушениям поведения стоит отнести расстройства описанные в МКБ 10 как «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения в начинающиеся в детском и подростковом возрасте» (МКБ 10 F 90 – 98), но не зависимо от происхождения нарушенного поведения, как характерную черту всех поведенческих расстройств можно выделить дезадаптацию (нарушения механизма приспособления) и не просто нарушения механизма приспособления, а нарастающую дезадаптацию. которая неблагоприятной форме течения, может затрагивать, всю сферу социального функционирования подростка или ребёнка.
На современном этапе исследований, нарушения поведения в детском и подростковом возрасте, по причине происхождения можно разделить на две обширные группы:
1. Расстройства поведения которые вызваны различного рода психологическими и социальными проблемами.
2. Расстройства поведения, которые обусловлены психическими и психофизиологическими расстройствами (заболеваниями), а также различного рода органическими дисфункциями ЦНС в детском возрасте.
К первой группе можно отнести такие распространённые факторы как: расстройства детско-родительских отношений, различного рода нарушения процесса воспитания в семье, характерологические особенности ребёнка, особенности эмоционально волевой сферы ребёнка, особенности личности ребёнка, особенности пубертатного возраста. Характерно в этом случае, то что нарушения поведения не имеют под собой «биологической почвы» и обусловлены как правило рядом «конфликтов», как межличностных (чаше всего внутрисемейных) так и внутри личностных (диссоциаций).
В группе психогенных (обусловленных психологическими и социальными причинами) расстройств поведения, можно выделить несколько закономерных направленностей данных расстройств.
Несоциализированное расстройство поведения (МКБ 10 F 91.1)
Характеризуется сочетанием упорного конфликтного или агрессивного поведения со значительным общим нарушением взаимоотношений ребёнка с другими детьми и взрослыми, часто сочетается с лёгкими эмоциональными расстройствами. Как правило ребёнок не может эффективно интегрироваться в группе сверстников, по этому признаку важно дифференцировать данное расстройство от «социализированных» нарушений поведения которое будет описано ниже.
Социализированное расстройство поведения (МКБ 10 F91.2)
Характеризуется стойким конфликтным или агрессивным поведением, включая групповую делинквентность (криминальную направленность поведения), у детей и подростков, хорошо интегрированных в группу сверстников. Эмоциональные расстройства в этом случае обычно минимальны. Данная группа расстройств поведения соответствует принятому в отечественной психиатрии понятию непатологических форм девиантного (отклоняющегося от принятых норм) поведения.
Вызывающее оппозиционное расстройство (МКБ 10 F91.3)
Этот тип расстройств поведения характерен для детей в возрасте до 10 лет. Определяется наличием стойкого негативистического, враждебного, вызывающего, провокационного поведения и отсутствием более тяжёлых конфликтных или агрессивных действий. Негативистичность является нормативной чертой детского поведения, особенно в возрасте 1,5 — 2 лет. Она становится патологической, если становится устойчивой в процессе взросления ребёнка Расстройство может быть диагностировано после 3 лет, но обычно обращает но как правило проявляется при поступлении ребёнка в школу.
Ко второй группе можно отнести такие факторы как: наличие у ребёнка серьёзных психических расстройств, пограничные эмоциональные нарушения, сложное взаимодействие биологического фактора с резидуально-органической церебральной недостаточностью и социальными факторами. Стоит отметить, что у данной группы расстройств, поведенческие нарушения выступают скорее как следствие, и требуют особо тщательной оценки факторов воздействия, т.к. от правильной оценки этих факторов во многом зависит адекватность коррекционных мероприятий, а в отдельных случаях и возможность медикаментозного лечения. По разным данным численность детей с нарушениями подобного генеза неустанно растёт В практике педагога психолога, довольно часто можно услащать жалобы от учителей и родителей, на неусидчивость ребёнка, излишнюю расторможенность и возбудимость, невнимательность на уроках. Часто следствием данных симптомов, становиться плохая успеваемость, дезадаптация. Не редко на данную категорию детей навешиваются ярлыки, «троечников», хронически «неуспевающих», «слабых» учеников которые «не слушаются». Данная категория детей часто являются жертвами, «невнимания» и непонимания со стороны родителей и педагогов. Так же стоит отметить, что своевременно проведённая диагностическая, коррекционная работа и дальнейшая поддержка, в известной мере способны снизить степень последствий данной группы расстройств, а зачастую и свести их на нет.
К описанной нарушений можно отнести группу гиперкинетических расстройств. (МКБ 10. F90).
Нарушение активности внимания (МКБ 10. F90.0)
Одним из симптомов гипердинамического синдрома является нарушение активности внимания. Клиническая картина нарушенного внимания проявляется либо в форме полного отсутствия целенаправленного внимания, невозможности привлечь ребёнка к необходимой деятельности, либо представляется кратковременными (от 1 — 2 до 10 — 15 минут) эпизодами, с наступающей затем неспособностью концентрации внимания, истощаемостью и резко усиливающимися гиперкинетическими проявлениями.
Гиперкинетическое расстройство поведения (МКБ 10. F90.1)
Гиперкинетический синдром часто проявляется в виде чрезмерной подвижности, суетливости, возбудимости. Движения при этом размашистые, плохо скоординированные и не целенаправленные, отмечаются нарушения письма, среди этих детей распространён травматизм. Синдром встречается в возрасте от 1,5 до 15 лет, наиболее отчётливо проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Отдельно стоит отметить подростковый возраст. Данный период развития личности ребёнка, по мнению многих авторов является кризисным. Пубертатный период происходит «генеральная» перестройка личности ребёнка, стихийный переход от детского самосознания к неминуемому взрослению. Именно на стадии пубертатного кризиса (примерно 14-15 лет) заканчивают своё формирование те отделы коры больших полушарий, которые отвечают за различные формы поведения и саморегуляцию. На сегодняшний день девиантное (отклоняющееся) поведение все чаще ассоциируется именно с подростковым возрастом. В подростковом возрасте поведенческие нарушения очень распространены, и причины их происхождения как правило носят полифакторный характер. Поведенческие расстройства обусловлены неоднозначностью и противоречивостью развития детей на данном возрастном этапе. В этом возрасте наиболее чётко проступают все особенности психической сферы ребёнка и проявляются результаты родительского воспитания.
Девиантным (отклоняющимся) поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа. К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путём получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д. Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство), социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) Большой оборот набирают отклонения социально-пассивного характера. Чаше всего данные отклонения выражаются в отказе от активной жизненной позиции, уклонения от работы, учёбы, стойкое нежелание решать личностные и социальные проблемы. Эпидемиологический характер носят социально-пассивные отклонения, в форме употребления наркотиками, алкоголем, и прочими ПАВ, среди подростков. [Змановская Е.В. Актуальные проблемы девиантологии].
Известно, что в качестве первого социального института общества выступает семья, чьё влияние является самым длительным и системным. На современном этапе социально-экономического развития нашего общества роль семьи, взаимоотношений ребёнка с родителями приобретают ещё большее значение, чем прежде. К сожалению, в последние десятилетия отмечается значительный рост неполных семей. В условиях целенаправленного нравственного воспитания процесс формирования социальных установок личности подростка или ребёнка принимает стихийный характер. Именно в семье у ребёнка формируется представления о самом себе и обществе в целом, способы межличностных взаимодействий, и стратегии существования в социальной среде, которые он в процессе социализации выносит из микросреды в общество.
Источник
Статья на тему: «Эмоциональные нарушения у детей в дошольном возрасте».
статья по коррекционной педагогике на тему
В статье представлены виды эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста, их основные причины и методы коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
e_n.docx | 34.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональные нарушения у детей в дошкольном возрасте
Виды эмоциональных нарушений у детей, их основные причины и методы коррекции
Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.
Основные внешние проявления эмоциональных нарушений выглядят следующим образом:
Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.
- Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
- Повышенная тревожность . Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
- Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
- Отсутствие эмпатии . Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
- Неготовность и нежелание преодолевать трудности . Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
- Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
- Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.
- Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.
- Избегание близких контактов с окружающими людьми . Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т.п.
И.М. Чистякова [8], Н.И. Костерина [5] и ряд других авторов выделяют следующие виды эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста. Они обозначают три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы ребенка: – расстройства настроения; – расстройства поведения; – нарушения психомоторики.
Н.И. Костерина [5]указывает, что расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: с усилением эмоциональности и ее понижением . Первую группу составляют такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи. Ко второй группе относятся апатия, эмоциональная тупость, паратимии.
Эйфория — неадекватно повышенное, радостное настроение [3]. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.
Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности [3]. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого. Дисфория является разновидностью депрессии.
Депрессия , в свою очередь, — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения [6]. Иными словами, она представляет собой тоскливое, подавленное настроение. Депрессия в дошкольном и младшем школьном возрасте в классическом виде обычно атипична, стерта. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.
Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью [3]. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного. Этот синдром выражается в частой смене настроений, плаксивости, ослаблении аппетита, сосании пальцев, обидчивости и чувствительности. Тревога часто переходит в страхи (фобии).
Напомним, что страх – это эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности – мнимой или реальной. Ребенок, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым. Клиническая практика [1] показывает, у маленьких детей это страх перед незнакомыми людьми, животными громкими звуками, у подростков – более общие страхи (страх потерять своих близких, страх перед «концом света» или перед смертью).
Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. Как подчеркивают клинические психологи [3, 5], при апатии утрата эмоциональных реакций сочетается с поражением или отсутствием волевых побуждений. Только с большим трудом можно ненадолго растормозить эмоциональную сферу, способствовать проявлению чувств. Таким образом, апатичного ребенка можно описать как вялого, равнодушного, пассивного.
Что касается эмоциональной тупости , то она характеризуется не только отсутствием эмоций (на адекватные или неадекватные раздражители), но и невозможностью их появления вообще. Введение возбуждающих медикаментозных средств приводит к временному беспредметному двигательному возбуждению, но не к появлению чувств или контактности.
Паратимии, или неадекватность эмоций – расстройство настроения, при котором переживание одной эмоции сопровождается внешним проявлением эмоции противоположной валентности. Необходимо отметить, что и паратимии, и эмоциональная тупость характерны для детей, страдающих шизофренией.
Ко второй группе – поведенческих расстройств – авторы относят синдром гиперактивности дефицита внимания и проявление различных видов агрессии.
Синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) представляет собой сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Отсюда следует, что основные признаки данного синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Таким образом, ребенок, страдающий СДВГ, непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.
Если говорить о проявлениях агрессии , то она, как указывает целый ряд авторов, как проявление высокой тревожности может выступать как сформированная черта характера либо как реакция на воздействия внешней среды. В любом случае истоки детской и подростковой агрессивности – в окружающей их среде, в стиле родительского поведения и воспитания. Маленький ребенок не в состоянии «ответить» своему обидчику – взрослому, он постепенно накапливает отрицательные эмоции, раздражение, протест против «притеснений» взрослых, и в подростковом возрасте это может вылиться в одну из форм агрессии (по А. Бассу и А. Дарки):
- физическую;
- вербальную (грубость, нецензурная брань);
- косвенную (смещение агрессивной реакции на постороннее лицо или предмет)
- подозрительность;
- обиду;
- негативизм;
- чувство вины [1, 7].
Отметим, что для отнесения этих проявлений к клиническим, они должны быть гипертрофированы, поскольку проявления агрессии в адекватной для воздействий мере – это необходимое условие сохранности физического и психического здоровья личности.
К нарушениям психомоторики относят: 1) амимию отсутствие выразительности лицевой мускулатуры, наблюдающееся при некоторых заболеваниях центральной или периферической нервной системы; 2) гипомимию легкое понижение выразительности мимики; 3) маловыразительную пантомимику.
Кроме указанных групп эмоциональных расстройств можно выделить и эмоциональные трудности в общении. Они представлены у детей аутичным поведением и трудностями в адекватном определении эмоциональных состояний людей. Акцентируем внимание на аутичности.
Аутизм проявляется в: стремлении ребенка к одиночеству; нарушении эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми; крайней стереотипности поведения; речевом и интеллектуальном недоразвитии.
Безусловно, все указанные виды эмоциональных нарушений нуждаются в коррекции. Однако для эффективной коррекции эмоциональных нарушений необходимо выявить их причины, т.е. детерминанты развития.
Основные причины возникновения нарушений в развитии эмоциональной сферы дошкольников.
Детерминанты развития эмоциональных нарушений у детей
Анализ психологической литературы показывает, что на сегодняшний день принято выделять следующие причины развития эмоциональных нарушений у детей.
1. Особенности физического развития ребенка, перенесенные в младенчестве болезни, перенесённые стрессы
2. Задержки психического развития, отставание от возрастных норм интеллектуального развития.
3. Особенности семейного воспитания, недостаточность эмоционального контакта с близкими взрослыми.
4. Социально-бытовые причины: особенности питания, экономическое положение семьи, воспитывающей ребенка.
5. Социальное окружение, особенно в детском коллективе.
6. Характер преобладающей деятельности ребенка.
7. Ряд других причин, вызывающий у ребенка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.
Перечисленные причины можно разделить на две больших группы детерминант эмоциональных нарушений в детском возрасте. Итак, эти детерминанты следующие: биологические причины, и социальные причины.
К биологическим причинам относятся такие, как: тип нервной системы ребенка, биотонус, соматические особенности и т.д. Например, развитие СДВГ могут повлечь микроорганические поражения головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности и родов, истощающие соматические заболевания раннего возраста, физические травмы.
К социальным причинам относится особенности взаимодействия ребенка с социальным окружением[5]. Как уже было отмечено, ребенок имеет свой опыт общения со взрослыми, сверстниками и особо значимой для него группой – семьей, и этот опыт может быть неблагоприятным в нескольких случаях.
Во-первых, если ребенок систематически подвергается отрицательным оценкам со стороны взрослого, он вынужден вытеснять в бессознательное большое количество информации, поступающей из окружающей среды. Новые переживания, не совпадающие со структурой его «Я концепции», воспринимаются им негативно, в результате чего ребенок оказывается в стрессовой ситуации.
Во-вторых, при неблагополучных отношениях со сверстниками возникают эмоциональные переживания, характеризующиеся остротой и длительностью: разочарование, обида, гнев.
В-третьи, семейные конфликты, разные требования к ребенку, непонимание его интересов также могут вызвать у него негативные переживания. Неблагоприятными для эмоционального и личностного развития являются следующие типы родительского отношения и ошибки стиля воспитания.
Среди эмоциональных черт, развивающихся под воздействием таких родительских отношений, отмечается агрессивность, аутоагрессивность, отсутствие способности к эмоциональной децентрации, чувства тревожности, мнительности, эмоциональная неустойчивость в общении с людьми.
К детерминантам развития эмоциональных нарушений у дошкольникови следует отнести предметную среду, содержание которой (например, игрушки, стимулирующие агрессию) оказывает влияние на выбор сюжета детских игр, реализацию ролевого поведения и соответствующей эмоциональной экспрессии.
Помимо этого, детерминантой эмоционального развития детей являются также средства массовой коммуникации и интернет? Компьютерные игры и кинофильмы, не подходящие ребенку по возрасту.
Существуют 4 типа наиболее распространенного деструктивного семейного воспитания, приводящие к эмоциональным расстройствам детей:
1.Неприятие (явное или скрытое). Явное неприятие, когда рождение ребенка было нежелательным, или вместо желаемого мальчика родилась девочка. Скрытое, когда внешне все выглядит благополучно, но нет душевного контакта с ребенком. Неприятие порождает в характере ребенка негативизм, агрессию, либо неверие в свои силы.
2. Гиперсоциоальное воспитание – чрезмерное дисциплинирование и исполнительность, где «надо» произведено в абсолют, что подавляет эмоции ребенка, и приводит к аутоагрессии, либо к замкнутости, отгороженности, эмоциональной холодности.
3.Тревожно – мнительное воспитание , когда с рождением ребенка возникает постоянная тревога за него, за его здоровье и благополучие. В результате ребенок вырастает робким, тревожным, несамостоятельным, мучительно неуверенным в себе.
4. Эгоцентрический тип воспитания . Ребенку навязывается представление о себе, как о сверхценности: он «кумир», смысл жизни родителей. При этом интересы окружающих игнорируются… В результате он не переносит никакие лишения, капризен, расторможен, агрессивно воспринимает любые преграды.
Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых, возрастных кризисов. Ярким примерами таких точек взросления могут быть кризисы «Я сам» в возрасте трёх лет и «Кризис переходного возраста» в подростковом периоде.
Основные способы коррекции эмоциональных нарушений у детей
Основными направлениями коррекции эмоциональных нарушений являются: — смягчение эмоционального дискомфорта у детей; — повышение их активности и самостоятельности; коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и cаморегуляции…
В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей. Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные.
рассмотрим некоторые психологические методы коррекции эмоциональных нарушений, которые применяются сегодня в практике клинической психологии и психотерапии [1, 4]
Игротерапия – это использование игры для коррекции тех или иных выражения «Я». В дошкольном возрасте это направление занимает одно из ведущих средств, поскольку игра в данном возрасте является ведущим видом деятельности.
Телесно-ориентированная терапия и танцевальная терапия — методы работы с психикой, через тело.
Сказкотерапия – это самый древний психологический и педагогический метод. Он оказывается эффективный в работе не только с маленькими детьми, но и со взрослыми. В сказках описаны основы безопасной и созидательной жизни. Даже простое чтение сказки даёт удивительный эффект и помогает преодолевать жизненные трудности. суть её в процессе образований связей между сказочными событиями, героями и поведением в реальной жизни, т.е. это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. В сказках можно найти полный перечень всех жизненных проблем и ситуаций, которых ребёнок усваивает. Слушая сказки ребёнок накапливает в своём подсознании, формируя стереотипы поведения
Арт-терапия – лечение искусством. Искусство всегда являлось для людей источником наслаждения и удовольствия. Методика арт-терапии базируется на убеждении. Что внутреннее «Я» человека отражается в его рисунках всякий раз, когда он об этом не думает, т.е. рисует спонтанно. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов: страхи, внутренние конфликты, сны и т.д.
Существует два направления арт-терапии. Во-первых, восприятие готового произведения искусства. Здесь важно побуждать ребёнка выражать свои чувства возникшие при рассматривании. Это даёт развитие и обогащение эмоционального мира ребёнка. Во-вторых, самостоятельное рисование, в котором ребёнок выражает мироощущения и свои эмоции.
Музыкотерапия представляет собой особую форму работы с детьми с использованием музыки в любом виде. Исследования воздействия музыки выявили, что классическая, джазовая, народная музыка повышает жизненный тонус человека, активизирует его творческие способности и в целом оказывает благоприятное действия на психику.
Эмоции — это переживание человеком его отношения к окружающему миру и к самому себе. Препятствия на пути удовлетворения различных потребностей порождают отрицательные эмоции, а удача в достижении цели — положительные. Эмоции, участвуя в регуляции поведения человека, способствуют целостной оценке ситуации — благоприятна она или опасна. Кроме того, эмоции способствуют усилению, ускорению и оптимизации когнитивных психических процессов в проблемных ситуациях.
Формирование и развитие аффективной сферы ребенка в семье и образовательном учреждении является одной из самых актуальных задач, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.
- Детская практическая психология: Учебник/ Под. ред Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2005. – 225 с.
- Клиническая психология / Сост. и общая редакция Н. В. Тарабриной. — СПб.: Питер, 2000. — 352 с.
- Клиническая психология: учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. — СПб: Питер, 2002. — 960 с.
- Колодич Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков. – Мн.: «Минск»,1999 – 321 с.
- Костерина Н.В. Психология индивидуальности (эмоции): Текст лекций. –Ярославль: Академический проект, 1999. – 238 с.
- Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка //Психолог в детском саду. 2000. № 2-3. – С. 25 – 38.
- Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 208 с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М: Просвещение., 1990. – 298 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одной из особенностей современного общества является превращение человека-созидателя в человека-потребителя. Откуда ждать первооткрывателей в науке, искусстве, технике, социальных о.
В статье описывается суть творческого мышления, характкризуются его компоненты,предлагаются некоторые методики по развитию определенных качеств мышления.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в речевом развитии дошкольника. Именно в младшем дошкольном возрасте целенаправленное и.
Рассмотрен опыт работы по развитию интереса детей старшего дошкольного возраста к историиСанкт-Петербурга как форма развития гражданско-патриотических чувств.
Речевые нарушения у детей – серьезная проблема нашего времени. В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошколь.
Цель: формирование у педагогов ДОУ представления об основных направлениях и методах профилактики и коррекции тревожности у дошкольников.Задачи:Познакомить педагогов с понятием «тревожность».
Игра является ведущей формой деятельности ребенка. применение игр в работе с детьми, один из методов в коррекции личности ребенка дошкольника. Игра придает процессу увлекательную форму, .
Источник