Что такое эмоциональная комфортность

Эмоциональная комфортность как фактор психологического здоровья младшего школьника
статья на тему

: эмоциональный дискомфорт ребенка при проблемах школьной адаптации снижает желание учиться, тормозит усвоение знаний. В статье рассматриваются вопросы о создании условий, в которых бы наилучшим образом раскрывались не только познавательные возможности школьника, но и которые позволят сохранить здоровье ребенка за годы его обучения в школе, в частности, для организации продуктивного общения нужно научиться распознавать и регулировать эмоциональные состояния младшего школьника. Для учеников младших классов организовано пространство, где ребенок в урочное и внеурочное время может эмоционально раскрыться, выразить свое внутреннее состояние в разных видах деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
emotsionalnaya_komfortnost_kak_faktor_psihologicheskogo_zdorovya_mladshego_shkolnika.docx 17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Голикова Виктория Васильевна

учитель начальных классов

г. Енисейска Красноярского края

Эмоциональная комфортность как фактор психологического здоровья младшего школьника

Аннотация: эмоциональный дискомфорт ребенка при проблемах школьной адаптации снижает желание учиться, тормозит усвоение знаний. В статье рассматриваются вопросы о создании условий, в которых бы наилучшим образом раскрывались не только познавательные возможности школьника, но и которые позволят сохранить здоровье ребенка за годы его обучения в школе, в частности, для организации продуктивного общения нужно научиться распознавать и регулировать эмоциональные состояния младшего школьника. Для учеников младших классов организовано пространство, где ребенок в урочное и внеурочное время может эмоционально раскрыться, выразить свое внутреннее состояние в разных видах деятельности.

Ключевые слова: психологическое состояние младшего школьника, эмоциональное состояние школьника, эмоциональный комфорт.

Поступление ребенка в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в его жизни, когда ведущей деятельностью становится учебная. В школу приходят дети разные по характеру, поведению, уровню развития и подготовленности. Одни схватывают все, как говорится, на лету, другим требуется приложить определенные усилия, и есть такие дети, обучение которых в общем потоке оказывается слишком трудных и для них самих, и для учителей. Плохие оценки, замечания учителя в адрес такого ученика влияют на отношение к нему одноклассников. Появляются проблемы школьной адаптации. Эмоциональный дискомфорт, возникающий при этом, снижает желание учиться, тормозит усвоение знаний.

Здесь важен вопрос о создании условий, в которых бы наилучшим образом раскрывались не только познавательные возможности школьника, но и которые позволят сохранить здоровье ребенка за годы его обучения в школе. В наше время ни для кого ни секрет, как много значит психологическое состояние школьников. Опираясь на суждение известного психолога Н.П.Слободяник, понятие психологически здорового человека определяется так- это человек, принимающий себя и окружающих, подвижный и восприимчивый к внешним изменениям.

С этой целью в начальной школе большое внимание уделяю ролевой деятельности. Ребенок на уроке примеряет на себя новые роли, разные по статусу и по содержанию. На таких уроках обычно каждый ученик вовлечен в активную, сменяемую деятельность, то он артист, то художник, то эксперт, то исполнитель. В нашей школе через разнообразные спецкурсы ( «Юный исследователь», «Юный математик» и пр.) для учеников младших классов организовано пространство, где ребенок во внеурочное время может эмоционально раскрыться, выразить свое внутреннее состояние в разных видах деятельности- творческой, поисковой, исследовательской, проектной.

У детей младшего школьного возраста преобладает эмоциональное начало, они очень восприимчивы к оценкам окружающих и здесь очень важно создать ситуацию успеха на уроке. Надо отметить, что переживая позитивные эмоции от улучшения образовательных результатов, ученик стремится к тому, чтобы вновь оказаться в ситуации успеха. Как показывают наблюдения учителей, чтобы быть успешным в старших классах, в начальной школе ребенку нужно овладеть навыком быстрого осознанного чтения со скоростью не менее 120 слов в минуту. И с этой целью в учебной деятельности использую карточки использую карточки с индивидуальными заданиями, таблицы Шульте, карточки для периферийного чтения, разнообразные тексты с заранее пронумерованными словами для методики быстрого чтения. В частности, приведу такой пример. Дети для отработки техники чтения приносят тексты из дома. Приносят те тексты, которые их чем- то заинтересовали, запомнились. Поэтому при пересказе им интересно поведать собеседнику именно свой текст, свою историю, что позитивно отражается в работе над техникой чтения. Заметила значимую роль и дневников по замерам показателей чтения, письма и скорости вычислений. Мы в начальной школе называем их дневниками успешности, потому что они в динамике показывают рост, успехи ребенка в достижении лучших результатов.

Очень важно этот момент успеха ребенка заметить и оценить. И здесь пришла к такому наблюдению, что для ученика начальной школы наиболее значимой являются все же эмоциональные формы оценки: восхищение, сопереживание, оптимизм, огорчение, удивление.

Говоря о внутреннем комфорте каждого ребенка на уроке, нельзя не сказать об индивидуально- ориентированном способе обучения. Готовлю материал к урокам, учитывая разные способы восприятия учеников. Наблюдая за детьми, отметила, что у каждого есть доминирующий способ восприятия информации, таким образом выделила в классе группы: так называемые «слушатели», «зрители», «деятели». Материалы для уроков получаются разных видов: визуальные ( презентации, видео, фото, картины), разговорного характера ( диалоги, ролевые игры, озвучивание сюжетов), практические (коллажи, рисование, лепка). Такой подход в работе дал стабильную динамику в обучении. Поэтому, готовясь к урокам, учитываю все способы восприятия детьми информации, таким образом одновременно расширяя возможности детей и создавая положительное эмоциональное пространство.

В конце урока или занятия провожу рефлексию в виде вопросов, рисунков или цветовую- она для меня является одним из инструментов, с помощью которого можно оценить эмоциональное состояние учеников, увидеть плюсы и минусы своей деятельности. Таким образом, эмоциональное состояние и настроение ребенка являются, если не определяющим, то без сомнения очень важным фактором в учебной деятельности и процессе общения. Поэтому для организации продуктивного общения нужно научиться распознавать и регулировать как свои эмоциональные состояния, так и состояния и настроения ученика.

И в заключение, хочу привести слова М. Пришвина: «Самая суть чисто человеческого здоровья- это когда неудержимо тянет сказать что- то хорошее другому человеку…»

  1. Слободяник Н.П. Я учусь владеть собой: программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – Москва: Генезис. -2002.- 72с.

2. Бендас, Т.В. Нагаев, В.В. психология чувств и их воспитание / Т.В. Бендас, В.В. Нагаев. – М., 1982.

3. Крюкова, С.В. Слободяник, Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь, и радуюсь/: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие/ С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. – Москва: Генезис.- 2002.-165с.

4. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе/ Р.В.Овчарова. – Москва: Сфера.- 2011г.-123с.

Источник

Оценка своей значимости и эмоциональный комфорт в коллективе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный комфорт – это состояние уверенности, удобства и спокойствия, в результате чего человек оптимистичен, свободен от страха и тревоги, а также открыто выражает свои чувства

Рисунок 1. Составляющие эмоционального комфорта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Эмоциональность представляет собой субъективную и чувствительную реакцию человека на какие-либо внешние или внутренние раздражители, приводящие к переживаниям. Внешнее проявление эмоциональности выражается в эмоциях, но у разных людей эмоции могут быть или сильными, или слабыми.

Посредством воздействия на эмоции человека можно управлять его поведением. Устойчивые и продолжительные эмоции и те, которые формируются целенаправленно, называются чувствами.

Психологическая структура любого человека состоит из направленности, способности, характера. Направленность представляет собой индивидуальные интересы, стремления, склонности и обусловлена теми целями и мотивами, которыми человек руководствуется.

Направленность личности может иметь вектор на взаимодействие, на задачу, на себя и у основной части людей присутствуют все три блока. При направленности на взаимодействие человек стремится к сотрудничеству с коллегами, направленность на задачу означает стремление добиться собственного престижа и благополучия, при этом, не считаясь с другими людьми, как и направленность на себя.

Направленность подчиненных очень важна для руководителей, потому что дает возможность правильного подхода к людям и оптимального способа управления их деятельностью.

Что касается способностей, то они у людей самые разные и важно, чтобы способности каждого отдельного человека не подавлялись. Под характером понимается устойчивый индивидуальный склад душевной жизни, лежащий в основе поведения. Составляющими характера человека является эмоциональность, активность, особенности его нервной деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Исходя из этого, люди делятся на два типа – те, кто быстро меняют свою деятельность и также быстро приспосабливаются к новым условиям, но, часто они могут быть не уверены в себе и не приспособлены к рутинной работе. Второй тип, как правило, демонстрируют стабильность поведения, верность принципам, но, к новым условиям приспосабливаются с большим трудом.

Отсюда, оценить персонал с точки зрения их значимости можно прогностическим, практическим, имитационным методами. Прогностический метод использует анкетные данные, характеристики как письменные, так и устные, отзывы руководителей и коллег, беседы, психологические тесты. Значимость работника и его пригодность проверяет практический метод на основе результатов его работы. Имитационный метод предлагает решение задач на конкретную ситуацию.

Значимость коллектива

Общество состоит из большого количества различных коллективов и групп, появление которых обусловлено самыми разными факторами. Специалисты считают, что главным фактором их возникновения является человек с его поведением и отношением к окружающим людям.

Выбрав место и вступив в организацию для дальнейшей деятельности, человека формирует свою позицию по отношению к трудовому коллективу. Естественно, что человек стремится к тому, чтобы его интересы и ценности признавали, ищет чувство безопасности и комфорта.

В одних трудовых коллективах межличностное общение способствует этому, а в других оно далеко от идеала. Сплоченность коллектива зависит от того, насколько удовлетворяются личные потребности каждого, есть ли уважение друг к другу. На сплоченность большое влияние оказывает симпатия друг к другу членов коллектива, разделение ими существующих правил и норм.

На сплоченность большое влияние оказывают такие факторы:

  • наличие совместной групповой деятельности и её качество;
  • единство способов достижения целей и единство ценностей;
  • уровень эмоционального взаимодействия.

Практика показывает, что в трудовом коллективе довольно часто деловые отношения выходят за рамки, поэтому помимо официальных могут формироваться и неофициальные отношения. Общие цели и профессиональные трудности, если они есть, сближают специалистов, выполняющих похожие обязанности. Также члены коллектива сближаются по полу, возрасту, образованию, опыту работы, по одинаковому семейному положению.

Значительно реже сплачивается разнородный коллектив, как правило, он распадается на неформальные группы, которые держатся друг от друга обособленно. Повлиять на сплоченность может совпадение позиций и мнений в отношении заявленных фактов.

Уровень сплоченности группы зависит от её типа – референтная это группа или группа членства. Отличительной особенностью этих групп является степень значимости существующих норм и желание им следовать для каждого отдельного её сотрудника. В референтных группах трудовой коллектив играет значительную роль в жизни и поведении каждого сотрудника. В группах членства коллектив рассматривается сотрудником как место пребывания.

Признаками референтной группы являются способ взаимодействия между сотрудниками и чувство принадлежности к коллективу, солидарность во взглядах, мнениях, установках, стабильность и доверительность отношений, осознание себя как «мы»

Сплоченный коллектив имеет свои плюсы:

  • наличие демократической атмосферы, положительно влияющей на принятие важных профессиональных решений;
  • формирование самодисциплины, позволяющей лучше справляться с профессиональными обязанностями;
  • доверительные отношения между членами коллектива формируют чувство безопасности, уверенность в себе и в окружающих;
  • доверие друг к другу;
  • улучшение внутренней мотивации, формирующей желание приходить на работу и знать, что в трудной ситуации коллектив поддержит;
  • выработка командного духа, который рассматривается как главный фактор, влияющий на производительность труда.

Самооценка и уровень притязаний в трудовом коллективе

Человеку свойственно сравнивать себя с окружающими и вырабатывать мнение о своем интеллекте, внешнем виде, положении в обществе, т. е. формированием, таким образом, «набора самооценок», от которого будет зависеть скромность или высокомерие, требовательность к себе или застенчивость. Правда, большая часть людей оценивает себя выше среднего.

Самооценка также может быть завышенной или заниженной, а иногда даже крайней, т.е. самый честный, самый добрый и др.

Тот, кто считает себя умнее других и намеренно это подчеркивает, вызывает раздражение окружающих. Люди с неадекватно высокой самооценкой очень ревниво относятся к успехам сослуживцев. Зависть к умственному превосходству, по мнению Г. Филдинга, является самым злобным видом зависти.

Оценивая себя очень высоко, человек формирует такую черту характера, как чрезмерная обидчивость, возникающая якобы на несправедливое к нему отношение.

Неадекватно высокая самооценка формирует чувство зависти, когда членов коллектива награждают или поощряют за труд. Когда реальная и ожидаемая награда не совпадают, в коллективе возникают зависть и обида, которые накопившись, могут прорваться наружу в адрес коллег.

Работники с заниженной самооценкой представляют себя менее способными, несчастными, у них развивается комплекс неполноценности. Низкая самооценка приводит к зависимости от других, искажает восприятие окружающих.

Самооценка и самоуважение формируются в раннем детстве через отношение родителей, сверстников, педагогов. Умением самоанализа подросток овладевает только к 15 годам, оценивая собственные результаты и самого себя.

Что касается уровня притязаний, то на него влияние оказывает динамика неудач и удач в течение жизни, успеха и неуспеха в какой-то конкретной деятельности.

Он тоже может быть завышенным и заниженным. Адекватная самооценка формирует адекватный и неадекватный уровень притязаний.

Человек, с заниженным уровнем притязаний и низкой самооценкой выбирает легкие и простые цели. При завышенном уровне притязаний, цели могут быть очень сложные и нереальные, приводящие к неудачам и разочарованию.

Меру своих реальных возможностей человек приобретает только методом проб и ошибок.

Большое значение для работников имеет самоуважение – это обобщенное отношение человека к самому себе. Оно прямо пропорционально достигнутым успехам и обратно пропорционально уровню притязаний – это значит, что с высоким уровнем притязаний достижения человека должны быть больше, чтобы он мог себя уважать.

Источник

Оцените статью