Классный час «Эмоциональная чуткость»
классный час (10 класс)
Конспект внеклассного занятия направленного на воспитание личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klas.chas_emotsionalnaya_chutkost_slabost_cheloveka_ili_merilo_sovesti.docx | 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
(выдаю правила работы в группах, в парах)
Классный час на тему «Эмоциональная чуткость: слабость человека или мерило совести?»
Задачи: формирование представления учащихся об эмоциональной чуткости и нравственной позиции учащихся по отношению к другим людям на основе решения ими ситуационных задач.
Оборудование: карточки для работы, презентация, плакаты на доске.
Приветствие (1 минута).
- Определение понятий (5 минут).
Актуализация знаний детей
Я- В газете «Труд» я ознакомилась со статьёй, в которой рассказывалось об психологическом исследовании, и она заканчивалась такой фразой: «Россияне стали реже проявлять эмоциональную чуткость».
А что такое эмоциональная чуткость? В чём она проявляется? Вы, наверно, слышали «весь на эмоциях». А что такое эмоции? Почему эмоции стали у нас в жизни играть такую роль? И говорят у наших людей нет чуткости. А, что такое чуткость?
Давайте разбёрёмся с этими понятиями, может тогда поймём, что такое эмоциональная чуткость.
Работа с карточками. У вас на столах лежат карточки с набором слов. Выберите, пожалуйста, слова, которые по вашему мнению, относятся к понятиям эмоции и чуткость. Как вам удобно работать в парах или по одному? (2 мин.)
Давайте проверим, что у вас получилось.
Какие слова вы относите к понятию эмоции?
Какие слова вы относите к понятию чуткость?
Вы зачитываете, а я буду вывешивать их на доске. У меня тоже есть такие карточки
Давайте сверим, какие слова вы отнесли к понятию эмоции.
Вот, что у нас получилось.
Давайте посмотрим, что написано в толковом словаре Ожегова.
Проверим правильно ли вы распределили слова?
— Попробуем вместе продумать толкование понятию — Эмоциональная чуткость.
Ребята предлагают варианты Эмоциональной чуткости . (Проверяем на слайде)
— Эмоциональная чуткость – способность остро чувствовать, воспринимать что – либо, живо реагировать на что – либо.
— Эмоциональная чуткость – способность сочувствовать, сопереживать, быть внимательным к кому – либо. И т.д.
Мы подошли с вами к теме нашего классного часа: Эмоциональная чуткость -это слабость человека или мерило совести?
II. Ситуационный анализ (7 минут).
Мотивировать и поставить цель
Я- Представьте себе ситуацию. Сейчас это часто случается: говорят по телевизору, показывают по интернету, пишут в газетах. Группа подростков избивает другого подростка. Один из компании встаёт на его защиту. Просит прекратить драку.
Что это, эмоциональная чуткость?
Обращаюсь к ребятам
Подростки стали над ним смеяться: «Ты слабак, тряпка.»
Он, что проявил слабость? (Пауза)
А может всё — таки у него совесть заговорила?
Я.-(Для них ты в данном случае проявил слабость, потому что ты не стал его бить, а встал на защиту. Ты слабак. Нервы слабые.
Я. Как вы думаете, в этой ситуации проявляется эмоциональная чуткость?
Варианты ответов у ребят. А для тебя-это совесть. Тогда вы сами мне сказали, что здесь в этой ситуации проявляется эмоциональная чуткость. Тогда эмоциональная чуткость, ребята, это слабость или совесть
Вот, даже наш маленький коллектив разделился на две группы. Одни говорят, что это эмоциональная слабость, другие говорят совесть. Тогда давайте посмотрим, какая проблема здесь возникает?
Мы должны понять, что такое Эмоции и что такое чувства?
Чтобы нам в данной ситуации разобраться я предлагаю вам следующее задание.
У нас с вами возникла проблема:
Какая? (ребята предлагают варианты)
Проблема: Проявление эмоциональной чуткости-это проявление слабости или это мерило совести.
Какая цель будет стоять перед нами?
И наша цель: нам надо понять. Что такое эмоциональная чуткость- слабость или совесть.
Для того, чтобы разобраться я предлагаю вам разделиться на группы. Выступать мы будем в виде перекрёстной дискуссии. У вас на партах на листочках написаны задания по группам.
Делимся на группы я зачитываю инструкцию, (выдаю правила работы в группах, в парах)
1 группа: Выполняя задание, я бы хотела, чтобы вы доказали проявление слабости на примере.
2. группа: Выполняя задание, я бы хотела, чтобы вы доказали проявление совести на примере.
Ответы записать по образцу.
1 группа: Мы считаем, что эмоциональная чуткость это проявление………. потому что………………
2 группа: Уважаемые ребята! Наша группа считает, что эмоциональная чуткость — это проявление………. потому что………………
Привожу свой пример.
Мой пример. Я считаю, что проявление эмоциональной чуткости –это проявление слабости.
Доказательство. В нашем жестоком мире никому нельзя показывать, что ты слабый, потому что тебя могут обидеть.
Уважаемый коллега! А я считаю, что эмоциональная чуткость –это проявление совести, потому что совестливый человек никогда не пройдёт мимо плачущего ребёнка.
Защищать своё мнение будет представитель от вашей группы Не забываем правила дискуссии. Обязательно обращаемся в вежливой форме.
(Ребята работают 7 мин.)
Говорим по очереди. С кого начнём? Ну давайте с вас.
— Проверим что получилось?
III. Обсуждение ситуаций (10 минут).
Выберите делегата от каждой группы. Пожалуйста, коллег, сюда подойдите. В форме клише будете говорить.
Вот мы сейчас заслушали обе стороны и совесть, и чуткость. Мы услышали ваше мнение. Давайте подведём итог сказанному.
Каких примеров оказалось больше слабости или совести ?
И так, ребята, какую же мы цель сегодня с вами поставили в начале классного часа?
Дети: Нам надо было понять. Что такое эмоциональная чуткость- слабость или мерило совести.
Я. Примеров о том, что эмоциональная чуткость –это проявление совести оказалось больше. У кого-то может осталось мнение, что эмоциональная чуткость- это проявление слабость.
Я: Значит , какой же вывод мы можем сделать?
Дети: Что эмоциональная чуткость- это всё-таки проявление совести.
В начале нашей работы я предлагала строчки из газеты «Труд», от куда я ознакомилась со статьёй, в которой рассказывалось об психологическом исследовании, и она заканчивалась такой фразой: «Россияне стали реже проявлять эмоциональную чуткость», почему у россиян стала реже проявляться эмоциональная чуткость?
Они меньше стали задумываться над своими поступками, меньше, наверно, стали проявлять милосердие.
IV. Рефлексия (3 минуты).
— Вы сегодня хорошо поработали, и я думаю, каждый для себя решил, что же такое эмоциональная чуткость. Какой вывод вы сделали для себя? Был ли для вас сегодняшний разговор полезным? О чём вы задумались? Что вы унесёте с этого классного часа.
V. Итог (1 минута).
— Я рада, что большинство из вас понимает, что эмоциональная чуткость – это мерило совести. Вы будущее нашей страны, и ваша позиция сегодня определяет какой быть России, если каждый россиянин имеет совесть, а значит и Россия будет совестливая.
— Мне очень жаль, что для общения у нас так мало времени. Сегодня у вас сформировалось такое мнение, оно имеет право быть.
Благодарю вас за сотрудничество и желаю:
— Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви,
Жизнь – это море из людских деяний.
Построй корабль добра и по волнам плыви.
Какая мама не хочет, чтобы ее малыш вырос чутким, добрым, милосердным, заботливым и отзывчивым человеком?
Источник
Конспект и презентация классного часа «Эмоциональная чуткость»
Выбранный для просмотра документ эмоциональная чуткость.docx
Классный час на тему
«Эмоциональная чуткость: слабость человека или мерило совести?»
Задачи: формирование представления учащихся об эмоциональной чуткости и нравственной позиции учащихся по отношению к другим людям на основе решения ими ситуационных задач.
Оборудование: карточки для работы, ситуационные задачи, презентация.
Приветствие (1 минута).
Определение понятий (5 минут).
— Начав готовиться к нашему общению, мне захотелось выяснить, а совпадает ли мое представление эмоциональной чуткости с представлением о ней мудрых. И я не нашла ни в одном словаре толкования такого сочетания слов. И решила, что мы с вами, совместными усилиями, можем вывести это толкование.
— На ваших столах карточки с набором слов и словосочетаний. Выберите из них те, которые, по вашему мнению, имеют отношение к понятиям эмоции и чуткость .
— Проверим что получилось?
— Давайте попробуем вместе продумать толкование понятию — Эмоциональная чуткость.
— Эмоциональная чуткость – способность остро чувствовать, воспринимать что – либо, живо реагировать на что – либо.
— Эмоциональная чуткость – способность сочувствовать, сопереживать, быть внимательным к кому – либо. И т.д.
II . Ситуационный анализ (5 минут).
— А способны ли мы на такую чуткость? Умеем ли мы сопереживать и остро реагировать на события окружающие нас, на людей которые в нас нуждаются?
— Чтобы выявить это, предлагаю вам проанализировать некоторые жизненные ситуации. Перед вами алгоритм, который поможет вам в этом.
Вождение большегрузных фур по высокогорным заснеженным серпантинам Кавказа – дело не простое. Требуются изрядная сила духа, самообладание, а еще чувство юмора, чтобы достойно встретить трудности.
Когда одному из дальнобойщиков порядком надоело слушать в динамике переговорного устройства громкий смех другого водителя по имени Алексей, он раздраженно набросился на весельчака и отпустил пару достаточно едких замечаний в его адрес.
Через некоторое время критикан не справился с управлением и его фура, съехав с дороги, глубоко увязла в снегу. Угадайте, кто вскоре появился на пустынной дороге? Правильно, Алексей!
Что бы вы сделали? Проехали бы мимо, от души повеселившись над бедой обидчика? Алексей поступил иначе. Он остановился и несколько часов откапывал своего критика. А закончив, просто сказал: «коли можешь – надо помогать!» — тут же громко рассмеялся.
Правила бейсбола причудливы и непонятны для многих. Впрочем, для нашего рассказа нет нужды объяснять их все. Нужно только знать, что после удачного удара по мячу игрок должен обежать четыре точки на поле и коснувшись их вернуться «домой». Вокруг этого правила и закрутилась судьба Сары Тучольской во время одного из матчей. После удара битой мяч взвился в небо, и Сара бросилась обегать точки. Но, разогнавшись, она не попала в первую точку. Пытаясь исправить ошибку, она повернулась, но вывихнула ногу и повалилась на землю, плача от боли.
И тогда одна из девушек команды соперников спросила судью, можно ли им пронести пострадавшую по необходимому маршруту. Получив положительный ответ, девушки подняли Сару на руки и обошли все точки. Команда самой Сары не могла поверить своим глазам, зрители на трибунах со слезами смотрели на такое самопожертвование, а наша бейсболистка получила все желанные очки.
Вскоре после того, как родственники ушли, Катя стала ощущать, что ее больничная палата – самое одинокое место во все мире. Спустился вечер, вернулись страхи, касающиеся ее болезни, и на нее, одиноко лежащую на кровати, накатила волна отчаяния.
Закрыв глаза, Катя заплакала. Она чувствовала себя покинутой и одинокой.
И тут чьи – то руки обняли ее. Девочка открыла глаза и увидела добрые, ясные глаза своей подруги, которая тихо вошла в палату и ласково обняла ее.
Френсис Чан в книге «Безумная любовь» рассказывает о семье, которая решила своеобразно отметить Рождество. Рождественским утром они не бегут к елке распаковывать подарки, а пекут блины и варят кофе, чтобы устроить завтрак для бездомных. Не слишком масштабный, но трогательный и, несомненно, действительный способ явить Божью любовь бедным.
Фиона Кэмпбел стала первой женщиной рекордсменкой, обошедшей земной шар пешком, однако ее радость была не долгой. Несмотря на многочисленные похвалы и славу, она была угнетена и подавлена. Со временем чувство вины стало невыносимо и привело к нервному срыву.
Что же томило рекордсменку? «Я сжульничала, — наконец призналась она. – Я недостойна этого почета. Оказывается, во время своего путешествия вокруг света она часть пути подъехала на грузовике, чем нарушила правила Книги рекордов Гиннесса. Чтобы избавиться от мук она позвонила своему спонсору и все ему рассказала.
III .Обсуждение предложенных ситуаций (15 минут).
— Давайте вместе обсудим предложенные ситуации. Прошу вас придерживаться алгоритма.
IV . Рефлексия (3 минуты).
— Вы сегодня хорошо поработали, и я думаю, каждый для себя решил, что же такое эмоциональная чуткость. Прошу вас обозначить свои позиции. Тех, кто считает, что эмоциональная чуткость – это слабость человека прошу пересесть за столы с правой стороны. А тех, для кого эмоциональная чуткость – мерило совести, с левой стороны.
— Аргументируйте свой выбор (спросить у нескольких человек, как справа, так и слева).
— Ваши аргументы ясны, и это ваша осознанная позиция.
— Я рада, что большинство из вас понимает, что эмоциональная чуткость – это мерило совести. Вы будущее нашей страны, и ваша позиция сегодня определяет какой быть России, если каждый россиянин имеет совесть, а значит и Россия будет совестливая (учащимся, для которых эмоциональная чуткость – мерило совести).
— Мне очень жаль, что для общения у нас так мало времени. Сегодня у вас сформировалось такое мнение, оно имеет право быть. Мне очень хочется встретиться с вами вновь и еще раз поговорить на тему «Совесть». Возможно, тогда ваше мнение изменить.
Источник
Социальная чуткость. Эмоциональный Интеллект
Мир таков, каким мы его хотим видеть. Наверняка многие из нас слышали эту, или похожую фразу. Почему это так и при чем здесь эмоциональный интеллект?
Вокруг себя – в мире, мы видим то, что есть в нас самих – это только один аспект. Второй — то, как мы относимся к людям, какие мысли думаем об окружающих, какими словами мы общаемся с другими людьми, всё это создаёт общий фон нашей жизни. Именно поэтому говорят, что мы притягиваем людей, которые будут соответствовать нашим мыслям.
Отношения с миром
Отношения с миром – это наши отношения с другими людьми. Другими словами, мир, с которым мы взаимодействуем – это люди, которые нас окружают.
Если, придя на вечеринку, мы будем думать, что там нас ждут веселые доброжелательные люди, или же снобы, недостойные нашего внимания, мы каждый раз будем правы и встретим там именно таких людей, каких мы себе пожелали. Мы видим то, что хотим увидеть, чему мы больше уделяем внимание.
Помните замечательный мультфильм про крошку Енота? Где он поначалу сражался с Тем, кто живет в пруду. А затем мама объяснила ему, что нужно не воевать, а просто улыбнуться ему и тогда Тот, кто живет в пруду улыбнется в ответ. Согласитесь, очень похоже на фразу, что мир лишь отражение нас самих, или что мир – наше зеркало. Социальная чуткость позволяет видеть в других то, что есть в нас, но что мы не хотим видеть в себе. То есть то, что в нас находится не на своем правильном месте. И именно эмоциональная зрелость позволяет адекватно это воспринимать, примерять на себя и менять это.
Действительно, выходя на улицу, или садясь за руль автомобиля, мы можем решить, что вокруг нас сплошь негатив и в действительности так оно и будет. Или мы можем выбрать, что вокруг нас только доброжелательно настроенные люди и это тоже будет правдой. Мир будет отражать наше внутреннее состояние через поступки других людей по отношению к нам. Это может проверить каждый, есть только одно важное условие – искренность.
Мы не можем отвечать за поступки других людей. Мы предоставляем им право действовать по их усмотрению. Благодаря развитому эмоциональному интеллекту мы не учим других как им нужно поступать, а меняем лишь свои реакции, становясь лучше, добрее, что обязательно создает атмосферу доброжелательности и дарит возможность показать другой способ действий.
Попробуйте, например, заставить ветер дуть в другую сторону. Получится? Вряд ли. Но мы можем использовать силу ветра, чтобы запустить воздушного змея, или позволить звучать переливам колокольчиков музыки ветра. Так работает и социальная чуткость – мы можем воспринимать события жизни такими, какие они есть. Принимать все встречи как уроки, использовать каждую ситуацию, чтобы становиться лучше, добрее, отзывчивее. Ведь чем более развиты в нас эти качества, тем эффективнее наше взаимодействие с социумом.
Еще один аспект социальной чуткости – это сопереживание. Способность прислушиваться к чужим переживаниям, реакциям. Для эмоционально зрелого человека это достаточно простая задача, но ее решение приносит очень много пользы.
Например, в работе с людьми. Все профессии сферы услуг, работники кафе и ресторанов, салонов красоты и магазинов техники, банков и крупных корпораций и т.д.
Прибыль в этих сферах зависит от людей, которые пользуются их услугами.
Например, вы приходите в магазин бытовой техники и просите проконсультировать вас о стиральных машинах. Вы знаете, что вам нужен определенный размер машинки и набор функций в ней. Но консультант не смотрит на вас, он оглядывается по сторонам и вы видите, что ваша просьба осталась без внимания. Он что-то говорит вам о том, что позовет другого консультанта и уходит. Вы терпеливо ждете и когда приходит другой работник, он слушает вас, но предлагает совсем не то о чем вы спрашиваете: размер другой, описывает функции, которые вам не важны. У вас может остаться ощущение, что вас не понимают и более того вам не ясно, есть ли в этом магазине то, что вам нужно.
Отсутствие чуткости у сотрудника магазина заставляет вас ждать и терять время. Если общение продолжится в том же духе, то, скорей всего, вы уйдете без машинки и с плохим впечатлением об обслуживании – магазин потерял прибыль и лояльного клиента на будущее.
Именно поэтому выгодно привлекать в компанию эмоционально зрелых сотрудников.
Другой пример, если парикмахер учел все пожелания, прислушался к вам. Уделил время чтобы точно понять какую стрижку вы хотите и сделал именно то, что мы просили, а не то, что только ему показалось хорошо. К чуткому и внимательному мастеру мы захотим прийти еще. И в этой ситуации в выигрыше оказываются обе стороны.
От того насколько мы восприимчивы не только к словам собеседника, но и насколько точно мы расшифровываем невербальные сигналы от других людей, способны ли сонастроиться с другими людьми, зависит очень многое.
Например, это позволяет удачно проводить переговоры и заключать выгодную сделку, поддерживать команду и наладить эффективную совместную деятельность, выстроить гармоничные и теплые взаимоотношения с близкими людьми. Все это благодаря социальной чуткости, умению проявить внимание и доброжелательность.
Эмоциональная зрелость позволяет выбирать свое настроение, принимая события жизни такими, как они есть. Позволить ли плохой погоде за окном испортить настроение на весь день, или выбрать радоваться новому дню, возможности прогуляться под красивым зонтом, надеть любимую куртку — найти в этой ситуации то, что принесет положительные эмоции, а не страдания. И тогда мир вокруг нас может измениться. Возможно, это не всегда будет получаться, но этот навык стоит тренировать, ведь только мы выбираем как смотреть на этот мир — с гримасой ненависти на лице, или с любовью в сердце. И мир обязательно ответит нам тем же.
Источник