Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., МГУ, 1988
Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. М., Владос, 2001.
Общая психология под ред. А.В. Петровского. М., МГУ, 1986.
Общая и спортивная психология. /Под ред. Г.Д.Бабушкина, В.М.Мельникова. – Омск, 2000. ч. 1.
«Общая и спортивная психология». Часть 1./ Под. ред. профессора Г.Д. Бабушкина. Омск: СибГУФК, 2004.
1. Эмоции, чувства
Эмоции (лат. сл. эмоцео – волную, потрясаю) – это переживание человеком отношений к явлениям действительности, а также своего состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой и удовлетворения своих потребностей.
Эмоции, как и все психические процессы, возникают рефлекторно. Они являются отражением воздействующего на человека, на его нервную систему реального мира.
Чувства – это отражение в сознании реальных отношений человека. Чувства –это система сигналов о том, что из происходящего в мире имеет значение для человека. Эмоции выражаются в движениях и многочисленных телесных изменениях, которые служат объективными показателями переживаемых чувств.
Термины «чувства» и «эмоции» нетождественны. Правильнее будет называть эмоцией только конкретную форму протекания психического процесса переживания чувств. Так, нельзя называть чувство ответственности, чувство долга эмоциями, хотя они и выражают определённое отношение субъекта.
Термин «чувство» следует применять только тогда, когда речь идет об отражении в сознании живых существ их отношений к объектам. Особо следует выделить высшие чувства, выражающие духовный мир человека и выявляющие его личность. Объекты высших чувств это явления окружающей нас социальной действительности. Выделяются следующие высшие чувства: моральные, практические, эстетические, интеллектуальные.
Эмоции по своему строению и функциям полимодальны и полифункциональны. В эмоциональных состояниях выделяют общую активную, специфическую, связанную со специфическими отделами ЦНС, и неспецифическую активную, связанную с вегетативной нервной системой, регулирующей гомеостатические функции. Общая активация определяется, кроме перечисленного, деятельностью высших функций коры головного мозга и ретикулярной формацией, осуществляющей первичную обработку информации.
Функциями эмоций являются: сигнально-информационная, коммуникативная, оценочная, регулятивная, включение физиологических функций организма в функционирование психики, выражение потребностей, обработка информации, принятие решений и другие.
В классификации выделяют: а) стенические эмоции (стенос – сила) положительные переживания, связанные с активностью, энергией;
б) астенические, которым присущи пассивность, страх, созерцание.
Американский психолог Кэррол Е. Изард выделил следующие фундаментальные эмоции: интерес-волнение; радость; удивление; страх; стыд; вина. В отечественной психологии для классификации эмоций используют следующие критерии: 1) величина эмоциональной возбудимости; 2) продолжительность их протекания; 3) причина их возникновения.
Настроение – общее, обычное состояние, которое имеет место в обычном, бодрствующем состоянии. Величина эмоционального возбуждения незначительная, время протекания – все бодрствующее состояние, причина состояния часто не ясна, безотчетна, зависит от огранизменного самочувствия и окружения микросферы, условий жизни, работы и т.д. Настроение является базисом для разыгрывания на его основе других эмоций.
Стресс – состояние напряженности. Стресс изучен канадским ученым Г. Селье. Он изучал состояние животных в неблагоприятных условиях: в голоде, холоде, в необходимости постоянного движения и других воздействиях. Оказалось, что организм мобилизуется на преодоление неблагоприятного. Эта мобилизация во времени проходит фазы: 1) тревогу, когда организм мобилизуется и противостоит неблагоприятному; 2) сопротивление, когда организм сопротивляется и эта борьба с неблагоприятным выражается в относительно устойчивых равновесных величинах; 3) истощение, когда энергетические возможности организма понижаются и сопротивление снижается. При стрессе величина эмоционального напряжения имеет относительно большие величины, чем это имеет место при настроении и занимает относительно большое время. Причина, вызвавшая напряжение, имеет значимое для субъекта положение, и часто негативное. Это связано с отрицательными переживаниями: тревожностью, беспокойством, страданием и т.д.
Аффект – быстро овладевающее человеком, бурно протекающее состояние, связанное с изменением контроля сознания и воли. Аффект может произойти при нарушении жизненно важных позиций (принципов) субъекта. Бурная реакция в аффекте сменяется дрожью, ступором (застывает в неподвижности). Аффект протекает так бурно, что происходит растрата нервно-психической энергии. После него человек чувствует усталость, упадок сил. Нужно отметить, что это состояние происходит в случаях, когда человек в предварительные периоды времени при осмыслении наступления определённых ситуаций мысленно оправдывает и допускает возможность соответствующего поведения, характерного аффекту.
Страсть – увлечение предметом деятельности, связанное с повышенным положительным переживанием, с увлечением, с любовью.
Фрустрация – переживание неудовлетворения целей, желаний. Это достаточно сильное переживание и может быть длительным во времени. При фрустрации цели, нереализованные личностью, бывают значимыми для нее.
Экстаз – увлеченность, кратковременное положительное переживание с потерей элементов самоконтроля.
Депрессия – заторможенность психической деятельности в связи с прошедшими бурными переживаниями.
Эмпатия – сопереживание другому в его переживаниях. Очень важная эмоция в общении с другими людьми.
Апатия – безразличие, вялость, отсутствие стремления действовать, вызванные чрезмерным переживанием перед началом предстоящей деятельности.
Эмоции проявляются амбивалентно, т.е. психологические явления сложны и противоречивы: имеют место одновременное переживание противоположных эмоций (на фоне радости может быть огорчение и печаль и другие сочетания).
Успешность деятельности зависит от уровня эмоционального возбуждения. Если уровень эмоций будет низким, то и деятельность также будет слабой. В самом деле, если человек будет находиться в пониженном, полусонном состоянии, то и деятельность его будет сниженной. Естественно, что в процессе деятельности многое будет потеряно.
Если эмоциональное состояние будет чрезмерное, то многое будет не учитываться, теряться. Оказывается, что в таком состоянии память и мышление нарушаются, человек становится невнимательным.
Управление эмоциями представляет большую сложность. В управлении своим состоянием сказываются мировоззренческая основа, ценностные ориентации. Имеет значение связь личности со своими предками и потомками. Человек становится космическим существом, когда судьба человека становится связанной с поколениями. Такое положение существенно отличает его от лиц, сугубо ориентированных только на самого себя. Следующее, что очень важно для саморегуляции своего состояния это выполнение тех обязанностей, которые постоянно сопровождают человека в его обыденной, повседневной жизни: дисциплинированность, честность, обязательность, ответственность, не откладывание на завтра того, что можно сделать сегодня. Человек может выходить на работу, заведомо опаздывая. Повседневной жизнью мы можем вводить себя в стресс. И, наконец, одной из причин чрезмерных эмоций является расхождение между рациональным и эмоциональным, когда разумом понимаем, что нужно действовать определенным образом, а в реалии не следуем этому. Нужно, чтобы эмоции работали в унисон нашему разуму, целям, нашим желаниям. Для этого необходимо проводить самовнушение.
Источник
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Лекция «Эмоционально — волевая сфера: чувства, эмоции и воля»
Лекции и практикум по психологии — Общая психология
1. Общая характеристика эмоциональных явлений и их функции. 2. Классификации эмоциональных явлений. 3. Психологический анализ эмоциональных состояний, оценочные параметры. 4. Воля как сознательный регулятор деятельности. Основные функции. Структура волевого акта.
Общая характеристика эмоциональных явлений и их функции
Ранее рассматривался вопрос о том, что любой психический процесс выполняет функции отражения и регулирования. Можно выделить процессы с преобладающей функцией отражения (к ним относятся познавательные процессы) и психические процессы с преобладающей функцией регулирования (к ним относятся эмоции и воля). В любой деятельности, которую выполняет человек, можно выделить компонент его отношения к конкретной ситуации, эмоциональной окраски происходящего. Эмоции как сквозная линия проходят сквозь все действия человека, тесно переплетаясь с мотивом, и являются основным побудителем всех планов, целей. Вместе эмоции и мотив образуют эмоционально побудительный всплеск, без которого деятельность не сможет осуществиться. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет его в определенное русло. Как говорит зарубежный исследователь Карл Изард: «Если вы охвачены гневом, вы не броситесь наутек, а если вы перепуганы, вы вряд ли решитесь на агрессию. Эмоция регулирует или, вернее сказать, фильтрует наше восприятие. Счастье заставляет человека воспринимать мир через пресловутые розовые очки: умиляться самым обыденным вещам, вроде запаха полевого цветка и парения птицы на закате, и идти по жизни легкой, пружинистой походкой.» Итак, поговорим об общей характеристике эмоциональных явлений и их функциях. Сейчас очень важно разобраться с основными понятиями, которые будем употреблять — это эмоции, настроения, эмоциональные свойства и чувства. Выделив данные понятия можно напомнить ранее уже обозначаемые психические процессы, свойства и состояния. Так же и в эмоциональной сфере — процессы или реакции — это эмоции, наравне с психическими свойствами можно поставить эмоциональные свойства, близки психическим состояниям будут эмоциональные состояния, которые называются настроения и добавляется еще одна область — это отношения — именно чувства. Теперь более подробно об этом. Эмоции — (от лат. потрясаю, волную) — субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей; проявляются в виде удовольствия, неудовольствия, радости, страха и т. д., сопровождая любые проявления организма, отражают в форме непосредственного переживания значимость явлений, ситуаций, состояние организма и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Можем выделить основные функции эмоций: — оценочная, — побудительная, — регулирующая, — предвосхищающая, — дезорганизующая, — активирующая и мобилизующая, — защитная, — экспрессивная и коммуникативная. Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Чтобы воспринимать эмоцию в целом необходимо учитывать, что это внутреннее переживание, наличие физиологической активации (процессы нервной системы) и выразительные внешние комплексы эмоции (мимика, поведение). Настроение — самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. (Сравнительно устойчивое состояние человека.) Настроение имеет свойство сопровождать и постоянно влиять на поведение человека. Можно рассмотреть такой пример, что если у человека мрачноватое настроение, печальное, грустное, то, скорее всего, он будет находиться в несколько похожем состоянии — это состояние утомления. Движения будут медленнее, чем в другом состоянии, более плавными и размеренными. Если же человек в веселом расположении духа, улыбается, то его действия будут энергичными, бодрыми, ловкими, в таком человеке будет чувствоваться энергия. Эмоциональные свойства позволяют говорить о двух группах явлений. Первое, это свойство, проявляющееся в отношении к кому-либо: жизнерадостность, злорадство, зависть, сочувствие и др. Второе, это выражение свойства как характеристики эмоциональной сферы: эмоциональная чувствительность, эмоциональная реактивность, эмоциональная устойчивость, эмоциональная лабильность. Под эмоциональной чувствительностью понимается именно восприимчивость к различным стимулам, появление ответной эмоциональной реакции на малый раздражитель, стимул, ситуацию, человека. Эмоциональная реактивность — как свойство эмоциональной сферы конкретного человека, проявляющееся в быстром или медленном протекании его обычной деятельности, близко связано с быстротой возникновения эмоционального отношения. Эмоциональная устойчивость — проявляется в постоянстве эмоционального фона по силе протекания, длительности, т.е. качественный аспект. Эмоциональная лабильность — характеристика момента смены одного эмоционального явления другим в достаточно короткий промежуток времени. Часто даже смена на противоположную эмоцию — печаль на радость, злость на страх и т. д. (Говорят, таким образом, то о взлетах, то о падении настроения.) Чувства — устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношения человека к чему-либо или к кому-либо. В психологической литературе можно встретить несколько пониманий именно чувств: 1. в элементарном смысле ощущения, на все различные приходящие извне и изнутри раздражители. 2. социальные эмоции, так называемые высшие чувства, которые не присутствуют у человека. (Пример, патриотизм.) Высшие чувства выделяют: познавательные, нравственные и эстетические. З.эмоционьльное свойство — устойчивая характеристика — личностное свойство. (Пример, чувство прекрасного, чувство трагического, чувство юмора и т.д.) Чтобы не терять нить рассуждений, то предлагаю обозначить, что нашему пониманию чувств ближе третий предложенный вариант. Все основные эмоциональные явления можно разбить на предчувствия и чувства, как на положительные, так и на отрицательные.
Итак, из всего выше сказанного можно заключить, что эмоциональные явления являются выражением отношения к окружающему миру, проявляющегося в форме переживания. Теперь наиболее удобно обозначить, что все перечисленные и некоторые другие эмоциональные явления можно упорядочить по устойчивости протекания. Самым не устойчивым выделяется аффект. Аффект — эмоциональное состояние человека, характеризующееся бурным и относительно кратковременным протеканием. Состояние аффекта способно словно захватить человека на какой-то промежуток времени, захватить достаточно интенсивно. Более длительными эмоциональными состояниями называют собственно эмоции. Они могут быть реакцией, как на свершившиеся события, так и на вероятностные или вспоминаемые, как уже говорилось, предвосхищают результат действия. Чувства считают еще более устойчивым психическим состоянием. А самым длительным и сопровождающим своей окраской все поведение человека считается — настроение. Теперь об основных характеристиках эмоциональных явлений: 1. Предметность. (Обязательно связаны с предметом либо внешнего мира, либо внутреннего состояния, ощущения себя самим собой.) 2. Амбивалентность. (Одновременно выражены оба полюса, представлены противоположные эмоциональные состояния, принятие и отвержение. Например, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость. Так же можно вспомнить, как одновременно существуют любовь и ненависть при ревности в человеке.) 3. Интенсивность. Ранее уже говорилось о проявлении, выраженности эмоциональных явлений. Самым интенсивным необходимо отметить аффект. Своего рода яркая вспышка, которая достаточно быстро разворачивается и исчезает. 4. Продолжительность. По большей продолжительности, как отметили ранее, выделяется настроение человека. 5. Осознанность. По степени осознанности можно выделить наиболее осознаваемое эмоциональное явление — настроение, наименее осознаваемым является аффект. (Пример, можно представить таким образом, что человек часто не понимает, даже не помнит, что совершает в таком состоянии.) 6. Происхождение. Происхождение каждого эмоционального явления можно связывать со стимулом внешней или внутренней действительности — это может быть и ситуация, и событие, и появление значимого предмета, значимого как положительно, так и отрицательно. 7. Направленность. Как подчеркивалось ранее можно говорить о внешней и внутренней направленности эмоционального явления. Для полноты картины, чтобы в целом, хотя и достаточно кратко, представить себе все аспекты эмоциональной сферы, необходимо еще назвать такие черты как действие на организм. Эмоции, исходя из перечисленных функций, могут побуждать и мобилизовать в деятельности, а могут защищать и подавлять, парализовать активность. Таким образом, и действие на организм различно. Стимуляция организма придает силы и приток энергии человеку, а подавление активности приводит к остановке всех жизненных процессов, реакций. Еще важно отметить, что сдерживание эмоций, подавление (о чем говорил еще Фрейд) приводит к психосоматическим реакциям, а позже и к различным заболеваниям организма человека. (Сдержали гнев, злобу, подавили свой страх, а потом голова болит, сердце колет, желудок режет и т. д.) Эффект заражения так же очень важный аспект протекания эмоций. Легко наблюдаем в толпе, группе людей, когда одна эмоция, особенно если направлена на сохранение жизнедеятельности человека, передается всем членам группы, захватывает и начинает, изменяясь, то увеличивать свое действие, то уменьшать. (Повышение тревожности именно возле кабинета, где происходит экзамен.) Эмпатичностъ — свойство личности, способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, разделять их переживания.
Классификация эмоциональных явлений
Уже частично затрагивался вопрос о классификации эмоциональных явлений, сейчас можно обозначить другие основания классификации, которые также важны и часто применяются в науке. Итак, отметьте выделяемую ранее классификацию эмоциональных явлений по устойчивости протекания. (Аффект, эмоции, чувства и настроение.) Еще рассматривали такое деление: предчувствия и собственно чувства человека. Далее будем говорить о классификации непосредственно эмоций человека. По основанию — знак эмоции — можно выделить положительные и отрицательные эмоции, в некоторых источниках также выделяются нейтральные эмоции. Среди отрицательных эмоций выделяют 3 группы эмоций: -страх (боязнь, испуг, паника, тревога и т. д.), -гнев (раздражение, ярость, бешенство, исступление, неудовольствие и т. д.), -печаль (грусть, тоска, скорбь, сплин — депрессия, меланхолия, ностальгия, горе и т. д.). Положительные эмоции: радость, любовь, любопытство, удовольствие, блаженство, ликование, восхищение, гордость, предвкушение и др. оттеночные моменты. Нейтральные эмоции: удивление, безразличие. Выделяя положительные и отрицательные эмоции необходимо помнить, что даже такие, выделенные отрицательные эмоции, как страх, гнев, даже печаль, во многих случаях могут влиять на человека позитивно, спасти жизнь. Например, человек в момент сильного испуга может настолько собраться с силами, что совершит невозможное — поднимет автомобиль и спасет жизнь кому-то еще. Или, другой пример, в сильном гневе, в агрессивном состоянии человек может обогнать всех бегунов и выиграть денежный приз, обезвредить преступника и др. Также и выделяемые положительные эмоции могут повлиять на человека крайне негативно. Пример, от чрезмерного любопытства человек может попасть в неприятную историю. Огромная радость может перейти во всеобщее доверие окружающим, человека обманут и ему будет уже не так радостно, как было. Поэтому для того, чтобы относить эмоции к негативным или позитивным, стоит отмечать аспект действия того или иного последствия эмоции. Другая классификация предлагает делить все эмоции на низшие и высшие. Низшими будут эмоции, которые появились в онтогенетическом смысле первыми — радость, удовольствие, горе, страдание (схожи с животными и присутствуют у них так же, как и у человека). Высшие эмоции — те, которые человек воспитывает у себя в течении жизни — юмор, азарт и др. Традиционно в науке эмоции также делят на стенические и астенические. Стенические — возбуждающие (радость). Астенические — ослабляющие (горе, печаль, тоска, страх). Здесь рассматривается механизм физиологического воздействия на организм проявления эмоции, хотя и это влияние может изменяться в зависимости от конкретной ситуации. Можно еще выделить коммуникативные и не коммуникативные эмоциональные явления. Не коммуникативные, те чувства, которые не проявляются в чистом виде в виде экспрессии человека, в его мимике, жестах, пантомимике, поведении. Можно здесь говорить о чувстве голода, о том же патриотизме. А коммуникативные эмоции — это страх, радость и др., которые имеют устоявшееся и различаемое проявление у людей, часто схожи у разных рас, национальностей, не различимы по возрастам.
Психологический анализ эмоциональных состояний, оценочные параметры
Среди эмоциональных состояний можно выделить такие: настроение, аффективные состояния, состояние стресса, состояние фрустрации, беспокойства, тревоги и др. Можно выделять и далее различные очень узко обозначенные состояния, но они чаще протекают индивидуально у каждого человека, и очень трудно выделить их общие закономерности. О настроении и аффективных состояниях уже говорили подробно ранее. Только важно напомнить, что настроение сопровождает всю деятельность человека, чем бы он ни занимался, а аффект — возникает на короткий промежуток времени и протекает наиболее бурно, в отличие от других эмоциональных состояний. Поговорим о стрессовых состояниях. Чаще под стрессом в психологии понимают состояние или реакцию завышенной напряженности. В книге Ганса Селье «Стресс без дистресса» описан очень иллюстративный пример. «Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих; диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания — это сотни погибших; спортсмен, безумно жаждущий победы; муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, — все они испытывают стресс». Эти проблемы различны, но организм на них реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых — справиться с возросшими требованиями к человеческому организму. Факторы, вызывающие стресс — стрессоры — различны, но запускают одинаковую биологическую реакцию. Получается, что стресс — неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. С точки зрения стрессовой реакции, не имеет значения приятна или неприятна ситуация, с которой человек столкнулся. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации, т. е. интенсивности требований к приспособительной способности организма. Стресс является адаптационным синдромом, с его помощью происходит перестройка ресурсов организма и адаптация к стимулам внешней действительности. Любое действие, деятельность человека вызывает стресс, но этот стресс не обязательно вреден. Вредоносный стресс или неприятный — дистресс. Таким образом, получается, что стресса нельзя избежать, освобождение от стресса — означает смерть.
Г. Селье выделил 3 стадии стресса: 1. стадия тревоги, во время этой стадии происходит шок и противошок; 2. стадия резистентности — повышения устойчивости и сопротивления, организм, используя свои защитные ресурсы, сопротивляется; 3. стадия истощения — исчерпываются все адаптационные ресурсы, система разрушается. Каким образом можно совершать профилактику стресса? Если стрессреакция завышенной напряженности, то профилактика стресса — это ослабление этого напряжения разными способами. Это: дистанцирование — отдаление от себя стрессора; изолирование стрессора, причем как реальное, так и воображаемое; переоценка ситуации. Коррекции стресса близки такие понятия, как психотерапия и психологическая коррекция. Коррекция занимается корректированием отклонения от нормы, а психотерапия — лечением и терапией болезни, патологических нарушений. Теперь поговорим о фрустрации. Фрустрация — специфическое эмоциональное состояние, которое возникает когда человек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями и сопротивлениями, которые или реально непреодолимы или воспринимаются им как таковые. Состояние фрустрации неприятно и напряженно. Условия возникновения фрустрации: 1. наличие потребности как источника активности, мотива как конкретного проявления потребности, цели и первоначального плана действия; 2. наличие препятствия (фрустратора). Поведение в состоянии фрустрации может быть различным, оно зависит от возрастных особенностей, личностных свойств, от силы фрустратора. Личность формируется и развивается благодаря наличию препятствий как внутренних, так и внешних. Они стимулируют поисковую активность личности, расширяют спектр связей личности с миром, делают их глубже и разнообразнее. Если же человек будет пытаться избегать фрустрирующих его ситуаций, то это можно расценить так, что человек пытается убежать от мира. Такие состояния, как беспокойство и тревога, постоянно возникают в жизни человека. Любые изменения равновесия системы человек — внешняя среда, ведущие к нарушению удовлетворения актуальной потребности, тем более к ломке самой системы потребностей или же предвидение такой ломки порождает состояние тревоги. Тревога — чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, неопределенного беспокойства или как ощущение неопределенной угрозы, характер и время которой не поддаются предсказаниям. Тревога может появляться в результате фрустрации, а также быть первым психологическим проявлением стресса. С возникновением тревоги происходит усиление поведенческой активности, изменение самого характера поведения, происходит включение дополнительных физиологических механизмов адаптации к изменившимся условиям. Важно отличать тревогу от тревожности — относительно устойчивая личностная характеристика, дающая представление о предрасположенности человека к тревоге, о его склонности воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на эти ситуации появлением состояния тревоги различного уровня. Итак, рассмотрели основные эмоциональные состояния человека. Возможно, что теперь, попадая в то или иное состояние, вы сможете определить, что с вами происходит, что к этому привело, что стоит ожидать в дальнейшем, в случае необходимости стремиться что-то изменить, искать другой выход.
Воля как сознательный регулятор деятельности. Основные функции
Структура волевого акта Воля — это способность человека управлять собой, сознательно регулировать свое поведение и деятельность, выражающаяся в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Основной функцией воли является повышение эффективности деятельности. Развитие воли у человека происходит постепенно. Первоначально — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, затем — человек приобретает контроль над собственным поведением, а уже далее — развивает волевые качества личности. Говоря о волевом акте, можно рассматривать простой волевой акт и сложный. Простой волевой акт состоит в том, что у человека присутствует цель деятельности и есть необходимые действия для реализации этой деятельности. Сущность воли здесь — произвести деятельность. Сложный волевой акт предполагает дополнительные звенья в структуре деятельности между побуждением и конкретными действиями. Дополнительными являются — возбуждение побуждения и постановка цели; обсуждение и борьба мотивов; принятие решения и исполнение. Существенные признаки воли: — приложение усилий для принятия решения и их реализации; — присутствие плана осуществления; — сосредоточение внимания на выполняемом действии и возможное отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в результате выполнения. Когда человек совершает волевой акт, то его деятельность описывается фразой: «Я должен». Таким образом, происходит замена привычного положения: «Я хочу», на целенаправленное, осознанное действие. Пример: не волевое действие — ребенок, убегая от разъяренной собаки, пробегает огромное расстояние и забирается на дерево. Волевым действием будет такое действие, при котором человек осознает свои действия, сознательно ставит цель, ищет план реализации и достигает цель. Это может быть спортсмен, который тренируется для скорости преодоления определенного расстояния, поэтому он бегает очень быстро на стадионе, ходит 3 раза в неделю в спортивный зал на тренировки.