- Значение слова «вежливость»
- ве́жливость
- Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Ассоциации к слову «вежливость»
- Синонимы к слову «вежливость»
- Предложения со словом «вежливость»
- Цитаты из русской классики со словом «вежливость»
- Сочетаемость слова «вежливость»
- Какой бывает «вежливость»
- Понятия со словом «вежливость»
- Кто такой вежливый человек?
- Что такое вежливость
- Зачем нужна вежливость
- Правила вежливости
- Формы вежливости
- Виды вежливости
- Официальная
- Ритуально-обрядовая
- Бытовая (обиходная) вежливость
- Неофициальная или дружеская
- Безличная
- Речевой этикет и вежливость
- Почему важно быть вежливым человеком
- Почему вежливость важна для устойчивых отношений?
- Как стать вежливым
Значение слова «вежливость»
ВЕ́ЖЛИВОСТЬ, -и, ж. Свойство по знач. прил. вежливый; учтивость, обходительность. Инсаров проводил его [Берсенева] до двери с любезною — вежливостью. Тургенев, Накануне.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Вежливость — черта характера, которая характеризует личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета. Поскольку вежливость — культурный феномен, то, что считается вежливым в одной культуре, может считаться грубым или странным в другой. Обычно вежливость позволяет людям чувствовать себя комфортно в обществе друг друга и избегать напряженности в отношениях. Однако различия в нормах поведения людей разных культур и субкультур могут также приводить к тому, что в результате часть присутствующих может чувствовать себя неловко, стесняться грубости своих манер или даже воспринимать происходящее как агрессию.
ВЕ’ЖЛИВОСТЬ, и, мн. нет, ж. Отвлеч. сущ. к вежливый; учтивость, благовоспитанность, соблюдение бытовых приличий. Этого требует вежливость.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ве́жливость
1. свойство по значению прилагательного вежливый; учтивое, обходительное поведение; соблюдение правил приличий
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: топтать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «вежливость»
Синонимы к слову «вежливость»
Предложения со словом «вежливость»
- Как ни крути, наносить ответный визит вежливости придётся уже завтра.
Цитаты из русской классики со словом «вежливость»
- Все в нем нравилось Арбузову: веселый характер, щедрость, утонченная деликатность, выдающаяся даже в среде цирковых артистов, которые вне манежа — допускающего, по традиции, некоторую жестокость в обращении — отличаются обыкновенно джентльменской вежливостью.
Сочетаемость слова «вежливость»
Какой бывает «вежливость»
Понятия со словом «вежливость»
В академической литературе существует понятие международной вежливости — «comitas gentium» (англ. comity of nations, фр. droit de convenance, международная вежливость), совокупности тех отношений между государствами, которые не регулируются строго юридическими нормами, а покоятся на взаимном доброжелательстве; сюда относятся добровольные уступки государств в сфере их территориального верховенства.
Источник
Кто такой вежливый человек?
Ребенка с детства приучают быть вежливым, объясняя, что по его поведению, судят обо всей семье. Если такое качество войдет в привычку, вырастает культурный и деликатный человек, который умело выстраивает полезное общение. Поэтому так важно с детства знать, что такое вежливость, какую роль она играет для каждого индивида.
Что такое вежливость
Начнем с определения. Вежливость – это умение тактично, любезно общаться с людьми, способность выслушать оппонента и его противоположную точку зрения, готовность прийти к компромиссу без конфликтных ситуаций. Такая черта характера прививается путем усердной работы над собой, улучшает имидж, открывает новые (радужные) перспективы.
Вежливый человек вызывает положительные эмоции у окружающих, уважает границы других людей, всегда соблюдает этикет. Важно не только понимать основные правила вежливости, но и активно использовать их во всех сферах жизни, например, за столом, среди друзей, на работе или любой незнакомой обстановке.
Зачем нужна вежливость
Основа вежливого общения – доброта, любовь, уважение к окружающим. Человек, который заботится о комфорте и чувствах друзей, родных и даже соседей, уже добродушный, любезный. Проявление вежливости – это не формальность, а норма повседневности. Важно не говорить о такой черте характера, а проявлять ее по отношению к другим людям. Вот, что дает умение говорить вежливо:
- помогает соблюдать границы общения с людьми, т. е. не задавать лишних/ неуместных вопросов, уважать личное пространство других;
- позволяет достичь внутренней гармонии с самим собой, не испытывать внутренней агрессии, злобы, зависти;
- помогает стать примером для других, образцом для подражания, т. е. вызывать уважение у собеседников, чувство гордости у родственников;
- позволяет сохранить человечность даже в экстренных ситуациях, заставляет думать не только о себе, но и заботиться об окружающих;
- пополняет запас положительных эмоций, которые благоприятно влияют на состояние здоровья, внешность (продлевает молодость).
Вежливая речь создает о человеке положительное первое впечатление, благоприятно настраивает собеседника даже при конфликтной ситуации. С любезным, тактичным собеседником всегда сложнее ругаться, выяснять отношения.
Правила вежливости
Соблюдать правила вежливого поведения – это работа над собой и своими эмоциями, не всегда положительными. Все начинается с детства, когда родители учат «волшебным словам», прививают привычку помогать взрослым, не переговариваться, не грубить.
Основные правила вежливости:
- здороваться при встрече;
- прощаться при расставании;
- интересоваться жизнью других людей;
- просить прощение за провинность;
- не перебивать оппонента;
- не переходить на крик в беседе;
- не толкаться в очереди или общественном транспорте;
- уступать место старшим;
- не кричать знакомому на расстоянии;
- не затрагивать темы, неприятные собеседнику.
Вежливый человек не должен чрезмерно проявлять эмоции на людях, жестикулировать, гримасничать. Особенно если речь идет о резко негативной реакции на действие оппонента или конкретное событие.
Формы вежливости
Вежливое поведение должно проявляться во всех сферах жизни, стать одной из главных черт характера. Поскольку речь идет о многогранности натуры, выделяются такие формы вежливости:
- деликатность;
- галантность;
- вежливость;
- обходительность;
- любезность.
Чтобы в любой ситуации действовать в рамках этикета, необходимо обладать всеми перечисленными качествами. Они высоко ценятся в любом обществе, позволяют избежать неловких ситуаций, способствуют развитию коммуникабельности и самодостаточности.
Виды вежливости
Манера общения, форма вежливости определяются в зависимости от обстановки и людей, с которыми предстоит взаимодействовать. Существуют такие виды вежливости:
- Официальная. Характеризуется повышенной тактичностью, а обращение к собеседнику исключительно на «Вы».
- Неофициальная. Отличается минимумом строгих условностей, обращением собеседником на «ты», общением в неформальной обстановке.
- Безличная. Это переходная форма обращения с «Вы» на «ты», где одна из сторон является инициатором общения.
Официальная
Это основа делового общения. Общение «сухое», не имеет никакой окраски и эмоциональности, включает поведенческий и речевой этикет, уместный при официально-деловых встречах, важных переговорах. Собеседники общаются четко и корректно, выстаивают правильный диалог, подбирают каждое слово. Такое выражение вежливости может создать некое напряжение в беседе.
Ритуально-обрядовая
В этом случае вежливый человек соблюдает народные традиции и все необходимые обряды (ритуалы), согласно определенному мероприятию, на которое официально приглашен. Речь идет о свадьбе, религиозных праздниках, светских раутах, юбилеях, других торжественных мероприятиях. Для соблюдения правил светского этикета употребляются определенные фразы, как говорится, «по случаю».
Бытовая (обиходная) вежливость
В данном случае речь идет о соблюдении элементарных правил вежливого человека в неформальной обстановке с родными, близкими либо незнакомыми людьми.
Неофициальная или дружеская
В этом случае правила вежливого общения распространяются на родных, знакомых и друзей, реализуются в неформальной обстановке. Основные признаки: эмоциональность, юмористические нотки, мягкость, некая расслабленность в общении. В рамках этикета и вежливости можно перейти на «ты».
Безличная
Для этой формы выражения вежливости характерно отсутствие личных местоимений – «Вы» или «ты». В такой манере чаще проходит общение с незнакомыми людьми. В правилах вежливости и этикета указано, что ответ тоже может быть безличным. Возможно, беседа с этим человеком больше никогда не повториться, но у него останется положительное впечатление от мимолетного разговора.
Речевой этикет и вежливость
По определению, вежливость – это тактичное и доброжелательное отношение к другим людям. Одновременно это тактичность, деликатность, отзывчивость, любезность по отношению ко всем оппонентам без исключения.
Речевой этикет и правила вежливого поведения тесно взаимосвязаны, поскольку любезный человек нуждается в одобрении или даже помощи окружающих. Поэтому речевой этикет тоже построен на доброжелательности. Вот хорошие примеры:
- спасибо – спаси Бог;
- здравствуйте – человеку от души желается «здравие» (здоровье);
- благодарю – дословно расшифровывается «благо дарю».
Получается, какие проявления вежливости существуют, все они выражаются с помощью речевого этикета. О доброжелательности человека оппонент может судить по его поступкам, разговорам.
Основные правила речевого этикета:
- уважительно относиться к собеседнику;
- не давать личностную оценку оппоненту, тем более отрицательную;
- проявлять скромность в общении, не навязывать субъективное мнение;
- не использовать ненормативную лексику;
- не оскорблять, не унижать собеседника.
Эти и многие другие правила этикета и вежливости позволяют судить о человеке, как уравновешенной, тактичной, любезной, коммуникабельной, самодостаточной личности.
Почему важно быть вежливым человеком
Заботливые родители с детства объясняют ребенку, зачем нужна вежливость, приводят красноречивые примеры, указывают на ошибки при общении с окружающими. Таким людям проще идти по жизни. Вот почему надо быть вежливым:
- Можно ловко избежать конфликтных ситуаций, которые порой перерастают в громкие скандалы и драку, заканчиваются даже «поножовщиной».
- Можно управлять беседой, своевременно делать паузы, выслушивать собеседника и уравновешенным тоном настраивать его на спокойную беседу.
- Выказывая только положительные эмоции и позитив, можно оставить о себе только приятное представление, желание встретиться вновь.
- Будучи вежливой натурой, можно рассчитывать на такое же отношение окружающих в свой адрес. При необходимости родные и близкие всегда придут на помощь, поддержат в сложной ситуации словом, делом.
- Вежливый собеседник никогда не держит в себе негативные эмоции, не сплетничает, не осуждает других, тем самым не засоряет себе карму негативной энергетикой.
- Когда отказывает в просьбе любезный человек, не остается никаких обид. Мало того, нет сомнений, что в конкретной ситуации он просто не смог помочь. Хорошие примеры вежливой формы отказа: «Сожалею, но не могу помочь», «Искренне извиняюсь, но обстоятельства обязывают отказаться» и т. д. в зависимости от обстоятельств.
Получается, что вежливый человек – это человек, который никогда не обидит словом и делом, а свои интересы не поставит выше интересов оппонента. Он думает о других, сопереживает, всегда интересуется их жизнью, проблемами.
Почему вежливость важна для устойчивых отношений?
Каждый человек хочет, чтобы в общении его границы не нарушались, мнение не притеснялось. Чтобы получить желаемое, необходимо начинать с себя. Проявляя тактичность, субординацию и любезность, оппонент будет вести себя аналогично.
Чтобы сохранить устойчивые отношения, быть вежливым – одно из обязательных условий. Еще несколько актуальных причин:
- Тактичным человеком все восхищаются, считают его образцом для подражания. Это приятно, когда окружение полностью поддерживает выбранную тобой манеру общения, поведения.
- Такой человек никогда не оставит в беде, всегда придет на выручку, окажет непосильную помощь. Так что можно рассчитывать на обратную реакцию близких, которые также при необходимости помогут.
- Вежливость – это уважение. Если уважать родных и близких, они «отплатят той же монетой», многих конфликтных ситуаций в семье можно избежать.
Если маленький ребенок научится с детства понимать, какую роль играет вежливость в процессе общения и жизни, обязательно разовьет в себе это важное качество (при участии родителей, конечно).
Как стать вежливым
Теперь понятно, кто такой вежливый человек. Остается только определить, как стать таким же. Например, насупить на ногу и принести извинения – это формальная вежливость. Важно думать, как не доставить окружающим таких неприятных ощущений. Вот эта мысль как раз характеризует вежливость, как присущую черту характера.
Основные правила, как быть вежливым:
- Прежде чем что-то сделать, необходимо многократно подумать, а не обидит ли поступок другого.
- Руководствоваться не словами, а поступками, иначе такая вежливость больше наигранная, неестественная.
- Ввести в привычку здороваться первым, в транспорте уступать место пожилым людям, благодарить за любые дела, извиняться за проступки.
- При возникновении непонимания не замалчивать проблему, а обсудить ее, найти «точки соприкосновения», примириться.
- Учтиво и внимательно относиться к речам собеседника, учиться слушать, не перебивать.
- Давать объективную оценку, не навязывать свое субъективное видение проблемы, обижая/притесняя тем самым собеседника.
- Всегда анализировать примеры вежливости окружающих, по возможности реализовать их в своей жизни.
У каждого свой путь, как стать вежливым. Поскольку в детстве воспитание дают родители, на них возложена серьезная миссия по становлению самодостаточной личности. Также элементарным правилам вежливого человека обучают в детском саду и школе, да и жизненный опыт – тоже достойный учитель. Если все получится, благоприятные перемены в жизни наступают незамедлительно.
Источник