Что такое чувство тщетности

Значение слова «тщетность»

ТЩЕ́ТНОСТЬ, -и, ж. Свойство по знач. прил. тщетный. Только теперь старик осознал всю тщетность своих усилий наладить жизнь по-старому. Шолохов, Тихий Дон.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

тще́тность

1. свойство по значению прилагательного тщетный ◆ Когда Греков вернулся, граф Орлов-Денисов, взволнованный и этой отмененной попыткой, и тщетным ожиданием пехотных колонн, которые все не показывались, и близостью неприятеля (все люди его отряда испытывали то же), решил наступать. Л. Н. Толстой, «Война и мир», 1867—1869 г. ◆ Так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. Библия, Исаии 55:11

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: рыкнуть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Тщетность бытия — что это за чувство? Почему возникает ощущение тщетности бытия?

Несмотря на высокую стилистку словосочетания «тщетность бытия», оно означает простую вещь, а именно то явление, когда человек ощущает бессмысленность всего происходящего. У него возникает чувство бесцельности существования мира и себя самого. Разбору этого состояния человеческого духа и будет посвящена наша статья. Надеемся, она будет познавательной для читателя.

Определение

Прежде всего, надо понять, что значит тщетность бытия. Всем известно это стояние. Например, человек работает, работает, работает. В конце месяца получает зарплату, и она расходится недели за две-три. И вдруг его накрывает ощущение бессмысленности происходящего. Он трудится на не самой любимой работе, потом получает деньги, а они не компенсируют всех его душевных и физических затрат. В таком случае человек ощущает пустоту, которая проделала в его жизни неудовлетворенность. И он думает: «Тщетность бытия!» Имеет в виду он то, что вот здесь, в этом самом месте, жизнь его потеряла всякий смысл. Другими словами, рассматриваемым словосочетанием человек обычно фиксирует субъективную, ощущаемую только им потерю смысла жизни.

Жан-Поль Сартр

Жан-Поль Сартр – французский философ-экзистенциалист, вообще, называет человека «тщетной страстью», вкладывая в это понятие немного другой, не бытовой смысл. Это нуждается в некотором пояснении.

У Фридриха Ницше есть идея о том, что внутри всего в мире есть только одна сила – Воля к власти. Она заставляет человека развиваться, наращивать мощь. Она же тянет растения и деревья к солнцу. Сартр «докручивает» идею Ницше и ставит Воле к власти, находящейся в человеке (разумеется, у старины Жан-Поля своя терминология), цель: индивид взыскует богоподобия, он хочет стать богом. Мы не будем пересказывать всю судьбу личности в антропологии французского мыслителя, но смысл в том, что достижение преследуемого субъектом идеала невозможно по разным причинам.

Поэтому человек может только хотеть двигаться вверх, но бога ему никогда собой не заменить. А раз человек никогда не сможет стать богом, то все его страсти и стремления тщетны. По мнению Сартра, каждый человек может воскликнуть: «Уууууу, проклятая тщетность бытия!» И к слову, по мнению экзистенциалиста, только отчаяние является подлинным чувством, а вот счастье, наоборот, фантом. Продолжаем путешествие по французской философии 20 века. На очереди рассуждение Альбера Камю о бессмысленности существования.

Альбер Камю. Бессмысленность бытия рождается из стремления человека к обретению высшего смысла

В отличие от своего коллеги и друга – Жана-Поля Сартра, Камю не считает, что мир лишен смысла сам по себе. Философ полагает, что человек ощущает утрату смысла лишь только потому, что взыскует высшего назначения своего бытия, а мир ему не может такого предоставить. Другими словами, сознание вносит раскол в отношения между миром и индивидом.

Действительно, представьте, что у человека нет сознания. Он, как и животные, полностью подчинен законам природы. Он – полноценное дитя естественности. Будет ли его посещать ощущение, которое можно условно назвать термином «тщетность бытия»? Конечно нет, потому что он будет совершенно счастлив. Ему будет неведом страх перед смертью. Но вот только за такое «счастье» придется заплатить высокую цену: никаких свершений, никакого творчества, никаких книг и фильмов – ничего. Человек живет только физическими потребностями. А теперь вопрос к знатокам: стоит ли такое «счастье» нашего горя, нашей неудовлетворенности, нашей тщетности бытия?

Источник

Тщетность бытия — что это за чувство? Почему возникает ощущение тщетности бытия?

Несмотря на высокую стилистку словосочетания «тщетность бытия», оно означает простую вещь, а именно то явление, когда человек ощущает бессмысленность всего происходящего. У него возникает чувство бесцельности существования мира и себя самого. Разбору этого состояния человеческого духа и будет посвящена наша статья. Надеемся, она будет познавательной для читателя.

Определение

Прежде всего, надо понять, что значит тщетность бытия. Всем известно это стояние. Например, человек работает, работает, работает. В конце месяца получает зарплату, и она расходится недели за две-три. И вдруг его накрывает ощущение бессмысленности происходящего. Он трудится на не самой любимой работе, потом получает деньги, а они не компенсируют всех его душевных и физических затрат. В таком случае человек ощущает пустоту, которая проделала в его жизни неудовлетворенность. И он думает: «Тщетность бытия!» Имеет в виду он то, что вот здесь, в этом самом месте, жизнь его потеряла всякий смысл. Другими словами, рассматриваемым словосочетанием человек обычно фиксирует субъективную, ощущаемую только им потерю смысла жизни.

Жан-Поль Сартр

Жан-Поль Сартр – французский философ-экзистенциалист, вообще, называет человека «тщетной страстью», вкладывая в это понятие немного другой, не бытовой смысл. Это нуждается в некотором пояснении.

У Фридриха Ницше есть идея о том, что внутри всего в мире есть только одна сила – Воля к власти. Она заставляет человека развиваться, наращивать мощь. Она же тянет растения и деревья к солнцу. Сартр «докручивает» идею Ницше и ставит Воле к власти, находящейся в человеке (разумеется, у старины Жан-Поля своя терминология), цель: индивид взыскует богоподобия, он хочет стать богом. Мы не будем пересказывать всю судьбу личности в антропологии французского мыслителя, но смысл в том, что достижение преследуемого субъектом идеала невозможно по разным причинам.

Поэтому человек может только хотеть двигаться вверх, но бога ему никогда собой не заменить. А раз человек никогда не сможет стать богом, то все его страсти и стремления тщетны. По мнению Сартра, каждый человек может воскликнуть: «Уууууу, проклятая тщетность бытия!» И к слову, по мнению экзистенциалиста, только отчаяние является подлинным чувством, а вот счастье, наоборот, фантом. Продолжаем путешествие по французской философии 20 века. На очереди рассуждение Альбера Камю о бессмысленности существования.

Альбер Камю. Бессмысленность бытия рождается из стремления человека к обретению высшего смысла

В отличие от своего коллеги и друга – Жана-Поля Сартра, Камю не считает, что мир лишен смысла сам по себе. Философ полагает, что человек ощущает утрату смысла лишь только потому, что взыскует высшего назначения своего бытия, а мир ему не может такого предоставить. Другими словами, сознание вносит раскол в отношения между миром и индивидом.

Действительно, представьте, что у человека нет сознания. Он, как и животные, полностью подчинен законам природы. Он – полноценное дитя естественности. Будет ли его посещать ощущение, которое можно условно назвать термином «тщетность бытия»? Конечно нет, потому что он будет совершенно счастлив. Ему будет неведом страх перед смертью. Но вот только за такое «счастье» придется заплатить высокую цену: никаких свершений, никакого творчества, никаких книг и фильмов – ничего. Человек живет только физическими потребностями. А теперь вопрос к знатокам: стоит ли такое «счастье» нашего горя, нашей неудовлетворенности, нашей тщетности бытия?

Источник

Препятствия на пути к тщетности

Толковый словарь Ожегова определяет слово Тщета как бесполезность и безрезультатность. И называет это слово устаревшим. Наверное, стоит осовременить этот термин и подробно поговорить о том, что же это за переживание такое – тщетность.

Пытаясь сделать что-то самостоятельно и сталкиваясь с тем, что у него что-то не получается, ребёнок первым делом пытается происходящее изменить. Думаю, каждая мама наблюдала такие попытки у своего ребёнка и пыталась урегулировать ситуацию, не доводя её до истерики. Не всегда получается, увы. Удаётся тогда, когда ребёнок эмоционально примиряется со своим неуспехом, замечает безрезультатность своих попыток и оплакивает их. Грусть о том, что, похоже, результата нет и бесполезно его ждать, – это и есть переживание тщетности.

Однако как же трудно нам, поколению неплачущих взрослых, попасть в переживание тщетности. Постараюсь описать те препятствия на пути к тщетности, которые мы обнаружили с моими клиентами.

1. Тщетность нуждается в медленности и остановке.

Однако мы, столкнувшись с препятствием, стараемся его преодолеть. Идея «ты просто плохо стараешься» крепко засела в нашем восприятии. И мы стараемся и стараемся, пока не рухнем без сил. Каждый раз, когда у вас в голове загорается лампочка «что же делать, что же делать», попробуйте остановиться. Может быть, вам станет заметнее, что сделать уже ничего нельзя.

2. Тщетность также нуждается в сочувствии к себе.

Помните, что вы говорите себе, когда много старались и рухнули без сил? «Соберись и потерпи еще немного». Увы, напрягая свою тело и душу еще сильнее, никак не получается прикоснуться к переживанию тщетности. Потому что это переживание связано с телесным расслаблением, отпусканием, выдохом. В тот момент, когда вы заметили, что сделать уже ничего нельзя, хорошо бы глубоко и медленно подышать, и вы заметите, что погружаетесь в переживания.

3. Сочувствие не есть саможаление.

Если я жалею себя, если я бедненькая, то есть тот, кто меня обидел. Из позиции «саможаления» мы быстро смотрим по сторонам, чтобы найти обидчика и обвинить его во всех наших бедах. К сожалению, такая позиция не приближает нас к тщетности, а является эскалацией злости и обвинения другого. И тогда нам приходится возвращаться к пункту 1 – останавливаться и замедляться.

4. Из позиции бедненькой жертвы тщетность не видна.

Жертва нуждается в Спасителе, она ждёт его, это позиция пассивного ожидания. А для переживания тщетности нужно мужество, это позиция активного принятия: я соглашаюсь с невозможностью, хоть она и не нравится мне. Тщетность – это неприятное переживание, даже тогда, когда оно связано с тем, что мама не даст мне больше конфет.

Мы переживаем тщетность, когда признаем, что я никогда не стану идеальной. Когда смиряемся с тем, что я не могу поменять мужа, родителей или детей. Когда сталкиваемся с болезнями, которые нельзя излечить. Или с несправедливостью в мире, которую не искоренить.

Но как ни странно именно тщетность помогает нам уходить от агрессии. Именно она является ключевым уравновешивающим переживанием для злости.

Источник

Чувство тщетности

В возникшей не так давно дискуссии было поставлено под сомнение существование чувства тщетности и волшебность слез тщетности как таковых.
Захотелось разобраться с привлечением всех.

Из словаря у Ольги
Слезы тщетности:
Человеческий рефлекс, который проявляется в плаче при столкновении с неизбежностью, особенно, если разочарование было слишком сильным. Грусть и разочарование – сопутствующие этим слезам чувства. Мы испытываем тщетность, когда что-то не происходит или не может произойти. Когда тщетность фиксируется эмоционально, сигналы подаются в слёзные железы, в результате чего мы плачем. Эти слёзы отличаются от слёз фрустрации. Опыт ощущения неизбежности, сопровождающих переживаний грусти и отпускания очень важен для развития ребенка. Детям, ориентированным на сверстников, заметно не хватает слёз тщетности.

Я сама очень хорошо понимаю что такое чувство тщетности, несмотря на то, что в русском языке тщетность связана не с чувствами, а с осознованием невозможности. Но проблема именно в этом — пока ты понимаешь, что вроде как бьешься без толку — ты продолжаешь биться головой о каменную стену в надежде пробить ее и не пытаешься найти дверь в стороне, и только когда переходишь на уровень чувств — прочувствуешь невозможность совершить нечто — вот тогда появляется возможность осмотреться по сторонам. Другими словами можно еще сказать так: стоит отгоревать, отплакать невозможность изменить ситуацию. Но здесь есть действие, которое стоит сделать, но нет чувства, которое приходит в момент данного действия. Это вообще очень сложный колгомерат — ощущение бессилия, самой нижней точки существования и в то же время идет как бы отталкивание от дна, наполнение силой — так как приходит ощущение, что будет лучше, ибо хуже быть уже не может.

В то же время есть исследования слез говорит о том, что есть физизические слезы, а есть — эмоциональные. За ссылку спасибо irenru

И вот мне стало интересно — можно ли подобрать в русском вариант дающий то же самое значение или стоит настаивать на том, что тщетность может быть чувством?

В качестве перебора мои размышления:
Это не имеет отношения

  • к никчемности, поскольку я вполне могу считать себя чемной в чем-то другом, но не мочь сделать конкретно это)
  • к потерянности, так как я не теряю себя, я остаюсь сама собой, но признаю свою неспособность в конкретный момент что-то сделать,
  • к ощущению себя неудачником. Вообще ни в какие ворота — с чего невозможность что-то сделать делает меня неудачником?
  • к состоянию неудовлетворенности и чувству раздосадованности. Это те чувства, которые могут привести к тщетности, но сами по себе они слишком слабы.

Это может разворачиваться из чувства:

  • разочарования потому что, когда подходишь к тшетности ты теряешь свои иллюзии относительно жизни. К иллюзиям я, например, отношу мысль о том, что вот если бы другой что-то в себе изменил, то мне стало бы легче. Когда теряешь иллюзию, то понимаешь, что единственный участник событий, которого я в силах изменить — это сама я и если мне плохо, то это я должна найти способ действовать так, чтобы ситуация изменилась.
  • сожаления, жалости к себе и другим, а уже вслед за этим приходит понимание грусти и тщетности (За эту мысль я благодарю kornienko_anna ). То есть ощущение слабости остальных участников позволяет переключится со злости на то, что они не меняются на тщетность своих усилий по их изменению.

Могло бы быть к месту:

  • момент прозрения, но вопрос в прозрении чего?, по моему ощущению когда наступает прозрение в том — что я реально не могу изменить ситуацию — то и приходит чувство тщетности. Но тут затык в том, что момент прозрения — это не чувство, это осмысление, а оно приходит именно после того, как ты ощутил состояние напрасности своих усилий, то есть это уже состояние после
  • ощущение, что нечто конкретное не в твоей власти — это наиболее близко — но опять же — понимание, что конкретно не в твоей власти — это осмысление, а не чувствование
  • это чувства огорчения и бессилия, чувство опустошенности и в то же время это та точка, из которой начинают расти силы, появляется возможность изменить вектор приложения усилий

Поскольку результат прочувствования данного колгомерата чувств именно осознание тщетности собственных усилий в конкретном направлении — то почему бы и не поставить это названием?

А насчет тщетности чего? Так у каждого — свой уровень тщетность чего он испытывает. Ребенок может испытывать тщетность попыток получить конфету (уговорить взрослого ее дать), взрослый — тщетность получить любовь конкретного человека конкретным образом.

Источник

Оцените статью