Что такое чувство прощения

Содержание
  1. Прощение. Как и зачем прощать?
  2. Нейробиология прощения и мести
  3. Преимущества прощения для здоровья
  4. Что же такое прощение?
  5. Мифы о прощении
  6. Прощение – это не оправдание
  7. Примирение не обязательно
  8. Примирение со словом «НЕТ»
  9. 9 шагов к прощению
  10. Обида, чувство вины, прощение: что нужно знать каждому?
  11. Отвечает Константин Ольховой, врач-психиатр, психотерапевт
  12. Непрощенные обиды — болевые точки в душе человека
  13. Почти в каждом человеке живет непрощенная обида
  14. Не бойтесь признаваться
  15. Не копите!
  16. Формальные «прости — прощаю» без подлинного прощения не имеют смысла
  17. Прощать ли тех, кто не просит прощения?
  18. А если человек не хочет вашего прощения?
  19. Просить прощения можно не только словами
  20. Очень важно научиться признавать свою неправоту
  21. Сбрасывая камень с души, не покалечь окружающих
  22. Запомните: обиды — не неизбежность! С ними можно работать и справляться
  23. Далеко не с каждой обидой можно справиться в одиночку

Прощение. Как и зачем прощать?

Поскольку тема прощения нередко поднимается из глубин наших сердец в процессе медитации, то предлагаю вам продолжить разговор об этой врожденной способности человека.

В первой части мы поговорили об эволюционной модели прощения и мести. Здесь мы рассмотрим их нейробиологические основы, преимущества для нашего здоровья и современный взгляд психологов на прощение.

Нейробиология прощения и мести

Если рассматривать прощение как результат эволюции когнитивных механизмов для принятия адаптивных социальных решений, то в мозге должны быть нейронные основы для этих механизмов. Поскольку прощение, по своей сути, является обратной стороной мести, то их имеет смысл рассматривать в паре. Начнем с мести.

Месть и наказание связаны с повышенной активацией стриатума (или полосатого тела) и островка, где:

  • островок отвечает за негативную реакцию на несправедливое, вредное для здоровья и аморальное поведение других,
  • а стриатум вызывает сопутствующее желание возмездия. Активация стриатума мотивирует нас к поведению, направленному на получение вознаграждения – в данном случае месть становится желаемым социальным результатом.

Во время прощения активны латеральные области префронтальной коры и передней поясной коры. Они могут регулировать и тормозить негативные эмоции, идущие от островка, а также подавлять мотивацию отомстить, идущую от стриатума.

Прощение также активизирует сеть теории разума, которая отвечает за представление намерений, желаний, эмоций и ментальных состояний других людей. Для прощения необходимо увидеть проступок глазами обидчика и точно оценить его намерения и степень виновности. Цена ошибки в оценке намерений может быть очень высока. Преступление было преднамеренно или случайно? Извинился ли преступник и насколько искренне? Сожалеет ли он о содеянном? Какие жизненные факторы вынудили его совершить преступление?

Когда люди успешно представляют себе прощение кого-то, они проявляют повышенную активность в нейронных цепях, ответственных за эмпатию. Это говорит нам о том, что сопереживание обидчику тесно связано с прощением и является важным шагом в этом процессе.

Суммируя данные исследований, в прощении задействованы как минимум три механизма:

  1. эмоциональный контроль (подавить гнев и желание мстить),
  2. восприятие перспективы (видеть преступление глазами обидчика),
  3. эмпатическая забота (сопереживание преступнику и способность эмоционально отождествить себя с ним — проявить человечность).

Преимущества прощения для здоровья

Исследования показывают, что обучение прощению:

  • ведет к повышению жизнеспособности,
  • помогает снять физические и эмоциональные последствия стресса,
  • уменьшает боль и кровяное давление.

Прощение других приносит сильную психологическую пользу и душевный покой тому, кто прощает, и освобождает его от разъедающего гнева.

  • депрессию,
  • тревогу,
  • нездоровый гнев
  • симптомы ПТСР.

Повышается надежда, самоэффективность, оптимизм, сострадание и уверенность в себе.

Что же такое прощение?

Если прощение несет физическую и психологическую пользу, то почему многие не пользуются им? У некоторых людей есть неверные представления о том, что такое прощение на самом деле, поэтому они избегают его. Другие хотят простить, но сомневаются в том, действительно ли они могут это сделать. Отказываясь прощать, мы можем причинить себе гораздо больший вред, чем тот, кто причинил нам боль.

«Обижаться — это все равно что пить яд и надеяться, что он убьет ваших врагов», — говорил Нельсон Мандела.

Прощение представляет собой позитивную, «здоровую» стратегию преодоления ситуации, которая в противном случае может стать источником психологического стресса.

Прощение — это когнитивный и эмоциональный процесс, который устраняет хроническую враждебность, руминации и их неблагоприятные последствия.

Прощение — это сознательное, обдуманное решение высвободить обиду и связанные с ней чувства по отношению к человеку или группе людей, которые причинили вам вред, независимо от того, действительно ли они заслуживают вашего прощения.

Однако не менее важным, чем определение того, что такое прощение, является понимание того, чем прощение не является.

Мифы о прощении

Прощение – это не оправдание

Следует различать оправдание и прощение, это совершенно разные вещи. За проступок, который полностью оправдан, нечего прощать. Когда поведение оправдано, это означает, что оно не было морально неправильным. Если кто-то говорит, что прощает вас, хотя вы не сделали ничего плохого, это может даже оскорбить. Когда вы прощаете, вы не замалчиваете и не отрицаете серьезность проступка/преступления и вы не забываете его.

Примирение не обязательно

Примирение не является ни необходимым, ни достаточным условием для прощения. Можно примириться и без прощения, по чисто прагматическим соображениям, а можно простить и без восстановления мира (и не освобождая при этом от юридической ответственности). Примирение может быть не желанным для одной из сторон или уже невозможным. В конечном счете, прощение – это то, что вы делаете для себя, а не для другого человека.

Майя Энджелоу говорила, что прощение – один из величайших даров, которые вы можете себе дать, и призывала простить всех, освободиться от бремени обид и стать легче.

«Освободиться от бремени обид» значит распознать боль, которую вы испытали, избавиться от глубоко укоренившихся негативных чувств и не позволить этой боли определять вас и мешать вам двигаться дальше.

Примирение со словом «НЕТ»

Учитель прощения из Стэндфорда Фред Ласкин предлагает простое определение прощения.

Прощение – это способность примириться со словом «нет».

О чем же идет речь? Ласкин считает, что, несмотря на уникальность каждой конкретной боли и обиды, в их основе лежит универсальный опыт: желать «да» и получать «нет».

Я возражаю против того, как устроена жизнь, и пытаюсь изменить ее на ту, что я хочу, а затем расстраиваюсь, когда не получаю, что хотел. Мы ищем пути манипулировать миром, чтобы сделать его безопасным и приятным местом для нас и в долгосрочной перспективе это не работает. Когда что-то идет не так как задумано, мы приходим в ярость.

Я хотел(а), чтобы мой партнер был верен мне. Он не был верен, и я получил(а) «нет».

Я хотел(а) услышать правду, а получил ложь – я получил(а) «нет».

В основе прощения лежит способность быть стойким, когда все идет не так, как ты хочешь.

После огорчения примириться со словом «нет», примириться с уязвимостью, присущей человеческой жизни. Для того, чтобы двигаться вперед с открытым сердцем, без предвзятости, не приписывая негативного опыта новым взаимоотношениям. Дать шанс новому моменту, своему будущему.

Подход Фреда Ласкина основан на простом и радикальном представлении, что то, как мы реагируем на эти обиды, зависит от нас самих. Мы можем делать выбор в сторону прощения.

Ласкин руководит самым масштабным проектом по исследованию межличностного прощения. Его метод прощения из девяти шагов опробован практически на всех мыслимых обидах и доказал свою эффективность научными исследованиями.

9 шагов к прощению

  1. Полностью признать причиненный вред, потерю или боль и уметь четко сформулировать, что вы чувствуете по этому поводу. Затем рассказать о своем опыте людям, которым вы доверяете.
  2. Взять на себя ответственность сделать всё, чтобы чувствовать себя лучше. Прощение — это для вас, а не для кого-то еще.
  3. Не ждите примирения. Прощение не обязательно означает примирение с человеком, который причинил вам боль, или потворство его действиям. Простить значит отпустить свою боль и гнев, а не делать кого-то бесконечно ответственным за ваше эмоциональное благополучие. Постоянное сосредоточение на прошлом могут быть причиной беспокойства и боли в настоящем. Мы не можем изменить болезненные части прошлого, но можем решить, сколько места мы отводим им в своем сознании. То, что вы ищите, — это покой и понимание, которые приходят от того, что вы меньше обвиняете обидчика, и принимаете этот жизненный опыт менее лично.
  4. Посмотрите шире и осознайте, как событие влияет на вас в настоящем. Признайте, что ваше основное страдание происходит от оскорбленных чувств, мыслей и физических расстройств, которые вы испытываете сейчас, а не от того, что оскорбило вас или причинило вам боль две минуты или десять лет назад.
  5. Управляйте стрессом. В тот момент, когда вы чувствуете себя расстроенным, практикуйте простую технику управления стрессом, например осознанное дыхание, чтобы успокоить стрессовую реакцию организма. Это дает телу и разуму передышку и проблески покоя.
  6. Перестаньте ожидать от других людей или от своей жизни того, что они сами не захотят вам дать. Признайте наличие «невыполнимых правил». Под невыполнимыми правилами Ласкин подразумевает наши желания, которые мы просто бессильны воплотить в реальность. Мы будем не так расстроены, если откажемся от попыток изменить то, что изменить невозможно, например, поведение других людей. Мы можем создать более действенные правила – позитивные жизненные цели, которые можем обеспечить себе сами, например, здоровье, любовь, мир и благополучие, и упорно трудиться, чтобы получить их. Это помогает больше сосредоточиться на создании своего будущего и меньше на оплакивании своего прошлого.
  7. Направьте свою энергию на поиск другого способа достижения ваших позитивных целей, а не на переживание того, что причинило вам боль. Что хорошего есть в вашей жизни, что дает радость, удовлетворение, чувство силы, ощущение внутреннего благополучия, за что вы можете быть благодарным сейчас? Практика благодарности и принятия хорошего очень важна на этом этапе.
  8. Помните, что хорошо прожитая жизнь — это ваша лучшая месть. Вместо того чтобы сосредоточиваться на своих раненых чувствах и тем самым давать обидчику власть над собой, научитесь искать любовь, красоту и доброту вокруг себя. Прощение — это проявление личной силы.
  9. Измените свой взгляд на прошлое, чтобы напомнить себе о героическом выборе простить.

Прощение – это навык, которому может научиться каждый человек, а с другой стороны это – многоэтапный процесс, который может занять длительное время и часто протекает нелинейно. И оно дается нелегко. Нет быстрой формулы, которой вы могли бы следовать.

«Вы не можете все переписать, улыбнуться и сказать: «Я прощаю». Это глубокий процесс сердца», – говорит учитель медитации Джек Корнфилд.

Где бы вы ни находились в этом процессе, действуйте с любовью и добротой к себе.

Источник

Обида, чувство вины, прощение: что нужно знать каждому?

Отвечает Константин Ольховой, врач-психиатр, психотерапевт

Приблизительное время чтения: 9 мин.

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Какое-то время назад к нам пришел один из таких вопросов — Как просить прощения по-христиански. Мы попросили ответить на вопрос протоиерея Павла Великанова — Пока мы не научимся прощать себя, мы не сможем прощать других, подобрали примеры Как и кого прощали святые, а также попросили ответить на вопрос психотерапевта Константина Ольхового.

Темы обиды, вины и прощения огромны, даже бесконечны, по ним существует великое множество книг, статей, лекций. Здесь же я расскажу о тех вещах, которые важно знать каждому.

Непрощенные обиды — болевые точки в душе человека

Как часто нам говорят, что обиды надо прощать. И, вроде бы, это должно быть очевидной вещью, а тем более для христианина, который понимает важность прощения. Но почему же в абсолютном большинстве случаев психотерапевт сталкивается в работе с темой того или иного непрощения? С непрощением, которое мешает человеку жить, с не проработанными обидами, которые выжигают человеку душу.

Часто мы подходим к теме прощения формально: говорим «я прощаю», не простив искренне. Делаем вид, что простили, формально выполнив социальные и религиозные «нормы и правила». Не вскрываем гнойник, а загоняем его глубоко внутрь. Но гнойник никуда не девается. Вот и обиды — это скрытые глубоко внутри гнойники, которые могут какое-то время не болеть, но в итоге они все равно начинают давить, вызывать «воспаление» и т. д. Классический пример — скрываемые от самих себя детские обиды на родителей, часто вполне справедливые. Причём к самой обиде добавляется ещё и чувство вины за обиду, которое может быть больнее самой боли: «Ведь родители — святое! Их надо почитать! Как можно на них обижаться!» И мы вновь и вновь пытаемся подавить эту обиду, не понимая, что подавление не лечит, а лишь загоняет проблему внутрь. Но ведь почитание не означает, что разбирать свои боль и обиду, связанные с родителями, не нужно.

Почти в каждом человеке живет непрощенная обида

Непрощённые обиды — одна из самых частых проблем в супружеских отношениях, когда семейная жизнь превращается во все возрастающий ком взаимных обид. Со временем, когда этот ком достигает гигантских размеров, это почти неминуемо приводит к разрушению брака. И не важно, будет ли это юридически оформленный развод или формально совместное проживание чужих, враждебных людей.

А есть ведь и совсем «странные» обиды, обиды, в которых не признается себе большинство людей. О которых они скажут: «Это точно не про меня! Это невозможно, мерзко, гадко и аморально!» Я говорю про обиду на близких за то, что они. умерли. Звучит очень странно. Но спросите себя: «А мне не обидно, что меня бросили? Не обижен ли я на родителя, супруга, ребенка, близкого мне умершего человека — за то, что он меня оставил тут одного, за то, что своим уходом сделал мне так больно?» Разум будет кричать, что это глупости, что близкий не виноват в том, что он умер, что он не хотел оставлять вас одного. Но кто-то маленький и несчастный внутри нас знает, что от правильных слов ему не становится легче, что боль и обида живут. По своему опыту скажу, что эта обида, в том или ином виде, есть практически у всех людей, переживших потерю.

Не бойтесь признаваться

Если вас что-то сильно задело, не стесняйтесь признаваться в этом, прежде всего, самим себе. Любая попытка уйти от обиды, говоря «ну что вы, все нормально, мне совсем не обидно» или «ну что вы, я давно простил», будет только загонять гнойник внутрь. Нет — «мне обидно, мне очень обидно и очень плохо». Только разрешив себе это прочувствовать, можно выйти из состояния (явной или затаенной) обиды.

Не копите!

Это очень важный момент. Если вы обиделись на человека, лучше сразу сказать ему об этом и попытаться вместе разобраться в проблеме. Не собирайте в себе пять, десять, сто обид. Чем их больше, тем труднее с ними потом справиться.

Формальные «прости — прощаю» без подлинного прощения не имеют смысла

Что мы вкладываем в слово «простить»? Забыть и сделать вид, что ничего не было? Так же, как прежде, радоваться человеку, который причинил тебе боль. С психотерапевтической точки зрения простить — значит отпустить. То есть не испытывать боли, переживаний, гнева, ярости по отношению к человеку.

Если вы чувствуете, что какая-то непрощенная обида (входящая или исходящая) вас гложет, постарайтесь ее искренне отпустить. Да, это работа со своей душой. «Все, я больше не хочу обижаться, потому что от этого плохо мне, а не тому, на кого я обижаюсь, это меня пожирает и не дает мне жить».

Проблема в том, что люди очень часто просят прощения или прощают формально: «Ой, прости, пожалуйста» — «Да ну, что ты, я на тебя не обижаюсь». А реального отпускания проблемы нет. Поверьте, что формальные «прости —прощаю» не работают.

Прощать ли тех, кто не просит прощения?

Прощать. Но как? Решат ли слова «я должен простить» проблему? Нет. Ведь что такое обида? Эта наша реакция на действия, которые задели наше слабое место. Но если мы просто скажем себе, что «мы должны простить обиду», то наше слабое место никуда не денется. Мы так и останемся его заложником. А вот если мы скажем себе, что хотим простить, то нам придётся найти в себе источник обиды. Нам придётся найти это слабое место, придётся проработать его. И тогда обида отпустится, ибо у неё не останется точки приложения. А наша душа станет немножко свободнее.

А если человек не хочет вашего прощения?

Важно понимать, что за фразой «Я никогда ни у кого не просил прощения» всегда стоит какая-то психологическая игра. Почему человек не признает свою вину, какую выгоду он из этого извлекает? Поэтому, если это не крайне близкий для вас человек, лучше формализовать дальнейшее общение. Не для того, чтобы его наказать, а для того, чтобы себя защитить. А с близким? За близкого мы можем бороться, снова и снова стуча в его сердце. И — достучаться. Или. отступить, понимая, что это уже не близкий.

Это не обязательно произносить вслух, это надо сказать себе. Человек один или несколько раз так поступил и не считает, что поступил неправильно. Значит, он может сделать это снова, и я должен быть к этому готов. Я не держу на него обиды, зла, но я просто знаю, что такое может снова случится. Точно так же, как я не держу зла на грозу, ураган или землетрясение, но при этом понимаю, что они представляют для меня опасность, и я стараюсь как-то себя обезопасить.

Просить прощения можно не только словами

Не забывайте, что есть люди, которым очень тяжело попросить прощения словами. Может, человек и не хочет, чтобы на него обижались, но просто не может произнести эти три заветных слова. Зато нередко такие люди всем своим видом и своими действиями пытаются показать, что были неправы — и тем самым перед нами извиняются. Засчитывать это как просьбу о прощении? Думаю, да. Такое поведение часто имеет гораздо больший вес, чем слова, которые снова приводят нас к проблеме формализма: «Ой, я тебе ногу сломал? Ну извини, пожалуйста».

Очень важно научиться признавать свою неправоту

Наш читатель опасается: «Ты вроде бы чувствуешь, что обязан попросить прощения, хотя, может быть, и виноват только отчасти. Но что, если твою просьбу о прощении человек воспримет как признание твоей капитуляции?»

С одной стороны, мы, скорее всего, снова имеем дело с какими-то искаженными взаимо­отношениями. Почему вы так боитесь, что ваши извинения воспримут как капитуляцию? Не кажется ли вам, что, если вы в ответ на ваше извинение ждете от человека фразы: «Ага, ты капитулировал!», это значит, что ваши отношения складываются каким-то скандально-деструктивным образом? Нужно ли вам это вообще? Не повод ли это для того, чтобы в корне изменить отношения?

С другой стороны, часто бывает так, что человек абсолютно прав по содержанию, но неправ по форме. Если вам, к примеру, что-то не понравилось в поведении другого и вы устроили по этому поводу безобразный скандал, наорали так, что человек ушел весь в слезах, разумеется, вам следует сказать: «Извини, я устроил ужасный скандал, я абсолютно не прав. Но при этом мне все равно не нравится то поведение, на которое я так по-дурацки, некрасиво отреагировал».

Любому ребенку и взрослому важно научиться признавать свои ошибки. От вас не требуется тотальное признание своей вины за всё. Если вы чувствуете, что в чем-то неправы, нужно просить прощения за конкретные вещи. И когда вы искренне признаете свою ошибку, когда вы совместно анализируете, почему так случилось, как это исправить, как не повторять этого в дальнейшем — это намного эффективней и для вас, и для окружающих, чем просто кричать: «Я виноват, прости меня, прости!» Вот это и есть здоровые отношения — когда люди пытаются проработать ситуацию, понять, что послужило причиной конфликта и разобрать свои ошибки.

Сбрасывая камень с души, не покалечь окружающих

Есть такая поговорка, и она наилучшим образом отвечает на последний вопрос нашего читателя. Если вы когда-то причинили человеку зло, о котором он не знает, если вы чувствуете, что виноваты перед ним, но боитесь своими словами сделать ему больно, разрушить его семью или даже жизнь, если ситуация уже неисправима — попросите у него прощения мысленно. Решите эту проблему без его участия, разберитесь сами со своей душой. Главное — искренне осознать свою неправоту.

Запомните: обиды — не неизбежность! С ними можно работать и справляться

Но надо четко понимать, что это душевный труд — большой, тяжелый и почти всегда очень болезненный. Может, и есть такие продвинутые люди, которые могут просить прощения и прощать легко и весело, но я таких в своей жизни ни разу не встречал ни среди мирян, ни среди священников. Это трудно, но необходимо. Потому что, если мы не проработаем нашу обиду, в какой-то момент жизни она начнет нас съедать.

Далеко не с каждой обидой можно справиться в одиночку

В некоторых случаях человеку нужна помощь со стороны. Какие есть варианты? Например, вы можете разобраться в проблеме вместе с тем человеком, на которого обиделись, — но только если он искренне готов вам помочь, готов работать вместе с вами. Если не получается решить вопрос между собой, можно обратиться за помощью к психотерапевту, который поможет посмотреть на то, на что самому посмотреть не удаётся.

Источник

Оцените статью