- Неприкаянность как ещё одна точка входа
- Значение слова «неприкаянность»
- неприка́янность
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Синонимы к слову «неприкаянность»
- Предложения со словом «неприкаянность»
- Сочетаемость слова «неприкаянность»
- Понятия, связанные со словом «неприкаянность»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Предложения со словом «неприкаянность»
- Одиночество как неприкаянность человека в мире
Неприкаянность как ещё одна точка входа
Вы замечали, как много людей очень скучают и не уверены в том, чем они живут, чем занимаются. Кто-то называет это чувством собственной неполноценности, а кто-то неприкаянностью. Кто-то зовёт это одиночеством, потому, что справляется с этим обычно каждый по-своему, в одиночку.
Однажды я прочёл интересную дискуссию на одном форуме, где обсуждались пути помощи тем, кто попал в секту. Разумеется, участники форума пытались понять, что же людей в секту влечёт? Была высказана мысль о том, что большое значение имеет вовсе не концепция, которую там пропагандируют, а сама атмосфера внутри секты. Там новичку уделяют внимание. Дают поручения. Виден путь «развития». Возникает ощущение нужности. Это резко ослабляет ощущение неприкаянности. И сильно помогает ощущению: вот, здесь моё место, наконец-то жизнь обрела смысл. А потом уже так трудно это новичку терять, что можно начинать менять его сознание и управлять новичком. Как известно, такое управление может перейти всякие границы: управляемый может отдать всё своё имущество секте.
Как-то я наткнулся на описание врат для греха. Подробное описание, для каждой возможности человеку испортиться. На современном сленге, можно сказать, точки входа для зла. Думаю, там и неприкаянность была. Только текст написан так тщательно, таким языком, что обычный человек читать не станет.
На мой взгляд, неприкаянность имеет множественные последствия, и совсем не обязательно попадать в секту. Разные характеры реагируют по-разному. Один станет злобным, вредным, будет постоянно «кусать» окружающих, провоцируя какие-то выяснения, стычки. Это иногда ещё называют словом «недолюбленность». Другой замкнётся в себе. Третий станет навязчиво-добрым (обычно случается с родителями), захочет заботиться о вас в мелочах, ходить за вами по пятам, опекая во всём, «надо и не надо». Этакий «энергетический вампиризм». А человеку всего лишь тяжело от одиночества неприкаянности. И ведь предлог благороднейший: забота о детях. Как отличить настоящую заботу от такой вот неприкаянной? Можно, но это отдельный разговор. Кратко если — неприкаянный навязывает себя, а нормальный — смотрит, слушает, любит, и даёт то, что нужно говорящему, а не считает, что лучше знает как надо.
И есть ещё одно интересное последствие — отсутствие приоритетов и незрелость характера. Есть множество, казалось бы, прекраснейших людей. Даже ну почти святых. И помогут всегда, и поддержат, и тактичны, и не лезут к тебе в жизнь. Но вот беда — собственная жизнь у них как-то не полностью клеится. То есть не совсем. Они чистоплотны, организованны, трудолюбивы. Но их можно «найти» — обидеть, обмануть, подвинуть, они как малые дети, не тверды в том, что имеют и в том, куда идут. Их можно легко переубедить во многих вещах. И вот что особенно интересно: они будут делать множество очень важных дел одновременно, тянуть на себе и готовку, и уборку, и помощь в разных мелочах, но никак не примутся за то самое, что вот именно сейчас вопиюще необходимо! Всё «руки не доходят». А по сути — боятся и не знают, что с этим делать, ждут, что кто-то другой это сделает за них. Если узнать их поближе, помогая им, окажется, что есть у них и собственное мнение. Только мнение идёт не дальше того, чтобы обсудит вас «за глаза» — вас, того самого, кто им старается помочь именно там, где им самим отчего-то трудно. Вы можете удивиться, узнав, что мнение это будет сильно отличаться от ожидаемого. Они могут считать, что и сами способны всё сделать, просто они помогают вам в другом (а вам просто неудобно отказать им в этой «помощи»), они сами говорят вам, что нужно, а вы так, на вторых ролях. Ещё сильнее вы можете удивиться, если узнаете, что о вас самих у них может быть весьма и весьма критичное мнение. Ну да бог с ним, продолжим о нашей неприкаянности.
Неприкаянные закапываются в множество «срочных» дел в панике от того, что нужно заняться тем самым, срочнейшим, важнейшим. Может быть, боятся, что всем станет однозначно понятна их некомпетентность? И неважно, что люди не могут во всём разбираться, что у всех бывают подобные ситуации, нужно просто этим заняться, вникнуть и, как говорится, «порешать», проявить характер. Но такие люди настолько, надо полагать, стыдятся раскрыть своё незнание, что не могут справиться с таким барьером и находят сотни предлогов, чтобы не заниматься именно тем, что сейчас важнее всего, не осознавать приоритеты. Что это, незрелость характера? На мой взгляд, да. Ощущение своей неполноценности, хотя неполноценности в этом никакой нет. Как говорится, комплексы. Такие люди — сами себе секта. Как их оттуда спасти? Ведь именно на них, похоже, строится огромный механизм безнаказанной выкачки денег в государственных масштабах. Именно они могли бы и сами давно жить куда лучше, и детям своим оставить куда больше, сделай они в своё время другие шаги в жизни. Но они стерпят всё. Не поинтересуются юридической стороной вопроса. Не попытаются всё выяснить, прежде, чем паниковать. Им, на самом деле, нужна поддержка.
Да, критиковать — легче, чем с чем-то справляться. Но ведь множество людей задаёт вопрос: почему мы так живём? Я думаю, что вот поэтому. Недостаточно себя любим, недостаточно собой занимаемся, своей жизнью, именно своей, собственной. Недостаточно знаем себя и своё окружение. Мы верим в светлое будущее, обманываясь в который раз. Мы знаем, что нужно начать с себя, повторяя это друг другу в социальных сетях, как попугаи, если дело доходит до эмоциональных перепалок. А кто обсуждает, что и где он начал с себя, в нормальном состоянии? Кому это искренне интересно, на самом деле? Больше, чем новости о том, что принцесса из заморского королевства вышла из очень редкого и дорогого автомобиля в нарядном платье ко всем (прыгнув перед этим с парашютом), а потом, такая-сякая, напилась и изменила своему жениху прямо во время праздника, да ещё и с несколькими, да ещё и всё это сняли на видео и вот прямо сейчас лежит на ютубе — заходите, смотрите! Заодно почитайте рекламу! Множество хомячков с удовольствием смотрит эту муть, попутно записывая и рекламный мусор на своё подсознание, и живёт себе дальше. Никому и в голову не придёт, сравнить это, к примеру, с едой. Представьте, что вы едите всё подряд, всё, что видите — долго ваш организм будет здоров? А ведь именно это многие вытворяют со своим подсознанием, не оберегая его никак и позволяя туда пихать всем и всё, что им нужно, только не хозяину этого разорванного в клочки подсознания.
В чём корень неприкаянности? На мой взгляд, в том, что люди не осознают истинных ценностей, не сориентированы верно по жизни, и растрачивают себя поэтому на пользу не себе и детям, а кому-то тому, кто сумеет ими управлять, с помощью страстей, грехов, иллюзий, точек входа, умело манипулируя человеческими слабостями. И этот кто-то говорит себе, предположу, примерно следующее: «. всё равно у них ничего своего нет, такими грех не управлять, если этого не сделать, то они будут между собой бесконечно и бестолково ссориться, а так — хоть кому-то польза».
Я буду рад, если вы приведёте примеры того, где жизнь другая, где люди счастливы тому, что у них есть, и тем сильны, на том стоят. К сожалению, наблюдения за тем, что происходит вокруг, дают основания делать именно те выводы, что я уже сделал.
Источник
Значение слова «неприкаянность»
НЕПРИКА́ЯННОСТЬ, -и, ж. Разг. Состояние по знач. прил. неприкаянный. [Лубенцов] ушел в себя, полный все того же внезапно охватившего его чувства неприкаянности и оторванности от всего на свете. Казакевич, Дом на площади.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
неприка́янность
1. свойство или состояние по значению прилагательного неприкаянный
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сдобрить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «неприкаянность»
Предложения со словом «неприкаянность»
- Его неприкаянность бросалась в глаза – то ли непременный атрибут жизни художника, характерная черта богемы, то ли веление рока.
Сочетаемость слова «неприкаянность»
Понятия, связанные со словом «неприкаянность»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «неприкаянность»
Его неприкаянность бросалась в глаза – то ли непременный атрибут жизни художника, характерная черта богемы, то ли веление рока.
Результат вызывает беспокойство: тут больше одиночества, больше боли, больше неприкаянности.
Если окинуть взглядом его жизнь в целом, ничто так не поражает, как контраст между совершенно неподвижным, домашним, локализованным существованием его ближайших и более отдалённых предков и его собственной хронической неприкаянностью.
Источник
Одиночество как неприкаянность человека в мире
Ролло Мэй назвал две главные причины тревоги и отчаяния современного человека, на которые указывали еще Кьеркегор и Ницше. Это утрата человеком чувства бытия и потеря им своего мира. По словам Мэя, „западный человек двадцатого века не только переживает отчуждение социального мира от него, но страдает также и от внутреннего, мучительного убеждения в том, что он отдален от самой жизни“. Ролло Мэй уверен, что “проблема этой утраты своего мира выражается также не просто в отсутствии межличностных связей или в недостатке общения с близкими людьми. Она уходит корнями за пределы социальных уровней отчуждения от жизни“.
Рассмотрим ниже, что является этому причиной.
Человечество имело изначальное представление о Мироздании, как об уютном доме для человека. Человек имел (наряду с другими вещами) свое место в мире, населенном и управляемом множеством божеств и духов. Человек не был одинок, ощущая на себе их влияние. МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ позволяло „воздействовать“ на внешние силы, что обеспечивало ощущение надежности и „обустроенности“ (по словам Мартина Бубера).
Дальнейшая эволюция человеческого сознания и мировосприятия привела к пониманию бытия как сотрудничества с Богом, постоянного диалога с Ним. Человеку, вкусившему плод древа познания ДОБРА И ЗЛА, дана была свобода выбора – поступать ли по предписанию заповедей или впасть в грех, поддаваясь земным соблазнам и добиваясь целей, которые вступают в противоречие с „БОЖЕСТВЕННЫМИ ЦЕННОСТЯМИ“.
Представления о строении Мира, подорвавшие геоцентрическую теорию Птолемея, превратили Землю в песчинку во Вселенной. Это сделало человека безысходно одиноким и беззащитным перед лицом холодной и безразличной Бесконечности, которому нет дела до боли и страданий отдельного человека. Наступила эпоха „необустроенности“. По мере исторического развития и великих научных открытий «. был расторгнут изначальный договор Вселенной и человека, и человек почувствовал, что он в этом мире пришелец и одиночка», пишет Мартин Бубер. Личность человека «стала бездомной посреди бесконечного», что не может не вселять в человека страх перед неприкаянностью и ОТСУТСВИЕМ СМЫСЛА. Подтверждением тому служат слова Блэза Паскаля:
«Когда я размышляю о мимолетности моего существования, погруженного в вечность, которая была до меня и пребудет после, и о ничтожности пространства, не только занимаемого, но и видимого мной, пространства, растворенного в безмерной бесконечности пространств, мне не ведомых и не ведающих обо мне, – я трепещу от страха и спрашиваю себя, – почему я здесь, а не там, ибо нет причины мне быть здесь, а не там, нет причины быть сейчас, а не потом или прежде. Чей приказ, чей помысел предназначил мне это время и место?».
Паскаля поражают «хрупкость и ничтожность» человека перед лицом Вселенной. «Что такое человек во Вселенной? Небытие в сравнении с бесконечностью, все сущее в сравнении с небытием, среднее между всем и ничем. Он не в силах даже приблизиться к пониманию этих крайностей – конца мироздания и его начала, неприступных, скрытых от людского взора непроницаемой тайной, и равно не может постичь небытие, из которого возник, и бесконечность, в которой растворяется». Это ли не ужасающее одиночество в чистом виде и во всем своем бессилии? Одиночество конечного человеческого Я на фоне космической бесконечности и безразличия.
Декарт утверждает, что Бог гарантирует связь между человеком и миром – между сознанием отдельного человека и Абсолютом. По словам Ролло Мэя, „социально-исторические ситуации на начальных этапах современной эпохи были таковы, что «вера» в Лейбница и Декарта оказывала воздействие, т.е. отражала тот факт, что мир все еще принадлежал всем“.
Отрицание присутствия или даже наличия Бога в мире, принявшее невиданные масштабы на рубеже 19-20 веков, привело к тем последствиям, с которыми мы имеем дело в наши дни. Как пишет Мэй, „теперь, когда Бог не просто «мертв», а над его могилой уже прозвучал реквием – теперь полная изоляция и отчуждение, свойственные отношениям между человеком и миром, стали очевидны. Представим этот вопрос в менее поэтичных выражениях: произошел распад гуманистических и иудейско-христианских ценностей, в результате проявились присущие данной ситуации последствия“.
Потеря связи человека с Богом (неважно в силу каких обстоятельств) означает отчужденность сознания от мира – и прорыв чувства одиночества. Сильно подорванная или отсутствующая ВЕРА в собственное божественное ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, отсутствие ощущения БОЖЕСТВЕННОГО СМЫСЛА собственной жизни, рано или поздно сталкивает человека с переживанием своего одиночества и окончательной покинутости. Человек оказывается пылинкой, брошенной в бытие и летящий в бездну небытия.
Оказываясь один на один с бесстрастным миром, отчужденный от него и от других людей, человек испытывает невыносимую тревогу и ощущение беспомощности, неспособности владеть обстоятельствами. Как пишет Эрих Фромм: «Переживание отъединенности вызывает тревогу; более того, это источник всякой тревоги. Быть отъединенным означает быть отрезанным, без какой-либо возможности использовать свои человеческие силы. Следовательно, это значит быть беспомощным, неспособным активно влиять на мир – вещи и людей, это означает, что мир может вторгаться в меня, а я не в состоянии реагировать».
Мартин Бубер отмечает, что современность представляет собой «невиданное по своим масштабам слияние социальной и космической бездомности, миро- и жизнебоязни в жизнеощущении беспримерного одиночества. Личность чувствует себя одновременно и подкидышем природы, брошенным, подобно нежеланному ребенку, на произвол судьбы, и изгоем посреди шумного человеческого мира».
Ролло Мэй подчеркивает, что отчуждение „возникает как неизбежное следствие того времени, когда на протяжении четырех веков внедрялось отделение человека-субъекта от объективного мира. Это отчуждение выражалось на протяжении нескольких веков в стремлении западного человека обрести власть над природой, а теперь оно проявляется в отчуждении от природы и в неопределенном, невыраженном и наполовину подавляемом чувстве отчаяния от реальных взаимоотношений с жизнью, включая взаимодействие со своим собственным телом“.
Мыслители, философы, ученые, религиозные деятели современности пытаются найти человеку достойное его место в мироздании. „Идет работа над новым образом мироздания, но не над новым мировым домом. Человеческого жилища из этой Вселенной уже не выстроить“, пишет Мартин Бубер, подчеркивая, что человек вынужден принять как факт свою бездомность и затерянность во Вселенной.
Мир таков, каков он есть. Он бесстрастен, абсурден и бессмысленен. Чтобы укоренить себя в бытии, человеку суждено создавать свой мир своими собственными руками. И если мы не в состоянии создать свой мир, то мы остаёмся отчуждёнными от мира и от самих себя.
Источник