Что такое чувство коллективизма

коллективизм

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Полезное

Смотреть что такое «коллективизм» в других словарях:

КОЛЛЕКТИВИЗМ — главенство некоего коллектива или группы, напр., общества, гос ва, нации или класса, над человеческой личностью. Перефразируя известное выражение Б. Муссолини, относящееся к гос ву, суть К. можно передать принципом: «Все в коллективе, все… … Философская энциклопедия

коллективизм — а, м. collectivisme m. 1. Термин, часто употребляемый в романских странах для обозначения социализма. МСЭ 1930. 2. Социальное учение, признающее право собственности только за государством или за обществом. Мак. 1908. Общность, коллективность… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

КОЛЛЕКТИВИЗМ — Система, при которой все члены общества своим имуществом гарантируют обязательства последнего. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОЛЛЕКТИВИЗМ социальное учение, по котор. земля и орудия производства… … Словарь иностранных слов русского языка

КОЛЛЕКТИВИЗМ — (collectivism) Первоначально применялся в отношении анархизма (anarchism) Бакунина (Bakunin). В политическом смысле утверждал моральный статус коллектива как свободно образованного и самоуправляемого сообщества, в противовес первичности индивида… … Политология. Словарь.

Коллективизм — Коллективизм ♦ Collectivisme Превалирование над всем коллективистского начала, особенно – коллективной собственности. Коллективизм является попыткой преодоления эгоизма с помощью закона. Этим объясняется, почему исторически коллективизм… … Философский словарь Спонвиля

КОЛЛЕКТИВИЗМ — [оле], коллективизма, мн. нет, муж. (книжн.). 1. Общность, коллективность владения, пользования, труда. 2. Принцип общественной солидарности, товарищества. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КОЛЛЕКТИВИЗМ — КОЛЛЕКТИВИЗМ, а, муж. Принцип общности, коллективное начало в общественной жизни, в труде, в какой н. деятельности. Дух коллективизма. | прил. коллективистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

коллективизм — сущ., кол во синонимов: 3 • общинность (2) • соборность (4) • содружество (15) … Словарь синонимов

КОЛЛЕКТИВИЗМ — англ. collectivism; нем. Kollektivismus. 1. Форма соц. взаимосвязей, выражающих отношения сотрудничества, солидарности, взаимопомощи людей. 2. Этнический принцип, противопоставляемый индивидуализму, выражающий приоритет общих интересов над… … Энциклопедия социологии

КОЛЛЕКТИВИЗМ — (collectivism) Экономическая система, при которой планирование осуществляется преимущественно центральным правительством, а средства производства являются общественной собственностью. Такая система существовала в нескольких странах Восточного… … Словарь бизнес-терминов

Источник

Один за всех или все на одного: коллективизм и индивидуализм

Человек не может жить вне социума, вне коллектива. Но вместе с этим для гармоничного развития и счастливой жизни важно сохранить индивидуальность. Вопрос о том, что важнее, коллектив или личность – один из сложнейших вопросов социальной психологии.

Что такое коллектив и коллективизм

Коллектив – группа людей, связанная общим делом, общими целями, установками и ценностями. Коллективизм – мировоззрение, при котором интересы группы становятся важнее интересов личности. Но, как правило, общие интересы совпадают с индивидуальными. В противном случае индивид покидает коллектив – участие в коллективе добровольное.

При принятии решений участник коллектива ориентируется на последствия для значимого сообщества. Он участвует в жизни других людей, может сам попросить помощи или совета. Коллективизм рождает чувство долга у участников. Жизнь в коллективе предполагает соблюдение его традиций и норм. Коллективист заботится о коллективе больше, чем о себе.

Что такое индивидуализм

Индивидуализм – мировоззрение, в котором личность и ее интересы стоят на первом месте. К основным идеям индивидуализма относится:

  • самостоятельность личности, независимость от других людей, их мнений и суждений;
  • равнодушное отношение к желаниям и потребностям других людей;
  • самостоятельное принятие решений, жизнь на свое усмотрение;
  • эмоциональная холодность в отношении чужих проблем, отсутствие симпатии и поддержки.

Индивидуалиста сложно не заметить. Ему комфортно в любом окружении, потому что он самодостаточен и независим в суждениях и поступках. Это те личности, которые не задаются вопросом «а что скажут другие люди».

Индивидуалисты признают свою причастность к социальным группам, но они не зависят от других участников. Исключением бывает только семья как группа и коллектив. Но и то чаще родители и родственники не могут повлиять на выбор индивидуалиста, например, в вопросах учебы, работы, круга общения и т. д. В остальном индивидуалисты предпочитают действовать в одиночку, принимать решения самостоятельно, ставить свои цели и следовать им. Индивидуалисты эмоционально отстранены от других людей, склонны к уединению. Они могут выслушать мнение другого человека, но поступят все равно по-своему.

Главная идея индивидуализма – полагаться можно только на самого себя. При командной работе индивидуалисты настаивают на разделении выгод согласно затратам. В то время как коллективизм поддерживает идею равного разделения благ. Главное отличие коллективизма от индивидуализма состоит в равном и справедливом распределении ресурсов. Индивидуализм предполагает справедливое распределение, а коллективизм равное.

В современном обществе наблюдается тенденция к выбору индивидуализма. Люди больше озабочены личным успехом, а в отношении других людей нередко бывают равнодушными, жестокими, грубыми. Но возможен ли индивидуализм в чистом виде? Думаю, добиться успеха без взаимодействия хотя бы с некоторыми людьми невозможно. А если люди совсем забудут о законах, ценностях и нормах общества, то возрастет преступность.

Кроме этого, можно выделить негативные последствия для самой личности, например, более низкую продуктивность и худшее состояние психического здоровья. Индивидуалисты чаще страдают неврозами и психическими расстройствами. А также в их отношениях чаще случаются конфликты, возникает больше проблем с социализацией.

Коллективизм или индивидуализм

В коллективе участники реже испытывают стресс, могут добиться больших результатов, эффективнее работают и быстрее решают внутренние проблемы. Коллектив помогает и поддерживает, умножает способности каждого участника. Но это так только в том случае, если группа становится настоящим коллективом. Что это значит:

  1. У группы есть общая цель и общая деятельность по ее достижению.
  2. Все участники психологически признают других как участников группы, отождествляют себя с ними. Основу этого составляют общие идеалы и принципы, психологическая совместимость (схожесть и дополнение по характеру, темпераменту, свойствам психики).
  3. Присутствует общая культура. Отражается в символике, поведении, ценностях, нормах и правилах поведения, требованиях к внешнему виду.

Каков психологический результат слаженной работы коллектива:

  • потенциал каждого участника усиливается;
  • взаимодействие людей с разными знаниями, умениями, навыками и способностями позволяет преодолеть физические, интеллектуальные и иные ограничения;
  • благодаря разделению труда, объем выполняемой работы больше;
  • благодаря разделению труда по специальностям качество работы выше.

В противном случае внутри группы часто возникают проблемы, участники чувствуют себя неудовлетворенными, формируется неблагоприятная психологическая атмосфера.

Если группа действительно является коллективом, то каждый участник получает психологические выгоды:

  • удовлетворение базовой потребности в общении, сопричастности;
  • поддержка и защита;
  • возможности для самореализации, самоактуализации и самоутверждения;
  • мотивация к творческой активности, самосовершенствованию.

В коллективе человек имеет возможность посмотреть на себя со стороны, лучше понять себя и других людей. Потребности и желания участников все равно будут отличаться, но коллектив учит решать противоречия, идти на компромиссы, уживаться с особенностями других людей. А дух здоровой конкуренции мотивирует заниматься самосовершенствованием.

Нельзя сказать однозначно, что лучше для личности: коллективизм или индивидуализм. Многое зависит от особенностей коллектива. Если он сплочен и хорошо организован, то оказывает положительное влияние на личность. Полезен тот коллектив, в котором участники уважают общие цели, но и не забывают о личных потребностях.

Важен баланс коллективизма и индивидуализма. Коллектив должен быть таким, чтобы способствовать максимальному развитию личности, раскрытию ее потенциала, но вместе с тем и способствовать развитию коллектива.

Источник

Чувство коллективизма

Мы хотим воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени,

жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами.

Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода.

Если в одном человеке уживаются разные люди, это уже коллектив.

Чувство коллективизма как качество личности – способность испытывать чувство солидарности с группой, осознавать себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества

Стенька Разин просыпается с похмелья. Кричит:- Есаул! Подбегает есаул:- Чего надо?- Что вчера было то?- Да княжну утопил.- За что?- А так просто!- Хрен с ней, с княжной! Что еще было?- Деревеньку соседнюю спалил.- За что?- Да мужики с тобой пить отказались.- Большая деревенька то?- Да восемь сотен дворов — Хрен с ней, с деревенькой Что еще было?- Да ничего особенного: песни пел, матерился — Это плохо.- Да чего плохого то?- Перед коллективом неудобно.

В коллективе 20 мужиков, принимают на работу еще троих. Шеф, заканчивая вводный инструктаж, произносит: – Коллектив у нас чисто мужской, поэтому если кто-то из вас найдет здесь из чувства коллективизма свою любовь, то я очень расстроюсь.

Чувство коллективизма – высокое нравственное качество, коль оно прописалось в человеке, значит, он тянется к содружеству, товариществу, синергии и сотрудничеству, значит, ему свойственна доброжелательность и уважительность к людям.

В ком прописалось чувство коллективизма, тот умеет при необходимости подчинять личные интере­сы общественным. Коллективист осознаёт себя частью коллектива, живёт его интересами, вносит свой вклад в его успехи и достижения, радуясь им.

Чувство коллективизма проявляется, прежде всего, в способности и желании совместно с кем-либо заниматься какой-либо деятельностью.

Ехал однажды магнат в роскошной карете, которую везла шестёрка породистых лошадей, купленных в разных странах. Карета завязла в трясине, и сколько кучер ни стегал лошадей, они не могли сдвинуться с места. Но тут появился крестьянин на телеге, которую везла пара лошадок, и с лёгкостью проехал через ту самую трясину. Магнат изумился и спросил крестьянина: — В чём сила твоих лошадей? И тот сказал ему: — Ваши лошади, хоть и сильны в отдельности, но все разной породы, и нет между ними никакой связи. Каждая считает себя породистее другой и клонит в свою сторону: стегнёшь одну, а другая этому только радуется. А у меня лошадки простые, одной масти: кобыла со своим жеребёнком. Чуть пригрозишь кнутом одной из них, так другая все силы прикладывает, чтобы помочь той, что рядом.

Современная педагогика рассматривает коллектив как условие всестороннего развития личности. По мнению психологов, в коллективе человек вступает в общение с другими людьми, накапливает опыт сотрудничества, сопереживания, совместных усилий, направленных на достиже­ние общих целей. Здесь ярче раскрываются и успешнее разви­ваются индивидуальные способности, интересы; взаимное влия­ние разных индивидуальностей обогащает всех членов коллекти­ва. Только в коллективе человек чувствует себя по-настоящему свободным и нужным, окруженным заботой, вниманием; это ук­репляет в нем веру в свои силы, способствует росту самосознания, чувства собственного достоинства. Коллектив — условие формирования общественной направленности личности.

Н. К. Крупская рассматривала коллектив как важное условие становления личности. Коллектив не поглощает личность, «..лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиваться» Одной из важнейших задач воспитания она считала задачу научить детей работать и жить коллективно. «Чем раньше начинает ребенок жить коллективной жизнью, тем больше шансов, что из него вы­растет настоящий коммунист, умеющий всей душой отдаваться общему делу». Основным средством воспитания коллективизма Н. К. Крупская считала совместную деятельность, общие пере­живания детей.

Решение некоторых жизненных проблем просто не может обойтись без чувства коллективизма. Например, неправда, что женщины не в состоянии сохранить тайну. Просто надо помнить, что это нелёгкая работа, и они лучше всего справляются с ней коллективно.

Когда семья перестаёт быть дружным коллективом, чувство коллективизма просыпается на работе. Люди частенько путают стадное чувство с чувством коллективизма. Стадную вонь воспринимают как дух коллективизма. Писатель Фазиль Искандер писал: «Бывают времена, когда люди принимают коллективную вонь за единство духа».

Истинный коллективизм благостен, ибо в нём процветает бескорыстие и безусловность. В стаде, кодле человек расчеловечивается, теряет всякую индивидуальность и самостоятельность.

У Игоря Губермана есть замечательные строки:

И мерзко, и гнусно, и подло,

И страх, что заразишься свинством,

А быдло сбивается в кодло

и счастливо скотским единством.

Человек – существо общественное, ему свойственно проявлять чувство коллективизма. Это нормально для эффективной жизнедеятельности. Невозможно хлопать в ладоши одной рукой.

Без чувства коллективизма невозможна правильная передача знаний. Распространение нового знания предполагает открытость и контроль со стороны коллектива единомышленников.

Ученик тоже имеет право передавать знание, но он должен быть открыт, чтобы другие учителя могли его контролировать, и он от этого чувствует себя спокойно, ведь его коллектив контролирует. Если вдруг когда-нибудь он что-то скажет не так, ему тут же позвонят и скажут: — Ты что-то там, белены объелся? Вот это нужно вычеркнуть.

И это нормально. Многие из действующих учителей переписывают некоторые вещи в своих книгах, извиняются за какие-то слова, даже от некоторых книг полностью отказываются, это нормальный процесс, осуществляемый, в частности, под влиянием чувства коллективизма.

Источник

Оцените статью