Что такое чувство долга примеры

Моральный долг. Примеры из жизни

Современный человек ведет активную жизнь, контактируя каждый день с другими людьми. На него как на члена общества налагается определенный долг, который он должен выполнять, взаимодействуя в социуме.

Понятие долга

Долг — понятие многоплановое и может пониматься совершенно по-разному. Прежде всего, следует уяснить, что, вступая в контакт с окружающими людьми, человек приобретает объективные обязанности. Заключаются они в том, что на человека возлагается ответственность за совершение тех или иных поступков в отношении других людей. Притом совершенно неважно, какой статус в обществе занимает человек и чем занимается. Ответственность обнаруживается даже в самых простых действиях – к примеру, если нужно обратиться к врачу, то в любом случае сначала требуется записаться на прием, занять очередь в больнице, соблюсти нормы поведения в общественном месте…

Помимо этого, практически у каждого человека есть близкие люди, коллеги, друзья, и со всеми ними его связывают объективные обязанности и, как следствие, определенный долг. К примеру, гармоничные отношения в семье сложно представить, если все ее члены не будут выполнять определенные объективные обязанности по отношению друг к другу. Вообще, по-другому жизнь в социуме тяжело представить, в любой сфере деятельности следует поступать по совести и долгу.

Общественный и моральный долг

Как правило, понятие долга имеет две стороны. Человек, исполняющий необходимые объективные обязанности, подвержен общественному долгу. Данный тип долга проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека – дома, на учебе, на работе, в обществе друзей и т.д.

Моральный долг человека имеет под собой иную природу. Он проявляется тогда, когда человек превращает внешние моральные требования в личную задачу. Здесь нет места постороннему влиянию и указам, личность сама осуществляет индивидуальный моральный выбор на основе собственных убеждений. В этом случае человек не ограничивается одной только осведомленностью о нормах морали, он ставит себе цель следовать им, во что бы то ни стало.

Зачастую перед принятием морального долга человек внутренне борется со своими противоречиями. Но когда моральный выбор сформирован и становится частью сознания личности, появляется одухотворение, а также силы и мужество для совершения поступка. Высшее проявление морального долга ознаменовывается преодолением внутренних барьеров в пользу выбора совести и морали. В этом случае человек уверенно начинает следовать к своей цели.

Примеры морального долга

В большинстве случаев выполнение морального долга основывается на трех основных мотивах. Когда долг воспринимается как:

Данный мотив имеет достаточно распространенную природу. Например, когда два человека вступают в брак, они обязуются поддерживать друг друга, как говорится, и в беде, и в радости, а также хранить верность на протяжении всей жизни.

Для многих людей моральный долг имеет форму благодарности. Например, признательность мужа за рождение первенца жене или благодарность родителям за реализацию в жизни.

Редкий, особенно ценный мотив для совершения морального долга. Основывается, как правило, на личностных качествах самого человека, таких как милосердие, неравнодушие, обостренное чувство справедливости. Например, волонтерская деятельность. Данный моральный долг из жизни ярко демонстрирует осознанное желание помочь другим людям. Члены волонтерской или добровольческой организации на безвозмездной основе оказывают помощь различным категориям граждан, не считаясь со своими силами, временем и возможностями. Можно сказать, что они действуют по зову и велению сердца, оставаясь неравнодушными к чужой беде.

Свойства долга

У каждого человека в жизни возникало чувство долга. Ощутить его можно тогда, когда человек чувствует и понимает, что он может и должен сделать что-то очень хорошее и полезное для других людей. Его никто не заставляет совершать красивые поступки, это желание идет изнутри. Как понять, что это именно та ситуация, которая требует выполнения морального долга от человека? Для начала следует разобраться в свойствах долга.

Человеку следует осознать, что он должен оказать помощь и что он может это сделать. Что если он бездействует и не помогает, то тоже совершает поступок, только плохой, основывающийся на таких качествах характера, как трусость, равнодушие, лень.

2. Интерес в исполнении.

Человек должен понимать, что оказание помощи людям, если это в его силах, входит и в его интересы. Ведь такая помощь облагораживает человека, дает ему моральное удовлетворение от выполненного долга, гордость за себя, делает его сильнее и добрее.

3. Добровольное принятие.

Человек сам принимает решение о совершении морального долга, отталкиваясь только от своих личных убеждений. Его никто не принуждает, он сам хочет этого.

Чем руководствоваться в ситуациях морального выбора?

Прежде всего, следует:

  1. Распознать ситуацию и прояснить ее.
  2. Составить все варианты морального выбора.
  3. Проверить каждый выбор, задав три вопроса:
  • «Законно ли это действие?».
  • «Правильно ли это действие?».
  • «Принесет ли пользу другим людям это действие?».

4. Принять решение.

5. Проанализировать решение, задав два вопроса:

  • «Как отразится на мне это действие?».
  • «Как я себя почувствую, если не совершу это действие?».

6. Совершить действие.

В этой ситуации важно не оправдывать себя в безнравственном выборе. А для этого нужно четко понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.

Долг и совесть

Большинство моральных выборов в нашей жизни диктуется именно совестью. Для цивилизованного человека обязанности и долг имеют огромное значение, но только совесть определяет, как правильно поступить личности. Поэтому совесть является внутренним моральным самоконтролем, основывающимся на глубоком познании своей ответственности и долга.

Бытует мнение, что совесть не относится к рассудку человека, а является сугубо личным чувством. И не во всех случаях человек может трезво осознать, почему совесть позволяет ему совершать те или иные поступки, а некоторые запрещает. Именно внутренний моральный самоконтроль дает человеку ощущать себя в гармонии с окружающим миром, ведь когда он действует по велению совести, он уверен, что поступает справедливо и честно.

Как гордо звучит заявление: «Я буду поступать по совести!»… Если бы не она, то человечество ожидало бы ужасные последствия, а так мир держится на поступках хороших людей.

Заключение

С одной стороны, совесть как внутренний регулятор проверяет действия человека и выступает в качестве главного основания для выполнения морального долга. С другой — между долгом и совестью может произойти конфликт, так как иной раз интересы самого человека не совпадают с общественными интересами. Понять, кто прав — долг или совесть, можно лишь с учетом всех обстоятельств и в зависимости от правильной личной интерпретации слова «долг».

Источник

Чувство долга. Часть 1. «Кто о чём — цыган о сале » -)

Моя любовь, как омут глубока
И широка, как в полноводье Волга
Ёё к тебе проносят сквозь века
Моё чувство Вины и чувство Долга

В детстве я хотел быть космонавтом. Как и многие мальчишки, я хотел улететь на Луну или на Марс, например. Желание стать космонавтом довольно быстро прошло, а вот послать всех подальше и улететь на далёкую планету хотелось ещё долго. Но я не мог. Не мог из — за чувства долга. Сегодня я не имею проблем со своим чувством долга и помогаю моим клиентом правильно понять этот психологический феномен. Если для Вас эта проблема ещё актуальна, предлагаю проанализировать её вместе со мной.
Однажды поселившееся в человеке гипердолженствование проявится всегда так или иначе. Для удобства изложения выделим две основных сферы, где оно проявляется наиболее отчётливо: психоэмоциональную и психосоматическую. Рассмотрим их подробнее.

1. Характерное поведение:

  • Постоянная занятость, жалобы на нехватку времени
  • Раздражительность, резкость, категоричность
  • Конфликтогенность, повышенная требовательность к окружающим
  • Обидчивость

Либо

  • Покорность
  • Апатия
  • Поведенческий автоматизм
  • Соглашательство
  • Жертвенность

2. Отношение к людям

чаще полярное: либо диктатура, либо подчинение

(Боле подробно о типах поведения можно почитать в статье: Про нормальность и ненормальность )

3. Тип Отношений

  • Зависимые (психологическая со — зависимость)

4. Истинные персональные потребности

  • Отсутствуют

(Здесь и далее истинными персональными потребностями мы будем называть личные «эгоистические» потребности человека не связанные ни с кем из значимых для него людей)

5. Многовариантность и наличие собственного выбора

  • Отсутствуют

1. Расстройства пищеварения
2. Гастрит или язва желудка
3. Гипертония или вегето — сосудистая дистония
4. Нарушения сна и аппетита
5. Снижение либидо
6. Склонность к депрессии, паническим атакам, ОКР

Как видно из при ведённой выше характеристики, долженствование многофакторная проблема глубоко затрагивающая личность. Вы спросите: как такое могло получиться? Через ряд промежуточных этапов. Посмотрим на схему:

Из схемы видно следующее:

1. Сначала возникает гиперответственность по отношению к себе самому типа Я – должен (причины возникновения гиперответственности будут проанализированы в отдельной статье)

2. Затем (как реакция на стресс, который человек создал сам объявив себя должником) возникает реакция переноса: я должен —- мне должны. Вроде бы ситуация должна уравновеситься, но нет — положение вещей при котором вы должны и вам должны только усиливает стресс.

3. Дальше, как в прекрасном выражении:« Ничто так не объединяет, как наличие общего врага» происходит два последовательных момента:

  • Тот «кто должен» объединяется с тем «кому должен» потому что у них есть общий враг «долг»
  • Ещё одна реакция переноса и возникает «новое понимание» — нам должны

Вот и возникло гипердолженствование: я должен + мне должны + нам должны. Теперь представьте себе постоянную жизнь в таком тройном захвате. Не подарок.

Вопрос, который я хочу обсудить в этой статье звучит так: Можно ли сделать долженствование психологически более комфортным или может быть лучше отказаться от чувства долга как такового? А может наоборот, поместить его «на щит» и спокойно нести свой крест?

Дискуссия об отношении к чувству долга длится бесконечно и по этому поводу высказались уже все – от классиков до популистов всех мастей.

Начнём с классиков:

  • Долг! Ты возвышенное, великое слово. Это именно то великое, что возвышает человека над самим собой.

И. Кант

  • Благородный муж знает долг, а низкий человек знает выгоду.

Конфуций

  • Наш долг — это право, которое другие имеют на нас.

Ф. Ницше

А вот другой подход:

  • У нас всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга.

И. Тургенев

  • Чувство долга — это то, что люди хотят видеть в других.

О. Уайльд

  • Ничто так не укрепляет чувство долга, как невозможность уклониться от его исполнения.

Т. Бернар

Согласитесь, звучит весьма двойственно. Такое непрозрачное толкование не только среди классиков, естественно, ставит в тупик многих далеко не глупых мужчин и женщин. Проблема сохраняет свою актуальность, а советы некоторых специалистов звучат, на мой взгляд, очень наивно. Не претендуя на истину в последней инстанции, проанализируем эти советы. Я выделил 7 основных тезисов которые мне кажутся спорными или по крайней мере нуждающимися в дополнительном анализе.

Тезис первый: Вы должны захотеть то что должны делать

Первое что бросается в глаза — само словосочетание «должен захотеть» . Не знаю как вы, я уже чувствую рост своего внутреннего сопротивления потому что либо «должен» , либо «хочешь».

Возьмём для примера классический случай: муж разлюбил жену, она его не возбуждает, каждый раз он будет ложиться в супружескую постель и изображать «счастливого обладателя»? Почему? Просто потому что он должен и от этого он её захочет? Не верю.

Тезис второй: Вы должны себе больше чем другим

И что? Инстинкт самосохранения не нуждается в дополнительном обосновании. Более того, вы не рождены для того что бы обслуживать чужие потребности. Но это не обозначает что вы никому не должны!!

Ситуации с родителями или детьми, с друзьями или работодателями отчетливо показывают нашу взаимную зависимость, которая далеко не всегда хорошо сбалансирована. То что вы должны себе больше чем другим вряд ли облегчает вам жизнь. Забегая вперёд, скажу что человек не способный качественно обслужить себя вряд ли способен на качественную заботу о других.

Тезис третий: Если вы многим должны – у вас проблемы со внутренними границами

Вот новость — так новость! Думаю что если Вы многим должны то у вас вообще проблемы -)

Слабые внутренние границы дают теоретическую возможность «навесить на вас» долги, но что делает эти долги – «токсичными» долгами конкретно для Вас? Может быть низкая самооценка? Может чересчур высокая? Непонятно. Копаем дальше.

Тезис четвёртый: Долг — это проблема заниженной самооценки

А вот и не всегда. История знает массу примеров сильных личностей с нормальной самооценкой эффективно выполняющих свой долг в разных областях своей жизни. Без чувства вины и сожаления. Как у них это получается? Может быть это не люди, а роботы — трансформеры, запрограммированные на исполнение своего долга? Вроде бы нет. Успешные, состоявшиеся люди не отвергают то что они «должны» и там и там. В чём секрет? Есть ощущение, что в восприятии самого понятия «долга».

В обществе чувство долга подсознательно трактуется как некий мазохизм, добровольный отказ от чего- то ради кого- то (чего- то). Человек, согласившийся на такую жизнь, считается чуть ли не героем. Почему мы восхищаемся этим человеком?

Вася всегда хотел быть космонавтом и «бредил» космосом много лет, но стал стоматологом потому что должен продолжать семейную традицию. Вася молодец?

Посмотрим на схему:

Из этой схемы видно что в основе «нормального» понимания чувства долга лежит два компонента: желание и возможность. (Понятно, что мы можем продолжать выполнять свой долг не имея ни возможностей, ни желания но будет ли это экологично по отношению к нам самим?) Есть и третий компонент, но о нём поговорим попозже.

Если внимательно посмотреть на схему выше можно заметить один нюанс. Суть его заключается в том, что понятие «должен» (долг) здесь, по умолчанию, трактуется не так как мы привыкли.

Во — первых: долг трактуется как внутреннее побуждение, а не навязанная форма морали

Во- вторых: долг зависит от условий на которых он реализуется или нет

В — третьих: условия определяются индивидуально данным человеком в процессе принятия решения по данной конкретной ситуации.

Здорово, правда? Получается, что если я должен что- то кому- то или даже себе, то для нормального самоощущения достаточно всего лишь задать себе пару вопросов:

Хочу ли я этого? Могу ли я это сделать? И всё!

Что- то здесь не так.

Есть один момент, который остался без нашего внимания. Потребности. Ваши потребности. У нормальных людей присутствуют свои личные потребности. Чувство долга часто «заставляет» нас отказаться от своих потребностей ради потребностей других людей. Или признать что:

  • их потребности важнее наших

  • их потребности. Нашими!

( про потребности подробно написано в статье «Анатомия потребности или как получить то что хочется» )
Но сильные целостные личности с удовольствием удовлетворяют потребности других людей, считая ЭТО своим долгом. Почему? Потому что их персональные потребности удовлетворены заранее! Помните что должна сделать мать при разгерметизации салона самолёта? Правильно! Надеть кислородную маску сначала на себя, а потом на ребёнка. С чувством долга – то же самое. Сначала вы удовлетворяете свои базовые потребности (считайте – отдаём долг себе), потом всем остальным. Могу поспорить, что когда ваши потребности удовлетворены – удовлетворять чужие потребности (отдавать долги) будет существенно проще.

Тезис пятый: Долг, как проявление зависимости от общественного мнения.
Вы можете жить в обществе и не зависеть от этого общества? Я – нет.
Правила, по которым мы живём в обществе, основаны на долженствовании. Это нормально. Вообще в этом тезисе очень большая манипулятивная составляющая и вот почему:

  • Человек –существо социальное . Он живёт в социуме, исторически ему там лучше.
  • Как социальному существу ему важен эффект «первичного подтверждения»

Суть данного эффекта в позитивном ассоциировании с себе подобными. Так спокойнее и безопаснее. Хочу сразу подчеркнуть что в основе этого эффекта лежит инстинкт самосохранения. Сказки о возможной абсолютной независимости человека от общества не выдерживают никакой критики. (Это только в сказках Р. Киплинга Маугли сохранил адекватность и морально-этические нормы долгое время живя отдельно от людей. В реальной жизни полная депривация от общества на неделю приводит к серьёзным последствиям, а через полгода последствия для психики становятся необратимыми.)

  • Двойственность природы человека. Вспомним К. Юнга с его индивидуацией. Взаимодействие « Я» (стремление быть собой) и «Мы» (стремлении принадлежать, образовывать коалиции) определяет этапность развития личности да и сам вектор этого развития.

Зависимость – это нормально, когда она носит динамический характер, то есть когда её уровень меняется под влиянием тех или иных обстоятельств.

Тезис шестой: Чувство долга, как результат воспитания, действия семейной программы .

Да, я тоже склонен думать что это отсюда. Но не всё так просто и у меня есть вопросы:

  • Как в данной семье трактуется понятие долга?

Согласитесь, между выражениями « ты должен и никаких оправданий» и « мы очень надеемся что в трудную минуту ты нам поможешь» есть весьма существенная разница.

  • Является ли понятие долга в данной семье симметричным и взаимным?

Речь о том что каждый член данной семьи имеет определённый функционал (обязательства) по отношению к другим членам этой семьи и стремиться их выполнять.

  • Является ли в данной семье понятие долга вариабельным и хорошо сбалансированным?

Вариабельность долга мы уже обсуждали (см. схему выше). Сейчас поговорим о сбалансированности. В основе сбалансированности чувства долга лежит два компонента:

  • Понятность (прозрачность) долга для человека, который его выполняет.

  • Адекватность долговых обязательств (величина долговой нагрузки)

Хочу сразу заметить, что несбалансированные «долговые» обязательства (не важно – перед собой или перед другими) являются почвой для неврозов, депрессий и суицидальной настроенности.

Тезис седьмой: Чувство долга, как показатель уровня развития системы ценностей личности.

Красиво звучит, правда? Только я не уверен что именно чувство долга (и только оно) определят зрелость нашей системы ценностей, хочу так же заметить что системы ценностей свободной и не свободной личности очень разные.
Возникает резонный вопрос: свободными или не свободными делает нас наше чувство долга? Для того что бы ответить на этот вопрос давайте вспомним пирамиду потребностей Маслоу.

Должествование – это тоже потребность. И — да, она тоже должна эволюционировать с ростом наших актуальных потребностей.

Давайте сравним два типа должествования

1. Я должен навестить родителей (а то они обидяться и не помогут мне с ипотекой)
2. Я должен навестить родителей (а то в последнее время я стал слишком эгоистичен и мне это не нравится)

И там и там присутствует должествование, но истинный мотив принципиально разный. В первом случае действующим началом является страх (потребность в безопасности), во втором- стремление к самоактуализации (см. пирамиду Маслоу). Почувствуйте разницу.

Почему мой долги — это МОИ долги?
Должны ли мы тем, кто нас любит?
Должны ли нам те, кого любим мы?
Можно ли прожить без чувства долга?
про это и про многое другое читаем во второй части статьи «Чувство долга» , которая уже не за горами 🙂

Источник

Оцените статью