Что такое чувственный опыт по канту это

Доклад о гносеологии Канта

Кант создал свою цельную философскую систему мира, объединив такие фундаментальные понятия, как природа, человек, общество и сознание.
Краеугольным камнем концепции Канта является теория познания. Она состоит из 3 уровней. Первый уровень это «чувственное познание», второй уровень — «рассудочное познание» и третий уровень — » разумное познание». Каждый из этих уровней мы можем представить в виде «черного ящика» . На вход поступает некая информация, которая обрабатывается и преобразуется на выходе.
Источником всех наших чувственных познаний является объективный внешний мир или «вещь в себе». Этот мир постоянно воздействует на человека через чувственные импульсы. В «черный ящик» чувственного познания входит хаос чувственных импульсов. Однако на выходе чувственного познания мы видим не хаос, а оформленную структуру чувственного восприятия . Это назовем «Вещью для нас». «Вещи в себе» на входе в «черный ящик» чувственного познания превращаются в «вещи для нас». Так объективный мир открывается для познания. При этом переход связан с упорядочиванием чувственного хауса, который находится в черном ящике. Обработка информации идет через априорные формы чувственности, которыми являются пространство и время. Именно они переводят » вещь в себе» в » вещь для нас». Априорные формы чувственности имеют трансцендентальный характер. Они субъективны по отношению к человеческому роду, а не к человеческому индивиду. Иногда философию Канта называют трансцендентальной. Существуют объективные пространство и время, они непознаваемы, они тоже «вещь в себе». Кант считает, что мы взаимодействуем с субъективным пространством и временем, встроенными в человека и в общество. Отсюда видно, что Канту
близка система агностицизма, означающая непознаваемость объективного мира. В чем заключается агностицизм Канта? в том что «вещи в себе» и «вещи для нас» составляющие окружающий мир человека и они совсем разные вещи.
Следующий уровень познания — рассудочный. Мы не просто формируем наше восприятие мира, человек умеет на основе восприятий выстраивать целостные суждения, выстраивать картины, где отдельные моменты складываются в рассуждения. С выхода чувственного познания поступает многообразие восприятия. Внутри рассудочного познание существует структурирующий механизм. Кант называет его априорные категории рассудка. При этом многообразие структурируются в суждения. Кант выделяет 12 категорий рассудка, которые он группирует в 4 типа.
• качества,
• количества,
• отношения,
• модальность.

Функционирование этих категорий задают основные мыслительные ходы человека, когда он пытается упорядочить свои восприятия. Результатом деятельность рассудка являются все знания накопленные человечеством в результате чувственного опыта, в ходе наблюдений и экспериментов. Такие предметы как: Физика, Биология, Химия, это есть суждения, которые рассудок выстроил, опираясь на априорные категории рассудка.
Рассудок работает с «вещами для нас». Может ли человек выйти из этих рамок? Человеческое познание неиссякаемо и пытается выйти из мира «вещей для нас» в мир » вещей в себе». В этом состоит задача разумного познания. Здесь на помощь приходят априорные формы разума, состоящие из трех элементов:
идея мира,
• идея души,
• идея Бога.

Идея мира -что такое мир вне нас? Идея души- это что такое мир в нас? Идея Бога — есть ли что- то выходящие за рамки мироздание? Но этими идеями разума исчерпываются возможность человеческого познания. На вход разума приходит всё многообразие человеческого опыта. Внутри «черного ящика разума» существуют структурированные идеи разума.
Что будет на выходе? Что будет пиком? Удаётся ли разуму вырваться из мира» вещей для нас» и попасть в мир «вещей в себе»? Кант говорит, что человеку нельзя взлететь, если он подпрыгнет, то он обязательно опустится на землю на тоже самое место.
Симптомом неудачи разума являются антиномии (номос- закон, анти- противоположный). Это пара противоположных суждений всеобщего характера, которые имеют одинаковый доказательный статус. Когда мы говорим об антиномии мы попадаем в ситуацию «Буриданова осла».
Кант выявляет 4 пары антиномий, состоящих из тезисов и антитезисов. Эти противоречия есть результат эффективной работы разума, а не его ошибки или недочеты.

Читайте также:  Как избавится от чувства что тебя предали

Тезис Антитезис
Мир конечен Мир бесконечен.
Есть предел деления вещей Все делимо до бесконечности.
Все причинно обусловлено Есть свобода воли.
Бог есть Бога нет.

Всё это по Канту подчеркивает правоту агностицизма, то есть непознаваемость мира. Из черного ящика разумного познания нет выхода. Человек не может выйти из мира» вещей для нас» и попасть в мир» вещей в себе». Человек обречен на познавательное бесплодие. Он вынужден жить в своём жизненном мире и не может понять, как выстроен объективный мир вокруг. Этот мир очень богат, но не доступен человеку. Однако в отличие от предыдущих философов, Кант уверен, что познание есть не пассивное восприятие, а активный процесс. Мы не только отражаем окружающий мир, но и конструируем» вещи для себя». Наткнувшись на антиномии, Кант не увидел, что в противоречиях заложен не тупик, а путь к развитию природы, общества, человека и его сознания. Эти открытия в виде диалектического метода сделал Гегель

Источник

Лекция № 4. Кант дает совершенно новее представление о том, чем является чувственной опыт.

Кант дает совершенно новее представление о том, чем является чувственной опыт.

В диалоге Платона Теэтет – познание как отпечаток на восковой дощечке. Дощечка пассивна, вещи сами оставляют отпечаток. Кант показывает неадекватность этого образа. Он выделяет в самом чувственном опыте априорные принципы, которыми чувственный опыт организуется. В качестве таковых – пространство и время как априорные формы созерцания, противопоставление чувственного и рационального как апостериорного и априорного Кант ломает, сам опыт это организация неопределенных внешних воздействий по внутренним нашим принципам. Опыт сложное образование. Мы его сами образуем, причем сами не замечаем и не контролируем этого процесса.

Изменение понимания априорного у Канта. Априорное это не то, что до опыта, и не сколько сами истины, сколько схемы организации материала восприятия. Познание начинается с опыта, опыт нас учит. Но: каким образом опыт нас учит? Различает два типа или способа извлечения знаний из опыта:

«суждения», т к мы извлекаем что-то из опыта в виде суждений.

Суждения восприятия. Мы выносим их по поводу того, что мы что-то воспринимаем каким-то образом. Пример: комната теплая, сахар сладкий. Особенность: если комната теплая, то это относится ко мне, к тому как я воспринимаю данную комнату. Т е это суждение относится к субъекту, оно является субъективным. Научное знание на них основываться не может. Правдоподобное рассуждение. Кант рассуждает, если опыт лежит в основании научного знания, то значит этот опыт должен обладать такой характеристикой: чему опыт учит меня, тому при таких же условиях он должен научить и любого другого. Выводы из опыта должны носить интерсубъективный характер. А это означает, что суждения опыта должны иметь общезначимый характер. За счет чего суждения опыта получают свой общезначимый характер? (у Локка первичные и вторичные качества). Суждения опыта относятся к самому объекту, поэтому носят субъективный характер (пример, воздух упругий). Как они получаются эти суждения опыта? Проблема в том, что мы начинаем с совокупности каких-то восприятий, а суждения опыта относятся к сами объектам – некий зазор получается. Пример Канта, солнце нагревает камень – суждение опыта фиксирует опыт, но оно добавляет к опыту нечто сильное. Значит суждения опыта получаются не только благодаря тому, что мы получаем какой-то поток ощущений, но и благодаря деятельности нашего рассудка. Эта деятельность заключается в том, что берет многообразие чувственности и организует определенным образом. Принцип заключается в том, что она как бы берет и помещает эти качества в объект, это означает, что деятельность нашего рассудка одновременно и конструирует объект. Мы познаем реальность, мы знаем о ней, что она состоит из предметов, предметы образуют некоторое единство, они взаимодействуют. Но как мы это знаем? Как мы можем это воспринимать? В нас работает какой-то механизм, который этот поток наших ощущений вкладывает в нечто, что его организует как единство. В результате получаются предметы нашего опыта, которые теперь сами взаимодействуют между собой. Никакой опыт, понимаемый как отпечаток на дощечке не мог бы нам объяснить как один объект действует на другой. Это мы так организуем поток наших ощущений, что он становится центрированным вокруг некоторых единств, эти единства становятся постоянными, и эти единства взаимодействуют между собой. Опыт приобретает этот объективный характер благодаря тому, что он непрерывно организуется посредством того, что Кант называет априорный категориальный субъект (?). Эти схемы присущи самому рассудку. Кант их выделяет 12. Среди них фигурирует категория и схема причинности. Это та априорная схема, посредством которой познающий субъект так организует поток своих впечатлений, что одни впечатления однозначно и постоянно предшествующие другим, становятся причиной этих впечатлений. Т е причинности не получается из опыта, она вкладывается в опыт, примысливается. В результате получается: сознание относится к предметам вне нас, эти предметы вне нас обладают определенными свойствами, характеристиками и взаимодействиями. Так вот Кант говорит, что то что они вне нас, эти устойчивые целостности, это является результатом организующей деятельности нашего рассудка. Речь идет не об априорных истинах, а о схемах, благодаря которым рассудок организует наш опыт априори. Благодаря этому человеческий опыт относится к тому, что мы называем природой.

Читайте также:  Времена года вивальди настроение

О природе Кант говорит так. Природа есть объект возможного опыта. Природа дана нам в опыте. Возможный опыт – содержит в себе некоторые ограничения: мы знаем, чего не бывает (например, не бывает изменения без причины), в природе все изменения имеют причину, мы знаем, что нечто не может исчезать бесследно и возникать из ничего, при всех изменениях что-то остается постоянным, мы знаем, что природные объекты обладают некоторой устойчивостью, и т д, т е природа объект нашего возможного опыта (т к много чего о ней знаем). Опыт обладает некоторыми характеристиками. Эти характеристики можно сформулировать в виде утверждений, например, что всякое изменение имеет причину – это утверждение является истинным, существует ли природа независимо от нас? Природа это ни в коем случае вещь сама по себе. Природа – это результат конструирующей деятельности рассудка. И ее-то мы и познаем. Т о познающий субъект выполняет два вида деятельности. Во-первых, он конструирует объект познания из того материала чувственных впечатлений, которые рождаются у нас в результате воздействия вещи самой по себе. Но упорядоченное целое, каким является природа, возникает благодаря упорядоченной деятельности рассудка. То с чем мы имеем дело – это результат нашей организующей деятельности. Сначала субъект конструирует объект познания, а потом субъект формулирует основные принципы, которым подчиняется объект и на которые опирается познание. Значит это суждение является синтетическим и априорным (т к носит необходимый и всеобщий характер).

Синтетические суждения априори. Ответ дается в связи с таким разделом знания, которое Кант называет чистое естествознание. Чистое естествознание – постижение природы, но внеопытное априорное познание. Как это возможно? Он видит проявление этого в том, что естествознание опирается на какие-то всеобщие безусловные принципы (всякое изменение имеет причину, во всех изменениях существует нечто постоянное). Кант обясняет это тем, что природа не является данностью, это результат конструирующей деятельности нашего рассудка, как рассудок оформляет неопределенность наших чувственных данных. Опыт оформляется априорными структурами чувственности и рассудка. Опыт совместное произведение чувств и рассудка. Субъект в акте опыта играет активную роль. Субъект в процессе познания имеет дело с объектом конструированным им самим, а не с вещью самой по себе. Таким образом тема сложной структуры чувственного опыта неразрывно связана с темой активности субъекта и темой естественного предела познания.

Со времен Канта научное познание прошло длительный путь и исследование перцептивного опыта тоже накопило много материала.

Источник

Понятие опыта в философии И. Канта.

Иммануил Кант, родоначальник немецкой классической философии и идеализма, — глубочайший из всех философов нового времени. Он также и один из самых трудных для понимания. Хотя эта трудность часто относится на счет его тяжеловесного немецкого слога, все же она — главным образом результат остроты, проницательности и сложности его мысли. Самым очевидным образом эти свойства его философии проявляются в его важнейшем труде — «Критике чистого разума». К этой книге невозможен легковесный подход; она нуждается в серьезном понимании истории философии от Декарта до Юма, однако она способна щедро вознаградить читателя, способного уделить ей просвещенное внимание, которого она, безусловно, требует. На Канта значительное влияние оказали Платон, Локк, Беркли, Юм, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Ньютон и некоторые другие философы.

Читайте также:  Теплой погоды хорошего настроения

Понятие опыта занимает важное место в теории познания Канта, которую он раскрывает в свой критический период. Кант употреблял термин «опыт» иногда в более широком обычном значении, иногда в более узком смысле и наделял его особым значением, специально данном ему Кантом. Всякое наше знание начинается с опыта, когда наш рассудок начинает перерабатывать грубый материал ощущений, чувственных впечатлений в познание предметов, называемое опытом. Хотя всякое знание начинается с опыта, отнюдь не все оно возникает из опыта.

Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Он говорил, что мы должны не изучать сами по себе вещи, а устанавливать границу и законы человеческого разума и познавательной деятельности человека. Кант утверждал, что человек может постигать мир лишь в силу своих познавательных способностей. Поэтому наука тоже имеет границы. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по Канту – это процесс подведения ощущений под определенные формы чувственности и рассудка. То есть опыт — это обработанный рассудком материал ощущений, а ощущения в свою очередь вызываются воздействием «вещей в себе» на органы чувств. В опыте Кант различает форму и материю. Содержание (материя) нашего опыта обусловлено нашими чувствами, а его форма привносится мышлением. Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир, как он есть сам по себе (то есть вне формирующей деятельности рассудка) — вещь-в-себе, и мир, как он дан в явлении, то есть в опыте. Материей опыта являются ощущения, форму же его образуют пространства и время (формы чувственного созерцания) и категории рассудка. В опыте форма и материя, мыслимые в отдельности сами по себе, не более как чистые абстракции. Поскольку, по учению Канта, априорные формы и апостериорное содержание в опыте всегда сосуществуют и образуют неразрывное единство, границы между априорным и апостериорным познанием в философии Канта, как отмечает Льюис, становятся текучими и расплывчатыми.

Кант говорит, что в результате опыта мы получаем опытные понятия.

Кант отличает «суждения опыта» от «суждений восприятия». Суждения восприятия по Канту, имеют силу только для данного индивида и даже только для того или иного временного состояния его, тогда как суждения опыта общезначимы, имеют значимость всегда для всех индивидов. Суждения восприятия субъективны, случайны и зависят от воспринимающего. Суждения опыта объективны, всеобщи и необходимы.

Предмет опыта – это и есть результат подведения ощущений под определенные формы чувственности и рассудка. Итак, все наши знания по Канту – это знания о возможных предметах опыта, то есть о явлениях эмпирического или научно-теоретического познания.

Источник

Оцените статью