Что такое чувства психолог

Чувства и эмоции в психологии

Процессы отражения субъективного отношения личности к окружающему его миру, объектам и самому себе, проявляющиеся в форме переживаний, называют чувствами и эмоциями.

Источниками чувств и эмоций в психологии, принято считать отражаемую в сознании человека действительность, а также его потребности.

Предлагаем пройти обучение в Институте усовершенствования Инсайт! У нас делятся опытом практикующие специалисты, кандидаты наук и ученые.

Понятие об эмоциях и чувствах в психологии

Если сказать о чувства и эмоциях в психологии кратко – это переживания индивида, его субъективное отношение к себе и окружающему его миру. Чувства и эмоции являются взаимосвязанными, но в тоже время различающимися явлениями эмоциональной сферы индивида.

Чувства в психологии

Чувство — сложное и постоянное эмоциональное переживание личности, относительно устойчивое и длительное. Чувство включает в себя широкий спектр эмоций.

Переживания чувств свойственны исключительно людям, являются социально обусловленными. Чувство собственного достоинства, стыд и гордость способен переживать только человек.

Виды высших чувств в психологии

Высшие чувства в психологии – это особая группа чувств, отражающая эмоциональное отношение человека к действительности социума. Принято различать:

  1. Нравственные чувства – это то, что личность испытывает при восприятии действительности, в сравнении с общепринятыми социальными нормами.
  2. Эстетические чувства – это переживания, связанные с отношением индивида к прекрасному (либо безобразному).
  3. Интеллектуальные чувства — связанны с возникающими переживаниями в процессе познавательной деятельности.

На базе клиники «Инсайт» все абитуриенты нашего института проходят практическую подготовку. В нашем институте практикоориентированный подход к обучению.

Эмоции в психологии

Эмоция – это более простая, субъективная реакция индивида на внешние и внутренние раздражители, связанная с удовлетворением или неудовлетворением той или иной потребности. Эмоции в отличие от чувств кратковременны, переживаются человеком «здесь и сейчас».

Первичное впечатление носит всегда эмоциональный характер, являясь реакцией на какой-либо раздражитель.

Виды эмоций

Эмоции принято разделять на простые и сложные. К первым относятся эмоции, связанные с удовлетворением первичных потребностей. Они могут вызвать удовольствие или напротив неудовольствие, быть приятны и неприятны. Ко второй группе относят те переживания, которые в процессе жизнедеятельности индивида, превратились в более сложные и связаны с осознанием, пониманием их значимости.

К сложным фундаментальным эмоциям относят:

Формы проявления эмоциональных состояний:

  1. Аффекты – сильные, кратковременные эмоциональные переживания индивида, возникшие неожиданно. Сопровождаются аффекты резкими, бесконтрольными изменениями сердечных ритмов, дыхания, нарушения функционирования секретных желез и т.д.
  2. Стрессы – психологическое перенапряжение, реакция организма на неблагоприятное воздействие и нарушение эмоционального спокойствия человека.
  3. Настроение – относительно длительное состояние, окрашивающее течение психических процессов в определенный период времени.
  4. Страсть – устойчивое и доминирующее переживание, связанное со стремлением к объекту, которым может быть, как человек, так и предмет или идея. Это сложная эмоция, тесно связанная с волевыми качествами человека.

На сегодняшний день учиться на психолога – это не только престижно, но еще и востребовано!

Эмоции, по своему влиянию на организм человека, разделяют на активные (стенические) и пассивные (астенические). Активные способны повысить жизнедеятельность, тогда как пассивные наоборот подавить жизненные процессы организма.

К стеническим относят положительные эмоции — восторг, радость и т.д. В момент переживания таких эмоций, у людей происходит расширение кровеносных сосудов, благодаря чему улучшается питание внутренних органов и мозга. Это в свою очередь способствует улучшению умственной и физической деятельности.

При астенических эмоциях (грусть, печаль и т.д.), происходят противоположные процессы. Сосуды сужаются, самочувствие ухудшается, может возникнуть одышка и озноб. Продуктивность в такие моменты падает и появляется апатия.

Затянувшиеся астенические эмоции способны тормозить все процессы, происходящие в человеческом организме. Чувства и эмоции влияют не только на психические процессы человека, но и на весь организм в целом.

Источник

Психологическая помощь онлайн

Психолог, гештальт-терапевт, групповой ведущий, супервизор Студии

В психотерапии одно из основных направлений работы – работа с чувствами.

Если расшифровать эти слова, они означают, что терапевтическая работа основана на следующих аксиомах: во-первых, происходящее у нас в душе — существует, во-вторых – имеет полное право на существование, а не является досадной или вредной ошибкой, и в–третьих — управляет нашими выборами и поведением – открыто и наглядно или исподтишка, обходными путями.

Читайте также:  Стресс по простому это

И когда мы замечаем происходящее в нашем внутреннем мире, когда позволяем относиться (в первую очередь самим же себе) к этим процессам с уважением и вниманием, когда узнаем, как и что нами движет – жить становится значительно легче и понятнее.

Эмоции – наши непосредственные реакции на мир, и сведения, которые мы получаем благодаря эмоциональному реагированию, оказывают сильное воздействие и на наше отношение к жизни, и на формирование системы ценностей, и на смыслы, которыми мы наделяем различные жизненные ситуации.

Поэтому — ощущать, проживать, осознавать свои чувства и их влияние на сознание и поведение – крайне полезный и облегчающий жизнь навык.

Но оказывается мало просто произнести «я злюсь», или «я грущу», или назвать какое-либо еще свое чувство для терапевтического воздействия на свое состояние или жизненную ситуацию.

Назвать – полдела, это вовсе не означает признать, пережить, ощутить чувство собственным и знакомым.

В этой точке часто и психотерапевтическая работа начинает буксовать – слов, описаний, рассказов может быть много, а все равно человек ходит вокруг какой-либо ситуации или переживания, как привязанный, и выйти из этого круга не может.
Что же означает – пережить чувство, присвоить опыт с этим чувством связанный, закончить ситуацию, как говорится — «закрыть гештальт»?

Во всех определениях понятия «чувство» присутствуют две базовые составляющие:

1. Смыслы, значения, которые связаны с эмоциями.

О чем нам говорят чувства? – о том, в какое место мы попали, о том, каково наше положение, о том, как к нам относятся другие.
Например, злость указывает, что ситуация для нас не подходит, что хочется ее изменить, разрушив то, что есть; или, что на нас нападают и возникает побуждение напасть в ответ. Это сигнал – здесь плохо! Нужно что-то менять! Действуй!

Или – страх. Он сообщает о том, что мы в опасности, что кто-то или что-то большее, чем мы, может навредить и нужно спасаться – прятаться, убегать, исчезать.

Или – еще одно неприятное чувство – отвращение. Знак того, что мы чем-то отравились, что нечто или некто для нас вредны, токсичны, что возможности справиться, «переварить» ситуацию нет.

И чувствуя что-либо, сталкиваясь с сигналом, который дает нам чувство, по-хорошему, надо бы задуматься – а что же происходит? На что я так реагирую? В чем дело?

А может быть и сделать что-то необходимо: дать отпор; попробовать изменить то, что не устраивает; убежать и спрятаться, если страшно; отдалиться от того, что вызывает отвращение.

Но не всегда у человека есть готовность к подобным размышлениям или действиям.
А вдруг, признать, что мне отвратительно – значит разрушить свою привычную жизнь?
А если за несогласие на меня нападут или отвергнут?
А если я уверена в своей беспомощности и мне проще бояться всего вокруг, чем отвечать за себя?

Случается, чувства ставят нас в неудобное положение, вынуждают принимать неприятные решения, задавать себе и другим болезненные вопросы, и этим они могут быть опасны – так вот почувствуешь, что с тобой происходит, а дальше — что?

И существует вот еще какая смысловая надстройка над переживаниями — издержки патриархальной культуры и наследие века революций, войн и репрессий: есть чувства, переживание которых традиционно порицается — девочки не злятся, мальчики не плачут, жаловаться – стыдно, много радуются только дураки… такая громадная сеть стыда и отвержения, в которой застревают естественные и адекватные человеческие переживания.

2. Вторая составляющая чувственного процесса — ощущения, телесные переживания, через которые эмоции проявляются в теле.

Собственно, без этого все наши переживания не затрагивали бы нас так сильно, — если бы можно было говорить неприятные вещи или слушать их, не сжимаясь или не закипая внутри, оставаясь ровными и спокойными – жить было бы гораздо проще. Правда, и гадости делать было бы проще, но это тема отдельного разговора.

Некоторые чувства неприятны или непривычны в переживании – чрезмерное возбуждение или, наоборот, сжатие, изменение темпа дыхания, сердцебиения и тембра голоса, слезы, дрожь, спазмы – так живут эмоции в теле, так пытаются достучаться до нас – эй, смотри что происходит!

(Я сейчас пишу о тех чувствах, которые часто называют «негативными» — злость, страх, отвращение, так как с ними сложнее всего – и с переживанием, и со смыслами; «негативны» они тем, что так или иначе противопоставляют нас и других людей, и тем, что ощущения им соответствующие – неприятны.)

Читайте также:  Окно фертильности что чувствует женщина

Иногда, можно сравнить переживание чувства даже с болезнью, с недомоганием, и так же, как и болезнь, эту тяжесть необходимо выдержать, перетерпеть, позаботиться о себе, признавая, что – да, мне тяжело, некомфортно, мне нужны силы и время, возможно – помощь и поддержка, чтобы пережить то, что происходит со мной.

Полное проживание чувства, которое и приводит к освобождению от застревания в переживаниях и ситуациях, связано с «обработкой» двух этих составляющих: понять, что же означает для меня происходящее, как оно меняет жизнь и пережить телесное напряжение, дискомфорт, вызываемый эмоциями.

Если же мы предпочитаем не замечать свои переживания и делать вид, что ничего не чувствуем, то в той или иной степени мы занимаемся самообманом, игнорируя сигналы собственной психики об изменениях в жизни и, кроме того, живем в напряжении, которое исподволь забирает силы и влияет на самочувствие и здоровье.

«1 Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Aenean euismod bibendum laoreet. Proin gravida dolor sit amet lacus accumsan et viverra justo commodo. Proin sodales pulvinar tempor. Cum sociis natoque penatibus et magnis dis parturient montes, nascetur ridiculus mus. »

Источник

Классификация и функции чувств в психологии

Понятие и этапы формирования

Чувство часто путают с эмоциями. Эти феномены человеческой психики взаимосвязаны, но не являются взаимозаменяемыми. Чувства — особая форма отношения личности к окружающему миру, которая возникает как ответная реакция на соответствие или несоответствие актуальным потребностям. Они отличаются устойчивостью, силой проявления. С их помощью индивид выражает отношение к людям, явлениям, предметам, обозначает убеждения, особенности характера.

Чувственная реакция возникает в ответ на событие, происходящее в жизни индивида. Правильное формирование реакций необходимо для развития гармоничной здоровой личности. Это индивидуальный процесс, который начинается в раннем детстве. На формирование влияет семейная обстановка, локальная культура. В Испании принято бурно выражать чувства, а в Японии это — признак плохого воспитания.

Чувства принято делить на низшие, высшие. К низшим относятся физиологические проявления: голод, усталость. К высшим относятся проявления, связанные с духовным миром: восхищение, сопереживание, эмоциональная привязанность. Наличие высших чувств отличает человека от животных.

У чувственных переживаний есть объектная привязка. Индивид не может испытывать их к ситуации или явлению, только к конкретному действующему лицу, предмету. У чувств может не быть внешних проявлений: проживая их внутри, внешне индивид остается спокойным. Часто они невербальные — невысказанные.

Мимолетные проявления возникают, когда взаимодействие с предметом было кратким. Чтобы сформировалась устойчивая связь, нужен продолжительный контакт. Именно так развиваются влюбленность: если человек лишен возможности видеть предмет обожания, влюбленность быстро проходит. Если он ежедневно может смотреть хотя бы на портрет, то влюбленность будет только подпитываться и укрепляться.

Возрастные этапы развития

Развитие чувств в раннем детстве — важный, сложный процесс. Он происходит поэтапно:

  1. Новорожденный младенец. Появившись на свет, ребенок владеет базовыми формами проявлений, необходимых для выживания: голод, удовольствие, боль, страх. Эмоциональное состояние зависит от физических ощущений. Новорожденный не умеет различать чувства. Его главный интерес, потребность — физический контакт с матерью. Младенец реагирует на ее настроение, копирует его.
  2. От 0 до 6 мес. Младенец понимает, какие ощущения он испытывает при контакте со взрослыми. Его восприятие фрагментарно: он видит мир частями. К полугоду он учится различать родных и чужих, в его арсенале появляется тревога, настороженность. Изучая мир, он пытается потрогать все, что видит. Если это не удается, младенец испытывает гнев, дискомфорт.
  3. 6–12 мес. Полугодовалые малыши умеют удивляться, проявлять интерес. Помимо физических потребностей, у ребенка возникают умственные. Постепенно формируются интересы: ребенок разделяет игрушки на любимые, нелюбимые. В возрасте 8 месяцев появляется страх разлуки с матерью, ребенок испытывает тревогу, становится беспокойным.
  4. 1–1,5 г. Появляются собственные желания, потребность их реализовать. Ребенок учится принимать самостоятельные решения, но часто сталкивается с запретами со стороны взрослых. Препятствие вызывает злость, стремление получить свое. В этом возрасте важно научиться разделять желания и действия. Основное достижение 1,5 лет — у ребенка формируется представление о самом себе, малыш отождествляет себя со своим именем.
  5. 1,5–2 г. Ребенок больше не беспомощный. Он уверенно передвигается, может сам взять игрушку, у него появляется больше свободы и потребностей. Он стремится доказать самостоятельность, право на собственное мнение. В этом возрасте он уже разделяет чувства, но не может их назвать.
  6. 2–2,5 г. Двухлетние дети видят себя центром мира, у них нет понимания опасности. Также еще не сформировано чувство сострадания и жалости: если ребенку не понравится другой малыш, он может ударить его или укусить, выражая неприязнь.
  7. 2,5–3 г. При благополучном развитии к трем годам у ребенка сформируется целостное представление о себе. Появляется гордость за свою самостоятельность и стыд в случае неудачи. Просыпается интерес к другим детям, стремление занять свое место в коллективе.
Читайте также:  Все эти чувства амбивалентны

Качественная характеристика

У чувств есть характеристики, которые отличают их от других эмоциональных проявлений:

  1. Валентность — разделение на положительные, отрицательные и амбивалентные (двойственные). Возникновение амбивалентных проявлений говорит о богатом жизненном опыте, отсутствии категоричности. Амбивалентность характерна для людей с высоким уровнем интеллекта.
  2. Интенсивность — сила проявления. По интенсивности можно определить главные и второстепенные чувства, оценить способность человека к самоконтролю, развитие силы воли.
  3. Содержание — значение для человека объекта, по отношению к которому он проявляет чувства.
  4. Стеничность — побуждение к действию, стремление выразить чувство. Если человек пытается сдерживать проявления, это называется астеничностью.

Интенсивность проявления чувств определяет поведение индивида, отношение к нему других людей. Эмоции всегда искренние, а демонстрация чувств может быть заранее спланированной.

Функции и значение

Задача чувств — получать, классифицировать информацию о предметах. Также у них есть отдельные функции:

  • отражательная — помогает оценивать уровень опасности, полезности предметов, чтобы вовремя среагировать на угрозу;
  • стимулирующая — побуждает предпринимать активные действия, строить планы на будущее, искать пути решения сложных задач, мотивацию;
  • подкрепляющая — помогает оценивать значимость события для индивида, запоминать важное;
  • переключательная — подсказывает к какой категории относить предметы, действия, расставлять приоритеты;
  • приспособительная — формирует готовую базу проявлений, которые человек уже испытывал;
  • коммуникативная — влияет на отношения с окружающими, потребность в общении, помогает устанавливать эмоциональные контакты.

Нормальную работу функций может обеспечить только позитивная социальная среда. Если в работе функции появляются сбои, эмоциональный интеллект человека не развивается. Низкий уровень эмоционального интеллекта характерен для детей, которые воспитывались в неблагополучной среде.

Классификация по типам и сфере проявления

Чувства разнообразны и порой человек не может объяснить, что он испытывает. Чтобы упростить процесс оценки, следует использовать классификацию видов чувств в психологии:

  1. Предметные — относятся к базовым сферам человеческой действительности. Они показывают реакцию на различные действия окружающих: раздражение, восторг, удивление, злость.
  2. Интеллектуальные — стремление к новым впечатлениям: любопытство, предвкушение, сомнение.
  3. Эстетические — реакция на красивые, уродливые предметы: переживание восхищения, отвращения, наслаждения, неудовлетворения.
  4. Праксические — связаны с выбором деятельности. Определяют отношение к обязанностям: целеустремленность, жажда знаний, удовлетворенность.
  5. Моральные — отвечают за взаимодействие людей, личную оценку дозволенного, недопустимого: патриотизм, любовь, жестокость, эгоизм.

Сложные чувства нельзя отнести к одной категории, это всегда связка из 2–3 разных переживаний. Например, любовь может побуждать к получению знаний, смене деятельности, раскрытию потенциала. Обида может вызвать раздражение, отчаяние, апатию.

Влияние на настроение

В психологии настроение — эмоциональное состояние в конкретный момент времени. Настроение редко сопровождается сильной эмоциональной реакцией, но влияет на все виды деятельности. Оно создает фон, который определяет скорость, эффективность работы. В норме настроение устойчиво. У индивидов с сильной нервной системой оно сменяется реже, у чувствительных людей смена происходит часто.

Сходства и различия с эмоциями

У эмоций и чувств в психологии есть неразделимая связь: они формируют эмоциональный фон. Часто индивид не видит между ними разницы. Но они различаются продолжительностью, глубиной, степенью проявления.

Чувство — глубокое, устойчивое отношение человека к событию, явлению. Оно часто скрыто, его можно сознательно подавлять, маскировать. Сдержать эмоции сложнее. Они возникают как короткий всплеск, мимолетная реакция. Эмоции проявляются бессознательно. Чувства — осознанные проявления, направленные на конкретную цель. Эмоции можно испытывать без внешнего раздражителя. К примеру, индивид испытывает сильное эмоциональное волнение, когда слушает музыку, смотрит фильм. Он сопереживает выдуманным персонажам.

Испытывая эмоции, человек выдает субъективную оценку происходящему. Она зависит от особенностей его нервной системы: флегматики малоэмоциональны, а холерикам сложно себя сдерживать. Сангвиники легко переживают сильные эмоции, меланхолику они доставляют неудобства. Изменить особенности нервной системы нельзя, но научиться контролировать эмоции можно. Для этого индивид должен различать эмоции и чувства, не бояться негативного спектра эмоций.

Источник

Оцените статью