Что такое болезнь замороженных чувств

Химическая зависимость – «Болезнь замороженных чувств»

Пока мы живем — мы каждую секунду что-то чувствуем. Чувства сменяются с большой частотой одно другим и палитра человеческих чувств весьма разнообразна. И сейчас Вы что-то чувствуете, например — заинтересованность, волнение, беспокойство, надежду или что-то еще.

Способность чувствовать рождается вместе с нами и является одним из признаков здоровья нашей психики, каждое чувство по-своему помогает нам адаптироваться к миру. Поэтому все чувства одинаково важны и полезны. Младенец, развиваясь, проходит ряд этапов распознавания чувств. Вначале ребенок испытывает только лишь базовые чувства, он может радоваться, гневаться, бояться и печалиться. И родители наши первые помощники в этом опыте определения «что я сейчас чувствую». По мере взросления, ребенок научается понимать и такие их оттенки как горечь, тоска, уныние и, то, что эти чувства разные.

Однако в процессе воспитания многие взрослые мешают нормальному формированию эмоциональных переживаний у детей, поскольку у них у самих есть с этим проблемы. В любой семье есть негласные правила, по которым живет семья, и которые передаются из поколения в поколение. Эти правила определяют жизнь семьи, взаимоотношения между ее членами. А также то, как каждый из них обращается со своими чувствами. Так в некоторых семьях принято бурно выражать «позитивные» чувства и при этом полностью умалчивать о «негативных». В других, наоборот «негативные» бурно выплескиваются, а любовь не принято выражать. А в третьих не принято выражать никакие чувства. В таких семьях много психологического напряжения, а это порождает боль. И чтобы уйти от боли, ребенок привыкает «замораживать» свои чувства. Таким образом, человек научается охранять себя от внутренних переживаний путем невозможности осознать их и поделится ими с другими людьми. Данное состояние называют алекситимией. Собственно говоря, алекситимия — это не заболевание, как таковое, его как диагноз, вам не может поставить психиатр или психотерапевт, так как его нет в классификации болезней. Пожалуй, его можно назвать особым состоянием, которое характеризуется трудностью в понимании собственных чувств, невозможностью различать тонкие нюансы своих переживаний и сложностью с их выражением (как с помощью жестов, позы и мимики, так и при словесном общении с другими людьми). Такие люди боятся проявления своих чувств и эмоций, идея разрешить себе быть эмоциональным вызывает у них сильное сопротивление, они не знают, как это сделать. Впоследствии, «запретные» чувства остаются на некоем примитивном уровне, воспринимаясь через ощущения «хорошо» и «плохо». Мир становится черно-белым, а не цветным.

Люди, проявляющие признаки алекситимии чувствуют себя какими-то не такими, не живыми, им чего-то не хватает внутри. Поэтому они стараются эту нехватку чем-то заполнить, чем угодно, только что бы почувствовать себя живым и уйти от внутренней пустоты, напряжения и боли. Тут годится любая деятельность, которая поможет отвлечься от этого или любое поведение, которое, напротив, даст много чувств и эмоций сразу. Из-за этого многие из них попадают в химическую зависимость, ведь алкоголь, как и наркотики, стимулируют одни чувства (делают мир интереснее и ярче, наполняют его чувствами и эмоциями) и заглушают другие (такие как тревогу, боль, стыд, вину). Закончилось действие, очень просто, прими снова и снова. Так же есть множество не химических, поведенческих зависимостей, которые так же позволяют получить чувства и эмоции.

Если не уходить в далекое детство, а говорить конкретно о химической зависимости, то основные чувства химически зависимого человека — это стыд, вина, тревога, депрессия, безысходность. Эти чувства у любого здорового человека иногда вызывает жуткую эмоциональную боль, а если они присутствуют каждый день в течение нескольких месяцев или лет?

Самое болезненное состояние – это осознание себя плохим, никудышным человеком. А что нужно сделать, чтобы уйти от этих чувств? Получается замкнутый круг: употребление вызывает чувства вины, стыда, страха, депрессию, от которых химически зависимый умеет избавляться одним способом – употребляя. Именно поэтому химическую зависимость по-другому называют болезнью «замороженных» или «невыраженных чувств». Таким образом, чтобы выздоравливать от химической зависимости, недостаточно просто пройти курс детоксикации или применять метод кодирования, так как важную часть лечения составляет работа с эмоциональной сферой. Если же в эмоциональной сфере перемены не происходят, то вероятность возврата в употребление очень велика.

Кроме того, что является особо важным для химически зависимых людей — понимание своих эмоций и чувств позволяет разобраться с желанием употреблять наркотические вещества (тяга) и избавиться от него. У человека, как у биологического существа не может быть «тяги», это то ощущение, которое химически зависимый человек путает с такими простыми ощущениями, как чувство голода или усталости, или более сложными – потребность быть принятым, понятым, любимым и др. Если я научился осознавать себя в каждый момент времени, то я не испытываю желания употреблять, я знаю, чего я хочу – есть, пить, общаться, быть любимым, услышанным, понятым и т.д.

Когда мы не отрицаем своих эмоций, когда мы постигаем язык чувств, мы становимся обладателями незаменимого средства решения проблем, подбрасываемых нам жизнью. Такая способность – основная предпосылка нашего выздоровления и духовного развития. Постижение наших собственных эмоций открывает нам новые перспективы и увеличивает вероятность реализации нашего потенциала. Мы превращаемся в думающего, чувствующего и действующего человека. Будьте честны в отношении своих чувств, не притворяйтесь счастливыми тогда, когда это не так, самоуверенными, когда вы напуганы, позвольте себе грустить, пугаться, волноваться, любить. И помните о том, что нет «хороших» или «плохих» чувств, они все важны. Чувства это то, что внутри нас, они дают нам ощущение жизни, они вносят в нашу жизнь краски и оттенки.

Понятно, что кому- то все это может быть не понятно и ново, кто – то не разбирается в этих тонких механизмах, но сегодня для того, чтобы вам помочь, работают психологи, психотерапевты, к которым всегда можно обратиться за помощью.

Источник

Болезнь «замерзших чувств»

Жизнь человека течет в бешеном ритме, каждый день в нашей жизни есть взлеты и падения, удачи и огорчения. Ежедневно мы испытываем гамму абсолютно разных чувств и эмоций. В день их количество может быть очень разным, как позитивных, так и негативных. И в норме мы умеем различать эти эмоции: понимать, где печаль, где тоска, где уныние, а где радость, удовлетворенность, восторг, умиротворение и т.д.

Ребенок с рождения имеет способность чувствовать. Он радуется, когда видит маму; плачет и огорчается, когда мамы рядом нет. Сначала это всего лишь очень малый набор чувств, но благодаря родителям, ребенок учится видеть и, самое главное, определять другие, очень схожие, но, все же, оттененные другим, чувства и эмоции. Ребенок начинает это понимать. Поэтому так важно всегда проговаривать свои чувства и эмоции, и задавать вопрос ребенку «Что ты сейчас чувствуешь?». Так должно быть, но не всегда это есть на самом деле.

Однако часто, в процессе воспитания многие взрослые мешают нормальному формированию эмоциональных переживаний у детей, поскольку у них самих есть с этим проблемы. В одних семьях восхваляют только положительные эмоции, заглушая отрицательные; в других семьях, наоборот, ребенок привыкает только к крикам и выплескам отрицательных эмоций. В таких семьях не принято выражать любовь. А в третьих семьях вообще никаких эмоций не выражается. И тогда ребенок учится «глотать» боль, а вместе с ней и выражение чувств и эмоций.

Впоследствии такие люди очень скупы на эмоции, не имеют представления, как выразить свои чувства другим людям и все их эмоции становятся очень примитивными. Люди становятся «неживыми», начинают понимать, что им не хватает эмоций, и хотят наполнить эту внутреннюю пустоту чем-нибудь, чтобы уйти от реальности, боли, напряжения и забыться. Такие люди автоматически попадают в группу риска от химических зависимостей, так как хотят получить много эмоций и чувств сразу. А все ПАВ умеют лживо «отключать» механизмы чувств, стимулировать одни чувства, и глушить другие. Когда действие ПАВ заканчивается, человек хочет достичь этого состояния снова и снова, и тут он становится уже зависимым.

Именно поэтому зависимому человеку помимо медикаментозного лечения, необходима помощь психолога и психотерапевта, для работы с эмоциональной сферой. Без изменений в этой сфере вероятность, что аддикт снова начнет употреблять, очень высока.

Что происходит по мере того, как чувства размораживаются и дифференцируются? Сперва зависимому человеку приходится столкнуться с большим количеством боли, потому что в первую очередь размораживаются чувства, порождающие душевную боль. Это может испугать и даже остановить аддикта на пути выздоровления. Но важно не сдаваться и идти вперед, и тогда вслед за негативом придет позитив.

Важно всегда продолжать работу над собой, ведь химическая зависимость — хроническая болезнь. Любому срыву, приводящему к употреблению ПАВ, предшествует эмоциональный взрыв. И если не обратить в этот момент внимание на свое эмоциональное состояние, то далее следует возврат опять к ПАВ.

И, конечно, не стоит бояться своих «негативных чувств». Потому что «негативных чувств» не бывает – бывают «неприятные», но и они – важная часть нашей жизни. Ведь «жить» — значит «чувствовать», а «чувствовать» — значит «жить». И попытка притупить часть чувств – это попытка наполовину не жить. Когда возвращаются чувства – возвращается ощущение жизни, возвращается желание жить, и уже нет потребности убегать в иллюзорный мир химической ирреальности.

Когда мы не отрицаем своих эмоций, когда мы постигаем язык чувств, мы становимся обладателями незаменимого средства решения проблем, подбрасываемых нам жизнью. Такая способность – основная предпосылка нашего выздоровления и духовного развития. Постижение наших собственных эмоций открывает нам новые перспективы и увеличивает вероятность реализации нашего потенциала. Мы превращаемся в думающего, чувствующего и действующего человека.

Источник

Что такое болезнь замороженных чувств

Болезнь замороженных чувств

Вместе со специалистами разбираемся, в чём причины наркомании и как обезопасить семью и ребёнка от этой болезни

Чаще всего слово «наркоман», произнесённое в адрес того, кто страдает этой зависимостью, звучит с осуждением и пренебрежением. Наркоман – это клеймо. Для большинства употребляющие наркотики – это те же самые маргиналы и преступники, нежели люди, страдающие тяжёлым заболеванием. Кто-то при этом жалеет родителей наркоманов, не задумываясь о том, что причины появления зависимости могут скрываться в самой семье. Наркомания – это болезнь, и разбираться нужно, в первую очередь, в том, что послужило её развитию.

Смертельная болезнь

Наркотическая зависимость – это прогрессирующая, смертельная болезнь, в которой задействована вся семья. Специалисты называют её биопсихосоциодуховной, поскольку она затрагивает 4 сферы человеческой жизни: биологическую, психологическую, социальную и духовную. Наркомания считается неизлечимой: болезнь можно научиться держать под контролем, но полностью избавиться от зависимости не удастся.

В процессе употребления наркотического вещества формируется зависимое мышление. Мозг начинает работать так, что употребляющий наркотики стремится только к тому, чтобы добыть вещество, и самостоятельно остановиться уже не может. Наркоман не знает, что такое страх, что такое любовь. Все чувства атрофируются, поэтому зависимость ещё называют болезнью замороженных чувств.

Корни заболевания

По словам заместителя председателя общественного движения г. Ижевска «За здоровое поколение», психолога реабилитационного центра «Ижевские социальные услуги» Виктории Шишкиной, корни любой зависимости, в том числе и наркотической, уходят в семью, где дети либо имеют свободный доступ ко всему и у них не формируются границы дозволенного, либо, наоборот, поставлены в очень жёсткие рамки. Зависимость формируется и там, где родители не занимаются воспитанием ребёнка: где мама и папа заняты выяснением отношений между собой, погружены в работу, при этом времени и сил на детей у них просто не остаётся, где родители сконцентрированы на личных интересах и равнодушны к малышу.

– Если ребёнку не хватает обычного человеческого внимания, любви и ласки в семье – неважно мальчик это или девочка – он будет привлекать к себе внимание негативным поведением: «Хотя бы сейчас вы обратите на меня внимание? Видите, я уже готов разрушить себя до смерти». А родители чаще всего не понимают, отчего это происходит. Они думают, что он балуется и у него это пройдёт, что у него слабый характер, нет силы воли. А зачастую они сами употребляют психоактивные вещества, даже в присутствии ребёнка, и им не хочется это признавать, – рассказывает Виктория Шишкина.

С самого раннего детства ребёнок должен знать, что он любим. Мама и папа должны объяснить ему, что такое хорошо и что такое плохо, научить его общению, в том числе с противоположным полом. Если же всё происходит с точностью до наоборот и ребёнок растёт с ощущением собственной ненужности, он не умеет принимать себя таким, какой он есть, у него страдает самооценка, он вынужден постоянно защищаться. Естественно, что отсюда трудности в общении со сверстниками, неумение строить отношения с противоположным полом, и от переживания всех этих проблем подросток убегает с помощью сигарет, алкоголя и, в крайнем случае, наркотиков. Если ребёнок не получает ничего в семье, он учится всему на улице.

На ребёнка влияет не только семья, но и школа. Социум тоже может стать причиной развития зависимости у ребёнка. Сегодняшние дети зачастую знают больше, чем педагог, который в неловких ситуациях начинает нервничать и защищаться, причём защищаться достаточно дисфункционально. В результате между детьми, которые действуют сообща, и педагогом, не владеющим основами психологии, происходят конфликты. Может случиться и так, что в классе отыщется ребёнок, которого учитель не может принять таким, какой он есть, и между ними также происходит конфликт.

– Мне кажется, учителям нужно овладевать базовыми психологическими навыками и учиться решать конфликты, – считает Виктория Шишкина.

Председатель общественного движения г. Ижевска «За здоровое поколение», педагог центра клубов «Синтез» Устиновского района города Ижевска Елена Лысцева считает, что сама система образования представляет собой благодатную почву для эмоционального насилия.

– Возьмём рядового учителя: приходит на работу рано, уходит поздно, целый день в стрессе, позаботиться о себе толком не может, а тут ещё директор начинает требовать что-то. Куда педагог выплеснет свою негативную энергию? На ком будет срываться? На детях, – говорит Елена Лысцева. – Когда учителю восстанавливаться и где находить силы на то, чтобы относиться к детям с любовью? Учителя иногда просто запугивают детей, в том числе изъятием из семьи, лишением их родителей прав, а между тем потребность в безопасности – одна из базовых потребностей человека. Если ребёнок не чувствует себя в безопасности, это может повлечь за собой развитие химической зависимости.

Комплексный подход к воспитанию здорового ребёнка

Здоровый ребёнок начинается со здоровой семьи и здоровой любви, поэтому с ребёнком нужно проводить как можно больше времени и как можно больше общаться, нужно избегать любого рода насилия – как физического, так и эмоционального, – формировать здоровые границы и здоровую самооценку у ребёнка.

– Родителю сложно всё это учесть, особенно тому, у кого собственная самооценка не сформирована, поэтому подходить к воспитанию детей нужно комплексно. Сейчас, например, существует мнение, что в каждом классе должен быть психолог, – рассказывает Виктория Шишкина.

По мнению Елены Лысцевой, с подростками надо проводить тренинги личностного роста, развития коммуникативных способностей, чтобы они понимали, какие чувства испытывают, чтобы умели проговаривать свои психологические травмы. Тогда потребность в употреблении психоактивных веществ отпадёт сама собой. Но проблема в том, что это настолько большой объём работы, что один штатный школьный психолог или социальный педагог не сможет его осилить.

Кроме недостатка специалистов, школа проигрывает и с точки зрения компетентности в вопросах зависимости.

– Тех подростков, которые начинают употреблять наркотики, видно сразу. В школе и рады были бы помочь, но у них недостаточно информации для этого, – считает Виктория Шишкина.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

С подростками, попавшими в социально опасное положение, в том числе и с наркозависимыми, в Удмуртии работают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Правда, в поле их зрения попадают только те ребята, которые совершают то или иное правонарушение, в том числе по статье 228 УК РФ «Незаконный сбыт наркотических средств несовершеннолетними». Комиссии проводят с каждым подростком индивидуальную профилактическую работу, целью которой является исправление несовершеннолетнего. Но ощутимого результата достичь пока не удаётся. Так, в прошлом году Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Первомайского района города Ижевска сняла с учёта только одного несовершеннолетнего наркомана, которому удалось исправиться, из десяти, стоявших на учёте. На сегодня комиссия работает с четырьмя подростками от 16 до 18 лет, употребляющими наркотики.

– Все дети, которых мы ставим на учёт, проходят лечение в наркодиспансере, но, как показывает практика, оно неэффективно: как только несовершеннолетние покидают его, они тут же срываются. Конечно, мы пытаемся решать проблему не только медикаментозно, но и с помощью психологов, однако и их усилия не приводят к желаемому результату, – говорит заместитель председателя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Первомайского района города Ижевска Светлана Базуева. – Организации, работающие с несовершеннолетними наркоманами, используют все доступные им средства лечения и профилактики, но ребёнок возвращается в свою семью, которая и упустила его, а семью мы переделать не можем. Вот в чём проблема.

Если подросток заболевает наркоманией, то заболевает вся семья и помогать нужно не только ребёнку, но и всей семье. Правда, родители зачастую не готовы признавать свои ошибки и принимать помощь специалистов. Кроме того, лечение и реабилитация наркозависимых стоят дорого, соответственно, работа со всей семьёй обойдётся ещё дороже. Это под силу далеко не каждой семье. А государство сегодня не готово предоставить семье комплексную помощь, чтобы она могла восстановить свои социальные функции.

– Если быть честным, то выздоровление чаще всего наступает в более ресурсных семьях: и с финансовой точки зрения, и с точки зрения желания родителей помочь своему ребёнку, понять свои ошибки и начать выстраивать отношения между собой, – говорит заместитель председателя общественного движения г. Ижевска «За здоровое поколение», психолог Виктория Шишкина.

Заместитель председателя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Первомайского района Светлана Базуева считает, что нужно обратить внимание на создание психологической службы внутри системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, чтобы в неё вошли и семейные психологи.

– Я считаю, что нужно работать и с душой ребёнка, и с душой родителя. Этих усилий нам и недостаёт, – говорит Светлана Базуева.

Кроме того, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Первомайского района Ижевска имеет положительный опыт работы с подростком-наркоманом, за исправление которого взялся общественный воспитатель. В результате юношу сняли с учёта, потому что ему удалось исправиться.

– Один человек может воздействовать на другого при условии, что между ними существует взаимная симпатия. Возможно, на парня подействовали доброта, душевное тепло и участие в его судьбе, – считает заместитель председателя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Первомайского района Светлана Базуева. – За те полгода, которые прошли с тех пор, как мы сняли его с учёта, его ни разу не задерживали, не привлекали к ответственности и, в целом, никакой негативной информации о нём до нас не доходит.

Общественным воспитателем может стать опытный педагог или психолог, умеющий работать с детьми. Правда, желающих пока единицы, потому что далеко не каждый взрослый готов взять на себя ответственность за воспитание подростка, употребляющего наркотики.

История № 1

В семье, которая находится на грани распада, потому что муж с женой принимают решение о разводе, растёт подросток-шестиклассник. Мальчик переживает от того, что происходит в семье. Учебный год заканчивается, начинаются летние каникулы. (Лето, кстати, самое опасное время, когда дети зачастую предоставлены сами себе: свободного времени у них много, родители работают.) Подросток идёт на улицу и пробует всё, что нельзя. В седьмом классе, к Новому году, он употребляет уже прямо в школе, открыто, никого не стесняясь, в том числе учителей. Более того, он начинает вовлекать в употребление и других детей. Конечно, при этом он перестаёт учиться. Школа ничего сделать не может, потому что соцпедагог – это тот же учитель алгебры и геометрии, которая сама нуждается в психологической помощи. В итоге родители забирают ребёнка из школы и отправляют на реабилитацию.

История № 2

Два года назад Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Первомайского района Ижевска поставила на учёт 16-летнюю девочку-подростка. Она пристрастилась к наркотикам после того, как её отец ушёл из семьи. Мужчина переехал в другой город, нашёл новую спутницу, а его несовершеннолетняя дочь превратилась из спортсменки, которая даже входила в сборную Удмуртской Республики по одному из игровых видов спорта, в наркоманку, за два года совершила три правонарушения. В скором времени комиссия вынуждена будет снять девушку с учёта, потому что ей вот-вот исполнится 18 лет, и передать её в наркологический диспансер. Будучи беременной, она продолжает употреблять наркотики. Что ждёт её дальше, неизвестно.

История № 3 – история со счастливым концом

В 2019 году Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Первомайского района сняла с учёта молодого человека, который начал употреблять наркотики после смерти отца. Мама подростка уверена, что эта потеря стала причиной сильного стресса, который юноша пытался пережить с помощью наркотических веществ. Как водится, всё началось с новых «друзей», готовых угостить веществом выбитого из колеи подростка. Когда мама мальчика узнала, что он пристрастился к наркотикам и начала ограничивать его в карманных деньгах, подросток стал закладчиком, чтобы заработать на очередную дозу вещества. Подростка осудили, поставили на учёт. Возможно, парню помогло то, что администрация колледжа, в котором он учился, пошла навстречу Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Первомайского района и назначила подростку общественного воспитателя.

Источник

Оцените статью