в) позволяет собрать информацию о ребенке в процессе личного общения. 8. Основным критерием психологической готовности ребенка к школе является: а) хорошо развитая речь; б) наличие словесно-логического мышления; в) наличие познавательной активности; г) все ответы верны. 9. К основным психическим новообразованиям младшего школьника относятся: а) произвольность и осознанность всех психических процессов, кроме интеллекта; б) произвольность и осознанность всех психических процессов, включая интеллект; в) осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности; г) появления чувства взрослости. 10. Основным показателем готовности ребенка к обучению в школе является: а) овладение основными навыками чтения и счета; б) развитие у ребенка мелкой моторики; в) желание ребенка ходить в школу; г) зрелость психических функций и саморегуляция; д) наличие у ребенка необходимых учебных принадлежностей 11. Исправление тех или иных недостатков развития называется: 12. Отрасль педагогики, рассматривающая обучение и воспитание детей с нарушением слуха: 13. Под обучением понимают: а) процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков; б) процесс передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику; в) предпринимаемые учеником учебные действия; г) процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и деятельности ученика. 14. Целью развивающего обучения является: а) развитие ученика как субъекта учебной деятельности; б) достижение высокого уровня обученности учащихся; в) формирование умственных действий и понятий; г) развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения. 15. Учебная деятельность состоит из: а) учебной задачи и учебных действий; б) мотивационного, операционного и регулирующего компонентов; в) работы познавательных процессов; г) действий внутреннего контроля и оценки. 16. Возможность ребёнка с помощью взрослого или в сотрудничестве с взрослым путём подражания выполнить то, что он не может выполнить самостоятельно, и таким образом подняться на более высокую степень развития: а) «Зона ближайшего развития»; б) «Зона актуального развития». 17. «Актуальный уровень» умственного развития – это: а) потенциальные возможности овладения навыками; б) когнитивное расстройство; в) нарушение эмоционально-волевой сферы; г) запас знаний и умений, которые сформированы к моменту обследования. 18. Что определяет понятие «Зона ближайшего развития»: а) потенциальные возможности ученика; б) недостатки деятельности ученика; в) незрелость психических функций ученика; г) активный уровень развития. 19. Одним из ведущих предметов коррекционных занятий является: в) социально-бытовая ориентировка. 20. Учебный предмет являющийся ведущим, т.к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения: 21. Что такое неуспеваемость а) неподготовленность учащихся по предмету; б) недостаток знания учащегося в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения; в) итоговая неподготовленность в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения; г) суммарная, комплексная, итоговая неподготовленность в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения. 22. Неуспевающий учащийся отличается на уроке: а) строгой дисциплинированностью; б) поведенческой пассивностью; в) весёлым нравом; г) выполняет с лёгкостью все задания учителя. 23. Коррекционная работа учителя направлена на развитие познавательной активности и воспитание ответственного отношения к учению, если ученик имеет: а) недостатки умственного развития и стремление к овладеванию знаниями, ответственное отношение к учебным обязанностям; б) недостатки умственного развития и безответственное отношение к учению; в) хорошее умственное развитие и отрицательное или безразличное отношение к знаниям; г) хорошее умственное развитие и сознательное, активное отношение к учению. 24. Усиление эмоционально-действенной стороны учебного процесса означает: а) организация специальных указаний, правил, предписаний, влияющих на протекание умственных процессов, специальный подбор содержания учебного материала, алгоритмизация отработки умений; б) создание эмоционально-благоприятных ситуаций для восприятия знания, ситуаций связанных с раскрытием практической, познавательной значимости изучаемого материала, способствующих осознанию недостаточности своих и необходимости приобретения новых знаний; в) разъяснение назначения приобретаемых умений и их роль в приобретении знаний; г) состояние занимательности и удивления в восприятии нового материала, установка к освоению новых знаний через призыв к особому вниманию, создание особого интеллектуального напряжения. ТЕСТЫ к Модулю 2. Психолого-педагогическая коррекция в начальной школе. Студентам дается на выбор ТРИ контрольные работы, которые они должны выполнить в качестве Рейтинга № 2. Контрольная работа I. Трудные дети Задание: 1. Охарактеризуйте особенности коррекционной работы отдельного учителя или воспитателя (учебно-воспитательного учреждения) с «трудным» ребенком. 2. Ответьте на вопросы: — кто отнесен в данном учреждении к «трудным»; — какие направления являются приоритетными в этой системе; — как организуется индивидуальная работа; — как отслеживается эффективность данной системы; — есть или нет положительные результаты. 3. Дайте собственные выводы. 1. Аллахвердова Н.Г., Соловейчик С.А. Трудный возраст. — М.: Знание, 1996. 2. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. Перевод с англ. — М.: Просвещение, 1991. 3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. — М.: 4. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными детьми: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1986. 5. Кочетов А.И., Вершинская Н.Н. Работа с трудными детьми. — М.: 6. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. — М.: Контрольная работа № 2. Проблема школьной успеваемости и её причины Содержание контрольной работы находится в Приложении I настоящей Учебной Программы. Контрольная работа № 3. Проблема школьной неуспеваемости и её устранение Задание: Описать и проанализировать работу учителя, психолога, врача, дефектолога, логопеда в комплексной системе коррекционно-педагогического воздействия на неуспевающих школьников на основе Карты психофизического развития детей. Содержание контрольной работы находится в Приложении II настоящей Учебной Программы. ТЕСТЫ к Модулю 3. Профилактика и психолого-педагогическая коррекция отклоняющегося поведения младших школьников. РЕЙТИНГ № 1. К девиациям в поведении несовершеннолетних относят: б) социально-педагогическую запущенность; в) задержки психического развития. 2. Одаренные дети – это: а) способные, творческие и целеустремленные дети; б) умные, интеллектуально развитые дети; в) дети с высокой мотивацией; г) способные учиться на «4» и «5»; 3. При первых же признаках отклоняющегося поведения ребенка педагогу следует: а) бить тревогу и начинать коррекционную работу; б) разобраться, от какого стандарта и на сколько отклоняется поведение; в) обращаться к «узким» специалистам; г) спокойно наблюдать; 4. Воспитанность характеризуется: а) предрасположенностью человека к воспитательным воздействиям; б) усвоением нравственных знаний и форм поведения; в) умением человека адекватно вести себя в обществе, взаимодействуя с другими людьми в различных видах деятельности. 5. Один из самых простых способов понимания другого человека, уподобление ему, отождествление с ним себя — это: 6. Сопереживание, вчувствование, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека, называется: 7. Осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, называется: 8. Психологическим механизмом возникновения этого состояния является противоречие между обостренной потребностью в эмоциональном признании со стороны родителей и невозможностью ее удовлетворения: а) истерический невроз; 9. Что относится к видам неврозов: б) истерический невроз; в) невроз навязчивости; 10. Автор учения о высшей нервной деятельности: 11. Автор теории системной динамической локализации: 12. Развитие – это: а) накопление количественных изменений в организме человека; б) уничтожение старого и возникновение нового; в) количественные и качественные изменения в организме человека, происходящие во времени под воздействием различных факторов. 13. Акселерация – это: а) процесс активной деятельности личности; б) ускоренное формирование интеллектуальных сил личности; в) ускорение индивидуального развития человека; г) ускоренное физическое и психическое развитие личности в детском и подростковом возрасте. 14. В школьном консультировании: а) оказывается психологическая поддержка учащимся; б) проводятся собеседования и тесты; в) стремятся вводить эффективные методы обучения; г) верны все ответы. 15. Преподавание предметов природоведческого цикла направлено на: а) развитие устной речи; б) коррекцию недостатков умственного и психического развития в) развитие наблюдательности, памяти, внимания; г) формирование естественнонаучных знаний. 16. 16. Первым этапом процесса усвоения знаний является: а) формирование понятий; в) восприятие отдельных природных объектов. 17. Формирование мировоззрения, научного понимания мира и его законов является направлением: а) принципа развивающего обучения; б) принципа систематичности и системности в обучении; в) принципа воспитывающего обучения. 18. На основе какого принципа выделяются группы учащихся по степени усвоения учебного материала: а) принцип индивидуализации в обучении; б) принцип дифференцированного подхода; в) принцип доступности в обучении. 19. Наиболее распространенными словесными (устными, вербальными) методами изложения учебного материала являются: а) рассказ, описание и объяснение, беседа; б) упражнения, практические работы, рассказы; в) контрольные работы, объяснения, повторения. 20. В каком виде реабилитации нуждается ребенок для восстановления утраченных учебных умений, познавательных навыков: 21. Основными формами коррекционно-развивающего обучения являются: а) индивидуальные занятия; б) групповые занятия; в) фронтальные занятия. 22. Какое действие педагога принесет меньше всего пользы в процессе организации педагогического общения с учениками: б) приглашение к действию; в) сравнение с другими учениками. 23. Какой из методов устного изложения дает обратную связь: 24. Прямой путь коррекционного воздействия на семейное общение возможен если: а) родители понимают необходимость в коррекции личности или поведения своего ребёнка, но не хотят идти на контакт с учителями; б) отсутствует контакт между семьёй и школой и родители агрессивно настроены против учителей; в) если родители идут на контакт с учителями, но не признают или не понимают необходимость в коррекционно-педагогическом воздействии на ребёнка; г) если существует взаимопонимание родителей и учителей и родители сами обращаются за помощью к учителям, психологам и социальным работникам. VI.4. Вопросы к зачету 1. Предмет и задачи курса «Психолого-педагогическая коррекция». 2. Психологическая готовность ребенка к школе. 3. Физиологическая готовность ребенка к школе. 4. Социальная (личностная) готовность ребенка к обучению. 5. Коррекционно-развивающая работа с детьми не готовыми к школе. 6. Основные направления работы по формированию учебной деятельности и коррекции ее недостатков. 7. Формирование учебной деятельности как задача начального обучения школьников. 8. Реализация учебной деятельности в общеучебных и интеллектуальных умениях. 9. Методические решения проблемы формирования учебной деятельности и коррекция ее недостатков у младших школьников. 10. Критерии и методика определения эффективности формирования учебной деятельности и коррекция ее недостатков. 11. Дети с нарушением поведения. 12. Виды отклоняющегося поведения младших школьников. 13. Педагогическая работа по коррекции отклонений в поведении школьников. 14. Невротические состояния у детей. Профилактика и коррекция. 15. Школьные неврозы. Дидактогения. 16. Гиперактивность (минимальная мозговая дисфункция — ММД). 17. Психолого-педагогическая помощь ребенку, переживающему горе. 18. Коррекционно-педагогические воздействия учителя начальных классов в системе обучения и воспитания младших школьников. 19. Коррекционно-развивающее обучение в начальной школе. 20. Принципы организации коррекционно-развивающей работы в школе. 21. Содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности. 22. Методы коррекционной поддержки. 23. Школа и семья как партнеры в воспитании детей «группы риска». 24. Групповые формы коррекции и развития эмоционально-личностной сферы учащихся младших классов. 25. Выявление и коррекция детских страхов. 26. Задачи коррекционно-развивающего обучения в психическом развитии детей. 27. Принципы развивающего обучения и его возможности в коррекционной работе. 28. Практические методы осуществления коррекционно-развивающего обучения. 29. Индивидуализация и дифференциация коррекционно-развивающего обучения. 30. Сказкотерапия. Игротерапия. Арт-терапия. Рисуночная терапия. 33. Нервные заболевания. 34. Нервно-психические заболевания. 37. Педагогическая помощь детям, имеющим нервные и психические заболевания. 38. Профилактика девиантного поведения младших школьников. 39. Одаренный ребенок. 40. Опыт любого учителя в осуществлении коррекционно-развивающего обучения в начальной школе. Пешкова Валентина Евгеньевна УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ» специальность 031200 – «Педагогика и методика начального образования» Учебно-методическое пособие. | • Главная | • Контакты | | | |