- Амбивалентность чувств
- Смотреть что такое «Амбивалентность чувств» в других словарях:
- Амбивалентность
- Содержание
- История понятия
- Современная интерпретация
- Примечания
- См. также
- Ссылки
- Литература
- Полезное
- Смотреть что такое «Амбивалентность» в других словарях:
- Амбивалентность — что это такое в психологии и психиатрии
- Что такое амбивалентность
- Понятие «амбивалентность» в психологии и психиатрии
- Основные виды двойственности
- Причины возникновения амбивалентности у человека
- Как проявляются амбивалентные чувства
- Как избавиться от амбивалентности: диагностика и лечение
Амбивалентность чувств
Смотреть что такое «Амбивалентность чувств» в других словарях:
амбивалентность чувств — см. чувство: амбивалентность. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
Амбивалентность Чувств — (от лат. ambo оба и valentis имеющий силу) комплекс эмоциональных состояний, связанных с двойственностью в отношении к человеку или явлению при одновременном его принятии и отвержении. Так, например, в ревности происходит объединение чувств любви … Психологический словарь
Амбивалентность чувств — (от лат. ambo – оба и valeo – имею силы) – внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению и характеризующееся его одновременным принятием и отвержением, например … Словарь-справочник по социальной работе
Амбивалентность (чувств) — (от лат. ambo «оба» и valeo «имею силы») – испытывание противоположных или смешанных чувств к кому л. или чему л., особенно любви и ненависти; склонность к постоянному изменению чувств или отношения к кому , чему л.; несогласованность,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Амбивалентность чувств — (от греч ambi приставка, обозначающая двойственность, лат. valentia сила) сложное состояние личности, связанное с одновременным возникновением противоположных эмоций и чувств; проявление внутреннего конфликта личности. Часто наблюдается у… … Педагогический терминологический словарь
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ — (от греч. ambi приставка, обозначающая двойственность, лат. valentia сила) сложное состояние личности, связанное с одновременным возникновением противоположных эмоций и чувств; проявление внутреннего конфликта личности. Часто наблюдается у… … Педагогический словарь
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ — несогласованность эмоциональных переживаний (симпатии и антипатии, любви и ненависти и т. п.), связанных с двойственным отношением к человеку, предмету или явлению. При этом наблюдается противоречие между устойчивым чувством и временным… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ — несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений к какому л. объекту … Психомоторика: cловарь-справочник
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ — (от греч. amphi приставка, обозначающая двойственность, лат. valentia сила) несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений к некоторому объекту … Словарь по профориентации и психологической поддержке
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ — одновременно противоречивые эмоции к одному и тому же объекту … Юридическая психология: словарь терминов
Источник
Амбивалентность
Амбивале́нтность (от лат. ambo — «оба» и лат. valentia — «сила») — двойственность отношения к чему-либо, в особенности — двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.
Содержание
История понятия
Термин введен Эйгеном Блейлером. Он считал амбивалентность основным признаком шизофрении [1] и выделял три типа амбивалентности [2] :
- Эмоциональную: одновременно позитивное и негативное чувство к человеку, предмету, событию (например, в отношении детей к родителям).
- Волевую: бесконечные колебания между противоположными решениями, невозможность выбрать между ними, зачастую приводящая к отказу от принятия решения вообще.
- Интеллектуальную: чередование противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека.
Его современник Зигмунд Фрейд вкладывал в этот термин иной смысл. Он рассматривал амбивалентность как сосуществование двух изначально присущих человеку противоположных глубинных побуждений, самыми фундаментальными из которых являются влечение к жизни и влечение к смерти.
Современная интерпретация
В современной психологии есть два понимания амбивалентности:
- В психоанализе под амбивалентностью обычно понимается сложная гамма чувств, которую человек испытывает к кому-либо. Предполагается, что амбивалентность нормальна по отношению к тем, чья роль в жизни индивида также неоднозначна. Однополярность же чувств (только положительные или только отрицательные) интерпретируется скорее как проявление идеализации или обесценивания, то есть предполагается, что чувства на самом деле скорее всего амбивалентны, но индивид этого не осознаёт.
- В клинической психологии и психиатрии под амбивалентностью понимается периодическая глобальная смена отношения индивида к кому-либо: ещё вчера вечером пациент испытывал к некоему человеку только положительные чувства, сегодня утром — только отрицательные, а сейчас — снова только положительные. В психоанализе такое изменение отношения обычно называется «расщепление Эго».
Примечания
- ↑ Stotz-Ingenlath G (2000). «Epistemological aspects of Eugen Bleuler’s conception of schizophrenia in 1911» (PDF). Medicine, Health Care and Philosophy3 (2): 153–9. DOI:10.1023/A:1009919309015. PMID 11079343. Проверено 2008-07-03.
- ↑ Stotz-Ingenlath G (2000). «Epistemological aspects of Eugen Bleuler’s conception of schizophrenia in 1911» (PDF). Medicine, Health Care and Philosophy3 (2): 153–9. DOI:10.1023/A:1009919309015. PMID 11079343.
См. также
Ссылки
Литература
- Webster’s New World Collegiate Dictionary, 3rd Edition.
- Van Harreveld, F., van der Pligt, J., & de Liver, Y. (2009). The agony of ambivalence and ways to resolve it: Introducing the MAID model. Personality and Social Psychology Review, 13, 45-61.
- Зигмунд Фрейд:
- Trois essais sur la théorie sexuelle (1905), Gallimard, collection Folio, 1989 (ISBN 2-07-032539-3)
- Analyse d’une phobie d’un petit garçon de cinq ans : Le Petit Hans (1909), PUF, 2006 (ISBN 2-13-051687-4)
- L’Homme aux rats : Journal d’une analyse (1909), PUF, 2000 Modèle:ISBN 2-13-051122-8
- Cinq psychanalyse (Dora,L’homme aux Loup, L’homme aux rats, Petit Hans, Président Schreber), rééd, traduction revisées, PUF Quadige (ISBN 2-13-056198-5)
- La dynamique du transfert (1912)
- Jean Laplanche, Jean-Bertrand Pontalis, Vocabulaire de la psychanalyse, Paris, 1967, éd. 2004 PUF-Quadrige, No 249, (ISBN 2-13-054694-3)
- Alain de Mijolla et coll. : Dictionnaire international de la psychanalyse, Ed.: Hachette, 2005, (ISBN 2-01-279145-X)
- José Bleger : Symbiose et ambiguité, PUF, 1981, (il y distingue l’ambiavalence de la divalence, (ISBN 2-13-036603-1)
- Paul-Claude Racamier: Les schizophrènes Payot-poche, (est notamment envisagée la distinction entre l’ambivalence névrotique et la paradoxalité psychotique), rééd. 2001, (ISBN 2-228-89427-3)
- Michèle Emmanuelli, Ruth Menahem, Félicie Nayrou, Ambivalence : L’amour, la haine, l’indifférence, Ed.: Presses Universitaires de France, 2005, Coll.: Monographies de psychanalyse, (ISBN 2-13-055423-7)
- Ambivalenz, Erfindung und Darstellung des Begriffs durch Eugen Bleuler, Bericht 1911 vom Vortrag 1910 und Veröffentlichung 1914
- Jaeggi, E. (1993). Ambivalenz. In A. Schorr (Hrsg.), Handwörterbuch der Angewandten Psychologie (S. 12-14). Bonn: Deutscher Psychologen Verlag.
- Thomae, H. (1960). Der Mensch in der Entscheidung. Bern: Huber.
- Bierhoff, H.W. (1996). Neuere Erhebungsmethoden. In E. Erdfelder, R. Mausfeld, T. Meiser & G. Rudinger (Hrsg), Handbuch quantitative Methoden (S. 59-70). Weinheim: Psychologie Verlags Union.
- Jonas, K., Broemer, P. & Diehl, M. (2000). Attitudinal ambivalence. In W. Stroebe & M. Hewstone (Eds.), European review of social psychology (Vol. 11, pp. 35–74). Chichester: Wiley.
- Glick, P. & Fiske, S.T. (1996). The ambivalent sexism inventory: Differentiating hostile and benevolent sexism. Journal of Personality and Social Psychology, 70, 491-512.
- Glick, P. & Fiske, S.T. (2001). An ambivalent alliance. Hostile and benevolent sexism as complementary justifications for gender inequality. American Psychologist, 56, 109-118.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Амбивалентность» в других словарях:
амбивалентность — амбивалентность … Орфографический словарь-справочник
амбивалентность — Сосуществование антагонистических эмоций, идей или желаний по отношению к одному и тому же лицу, предмету или положению. Согласно Блейлеру, который ввёл этот термин в 1910 г., кратковременная амбивалентность является частью нормальной психической … Большая психологическая энциклопедия
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ — (от лат. ambo оба и va lentia сила), двойственность чувств, переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает к себе у человека одновременно два противоположных чувства, напр, удовольствия и неудовольствия, любви и… … Философская энциклопедия
Амбивалентность — Амбивалентность ♦ Ambivalence Сосуществование в одном и том же человеке и в его отношении к одному и тому же предмету двух различных аффектов – удовольствия и страдания, любви и ненависти (см., например, Спиноза, «Этика», III, 17 и схолия),… … Философский словарь Спонвиля
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ — (от латинского ambo оба и valentia сила), двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, например любви и ненависти … Современная энциклопедия
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ — (от лат. ambo оба и valentia сила) двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, напр. любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия; одно из чувств иногда подвергается… … Большой Энциклопедический словарь
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ — (греч. amphi вокруг, около, с обеих сторон, двойственное и лат. valentia сила) двойственное, противоречивое отношение субъекта к объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных импульсов, установок … Новейший философский словарь
амбивалентность — сущ., кол во синонимов: 3 • двойственность (27) • двузначность (2) • неоднозначность … Словарь синонимов
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ — (от лат. ambo оба и valentia сила) англ. ambivalency; нем. Ambivalenz. Двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, напр., антипатию и симпатию. см. АФФЕКТ, ЭМОЦИИ. Antinazi.… … Энциклопедия социологии
Амбивалентность — (от лат. ambo оба и valentia сила) термин, обозначающий внутреннюю двойственность и противоречивость политического явления, обусловленные наличием противоположных начал в его внутренней структуре; двойственность переживания, когда один и тот же… … Политология. Словарь.
амбивалентность — и, ж. ambivalent, e adj. <лат. ambo оба + valentia сила. Двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства: любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия и т. д. БАС … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Источник
Амбивалентность — что это такое в психологии и психиатрии
Считается, что у нормальных, здоровых людей сознание одно. И мышление и настроение, скажем так, однонаправленны; настроение при этом относительно устойчиво в течение длительного отрезка времени. Однако существует явление, которое именуется понятием «амбивалентность».
Что такое амбивалентность
Слово «амбивалентность» означает всякую двойственность, неоднозначность. Сосуществование полярных явлений и состояний. В психологии и психиатрии амбивалентность – это расщепление и двойственность отношения человека к чему-либо; в частности, это двойственность переживания, когда один и тот же предмет или явление вызывает у человека два противоположных чувства одновременно.
Термин «амбивалентность» ввёл в психиатрию швейцарский учёный Эйген Блейлер. Это именно тот учёный, который является автором терминов «шизофрения» и аутизм. Несложно представить, какое отношение имел этот исследователь к амбивалентности. Действительно, он считал её главным признаком шизофрении или по крайней мере шизоидности. Сам термин «шизофрения» означает «расщепление ума», что близко по значению слову «амбивалентность» и применительно к мышлению и психике.
Понятие «амбивалентность» в психологии и психиатрии
Психология и психиатрия – две «сестры», поэтому многие понятия и идеи в них пересекаются. Так же произошло и с понятием амбивалентности. Оно имеется в обеих науках, но в каждой из них понимание его несколько разное.
В психологии этим словом называют сложную совокупность чувств, которую человек испытывает к чему-либо. Амбивалентность в психологии признаётся нормой, поскольку большая часть явлений, с которыми человек сталкивается в жизни, оказывает на него неоднозначное влияние и имеет неоднозначную ценность. А вот однополярные чувства (только положительное или только отрицательное) зачастую свидетельствуют о некоем психическом расстройстве, поскольку идеализация или полное обесценивание чего-либо являются отклонениями. Чувства «нормального» человека, таким образом, чаще всего амбивалентны, но он сам может этого не осознавать.
В психиатрии и клинической психологии под амбивалентностью понимается периодическое изменение отношения человека к одному и тому же объекту. Например, некто может утром относиться к другому человеку только положительно, вечером – только отрицательно, а на следующее утро – опять только положительно. Ещё такое поведение называют «расщеплением Эго», это понятие принято в психоанализе.
Основные виды двойственности
Упомянутый Блейлер выделял три вида амбивалентности:
- Эмоциональная – одновременно негативное и позитивное отношение к предметам и событиям (например – отношение детей к родителям);
- Волевая – колебания между противоположными решениями, которые нередко заканчиваются отказом принимать решение вообще;
- Интеллектуальная – чередование противоположных суждений, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека.
Также иногда выделяется социальная амбивалентность. Она вызвана тем, что социальный статус человека в различных ситуациях (на работе, в семье) может быть различен. Также социальная амбивалентность может означать, что человек колеблется между разнородными, противоречащими друг другу культурными ценностями, социальными установками.
К примеру, человек может жить по законам светского мира и в то же время посещать церковь, участвовать в обрядах. Нередко люди сами указывают на свою социальную амбивалентность, называя себя, к примеру, «православными атеистами».
Другой психотерапевт, Зигмунд Фрейд, понимал понятие «амбивалентность» несколько по-иному. В нём он видел одновременное существование в человеке двух противоположных изначальных влечений, при этом главными из них являются два побуждения – влечение к жизни и влечение к смерти.
Причины возникновения амбивалентности у человека
Причины возникновения двойственности бывают самые разные, так же как и разновидности этой двойственности. У здоровых людей могут встречаться только социальная и эмоциональная двойственность. Такие расстройства появляются вследствие острых переживаний, стрессов, конфликтов в семье, на работе. Когда причина амбивалентного отношения устраняется, исчезает и сама амбивалентность.
Также двойственность возникает из-за неврастенических и истерических состояний, вследствие неуверенности в человеке или другом объекте отношения. Амбивалентность отношения к родителям имеет место у детей, поскольку эти самые близкие для него люди, которые его любят, одновременно с этим вторгаются в его личное пространство.
Амбивалентность в отношении социальных и культурных ценностей является результатом противоречивого воспитания, жизненного опыта, амбиций человека. К примеру, конформизм и покорность государственной власти порождает такие явления, как, например, сосуществование в одном и том же человеке коммунистических, монархических и либерально-демократических идей, ненависть к «навязанным американцами ценностям» и одновременная любовь к американским товарам, музыке, фильмам.
Другое дело – амбивалентность при тех или иных патологиях. Она может возникать при ряде заболеваний:
- При шизофрении и шизоидных состояниях.
- При затяжной клинической депрессии.
- Во время обсессивно-компульсивного расстройства.
- В случае биполярного аффективного расстройства.
- При различных неврозах.
Психика человека, как здорового, так и больного, является сложными и непроходимыми дебрями, разобраться в которых может только специалист. И устанавливать точные причины двойственности тоже должны специалисты – врач-психотерапевт, психиатр, клинический психолог.
Как проявляются амбивалентные чувства
Основные проявления двойственности – это противоположное отношение к одним и тем же людям, противоречивые мысли, идеи, противоречивые стремления по отношению к одному и тому же объекту, постоянные колебания между противоречивыми решениями.
При этом поведение человека постоянно меняется: из спокойного он может превратиться в истеричного, скандального, агрессивного – и наоборот; из осторожного и даже трусливого может превратиться в храброго и безрассудного, а потом обратно.
Двойственное состояние для пациента оборачивается стрессовыми ситуациями, причиняет ему дискомфорт, вызывает панику и неврозы.
Конкретных проявлений амбивалентного состояния множество. Наиболее ярким примером является ревность: человек испытывает по отношению к своей «второй половинке» одновременно и любовь, и ненависть, и привязанность, и злость и отторжение. Сосуществование этих чувств вызывает скандалы, нервные срывы, истерики.
Ещё пример: человек не в состоянии сделать выбор между двумя простыми вещами. Он может, к примеру, отказываться от воды, испытывая сильную жажду; может протянуть руку партнёру для пожатия и тут же её отдёрнуть.
Амбивалентное состояние неоднократно описывалось в литературе. Один из наиболее ярких примеров – мысли Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского. При этом герой, стремящийся совершить преступление и одновременно боящийся это сделать, явно страдает психическим расстройством, не совсем здоров.
Социальная амбивалентность довольно сильно распространена в Турции. Это страна, разрывающаяся между «европейской» и «азиатской» идентичностью. Зачастую турки боятся сразу двух вещей: нарушить исламские религиозные предписания и, вместе с тем, показаться иностранцам верующими мусульманами. И если турчанка носит платок на голове, то перед иностранными гостями она спешит оправдаться – мол, это не из религиозных побуждений, а это просто красиво (или удобно). Если турок отказывается есть свинину, то он спешит заверить окружающих, что это только потому, что ему не нравится её вкус. Впрочем, многие турки уже достаточно свободно пробуют свинину и даже пытаются её готовить, также в стране много свиноферм. Причина такой двойственности кроется, в частности, в экономике страны: всё в Турции «заточено» под европейских туристов, и стремление угодить английским, немецким и русским гостям буквально во всём сталкивается с привычкой следовать традициям.
Впрочем, в той или иной степени такая двойственность свойственна и жителям других стран. Итальянцы считают себя глубоко верующими католиками, однако они же известны и как яркие жизнелюбы, любители развлечений, весёлого времяпрепровождения и шумных возлияний. В России социальная и культурная амбивалентность подчас приводила к резким поворотам в судьбе страны. К примеру, император Александр I слыл ярым республиканцем, он намеревался установить в России республику, отречься от престола, упразднить монархию и назначить свободные выборы. Но через некоторое время «забыл» об этих обещаниях и начал проявлять себя как жёсткий самодержавный правитель. И. В. Сталин в стране, гордящейся свержением царизма и господства православной церкви, фактически возродил царизм, да ещё и возвысил православную церковь в придачу.
При этом если в других странах сосуществование противоположных идентичностей чаще всего не приводит к конфликтам и не отражается на психике граждан, то в России амбивалентность ощущается довольно мучительно. Многие россияне не имеют личного мнения по отношению к тем или иным реалиям и полностью доверяются государственной пропаганде, моде, советам различных «экспертов» из телевизора: ведь они одновременно мечтают «хорошо жить», ностальгируют по Советскому Союзу с его дефицитом, пуританством и декларативным атеизмом и верят в Бога.
Как избавиться от амбивалентности: диагностика и лечение
Диагностироваться амбивалентное состояние должно специалистами, которые работают с «душевной» сферой человека: это психологи (обычный и клинический), психотерапевт, психиатр.
Для выявления двойственного состояния применяются различные тесты. Это, к примеру, тест Каплана, диагностирующий биполярное расстройство; тест Пристера, выявляющий конфликтные ситуации; конфликтологический тест Ричарда Петти. Однако стандартного теста, который бы в точности определил наличие или отсутствие амбивалентного состояния, на сегодняшний день не создан.
Общепринятое тестирование, которое используется специалистами, включает в себя вопросы:
- Показывает ли человек другим, что он чувствует в глубине души?
- Обсуждает ли он свои проблемы с другими людьми?
- Чувствует ли он себя комфортно при откровенных разговорах с другими?
- Боится ли он, что другие люди прекратят с ним общаться?
- Волнуется ли он, если другим людям нет до него дела?
- Вызывает ли у него зависимость от других неприятные чувства?
Каждый вопрос предполагает оценку от 1 до 5 – диапазон от «полностью не согласен» до «полностью согласен».
Когда наличие двойственности установлено, можно приступать к её лечению. При этом следует понимать, что амбивалентность – это не самостоятельное заболевание, а проявление какого-то другого. Поэтому чтобы устранить амбивалентность, нужно избавиться от причины её возникновения.
Устранение амбивалентности производится как медикаментозным методом, так и посредством бесед с психологом и психотерапевтом, тренингов, групповых занятий.
Из лекарств применяются антидепрессанты, транквилизаторы, нормотимики, седативные препараты. Они снимают эмоциональное напряжение, борются с резкими перепадами настроения, регулируют количество нейромедиаторов, избавляют от головных болей и оказывают другое воздействие; всё вместе позволяет устранить причины амбивалентного состояния.
Психотерапия для лечения амбивалентности важна не меньше, а зачастую даже больше, чем медикаментозный метод. При этом важен индивидуальный подход к каждому пациенту, необходимо учитывать особенности его личности, характера, склонностей.
Источник