Что отличает эмоционально интуитивного оратора

Какой Вы оратор?

По профессии я психолог и потому очень настороженно отношусь к различным типологиям и делению людей на классы, виды. Всё-таки личность человека невозможно загнать в какие бы то ни было рамки, упростить ее. Это напоминает навешивание ярлыков на живых людей. «Экспресс-снимок», который можно получить в результате прохождения теста, он плохого качества — на нем отображаются стандартные черты, в которых сложно узнать Вас настоящего.

НО, если относиться к типологиям разумно, то из них даже можно извлечь пользу.

Что значит «относиться разумно»? Понимать, что стопроцентных совпадений практически не бывает, что в реальности типы смешанные (допустим, в одном человеке мирно уживаются 70% первого типа и по чуть-чуть от второго и третьего). Что всегда есть исключения из правил, что совершенных типологий не существует, а советы в них — это не руководство к действию.

Тогда что же полезного можно вынести из типологии? Можно проанализировать поведение или взглянуть на свои качества под другим углом, увидеть слабые и сильные стороны, взять на вооружение кое-какие советы для своего или вообще для каждого из типов.

Ораторов еще с незапамятных времен пытались поделить на виды. И одним из первых удачную попытку сделал древнеримский политический деятель, полководец и философ Цицерон.

Он взял да поделил всех риторов на три типа согласно тому, чем они пользуются для убеждения публики, — четко выстроенными рассуждениями или эмоциональным воздействием.

И вот, что у него получилось.

Попробуем составить досье на каждый тип.

Первый тип

Скромен и сдержан. Речь его стройная, логичная и напоминает диалог двух интеллектуалов: оратора и его публики. С аудиторией он общается на равных. Как говорил М. Е. Литвак, ставит слушателя в позицию Взрослого. Такой эффект живого общения достигается за счет активного использования риторических вопросов и вопросно-ответной формы общения.

Его сверхспособности: рассудительность, логичность и умение делать четкие, правильные выводы.

За что его любят: за умение доносить сложные вещи простым языком и за рациональность суждений.

Слабая сторона: как правило, довольно сухая речь, которую ему сложно сделать эмоциональной и живой. А психика человека устроена так, что после первых 20 минут слушания появляется скука и внимание становится рассеянным (ничего не поделаешь, таков цикл внимания). Именно поэтому монотонная речь сдержанных ораторов вызывает у многих сонливость.

Какой можно дать совет такому спикеру?

При подготовке к выступлениям письменно редактировать свою речь и обогащать ее метафорами, сравнениями, эпитетами, афоризмами и пословицами.

А еще вставлять кое-где смешные истории и шутки в тему. Остроумие очень к лицу этому оратору.

Второй тип

Можно сказать, он — противоположность первого. Строит выступление на эмоциональной подаче информации: сыплет шутками, историями из жизни, умело вставляет яркие метафоры и сравнения, меняет тембр, темп и скорость речи… Кажется, нет такой темы, которую он не смог бы «оживить».

Его сверхспособность: он вспыльчив, импульсивен и «горит» идеей, которую пытается донести. Он притягивает к себе внимание и держит зал в напряжении от начала речи и до самого ее конца.

Слабая сторона: из-за своей горячности упускает из виду одну важную деталь, а именно — последовательность и структуру речи. Как правило, его речь сбивчива и непоследовательна, что вызывает сложности при восприятии. Какой совет можно дать такому оратору?

Готовиться к выступлениям в два этапа. Для начала записывать свою речь в том виде, в каком она исходит от сердца со всей бурей эмоций, выражениями и отступлениями. На втором этапе — прорабатывать полученный текст: анализировать его и отсекать лишнее.

Во время самого выступления идеально иметь при себе четкий план речи — он спасет от ненужных высказываний и затягивания выступления.

И, наконец, третий тип

Конечно же, воплощение «золотой середины». Он располагается между слишком сдержанным первым и чрезмерно импульсивным вторым. В его выступлении присутствуют и логически выстроенная структура, и эмоциональная подача. В общем, эталон, к которому можно стремиться.

Правда, здесь напрашивается вопрос: а существуют ли такие идеальные ораторы в природе? Оставим этот вопрос риторическим.

Разумно сочетая качества первых двух типов, можно получить оратора, владеющего своей речью и умеющего воздействовать не только на разум, но и на чувства слушателя. А «вылепить» этот идеал можно из того, что есть, наращивая то, чего не хватает: кому-то — эмоциональности, кому-то — последовательности и логичности.

Конечно, есть и другие классификации. Педагог и автор работ по риторике С. Ф. Иванова с ее эмоционально-интуитивным, рационально-логическим, философским и лирическим типами, на мой взгляд, осовременила и дополнила типологию Цицерона.

Любопытна и оригинальна классификация автора книг по риторике С. А. Минеевой. Она разделила спикеров на три типа — в зависимости от того, что они ставят во главе своего выступления: свою речь, аудиторию или самого себя. Но это уже совсем другая история. Кто заинтересовался, может с легкостью найти и ту, и другую (и еще десяток других типологий ораторов) в интернете.

А мы вернемся к Цицерону.

Ну что, Вы узнали себя в одном из описанных выше типов? Что-то отозвалось у Вас, когда читали их описания? Выбрали направление работы над собой?

Отлично! Значит, цель статьи (и моя) достигнута!

И напоследок, самое главное: не нужно подражать любимому спикеру или искусственно создавать собственный оригинальный стиль выступления! Вы итак неповторимы и уникальны! И всё, что Вам нужно, — максимально раскрыть себя перед аудиторией! А это уже совсем другой вектор приложения сил.

Удачных Вам выступлений и удовольствия от них!

Источник

Типы ораторов

Исследование индивидуальных особенностей риторов, влияющих на стиль речи и манеру выступления. Обзор речевых личностей. Характеристика типов ораторов: эмоционально-интуитивного, рационально-логического, философского, лирического, популиста и демагога.

Рубрика Разное
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 08.01.2017
Размер файла 21,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава 1. Типы ораторов

1.4 Лирический (художественно-образный)

Изучение ораторского искусства притягательно во все времена. К нему стремятся люди, которые хотят влиять на других посредством живого слова. Одним нужно убеждать аудиторию для того, чтобы получить какую-то выгоду для себя, для других же вся выгода — это радость от созерцания просветленных лиц слушателей, получивших ту информацию и то эмоциональное воздействие, которые были им необходимы.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи — это контакт со слушателями. Ведь речь произносится, чтобы ее слушали, правильно воспринимали, запоминали. По определению психологов, контакт — это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями. В результате чего возникает эта общность? Прежде всего, на основе совместной мыслительной деятельности, т.е. оратор и слушатели должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы — оратор, излагая тему своего выступления, а слушатели, следя за развитием его мысли. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакта нет. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории ученые называют интеллектуальным сопереживанием.

Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание, т.е. оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства. Таким образом, контакт между оратором и аудиторией возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью и испытывают сходные переживания. Понятие ораторского искусства выражение «ораторское искусство» имеет несколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом.

Это искусство построения, а также публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства. Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности, овладеть которым должен каждый, кто профессионально связан с устным словом. Термин «ораторское искусство» имеет латинские корни. Его синонимами являются греческие слова: риторика, красноречие. На протяжении многовековой истории ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества. Наиболее широкое применение оно всегда находило в юриспруденции, в политической деятельности. Многие юристы и политики были известными ораторами. Необходимо иметь в виду, что ораторское искусство всегда обслуживало и обслуживает интересы определенных социальных групп, классов, отдельных личностей. Оно одинаково может служить как правде, так и лжи, быть использовано в нравственных либо безнравственных целях. Кому и как служит ораторское искусство — основной вопрос, который решается на протяжении всей истории развития науки, начиная с Древней Греции. Поэтому в ораторском искусстве очень важна нравственность оратора, его моральная ответственность за содержание речи.

Каждый ритор имеет свои индивидуальные особенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления. Поэтому теоретики ораторского искусства издавна выделяли разные типы ораторов. Так, Цицерон в целях дифференциации красноречия в своих трактатах об ораторском искусстве описывал три рода (типа) ораторов. Первый род, по Цицерону, — «ораторы велеречивые, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений, решительные…». По его словам, это ораторы «решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, во всеоружии готовые трогать и обращать сердца». Другой род ораторов — «сдержанные и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие, а не возвеличивающие, отточенные в своей прозрачной… и сжатой речи». Между этими двумя родами есть еще один — «средний и как бы умеренный род, не применяющий ни тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натиска первых…».

По сути, данная типология демонстрирует ставшее сегодня традиционным деление ораторов по типу психики на две основные группы: рациональные и эмоциональные. Цицерон задолго до появления учения о высшей нервной деятельности человека отметил, что существуют ораторы, для которых основное риторическое средство воздействия — логика рассуждений, и ораторы, воздействующие на слушателей своей эмоциональностью.

Так, можно выделить следующие типы речевых личностей.

Во всем, что делает личность, относимая к данному типу, проявляется ярко выраженная экспрессивность. Говорит страстно, увлеченно, пересыпая речь остротами и каламбурами, но не всегда может уследить за логикой развития мысли и «свести концы с концами». И если не запасется карточкой со строгим планом, то может «занестись», потерять мысль и в результате останется впечатление эмоциональной болтовни. Серьезные письменные работы выполняет в два этапа: на первом этапе сразу записывает свободное высказывание на определенную тему. А на втором этапе анализирует структуру и логику записанного, перекраивает текст, а затем переписывает заново, следя за логикой.

К этому типу относятся люди, эмоциональная жизнь которых часто остается скрытой от постороннего взгляда, хотя их сдержанность вовсе не означает отсутствие эмоциональности. Они больше склонны к рефлексии, анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Подготовка «логиков» к любому высказыванию отличается систематизацией материала, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы «сидит внутри них», и, как правило, ораторы этого типа во время выступления не пользуются им. Их чаще заботит другое: как сделать свою речь более образной, эмоциональной и какие подобрать примеры. В письменной речи осознавшие свой тип «логики» стремятся использовать выразительные цитаты, афоризмы, пословицы.

Люди этого типа труднее поддаются описанию, так как бывают более или менее склонны к анализу; иногда очень организованны в своей работе, а порой действуют по наитию. Людям такого склада чаще характерен устойчивый познавательный интерес, они могут долго и глубоко изучать одну тему, одну проблему, роясь в «архивной пыли». Чаще всего «философы» отказываются от скороспелых заметок в газету, публичных выступлений перед аудиторией, не любят научно-популярного жанра. Зато они могут прекрасно подготовить научную статью, с удовольствием выступят с докладом в научном кружке или обществе, а их письма к друзьям и коллегам отличаются глубоким содержанием, развернутыми рассуждениями. В речи индивидуальность философов выражена не резко, так как в представителях этого типа с разной мерой преобладания проявляются и сдержанность, и эмоциональность, и даже лиризм.

1.4 Лирический (художественно-образный)

Чаще всего это утонченные, художественные натуры, они мыслят более образами, чем логическими категориями. Им свойственно образное восприятие действительности и метафоричность в выражении мыслей. Речь их ярка. тип оратор стиль манера

Конструктивный оратор нацелен на речь. Его основная задача — показать решение проблемы. Поэтому он точно и определенно формулирует для себя тезис и стремится раскрыть его в речи, старается привести убедительную аргументацию, высказывает конкретные предложения. Именно конструктивный оратор ориентируется на определение риторики, данное Аристотелем: это «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета», т. е. тщательно продумывает и структурирует содержание, соответствующее своей цели и предназначенное конкретной ауди-тории.

Ориентирован на оратора, т. е. на самого себя. Его основная цель- предъявить себя. Речи оратора-демагога обычно малосодержательны, тезиса нет совсем или он очень неконкретный. Он говорит общеизвестные истины, его предложения сводятся к расплывчатым лозунгам (необходимо улучшить работу…, нужно повысить сознательность…, разработать программу… и т. п.). В такой речи может быть много критики, но она не направлена на конкретное явление или событие, а носит обобщенный характер (ср. «Если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет…»). Такой оратор ориентируется на определение риторики как «науки хорошо говорить», сформулированное еще Квинтилианом, и ритора как «достойного мужа, готового к речи». Демагог всегда готов к речи, независимо от аудитории и предмета, поскольку им движет желание самовыражения.

Ориентируется на аудиторию. Его задача — завоевать симпатии слушателей любой ценой, поэтому он говорит то, что хочет услышать от него именно эта аудитория в этот момент. В то время как конструктивный оратор борется за привлечение сторонников к тому или иному мнению, старается усилить аргументацию, — популист нацелен на привлечение сторонников к определенной личности (чаще всего к своей), какими бы ни были ее взгляды. Обычно для реализации этого замысла популист прибегает к озвучиванию наиболее заманчивых идей, за осуществление которых призывает бороться совместно с ним, или, напротив, конструирует очевидного и всеми осуждаемого врага, пугает им и призывает расправиться с ним. В большинстве случаев популистская программа реализует в себе так называемый «принцип айсберга». Он заключается в следующем. Центром внимания популизма являются лишь видимые, находящиеся на поверхности, проблемы. Это недостаток популизма, но одновременно и его видимое достоинство, ибо проблемы, лежащие на поверхности, во-первых, более доступны для понимания, а во-вторых, это, как правило, проблемы наболевшие.

Следует помнить, что особенность программы популизма — его деструктивность. В основном популизм работает в области разрушительных, а не созидательных действий. Он более приспособлен к критике, опровержению, а не к доказательству и утверждению.

Рассмотренная типология ораторов является своего рода отражением известной мысли Аристотеля: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается…».

Те или иные типологии фиксируют наблюдения над спецификой речевого поведения обобщенной языковой личности в типичных коммуникативных ситуациях. Любая попытка формирования той или иной типологии, поиск оснований для их создания отражают рефлексию исследователей над многогранностью риторической практики человека и способствуют коррекции собственной речемыслительной деятельности.

Ораторство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи. Из всего сказанного выше ясно, что ораторы чаще всего делятся по эмоциональному аспекту. Совершенствование в ораторском искусстве, делая жизнь человека полнее и интереснее, способно принести величайшую радость. Но это и необходимость, ибо, как заметил еще более ста лет тому назад А.П. Чехов: «Дурно говорить, должно бы считаться для интеллигентного человека таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноречию следует считать неизбежным».

1. С.Ф. Иванова «Специфика публичной речи».- М., 2005 г.

2. Карнеги Д. «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично». — М., 2000 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Физиологические особенности строения волос и типов лица. Подбор прически для мужчин с учётом индивидуальных особенностей; анализ влияния классики выполнения на современную технологию стрижки в мужском зале. Разработка схемы выполнения мужской стрижки.

курсовая работа [4,4 M], добавлен 08.01.2014

Изучение основных принципов, правил и методов ухода за кожей лица и рук. Отличительные черты типов волос. Рекомендации по правильному мытью и сушке волос. Виды модных причесок. Советы по макияжу. Как правильно одеваться. Стиль в одежде и цветовые типы.

презентация [744,8 K], добавлен 20.05.2011

Характеристики типов прически и этапы создания. Формы, стиль, размеры, пропорции и симметрия в прическе. Технология и последовательность создания прически на основе элемента ажур. Используемые инструменты, приспособления и приборы для выполнения прически.

курсовая работа [1,2 M], добавлен 12.07.2011

Характеристика внешних данных фигуры и образа модели. Возможность прически определять и дополнять присущий стиль, соответствующий определенной внешности, манерам и образу жизни. Подбор прически с учетом силуэта и формы. Основные элементы стрижки «Алла».

контрольная работа [52,8 K], добавлен 07.05.2011

Оценка типажа клиента при выборе стиля, в ходе моделирования прически. Рабочие инструменты стилиста, оборудование салона. Этапы выполнения мужской стрижки экстравагантного стиля при мелировании волос с учетом индивидуальных особенностей потребителя.

курсовая работа [1,5 M], добавлен 17.05.2014

Источник

Оцените статью