Что нечто чувственно не воспринимаемое
2. Но рядом с этим бесконечным разнообразием идей или предметов знания существует равным образом нечто познающее или воспринимающее их и производящее различные действия, как-то: хотение, воображение, воспоминание. Это познающее деятельное существо есть то, что я называю умом, духом, душою или мной самим. Этими словами я обозначаю не одну из своих идей, но вещь, совершенно отличную от них, в которой они существуют, или, что то же самое, которой они воспринимаются, так как существование идеи состоит в ее воспринимаемости.
3. Все согласятся с тем, что ни наши мысли, ни страсти, ни идеи, образуемые воображением, не существуют вне нашей души. И вот для меня не менее очевидно, что различные ощущения или идеи, запечатленные в чувственности, как бы смешаны или соединены они ни были между собой (т.е. какие бы предметы ни образовали), не могут существовать иначе как в духе, который их воспринимает. Я полагаю, что каждый может непосредственно убедиться в этом, если обратит внимание на то, что подразумевается под термином существует в его применении к ощущаемым вещам. Когда я говорю, что стол, на котором я пишу, существует, то это значит, что я вижу и ощущаю его; и если б я вышел из своей комнаты, то сказал бы, что стол существует, понимая под этим, что, если бы я был в своей комнате, то я мог бы воспринимать его, или же что какой-либо другой дух действительно воспринимает его. Здесь был запах – это значит, что я его обонял; был звук – значит, что его слышали; были цвет или форма – значит, они были восприняты зрением или осязанием. Это все, что я могу разуметь под такими или подобными выражениями. Ибо то, что говорится о безусловном существовании немыслящих вещей без какого-либо отношения к их воспринимаемости, для меня совершенно непонятно. Их esse есть percipi, и невозможно, чтобы они имели какое-либо существование вне духов или воспринимающих их мыслящих вещей.
4. Странным образом среди людей преобладает мнение, что дома, горы, реки, одним словом, чувственные вещи имеют существование, природное или реальное, отличное от того, что их воспринимает разум. Но с какой бы уверенностью и общим согласием ни утверждался этот принцип, всякий, имеющий смелость подвергнуть его исследованию, найдет, если я не ошибаюсь, что данный принцип заключает в себе явное противоречие. Ибо, что же такое эти вышеупомянутые объекты, как не вещи, которые мы воспринимаем посредством чувств? А что же мы воспринимаем, как не свои собственные идеи или ощущения (ideas or sensations)? И разве же это прямо-таки не нелепо, что какие-либо идеи или ощущения, или комбинации их могут существовать, не будучи воспринимаемы?
5. При тщательном исследований этого предположения, может быть, окажется, что оно в конце концов зависит от учения об абстрактных идеях. Ибо может ли быть более тонкая нить абстрагирования, чем отличение существования ощущаемых предметов от их воспринимаемости так, чтобы представлять их себе как существующие невоспринимаемыми? Свет и цвета, тепло и холод, протяжение и формы, словом, все вещи, которые мы видим и осязаем, – что они такое, как не разнообразные ощущения, понятия, идеи и чувственные впечатления? И возможно ли даже мысленно отделить которую-либо из них от восприятия? Что касается меня, то мне было бы также легко отделить какую-нибудь вещь от себя самой. Правда, я могу мысленно разделить или представлять себе отдельными одну от другой такие вещи, которые я, может быть, никогда не воспринимал чувственно в таком разделении. Так, я воображаю туловище человеческого тела без его членов или представляю себе запах розы, не думая о самой розе. В таком смысле я не отрицаю, что могу абстрагировать, если можно в точном значении слова называть абстрагированием деятельность, состоящую только в представлении раздельно таких предметов, которые и в действительности могут существовать или восприниматься раздельно. Но моя способность мыслить или воображать не простирается далее возможности реального существования или восприятия. Поэтому, как я не в состоянии видеть или осязать нечто без действительного ощущения вещи, точно так же я не в состоянии помыслить ощущаемые вещь или предмет независимо от их ощущения или восприятия. На самом деле объект и ощущение одно и то же (are the same thing) и не могут поэтому быть абстрагируемы одно от другого[6].
6. Некоторые истины столь близки и очевидны для ума, что стоит лишь открыть глаза, чтобы их увидеть. Такой я считаю ту важную истину, что весь небесный хор и все убранство земли, одним словом, все вещи, составляющие Вселенную, не имеют существования вне духа; что их бытие состоит в том, чтобы быть воспринимаемыми или познаваемыми; что, следовательно, поскольку они в действительности не восприняты мной или не существуют в моем уме или уме какого-либо другого сотворенного духа, они либо вовсе не имеют существования, либо существуют в уме какого-либо вечного духа и что совершенно немыслимо и включает в себе все нелепости абстрагирования приписывать хоть малейшей части их существование независимо от духа. Чтобы сказанное представить с ясностью и очевидностью аксиомы, мне кажется достаточным вызвать размышление читателя, дабы он мог составить беспристрастное суждение о своем собственном мнении и направить свои мысли на сам предмет свободно и независимо от затруднений слов и предрассудков в пользу ходячих заблуждений.
7. Из сказанного очевидно, что нет иной субстанции, кроме духа или того, что воспринимает; но для более полного доказательства этого положения надо принять в соображение, что ощущаемые качества суть цвет, форма, движение, запах, вкус и т.п., т.е. идеи, воспринятые в ощущениях. Между тем очевидное противоречие заключается в предположении, будто идея заключается в невоспринимаемой вещи, ибо иметь идею значит то же самое, что воспринимать; следовательно, то, в чем существуют цвет, форма и т.п., должно их воспринять; из этого ясно, что не может быть немыслящей субстанции или немыслящего субстрата этих идей.
8. Вы скажете, что идеи могут быть копиями или отражениями (resemblances) вещей, которые существуют вне ума в немыслящей субстанции. Я отвечаю, что идея не может походить ни на что иное, кроме идеи; цвет или фигура не могут походить ни на что, кроме другого цвета, другой фигуры. Если мы мало-мальски внимательно всмотримся в наши мысли, мы найдем невозможным понять иное их сходство, кроме сходства с нашими идеями. Я спрашиваю, можем ли мы воспринимать эти предполагаемые оригиналы или внешние вещи, с которых наши идеи являются будто бы снимками или представлениями, или не можем? Если да, то, значит, они суть идеи, и мы не двинулись ни шагу вперед; а если вы скажете, что нет, то я обращусь к кому угодно и спрошу его, есть ли смысл говорить, что цвет похож на нечто невидимое; твердое или мягкое похоже на нечто такое, что нельзя осязать, и т.п.
9. Некоторые делают различие между первичными и вторичными качествами. Под первыми они подразумевают протяжение, форму, движение, покой, вещественность или непроницаемость и число, под вторыми – все прочие ощущаемые качества, как, например, цвета, звуки, вкусы и т.п. Они признают, что идеи, которые мы имеем о последних, несходны с чем-либо, существующим вне духа или невоспринятым; но утверждают, что наши идеи первичных качеств суть отпечатки или образы вещей, существующих вне духа в немыслящей субстанции, которую они называют материей. Под материей мы должны, следовательно, разуметь инертную, нечувствующую субстанцию, в которой действительно существуют протяжение, форма и движение. Однако из сказанного выше ясно вытекает, что протяжение и движение суть лишь идеи, существующие в духе, что идея не может быть сходна ни с чем, кроме идеи, и что, следовательно, ни она сама, ни ее первообраз не могут существовать в невоспринимающей субстанции. Отсюда очевидно, что само понятие о том, что называется материей или телесной субстанцией, заключает в себе противоречие. Это в такой мере ясно, что я не считаю необходимым тратить много времени на доказательство нелепости данного мнения. Но ввиду того, что учение (tenet) о существовании материи пустило, по-видимому, глубокие корни в умах философов и влечет за собой столь многочисленные вредные выводы, я предпочитаю показаться многоречивым и утомительным, лишь бы не опустить ничего для полного разоблачения и искоренения этого предрассудка.
Источник
Теоретический материал. В данной теме рассмотрим структуру (от лат
В данной теме рассмотрим структуру (от лат. structura – «строение», «внутреннее устройство чего-либо») или морфологию (от др. греч. μορφή — «форма» и λόγος — «учение») и динамику (от греч. δύναμις — сила, мощь) культуры. Структура культуры – это совокупность элементов, из которых она состоит, а также связей отношений между ними.Динамика культуры – это совокупность ее изменений, включающих ее формирование, развитие, расцвет и упадок, а также факторы, обуславливающие эти изменения.
Структурной единицей культуры является артефакт (от лат. аrtefactum — искусственно сделанное, рукотворное). Это любой предмет неприродного происхождения, т.е. сотворенный человеком, причем как материальный, так и нематериальный, например, поступок человека, или высказывание о том, что сегодня хорошая погода, тоже являются культурными артефактами, поскольку происходят от человека и наполнены определённым смыслом. В следующей теме мы подробнее остановимся на сущности артефактов, а сейчас определим, что совокупность артефактов, связанных друг с другом особыми смысловыми отношениями образуют культурные формы – устойчивые комплексы артефактов, наличествующие практически во всех культурах и во все времена. Например, культурными формами являются: приготовление и прием пищи, свадебный обряд, похороны, ношение одежды, взаимоотношение детей и родителей, младших и старших родственников и т.п. В разных культурах эти формы будет проваляться по-разному, но общие функции, а также глубинные смысловые связи внутри этих форм культуры практически идентичны, поэтому образуют узнаваемые способы существования человека, особые формы организации его жизнедеятельности.
В свою очередь, совокупность различных культурных форм образует культурные системы. Культура всякого народа – это культурная система, поскольку состоит из бесчисленных культурных форм, обуславливающих ее уникальность и функциональность. Например, практически любая более или менее развитая культура как система включает такие формы как: семья, воспитание и образование, политика, право, отношения к собственности, отношения к природе, к окружающим людям, формы экономической деятельности, литература, искусство, досуг, мораль и нравственность и т.п.
Наиболее простая и эффективная классификация культуры – это ее деление на материальную и духовную.Материальная культура – это все чувственно воспринимаемое, что создано человеком и человечеством. Таковым, например, являются: стол, мебель вообще, автомобиль, компьютер, дом, забор, фабрика, экономическая системы страны и т.п. Но все эти материальные объекты и системы объединяет не только эта материальность, но и то, что они обладают определённой полезностью, поскольку направлены на удовлетворение определенных потребностей человека. Но полезность вещи не всегда есть только некое ее утилитарное предназначение, сводящееся к материальному. Практически всякий объект чувственно воспринимаемой части культуры включает в себя нечто не материальное, а именно – смысл, значение и ценность. Так, для кого-то автомобиль просто средство передвижения, необходимая для более комфортного существования материальная вещь, а для другого – это не просто вещь, это как минимум «мой автомобиль, с которым связано множество событий моей жизни, он ценен для, т.к. это часть моей жизни, быть может, часть моего Я». Такое положение дел очень хорошо отражает поговорка: «что моё – то золото!». Или, например, книга – это обычные материальный предмет, но его предназначение, конечно, если это действительно хорошая книга, — воплощать в себе духовность, т.е. духовную культуру, знания, смыслы, ценности, значения и в целом жизнь человека. Эти примеры демонстрирую нам, что разделение культуры на материальную и духовную в определенном смысле условно, но именно объединение материального и духовного – это ключевая, жизненно важная функция культуры, необходимая для выживания человека и человечества. Исходя из этого, можно определить, что большинство элементов материальной культуры наряду с утилитарной функцией, несут в себе и функцию символа – объекта, презентующего скрытые смыслы и значения, связующие данный артефакт со множеством других, а также с другими формами культуры или даже с культурными системами.
Теперь очевидно, что духовная культура – это нечто, чувственно не воспринимаемое, но воспринимаемое или посредством интеллекта, практического разума, или же духовно, посредством «вчувсвования» в смыслы, с помощью некоего «внутреннего ока». К духовной культуре относятся: знания, ценности, идеалы, смыслы, значения, символические образы и представления и в целом вся духовная деятельность, связанная с производством духовных продуктов. Духовная культура в обществе обычно представлена нравственностью, религией, искусством, философией, наукой, тогда как материальная культура получает свое воплощение в материально-производственной сфере.
Другим вариантом классификации культуры является ее подразделение на мировую культуру и на этнические, и национальные культуры.
Соответственно, мировая культура – это совокупность взаимосвязанных материальных и духовных достижений культур разных народов. В мировой культуре выделяют доминирующие этические и региональные культуры. Так, в настоящее время можно выделить такие крупнейшие составляющие мировой культуры, как европейская, американская этнические культуры, конгломерат этнических культур стран Востока (или культуры мусульманских стран), этнические культуры народов, проживающих на территории России и стран СНГ, культуры восточных народов, где преобладает буддизм и его разновидности.
Этническая культура – это совокупность материальных и духовных продуктов и ценностей, созданным народом или группой народов, проживающих на одной территории и объеденных чувством этнической сопричастности, общностью традиций, языка и менталитета. Элементом, определяющим уникальность и своеобразие всякой этнической культуры, является система ценностей, разделяемых представителями этноса или родственных этносов. Ценности определяют нормы поведения и отношения в обществе, мировоззрение, мышление, формы восприятия и чувствования людей. Так, поведение и картина мира японца или китайца, будут очень сильно отличаться от поведения и картины мира европейца.
Национальная культура. Нация отличается от этноса наличием общей территории, экономического и лингвистического единства, государства и политического единства. Другими словами, нация чаще всего – это совокупность разных народов, являющихся гражданами единого государства. Отсюда, национальная культура – это конгломерат этнических культур, но представляющих собой некой уникальное единство.
Выделяют также народную, профессиональную, обыденную и специализированную культуры, а также культуру повседневности.
Народная культура – это совокупность культурных комплексов, наиболее близко расположенных к глубинным слоям менталитета народа. Сущность данного высказывания можно понять, обратив внимание на своеобразие любой национальной одежды, быта, языка обыденной жизни представителей этноса. Народная культура анонимна, консервативна, близка к природе, часто находит свое выражение в сказках, мифах, пословицах, поговорках, в стереотипах повседневного поведения. Народный менталитет хорошо выражает, например, самоописание одного человека, который говорит: «Я русский, потому что люблю широту полей, русские народные песни, историю русского народа, люблю Пушкина, Толстого, Достоевского, баню и верховую езду, часто надеюсь на авось или на Бога и хочу жить в просторной деревенской избе!». Вполне понятно, что данное высказывание отражает микроскопическую долю народной культуры и присущего ей менталитета, тем не менее, оно выражает их основы внутреннее единство посредством универсальных культурных символов, образов, ценностей и представлений.
Профессиональная культура – это культура, создаваемая профессиональными общностями людей, занятых в определенной сфере деятельности.
Обыденная культура – культура повседневной практической жизни человека, это часть повседневной реальности, связанная с обеспечением жизни человека, его основных потребностей. Например, подростки, приводящие вечера на скамейке за болтовней и игрой на гитаре, или старушки, ежедневно обсуждающие в очередях последние новости о ценах на ЖКХ – тем самым удовлетворяют потребность в общении, а значит, вокруг этого складывается целая совокупность смыслов и стереотипов поведения. Формы обыденной культуры не специализированы и не институализированы, т.е. не возведены в официальный ранг.
Специализированная культура – это культура институализированная, связанная с образованием и обучением в определённой сфере. Например, если болтающие ни о чем на скамейке подростки, вдруг начнут дискутировать по вопросу о влиянии идей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого на русскую литературу и философию, то мы можем говорить о том, что из формы обыденной культуры они перешли в форму специализированной культуры. Такой переход вывел их за рамки обыденности, за рамки узких межличностных отношений, потребовал от них актуализации определенных знаний, логики мышления, свел с целыми пластами высококультурной жизни.
Способы реализации и воплощения обыденного и специализированного аспектов культуры можно подразделить на четыре основных блока.
Культура социальной организации и регуляции, которая включает в себя хозяйственную (экономическую), политическую и правовую культуры общества. Культура познания и рефлексии, включающая философскую, научную, религиозную и художественную (литература, живопись, скульптура, архитектура, музыка, танец, театр, кино, цирк и т.п.) культуры. Культура социальной коммуникации – совокупность социальных и специализированных способов обмена информацией. Культура физической и психической репродукции, включающая культуру физического развития, культуру поддержания и восстановления здоровья, культуру воссоздания энергобаланса человека, культуру отдыха, психической рекреации и реабилитации человека.
Важным представляется деление культуры на массовую (популярную) и элитарную.
Массовая или популярная культура – это культура большинства, культура многих, это совокупность тех способов и стереотипов существования и жизнедеятельности, в рамках которых проходит жизнь среднестатистического человека. Этот виду культуры можно встретить, не выходя из дома. Достаточно включить телевизор или понаблюдать за собой в обычное время в обычных ситуациях. Обыденная культура – это культура стереотипов, усредненного мышления, заниженной рефлексии, унификации, тривиальности и массовости. В большинстве случаев, массовая культура – это культура потребления, но не творчества, она легко доступна. Основная ее функция – развлечение, избавление от скуки, удовлетворение чувственных потребностей, компенсация различных негативных проявлений жизни, нужды в чем-либо. С другой стороны, нельзя говорить о массовой культуре как только о чем-то сугубо негативном. Такова она лишь на самых примитивных и низких уровнях. «Хлеба и зрелищ!» — вот лозунг такого уровня. На более высоких уровнях массовая культура соприкасается и с высшими формами культуры и даже выражает их. Например, экранизация романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (2005) под руководством режиссёра и автора сценария В. Бортко в целом была направлена на массового потребителя, усредненного и не хватающего с неба звезд обывателя. Но именно через эту массовость, а также посредством превосходной игры актеров широкому кругу зрителей стало доступно это бессмертное творение великого писателя, и хочется надеяться, что многих из нас эта кинокартина хоть на какое-то время вывела за рамки усредненности и обыденности.
Элитарная культура – культура привилегированных групп общества, культура меньшинства, в некоторых случаях культура одиночек. Обычно именно в этом пласте культуры появляется нечто новое, рождаются художественные шедевры, научные открытия, новые религиозные и философские концепции, именно здесь получает наибольшее развитие духовность человека. В рамках этого вида культуры главенствуют особые ценности, нормы поведение, мышления и восприятия, преобладает индивидуальность и уникальность, в противовес инфицированности и массовости популярной культуры. Естественно, не все элитарные группы относятся к элитарной культуре, а только те, что ориентированы на поистине настоящую духовность, которые не погрязли в псевдо духовности и псевдо ценностях, не ориентированы на еще большее приращение власти и денег. Но таких элит все меньше и это – характерная черта большинства современных обществ, когда, что для тех, кто внизу, что для тех, кто на верху – мамона становится единственным Богом.
В данном курсе очень важно рассмотреть феномены контркультуры и субкультуры. Контркультура – это культура, стоящая в оппозиции к общепринятым образам, смыслам, значениям и культурным ценностям. Таковы, например, культуры хиппи, панков, битников, рокеров (байкеров), скинхедов, отчасти таковой является культура футбольных фанатов. Такие культуры часто выражают циркулирующие в обществе дух бунтарства, недовольства существующим положением дел в обществе, общепринятыми ценностями и идеалами. Контркультура – это реакция на противоречия, развивающиеся в господствующей культуре, на ее кризисное состояние, контркультура, если она не превращается в антикультуру, способствует привнесению в общество новых веяний, на фоне себя самой позволяет пересмотреть многое в господствующих порядках и представления.
Субкультура – это органическая составляющая всякой целостной национальной или этнической культуры, но обладающая определенной автономностью, отличительными четами, местной спецификой. Субкультуры формируются на основе этнографических, конфессиональных, профессиональных, сословных признаков и отличаются от доминирующей культуры особым языком, образом поведения, обычаями. К субкультуре можно отнести сельскую и городскую культуры, культуру молодежи, субкультуры представителей сексуальных меньшинств и проч. В отличие от контркультур, субкультуры не противопоставляют себя доминирующей культуре, не стремятся переделать существующий мир иной культуры, подорвать его устои, хотя, при наличии определенных условий, некоторые субкультуры могут превращаться в контркультуры.
Вопросы для самопроверки:
1. Что отличает элитарную культуру от массовой культуры?
2. Посредством чего осуществляется переход от повседневной культуры к культуре специализированной?
3. Что лежит в основе народной культуры?
4. Почему очень сложно провести четкую грань между материальными и духовными элементами культуры?
Литература по теме:
1. Астафьева О.Н. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. Теория культуры. Учебное пособие. М.. 2012.
2. Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. Культурология в вопросах и ответах М., 2011.
1. Дианова В.М. Культурология: основные концепции. СПб., 2005.
2. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. СПб., 2005.
3. Кант И. Что такое просвещение? // Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1966.
4. Межуев В.М. Идея культуры. М., 2006.
Источник