- Различия людей и животных: интеллект, физиология и психология
- Различия мышления людей и животных
- Физиологические отличия
- Психологические и эмоциональные особенности
- Какое чувство отличает человека от животного?
- Сходства и различия человека и животного: интеллект, поведение, эмоции
- Что нас отличает от животных чувства
Различия людей и животных: интеллект, физиология и психология
Животные и люди – это многоклеточные организмы, обладающие определенными инстинктами и чертами. Но, в отличие от животных, человек обладает самосознанием и мышлением – главными характеристиками, ставящими его на ступень выше других обитателей живого мира.
Различия мышления людей и животных
Речь – главная черта, отличающая человека от других млекопитающих. Животные могут издавать звуки, но они не выстраивают их в грамотную, разборчивую и связанную речь. Во многом такая особенность связана с интеллектом и строением голосового аппарата. Есть и другие отличия, связанные с мышлением, мозгом и интеллектом:
- Творческая и сознательная деятельность. Человек сам определяет рамки поведения, руководствуясь социальными нормами и стандартами, а также выбирает стратегию своей деятельности в обществе. Он обладает способностью планирования и прогнозирования, на это не способно ни одно другое живое существо, обитающее на Земле. Все действия животных обусловлены инстинктами, и они не отделяют себя от природы.
- Преобразование окружающего мира. Животные приспосабливаются к тому, что их окружает, формируя поведение, исходя из обстоятельств. Человек сам производит материальные и духовные ценности, культуру, а также окружающую действительность.
- Постоянный рост потребностей. В отличие от животных, люди нуждаются в духовном и культурном саморазвитии после удовлетворения базовых физиологических потребностей. Спрос на блага постоянно увеличивается, тогда как другим млекопитающим достаточно инстинктивного удовлетворения потребностей.
- Мышление. Рассуждения и умозаключения – черта людей, но не животных. Животные не способны на столь сложную умственную деятельность, хотя у некоторых обезьян коммуникативные возможности присутствуют.
Человек – существо, которое всегда стремится к чему-то более комфортному и совершенному. Животным же достаточно удовлетворения потребностей в еде, безопасности и сне (а также размножении).
Физиологические отличия
На человеческом теле шерстяной покров представлен в гораздо меньших объемах, чем у большинства других млекопитающих. Это обусловлено тем, что в ходе эволюции человек потерял потребность в защите от холода и маскировке путем естественных физических качеств.
Еще одна весомая особенность – это прямохождение. Только человек способен передвигаться с прямой спиной на двух ногах. Некоторые животные тоже перемещаются на 2 лапах и изредка используют руки, но с прямой спиной они не ходят.
Вытекает отсюда третья физиологическая особенность – наличие функционального большого пальца, который развит лучше, чем у обезьян. Палец заметно расширяет возможности использования разных предметов и орудий труда.
Только у людей на Земле способен появляться на щеках румянец – это 4 отличительная особенность, однако точные причины ее проявления науке неизвестны.
Психологические и эмоциональные особенности
Люди могут управлять своими чувствами и эмоциями, им известны нормы морали и другие поведенческие принципы. У животных все это отсутствует, инстинкт размножения – частично неконтролируемая потребность, человек же может сдерживать свои желания.
Важно! Человек, в отличие от животных, способен выбирать – размножаться или нет. Потребность в продолжении рода появляется далеко не у всех людей.
Следующая особая черта – это период детства. У людей оно длится свыше 18 лет, тогда как у животных взросление наступает на 1-2 году жизни. Человеческие младенцы в зависимости от родителей находятся в десятки раз дольше, чем детеныши животных.
Люди и животные – живые организмы, которые одинаково боятся боли и опасности, способны пугаться и пребывать в спокойном состоянии. Однако мыслительные способности человека, интеллект выдвинули его далеко вперед в процессе эволюции.
Источник
Какое чувство отличает человека от животного?
Животные обладают чувствами. Страх, ярость, паника, сострадание и т. д. На примере домашних питомцев можно более отчетливо видеть чувства испытываемые животными в разных ситуациях. Немало новостей, в том числе видеороликов о котах и собаках, в тот момент когда подчиняются каким-то эмоциям, чувствам. Не буду пересказывать то, что было в СМИ, расскажу о том, чему я был свидетелем. Была у меня кошка и как-то она разродилась. Была зима, холодно, мороз, так что я ее оставил с котятами в комнате, где топилась печь. Почти столетний каменный дом на крутом склоне горы, рядом дорога, в отдалении, в зыбком мареве, снежные вершины. Котята уже прозрели и вовсю куролесили. Бывало, что люди избавлялись от котят и подкидывали их куда-нибудь подальше от своего дома. В тот день, выйдя на улицу, я услышал жалобное мяуканье. Ну вот подкинули котенка сразу подумалось. Котенок забился куда-то между камнями и боялся вылезать. Я оствил его и, подойдя к двери в дом, открыл ее. В это время кошка услышала котенка на улице и что с ней сделалось! Как она побежала на улицу на этот жалобный звук. Найдя котенка она взяла его — он был еще грудной — и принесла в дом. Я был приятно удивлен. Не ожидал, что она сразу примет постороннего котенка. Она кормила его и заботилась о нем также как и о своих родных котятах. И это чувство сострадания и милосердия которое проявила эта кошка.
Животные обладают чувством привязанности, преданности, любви, сострадания, гнева, злобы. Но вот одно чувство не присуще животным. У них просто нет этого чувства. Это чувство стыда. Животные не стыдятся справлять нужду на виду у других животных и людей. Животные не стыдятся вступать в интимные отношения на виду у других животных и людей. Это чисто человеческое чувство.
Чем меньше стыда испытывает человек тем больше он оскотинивается. Туалеты без перегородок или без дверей способствуют угасанию единственного чувства отличающего человека от животного. Публичное оголение из той же категории. Нет в стыдливости ничего, кроме блага.
Источник
Сходства и различия человека и животного: интеллект, поведение, эмоции
В современных условиях люди отделяют себя от природы, считая, что они достигли апогея эволюции. Да, эволюция сделала нас такими, какие мы есть, но не стоит забывать, что у нас есть много общего с «братьями нашими меньшими» — млекопитающими. Сегодня мы расскажем о сходствах и различиях человека и животного.
Мы не будем зацикливаться на каких-то общих понятиях, которые известны нам со школы, а лучше поговорим об интересных фактах. Например, знали ли вы, какие общие болезни есть у людей и животных? А ведь из-за схожести внутреннего устройства человек и животное могут переживать одни и те же болезни и вирусы. Больше всего к нашим болезням близки обезьяны: они часто болеют гриппом, холерой, гепатитом, туберкулезом и т.п. Также стоит сказать, что и человек, и животное одинаково переживают бешенство.
Теперь поговорим об интеллекте. Понятно, что у людей и зверей он разный, да и вообще наличие высокого уровня мыслительных способностей считается главным отличием человека от животного. Ни одно млекопитающее не может превзойти человека по уровню интеллекта, поскольку оно не может так же, как и мы, мечтать, думать о прошлом и будущем. Более того, человек – это существо, которое умеет планировать и активно этим пользуется, а животное принимает решение только в конкретный момент, когда это требуется. Человек может использовать речь в то время, как животное – лишь ограниченную сигнальную систему. Но стоит отметить, что животные, как и люди, способны к обучению.
Поведение животного зависит от его инстинктов. Человек себе такого позволить не может: он контролирует свое поведение, исходя из возникшей ситуации. А вот эмоции есть и у тех, и у других. Но стоит отличать эмоции человеческие от эмоций представителей животного мира. Животные испытывают определенные эмоции, которые имеют биологический характер и которые связаны с их инстинктами. Например, животное может почувствовать страх, когда понимает, что здесь и сейчас оно находится в опасной ситуации. Человек же может почувствовать страх даже тогда, когда для этого нет никаких предпосылок, просто представив себе опасную ситуацию в своем сознании.
Источник
Что нас отличает от животных чувства
Итог многолетних размышлений, записанный экспромтом. Купированная версия статьи, с целью не входить в противоречия с правилами сайта. С целью экономии времени и правильного понимания настоящей заметки, привожу список дневниковых записей, ознакомившись с которыми легче будет вникнуть и воспринять информацию. Без прочтения этих страниц выводы настоящей заметки могут показаться субъективными и необоснованными.
Два опроса (важно читать со всей цепочкой комментариев)
https://azbyka.ru/znakomstva/…
Результат опросов, размышления-выводы с цитатами св.Луки (Войно-Ясенецкого) и апостолов
https://azbyka.ru/znakomstva/…
Пояснение на православном форуме «Слово» касаемо слов-определений, применяющихся при описании в Библии создания-сотворения живого
Татьяна Черниговская: «Творчество как предназначение мозга» (лекция в СПбДА)
https://youtube.com/watch?v=F…
А теперь начнем ☺
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.
Человек — существо потенциально духовное. Так принято считать, из этого «априори» мы постараемся исходить, не оспаривая этого.
Но в чем же именно — зримо или незримо — эта пресловутая духовность проявлена? Опросы, проведенные мной на этом сайте, показали, что почти все примеры, приведенные комментаторами в качестве «отличий», на деле имеют место и в животном мире. Сострадание, любовь, совестливость, свобода выбирать не убийство, самопожертвование ради другого, социализация, цивилизация, иерархия, сознание, разум, молитва, речь, творчество и даже мудрость — все это можно увидеть в мире животных. Были комментарии, которые условно можно объединить в группу «мы более развиты технически». Ну а кто ж с этим спорит? Дадим время черепахам, обезьянам — и они, возможно, тоже смогут дойти до всей этой техногенности. Это ли принципиальное отличие человека как духовного существа? А дельфины, имеющую иную цивилизацию (может быть, в силу своей большей нравственности) — они что ли ущербны перед людьми, меряющими все по себе? Остальные комментарии можно отнести к нашим, человеческим догадкам, «как мы предполагаем, оно есть в действительности»: человек осознает себя как личность (что такое личность?), человек осознает свою смертность (?), человек стремится познать Бога/вечность/бесконечность/законы вселенной (наука), у человека есть свобода выбора между грехом и добром, свобода направлять свою волю во злое или благое, человек создан по образу и подобию и т.д. Давайте условимся не повторять чужие слова, сами постараемся понять, в чем же мы можем увидеть в самих себе проявление этой духовности?
Как живет животный мир? Он делает только то, что ЦЕЛЕСООБРАЗНО (органично, природно, необходимо для жизни и ни на йоту больше, только то, что нужно для земной жизни). В мире же людей много нецелесообразного, необязательного, неприродного, неорганичного, чрезмерного, и это часто и грехом-то не считается. Например, чрезмерное производство пластика загрязняет Землю, чрезмерное употребление мяса (оно вообще, кто не знает, не является необходимым для человека), чрезмерная техногенность, информационная пресыщенность, перегруженность. Все это ведет к агрессии, уничтожению планеты, сознания человека. Чрезмерность как лейтмотив. Грех ли это, если смотреть по заповедям? Формально нет. Является ли такое поведение человечества объективно злом, разрушением? Объективно да.
Это мы даже еще к грехам не подошли, и мы уже отличаемся и сравнение не в нашу пользу! Свобода выбора: грешить или нет? Греховность нами определяется как оценка-сопоставление поступка/мысли с камертоном-эталоном: заповедью, общественным мнением, сводом правил и т.д. Этим мы «отличаемся» что ли? Очевидно, что да, но в худшую сторону. Только ли этим? Вот что интересно.
Есть ли что-то, отличающее нас как духовных существ (если предположить/поверить, что духовность есть эволюционно более развитая стадия развития души, или же просто изначально духовность — более глубокое, потенциально важное и высокое понятие, качественно иное, с другим осмыслением, осознанностью носителей этой самой духовности)?
Мы имеем свободу воли: свободу грешить и свободу делать добро. Также мы несем ответственность за содеянное, часто уже в этой жизни. Мы имеем способность осознавать грех как грех, добро как добро. Причем, под добром мы понимаем соответствие моральным нормам/совести/заповедям, то есть тоже ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ, только духовную, без которой жизнь души не может существовать (угрызения совести). Сейчас эту способность у людей убирают соответствующей пропагандой, размывая границы допустимого, но это тема для отдельной статьи.
Что мы несем в себе помимо свободы грешить? (Из того, чего нет у животных)
Осмысление жизни как кратковременного явления. Мы осознаем свою смертность, в т.ч. внезапную смертность. А значит, мы осознаем жизнь как уникальное явление существования перед лицом вечности. Вечность нам не понятна, не ясна, мы пугаемся и хотим это осмыслить, и, возможно, даже преодолеть. Религия вся отсюда. Был непонятен гром с молнией — были боги грома и молнии. Было непонятно солнце как явление — был бог солнца. Нам непонятна вечность и то, что за порогом смерти — нам было явлено послание, что прорезает смерть и остается в вечности — любовь. Но ведь и собаки испытывают любовь (и неверный человек перед ними в этом плане унылое посмешище). «Бог», как принято считать, это энергия, прорезающая, освещающая всю вселенную — любовь. Но что такое человек? Давайте отойдем от повторения услышанных где-то слов («по образу и подобию») и сами попытаемся осознать, увидеть, в чем зримо и конкретно проявляется отличие человека от животных (а значит, и духовности от душевности).
Попробуем воссоздать в памяти все, что ассоциативно связано с человеком и человечеством. Бессмертие через любовь, способность обращаться в молитве к Богу, осознанность (см. заметку по ссылке выше), свобода выбора между злом и добром, способность сопоставлять свои поступки, оценивать их, сравнивать с эталоном (совестью — духовным аналогом красоты материального мира), осознание своей смертности, то есть скоротечности жизни как явления, желание сохраниться бессмертными духами, передать свои переживания другим, стремление 1. сохранить/зафиксировать это, 2. поделиться этими переживаниями, в т.ч. 3. с будущими потомками; осознание Красоты как проявления гармонии Вселенной. Это явление, которое объединяет все вышеперечисленное и вмещает в себя это, называется. А как это называется? Ответ прост, но вы, пожалуйста, сами к нему подойдите. Вот такая версия, и посмотрите, почему. Когда мы засеваем семена морковки, чего мы ждем в результате? Не ждем же мы, в самом деле, всходов репы или велосипеда? Мы ждем выросшую морковку, здоровую и негнилую. То есть семена по нашему ожиданию должны взрасти и принести плод, результат развития и роста. Если Бог создал души животных без свободной их воли грешить, то результатом этого, очевидно, подразумевается их гармоничная природная жизнь, грубоматериальная цель которой размножение и процветание. Это, как мы видим, и происходит! (Они еще и молятся) Он засеял души, природа которых не знает греха, поэтому и результат их развития — гармония и красота, ибо в природе все гармонично и нет в ней некрасивых мест (следовательно, уродство — свойство, сопутствующее греху, человеку). Засевая духовные семена людей, Творец, возможно, хотел, чтобы мы в силу своей природы осознавали себя как существа духовные, и познавали Мир осмысленно, и не тем инструментом, который смертен (мозг), но тем, что бессмертен (дух, на бытовом языке — «сердце»). Об этом инструменте познания и говорит святитель Лука (ссылка на его труд выше). Плоскогубцами нельзя поймать плазму, магнитным полем невозможно измерить объем воды, на воздушном шаре не улететь в космос в принципе, мозгом не понять духовную природу человека. Мозг, как инструмент (линейка, дрель), очень полезен: им можно формулировать мысли, можно сопоставлять явления, события, делать выводы, но это, пусть и на своем уровне, могут и животные. Предположим, Творец засеял именно духовные семена, качественно отличающиеся от мира душ животных. Чего он ждет от нас? Всходов, как мы ждем всходы моркови в результате роста и развития! У моркови плод — большая морковь с ветвями-ботвой, а какой плод у духовных семян? Очевидно, это некие развившиеся сгустки духовности, аккумулирующие результаты переживания всего, что перечислено в начале этого абзаца. То есть наша Земля это то же «поле», засеянное семенами духа, а плодами, по замыслу Творца и изначальному свойству семян — их духовности, являются всходы духовного как результаты роста этих семян. Человек, преодолевая греховность — становится сильным, взаимодействуя с вечностью — осознанным; человек, возносящий молитву Творцу — растет; человек, делящийся своим молитвенным, осознанным состоянием/опытом с другими — приумножает это посредством присоединения к этим переживаниям других людей. То есть искусство лишь инструмент, и не каждое произведение является тем самым, что отличает человека от животного. В силу способности выбирать между грехом и добром, человек может создать искусство, сподвигающее человека грешить, либо помогающее человеку ощутить духовную опору, стать более осознанным. То есть искусство, только которое сочетает в себе молитву, передачу опыта нравственной борьбы, показывающее пути поиска автора в его стремлении преодолеть зло, — такое искусство помогает другим, соприкасающимся с ним через механизм сопереживания. То есть опыт передается не посредством передачи информации, «как надо» делать (хотя и это продемонстрировать важно), а посредством предоставления возможности воспринимающим произведение искусства людям через сопереживание самим пройти путь и понять, как надо, но уже как бы «по собственному убеждению» и «здесь и сейчас». Механизм, посредством которого человек сам имеет возможность подойти к тому, что вкладывал автор, и получить (в случае сопереживания) изначальный посыл автора уже как свой духовный опыт, называется драматургия. Она есть и в музыке, и даже в картине. В этом уникальность этого явления, которого нет в мире зверей, и это есть принципиальное отличие мира людей от мира животных: посредством драматургии мы делимся с другими с желанием им передать нравственный опыт, из любви к ним, а может, и в силу свой потребности делиться. Как видно, не всякое творчество есть то, что отличает нас от животных, и 99.99999% создаваемого на Земле есть либо «развлечение» (даже если в обертке псевдосерьезности), либо трансляция негативных энергий (слом, падение, апатия, сопричастность злому). Сюда также не относятся псевдонравственные творения, когда бездушно показывается-навязывается, «как надо», с цитатами ли из св.писания или просто безапелляционно. Если это не показано через механизм преодоления греховности/зла, через призыв к сопереживанию (которое вызывается средствами драматургии), если к этому зритель (слушатель, читатель) не приходит сам, вбирая в себя узнанное уже в качестве своего духовного опыта, то это не то явление, о котором речь. В результате же сопричастности людей к духовной молитве (искусству в подлинном смысле слова), они приумножают заложенный изначально смысл, духовное зерно растет. Это и есть те плоды, которые «собираются» Творцом с засеянного духами поля. Создано искусство с плохим глубинным наполнением — содействовать будет деградации людей, соприкоснувшихся с ним. Это по аналогии — «гнилая морковь», отсутствие результата — всхода. Искусство с глубинным содержанием, позволяющим человеку ощутить нравственную опору (а таких произведений за всю историю человечества крайне мало, почти даже совсем мало: их единицы), именно когда через сопереживание средствами драматургии человек взращивается как духовное существо — это действительно то, чего нет у животных. При этом духовность (осознание, взращивание) проявлена и в обычной нашей жизни: при взаимодействии с окружающими нас людьми, взаимодействие происходит не только посредством искусства! Благодаря душевному резонансу мы способны перенимать состояние (отчасти — опыт) других душ (будь то людей или животных) через их взгляд, отдельное слово, движение и даже жест — на нас влияет любая информация, получаемая нами! Узнали о верной собаке или львице, выхаживающей и не съевшей кабанят — уже сознание наше пытается в себя это вместить, осмыслить и понять, объяснить. Все, с чем мы соприкасаемся, воздействует на нас из-за нашей природной духовной потребности познавать-расти, а познать значит — понимать. Попадая в те или иные обстоятельства, мы растем, испытываем чувства, получаем опыт. Но только тогда опыт духовный, когда мы испытываем перечисленные в начале этого абзаца состояния, сопричастны им. Это мы аккумулируем в своей душе и уносим с собой, это тоже плод развития духа, в этом — развитии — смысл нашего пребывания на Земле. Искусство же лишь помогает поделиться этими состояниями, зафиксировав их, духовные состояния, в образах. Образ в искусстве способен нести результат духовного опыта, который, если его пытаться расписывать словами в книгах, можно «объяснить» мозгу примерно на 500 страницах. Конечно всего и не объяснить мозгу (это и не нужно делать), у нас как у человечества есть «многотеррабайтные» «жесткие диски» -носители духовной информации — произведения искусства. Только информация для мозга — книги с информацией, информация же для духа — художественные произведения, сообщающие нам опыт посредством образов. Образ точечно, мгновенно доносит до наших душ душевную информацию. В искусстве саккумулирован духовный опыт людей как духовных семян, и вспомним, что, отправляя пластинку внеземным цивилизациям, люди записали туда фрагменты симфоний. Что останется от человечества в случае гибели цивилизации? В чем мы накопили и можем передать опыт духа? Что прорезает время и пространство, и спустя 2-3 столетия после жизни автора позволяет ясно, будто он перед тобой (а он и есть перед тобой!), осмыслить, чем он жил, к чему стремился, что переживал? Что позволяет нам сказать, что мы пронзили смерть насквозь!? Это бессмертное. И бессмертным становится не эпатажное, не популярное, не модное, не сиюминутно-суетливое. Вечным становится результат работы духа Человека, вложившего свои чаяния (не назидание, а поиск!) в молитвенное произведение.
Бах-Зилоти, прелюдия си-минор. Исполняет Эмиль Гилельс.
http://www.youtube.com/watch?…
И если человек сотворен «по образу и подобию», то сейчас мы можем осмыслить, в чем эти образ и подобие явлены. Творец также ощутим нами и явлен нам через его молитву-произведение — наш Мир; а мы, как духовные существа, находящиеся внутри его «произведения искусства», в состоянии молитвы способны сохранять чувства в вечности, соприкасаться с нею, ощущать ее автора. При этом состояние творчества и осознанности зависит исключительного от внутреннего наполнения и нисколько не связано с социальным уровнем, значимостью труда (помыть пол это творчество, когда внутри есть осознание своей сопричастности вечности), т.е. творчество в широком смысле свойственно любому человеку от природы. Подарить другому улыбку — творчество, поддежать взглядом, словом — творчество, труд садовода, пекаря — творчество, любить — творчество, молитва — творчество. Самый творческий труд — педагога, а также крестьянина, участвующего во взращивании семян, наблюдающего за процессом роста каждодневно, живущего в единении с природой. Этим наши предшественники (естественно, по необходимости) занимались тысячелетиями, наблюдая из года в год чудо рождения землей жизни. Все пронизано творчеством и в животном мире, где все подчинено целесообразности жизни, прежде всего этой зримой жизни. Мы же способны делать порой нецелесообразные с т.з. зримой жизни, но необходимые для духовной жизни вещи — обмениваться переживаниями, накопленным опытом. Без этого духовная жизнь немыслима. Через это — со-поставление себя с опытом предшественников, — мы и получили такое понятие, как со-весть. Страшная мысль меня посещает: нет ли такого, что не «мы, люди — духовные, а потому имеем совесть», а напротив: «мы имеем возможность передавать опыт, у нас вследствие этого появилась совесть, и так мы стали духовными»? А если эта страшная мысль верна, не выходит ли так, что духовность — не уникальность и не качественное отличие, но всего лишь результат эволюции душевной. Дельфины, как и другие животные, возможно, тоже передают информацию, только устно, друг другу сообщая о своих переживаниях. Но у них нет осознания греха, а значит нет и возможности выбирать, нет преодоления греховности; животные безгрешны, а их творчество — гимн красоте вселенной, и тревога, если она и появляется — лишь результат соприкосновения с людьми, либо с опасностью. Мы же, люди, — греховны, а значит и творчество наше такое отличает нас от творчества животного мира, которое несет в себе посыл (драматургия) преодоления-победы над злом, осмысление и указание на путь к добру, утверждение доброго начала в человеке. А греховность наша (как результат осознания ее в себе от сопоставления своих дел с пластом опыта предшественников) — не есть ли всего лишь (!) следствие (!) появления совести, которая в свою очередь всего лишь (!) — следствие (!) появления возможности нам сообщаться с предшественниками/потомками посредством искусства? Будут ли, условно говоря, животные греховны, когда осознают свою греховность? И осозна’ют ли они ее, получив возможность передавать законсервированные чувства потомкам?? Как бы то ни было, искусство сейчас зримо отличает мир человека как существа духовного от мира животных. В искусстве мы в сжатой, образной, емкой форме передаем результат нашего духовного опыта другим. Наши предки в устной безписьменной цивилизации от человека к человеку тысячелетиями передавали духовный опыт — через былины, сказки, песни. Сейчас отголоски этих древних знаний еще остались в исконном, кое-где сохранившемся фольклоре. Все это тоже творчество и также отличает нас от животных. Внимаем ли мы этому опыту?
ВТОРАЯ ЧАСТЬ. ПРОДОЛЖЕНИЕ. (Добавлено 20.11.2017)
Попытаемся осознать все написанное, посмотрев на человечество и животный мир сухо и беспристрастно. Животные не осознают категорию времени. Точнее, они «осознают» ее, но как данность, и взаимодействуют с ним утилитарно, по принципу «надо все успеть». Для них время — как для нас воздух: они его потребляют, при его нехватке умирают, но обратной связи нет. Человек, вследствие понимания, что жизнь была до него и будет много после, вследствие сопоставления себя и опыта предшественников посредством соприкосновения с знаниями и другой информацией (устной и письменной), осознае’т время иначе. Появляется категория совести как результат эволюции животного сознания (если, условно, во’рона научить записывать и передавать знания, то через 10 поколений будущие во’роны смогут сопоставлять свои действия со знаниями их предшественников, и, скорее всего, они задумаются о «правильном» и «неправильном» в своих поступках, то есть появятся зачатки совести, а значит можно станет говорить и об их греховности!). Человек понял, условно говоря, что он «все равно всего не успеет», и стал искать способы взаимодействия со Временем. И взаимодействия не утилитарного («как бы побольше успеть»), а парадоксального, эвристичного: человек решил его победить. Совсем. Человек нашел способ пронзить время и остаться в Вечности — искусством. В искусство человек уже вкладывает не знания посредством букв (как это делается для передачи информации от мозга к мозгу), но духовный опыт переживаний посредством сложений чувств-образов в линейную причинно-следственную (временну’ю) драматургическую последовательность. Так передается информация от духа к духу. Испытывающий через тысячелетия другой, неизвестный тебе дух твои же чувства как бы делает тебя реальным, преобразующим будущую для тебя действительность — ведь ты реально влияешь на тех, кто тебе сопереживает, а они действуют — в будущем! Но здесь ключевое слово «будущее» — и оно неверное по смыслу, т.к. искусство описывается не категориями смертного, оно в вечности. Это «жесткий диск» для хранения самой глубокой информации — чувств. Мы видим, что, осознав смертность, человек впал в состояние ступора, и, не найдя выхода в той же плоскости, где лежит сама проблема (смертность), человек эвристично пронзил проблему, выйдя на качественно иной уровень осознания бытия — осознания духовного, на уровень бессмертия. Это можно сравнить с ситуацией, когда муха ползает по двумерному листу ватмана, т.е. плоскости, не понимая, что для того, чтобы попасть в противоположную точку, в то же самое место, но с другой стороны листа — не обязательно проползать весь лист дважды. Человек просто остановился, осознав в себе новое качество, и вместо описания, моря слов — может просто посмотреть в глаза, вместо суеты — помолиться, как если бы муха просто проткнула лист иглой и попала сразу в нужное ей место. Таким образом, человека принципиально отличает от животного осознание времени и выстраивание с ним взаимоотношений: мы его протыкаем, как лист ватмана. Духовное наше качество — это своеобразная «кротовая нора» духовного мира, посредством которой мы соприкасаемся с вечностью. Преодоление смерти происходит посредством «нелогичных» с т.з. мозга поступков: испытывания чувств самопожертвования, верности, любви, в числе прочего — создания произведений искусства. Животные способны на многое из этого: так в памяти всплывает яркий пример, описанный св.Лукой (Войно-Ясенецким) в труде «Дух, душа и тело», где упоминается о лебеде, который после смерти возлюбленной взлетел в небо, сложил крылья и ринулся к земле, выпрямив шею, разбился — он не нашел смысла в жизни без любимой, т.к. его самосознание находилось и мерялось в тот момент другими (неживотными) категориями: верности, вечности. Самоубийство — грех, и здесь приведен пример с лебедем не как пример для подражания (ведь ради любви нужно не умирать, а жить), но как демонстрация попытки животного выйти за уровень животной логики, подняться над нею! Он вошел во взаимодействие со Временем, познав вечное чувство.
У человека взаимоотношением со Временем объясняется появление религиозного сознания. Осмысляются (и не понимаются) такие категории, как вечность, бессмертие. Время — мы его понимаем, и не понимаем, с ним выстраиваем взаимоотношения с обратной связью, будто с объектом! Время — что это? Или, может быть, кто? Возможно, что поняв его суть, мы поймем самих себя. Возможно, в природе Времени заложена разгадка нас как духовных существ. Может быть, время — это проявление духовности, его «вещество»? А может, наоборот — его нет, а оно «есть» только в нашем воображении? Нет, все-таки оно существует. А если это «вещество» духа, то, выходит, и не пространство влияет на время, а время — на пространство?! Ведь Дух, воля формируют материю. И не масса черной дыры влияет тяжестью своей на ход времени рядом, а иное течение времени другого рода другого духовного пространства влияет и формирует столь массивные объекты? Тогда, получается. центры галактик, черные дыры, квазары — это сосредоточие духовной материи (энергии)? А так называемая «темная материя» и «темная энергия», неизведанная толком учеными, невидимая (а потому «темная»), неисследуемая, но согласно рассчетам — составляющая 80% массы Вселенной — получается, что это и есть. ? Его личность — везде? И мы в ней живем. Если предположить, что время формирует пространство, тогда, выходит, эта «темная материя» (вся Вселенная) сформирована божественной духовной энергией — временем?? «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В нем была Жизнь. » Уважаемые читатели, здесь мы подходим к осознанию ключевых процессов. Что говорит нам наука? Она говорит, что в начале Вселенной. формально пространство было! Просто в одной точке, сингулярности. Времени не было, т.к. не было и законов физики, позволяющих его описать. Подставьте в процитированный выше фрагмент Библии вместо «Слово» — «Время» и вы поймете, о чем я пытаюсь сказать. В начале было Время, и Время было у Бога, и Время было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без него ничто не начало быть. В стихе 14 мы видим: «И Слово стало плотию. » Плоть сформировалась «Словом». Давайте попытаемся понять контекст евангельских слов, увидим, что мы ничего не притягиваем «за уши». Греческое слово Ло́гос (от греч. λόγος «слово; мысль, смысл») впервые на Земле употребил Гераклит, подразумевая «вечную и всеобщую необходимость, устойчивую закономерность. В последующем значение этого термина неоднократно изменялось, тем не менее, под логосом понимают наиболее глубинную, устойчивую и существенную структуру бытия, наиболее существенные закономерности мира». (https://ru.m.wikipedia.org/wi…) Таким образом, еще до воплощения Христа, люди, в силу своей духовной природы, подошли к пониманию первопричины мира, в которой сосредоточена вся закономерность и все законы Вселенной. Назвав Логосом, они выразили свою степень осознания. У слова этого много значений, и с евангельской трактовкой Логоса мы знакомы, но подчеркнем, что во всех философских или богословских словарных статьях написано одно и то же: логос — это «разумный принцип, управляющий миром». Разумный-принцип-управляющий-миром-вселенной. А что, у нас имеется так ли много принципов в реальности? У нас есть Пространство-время. Предлагаю впредь называть Временем-пространством, поскольку, скорее всего, так оно и есть. Время, похоже, и есть тот самый принцип, а люди просто, не поняв проблемы и считая, будто материя формирует время, посчитали, что хвост виляет собакой. Очень интересное определение также находим в словаре хайдеггерианских терминов: «Логос — речь, приводящая к очевидности то, о чем речь в речи. Это сообщающая речь, делающая свой предмет очевидным и доступным другому. Логос способен обладать структурной формой синтеза». Очевидно же, что речь идет о неком явлении, способном формировать (синтезировать). Подставьте в любое определение логоса «Время» и вы найдете ключ ко Вселенной. Посмотрите, как интересно сказано в одном словаре: «. Гераклит понимал логос как мировую всеобщую закономерность, как универсальную осмысленность, разумную основу мира, тождественную стихии огня. Аристотель считал, что существует внутренний логос (невысказанные мысли) и внешний (слово как высказанная мысль)». Внутренний логос, высказанн. постойте, не о внутреннем ли Голосе речь!? Логос-голос. Совпадение? — Не думаю, и вот почему. «Русский народ является самым древним на земле народом», – Орбини Мауро (1550 – 1614 гг), историк. Мы также находимся на грани, когда легко скатиться в китч, но слишком серьезная тема. А здесь не об этом. Поэтому просто как человек позволю себе предположить: слова голос и логос взаимосвязаны. Имею я право пользоваться своим интуитивным прозрением как методом познания. Проверим теперь — в этимологическом словаре читаем: «. др.-инд. bhāṣā «речь, язык». » и далее «Го́лос. Общеслав. Суф. производное (суф. -с-) от того же звукоподражательного гол, что и глагол (см.), диал. голк «шум». Исходное *golsъ > голос.» (https://lexicography.online/e…) Так мы видим, что исходно «голос» и «глагол» — это производные от одиного. Глагол — творческий волевой акт, действие, то же слово («Глаголом жечь сердца людей»). Сопоставив с только что приведенными разъяснениями слова «Логос», мы легко видим схожий смысл, и не будем сейчас пытаться понять, какое слово появилось раньше — сейчас это несущественно. Важно, что мы можем понять греческий логос на понятном нашему сознанию языке — по-русски это голос. Если «Логос» это воля Бога, то, с учетом только что сделанных нами открытий, мы можем сказать: Время — это голос Бога. Не он сам, но результат его творческой воли. Его воля, по которой сотворен мир. Время — это есть первопричина нашей Вселенной, остальное — следствие. Наша Вселенная описывается категориями «пространства-времени». Но это материалистичный взгляд на вещи; люди поверили, что пространство формирует время, а не наоборот! Время же, как теперь представляется, точнее более плотное его течение — формирует более плотные части пространства, аналогично и в обратной ситуации. Похоже, что если мир сформирован Волей Создателя, то эта воля и есть Время! Совпадает ли это с реально наблюдаемыми нами процессами? Приближаясь к духовному сосредоточию (в зримом материальном мире выраженному, например, в виде черной дыры), мы будем в единицу времени (квант духовной жизни) переживать больше, насыщеннее, а на Земле за это время пройдут тысячи, миллионы лет, ведь так? Об этом говорит наука. Библия: «. для Господа один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день», 2- послание Петра 3:8.
Вынуждены приземлиться и продолжить размышления о человеке. Кто мы, и что есть наша духовность — результат эволюции душевной или качественно, изначально иное духовное зерно? Могут ли звери стать духовными, точнее так: грань между совестью, потенциально доступной животным, и духовностью — она преодолима или это и есть та самая граница, разделяющая животный мир от человеческого? Вопросы требуют ответа.
На Земле мы считаемся цивилизацией. Наличие интернета, телевизора, радио в доме, одежды на теле — показывает лишь техногенную нашу развитость, благодаря которой мы имеем возможность самоутверждаться за счет вытеснения других видов. Мы привыкли мерить свою цивилизованность техногенностью. В действительности же техногенность другим цивилизациям могла быть попросту не нужна (как, например, дельфинам), не было у них в этом необходимости. Даже у человечества есть примеры безписьменных высокоразвитых цивилизаций в прошлом. И критерий сравнения — не техногенность, не наличие письменности. Подлинное расположение на лестнице цивилизационной иерархии, очевидно, определяется внутренним состоянием каждой конкретной особи — будь то человека или животного. Людьми духовными некоторых из представителей человеческого рода сделало то, что в истории до них были известны отдельные личности, испытавшие в своей жизни вечные чувства и сумевшие эти ощущения до потомков донести. Тем ценнее выглядят отдельные поступки отдельных зверей: львов, собак, лебедей из приведенных выше примеров — ведь каждый из них, не имея возможности подключиться к опыту своих предшественников, самостоятельно (на наших глазах!) прорезал ту самую реальность и, возможно, приобретал иное, бессмертное качество! Каждый из них — тот самый гений-пассионарий, образец для сородичей, который, будь у него возможность записать и передать чувства другим, мог бы стоять у зачатков религиозного самосознания своего вида! И представьте, как выглядел бы мир, если бы звери могли записывать и передавать друг другу свои знания посредством книг и произведений искусства!
Возможно, сама постановка вопроса, «чем же отличается человек от животного», изначально неверна по смыслу. Потому что может так оказаться, что принципиальных различий нет; что есть незначительное опережение вида homo-sapiens (по эволюционным меркам — на мгновение) относительно других животных, а подлинное различение происходит не по линии разграничения видов «homo sapiens — и все остальные», не по степени техногенности цивилизации, но по способности испытывать вечные бессмертные чувства (способности осознавать Время). В таком случае, пониманием «способен — не способен» будет определяться, сделается ли душа животного/человека бессмертной. Лебедь, испытывающий вечные чувства, может быть противопоставлен какому-нибудь конкретному человеку, живущему исключительно плотской жизнью: сознание такого лебедя нравственно выше, чем у подобного человека. Таким образом. возможно, не стоит искать отличий между человеком и животными, но стоит искать (и у зверей, и у людей) отличия между осознанными и неосознанными состояниями, которые свойственны и людям, и зверям. Людям просто легче подойти к состоянию осознанности, т.к. они, соприкасаясь с искусством и другой информацией предшественников, знают, как к этому состоянию те подходили, и, копируя их путь — подходят сами.
Подойдя к вечному, осознав временность жизни, мы стали с этой вечностью/временем взаимодействовать, и как следствие — расти душевно. Теперь, с новым пониманием явления под названием Время, мы можем точнее уловить суть. Взаимодействуя со Временем мы ощущаем в себе бессмертное. Своего рода семиклассник, которому стали объяснять о новом, доселе неизвестном ему предмете — геометрии или физике: понимая их, он стал их вмещать в себя, и как следствие — расти. Но то процесс роста ума, здесь же мы говорим о росте души. Соприкасаясь с вечностью (любовь, смерть-бессмертие), мы выучились вмещать эти явления в себя, взаимодействуя с ними, познавая их на духовном уровне, ощущая их в себе. Вечность, Красота, Бессмертие, Любовь — формируют нашу душу, которая не просто энергия в ветхозаветном понимании души как одухотворенной материи, но теперь и духовное ядро — образ и подобие. Нас формирует все, с чем мы соприкасаемся. Соприкасаясь со злым, и особенно — впитывая его, мы так или иначе перенимаем в себя этот образ уродства. Соприкасаемся с духовным — перенимаем образ духовной красоты. Образ и подобие. Истина развивает и образ-овывает наше духовное ядро. Точнее, у нас пробуждается дух — наше душевное «я», до того имеющееся, но спящее. Взаимодействуя с чем бы то ни было, мы меняем-ся со-образно этому, это нас образ-ует. Подобно тому, как ребенок, получая высшее образование, развивается и после обучения считается образ-ованным умственно. Духовный же облик-образ(ование) мы получаем. от соприкосновения с Вечностью и Любовью! Наверное, эти явления являются отголосками энергии Создателя, но выше этих явлений прыгнуть нам не дано, это тот предел нашего духовного познания, на котором мы можем попытаться ощутить душою более глобальные процессы. Так, вероятно, муравей «осмысляет», осознае’т мир вокруг, находясь в объективных, соответствующих его природе рамках. Соответствующее у него и сознание. Мы объясняем семикласснику геометрию, но ему было, «куда объяснять», во что вкладывать знания — у него есть мозг. Очевидно, что объяснять муравью геометрию бессмысленно. Так и с духовными категориями — любовью, вечностью: если мы способны их познавать — значит, у нас есть для этого орган. Если мы видим животных, способных ощущать и осознавать вечное, то что это значит? Способна ли душа эволюционировать и «превратиться» в дух? Это пока не представляется ясным.
Тому, что’ есть осознанность, посвящена одна из предыдущих моих записей на этом сайте. Но, чтобы правильно интерпретировать написанное там, пришлось написать такую большую статью о человеке и времени. К ней, осознанности, человека/животного подводит соприкосновение с категориями этого Времени и осознание. невозможности их победить (вечность, жизнь, смерть, бесконечность, бессмертие и даже любовь (страх потерять со временем любимого) и т.д.). Осознанность — результат работы души при соприкосновении со Временем и ее эвристичной попытки преодолеть смерть: она соприкасается с вечным, как следствие — ощущает вечное в себе, пре-образуется в вечный бессмертный объект (он пробуждается) — дух, и как результат — преодолевает, побеждает смерть. Душа соприкасается с вечным (смертью, любовью), как следствие — ощущает вечное в себе (смысл и ценность жизни в непреходящем, любовь), и как результат — преодолевает, побеждает смерть (противопоставляет ей вечное в ощущении, поступки объясняются иной логикой), формируется и обретается (пробуждается) новое качество — духовное ядро.
Написанное здесь при желании и невнимательном прочтении можно истолковать как ересь. В действительности, все наоборот: мы зримо увидели существование незримого духовного, которое не объясняется материальной природой и не понимается мозгом. Увидели способность наших предшественников интуитивно прозревать и духовно познавать мир, описывая процессы Вселенной очень точно. Просто не было ключа, и казалось, что Писание противоречило науке. Мы выдвинули предположение об истинной материи, которую не понимаем, и соприкасаясь с которой становимся осознанными. Следовательно, есть и создавший это духовное субъект, заложивший в нас стремление к познанию вечных непреходящих ценностей. Мы в его руках — семена, которые, взаимодействуя с категорией Времени (как семена растений с Солнцем), растем до духовного состояния (или пробуждаемся-развиваемся как изначально духовные семена — пока не ясно). У нас бывают и сложные обстоятельства, но даже хрупкий одуванчик прорастает сквозь асфальт. Остается один неразрешенный вопрос: отличаемся ли мы от животных принципиально и безоговорочно, так, чтобы при всем их желании они даже за миллионы лет не смогли бы нас «догнать»? Представляется, что у нас, как у людей, минимальное духовное преимущество: нам просто легче общаться (есть развитая письменность), а техногенностью своей мы подавляем природу, зверей, уничтожая их и даже поедая их — тех, кто порой проявляет лучшие качества, чем мы!! Мы объявили себя венцом природы, на деле сейчас являясь ее позором. У нас есть микроволновые печи, но зачастую нет души, чтобы осознать, чем эти печи наполнять. На случай осознания в себе этой милосердной природы у нас есть психические механизмы (догматы) эту милосердность в себе подавить, считая при этом себя высокоморальными! На это звери не способны и в этом они лучше нас. Когда-нибудь, хотелось бы надеяться, человечество будет жить в гармонии с природой и с животными взаимодействовать, как с братьями нашими меньшими. Настоящая заметка является глубоко христианской по сути своей, однако, согласившись с позицией автора, мы невольно подойдем к пониманию, что на многие вещи нам придется посмотреть иначе.
Возможно, наличие духовного самосознания определяется не принадлежностью к виду homo sapiens, а фактом осмысления существом Времени как явления и выстраивания взаимодействия с ним. Способность испытывать вечные чувства позволяет душе перейти в иное, духовное качество, делает ее бессмертной. И это, скорее всего, доступно как людям, так и животным.
Развивая мозг и не развивая свою душу, мы по сути ничем не отличаемся от большинства зверей. Только они не могут, им сложнее: у них нет книг, искусства, а у нас есть. Осознавая греховность и совершая греховное — мы хуже зверей. Надев одежду техногенности, культуры, и даже религии, мы — если не познае’м мир духовной своей частью и не меняемся в соответствии с этим — остаемся теми же животными, только более развитыми узкотехнически. Мозг и мышление, и даже осознание своего «я» мозгом при взгляде на отражение в зеркале — это есть у отдельных зверей и даже птиц. Заботясь только о своем теле и взаимодействуя со временем по принципу «лишь бы все успеть», живя только материальными ценностями — мы ничем не отличаемся от животных.
Лучше ли нас тот лебедь, осознавший в себе верность? Лучше ли пес, ожидающий хозяина у трапа самолета 10 лет? Лучше ли львица, которая ест только для поддержания жизни, а не от пресыщенности; которая способна на самоотречение? Лучше ли нас коровы, любящие хозяев и от благодарности к ним (а такие случаи описаны) дающие молоко, не будучи при этом матерями? Лучше ли звери, доверяющие человеку и идущие за ним на скотобойню? Лучше ли удав, удушающий жертву, а потом только поедающий, чем человек, который ради удобства (чтобы в мясе было меньше крови) расчленяет туши коров и свиней в их живом, полудобитом состоянии и с работающим их сердцем? Оно у них — в тот момент работает, у животных! У человека — уже нет.
PPS. 16 ноября 2017г. мной был проведен опрос с целью выяснить, ощущают ли посетители сайта в своей груди душу. https://azbyka.ru/znakomstva/…
На настоящий момент (20.11.17) из 400 человек, просмотревших ту заметку, только девять человек уверенно подтвердили, что явственно ощущают свое духовное ядро.
Источник